Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов: ; Исаии 15:16, 19:28; Лев. 14:12 ; Числ. 5:19 ; Второз, 6:13, 10:20, 23:21; 29:12–14; Сирах. 23:9–11 ; Исаии 45:23; Иерем. 4:2; Псал. 14:4 ; Иезек. 20:5–6, 15–23, 36:7, 47:13–14; Мф. 26:63–64 ; 2Кор. 1:23 ; Галат. 1:20 ; Филип. 1:8 ; 1Солун. 2:10 ; 2Тим. 4:1 ; Евр. 6:13–17 ; Откр. 10:5–6 . Израильский: Быт. 21:25–24, 24:1–9 ; 1Цар. 24:22–23 ; 3Цар. 8:31–32 . Св. пророк Исаия предсказал о новозаветной клятве именем Божиим у христиан: Исаии 43:23; Исаии 65:15–16. Клятву именем Божиим употребил Христос: Мф. 26:63–64 ; ее употреблял св. апостол Павел: Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23 и придавал ей большое значение: 1Тим. 1:10 ; Евр. 6:16–17 ; клялся именем Божиим и ангел: Откр. 10:5–6 . Третья заповедь запрещает напрасное, легкомысленное призывание имени Божия: Исх. 20:7 . Христос запрещает клятву ложную, не именем Божиим, а различными предметами: Мф. 5:34–37, 23:16–22 ; как и апостол Иаков: 5:12. Форма присяги пред св. Евангелием и св. Крестом взята из Св. Писания: 3Цар. 8:31–32 и Исх. 22:11 , как и обычай поднимать во время присяги вверх руку: Исх. 6:8 ; Быт. 14:22–23 ; Откр. 10:5–6 .   О СУДАХ. Сектанты, на основании Евангельского текста: «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы» ( Мф.7:1–2 ), впрочем не все, а только некоторые, отрицают установленные государством суды. Такое отрицание основано всецело на непонимании слова Божия. В данном месте Христос говорил не о судах, как государственных установлениях, а о наших душевных настроениях, по отношению к другим людям, именно – о том, чтобы люди не злословили ближних, не позорили их честь и доброе имя, не распространяли бы клевет, не осуждали бы поведение других и не смеялись бы над другими людьми, выставляя напоказ с худой стороны их поступки, а обращали бы больше внимания на самих себя, проникаясь сознанием, что они грешны пред Богом, и были бы смиренны и благочестивы. Вот о чем говорит Господь Иисус, требуя от людей прекращения всяких пересудов и сплетен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

для ист. иконоп., 1659 г.); Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, I, 562, 86 (Духовн. 1690 г.; Соломониды Федоровой); Горчаков, “Монаст. при­каз”, прилож. документ., 43, 3 (Ведом. 1735 г. о числе монахов, коих в м-ре положено 46); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1848 г., VI, смесь, 34 (Опись книгам XVII ст.); 1859 г., II, смесь, 23 (в 1754 г. с 5.000 душ крест. собиралось на семинарию 150 руб.); 1865 г., III, смесь, 32 (в 1731 г., дано при погреб. цар. Евдокии архим. Илариону 2 руб. 30 к.); 1869 г., IV, смесь, 69 (Запись 1687 г., данная крестьян. м-ря Тарака­новым); 1874 г., I, смесь, 177 (архим. Игнатий 1702 г.). “Полн. собр. лет.”, VIII, 31 (архим. Пимен 1377 г.); “Дворцов. разряды”, III, 652 (встре­ча вселен. патриархов 1666 г.), 764, 768, 770 (проводы патр. Макария 1668 г. 5 июня; здесь, ве­роятно, по ошибке назван архим. Гарицкий вместо Горицкий Сергий), 775 (архим. Сергий обедал у царя 8 июня 1668 г.), 1592 (служба в Успен. соб. 14 авг. 1675 г.; архим. Гурий); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел”, 227 (разъезжая грам. 1552 г. на землю Данилова м-ря), 345 (в 1700 г. имел крест. 1015 двор.); “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, II, ч. 1, 85 (в 1722 г. имел в Москве за Мясниц. воротами, на Фоминой ул., дерев. подворье), ч. 2, 58 (прошение 1722 г. архим. Льва о дозволении употребить вотчин. деньги на перестройку погорелых и обветшалых монаст. зданий), 119 (м-рь отдал серебр. посуду и лом для денежн. двора); III, 1723 г., 134 (м-рю при­надлежала подмонастыр. слобода); IV, 1724 г., 317 (дело о сборе хлеба с вотчин м-ря; архим. Лев), 359 (м-рю принадлежал посад Большие Соли); VI, 1726 г., 56 (архим. Лев вызван в СПБ. на чреду священнослуж.), 70 (прошение архим. Льва об отдаче в непосредств. ведение м-ря вотчин), 441 (в 1727 г. посвящен архимандри­том м-ря наместник Александр. Нев. м-ря Иларион); VII, 1727 г., 36 (архим. Лев посвящен во еписк. Воронежского), 38 (вызов архим. Льва для рукоположения), прилож., XXXI, VI (после казначея м-ря монаха Вениамина осталось за про­дажное платье и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Также следует принять во внимание наставления Господа Иисуса Христа. Если Он – Сын Божий, Его отношение к Писанию является лучшим ответом на вопрос о безошибочности текста. Во-первых, Христос последовательно рассматривает исторические повествования Ветхого Завета как достоверную летопись событий. В Его словах упоминаются Авель ( Лк.11:51 ), Ной ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), Авраам ( Ин.8:56 ), установление обрезания ( Ин.7:22 ; ср. Быт.17:10–12 ; Лев.12:3 ), Содом и Гоморра ( Мф.10:15, 11:23–24 ; Лк.10:12 ), Лот ( Лк.17:28–32 ), Исаак и Иаков ( Мф.8:11 ; Лк.13:28 ), манна ( Ин.6:31, 49:58 ), медный змей в пустыне ( Ин.3:14 ), Давид, как псалмопевец ( Мф.22:43 ; Мк.12:36 ; Лк.20:42 ), евший хлебы предложения ( Мф.12:3–4 ; Мк.2:25–26 ; Лк.6:3–4 ), Соломон ( Мф.6:29; 12:42 ; Лк.11:31; 12:27 ), Илия ( Лк.4:25–26 ), Елисей ( Лк.4 ,:27), Иона ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–30:32 ), Захария ( Лк.11:51 ). Он упоминал Моисея как законодателя ( Мф.8:4, 19:8 ; Мк.1:44, 7:10, 10:5, 12:26 ; Лк.5:14; 20:37 ; Ин.5:46; 7:19 ), часто говорил страданиях пророков ( Мф.5:12, 13:57, 21:34–36, 23:29–37 ; Мк.6:4 ср. Лк.4:24 ; Ин.4:44, 12:2–5 ; Лк.6:23, 11:47–51, 13:34, 20:0–12 ). Он подтвердил достоверность рассказов из 1–2 глав книги Бытия ( Мф.19:4–5 ; Мк.10:6–8 ). Господь цитировал разные части Ветхого Завета – одни чаще, другие реже, – но совершенно очевидно, что Он знал события Ветхого Завета и считал их правдивой историей. Во-вторых, Христос часто выбирал для обоснования Своего учения те события, которые большинство современных критиков считают нереальными. Например, Всемирный Потоп ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), историю Содома и Гоморры ( Мф.10:15, 11:23–24 ), повествование об Ионе ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–32 ). В-третьих, Христос апеллировал к ветхозаветным Писаниям как к высшему авторитету во время споров с книжниками и фарисеями. Он осуждал их не за чрезмерное доверие Писанию, а за то, что они своей казуистикой запутывали ясное и достоверное библейское учение. Христос прибегал к Писанию для отражения искушений сатаны. Примечательно, что как Сам Иисус, так и сатана признавали Писание высшим и неоспоримым аргументом ( Мф.4:4–11 ; Лк.4:4–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Важная отличительная черта юбилейного года – обязательное возвращение свободы всем рабам-евреям, независимо от проведенного в рабстве времени (объявите свободу на земле всем жителям ее – Лев. 25:10 ; см. также: ст. 47–54). Максимальный срок пребывания израильтянина в рабстве составлял шесть лет ( Втор.15:12–18 ), однако благодаря наступлению юбилейного года этот срок сокращался. Периодическое освобождение рабов напоминало израильтянам, что и сами они были рабами в Египте. Но самая принципиальная особенность, характерная только для юбилейного года,– возвращение земли ее собственникам. В этот год все земельные наделы, ранее проданные или отданные в уплату долга, возвращались их хозяевам (или наследникам хозяев). Это постановление означало, что израильтяне не могли всецело распоряжаться земельными наделами, но призваны были помнить, что они – только временные собственники на этой земле, а не ее полновластные хозяева. Земля была даром Бога: ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня ( Лев.25:23 ). Значит, раз Господь даровал данный участок земли конкретному израильскому роду, то земля должна оставаться в семье и передаваться по наследству. Такое отношение к земле влияло даже на брачное право израильтян: если наследницей удела была женщина, то она не могла выйти замуж за представителя другого колена, но мужем ее должен был быть соплеменник, чтобы надел земли остался во владении представителей ее колена ( Чис.36 ). По сути, в случае нужды израильтянин продавал не саму землю, а возможность собирать с нее урожай в течение нескольких лет (известное число лет жатв он продает тебе – Лев.25:16 ). Поскольку каждые пятьдесят лет земля возвращалась к первоначальному хозяину, ее цена была прямо пропорциональна числу лет, остающихся до юбилейного года (то есть уменьшалась). В любое время в течение этого периода земля могла быть выкуплена либо хозяином, либо его близким родственником (25:24–28). Следует заметить, что предписания о возвращении земли ее исконному владельцу относились и к домам в сельской местности, но не распространялись на дома в огражденных стенами городах; такой дом можно было выкупить только в течение года после его продажи, в ином случае он навсегда оставался в собственности нового хозяина (25:29–31). Правда, последнее указание не относилось к домам левитов, которые в любое время могли выкупить свои дома и участки земли вокруг левитских городов (25:32–34).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

31 В поздних изданиях этого перевода используется слово «старшие», но только в Откровениях по отношению к 24 старцам у Божьего престола. 32 Мне поручали также большинство исторических предметов, касавшихся правителей и истории Египта, Ассирии, Вавилона (только правителей), Me до–Персии и других стран. 33 Она занимала 27 страниц (с 322 по 348), В пересмотренном издании 1988 года она уменьшилась до 20 страниц, и это было самым крупным изменением в издании. 34 «Помощь в понимании Библии», сс. 326–328, 330, 331. 35 В 1978 году согласно финансовому отчету, представленному Правлению, капитал Общества составлял 332 миллиона долларов. 36 Рим. 1:14 . 37 См. Исх. 20:16 ; Лев. 19:16 ; Пс. 14:3 ; 1Пет. 2:21–23 . 38 Пр. 17:17. 39 2Кор.5:11, 12; 7:2, 3 . 40 Мф. 12:36, 37 . 41 См. Пс. 36:5–9, 32, 33 ; Рим. 12:17–21 ; 1Пет. 2:21–23 . 42 «Сторожевая башня» от 15 августа 1982 года, рассматривая слова апостола Иуды о тех, кто «злословят высокие власти» (буквально: «злословят славных» — прим. персв.), (ст. 8), утверждает, что в число этих «славных» входят «назначенные христианские надзиратели», и предупреждает об опасной «тенденции пренебрегать властью, данной Богом» (см. также выделенную информацию на с. 29 того же номера журнала). 43 См. книгу «Все Писание богодухновенно и полезно», изданную в 1963 году, с. 341. 44 Деян. 4:5–23; 5:17–40 . 45 Мф. 5:11, 12 ; ср. Иак. 5:10, 11 . 46 См. 1Кор. 11:1 ; Еф. 5:1 ; 1Пет. 2:21 . 47 Термин «верный и благоразумный раб» взят из притчи Иисуса в Мф. 24:45–47 ; число 144000 взято из Отк. 7:4 и 14:3. 48 См. Книгу года Свидетелей Иеговы за 1983 год, с. 31. 49 В то время членами корпорации являлись Натан Норр, Фред Франц. Грант Сьютер, Томас Салливан, Мильтон Геншель, Лайман Суингл, Джон Гро (эти семь человек являлись также директорами Общества Сторожевой Башни), далее Уильям Джексон, Лео Гринлис, Джордж Гэнгас, Реймонд Франц. Салливана, Гро, Норра, Сьютера и Гринлиса сейчас нет в живых. 50 Все Правление собирается каждую среду. 51 Высшее образование обычно не одобряется, потому что считается, что оно может привести к потере веры и что атмосфера в учебных заведениях побуждает к развитию безнравственности.

http://azbyka.ru/krizis-sovesti?full_tex...

   Несомненно, очень древнее, соферимское и доталмудическое происхождение имеют критические замечания: keri velo ketib (читай, но не пиши). Например, во 2Цар.8— сл. отмечено таким замечанием, потому что казалось невозможным, чтобы Адраазар имел на Евфрате владения; во 2Цар.16— сл. , потому что недопустима мысль, чтобы всякий мог вопрошать Бога (также Иер.31:38; 50:29; Руф.2:11; 3, 5, 17) и т.п. — Еще: ketib velo keri (пиши, но не читай): в 4Цар.5частицу после отметили этим замечанием, как представлявшуюся излишней (и у LXX нет ее); во Втор.6— местоимение — перед , сохранившееся и у LXX, казалось излишним. Также у Иер.51:3; Иез.48:61; Руф.3:12. Также: keri u ketib (читай и пиши) в Лев.21:5; 23, 13; 1 Цар.17:23; Агг.1:8... Kidduschim 89b. Sota 42b. loma 21, Berachot 14, 3. Все эти замечания перечисляются в талмуде, как очень древние, ведущие свое происхождение от Моисея и с горы Синайской (Nedarim. 37 fol.). По справедливому разбору их у Гейгера (Urschrift. 254—258 ss.), они могли произойти только на основании очень тщательного, хотя и не всегда беспристрастного, изучения священного текста. Плодом такого же изучения могло быть талмудическое объяснение обратного нун (Числ. 10:35—36) тем соображением, что им означаемый отдел стоит не на месте и, как у LXX, должен быть ранее 34 стиха (Sab. 115—116 fol.).    Затем, многие ученые придают критико-текстуальный и экзегетический характер ненормально пишущимся буквам еврейского текста: majusculae, minusculae и suspensaë в Суд.18— , вместо ; здесь вставлена буква малая, чтобы не оскорбить Моисея; в Числ.25написано вместо — мир; в Лев. 11:42 в слове поставлена буква очень большая — может быть как срединная буква в Пятикнижии (Soferim. 9, с.). И эти своеобразные буквы очень древнего, доталмудического, происхождения; значение их талмудистам было неизвестно, но они свято заповедали всем писцам хранить неизменной их орфографию (Sab. 115).    Наконец, несомненно, критическое же значение имеют точки или звездочки над некоторыми словами и буквами, называемыми nikudot.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

30 Иосиф Флавий ошибочно вычисляет дни царствования Тиверия от 19 августа по 16 марта, выходит без трех дней семь месяцев, иначе сказать – шесть месяцев и 27 дней, а не 6 м и 3 дня. Ошибка в том, что из 19 вычел 16, тогда как следует наоборот, Ioseph, de Bello, II 9, sec 5. Светоний, полагая смерть Тиверия в 23 год его царствования, считает последний год (6 мц и 27 дней) за полный год. См Caspari, стр. 44. 32 Разрушение Иерусалима Титом было в конце субботнего года, который простирался от Тисри 822 до Тисри 823 г. (Caspari, стр. 63). Иосиф Флавий говорит, что от завоевания Иерусалима Иродом до разрушения его Титом протекло 107 лет, считая один неполный год за год, а именно первое событие было в июле 717 г., а второе в сентябре 823 года от основ Рима, Antiq XIΧ 10. Следов. точная дата разрушения Иерусалима Титом в сентябре 823 года от основ Рима, что соответствует 73 году от Р Хр. Zchurer, стр. 465. 33 «Соедин. и перевод четырех евангелий», т. I Geneve 1892 г. От автора 29 августа 1891 г. Ясная Поляна» 34 Бирюков также говорит, что Толстовское «евангелие» написано Толстым около 1881 г. См. Бирюков «Лев Николаевич Толстой». Биография, т. II изд. «Посредника», Москва 1908 г. Стр. 350 35 Год казни Толстовского «бродяги» падает на 84 г. нашей эры или на 834 г. Первосвященник же Анна лишился своих прав в 784 г., а Каиафа – в 789 г. 36 Толстовский «герой» родился на 40 лет позднее Христа. Так как Пилат был изгнан в 5 год после смерти Христа, то приговор Толстовского Пилата падает на 45 год по изгнании исторического Пилата. 37 Мы уже установили эту дату, на основании времени написания Толстым своего «евангелия». Это подтверждает и Бирюков, составитель биографии Толстого, говорит, что Толстовское «евангелие» написано около 1881 года. Бирюков «Лев Никол Толстой». Биография, т. II, стр. 350 .Изд. Посредника, Москва 1908 г. 39 Полное собрание сочинений Графа Л.Н. Толстого, вышедших за границей. С оригиналов В.Г. Черткова, том V «Царство Божие внутри вас», СПБ, 1908 стр. 35. 40 В «Таврическом Церковно-Общественном Вестнике» за 1907 г. от 20-го ноября, стр. 1477, сообщают о появлении новой секты «святодуховцев», не имеющей ничего общего с Толстовским «свято-духовским» сектантством. Вот что пишут об этой секте»:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Несомненно, очень древнее, соферимское и доталмудическое происхождение имеют критические замечания: keri velo ketib (читай, но не пиши). Например, во 2Цар.8 – сл. отмечено таким замечанием, потому что казалось невозможным, чтобы Адраазар имел на Евфрате владения; во 2Цар.16 – сл. , потому что недопустима мысль, чтобы всякий мог вопрошать Бога (также Иер.31:38; 50:29 ; Руф.2:11; 3, 5, 17 ) и т.п. – Еще: ketib velo keri (пиши, но не читай): в 4Цар.5 частицу после отметили этим замечанием, как представлявшуюся излишней (и у LXX нет ее); во Втор.6 – местоимение – перед , сохранившееся и у LXX, казалось излишним. Также у Иер.51:3 ; Иез.48:61 ; Руф.3:12 . Также: keri u ketib (читай и пиши) в Лев.21:5; 23, 13 ; 1Цар.17:23 ; Агг.1:8 ... Kidduschim 89b. Sota 42b. loma 21, Berachot 14, 3. Все эти замечания перечисляются в талмуде, как очень древние, ведущие свое происхождение от Моисея и с горы Синайской (Nedarim. 37 fol.). По справедливому разбору их у Гейгера (Urschrift. 254–258 ss.), они могли произойти только на основании очень тщательного, хотя и не всегда беспристрастного, изучения священного текста. Плодом такого же изучения могло быть талмудическое объяснение обратного нун ( Числ. 10, 35–36 ) тем соображением, что им означаемый отдел стоит не на месте и, как у LXX, должен быть ранее 34 стиха (Sab. 115–116 fol.). Затем, многие ученые придают критико-текстуальный и экзегетический характер ненормально пишущимся буквам еврейского текста: majusculae, minusculae и suspensaë в Суд.18 – , вместо ; здесь вставлена буква малая, чтобы не оскорбить Моисея; в Числ.25 написано вместо – мир; в Лев. 11,42 в слове поставлена буква очень большая – может быть как срединная буква в Пятикнижии (Soferim. 9, с.). И эти своеобразные буквы очень древнего, доталмудического, происхождения; значение их талмудистам было неизвестно, но они свято заповедали всем писцам хранить неизменной их орфографию (Sab. 115). Наконец, несомненно, критическое же значение имеют точки или звездочки над некоторыми словами и буквами, называемыми nikudot.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

9:21. Время вечерней жертвы. По древнееврейскому исчислению день завершался около шести часов вечера (а не в полночь), а потому вечерняя жертва приносилась днем, между тремя и четырьмя часами. 9:24. Семьдесят седьмин. Семилетний период составлял «субботний» цикл (см., напр.: Лев. 26:34,35 и ссылку на это место во 2Пар. 36:21 ). Семь субботних лет составляли «юбилейный» цикл, в конце которого освобождали рабов, а земля возвращалась прежнему владельцу ( Лев. 25 ). Семьдесят субботних циклов равнялись десяти юбилейным циклам. Здесь речь идет о первом юбилейном (семь седмин в ст. 25) и последнем субботнем циклах (семидесятой седмине). Совершенно очевидно, что эти числа несут теологическую нагрузку, которая придает им символический характер. В Месопотамии числа «семь» и «семьдесят» обозначали некую полную меру времени. Концепция «седмин» используется также в Книге Еноха (в так называемом «Апокалипсисе седмин»), а период в семьдесят седмин упоминается в кумранских рукописях. Символическая интерпретация времени получила название «хронографии», которую следует отличать от «хронологии». 9:24. Запечатанное видение и пророчество. См. коммент. к 12:4. Печать удостоверяет аутентичность документа. В достоверности пророчества Иеремии и видения Даниила можно убедиться лишь по прошествии назначенных в них сроков. 9:24. Помазание святая святых. Описание церемонии посвящения, которая включает помазание и освящение святая святых в Исх. 29 (см.: ст. 36, 37), достаточно ясно объясняет смысл этого утверждения. После осквернения святого места оно должно быть очищено. В ассирийских надписях также говорится о помазании храма, который будет восстановлен будущим князем. 9:25. Повеление о восстановлении Иерусалима. Здесь подразумевается не царское повеление, а пророческое слово. Фактически, такое же сочетание глагола и существительного («вышло слово») было использовано в ст. 23. Обоснованность такого толкования подтверждается тем обстоятельством, что Даниил опирается на пророчество Иеремии, возвестившего о возвращении из плена и восстановлении Иерусалима в своем письме изгнанникам (см. коммент. к 9:2). Таким образом, это слово могло «выйти» между 597-м и 594 гг. до н. э.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

10 Этот вывод, в основном, подтверждают новейшие исследователи, знакомившиеся с произведениями св. Феолипта во всей полноте: A. Rigo. Nota sulla dottrina ascetico–spirituale di Teolepto Metropolita di Filadelfia (1250/51–1322)//Rivista di studi bizantini e neoellenici. 1987. 24 (34). 165–200; Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 26–66. Тем не менее, систематического исследования исихастской традиции в тех формах, которые она имела в ближайшие десятилетия перед «исихастскими спорами», до сих пор не появилось. Это нужно связать и с крайне плохой изученностью религиозной жизни Византии более ранней — периода Комнинов. Весьма вероятно, что именно св. Феолипт был автором Канона Иисусу Сладчайшему и 4 стихир, следующих за ним: в греческих печатных часословах этот канон обычно атрибутируется исихасту XIV в. Феоктисту Студиту, однако из немногих средневековых рукописей, где составитель канона указывается, только 1 содержит атрибуцию Феоктисту, а 3 — св. Феолипту (Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 24). Для каждого, кому знаком этот канон, должно быть понятно, насколько его автор свыкся с непрестанным памятованием Имени Иисусова. 11 «Отшельник легко уловляется [врагом], ибо идет один», — пишет он монахам, восхваляя преимущества общежития (Учение, преподающее подобающее поведение сущим в общежитии монахам [Монашеские проповеди 9, 4]//Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 220. 35–36). 12 Ср.: выше, дополнения к прим. 23 к гл. I. О гимнографических произведениях св. Феолипта см. Sinkewicz. Theoleptos of Philadelpheia…, 24–25 (всего известно 5, в последнее время все, кроме одного, опубликованы, а для неизданного произв. опубликован итал. пер. ). 13 См. главным образом: P. Charanis. The monastic properties and the state in the Byzantine Empire//Dumbarton Oaks Papers. 1948. IV. 53–118, особ. 69–72, 111. [Во времена Алексия Комнина непримиримая оппозиция императору руководствовалась не каноническими, а догматическими соображениями — возглавлавивший ее митр. Халкидонский Лев впал в особого рода иконопоклонную ересь (согласно которой «относительное» поклонение усваивается не «характиру» иконы, как того требовало бы православное иконопочитание, а самому материалу; что же касается «характира», то он объявляется нетварным, и ему воздается поклонение боголепное). Ересь была осуждена на Константинопольском соборе 1085 г. Об исторических обстоятельствах спора см.: A. A. Glabina. JH ejpiV jAlexivou Komnhvnou (1081–1118) periV iJerw " n skeuw " n, keimhlivwn kaiV aJgivwn eijkovnwn e[ri» (1081–1095). (BuzantinaV keivmena kaiV melevtai, 6). Qess. 1972. По историко–догматическому контексту (полемика с армянским актистизмом, отталкиваясь от которого, Лев Халкидонский перенес актиститское представление о Теле Христовом на иконографический характир ипостаси Сына) см. ниже, ч. I, гл. V, прим. ii и указанную там лит., особ. работу Бусыгиной.]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010