За сей человеколюбивый, спасительный, чудный и умом нашим непостижимый промысел Твой, как вси человеки, так и я бедный грешник много Тебе, Господи, должен. Но что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми! Исповедаюся Тебе, Отче, с единородным Твоим Сыном и Пресвятым Твоим Духом! Пою человеколюбие Твое! Прославляю благость и милосердие Твое, недостойный и бедный грешник! Благословен Господь Бог Израилев! яко посети и сотвори избавление людем Своим, и воздвиже рог спасения нам в дому Давида отрока Своего ( Лк.1:68, 69 ). Где бы я был грешник и законопреступник, аще не в погибели и в вечной смерти, яко мертвец поверженный, лежал бы? Вкушал бы, как и демоны, вкушал бы вечно горькие грехов моих плоды. Оброцы бо греха смерть ( Рим. 6:23 ). Благость Твоя, милосердие и человеколюбие Твое не допустило мене до того; но так чудно спас мя еси. Много я Тебе, Господи, за сие должен! Благослови, душе моя, Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его и проч. ( Пс.102:1, 2 ). Вижу я в слове Твоем святом, что диавол, злый оный змий древний, который и прародителей моих в раю прельстил, той же и ныне завидуя блаженству нашему, к которому благодатию единородного Сына Твоего ведеши нас, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ). От сего врага нашего, как всех знающих Тебе, так и мене недостойного предостерегает благость Твоя, и сохраняет всесильная десница Твоя. О, како бы цел мог я быть, како бы не поглотил мене жива, аще бы не всемогущая Твоя хранила мене десница? Много я Тебе, Господи, и за сие должен! Благословен Господь, Иже не даде нас в ловитву зубом их ( Пс.123:6 ). Но не остави мене, Господи, и до конца, но избави от лукавого того. Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца ( Пс.9:33 ). Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе: душ убогих Твоих не забуди до конца! ( Пс.73:19 .) Вижу я в слове Твоем святом, что Ангели Твои святии, предстоящие престолу славы Твоея, и видящие святейшее лице Твое, ополчаются окрест знающих и боящихся Тебя и сохраняют их повелением Твоим от лукавых демонов ( Пс.33:8 ), и в служение посылаемы бывают за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Откровение само учит нас молиться: да будет, Господи, воля Твоя, как на небе, и на земли (Мат. 6:10). б) По учению откровения добрые духи принимают полное участие в нашем спасении, – радуются о обращении грешника. Это должно утверждать в нас благоговейное уважение к духовной природе нашей и располагать не обратившихся из нас к обращению, обратившихся к ревностному, охотному шествию по пути спасения. Такое расположение духа еще более должно утверждаться в нас мыслию о присутствии при нас ангела – хранителя. в) Некоторые из высших духов пали и пали от гордости: не должно ли это возбуждать в нас трепет при мысли, склоняющей нас к греху, – столько пагубному для самых высших духов? Особенно же должны мы остерегаться гордости, которой столько противится Господь, подающий смиренным благодать ( 1Петр. 44:5 ). г) Мысль об упорства падших духов в грехах должна побуждать в нас заботливость – не медлить обращением к Господу, – а мысль о их веровании в Бога, оканчивающемся одним трепетом пред Ним, показывает нам, что значит вера без дел ( Иак. 2:19 )? д) Наша брань не с плотью и кровно, но с миродержителями темного века, с духами злобы проникающими всюду, где есть воздух: эту мысль апостол открывает нам с тем, чтобы мы облеклись во все оружие Божие и особенно усердно молились ( Еф. 6:11–19 ). е) Чистая вера осуждает волхования и волхвов, вступавших в сношения с нечистыми силами, так как в этом обнаруживается твердая надежда не на Бога, а на духов злых. Не обращайтесь к взыскающим мертвых и к волшебникам не ходите и не доводите себя до осквернения от них. Я Иегова Бог ваш ( Лев. 19:31 ; тоже 20, 27. 6. Втор. 18:10 ; Исх. 22:18 ). – В недавнее время явился спиритизм. Он не говорит, что сносится с духами злобы. – По а) не удивительно, если ловкие искусители ловко ведут себя с простоватыми субъектами и обманывают их ( 2Кор. 2:11; 11:3 ), – И однако спиритизм сам выдает себя и своих духов: но его верованию, для него равны – Христос и Магомет, язычник и жид; а этому могут учить только духи отступники.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Грех первородный – сие исчадие древнего змия – отрождением не совершенно искореняется; он и после отрождения являет в человеке свою силу и выказывает свое действие и часто, побеждая его, преклоняет к тому, да не яже хощет, сия творит. Свидетельство святых мужей оправдывает сие мнение. Так апостол Павел, избранный сосуд благодати, чувствовал в себе действие сего греха, в чем откровенно сознавался: вижду, говорил он, ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих: не еже бо хощу, сие творю, но еже ненавижду, то соделоваю ( Рим. 7:23:15 ). Посему каждому христианину необходимо подвизаться в делах благочестия, дабы ослабить силу первородного греха, да не царствует более в мертвеннем теле его ( Рим. 6:12 ), и таким образом восстановить в себе образ Божий, сокрушенный и обезображенный во Адаме. Кроме того мы, христиане, провождая жизнь в безпечности и праздности, находимся в непрестанной опасности, потерять и самую благодать, сообщенную нам в крещении: ибо сколь многие и притом опасные враги повсюду окружают нас, и какия употребляют средства и усилия, дабы похитить у нас благодать сию? Вне нас, внутри нас и окрест нас все восстает и вооружается против нас. Вне нас диавол – сей исконный человекоубийца, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ), и лишь одна минута безпечности нашей, как сей хитрый враг тотчас похитит у нас благодать – сие драгоценное сокровище, и одно с нашей стороны поползновение на его льстивые советы, как он уже и запутывает нас в свои хитросплетенные сети. Окрест нас превратный и лукавый мир, который весь, по Апостолу, во зле лежит ( 1Иоан. 5:19 ), рассыпав все прелести, какия в себе вмещает, представлением временных наслаждений силится ослепить, обольстить и отклонить от жизни к смерти. Внутри нас плоть со страстьми и похотьми вооружается против духа нашего, и старается покорить его своему владычеству ( Гал. 5:17 ). Таким образом мир, плоть и диавол непрестанно восстают противу нас и силятся отвлечь нас от жизни Божия, и если мы не одержим над сими опаснейшими врагами совершенной победы, то не можем надеяться для себя сладкого покоя. Но увы, братия, мы, будучи плотяны, не в силах вдруг одержать совершенной победы над сими коварными врагами, да и вовсе, к сожалению нашему, в сей жизни полной победы над ними обещать себе не можем: поелику враги сии, и быв побеждены многократно, многократно также снова восстают на нас; полная же победа над ними совершиться может только тогда, егда тленное сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие ( 1Кор. 15:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

19. Итак Само Святое Слово есть живое, ипостасное, Царь небесный, Сын истинный, всегда со Отцем сущий, от Отца произшедший, «сияние славы, образ ипостаси» ( Евр. 1, 3 ), образ Отца во истину, сопрестольный Родившему, Которого «Царствию не будет конца» ( Лк. 1, 33 ). Он есть «Судия живым и мертвым» ( Деян. 10, 42 ), – Премудрость от Премудрости, Источник от Источника: ибо " Мене, – говорит, – оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенци сокрушеныя» ( Иер. 2, 13 ). Он есть река приснотекущая, устремлениями своими веселящая град Божий ( Пс. 45:5 ), из того же Источника проистекшая, из Которого, как сказано, «реки от чрева его истекут» ( Иоан. 7, 38 ). Он есть жезл Давидов, «корень Иессеов» ( Рим. 15, 12 ), цвет от него, «лев, царь от колена Иудова» ( Апок. 5, 5 ), »овча " словесное (ср. Деян. 8, 32 и Ис. 53, 7 ), «камень живый» ( 1Петр. 2, 4 ), «велика совета Ангел» ( Ис. 9, 6 ), человек во истину бывший, и Бог во истину пребывающий, непреложный естеством, не изменившийся Божеством, рожденный во плоти, воплотившееся Слово, «Слово плоть» бывшее ( Иоан. 1, 14 ). Тут между словами: «Слово» и «бысть» поставлено слово: «плоть». Не сказано: «Слово бысть», но после изречения: «Слово» без члена поставлено: «плоть»; а после слова: «плоть» сказано: «бысть», дабы чрез слово: «бысть» Он разумеваем был и как рожденный от Марии, и как Слово, свыше от Отца снизшедшее. Сие святое, живое Слово, сущий у Отца Бог, великого совета Ангел, возвещающий определения совета Отчего, «Отец будущаго века» ( Ис. 9, 6 ), Сам сказал: «никтоже весть о дни том и часе, ни ангели, иже суть на небесех» ( Мк. 13:32 ). Противники не знают того, что Сын в особом смысле говорит: «токмо один Отец» ( Мк. 13:32 ). Если Сын знает Отца, а Отец есть более и дня того и часа, в чем никто не сомневается, то каким образом знающий большее не знает меньшаго? Ибо «никтоже знает Отца, токмо Сын, и никтоже знает Сына, токмо Отец» ( Матф. 11, 27 ). Как велик Отец тем, что знает Сына, так и Сын велик, потому что знает Отца. Посему если Он знает Отца, – большее, то каким образом не знает малое, то есть, день тот и час? Испытай Божественные Писания и познай силу Святаго Духа, и Сам Дух, знающий Отца и Сына, откроет тебе знание Слова Сына Божия, дабы ты не заблудил от истины и не погубил души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Касательно лица первосвященника прежде всего нужно заметить, что при множестве священников и левитов долженствовал по закону быть один первосвященник. Сие установление имело причину частию в том, что одна была Скиния у иудеев, а главным образом в том, что первосвященник был образом единаго Господа, единаго ходатая Бога и человеков Иисуса Христа, единаго Умершего за всех и всех Оправдавшего смертию Своею ( Ефес. 4:5 , 1Тим. 2:5 , 2Кор. 5:14 , Рим. 5:19 ). Первосвященником мог быть только произшедший из колена Левиина и притом от племени Аарона ( Исх. 28:43 ). Имевший вступить в звание первосвященника должен был записями доказать законность своего происхождения и чистоту рода ( 1Ездр. 2:62 , Неем. 13:28–29 ). В вечном происхождении Архиерея – Христа от Отца по Божеству и во временном рождении Его от Марии по человечеству Св. Писание дает видеть высочайшую чистоту и святость. Раждаемый от Марии называется святым ( Лк. 1:35 ), поколику сила Вышнего осенила раждающую. Вступающий в звание первосвященника долженствовал по Закону иметь совершенный возраст, от 25 лет и более ( Числ. 4:3 ): Иисус Христос вступил в общественное служение в зрелом возрасте, на 30-м году от рождения ( Лк. 3:23 ). Избираемый в первосвященника долженствовал быть без порока на теле ( Лев. 21:17–24 ): Иисус Христос, чуждый всякого греха, как источника телесных болезней и повреждений, был красен добротою паче всех сынов человеческих ( Ис. 44:3 ) 364 . Телесную чистоту первосвященник должен был по Закону блюсти в такой строгости, что он не должен был осквернять себя прикосновением к трупу умершего или к зараженному болезнию, и всякому предмету нечистому ( Числ. 19 , Лев. 21:11 ): сия законная чистота, требуемая от первосвященника, предъизображала во Христе высокую чистоту, по которой Апостол называет Его Архиереем, отлученным от грешников ( Евр. 7:26 ). Закон о чистоте имел всю силу и в отношении к супружеству первосвященника; запрещено было ему брать в супружество – вдовицы же и изгнанныя и оскверненныя и блудницы ( Лев. 21:10, 14 ): сей закон указывает на отвержение Христом Синагоги иудейской, которая у Пророков называется любодейцею, соблудившею со многими пастырями ( Иер. 3 ); Иисус Христос сочетал с Собою Церковь , деву чистую, святую и непорочную ( 2Кор. 11:2 , Ефес. 5:25 , Апок. 19:7, 21:2 ) 365 . Что касается до чистоты душевной, – то и она строго была предписана Законом первосвященнику; он должен был удерживаться от преступлений, плача и всякого рода душевных возмущений, от пьянства и всех пороков, от него происходящих ( Лев. 10:9–10, 21:11–12 ): свойства духовной чистоты и святость жизни Христовой ясно изображаются в Св. Писании: сам Иисус Христос свидетельствовал, что Он непричастен греху ( Ин. 8:46 ), и Апостолы говорили, что не было в Нем ни единого греха ( 1Петр. 2:22 ) и называли Его Архиереем преподобным, незлобивым, безскверным, отлученным от грешников ( Евр. 7:26 ) 366 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

г) Синайское законодательство, как ветхий завет народа с Богом, утверждено было «окроплением кровью жертвенных животных» всего народа, книги закона и священных принадлежностей, устроенных, по данному на Синае образцу. ( Евр. 9:18–21 , срав. 8:5 и Деян. 7:44  и Исх. 24:5–8 сл. Лев. 8:15,19 и Исх. 25:10 ). И Новый Завет утверждается также кровью (Мф. 26:28 и парал. и Евр. 9:18–21 в контексте; а также 1Петр. 1:2 ). Но, между тем как там кровь бессловесных животных, здесь кровь словесного Агнца» 295 . Но мало того «ныне», когда «миру завещается Новый Завет» 296 , совершается «окропление народа (новозаветного) божественной кровью» (выражения из той же церковной песни), сн. Евр. 12:24 , которое поэтому именно не только выше того окропления кровью животных, но и лучше, говорит, нежели кровь (человека закланного) «Авеля» ( Евр. 12:24 ). В этой главной черте сосредотачивается вся сущность и все частные черты прообразовательного значения совершенного при установлении Синайского завета (5 ч. 4, 24) окропления кровью в отношении к новозаветному окроплению кровью Иисуса. – Уже из всего этого очевидны как сходство Синайского законодательства по Апостолу с его новозаветным первообразом в типических чертах, так, и несравнимое превосходство последнего перед первым. Ибо там рабский страх, здесь сыновняя любовь ( Евр. 12:19–21 , сл. Рим. 8:15  и др.), там земное и чувственное, здесь небесное и духовное ( Евр. 12:18–24 сл. Гал. 4:24–24 ), там один Израиль по плоти семя Авраамово, здесь вместе и новый Израиль из языков – семя Авраамово по духу веры, составляющий вместе и с плотским семенем Авраама один новозаветный народ Божий (см. 1Петр. 2:9–10 ; Рим. 9:24–27 ; Гал. 4:26–27 ) 297 , не говоря уже о превосходстве Новозаветного посредника – Христа перед ветхозаветным Моисеем, который сам говорил даже: «я в страхе и трепете» ( Евр. 12:24  сн. Втор. 9:19 ) и др. обстоятельствах, более частных. Поэтому св. церковь зовет к новозаветному Израилю: «Приемли, Израилю, Божие царство, и пребываяй во тьме свет великий да узрит, и кроплением да обновятся людие (λας, основное библейское выражение для обозначения понятия народа Божия – Израиля) божественные крове» 298 , как бы собирая воедино все указанные черты превосходства первообраза перед прообразом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1575. Ср.: Пс. 52. 4. 1576. См.: Быт. 41. 56. 1577. См.: Кол. 2. 3. 1578. Ср.: 1Петр. 1. 7. 1579. См.: 1Петр. 1. 18–19. 1580. О том, что первым услышал о запасах хлеба в Египте именно Иаков, свт. Амвросий подробно говорит в Iacob 2. 8. 36. — Примеч. ред. 1581. Ср.: Прем. 4. 8; Притч. 16. 31. 1582. См.: Рим. 11. 1; Флп. 3. 5. Сравнение патриарха Вениамина с ап. Пав­лом традиционно в патристической литературе (св. Ипполит Римский, Тертуллиан), уст. Амвросия см также: patr. 12. 57–58. 1583. См.: Деян. 9. 1 – 19 1584. См.: 1Кор. 15. 8–9. 1585. Христос сравнивается с хлебом, пшеничным зерном, в чем прослежи­вается параллель с Евангелием, ср.: Ин. 6. 33–51. 1586. О нечистоте осла см.: Лев. 11; Втор. 14. 3. В Евангелии Спаситель въез­жает на осле в Иерусалим, см.: Мф. 21. 7–9; Мк. 11. 7–10; Лк. 19. 30–36; Ин. 12. 14–15. — Примеч. ред. 1587. См.: Быт. 43. 1 и след. 1588. См.: Быт. 29. 32, где Лия говорит: Господь призрел на мое смирение. 1589. Палла (Palla. Р. 385, n. 50) в качестве источника этимологии имени Иуда указывает на Быт. 29. 35, когда Лия, родив Иуду, говорит: Теперь я восхвалю Господа. В тексте употреблен глагол confiteor, который можно перевести и как «исповедовать свою веру» — отсюда восхвалять Бога, — и как «исповедовать свои грехи». Свт. Амвросий интерпретирует слова Лии в соответствии со своим повествованием. Далее в тексте (14. 84) свт. Амвросий толкует имя Иуды как «исповедание ошибки». — Примеч. ред. 1590. См.: Быт. 49. 3. 1591. Иуда — прообраз Христа (3. 13). 1592. См.: Еф. 5. 2. 1593. См.: Быт. 43. 11. 1594. См.: 1 Петр. 2. 4–5. Указание на миссионерское служение ап. Павла, см. ниже. 1595. Смирна или мирра — благовонная смола. Стакти (греч. капля) — аро­матическая смола. Кассия — коричное дерево. 1596. См.: Числ. 17. 8; Иер. 1. 11 – 12. И жезл Аарона и жезл Иеремии ин­терпретировались как образы креста уже у Оригсна (hom. in Num. 9. 7) (см.: Palla. Р. 387, п. 53). 1597. См.: Быт. 43. 15. 1598. См.: Пс. 11.7. 1599. См.: 1Тим. 5. 17. 1600. См.: Быт. 42. 8.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

1Петр.2:9 ; 2Кор.4:6 ) и, направляя и укрепляя своею благодатию верующих в Него к жизни во свете Его заповедей ( Кол. 1:11–13 ; Еф.1:17–18; 5:8, 9, 14 ; 1Ин.5:20 ), возведет их к вечно-блаженной жизни ( Ин.17:2 ; Мф.25:46 ), где праведники просветятся как солнце в царстве Отца их ( Мф.13:43 ; ср. Евсевия Кесар,). В этом последнем преимущественно смысле наша православная церковь употребляет и изъясняет 10-й ст. в своем богослужении, воспевая его в составе великого славословия и ежедневно обращаясь к Господу от лица священнослужителя с молитвою: «возсияй в сердцах наших истинное солнце правды Твоей просвети ум наш и чувства все соблюди, дабы нам, ходя во дни благообразно путем заповедей Твоих, достигнуть в жизнь вечную, ибо у тебя источник жизни, и сподобиться наслаждаться неприступным Твоим светом» (12 утр. мол. во время шестопсалмия: ср. мол. 1-го часа). Пробави милость твою вдщымъ т и правд твою правымъ сердцемъ. 11. Продли милость Твою к знающим Тебя и правду Твою к правым сердцем, 11 . Созерцая дарование исчисленных благ, как уже совершившееся событие, псалмопевец просит Господа и впредь продолжать ( пробави) милость Свою к верующим в Него ( вдщымъ т) и вместе с тем являть к правым сердцем (см. объясн. на Пс.7:11, 31:11 ), в их защиту, утверждение и в воздаяние, и нераздельную с милостию правду Свою. Да не мн нога гордыни, и рка гршнича да не подвижитъ мен. 12. да не наступит на меня нога гордыни, и рука грешника да не изгонит меня: 12 . Но обращая взор свой от созерцаемого верою к действительности, он видит гордого, неукротимого в злобе своего гонителя, который, не смиряясь пред видимой защитой Промысла гонимому, все-таки хочет преследовать и угнетать его; поэтому, вслед за молитвою о продолжении милости Божией, он молит Господа не дать врагу успеть в его злобных замыслах: да не наступит на меня нога гордыни и рука грешника да не изгонит меня (сл.-гр. – да не мн – да не подвижитъ мен – грубо-буквальный перевод с евр.), т.е. не дай гордому врагу захватить меня и подвергнуть всякого рода унижениям и казни, подобно тому, как это делали победители с своими побежденными, наступая им предварительно ногою на шею (И. Нав. 10:24 ), а равным образом не попусти нечестивому продолжать свое преследование и держать меня в изгнании (ср. 1Цар.26:19 б ). В смысле мессианском – это предвозвещение верующим, что, не смотря на свое оправдание во Христе, в течение своей земной жизни они не безопасны от нападений виновника всякой гордыни и нечестия ( Иак.4:6–7 ), – диавола, который, как лев рыкая ходит, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ; ср. Еф.6:11–12 ; и бл. Августин), и что все желающие жить благочестиво во Христе гонимы будут ( 2Тим.3:12 ), а потому действуя против врагов всеми оружиями правды, десными и шуими ( 2Кор.6:7 ), должны вместе с тем вооружаться молитвою к Господу о помощи и заступлении ( Еф.6:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Совершенно специальным видом воздержания у апотактитов был отказ от причащения Евхаристической Крови. Автор подвергает эту форму воздержания самой суровой критике. По великой любви к нам Господь пролил Кровь Свою в качестве выкупа, ибо мы куплены драгоценной Кровью Христа ( 1Петр. 1, 19 ). Поэтому отрекающийся от Крови Христа, пренебрегает Его пришествием и отвергает внесённую за него плату. Отречение от Крови Христа не имеет никакого извинения. За Кровь Христа апостолы и мученики претерпели гонения и самую смерть, а апотактиты отрекаются от внесённой за них платы без ударов, без мечей, без всякой опасности (28, 19–29, 13). Отрицающийся от приобщения Крови Христовой лишает себя всех благ христианской веры, потому что все они связаны с Кровью Христа. «Отрекающийся от неё пусть не думает, что у него остается что-нибудь христианское, потому что все таинства христиан ( μυστρια τν χριστιανν) связаны с нею: Церковь ли, Писания ли, оглашения ли, крещение ли, жертвенник ли, само ли Тело». И прежде всего, без Крови недействительно приобщение Тела Христова, ибо «тело без крови – ничто, потому, что тело без крови мёртво, а мёртвое никто не приносит на жертвенник» ( Лев. 17 , 10ff) (29, 13–20). Но от Крови Христовой получают свою действенность и все прочие таинства и блага христианства. В Ветхом Завете всюду приносилась кровь, и по закону всё очищалось кровью. «Кольми паче Кровь Христова очистит совесть нашу от мертвых дел» ( Евр. 9, 14 ). «Имуще убо, братие, дерзновение входити во Святая Кровию Христовою путем новым и живым, егоже обновил есть нам» ( Евр. 10, 19–20 ). Этими словами Апостол показал силу таинства христиан, ибо, «не нося печати, нельзя ни избежать греха и самого дьявола, ни войти во вход святых, который обновил нам в путь новый и живой, ни быть признанным Царём». Если воины, сражающиеся в битвах и боящиеся за самое спасение, хранят знамя ( σρβολον) и этим показывают любовь к царю, помышляя о том, что, если его потеряют, никоим образом не могут увидеть лицо царя, то что будут делать эти, потерявшие не бездушное знамя, но совлекшиеся Самой Крови Христовой? (29, 20–30, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/sv...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Вечеря Господня Вечеря Господня была установлена в ночь, предшествующую смерти Иисуса. Согл. синоптич. Евангелиям, это произошло в канун празднования Пасхи, т.е. эта трапеза была пасхальной ( Мф. 26:18 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:7 ). Различие в датировке, которое якобы обнаруживает Ев. от Иоанна ( Ин. 13:1–30 ; ср. Ин. 18:28 ), объясняется, вероятно, использованием древнего календаря. (О датировке ⇒ Пасха , VI.) Ап. Павел говорит, что В. установлена Самим Господом ( 1Кор. 11:23 ), и поэтому называет ее «трапезой Господней» ( 1Кор. 10:21 ) или «Вечерей Господней» ( 1Кор. 11:20 ). Следует заметить, что греч. слово дейпнон не имеет значения вечернего времени суток, поэтому перевод «трапеза Господня» более уместен, особенно если принять во внимание, что Павел говорит и о «чаше Господней» ( 1Кор. 10:21 ; 1Кор. 11:27 ). I. ПАСХА КАК ФОН Праздничная трапеза Иисуса (состоявшаяся в канун праздника Пасхи), как и соотв. трапеза в древней Церкви, указывает на ⇒ Пасху Израиля ( Мф. 26:17 ; Мк. 14:12 ; Лк. 22:1 ; 1Кор. 5:7 ), которая была установлена Богом перед исходом израильтян из Египта ( Исх. 12:3–24 ). Израил. праздник Пасхи создает фон для понимания В.Г.: 1) Пасха Израиля – когда народ ВЗ после длившегося 430 лет егип. рабства ( Исх. 12:40 ) отправлялся в путь через пустыню в землю обетованную, то в ночь перед исходом в каждом доме надлежало заколоть агнца, не имеющего порока. Кровью агнца нужно было окропить перекладину и косяки дверей. Испеченное на огне мясо агнца следовало есть с пресным хлебом и горькими травами. Когда в ночь исхода Бог поражал губительной язвой первенцев по всей земле егип., то, видя кровь на перекладинах дверей, Он проходил мимо этих домов; 2) Пасха новозаветного Божьего народа: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», – пишет Павел ( 1Кор. 5:7 ). Как кровь пасхального агнца в ночь перед исходом из Египта спасала израильтян, так кровь Иисуса спасает всех верующих НЗ. Христос – пасхальный Агнец НЗ, принесенный в жертву (согл. Ев. от Иоанна) на праздник Пасхи. В соотв. с Ин. 19:30 , можно предположить, что Иисус принял смерть на кресте в час, когда израильтяне заколали в храме пасхальных агнцев (⇒ Пасха , VI). Вместе со Своей кровью Иисус отдал за нас Свою жизнь ( Лев. 17:11 ; 1Петр. 1:18 ). Кровь Иисуса Христа очищает нашу жизнь от греха ( 1Ин. 1:7 ) и спасает нас ( Евр. 9:13 ; Евр. 13:12 ). Через эту жертв. смерть Иисуса верующим вновь открывается прямой доступ во святилище, т.е. к Самому Богу ( Мф. 27:51 ; Евр. 10:19 ). Так, ценой крови Иисуса, т.е. ценой Его жизни, нам даровано все: искупление, очищение, спасение и причастность к Божьей славе. ⇒ Жертва . II. СООТНЕСЕНИЕ СО СТРАНСТВОВАНИЕМ ПО ПУСТЫНЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010