Повторялось это и раньше автором данного послесловия, как и всего полного текста выступления в суде апелляционной инстанции, ключевое понятие, действие, точнее, бездействие, от которого исходит, творится беззаконие, спокойно и расчетливо – РАВНОДУШИЕ. Весьма распространено оно было и во времена Пушкина и Лермонтова. На этом неприглядном фоне, обретшем сегодня, увы, пока так и не изжитое, практически повсеместное распространение во всех слоях современного российского общества (см. фото в начале данной публикации – ярко и наглядно демонстрирующее сей факт), однозначен и тот факт, что сама история, по словам даровитого мастера слова, выдающегося русского поэта Федора Ивановича Тютчева – « истинный защитник России» – внесла ясность в этот вопрос. Ведь именно в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов, 75-ю годовщину Великой Победы которой мы в этом году никак полномасштабно из-за пандемии вируса COVID-19 не можем встретить, так мощно ощущалась живительной всепобеждающей нитью неразрывная, кровная связь времен. Где прошлое, как солдат, шло в бой с врагом. Сегодня та нечисть, что оккупировала руководящие посты в некоторых полицейских структурах, иных силовых министерствах и ведомствах, органах прокурорского надзора и судебной системе России всех уровней по линии стратегии поведения все больше напоминает войска германского Вермахта и их прислужников полицаев времен немецко-фашисткой оккупации Советского Союза той же войны, 1941-1945 годов. Тогда исключительно дух предков, историческая память великого русского народа помогли нам выстоять и победить. Помогут выстоять истинным патриотам и в дни развязанного внутри страны сегодня террора «оборотней в погонах». « Ты не один в этой огненной буре, русский человек, - писал в ту суровую годину поначалу победоносного вторжения адептов коричневой фашистской чумы на нашу землю публицист и писатель Леонид Леонов, - с вершин истории смотрят на тебя песенный наш Ермак, и мудрый Минин, и русский лев Александр Суворов, и славный, Пушкиным воспетый. Мастеровой Петр Первый, и Пересвет с Ослябей, что первыми пали в Куликовском бою.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/10/...

Определяя порядок замещения епископских кафедр, он изменяет способ избрания кандидатов на епископскую должность 905 и очень подробно регулирует ход дел по определению на все церковные должности, в случае предъявления кем-либо возражений против нравственных качеств кандидата 906 , причем устанавливает некоторые условия посвящения, неизвестные канонам 907 , В особенности относительно церковного имущества был издан Юстинианом ряд законов, гарантирующих его целость и целесообразное управление, как напр. об отчуждении, о мене, об отдаче в аренду церковного имущества, об отчетности экономов и администраторов богоугодных заведений, о порядке ведения судебных дел по имуществу церковному 908 . Сравнительно с Юстинианом, Лев Мудрый более свободно относится к канонам и впадает даже в некоторый рационализм, подкрепляя свои постановления разными разумными основаниями, хотя в тех случаях, когда издаваемый им закон согласовался с канонами, он не забывает указать на каноны, как на руководящую норму для законодательных постановлений, особенно если новым его законом отменялся какой-либо прежний закон, по поводу которого можно было выразить неодобрение прежнему законодателю. Так он не стесняется 31 и 59 правилами трулльского собора, разрешая совершать в частных домах крещение и другие священнодействия не только священникам, состоящим при церквах, но и домовым священникам по приглашению 909 . Он не стесняется „священными правилами, приписываемыми апостолам“, в силу которых духовные лица извергаются за лжесвидетельство из клира, не распространяя силы этих правил на лжесвидетельство, не скрепленное клятвой 910 . Он не стесняется каноническим запрещением духовным лицам принимать на себя опеку и попечительство, делая отсюда исключение для душеприказчиков и мотивируя это исключение, тем, что прежние запрещения не имели в виду душеприказчищества, хотя в обыденном словоупотреблении название туторов, епитропов, стали придавать не только опекунам в собственном смысле, но и тем лицам, которым завещатели поручают исполнение своих завещательных распоряжений 911 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

106. Кляхся и поставих сохранити судьбы правды Твоея. Зная, продолжает, из опыта пользу заповедей Твоих, Господи, я поклялся, то есть дал верное и твердое обещание хранить заповеди Твои, где поставлением означает твердость упомянутой клятвы, т. е. обещания. Божественного Василия: Писание во многих местах клятвою уверяет в непреложности чего-либо, как и здесь, где верное и неизменное душевное рассуждение называет клятвою; так как клятвою утверждаются весьма многие вещи. Сказал: я поставил не преступать, но хранить заповеди Твои. Сии же слова могут быть полезны и для клянущихся сделать что-либо злое и думающих, что они хорошо клялись в исполнены сего. Оригена: Выражение: поставил, здесь означает твердую решимость, а: клялся—непреложность такового постановления и неизменность в исполнении на деле. Праведник говорит: я поставляю для души моей суды Божии, и когда их поставлю, тогда исполнится то, что сказано: помышление праведных—суды (Прит. 12, 5). 107. Смирихся до зела (до крайности), Господи, живи мя по словеси Твоему. Весьма и чрезвычайно я смирился, Господи, или от постоянного бедствия, или и от произвольного изнурения себя: посему оживотвори меня, говорит, столько смирившегося, Господи, по данному Тобою обещанию—воспомоществовать бедствующим, или по тому слову, которое написано в книге Левит: кто сотворит их (повеления) из людей, тот жив будет ими (Лев. 18, 5). Слова Аполлипария: Хотя я. говорит, имел повод к тому, чтобы превозноситься, как царь, и мудрый, и пророк, но смирился до крайности, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Прит. 3, 34). Феодора: Смирение до крайности есть исповедание грехов; ибо без обличителей обвинять самого себя может только тот, у кого есть чрезвычайное смирение. Таковым дать жизнь обещает Божие слово, поелику Бог оказывает нам милость и человеколюбие по исповедании грехов: исповедуйтесь, говорит, Господу, ибо Он благ, ибо во век милость Его. 108. (Это) вольная (приношения) уст моих; благоволи же, Господи (к ним), и судьбам Твоим научи мя. Прими, говорит, Господи, и приведи в надлежащее исполнение мои обещания, не принужденно, но добровольно и с признательностью данные мною, и состоящие в том, что я буду хранить заповеди Твои; почему и научи меня судам и постановлениям Твоим, как не удобовразумительным: ибо суды, говорит, Твои, Господи,—бездна великая (Псал. 35, 7). Или научи меня заповедям Твоим глубже.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2343...

Когда же Ливан изменится в Кармил и Кармил в лес; тогда бывшие прежде глухими и не могшие слышать слов пророческой книги (об этом мы выше сказали, что все Священное Писание называется одною книгою по словам Екклезиаста: словеса мудрых, якоже остны и якоже гвоздие вонзено, иже от сложений дани быта ом пастыря единого ; Еккл. 12:11 ), будут слышать и говорить, и скажет им Спаситель: еффафа , что значит разверзися ( Мк. 7:34 ). А то, что мы перевели: из тьмы и мрака прозрят глаза слепых и объяснение чего легко, Акила, Феодотион и Симмах перевели: тьму и мрак увидят глаза слепых , чтобы показать, что народу языческому, который прежде был слепым, раскроются таинства Христовы согласно с оными слонами: темна вода во облацех воздушных ( Пс. 17:12 ). В том же псалме о Боге написано: положи тму за кров свой (ст. 12). Также в Притчах читаем: сих послушав мудрый премудрее будет, а разумный строительство стяжет: уразумеет же притчу и темное слово, речения же премудрых и гадания ( Притч. 1:5. 6 ). Наконец и Моисей, для того чтобы понимать и видеть Бога, вступил в облако и в мрак ( Исх. 20:21 ), о котором в псалме говорится: мрак под ногами Его ( Пс. 17:11 ). Когда же бывшие прежде слепыми или увидят все таинства или из тьмы и мрака поднимут взоры, чтобы видеть и чтобы сидящим во тьме и сени смертной воссиял истинный свет: тогда кроткие, о которых написано: блажени кротцыи, яко тии наследят землю ( Мф. 5:5 ), или бедные, главный из которых в Псалмах говорит: сей нищий воззва и Господь услиша и ( Пс. 33:7 ) , и: судит нищим людским и спасет сыни убогих ( Пс. 71:4 ), о чем говорится к иудеям: совет нищаго посрамите ( Пс. 13:6 ), исполнятся радости о Господе, чтобы хвалящийся хвалился о Господе ( 2Кор. 10:17 ), и люди бедные или отверженные и презираемые людьми, не обладавшие прежде знанием закона, будут торжествовать о Святом Израилеве, который говорит: будете святи, яко свят есмь Аз ( Лев. 11:44 ). Все это ликование происходит вследствие того, что не стало превозмогавшего, уничтожен посмевавшийся или надменный и гордый, который говорил: силою и мудростию я совершу, уничтожу пределы народов и разрушу их силу, который издевался над всеми, так что и святой говорил: лядвия моя наполнишся поруганий ( Пс. 37:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

124 Согласно античным традициям бракосочетания (они были в ходу вплоть до 895 г., когда император Лев VI Мудрый в своей 89-й новелле предписал заключать брак только с церковного благословения), после пира и пожеланий от гостей происходила передача невесты в дом жениха (deductio in domum). Поэтому Эпистима и собирается быть при Галактионе неотлучно, а он отсылает её домой, чтобы выполнить некое условие перед их окончательным воссоединением раздачу приданого. Метафраст не мог понять, каким образом Галактион и Эпистима находятся в доме Эпистимы, и сделал так, чтобы помолвленные встретились на «нейтральной территории» или, скажем, опять у неё в саду. Вот почему Галактион уходит сам и отсылает Эпистиму, очевидно, к ней домой заниматься раздачей имущества (а не из-за того, что Эпистима живёт вместе с ним). 125 Аналитическая форма будущего времени (вспомогательный глагол «быть» в будущем времени и активное причастие настоящего времени) передаёт продолжительность действия. Хотя нормой такие формы становятся в среднегреческом языке, спорадически родственная аналитическая форма сочетание вспомогательного глагола (χω, βολομαι, θλω, φελω, μλλω) и инфинитива встречается уже в папирусах птолемеевской эпохи (Gignac F.T. А Grammar of the Greek Papyri of the Roman and Byzantine Periods. Vol. II. Morphology. Milano, 1981. P. 321–322; Mandilaras B.G. The Verb in the Greek Non-literary Papyri. Athens, 1973. P. 180). 126 До сих пор Евтолмий, от имени которого написано предисловие, в повествовании не появлялся (за исключением слов «дом господина моего» в главе 2). Здесь он впервые упомянут как персонаж в указаниях, которые Галактион даёт своей супруге перед отправлением в путь; следом идёт ремарка снова от лица рассказчика-Евтолмия о том, что он был оглашён и крещён Галактионом. Так Евтолмий-рассказчик периодически напоминает о себе читателю. 127 То есть около 4080 кг (по уточнению рукописей DH, золота), если речь идёт о самом позднем, так называемом «аттическом» таланте императорского времени. Такой суммой вряд ли могло обладать частное лицо в провинциальном городе. Так как талант не был в римское время ходовой мерой, то, вероятнее всего, мы имеем здесь дело с топосом презрения к богатству.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Именно так объясняет это Григорий Нисский : Бог есть Вседержитель, «ибо Он держит в ладони земную сферу и измеряет рукой глубину моря; Он объемлет в Себе всякое духовное творение, дабы все могло пребывать в бытии, управляемое Его вседержительной властью» 21 . Эта же мысль звучит и у Псевдо-Дионисия в объяснении Символа веры , предназначенном для мирян. Бог называется Вседержителем, «ибо все пребывает в Нем, Он содержит и обнимает все... Он все творит из Себя, подобно источнику, который все сохраняет и все возвращает в Себя Самого, и подобно опоре, которая все подпирает, Он поддерживает мир, как вседержитель... дабы ничто не исчезло и не лишилось своего совершенного местопребывания» 22 . Нельзя не заметить, насколько отчетливо этот же «вседержительский» аспект Творца выражен в образе Пантократора: расположенный в вогнутой чаше свода, он буквально охватывает пространство под ним, где находится тот, кто на него смотрит. Пантократор в куполе – это всеобъемлющий Христос. В мандале вокруг абсолютно Единого показаны ступени трансформации проявления его сущности в тварном мире. В соответствующем же ярусе византийской космограммы мы находим небесные силы, ангелов, которые являются посредниками, передающими божественную волю в тварный мир. Ангелы могут быть изображены в соседних куполах, как это имеет место, например, в киевском большом соборе Св. Софии или в скромной скальной церкви Эльмали-Килиссе в Каппадокии. Когда сооружение имеет лишь один купол, ангелы обычно занимают зону барабана, располагаясь под изображением Пантократора. Император Лев Мудрый определяет их как «Его слуг, чье бытие превыше материального... посредников в отношениях человека и Бога» 23 . Смысл мандалы, однако, двойствен: по Туччи, он одновременно и экзои эзотеричен. Это не только космограмма, но и психограмма; то есть это не просто условный чертеж устройства мироздания, и схема, указывающая, как человеку вырваться из сетей майи, как выйти из временного мира и снова слиться со Всеединым 24 . Это средство для осуществления преобразования.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

2035 Остаток этого словоупотребления заметен в докладной записке царю Алексею Ангелу Акомитата, в которой крестьянские общины называются друнгами. 2036 Лев Мудрый в своей «Тактике» (XIX, 23) заявляет, что командующие флотом морских фем, прежде называвшиеся стратигами, стали называться друнгариями – νυν εις στρατηγδα καστου τν δρουγγαρων ρχ ναββηκε. 2058 Psell., IV, 215: δυνμεις ξαρτηθεσαι, εις τε λχους διαιρεθεσαι κα συναιρεθεσαι εις φλαγγας (снаряженное войско, разделенное на отряды и построенное по фалангам). 2068 Учреждение императорского флота с некоторой вероятностью можно относить ко времени Василия Македонянина, о котором известно, что он для борьбы с агарянами построил 100 кораблей и друнгарием флотов назначил патриция Никиту Оорифу. См.: Cedr., II, 219. До того времени хотя и были попытки завести, сверх областного, императорский флот, например, при императоре Анастасии II (713–716)(Theoph., I, 589), однако же они не увенчались продолжительным успехом. Если византийское правительство брало верх над арабским флотом, то благодаря главным образом «греческому огню», выступающему на сцену с 672 г., и при помощи областных флотов, а также временного обращения на государственные нужды частных купеческих кораблей. Можно ставить в связь с этой последней чертой известие (Theoph., I, 757) об императоре Никифоре I (802–811), что он дал важнейшим византийским корабельщикам по 12 литр каждому под условием уплаты процентов; ссуда, очевидно, сделана с целью дать средства на сооружение кораблей, которые в случае нужды должны были служить и для государственных надобностей. 2069 Император внушал, что областные дромоны, подчинявшиеся друнгариям и турмархам, впредь должны состоять под главным управлением адмирала, друнгария флотов, и друнгарии должны ему повиноваться. Императорские дромоны, по объяснению Льва Мудрого, бывают трех родов: большие, средние и малые. Большие и средние дромоны имеют два ряда (этажами, один над другим) гребцов с каждой стороны судна – средние по 25 человек в ряд, а всего 100, большие по 50, всего 200; малые дромоны имеют один только ряд гребцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

57 . – 1893. Византийский журнал, издаваемый проф. Крумбахером. (Byzantinische Zeitschrift, herausg. von Krumbacher, I). (ЖМНП, CCLXXXVIII, 7, отд. II, стр. 231–272). Совместно с А. И. Кирпичниковым. 58 . – 1893. Рецензия на соч. Н. Попова , «Император Лев VI Мудрый и его царствование в церковно-историческом отношении», Москва. (Там же, CCLXXXVIII, 8, отд. II, стр. 534– 542; И, стр. 632–634). 59 . – 1893. Синодик в неделю православия. Сводный текст с прибавлениями. (ЗНУ, т. LIX, стр. 407–502; отдельно, Одесса, VI--96). Рецензия П. В. Безобразова (ВВ, III, 1896, стр. 125–150). 60 . – 1893. Рецензия на соч. Д. Ф. Беляева, «Βυζαντιν. Очерки, материалы и заметки по византийским древностям». СПб. 1893, кн. II. (ЖМНП, ССХС, 12, отд. II, стр. 364–379; BZ, III, 1894, стр. 184–186). 61 . – 1893. Вопрос о готах. Сообщение. (Протоколы IX археологического съезда в Вильне, стр. 96–98, в Трудах IX археол. съезда, т. II, Москва, 1897). 62 . – 1893. Отчет об ученой деятельности IX археологического съезда (там же, стр. 122). 63 . – 1893. Отзыв о медальном сочинении «О военном устройстве византийской империи». (ЗНУ, LVIII, стр. 19–20). 64 . – 1894. Памятник В. И. Григоровичу. (ЛИФО, III, стр. 60–65; отдельно, Одесса, 1894, 8 стр.). 65 . – 1894. Рецензии на книги: V.Rose, «Leben des hl. David»; J. Nicole, «Le livre du préfet»; Krumbacher, «Studien zu den Legenden des Ы. Theodosios»; Д. Беляев, «Βυζαντιν», кн. II. (Там же, Визант. отд., II, стр. 81–91). Оценка сообщенных здесь вариантов к изданному тексту жития Давида Солунского по Эскуриальскому и Халкинскому спискам дана Ed. Kurtz (BZ, IV, 1895, S. 621–622). 66 . – 1894. Неизданное церковное слово о болгарско-византийских отношениях в первой половине X века. (Там же, IV, стр. 48–123; отдельно, Одесса, 76 стр.). Рецензии Б. М. Мелиоранского (ВВ, II, 1895, стр. 246–247); Ed. Kurtz (BZ, IV, 1895, стр. 615–616). Слово издано по Vatic. Gr. 483 f. 43–64 и приписано патриарху Николаю Мистику ; датировка 927 годом не согласуется со временем этого патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

В Византии не существовало закона о престолонаследии. Никто не имел исключительного права на престол, и всякий свободный гражданин, не раб и не крепостной, имел право надеть на себя царский венец и порфиру. Это право сильного, и в нем заключалась византийская конституция. Царское самовластие сдерживалось заговорами, возможностью, о которой так часто мечтали византийцы, свергнуть царя и занять его место. Из сорока трех императоров, царствовавших от Юстиниана до четвертого крестового похода, шестнадцать вступили на престол насильственным путем. Когда заговор приводил к желаемому результату, то происходило провозглашение нового царя, но производилось оно исключительно столичным населением, а не всеми подданными, и означало только подтверждение совершившегося факта. Главное же значение при византийских переворотах принадлежало войску, а константинопольские жители иногда помогали заговорщику тем, что начинали шуметь и грозить царствовавшему императору. Сын царя имел такие же права на престол, как и всякий другой гражданин. Он должен был быть тоже провозглашен народом и фактически должен был иметь в своих руках армию. Совершенно естественно, что византийские монархи желали обеспечить престол за своим семейством, и с этой целью они пользовались соправительством, которое Византия унаследовала от Рима. Абсолютная монархия мирилась с тем, что на престоле могли сидеть два, даже три царя; фактически правил только один царь, другой носил почетный титул василевса и автократора (царя и императора) и в виде формальности подписывался на документах. Но таким путем предупреждалась возможная революция и упрочивалась царская власть за известной династией. Царь имел право назначить себе преемника, и чтобы не возникал вопрос об его избрании, цари еще при жизни назначали соправителями и короновали своих преемников. Таким образом, по смерти царя не могло быть и речи о преемстве; один царь умер, но другой был жив, и к нему переходила фактическая власть. Случалось, что короновали младенцев. Император Константин Копроним короновал своего полуторагодовалого сына Льва, а последний – малолетнего сына Константина VI. Когда умер Лев Мудрый, Константину Багрянородному, венчанному на царство отцом, было всего семь лет. Благодаря такому способу, некоторые династии продержались на престоле довольно долго: македонский дом – почти двести лет, Комнины – сто лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

785–1165. Издание Христофора Жюстеля перепечатал col. 975. Наконец в 1672 году в Оксфорде появилось знаменитое издание Беверегия (Бевериджа), содержащее толкования Вальсомона, Зонары и Аристина на каноны, т. е. на вторую часть Фотиевского номоканона или синтагму, и сделанное на основании нескольких (6-ти) рукописей под заглавием: Synodicon sive Pandecte (См. Mortreuil, Histoire, III, 440–442). Издание Беверегия переиздано у Миня, Patrologia, CXXXVIII и CXXXVIII тома. Новевшее издание комментария Вальсамона как на первую часть номоканона (или просто номоканон) Фотия, так и на вторую или синтагму правил принадлежит Ралли и Потли, в изданной ими Афинской Синтагме, где в 1 томе по Трапезундской рукописи издан номоканон с толкованиями Вальсамона, а во втором, третъем и четвертом томах изданы его толкования на правила вместе с толкованиями Зонары и Аристина. Здесь издатели пользовались главным образом Беверегием, а также и другими изданиями. Издание появилось в Афинах в 1852, 1853 и 1854 г. Русский перевод толкований на каноны издан Моск. обществ. любителей дховн. просвещения вместе с толкованиями Зонары и Аристина. См. примеч. 1958. 2064 Biener, Kritische Zeitschrift für Rechtswissenschaft und Gesetzgebung des Auslandes. B. 28, S. 181. 2066 На основании этого места предисловия к комментарию Вальсамона была построена гипотеза о третьей редакции Василик при Константине Порфирородном. Впоследствии сам автор этой гипотезы, Геймбах, отказался от нее. (См. его статью в Zeitschrift für Rechtsgesch. 1869, S. 414, и Prolegom. Basilicorum, VI, 111–117). Цахариэ полагает, что Вальсамон под «Очищением законов» при Константине Порфирородном разумел компиляцию древних схолий, составленную из комментариев юристов 6-го века и по приказанию Константина Порфирородного присоединенную к Василикам Льва Мудрого (Zachariae, A οπαι, р. 102. Heimbach, Proleg. Basilic. VI, р. 116). В стихотворении, предпосланном комментарию, Вальсамон сам сопоставляет номоканон Фотия с Василиками Льва, а не Константина Порфирородного, говоря, что могущественный и широковластный царь Лев Мудрый, и славнейший патриарх Фотий освещают пути вселенной правилами и законами, как бы неподвижными звездами и планетами (Σντ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010