4) Св. Писание указывает на определенное время для постов: Лев. 16:29 ; Зах. 8:19 ; Деян. 27:8–9 . 5) Пост должен быть телесный и духовный: Иса. 58:6–7; Пс. 34:13; 68:11 . 6) Конечная цель постов: 1Кор. 9:24–27 . Об отмене субботы и почитании воскресного дня «Итак никто да не осуждает вас за пищу или питие, или за какой–нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело во Христе». ( Колос. 2:16–17 ). Слово «суббота» по–еврейски значит «покой» 25 . Господь повелел евреям, уже после выхода из Епипта, праздновать этот день, как для напоминания о седьмом дне, в который Господь почил от дел Своих после сотворения всего мира ( Быт. 2:2–3 ; Исх. 20:11 ), так и, в особенности, для напоминания евреям об избавлении их Богом от рабства Египетского ( Втор. 5:13–15 ). Мы, христиане, тоже празднуем седьмой день недели, но не ветхую еврейскую субботу, а новую христианскую, – празднуем мы «день воскресный», когда совершилось новое творение человека: «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор. 5:17  и Гал. 6:15 ), «ибо мы Его творение, созданы во Христе Иисусе» ( Еф. 2:10 ); празднуем не субботу, а воскресение, ибо в этот день мы избавлены не от Египетского рабства, в котором ни мы сами, ни отцы наши никогда не были, а от рабства всемирного и более тяжкого, от рабства диаволу, от которого спасаемся, как учит св. Апостол, «воскресением Иисуса Христа» ( 1Петр. 3:21 ). В этот день, а не в субботу или в какой–либо другой день, Христос «лишил силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавил тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» ( Евр. 2:14–15 ); в этот именно, а не в какой–либо другой день, как учит св. Апостол, Христос «воскрес для оправдания нашего» ( Рим. 4:25 ). «Если Христос не воскрес, говорит он, то вера ваша тщетна; вы еще во грехах ваших» ( 1Кор. 15:17 ). Итак, вот почему мы, христиане, празднуем воскресный день: празднуем его, как день нового творения человека, как день избавления нас и всего мира от рабства диаволу, – от греха, проклятия и духовной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Видя повсюду разливающийся поток неправды, ревнители Божией истины — пророки — скорбели и раздирались сердцем. И в наше время ревнитель Божий, алчущий и жаждущий правды, поищет ее и, может быть, с отчаянием воскликнет: Довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих ( 3Цар.19:4 ). Царство неправды со всех сторон окружает и гнетет бедного правдолюбца, мучит, терзает его, не оставляет ему минуты утешительные, на каждом шагу его оказывает ему новые и новые оскорбления. Но самое большее, самое худшее оскорбление — то, когда неправда преодолеет мужество праведника и увлечет за собой поборника истины… Плачевнейшее зло! Но восклонитесь и поднимите головы ваши, вы, алчущие и жаждущие правды! Блаженны вы, ибо насытитесь. Блаженны вы! Вы не будете более видеть отвратительного лика посмеявшейся вам неправды, не будете слышать злорадного, язвительного шума ее, не будете терпеть ее наглых, безумных нападений; потому что приближается избавление ваше! Откроется последний суд, и вы увидите во всём боголепном торжестве и величии вечную правду, о которой ревновали, о которой болели здесь сердцем. Она вас утешит, увенчает, воцарит с собой, просветит вас, яко солнце. Вожделенный, радостный суд! Есть еще один гонитель и вместе мучитель христиан, о котором нельзя не упомянуть в виду раскрывающейся судом Божиим вечности. Это дух века - века нашего, временного. Подражая своему князю, он также ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Петр.5:8 ), злобно и яростно нападает на христолюбцев, хитро и лукаво стережет их… У него повсюду раскинута невидимая погибельная сеть соблазнов и искушений. Много нужно крепости и силы духа, чтобы противостоять и противодействовать этому врагу. В мире будете иметь скорбь ( Ин.16:33 ), — говорил Спаситель, — будете ненавидимы всеми за имя Мое ( Мф.10:22 ); изгонят вас из синагог ( Ин.16:2 ), сочтут вас лицемерами, святошами, полоумными, с которыми стыдно иметь дело… Но мужайтесь: Я победил мир ( Ин.16:33 ). Господи! Как же мужаться, когда мир уже и того, и того победил? Победит и нас! Может быть, с Твоей поспешествующей помощью мы бы и выдержали его нападения, если бы духовный взор наш был силен прозревать в глубины сатанинские ( Откр.2:24 ). Но где взять столько осмотрительности, чтобы не принять иногда врага за друга, злодея за доброделателя, изверга за брата! Дух века ослепляет, оглушает нас, преследует нас всячески, всюду и всегда, от первых дней жизни нашей до последнего дыхания. Мы в нем живем, им дышим; мы — невольники, рабы неискупимые; видим пропасть и не можем не бежать в нее.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Толковали отцы и детали обрядов жертвоприношения. Например, для буквально-исторического толкования представляет из себя достаточно сложный и до сих пор дискутируемый случай повеление 16 главы книги Левит приносить козла за грех народа Израилева, когда при этом на второго козла символически возлагались грехи народа и он отпускался в пустыню к Азазелю (, Лев.16:15–26 ). Современные исследователи предполагают, что под Азазелем () разумеется некий злой дух пустыни, и посланный туда козел должен был наводить израильтян на мысль о том, что причиной грехов является, в том числе, действие противоборствующей духовной силы 168 . Согласно блаж. Феодориту, прообразовательное толкование может выявить очень важную сторону этого обряда: «Из двух козлов, приносимых о грехах народа, одного заколали, а другого – отпускали. Это были также прообразы Владыки Христа, и этих двух животных должно принимать за образ двух естеств [во Христе]. Поскольку козел смертен, и невозможно было одним козлом изобразить во Владыке Христе и смертное, и бессмертное, то по необходимости закон постановил приводить двух, чтобы заколаемый в жертву прообразовал удобостраждующую плоть, а отпускаемый – изображал бесстрастие Божества». 169 Ефрем Сирин говорит, что «козел, отпускаемый к Азазелу, изображал Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным». 170 Требование отсутствия какого-либо порока приносимой жертвы ( Лев.22:19 ) свт. Кирилл Александрийский типологически объясняет так: «поскольку из приносимых жертв некоторые означали Христа как закалаемого за нас, поэтому сказано, что они должны быть непорочны и никоим образом не страдать увечьем, ибо непорочен Христос: Он «греха не сотворил» ( 1Петр.2:22 ). Приятно же крепкое, как бы живописуемое в природе мужского пола, если имеет присоединенную к этому непорочность. Таковое служит для нас ясным образом Христа, ибо Эммануил есть муж – и вместе с тем непорочен, так как есть истинно сила Божия и не ведал греха» 171 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ekzeget...

Не вдаваясь в подробности учения Святой Церкви о священстве, вкратце приведем лишь основные аргументы православных сектоведов прошлого века относительно истинного священства. Христова Церковь , как и ветхозаветная, должна иметь законное священство: Еф. 4, 11 ; 1Кор. 12, 28 ; Евр. 5, 4–5; 7, 12 ; Ис. 66, 20–21 . Еврейский народ назывался «царством священников» ( Исх. 19:6 ). Однако на священническое служение избирались отдельные лица. Среди сынов Израиля только священство имело право: а) учить: Лев. 10, 8–11 ; Втор. 33, 9–10 ; Иез. 44, 23 ; Мал. 2, 7 ; б) священнодействовать: Вт. 10, 8–9; Числ. 18, 1–7 и 20–23; 3, 10 и в) благословлять народ: Лев. 9, 22–23 ; Числ. 6, 23–27 ; Сир. 36; 18, 50; 22–23 ; 1Цар. 9, 13 ; 2Пар. 30,27 . Незаконно присваивавшие себе права священства жестоко наказывались Богом: Числ. 3, 10 ; гл. 16; 18, 7, 2; Пар. 26, 16–21. И в Новом Завете священствовать может не всякий, а только избранный и поставленный: Мр. 3, 13–15 ; Лк. 6, 13; 10, 1 ; Иоан. 15, 16; 20, 21 ; 1Тим. 1, 1 ; Гал. 1, 1 ; Евр. 5, 4 . На священническое служение поставляются через возложение рук с молитвою, в котором подается особый дар Святого духа: Деян. 6, 6; 14, 23 ; 1Тим. 4, 14; 5, 22 ; 2Тим. 1, 6 ; Тит. 1, 5 ; Деян. 8, 18–23; 20, 28 .   Только святые Апостолы, получившие Святого Духа в день Пятидесятницы, и пастыри Церкви, принявшие преемственное от них руковозложение, имеют право: учить истинам веры: а) Мр. 3, 13 ; Мф. 10, 6–7; 28, 19–20 ; 1Тим. 5, 17 ; 2Тим. 4, 2; 2 Тит. 1, 9 ; 1Кор. 12, 28–30 ; б) священнодействовать, оставлять или отпускать людям грехи: Лк. 22, 19 ; Мф. 28, 19 ; 1Кор. 4, 1 ; Иак. 5, 14 ; Еф. 4, 11–12 ; Мф. 16, 18–19; 18, 18 ; Иоан. 20, 21–23 ; Деян. 19, 18 и в) управлять людьми в деле веры: Лк. 10, 16 ; Деян. 5, 1–10 ; 1Петр. 5, 1–2 ; 1Тим. 5, 17 ; Вт. 4, 2; Тит. 2, 15 ; Евр. 13, 17 и, как старшие в делах веры, благословлять людей: Лк. 10, 16; 24, 50 ; Евр. 7, 7 . 3. О спасении Учение протестантов о спасении Прервав свое общение с Церковью Христовой, многоликий протестантизм уже в XVI в. встал перед весьма острым вероучительным вопросом: как должно усвоять человеку искупительные заслуги Господа Иисуса Христа? Известно на сей счет указание основоположника реформации Мартина Лютера: человек спасается только верою. Оно было противопоставлено догмату Церкви о том, что человек спасается участием в Церковных Таинствах, через которые ему преподаются Дары Святого Духа, потребные для спасения ( Мф. 28:19–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

Манна была сокрыта от взоров и не иначе, как по отверзтии кивота, могла быть видима: блаженство во Христе есть тайна для верующих, и оно откроется только тогда, когда узрим Господа лицем к лицу ( 1Ин. 3:2 ). Манна хранилась в ковчеге всегда и не подвержена была повреждению: вечное блаженство во Христе есть такое сокровище, которого ни червь, ни тля тлит ( Мф. 4:20 , Лк. 12:33 ). Кивот Завета покрыт был златым очистилищем, и над ним устроены были херувимы с распростертыми крылами. Иисус Христос есть очищение (λασιρηον) грехов наших и покровение наших неправд. ( Рим. 3:25 , 2Кор. 5:19 ) 353 Очистилище в день очищения было окропляемо кровию, при чем первосвященник испрашивал от Бога прощение грехов себе и всему народу ( Лев. 16:14–18 ): так всякий, прибегающий с верою к Господу, пострадавшему и воскресшему, получает оставление грехов. ( Кол. 1:14 ) Очистилище изображало престол Иеговы, с которого изрекал Он Свои повеления народу, и к которому народ обращался с молитвою (Иис. Нав. 7:6 , 1Цар. 3:15 ): верующие с дерзновением могут приступать к престолу благодати, да милость приимут и благодать обрящут во благовременную помощь 354 , ( Евр. 4:16 , Ин. 14:14–15, 16:16, 23:24 ) Изображение Херувимов над очистилищем означает как служение всего воинства небесного Царю царей, Господу Иисусу ( Евр. 12:22 , Апок. 9:11 , Дан. 3:54, 7:10 ), так и то, что Ангелы желают приникнути (παρακψαι) в тайны царствия Христова. ( 1Петр. 1:12 ) 355 Б. Храм Соломонов Храм Соломонов, по своим принадлежностям, совершенно сходен с Скиниею, и отличается от нее только неподвижностию, обширностию и великолепием. Посему, нет нужды объяснять составные части храма; следует только заметить некоторые особенности в его устроении. Что храм иерусалимский был образом таин новозаветных, – это видно из Писаний Ветхого и Нового Завета. Когда Пророки предрекали о будущей славе Христовой Церкви, – они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова, как образа Церкви Христовой. Напр. в видении Иезекииля гадательно изображается слава Храма новозаветного именно под образами, взятыми с храма иерусалимского (гл. 41–44, слич. Захар. 6:12–13 ). Еще в предречении Пророка Нафана, данном Давиду, – что Соломон, сын его, созиждет дом имени Иеговы ( 2Цар. 7:13 ), – можно видеть указание на устроение Христом Церкви новозаветной, тем более, что и пророчество содержит в себе черты, относящиеся к Мессии, и Соломон был образом Спасителя. Сам Иисус Христос, предрекая о Своей смерти и воскресении, указует на храм иерусалимский, как образ церкви тела Своего ( Ин. 2:19, 21 ) 356 . Апостолы, говоря о Церкви Христовой, употребляют слова: ικος Θεο, νας Θεο ( 1Тим. 3:15 , 1Кор. 3:16, 17 и т. п.); a сии выражения указуют на единственный храм народа иудейского – храм иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Что означает и к чему обязывает вручение крещаемому свечи? Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи ( Лк.12:35 ). И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечник, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного ( Мф.5:15–16 ). Что означает облачение в белые одежды? Взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. Это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца ( Откр.7:9,14 ). Возрадуемся и возвеселимся, и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых ( Откр.19:7–8 ). Почему бывает отречение от диавола при крещении? Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Петр.5:8 ). · О каком еще крещении говорится в слове Божием? О крещении страданиями и кровью мученическою: Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они сказали: можем. И говорит им: чашу Мою будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься ( Мф.20:22–23 ). Один из старцев спросил меня: сии облаченные в белые одежды кто и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца. За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них ( Откр.7:13–15 ). Объяснение. На этом основании не успевшие принять водного крещения, но умершие мученическою смертью и пролившие кровь за имя Христово, почитаются Церковью как крестившиеся кровью, на основании приведенных слов Иисуса Христа. О крещении младенцев: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божье ( Ин.3:5 ). Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царство небесное ( Мф.19:14 ). Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, – и получите дар Святого Духа; ибо вам принадлежит обетование и детям вашим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. Итак, охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:38–39,41 ). Крестилась она [Лидия] и домашние ее ( Деян.16:15 ). И немедленно крестился сам [темничный страж] и все домашние его ( Деян.16:33 ); крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), а обрезание совершалось над младенцами в восьмой день по рождении ( Быт.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Заметь, как он и среди страданий не называет по имени отце­гонителя, уважая природу и в несчастье, видя в нем сына и во время борьбы, не забывая родительских чувств и в опасностях. Так он был чадолюбив и человеколюбив, или – лучше – так был любомудр! Не столько необходимость природы сделала его таким, сколько кротость души, и все дело он приписывал больше войску, нежели тирану; и потому говорит: " спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня " . Видишь ли, как незлобно он упоминает и об них? Не сказал: спаси меня от воюющих против меня, от расхищающих мою собственность от пресыщающихся моими царскими сокровищами, но: " гонителей моих да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего] " (ст. 3). Впрочем он и войско собрал, и мно­гих имел на своей стороне; почему же он говорит: " когда нет избавляющего [и спасающего] " ? Потому, что и содействие целой все­ленной он считал ни за что, если бы не получал помощи свыше, равно как при этой помощи не считал себя одиноким, хотя бы оставлен был всеми. Вот почему он и говорил: " не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила " (Пс.32:16). Некоторые, принимая эти слова в переносном смысле, говорят, что " лев " и " гонящие " означают диа­вола и злых духов. Пророк, видя, что сын увлечен диаво­лом и находится в его власти, просит, чтобы не случилось того же и с ним самим, и указывает причину, почему сын подвергся этому. Какая же это причина? Нечестием, говорит, он отвратил от себя помощь Божию; поэтому и прибавляет: " нет избавляющего [и спасающего] " . А что львом в Писании называется диавол, о том, послушай, как оно говорит: " противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить " (1Петр.5:8). И сам пророк в другом месте говорит: " попирать будешь льва и дракона " (Пс.90:13). Этот зверь принимает различные виды; но, если мы будем бодрствовать, то и лев и змий будет ничтожнее всякого праха, и никогда прямо не напа­дет на нас, а если и нападет, то будет попран, потому что вы будете, сказал Господь, " наступать на змей и скорпионов " (Лк.10:19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей  (т. е. соделавший мудрыми рыбаков), ниспослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе . (Тропарь) Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненные языки раздаяше, в соединение вся призва: и согласно славим Всесвятого Духа . (Кондак) На Великой Вечерне читаются три длинные молитвы, во время которых верующие, в первый раз после Пасхи, преклоняют колени. Понедельник после Пятидесятницы – это праздник Святого Духа, «Духов день»; а следующее воскресенье – праздник Всех Святых. Такая литургическая последовательность вполне логична, потому что Святой Дух проявляется в людях, освящая их, что и является главной целью сотворения и спасения мира: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я, Господь Бог ваш, свят» ( Лев.11:44–45 ; 1Петр. 15–16 ). Рождество Христово Празднованию Рождества Христова (25 декабря «7 января), построенному, как уже упоминалось, по образу празднования Пасхи, предшествует тоже сорокадневный пост с особыми подготовительными днями. Так, в дни св. апостола Андрея (30 нояб».13 дек.) и св. Николая (6/19 дек.) поются стихи, объявляющие о наступающем рождении Господа. Вертепе  (т. е. пещера) благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подымите словом, разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви  (т. е. волхвы) от Персиды, злато и ливан и смирну Царю принесите, яко явися Господь из Девы Марии…  (Песнопение Вечерни св. Николая) В канун Рождества служатся Царские Часы и Литургия св. Василия Великого , соединённая с Вечерней. На этих службах читаются ветхозаветные пророчества Михея, предсказавшего, что Вифлеем будет местом рождения Спасителя, и Исайи, предсказавшего приход Мессии и Его облик. Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (т. е. что значит: с нами Бог). ( Ис.7:14 ) С нами Бог ! Разумейте народы, и покоряйтеся, яко с нами Бог! ( Ис.8:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

От этих сетей предостерегает нас Божие слово: Придите, чада, послушайте меня: страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои от лукавых слов. Уклонись от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему ( Пс. 33:12–14 ). И еще: Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа. Возмездие за грех – смерть ( 2Тим. 2:19 ; Рим. 6:23 , и в прочих премногих местах). Для предосторожности нашей написано в Святом Писании и о казнях, бывших за грехи. Для этого они и показаны нам – да опасаемся делать то, что делали беззаконники, и были казнены. Берегись, христианин, греха всякого. Дьявольская сеть – грех. Берегись сети, да не попадешь и не увязнешь в сети. 4) Раскидывает нам диавол сети свои, когда нам влагает злые мысли: неверие, сомнение всякие; хулы на имя Божие, отчаяние, и прочее. Это и подобное чувствуют на себе души благочестивые и против него сражающиеся. От этих сетей предостерегает нас Божие слово: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою ( 1Петр. 5:8–9 ). Христианин! Берегись этих сетей вражьих. Сколько раз чувствуешь такую злую мысль, столько раз раскидывает на тебя враг сеть свою и хочет тебя уловить. Мерзкий дух от смердящего запаха познаем. 5) Видим, что он, когда сам не может уловить человека, посылает к нему злых людей, служителей своих, через которых, как настоящее свое орудие, старается уловить его. Отсюда видим много прелестников, хитрецов, обманщиков, которые притворяются добрыми и стараются вкрасться в сердце благочестивое и войти в дружество с ним, но внутри – волки в овечьих шкурах и тайное орудие дьявольское. Через таких служителей своих дьявол старается уловить благочестивую душу и в сетях своих запутать. Такие волки опаснее, чем сам дьявол . Но познаются они по плодам своим, ибо сколько ни хитрят и ни скрывают себя, однако яд свой, внутри их кроющийся, показывают. Таковых людей берегись, христианин! Сказало нам Спасителем нашим: По плодам их узнаете их ( Мф. 7:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ты же, часто слыша, как Спасителя называют львом 37 , и как враг, рыкающий на нас, обозначается тем же наименованием ( 1Петр. 5:8 ; ср. Пс. 21:14 ), и что, опять-таки, червем назван Создатель видимого и невидимого творения («Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе» ( Пс. 21:7 )), но и что «червь их (а это тягчайший род наказания) не умирает» ( Мк. 9:44 ), – поскольку ты стал мудрым судьей в этих вещах 38 , и одного из львов представляешь образом Владыки, а другого применяешь к злоначальному Зверю, и червя иногда воспринимаешь применительно к бессемейной, непорочной и невозделанной плоти Спасителя, а иной раз не стыдишься считать его обозначением горького и неотвратимого наказания, – точно так же, пользуясь твоим обычным богомудрием и в отношении евангельских детей, уделяя и отдавая каждому свое, ты не обнаружишь ничего неясного или неудобопонятного. Много и других случаев употребления таких наименований рассеяно по священным нашим Речениям: например, один молодой лев рыкает и просит у Бога пищу себе ( Пс. 103:21 ), а другой спит, и поднимается ( Быт. 49:9 ), и собирает род от древнего падения и пленения смертью . И утренняя звезда, одна восходит поутру ( 2Петр. 1:19 ) и еще сильнее озаряет сердца верных светом богопознания, а другая принадлежит тьме, та, которую добровольная порочность лишила умного и блаженного блеска (ср. Ис. 14:12 ). Змей же и тот, кто обманул Еву, и тот, чьими подражателями велит нам стать спасительное Слово – ибо сказано: «Будьте мудры, как змии» ( Мф. 10:16 ). Но ведь и царь – как Царь всяческих, Чьих перстов дело есть вся тварь, так и тягчайшая и мрачнейшая из жизненных бед, самая отвратительная, но неотвратимая – смерть (ср. Рим. 5:14 ). И молния, опять-таки, есть спадший с неба из-за превознесения ( Лк. 10: 18 ) – и то, чему уподобляется страшное и честное второе пришествие Судии ( Мф. 24:27 ). Посмотри и на священный мрак, который Божественное обиталище сделало своим покровом ( Пс. 17:12 ), и на другой мрак, который иногда есть тьма внешняя ( Мф. 8:12 и т.д.), а иногда тот, для кого она и была устроена и приготовлена ( Лк. 22:53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010