17 Феодорит на Исаию 61, 2. Удостоиваясь таинственного помазания, получаем радость и участие в славе. «Ефрем Сир. против, ерес. слов. 27. Евсевий доказ. для Еванг. 1, 10. 18 Собор Лаодикийский в прав. 48: «надлежит, чтобы просвещаемые (крещающиеся) были помазуемы после крещения небесным помазанием, и чрез то были причастниками Царства Христова.» Лев в Serm 24. 6. 19 Григорий Богослов говорит: «если ты оградил и обезопасил себя на будущее печатию самою лучшею, самою надежною защитою, запечатлев душу и тело помазанием и Духом: то что тебе приключиться может? Слов. о крещ. Лев в Serm. 24, 6. 20 Исповедание Яковитов о сем предмете видим в их требниках у Ассемана (Bill, orien. tom. 1. р. 573.), в сочинениях Иоанна Дарского, Якова Тагритского, Григория Бар-Еврее (Assem, В. О. tom. II. р. 121. 239. 230.) См. Хронику Сир. о 5. век. Assem. tom. I, p. 265. 21 Иоанн Оцниенский: «помазание, следующее за крещением, призывает на нас благодать усыновления Божия. Orat. Synod. р. 23. 34 De sacram. lib. III. cap. 1.2. «Следует, духовное запечатление, о котором вы слышали теперь; потому что после омовения остается усовершенствование, когда по молитве Священника изливается Св. Дух ты приемлешь таинство, т. е. помазание на главу». 35 Orig lib. IV. cap. Ult. «Таинства же суть: крещение и миропомазание; как в крещении сообщается отпущение грехов, так чрез миропомазание низводится освещение Духа». 36 Беда: «Помазание совершается Епископом чрез возложение руки, и обыкновенно называется утверждениемь». (In Psalm. 29 ). Рабан Мавр. «Епископ заипечатлевает крещаемого чрез возложение руки с помазанием.» (de inst. clric. cap. 28). Ива Корнотский: «утверждается помазанием чрез возложение рук » (de conuenient V. et N. Testam.). – Амалярий (lib. I. de offic. Cleric, cap. 27). 40 Бесед. на кн. Лев. т. 2 стр. 243. «Все, которые помазаны помазанием Св. Хризмы, стали священниками, как и Петр говорит ко Св. Церкви: «вы есте род избран, царское священство, народ святой. » 42 Тайноводств. поуч. 3. §§ 6. 7. Говоря о миропомазании, как таинстве христианском, Кирилл замечает: «Прообразование сего миропомозания находится в В. Завете,» и указывает на помазание Священников и Царей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ras...

Свв. Отцы указывают на то, что заповедь о посте была дана первым людям еще в Раю, и несоблюдение этой заповеди привело их к падению. Так, например, св. Иоанн Златоуст говорит: «Бог, сотворив в начале человека, и зная, что врачевство поста весьма нужно ему для душевного спасения, тотчас же в самом начале дал первозданному следующую заповедь: от всякого древа, еже в Рай , снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него ( Быт.2:16–17 ), а слова: это вкушай, а этого не вкушай, были уже образом поста. Но человек вместо того, чтобы соблюсти заповедь, преступил ее, и за это осужден был на смерть» 10 . В поте лица своего добывая свой хлеб, человек, лишившись райского наслаждения, в сущности пребывал в невольном строгом посте. А затем уже стал приносить Богу и свой добровольный пост. Поэтому, как говорит св. Григорий Палама , пост – современен человечеству 11 . Изучая Священное Писание Ветхого Завета, мы видим, что о посте говорится много и часто, и видим, что пост совершался с разными целями и в разных случаях, но руководящим началом во всем было желание постящегося снискать к себе милость Божию. Итак, тексты Ветхого Завета говорят о следующем: а) П ост является учреждением, заповеданным людям от Бога: ( Лев.16:29 ) (по Закону, День Искупления (Yom Kippur), был строжайшим постом: в течение 48 часов полагалось полное отстранение от пищи 12 ( Иоиль.1:14;2:12,15 ) «Слово Господне, еже бысть ко Иоилю, сыну Вафуилову: освятите пост; обратитесь ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плаче и в рыдании». «Вострубите трубою в Сионе, освятите пост» ( Иоиль.2:15 ). «Сице глаголет Господь Вседержитель: пост четвертый, и пост пятый, и пост седмый, и пост десятый будет дому Иудову в радость и в веселие, и в праздники благи». б) П ост совершался в определенное время года: ( Лев.16:29 ; Иер.36:6 ; Зах.8:9 ); но назначался также и в другое время согласно обстоятельствам. Обстоятельства эти были различны: 1) всенародное покаяние: ( 1Цар.7:6 ; 1Мак.3:17 ; Неем.9;1–2 ; Иер.36:9 ; Варух.1:5 ) («И плакахуся и постяхуся и моляхуся молитвами пред Господем»). 2) Покаяние личное, сочетанное с исповеданием грехов: ( 2Цар.12:16 ; 3Цар.21:27–29 ; Сир.34:26 ); («Тако человек постяйся о гресех своих...»). 3) Пред лицом угрозы наступающих бедствий и во время войны: ( Суд.20:26 ; 2Пар.20:3 ; Иудиф.4:13 ; Есф.4:3, 9:30 ; 1Мак.3:47 ) Для изыскания помощи Божией: ( 3Цар.21:9–12 ; Ездр.8:21,23 ) («Постихомся же и молихомся Богу нашему о сем, и услыша нас»). ( 2Ездр.9:1–2 ; 3Ездр.5:13,20 ) (упоминается семидневный пост). 5) В трауре по умершим: ( 1Цар.31:13 ; 2Цар.1:12 ; 2Пар.10:12 ) Пред видением небесных откровений: ( Исх.24:18 и 3Цар.19:8–13 ) (в отношении посильного для свв. пророков Моисея и Илии видения ими Бога). ( 1Цар.28:7–21 ) (в отношении видения Саулом духа пророка Самуила). ( Дан.9:3 ) (св. пророк Даниил пребывал в 20-дневном посте, изыскуя разъяснение видений, бывших ему в отношении Пришествия Христова и в отношении конца мира).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Кроме того, часто Бог говорит «через» пророка ( 3Цар.14:18, 16:12, 34 ; 4Цар.9:36, 14:25 ; Иер.37:2 ; Зах.7:7:12 ). Таким образом, то, что пророк произносит от имени Бога, говорит Сам Бог ( 3Цар.13:26 ; 3Цар.21:19 ; 4Цар 9:25–26 ; Агг.1:12 ; ср.: 1Цар.15:3:18 ). В этих и других местах Ветхого Завета слова, произнесённые пророками, являются также словами Самого Бога. Таким образом, неверие или неповиновение пророку является неверием в Самого Бога и неповиновением Ему ( Втор.18:19 ; 1Цар.10:8; 13:13–14; 15:3,19,23 ; 3Цар.20:35–36 ) 122 . Так же, можно обратиться и к учению Господа нашего Иисуса Христа. Если Он есть Сын Божий, то Его отношение к Писанию даст лучший ответ на вопрос о безошибочности. Во-первых, Христос последовательно рассматривает исторические повествования Ветхого Завета как достоверные описания событий. Христом были упомянуты: Авель ( Лк.11:51 ), Ной ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), Авраам ( Ин.8:56 ), установление обрезания ( Ин.7:22 ; ср. Быт.17:10–12 ; Лев.12:3 ), Содом и Гоморра ( Мф.10:15; 11:23–24 ; Лк.10:12 ), Лот ( Лк.17:28–32 ), Исаак и Иаков ( Мф.8:11 ; Лк.13:28 ), манна ( Ин.6:31,49:58 ), медный змей в пустыне ( Ин.3:14 ), Давид как псалмопевец ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 ; Лк.20:42 ), евший хлебы предложения ( Мф.12:3–4 ; Мк.2:25–26 ; Лк.6:3–4 ), Соломон ( Мф.6:29; 12:42 ; Лк.11:31; 12:27 ), Илия ( Лк4:25–26 ), Елисей ( Лк.4 ,:27), Иона ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–30:32 ), Захария ( Лк.11:51 ). Был упомянут Моисей как законодатель ( Мф.8:4; 19:8 ; Мк.1:44, 7:10, 10:5, 12:26 ; Лк.5:14; 20:37 ; Ин.5:46; 7:19 ); часто упоминались страдания пророков ( Мф.5:12; 13:57; 21:34–36; 23:29–37 ; Мк.6:4 ср. Лк.4:24 ; Ин.4:44; 12:2–5 ; Лк.6:23; 11:47–51; 13:34; 20:10–12 ). Христос подтверждает достоверность рассказов из Бытия 1 и 2 ( Мф.19:4–5 ; Мк.10:6–8 ). Хотя цитаты, приведённые нашим Господом, были взяты из разных частей Ветхого Завета, а также одни периоды истории упоминались чаще, чем другие, совершенно очевидно, что Он знал события Ветхого Завета и считал их правдивой историей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

34–35). Это облако пребывало над скиниею во все время странствования Евреев по пустыне и направляло их шествия. Днем это было облако, а ночью оно огнем стояло над скиниею, так что всем Израильтянам было видимо (ст. 36–38). 1. Как сооружена была скиния свидения? – Скиния устроена была по особому божественному плану, который во всех подробностях показан был Богом Моисею на горе ( Исх.25:40 ). Самое сооружение совершалось более полгода под главным надзором Веселиила (с евр. осененный от Бога), который был облагодатствован особыми дарами св. Духа (31:1–3). То свидетельство Писания, что Моисею показан был «образ скинии» на горе, по объяснении ап. Павла, означает, что скиния и во внешнем своем устройстве имела прообразовательный смысл, который и открыт был Богом Моисею на горе (см. Евр.8:4–6 ). Так, вся скиния была образом новозаветного домостроительства нашего спасения чрез Иисуса Христа; святилище прообразовало земное служение Христа во плоти и Церковь Его на земле, где верующие получают освящение ( Евр.9:11–12 и. д.); а святое святых прообразовало «небо», куда вошел Иисус Христое по воскресении, и Церковь торжествующую на небесах, т. е. царство славы со Христом (9:24 н 10:19). 2. Как освящена была скиния свидения? – В день освящения новой скинии священнодействовал Моисей; самое освящение совершено было чрез помазание скинии и ее принадлежностей особо составленным из разных благовонных веществ ( Исх.30:23–38 ) «елеем помазания», или святых миром, и чрез принесение жертв с кроплением кровью. В XL-oй главе, при описании исполнения Моисеем повелений Божиих об освящении скинии, не говорится об указанных священнодействиях; но говорится об этом в книге Левит (гл. VIII) при подробном описании посвящения Аарона и сыновей его, которое вероятно совершилось в тот же первый день первого месяца ( Исх.40:2 и д.). Святым миром Моисей помазал самую скинию и все ее принадлежности, священные предметы, в ней находящееся; тем же миром он семь раз покропил на жертвениик всесожжений, помазал его и все его принадлежности, а также и умывальницу ( Лев.8:10–11 ). Это помазание святым миром скинии и ее принадлежностей знаменовало освящающее действие благодати Святого Духа, чрез которое скинии делалась святым местом, достойным жилищем Иеговы. Подобное же очищающее и освящающее значение имели принесение на жертвеннике первой жертвы и возложение на роги жертвенника и пролитие к подножению его жертвенной крови ( Лев.8:15 ). Наконец сам Бог завершил освящение скинии Своим чудесным явлением во облаке, которое покрыло «скинии собрата, и слава Господня наполнила скинию» (см. Исх.40:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

В немногих словах попытаюсь высказать цель, заключающуюся в этом изречении.    Когда Бог установлял праздник кущепоставления, Он дал Моисею такое повеление: «В пятнадцатый день месяца седьмого — праздник кущей (палаток) Господу, и приносите всесожжения и жертвы семь дней, и день первый назван святым будет вам» (Лев.23:34-36). Потом, дав постановления касательно жертв, присоединил опять: «И в пятнадцатый день месяца седьмого сего, приносите всесожжения Господу семь дней, а день первый — покой, и день седьмой — покой: и в день первый возьмите красивых фиников, и ветви дерева густолиственные, и плод дерева прекрасного, и вербы, и ветви ивы с потока — (чтобы) радоваться» (Лев.23:39, 40). Уже во второй книге мы подробно исследовали по частям приведенное место и длинное сделали о нем рассуждение, однако же и здесь, сократив в немногих словах, снова напомним сказанное. Мы говорили, что праздник кущепоставления означает тревожделенное для нас время воскресения. Взятие красивых ветвей пальмовых и плодов прекрасного дерева и, кроме того, еще и прочее указывает на некое повторение или возвращение рая, который снова будет дан нам чрез Христа. А как к последнему речению прибавлено, что все надо взять «с потока» и также (с ветвями, взятыми) от него веселиться, то мы говорили, что потоку уподобляется Господь наш Иисус Христос, в Котором действительно обретем всякую радость в надежде и усладу, — в Нем и веселиться будем божественно и духовно. А что Он есть и называется духовно потоком, об этом засвидетельствует нам премудрый Псалмопевец, обращаясь с речью как бы к Богу и Отцу о нас: «Сыны же человеческие в крове крыл Твоих будут надеяться, упьются от изобилия дома Твоего, и потоком сладости Твоей напоишь их» (Пс.35:8-9). И Сам Господь в одном месте у пророков говорит: «Вот Я направляю к ним как бы реку мира и как бы поток полноводный» (Ис.66:12).    А как первый и седьмой день закон называет святым, то и сам божественный Евангелист наименовал его великим, во уважение, как кажется, общепринятого у иудеев обычая (так называть эти дни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3517...

Raisa. 2014/10/15, 01:43:58 если проф. Осипов своими лекциями фактически склоняет к протестанизму, почему ему позволяют читать лекции семинаристам? галина 2014/08/23, 16:23:41 Ну, уж и не знаю. что сказать... На моем жизненном пути еще не попадалось НАСТОЯЩЕГО МУЖЧИНЫ, от слова МУЖЕСТВО, все тряпки или обабленные существа, или весьма грубые, необтесанные, как бревно, не имеющие в себе МУЖСКОГО ДОСТОИНСТВА, то говорят много без разбору, как - будто страдают словесным поносом, то курят через пять минут, сплевывая на святую землю слюни, то матерятся так, что и не знаешь в какой угол отойти, чтобы не слышать. Мой век почти. что прожит. но ДОСТОЙНОГО МУЖЧИНЫ, который бы действительно был бы достоин этого звания - МУЖЧИНА, я не видела еще, несмотря на то, что работала в Военной организации, единственно правда то, что они не матерились, но к4ультуры или достоинства и там нет. Любовь А. 2014/07/28, 14:26:53 Истинная правда.... 2014/07/07, 11:17:34 Женщины равняйтесьнаБогородицу.Она пример для жен как замужних так и для дев.Вы оскорбительны и тоже время оскарбляете других.Бог дал мужчине помошницу,но вы стали врагами иму .потому и часто разводы,аборты,скандалы в семьях. Но и мужчины стали не лудше. sergiy 2014/07/06, 21:22:44 Мужика тоже если не хуже можно обозвать... Веселье не порядочность..все грешные Все люди все грешные Ни отца не мать нельзя оскар блять В православии не принято унижать друг друга В сред не веков и у женщин небыло регистрации жилья. .приходилось быть в рабстве наложницей .а в браке с одним только т.е.очеловечелась .стала осознание Счас нет таких проблем Все гражданина У всех есть мозг .средневековые не образ ов а ные дикие Есть не клубные есть читают...домашние и в молодости порядочные таких глупые унижения оскар бл яю т.за такие унижения и высказывания против женщин вызывали на дуэль.так мыслят люди бес чести Честный и с не морядочной ве ж лев О минусах ни говорят Уважение к людям есть уважение к самому себе. Не уважаешь это бес чести е Мать женщина это родина Отношение к ней к родине Плохо говоришь о мне о матери о своей сестре ты бес чести Будь человеком человек Родина страна в сред не веков е была не человеком законы бес чел о вечные казни Поэтому никто мать родину не уважал и первом таком не задумывались Человек тот кто с честью С любой женщиной с уважением Любую родину закон уважает Всегда при дель но ве ж лев Умеет разрушать стрела типы и признавать ошибки Давайте всегда вовсе века сохранять разум быть людьми людмила 2014/07/06, 21:08:50 Рас пу ще ная женщина вот не человек Замужняя порядочная человек Есть дом очаг с молоды ценят Есть и в замужестве веселые В быту Есть мужик тиран и детей бьет и мам дурак Есть и муж не человек В библии Есть глупая ева дала фрукт адаму Есть глупый адам поль ст ил ся на фрукт Грех был совместный людмила 2014/07/03, 00:36:44 На письмо нашего читателя ответил священник Русской Православной Церкви МП Алексий Шестопалов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=29&iid=123...

    13:23. Мужчины на праздничных трапезах возлежали (женщины не обедали в обществе мужчин, разве только в семейной обстановке). Каждый возлежал, слегка откинувшись назад от соседа справа; таким образом, Иоанн мог откинуть голову и даже покоиться на груди Иисуса. (Они опирались на левый локоть так, чтобы правая рука была свободна, но пищу разрезали не во время трапезы, а заранее.) Возлюбленный ученикИисуса — вероятно, Иоанн — занимал одно из самых почетных мест, как и сосед Иисуса слева (Иуда, полагают некоторые комментаторы, исходя из ст. 26).     13:24—27. Если хозяин, обмакнув кусок хлеба в общую чашу (в которой на Пасху была подслащенная кашица из горьких трав), протягивал его кому-нибудь, это было знаком его почтения к этому человеку.Полновластие Иисуса здесь неоспоримо (ср.: Мк. 14:20).     13:28—30. Перед Пасхой некоторые благочестивые евреи занимались благотворительностью, чтобы заручиться расположением Бога. Обычно выходить на улицу в пасхальную ночь не полагалось (Исх. 12:22), но в повествовании Иоанна (в отличие от Матфея и Луки) Пасха, по всей видимости, начиналась на следующий день (см.: 18:28 и соответствующий коммент.).     13:31—35 Прославление и новая заповедь    Контекст этих стихов — предательство Иуды и смерть Иисуса.     13:31,32. О прославлении см. в коммент. К 1и 12:23—27.     13:33. Учителя иногда называли своих учеников «детьми» (ср.: 1 Ин. 2:1), а ученики учителя — «отцом». В еврейской литературе также известны «завещания» («заветы»), в которых герои прошлого давали своим детям перед смертью важные наставления, предназначенные будущим поколениям. Неизвестно, следует ли здесь Иоанн образцу этого литературного жанра, но то, что Иисус, покидая учеников, дает им прощальные наставления, вполне естественно.     13:34,35. Ветхий Завет заповедовал любовь (Лев. 19:18); новизна Иисусовой заповеди заключается в предложении нового идеала и примера: «какЯ возлюбил вас», т. е. вплоть до самопожертвования.     13:36—14Последовать за Иисусом на крест?     13:36,37. Хотя Петр искренне убежден, что последует за Иисусом даже на смерть, он не понимает, куда идет Иисус (14:5). О теме непонимания см., напр., в 3:4, а также во введении к коммент. к Евангелию от Марка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Leon, art. 101) считает возможным сказать, что «император вынужден был выступить в поход или по меньшей мере не удаляться из Константинополя». Но, при последнем толковании, противоположные «здесь» и «туда» звучало бы как шутка: в Халкидон император мог бы отлучиться, если бы даже неприятель стоял под стенами столицы. 260 Легаты папы не могли не явиться в Коастантинополь потому, что здесь они должны были встретиться с послами папы к императору, отправленными еще до объявления собора, и вместе с ними уже идти на собор (Leon., ер. 94 (74)). Как много времени требовалось на путешествие из Рима в Костантинополь, можно составить представление по следующим фактам: В 431 г. папские легаты 7–15 мая были еще в Риме; в Ефесе они являются лишь 10 июля; разность – 56 дней; но плавание было медленное из-за бурных ветров (Д. вс с., I, 676. 678. 681. 684. M., IV, 1287. 1289 1291. 1292) Когда сакра Феодосия в 449 г, сделалась известна Льву в., мы не знаем; но все документы, с которыми легаты отправлялись в Ефес (ер. 28–35 (24–31)) подписаны 13 июня, и до 20 июня (ер. 36 (32)) легаты уже отправились. Собор открыт был в Ефесе 8 августа. Разность – тоже 56 дней. Сакра Маркиана от 17 мая Львом в. еще не была получена 19 июня, a 24 июня он уже знает о созвании собора. Разность – 38 дней. Немедленно (тох) по получении сакры Лев в. (ер. 94 (74)) отправил своих легатов. Документы, их сопровождающие, подписаны 24–26 июня. Прибавляя к последней цифре даже 50 дней, мы получаем: 15 августа в Константинополе Ер. 87 (67). 89–93 (69–73). 94. 95 (74. 75). Хронология y Тилльмона правильнее, нежели y Гефеле (II, 407). Последний отъезд легатов неверно полагает 20 июля. Cf. ер. 110 (post. 88)–117 (88): на рескрипт императора от 15 Февраля 453 г. Лев в. отвечает 21 марта; разность – 34 дня; но 10 марта он еще не получил этого рескрипта; следовательно в 23 дня, по крайней мере в это время года, курьер не мог совершить путешествия из Константинополя в Рим. 262 Этот мотив заявлен северианами в 533 г. в Константинополе на так называемой «collatiocatholicorumcumseverianis» (Mansi, VIII, 829).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

11 но Господь ожесточил сердце фараона. Т.е. «не дал Господь милость народу Своему в глазах фараона» (ср. 11,3; 12,36). Глава 12 12:1–28 Господь устанавливает Пасху. 12:2 Первым месяцем года в соответствии с весенним календарем был авив (март-апрель). Возможно, в данном стихе сообщается о введении этого нового религиозного календаря, начало которому положил исход израильтян из Египта. Авив стал первым месяцем года, поскольку напоминал об избавлении Израиля. О наличии осеннего календаря свидетельствуют 23,16; 34,22. Позднее в вавилонском (весеннем) календаре месяц авив получил название нисан ( Неем. 2,1 ; Есф. 3,7 ). 12 без порока, мужеского пола. Пасхальный агнец должен быть без недостатков, поскольку он являлся прообразом безгрешного Сына Божия. Агнец умирал вместо первенца, и его заместительная смерть является ключом к пониманию этого прообраза. Именно поэтому Иисус Христос, Который умер за нас, назван Агнцем Божиим ( Ин. 1,29.36 ; 1Пет. 1,19 ; Откр. 5,6 ). 12:6 Во Втор. 16,6 сообщается, что заклание жертвы должно происходить при заходе солнца. Это действие знаменовало собой начало Пасхи. 12 крови. Кровь символизирует жизнь, поэтому смерть агнца является заместительной ( Лев. 17,11 ). Заклание животных (вместо убийства в домах израильтян перворожденных сыновей) и кропление дверей кровью служили прообразом искупительной смерти Христа. Он «наш Пасхальный Агнец» ( 1Пет. 19,19 ). 12 испеченное. Мясо необходимо было испечь на огне без добавления воды. Горькие травы напоминали о страданиях, перенесенных израильтянами в Египте ( Плач 3,15 ). с пресным хлебом. Пресный хлеб, с которым ели агнца, должен был напоминать о поспешности исхода. 12 Пасха Господня. Т.е. установление Господнее. Корень глагола «песах» («миновать») имеет также значение «перескакивать», т.е. «действовать избирательно». Пасха древнейший из иудейских праздников, он был дан израильтянам в воспоминание, как вечное установление. После переселения в Ханаан евреи должны были закалывать пасхального агнца в святилище ( Втор. 16,2 и далее) и вместо помазания кровью косяков, священник кропил кровью жертвенник ( 2Пар. 30,16 ). Обязательность празднования Пасхи распространялась только на мужчин (23,17).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Скачать epub pdf Январь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 5: гл. 1–2 (Ин.7:37–43)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1904. Т. 1. 1. С. 209–224 (2-я пагин.). (Продолжение.) —209— Ин.7:37 . В последний же день праздника великий стояще Иисус, и зваше глаголя: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет 1 . Надо внимательно исследовать и в этом изречении, что такое премудрый Евангелист опять загадочно говорит нам, с особенной некоторой выразительностью назвав великим последний праздничный день? Или что побудило Господа нашего Иисуса Христа, как бы по необходимому какому основанию и соответствовавшему времени, именно в этот день обратиться к Иудеям со словами: „если кто жаждет, да придёт ко Мне и пьёт?“ Ведь Ему было бы можно воспользоваться и другими словами, например: Я – свет, Я – истина. Но применив изложение к учению о вере, Он употребил это „да пьёт“, как нечто необходимое и соответствовавшее речи об этом празднике. В немногих словах попытаюсь высказать цель, заключающуюся в этом изречении. Когда Бог установлял праздник кущепоставления, Он дал Моисею такое повеление: „в пятнадцатый день месяца седьмого – праздник кущей (палаток) Господу, и приносите всесожжения и жертвы семь дней, и день первый назван святым будет вам“ ( Лев.23:34–36 ). Потом, дав постановления касательно жертв, присоединил опять: „и в пятнадцатый день месяца седьмого сего, приносите всесожжения Господу семь дней, а день первый – покой, —210— и день седьмой – покой: и в день первый возьмите красивых фиников, и ветви дерева густолиственные, и плод дерева прекрасного, и вербы, и ветви ивы с потока – (чтобы) радоваться“ ( Лев.23:39–40 ). Уже во второй книге 2 мы подробно исследовали по частям приведённое место и длинное сделали о нём рассуждение, однако же и здесь, сократив в немногих словах, снова напомним сказанное. Мы говорили, что праздник кущепоставления означает тревожделённое для нас время воскресения. Взятие красивых ветвей пальмовых и плод прекрасного дерева и, кроме того, ещё и прочее указывает на некое повторение или возвращение рая, который снова будет дан нам через Христа. А как к последнему речению прибавлено, что всё надо взять с потока и также (с ветвями, взятыми) от него веселиться, то мы говорили, что потоку уподобляется Господь наш Иисус Христос , в Коем действительно обретём всякую радость в надежде и усладу, – в Нём и веселиться будем божественно и духовно. А что Он есть и называется духовно потоком, о сём засвидетельствует нам премудрый Псалмопевец, обращаясь с речью как бы к Богу и Отцу о нас: „сыны же человеческие в крове крыл Твоих будут надеяться, упьются от изобилия дома Твоего, и потоком сладости Твоей напоишь их“ ( Пс.35:8–9 ). И Сам Господь в одном месте у пророков говорит: „вот Я направляю к ним как бы реку мира и как бы поток полноводный“ ( Ис.66:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010