Доклад Митрополита Черкасского и Каневского Феодосия, доцента Киевской духовной академии, на Международной научно-практической конференции “Духовное и светское образование: история взаимоотношений – современность – перспективы” в Святой Успенской Киево-Печерской Лавре 19 октября 2021 г. Что такое пастырский кризис Пастырское служение, стоящее в центре внимания нашей конференции, и связанные с ним вопросы всегда относились к самой сердцевине жизни Церкви. Сам Господь Иисус Христос дал Церкви пастырей (Еф. 4, 11-16), чтобы те сделали каждого христианина пригодным для Царствия Божия, и, таким образом, для себя стяжали обильные дары от Пастыреначальника – Христа (Евр. 13, 17; 1Петр. 5, 4; 1Тим. 4, 7-8), Который стоит во главе пастырей, являющихся Ему со-пастырями (1Петр. 5,1). Говоря о пастырях, мы в первую очередь имеем в виду епископов, поскольку именно на них почивает полнота священства. Именно на епископах лежит обязанность созидать Церковь через совершение таинств, учительство и управление, а поэтому без епископа не может быть и Церкви. Епископ присутствует во всех приходских общинах в лице своих священников, которых он поставил на пастырское служение, и которым делегировал часть своей духовной власти и полномочий – подобно тому, как апостолы Христовы поставили в каждой общине пастырей (Деян. 14, 23; Тит. 1, 5), наделив их духовными полномочиями, и которым вменялось в обязанность руководить пасомых ко спасению (1Ин. 3, 16-18; 1Ин. 5, 16; Гал. 6, 1-2; Евр. 12, 15-16), в случае нужды обличая (Мф. 18, 15), наставляя (Евр. 3, 12-13), утешая (1Фес. 5, 14), научая (Кол. 3, 16) и помогая (Гал. 6, 10; Мф. 25, 31-36). Именно со священниками чаще всего сталкиваются приходящие в Церковь люди, как верующие, так далекие от христианской жизни, а потому именно священников мы будем иметь в виду в этом докладе, говоря о пастырях и подстерегающих их кризисах. Определившись с первым понятием нашего доклада – кто есть пастырь, дадим определение второму. Слово кризис – древнегреческого происхождения, и означает суд, приговор, поворотный пункт. Следовательно, пастырский кризис правильно будет рассматривать как испытание, посылаемое пастырю от Бога, поворотный пункт в священническом служении, долженствующий стать очередной ступенькой в «восхождении от силы в силу» (Пс. 84, 7). История праведного Иова показывает, что Бог попускает искушения для испытания и совершенствования Своих избранников, лишь на некоторое время отнимая от них Свою защиту, а без неё человек беззащитен перед диаволом, который «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5, 8).

http://pravoslavie.ru/142498.html

Но по настоящему учению апостолов, как ты говоришь, водное крещение и весь вообще обрядный Моисеев закон не нужен не только для христиан из язычников ( Деян. 15 гл.; 16 гл., 19–26 ст.), но и для христиан из иудеев ( Евр. 8, 10, 13 ). Одно только крещение нужно для христиан: это крещение Кровью Христа, очищающей их совесть ( Евр. 10, 29, 13, 20–21 ). Такое крещение приняли апостолы ( Лк. 12:49–50 ; Мф. 20:22–23 ), и об этом крещении говорил Христос ученикам в заповеди: «идите, научите все народы, крестя их»... ( Мф. 28, 19 ). Иначе называется это крещение – «крещением в смерть Христову» ( Римл. 6:3–4 ), или «крещением Духом Святым и огнем» ( Мф. 3:11 ). Принимает это крещение тот, кто, поверив во Христа, дает обещание Богу от чистой совести пострадать за Христа и телом и душою ( 1Петр. 3:21 ). – Так я понял тебя, Тимофей? – Совершенно правильно, – отвечал Тимофей. Ну, теперь разберем сказанное тобою. Начнем по порядку. Можно ли отождествлять Иоанново водное крещение с ветхозаветным обрядом омовения? Как известно, Моисей установил омовения: простою водою и водою очистительною, т. е. смешанною с пеплом рыжей телицы, для тех, которые чем-либо осквернили свое тело, при чем омывалось не только оскверненное тело, по и одежды оскверненного ( Числ. 19 гл.; Лев. 14 гл., 17 гл. и др...). Все эти омовения относились, как говорит и ап. Павел, только до плоти и совершались с целью, чтобы чисто было тело ( Евр. 9, 10, 13 ). 1 Совести человека они не касались. Но вот приходит Иоанн и также совершает омовение, но какое? Омывает ли он нечистоту тела, одежд, вещей? Нет! Иоанн проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов», и «крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мр. 1:4–5 ). Взывал Иоанн к внутренней чистоте крестившихся и требовал от них и плодов и покаяния ( Лк. 3:3 –1З). Кто не каялся внутренне, хотя и был чист по наружности, тот не допускался ко крещению ( Мф. 3:7 ). Вот почему в то время, как установленные Моисеем омовения совершались только над теми, кто осквернял свое тело, – крещение Иоанново было обязательным для всех, потому что ко времени пришествия Христа совесть всех людей оказалась нечистой ( Римл. 3:9 ; Гал. 3:22 ; Евр. 9:14 ; Деян. 13:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

Но с тем вместе, как в глазах мира дела мира преданы осуждению, и власти князя мира нанесен удар, когда дела тьмы перестали казаться делами света, и люди получили могущественную силу Духа для победы над злом; князь тьмы лишился области, где до этого властвовал,– изгнан из владения своего. Туже мысль выражал Спаситель в других словах, так: видел, сатану, яко молнию c небесе спадша ( Лук. 10:18 ). И еще говорил, что Дух утешитель вразумит людей в осуждении, какое произнесено князю мира ( Иоан. 16:11 ): души вступившие в общение с духом благодати увидят, убедятся, что суеверия, пороки, глупости, которые так размножил князь тьмы в иудейском и языческом мире, – пагуба лю­дям. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя, говорит ап. Иоанн ( 1Иоан. 3:8 ), дела диавола – лож и пороки; учением Христовым показано значение их; благодать дает силы торжествовать над страстями. Апостолы посланы в мир весь отверзши очи людей, да обратятся от области сатаны к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян. 26:18 ). Когда христианин предается произвольным грехам, он подпадает власти диавола ( 1Иоан. 3:8 . 1Кор. 7:5 ). Иначе ему легко побеждать диавола ( Иак. 4:7 , 1Иоан. 4:4 ). Ему даны средства, помощию которых он может вся стрелы лукаваго разженныя, угасити ( Еф. 6:16 ). Таковы средства: а) призывание имени Господа Иисуса. Именем Моим бесы ижденут, сказал Господь ( Мар. 16:19 ); б) молитва и пост; сказано: сей род ничем же изыдет, токмо молитвою и постом ( Мар. 9:29 ); в) духовное бодрствование: трезвитеся, бодрствуйте, ане супостат ваш диавол, аки лев рыкаяй уходит иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ). Тоже Иак. 4:7 , Еф. 6:11–18 . Итак верховный Промыслитель кроме того, что в обыкновенном порядке мироправителя всегда полагал и полагает преграды действиям сатаны, ниспосланием Сына Божья в мир вновь стеснил и стесняет власть дьявола над миром. § 117. Учение церкви о духах злых Церковь изображает положенье и действия падших духов также, как изображены они в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не менее возвышенны по содержанию и молитвы «жены родильницы, по четыредесяти днех», которые читаются пастырем церкви над женщиною, чтобы она, выражаясь языком нашего писателя, «перестала быть нечистою». В этих молитвах св. Церковь молит Господа Иисуса Христа очистить «от всякаго греха и от всякия скверны приходящую к Твоей церкви, да неосужденно сподобится причаститися святых твоих Таин» и удостоить «честным пресвитерством входа в храм славы Его» 31 . Средство для получения царства небесного указано Самим Христом Спасителем: чаще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божье» ( Ин. 3, 5 ). Но не достаточно еще для этого одного таинства крещения, или, как выражается наш писатель, – «уменья помазать его т. е. младенца) маслом и выкупать с произнесением известных слов», а необходимо иметь веру в спасительную силу таинства крещения. «Иже веру имеет и крестится, по словам Спасителя, спасен будет, а иже не имеет веры, осужден будет» ( Марк. 16:16 ). Формула таинства крещения или слова, произносимые священником, при погружении крещаемого, указаны в Евангелии Самим Господом. «Шедше научите вся языки, говорил Иисус Христос своим ученикам по воскресении, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ( Матф. 28:19 ). Отступающих от этой формулы правила апостольские строго карают. «Аще кто, епископ или пресвитер, креститъ не по Господню учреждению во имя Отца и Сына и Святаго Духа, говорит 49 правило апостольское, да будет извержен». Что же касается помазания маслом, ближе к истине – елеем, то на этот предмет от пастыря церкви уже не требуется никакого умения. В древности, в Церкви Христианской помазывали елеем не только пресвитеры, но даже диаконы, восприемники и бабка, помазывали не только определенные части тела младенца, но и все его тело 32 . Цель установления этого обычая в Церкви Христовой – не заклинательная, волшебная, что чудится всюду нашему писателю, но «во исцеление души и тела», «в слышание веры Христовой», «во еже ходити ему по стопам заповедей Твоих " 33 . Обрядом этим св. Церковь желает показать верующим, что из каждого нового своего члена она приготовляет доброго воина для борьбы со всякого рода врагами и особенно с врагом нашего спасения диаволом, который, «яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити», ( 1Петр. 5:8 ), а поэтому, подобно атлету древности, приготовлявшемуся таким образом к состязаниям и борьбе на арене, умащает тело его елеем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

в) обладаешь святостью: Храм Божий свят, а этот храм – вы ( 1Кор.3:17 ). Верные должны а) служить Богу в святости: Бог возвестил устами пророков, что помянет святый завет Свой, дать нам служить Ему в святости и правде пред Ним во все дни жизни нашей ( Лк.1:70,72 ); б) должны представлять свои члены, свои тела к святости: Представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые ( Рим.6:19 ). Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего ( Рим.12:1 ); в) избегать всего, что противно святости: Выйдите из среды язычников и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас ( 2Кор.6:17 ): г) должны жить в святости: Воля Божия есть освящение ваше, чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести ( 1Фес.3:4 ). Я молюсь о том, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты ( Флп.1:10 ). Святый да святится еще ( Откр.22:11 ); д) должны представляться к Богу в святости: Бог избрал нас во Христе, чтобы мы были святы ( Еф.1:4 ). Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие ( Кол.3:12 ). Священнослужители должны а) обладать святостью: Объяви священникам: они должны быть святы Богу своему, ибо свят Я, Господь, освящающий вас ( Лев.20:6,8 ); б) быть образцами: Будь образцом для верных в слове, в житии, в чистоте ( 1Тим.4:12 ); в) убеждать пасомых к святости: Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят ( 1Петр.1:14–16 ). Верные названы святыми: Бойтесь Господа [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его ( Пс.33:10 ). В нуждах святых принимайте участие ( Рим.12:13 ). Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым ( Еф.5:3 ). Святость обещана Церкви: Вот Бог ваш придет и спасет вас. И будет большая дорога; и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему ( Ис.35:8 ). И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших ( Иез.36:25 ). На горе Сионе будет спасение, и будет она святынею ( Авд.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподавая далее правила поведения христиан среди язычников и разные общие правила, Апостол Петр говорит: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа» ( 1Петр.2:13 ). «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (17). Рабов он увещает повиноваться господам кротким и суровым (18) и прибавляет: «Если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его; Иже греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его; Иже укоряем, противу не укоряше, стражда не прещаше ( 1Петр.2:20–23 ). Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям ( 1Петр.3:1 ). Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином (6). И вы, мужья, обращайтесь с женами благоразумно. Наконец, будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (7–8). Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью (15). Лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые: зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о нем же и сущим в темнице духовом, сошед проповеда (17–19). Иже есть одесную Бога, возшед на небо» (22). «Впрочем, близок всему конец ( 1Петр.4:7 ). Итак будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах. Более же всего имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов (6–8). Огненного искушения не чуждайтесь (12). Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны (14). Время начаться суду с дома Божия (17). Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (19). «Пастырей ваших умоляю я: пасите Божие стадо не принужденно, но охотно, не для гнусной корысти, но из усердия ( 1Петр.5:1–2 ). Младшие повинуйтесь (старшим) пастырям (5). Трезвитесь, бодрствуете, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (8). Отличительный характер первого послания Апостола Петра вполне соответствует пламенно-ревностному характеру Петра, его личным обстоятельствам жизни и воззрениям. Зная по собственному опыту слабость сердца человеческого, он с особенною настойчивостью увещает христиан к постоянству в вере. Горько оплакавший свое отречение от драгоценнейшего Учителя своего и Господа Спасителя, он теперь многократно изображает Его, как Страдальца прославленного, за Которого отрадно пострадать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Как наш Искупитель и Оправдатель, Господь Иисус Христос есть поэтому умилостивительная Жертва за всё человечество. Под этим образом знал, и видел Его, и верил в Него весь Ветхий Завет. Как Спаситель, Он есть наша ходатайственная Жертва — главная цель, дух, сила, существо Нового Завета. Ею мы живем, ею служим Богу, молимся, питаемся, укрепляемся, освящаемся, одухотворяемся в залог Воскресения и в зачаток жизни вечной. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мной. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес ( Ин.6:57-58 ). Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек (ст. 51). Ты приготовил предо мной трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена. Так, благость и милость [Твоя! да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни ( Пс.22:5-6 ). И точно: мы видели, как эта милость, уготовавшая нам Божественную трапезу Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа — нашего Искупителя и Спасителя, — гналась за человеком в течение всей его жизни, как она от дней детства нашего доныне преследует нас, останавливает, влечет к себе званных и незванных, готовых и неготовых, собирает с распутий, ищет всех всегда и повсюду, чтобы привести на брачный пир Сына Царева и напитать Хлебом жизни и Чашей бессмертия. Приимите, ядите… во оставление грехов! Пиите от нея… во оставление грехов! Так говорит Милость. Приидите же, души грешные, и приимите оставление грехов! Если какая душа согрешит по ошибке против каких-либо заповедей Господних и сделает что-нибудь, чего не должно делать; если священник помазанный ( Лев.4:2-3 ), если же все общество Израилево (ст. 13), если согрешит начальник (22), если же кто из народа земли согрешит (27)… И ты, душа согрешившая, и услышавшая глас клятвы, и несмотря на это не объявившая о грехе, забывающая и припоминающая его, душа беззаконная, клянущаяся безрассудно устами своими сделать что-нибудь худое или доброе и отрекающаяся от своего обета ( Лев.5:1-4 )… И ты, душа согрешившая и презревшая заповеди Господни, душа, солгавшая другу, обидевшая ближнего, завладевшая чужим, поклявшаяся ложно ( Лев.6:1-3 )… Все души грешные, приступите с жертвой очищения к Алтарю Господнему. Нам не нужно приводить с собой ни тельца, ни козля, ни ягня. Милость Божия давно привела и поставила пред Господом непорочного и чистого Агнца Христа ( 1Петр.1:19 ), Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

15) Сектант: Что могут помочь приношения за умерших, в виде вынимаемых частиц из просфоры? Объяснения православного: Несравненно более того, что помогали Израильтянам двенадцать хлебов, полагавшихся в храме «на чистом столе для Господа», которые были «великою святынею... в память, в жертву Господу» за грехи двенадцати колен Израилевых ( Лев. 24: 5–8 ). Вынимаемые из особой просфоры, во время совершения бескровной жертвы, частицы за умерших опускаются в Кровь Христову, с молитвою священнослужителя алтаря: «омой, Господи, грехи поминавшихся зде честною Кровию Твоею“, т. е. эти частицы приносятся «в память и в жертву Господу“ за грехи тех умерших, за которых пролита Кровь Спасителя мира и о помиловании которых молится Церковь . Об этом древнем церковном обычае есть указания в древних литургиях и у святых отцов Церкви: Кирилла Иерусалимского , Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Августина, И. Дамаскина и др. II. Вопросы и ответы православного 1) Из каких мест св. Писания видно, что умершие мертвы только телом, но живы душею, и что они живут за гробом сознательно разумною жизнью? Это видно из слов Самого Спасителя, сказавшего: «А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых“ ( Мф. 22: 31–32 ), «ибо у Него все живы“ ( Лк. 20: 38 ). И св. ап. Павел говорит: «живем ли, для Господа живем, умираем ли, для Господа умираем; и потому живем ли или умираем, всегда Господни, ибо Христос для того и умер, воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми“ ( Рим. 14: 8–9 ). Об этом же говорит притча о богаче и Лазаре ( Лк. 16: 19–31 ) и проповедь Христа находящимся в аду грешникам ( 1Петр. 3: 18–19 ), а также те места св. Писания, в которых говорится о праведниках, что они окружают на небе престол Божий, видят Бога, поклоняются Ему и восхваляют Его в песнях и словословиях (От. 4: 10–11. 7: 9–10. 5: 9. 14: 3. 15: 3). 2) Откуда из св. Писания видно, что умершие вместе с живыми принадлежат единой Церкви Христовой, возглавляемой Христом?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

2). Так был велик, но вместо и прямо прообразователен, указывал на нечто лучшее для достижения предположенной в нем цели, тот день, единственный в году день, когда в самое таинственное место присутствия Иеговы – Святое Святых входил «один только первосвященник, не без крови, которую приносил за себя и за грехи неведения народа» (9:7). Он прообразовал тот величайший, единственный не в году, а во все века времен День, когда «Христос – Первосвященник будущих благ (сн. 10:1), пришедший через (δι τς) большую и совершеннейшую скинию, нерукотворенную, т. е. не такого (как ветхозаветная, раньше описанная у Апостола) устроения (сн. 8:2) и не с кровью козлов и тельцов, но со Своей кровью однажды вышел во святилище (т. е. в самое небо, сн. ст. 24 сн. «во внутреннейшее за завесу» 6:19–20) и приобрел вечное искупление (αωναν λτρωσιν). Ибо, если кровь козлов и тельцов освящает оскверненных: то кольми паче кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного (μωμον) Богу, очистить совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному. И потому Он есть Ходатай (μεστης) нового завета, дабы, вследствие смерти Его, бывшей для искупления (πολτρωσιν) от преступлений, сделанных в первом завете (сн. Рим. 3:25 ), призванные к вечному наследию (сн. 11:40 с 3 также Рим. 4:13 ; 1Петр. 1:4 ) получили обетованное» ( Евр. 9:11–15 ). Вот когда поистине достигнута цель великого прообразовательного, Божественного учреждения Ветхого Завета – дня очищения. Вот на какого Архиерея указывал в этот день ветхозаветный Первосвященник, но нарочитому повелению Господню ( Лев. 16:4 ) перед входом своим в святейшее место обитания Иеговы, долженствовавший снимать все свои драгоценные одежды, что бы простым льняным одеянием в этот величайший момент своего служения предуказать в величайшем уничижении имевший очистить грех мира Свой Первообраз – Христа 554 . На сего-то Архиерея он указывал, как на имеющего не с чужой кровью ( Евр. 9:25 ), как делал он, да и не мог иначе сделать, а с Собственной кровью войти в Святое Святых, да и не в рукотворенное уже, какова была ветхозаветная скиния, место обитания Иеговы, а в истинное место пребывания Его, о котором сказал Он Сам через пророка: «небо – престол Мой, – (Исаии 66:1 сн.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3 . Пастырское нерадение тех, которые не заботятся о врученном им стаде Христовом. 4 . Соблазны недобрых родителей и прочих злых людей, смотря на которых юные соблазняются и развращаются. 5 . Козни общего врага христиан – диавола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Петр. 5, 8 ). 6 . Небрежение и нерадение о себе самого человека, который слушая в храмах читаемое Божие Слово, небрежет и не радеет о том и идет, как слепой в яму, в вечную погибель. А отсюда следует: 7 . Как нужно юным детям доброе воспитание и наставление! Не по-французски, не по-немецки, не по-итальянски говорить, не танцевать, о чем нынешние люди более всего пекутся, но по христиански жить – вот чему законом Божиим обязываются христиане учить своих детей. Даже если никакого языка не будут знать дети, но будут по христиански жить – истинного блаженства не лишатся. 8 . Как тщательно юным нужно беречься от соблазнов, которыми зло, в сердце их кроющееся, возбуждается! 9 . Грешнику, совратившемуся после Крещения с пути истинного, одна остается надежда – истинное покаяние. Для этого обратись, грешная душа, к Небесному Отцу, как блудный сын сделал, и пади перед милосердными Его очами, и с сокрушением и стенанием сердечным воззови к Нему: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих ( Лк. 15, 18–19 ). И без сомнения веруй, что Он примет тебя, и в лучшую одежду облечет тебя, и так и о тебе радость будет перед Ангелами Божиими. Христиане, войдя в баню святого Крещения, омываются от скверн греховных, очищаются и освящаются, и одеваются пресветлой и драгоценной одеждой правды Христовой, как порфирой царской, и делаются сынами Небесного Царя и наследниками Небесного Царствия, и выходят оттуда чистыми, святыми, праведными, как говорит им утешительно апостол: омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6, 11 ). Поэтому святое Крещение называется апостолом банею возрождения ( Тит. 3, 5 ). Потому что в святом Крещении вновь рождаемся, и, погибшие, спасаемся и обновляемся, и очищаемся, и омываемся, и делаемся новой тварью во Христе ( 2Кор. 5, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010