Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Экспонат, который открыл для меня что-то интересное. Тихон Т.: Лев Николаевич Толстой - кто он? Великий писатель? Искусный психолог? Мудрый учитель? Каждое из этих званий окружает его чело ярким ореолом. Но побывав в его музее, я понял, что кем бы он ни был, он - простой человек. Об этом мне рассказал один из экспонатов дома-музея, а именно - запись на фонографе. Там Лев Николаевич обращается к своим ученикам. Обращается очень просто и мило. Почти как отец к детям. Мне нравится этот писатель. Лев Л.: Нужно сказать, что из всех экспонатов музея мне наиболее запомнились те, что были выставлены в комнате-мастерской писателя. Интересно, что он шил сапоги, причем очень неплохо. Обращают на себя внимание и велосипед с овальным личным номером. Конечно, вся эта экспозиция была посвящена последним годам жизни Льва Николаевича Толстого, которые восхваляются абсолютным большинством обывателей.  Однако, с моей точки зрения, всё это было напрасно, и писатель зря растрачивал свои силы и время на претворение в жизнь своей идеологии, которую можно назвать более чем странной и бесполезной. Никита Ф.: Если вы думаете, что кровать у Толстого была большая, то вы крупно ошибаетесь. Она была узкая и короткая. Меня удивило, что кровати в 19 в. были такие маленькие и неудобные. Если смотреть из нашего 21 века, то они очень жёсткие. Но я думаю, что тогда, по тем временам, это была дорогая и очень комфортная мебель. И вот я подумал, что пройдёт ещё лет сто - двести, и наши кровати будут выглядеть для кого-то из будущего также неудобно и жалко. Маша З.: Вчера мы были в доме-музее Л. Н. Толстого в Хамовниках. Там я увидела много интересных экспонатов. Но больше всего мне запомнился рояль на втором этаже. Экскурсовод рассказала, что на нём играли такие известные композиторы как Рахманинов, Скрябин и многие другие. Ещё я узнала, что сам Толстой тоже играл на рояле. И даже писал музыку! В музее мы послушали вальс, который он сочинил. Мне понравилась эта экскурсия. Я посоветую моим одноклассникам в музыкальной школе посетить дом-музей Толстого.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/110...

Как ученик Фотия, по отношению к которому он выказал такую неблагодарность, Лев, получивший прозвание Мудрого, был прекрасно образован и обладал многосторонней ученостью 553 . Он был плодовитым писателем и вдохновенным ритором. Еще сильнее, чем у его отца, которого он по понятным причинам намного превосходил своей образованностью, в нем проявлялся антикизирующий вкус, который, впрочем, прежде всего находил выражение в его литературном творчестве, имевшем сильный богословский оттенок. Лев был благочестивым правителем, активно интересовавшимся церковными и богословскими вопросами. От него дошли литургические поэмы и многочисленные гомилии и речи, которые он имел обыкновение самолично произносить во время церковных празднеств, пространные догматические трактаты, уснащенные классическими реминисценциями. Он также сочинил длинную траурную речь, посвященную своему отцу, и ряд весьма вычурных светских поэм. Это литературное творчество принесло ему, по-видимому, уже при жизни прозвание Мудрого ( Σοφς) 554 . Впоследствии личность Льва Мудрого перешла в легенды, сделавшие из этого достаточно бесцветного правителя пророка, мага и астролога. В нем усматривали автора возникшего значительно позже собрания оракулов о судьбах Империи, которые в Византии, а также в латинском и славянском мире были чрезвычайно популярным чтением как в византийское, так и в поствизантийское время 555 . Но с другой стороны, Лев Мудрый был, без сомнения, наиболее плодовитым законодателем со времен Юстиниана. Законодательная работа, которая приходится на его время, весьма значительна и чрезвычайно обширна. Впрочем, не следует переоценивать личного участия Льва Мудрого в этой работе, хотя и не подлежит сомнению, что его ученость и писательское рвение пошло этому предприятию на пользу. Обширные наработки имелись уже от времени его отца, причем бросается в глаза, что наибольшая законодательная активность приходится на первое десятилетие его правления, т.е. на то время, когда рядом с ним находился Стилиан Зауца. По сравнению с этим первым периодом последующее время правления Льва, время его большей зрелости, выглядит менее плодотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чревоугоднику прежде всего нужны деньги на удовлетворение пламенеющего всегда вожделения, хотя оно никогда не удовлетворяется, а на препятствующих приобретению денег необходимо возбуждаться гневу; по необходимости также следует печаль, когда гнев по бессилию не перешел в дело. Ибо и ходящий «на персех и чреве» (ср.: Быт. 3, 14 ), когда есть у него вещества, производящие удовольствие, ходит на чреве, а когда недостает сего, пресмыкается на персях, где кроется гнев, потому что сластолюбцы, лишаясь удовольствий, гневаются и огорчаются. Глава 56 Посему великий Моисей на перси иерею возлагает слово, знаменательно сим означая, что стремления страсти гнева должно обуздывать помыслом, потому что слово судное есть разумная сила. И иерей сдерживает страсти разумом, потому что несовершен; совершенный же Моисей всецело отлучает от себя все гневное, потому что не слово носит, но отлучает самую грудь, ибо сказано: «Взем Моисей грудь, отлучи ю возложение пред Господем» ( Лев. 8, 29 ). Иные же как не отсекают всецело гнева, так и разумом не сдерживают страсти, но препобеждают ее трудом; и это суть те, которые отъемлют грудь вместе с «рамом» (ср. Лев. 9, 21 ), потому что «рамо» (плечо) есть знак труда и делания. А подобным образом и сие: «Ходить на чреве» (ср. Быт. 3, 14 ) – по самой истине означает удовольствие, потому что чрево есть ближайшая причина удовольствий. Когда оно наполнено, тогда сильны пожелания и других удовольствий, а когда оно в оскудении, пожелания сии остаются более покойными и невозбужденными. И здесь есть разность между преуспевающим и совершенным, ибо Моисей, совершенно отринувший наслаждение снедями, «и утробу и ноги измы водою» ( Лев. 8, 20 ), под утробою давая разуметь удовольствие, а под ногами восхождения и преуспеяния. Преуспевающий же измывает то, что в утробе, а не целую утробу. Великая также разность в словах «измы» и «исперут» ( Чис. 8, 7 ), ибо первое добровольно, а последнее делается по приказанию. Глава 57 Как совершенному должно с самопроизвольным усердием возбуждаться к добродетельным поступкам, так преуспевающему надлежит покоряться наставлению настоятеля и с крайнею заботливостию всю грудь отлучать, а утробу не отлучать, а измывать. Ибо мудрый в силах всецело отринуть и искоренить гнев, но не может отсечь утробы, потому что природа принуждает и самого воздержного употреблять необходимые снеди. Когда же душа не водится правым и твердым законом, но растлена прелюбодейными 23 удовольствиями, тогда сожигается за сие утроба, так как вожделение остается ненасыщенным, хотя и переполнены телесные приемники, последует же расторжение утробы, по причине опадения лона (см.: Чис. 5, 22 ), ибо бессильным делается сердце к рождению доброго.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Рабство было уже известно еврейскому народу, когда он получил новое законодательство: его исторические предки, как например Авраам ( Быт.14:14; 16:1 ), имели многих рабов и рабынь. Да и вообще во всем окружающем мире рабство считалось таким необходимым элементом общественной жизни, что народу, не успевшему еще возвыситься сознанием над общим сознанием древнего мира, трудно было отрешиться от прежнего порядка вещей и начать новую жизнь, вполне основанную на началах равенства и свободы личности. Мудрый законодатель вполне сознавал неприготовленность народа к полному принятию новых, возвещенных на Синае начал, и потому ввел их в законодательство лишь в той мере и в тех формах, какие были наиболее удобны для народа на его тогдашней степени развития. Наиболее полное осуществление начал равенства было удобнее по отношению собственно к членам теократического государства, как получившим в законе нравственную свободу и ставшим членами “царства Иеговы“, священным народом. Поэтому законодатель по отношению к ним провозгласил (в пределах возможности для того времени) уничтожение рабства. В силу теократического принципа, по которому израильтяне, как члены “царства Иеговы“, суть рабы Иеговы, они не могли уже быть рабами людей, и их нельзя было “продавать, как продают рабов“ ( Лев.25:42 ). Ha место рабского состояния по отношению к ним законодатель старается установить состояние свободных “наемников“ ( Лев.25:40 ). Но так как рабство пустило слишком глубокие корни в общественной жизни народа, так что он не мог обходиться без рабов, то законодатель, уступая глубоко укоренившимся в народе обычаям, допустил и существование рабства, хотя в смягченной и ограниченной форме, и под тем условием, чтобы рабами были только иноплеменники. “Чтобы раб и рабыня были у тебя, – говорит законодатель, – то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас“ ( Лев.25:44 ). Такое узаконение вызвано желанием по возможности ослабить силу необходимо существовавшего в то время зла. Если рабство должно было существовать, то во всяком случае оно должно было существовать в такой форме, которая бы всего менее противоречила основным началам Моисеева законодательства; поэтому должно было составляться не из членов священного народа, только что получившего и политическую и нравственную свободу, и призванного возвестить эту свободу всему человечеству, а из тех народов, которые, не получив нравственной свободы, не могли особенно тяжело чувствовать и лишения политической свободы. Правда, в рабство, как увидим после, могли поступать и свободные израильтяне, члены теократического государства, но это было уже исключительным явлением, вызывавшимся особенными обстоятельствами; главная же масса рабов у евреев состояла из чужеземцев и их потомков. К рассмотрению положения этого класса рабов мы прежде всего и приступим.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

А о брошенных семенах Господь говорит: солнцу возсиявшу присвянуша ( Мф.13:6 ), именно потому, что во время гонения засыхают слова проповеди в сердцах нечестивых. Так лев означает Господа, как написано: се, победил есть лев, иже сый от колена Иудова ( Откр.5:5 ). Так именем льва выражается подобие диавола, как говорит первоверховный Апостол: супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Так именем вола означается мудрый, как написано: да не ореши юнцем (волом) и ослятем вкупе ( Втор.22:10 ), не соединяй для проповеди мудрого с глупым. Но чрез вола же означается и глупый; так о том, кто пленен гнусною любовью, говорится: он же абие последова ей объюродев, и якоже вол на заколение ведется ( Притч.7:22 ), т.е. как глупый ведется на смерть. Итак это я сказал для того, чтобы не думали, будто уже ворота, упоминаемые у Пророка сего, не значат что-либо другое, потому только, что я изъяснил, что ворота означают Господа, или проповедников, или Священное Писание , или веру. Ибо когда Пророк говорил об одних воротах, тогда правильно была разумеваема вера. Но когда упоминается о других воротах, тогда можно разуметь уста Проповедников, чрез которые познается истинная жизнь, и чрез которые восходят к познанию духовных таинств. Ибо о воротах, которые, по нашему мнению, означают веру, нам надобно заметить, что они называются нижними. Так как, доколе мы живем в этой жизни, дотоле стоим еще как бы на низу. И вера по справедливости называется нижними воротами; потому что она открывает нам на земле познание Бога. Итак теперь говорится: измерил и ворота, обращенныя на путь северный входа да внешняго, как в долготу, так и в широту. И спальни их три с этой стороны, и три с той; и фронтоны их, и вход их по мере ворот первых; пятьдесят локтей долготу их, и широту их в двадцать пять локтей. Окна же их, и вход, и резьба, по мере ворот, обращенных к Востоку; и семь ступеней было в восходе их, и вход пред ними ( Иез.40:20–22 ) 99 . 2 . О воротах, обращенных на путь северный входа внешнего, повторяется то же самое, что уже выше сказано о других воротах, и присовокупляется еще другое, чего не говорит Пророк о прежних воротах.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Нет в фильме и другой, не менее важной составляющей: образа Аслана. Точнее, лев есть, и формально он не сильно изменён; но это - не великий и мудрый Творец Нарнии. Почти не показав путь братьев и сестёр Пэвэнси к встрече с ним, когда каждый должен был преодолеть собственные пороки, чтобы увидеть Аслана (Христа!), авторы фильма многого лишили и финальную победу Льва над тельмаринской армией. Не вошла в сценарий яркая, " карнавальная " сцена вакхического торжества воскрешённой Природы, так ясно напоминающая нам о Пасхальной радости. И сам Аслан, что больнее всего, лишён своей потрясающей красоты, силы и притягательности. Его образ не удался не только сценаристам и режиссёрам, но и художникам: даже минотавры и великаны выглядят в фильме правдоподобно, убедительно, лев же так и остаётся нарисованным, мультяшным. Да, он громко рычит, он приносит победу одним своим появлением, он произносит нужные слова - но нет в нём той могучей силы, которой наделил своего Аслана Льюис. Это просто умный и красивый лев, разве что очень большой. Почему фильм нам всё равно дорог Кроме того, чтобы разбирать все недостатки и просчёты фильма, важно задуматься над мыслью: осталась ли картина христианской? Не исчезла ли из неё, в угоду голливудским законам, ещё и нравственная сторона? Нет, не исчезла. " Принц Каспиан " не стал лживее или злее. В нём по-прежнему проповедуются дружба, а не предательство, любовь, а не коварство, великодушие, а не подлость, служение истине, а не потакание своим страстям, самопожертвование, а не эгоизм. Всё это осталось, и на фоне многих и многих современных фильмов (в том числе художественно более удачных) " Принц Каспиан " несомненно выигрывает. Он не принесёт никакого вреда ребёнку, если тот его посмотрит: скорее наоборот. Но, разрушив цельный льюисовский замысел, сведя противостояние тельмаринов и нарнийцев к битве " плохих ребят " с " хорошими " , превратив Аслана в обычное сказочное существо, авторы картины создали фильм, хоть и христианский по своим идеям, но без Христа. А следовательно, и без глубинного, сущностного, подлинного Христианства.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Лев VI снарядил новое войско под командованием Никифора Фоки Старшего, ставшего доместиком схол, и флот под начальством друнгария Евстафия. Попутно он направил посольство к мадьярам (венграм, уграм), склонив тех напасть на болгар. Сыны земли, расположенной в середине Урала, Волги и Камы, мадьяры постепенно перешли к низовьям Дона, где подчинялись Тюркскому, а затем Хазарскому каганам. Затем они освободились от хазарской зависимости, и около 885 г. мадьярская орда покинула приволжские просторы и поселилась на территории современной Молдавии 167 . Теперь они согласились воевать с болгарами. Правда, миролюбивый Лев Мудрый не желал войны, а потому направил к Симеону своего посланника квестора Константина с предложением мира. Но болгарин не доверял византийцам и попросту заточил посла в темницу, презрев древний дипломатический обычай о неприкосновенности посланника. Началась полномасштабная война, уже менее успешная для Симеона. Пока он застрял на Никифоре Фоке, мадьяры вторглись в Болгарию и опустошили всю страну. Болгары попытались препятствовать переправе византийских войск и венгров, но протелат (младший морской офицер) Михаил Варкала со своими солдатами своевременно предприняли меры и не допустили блокады греческого флота по Дунаю. Симеон попытался все решить в одном сражении, но был наголову разбит степными кочевниками, сам едва спасшись в бою. Желая восстановить добрые отношения с другом детства, Римский император выкупил всех болгарских пленников у мадьяр, чтобы вернуть их на родину, и вскоре получил сообщение от друнгария Евстафия, будто Симеон просит мира. Лев VI дал немедленное согласие начать переговоры и направил к Симеону Льва Хиросфакта, приказав Никифору Фоке и Евстафию вернуться с войском назад на родину, чтобы там распустить его. К сожалению, царь не знал, что Симеон приготовил ему коварную ловушку. Прибывшего византийского посла болгарин без долгих слов заключил в тюрьму. Затем, укрепив свою армию печенегами, разбил мадьяр, которые, оставшись в одиночку, не смогли сопротивляться болгарам. Битва была чрезвычайно кровопролитной, и даже победители – болгары потеряли около 20 тыс. всадников. Месть болгар была жестокой: они истребили почти всех женщин и детей мадьяр, и тем пришлось покинуть степи в низовьях Днепра, чтобы навсегда поселиться между Дунаем и Тисой. И еще много лет они будут вынуждены совершать набеги на славян и германцев, чтобы обеспечить своих мужчин невестами 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Питомцы этой школы всячески поощрялись Вардою, который лично наблюдал и за учителями и за учениками. Насколько известен Варда в истории, в нём трудно предполагать искреннего ревнителя просвещения. По-видимому, он действовал в данном случае по тем же побуждениям, по каким Василий выступил в роли законодателя, будучи плохим юристом, т. е. искал этим путем популярности. Легко представить, как общество жаждало книг и желало учиться, если на этом желании воздвиглись целые политические планы. – При императорах Василии и Льве Магнаврская школа, по-видимому, уже не пользовалась таким вниманием правительства, как при Варде, —38— так как правление их было занято законодательными работами. В частности Лев Мудрый был слишком увлечен собственною литературною деятельностью, чтобы придавать значение работам других. Но хотя Лев мало сделал для просвещения, он со своими бесплодными и обильными литературными трудами представляет собою очень любопытное явление. Царствование его было одно из самых несчастных: всё оно наполнено поражениями вовне и волнениями внутри. И однако современники и потомки простили Льву отсутствие военных и административных способностей за то только, что он много и красно писал. Вот еще одно доказательство того, как тогдашнее общество высоко ставило книгу и как сильно нуждалось в ней. Выгодно отличаясь от отца, как государь, Константин и в своей просветительной деятельности не подражал ему. Лев писал на темы, которые задавались ему тщеславием и незнанием жизни; Константин брал эти темы для себя и для своих сподвижников у народной любознательности. Константин и в этом случае был практичнее своего отца. Сделавшись единодержавным, он прежде всего старается поднять Магнаврскую школу, процветавшую при Варде и упавшую в последующие царствования, особенно при Романе. Будем говорить словами летописца. «Многие в государстве нашем прекрасные и достойные похвалы были знания, многие свободные искусства и науки; все это, не знаю почему, пришло в небрежение и упадок. Что же придумал, спрашивается, философски образованный ум его?… Император избрал наилучших преподавателей: философскую школу поручил протоспафарию Константину, который вместе был и мистиком; над школою риторов поставил Никейского митрополита Александра; над геометрическою – патриция Никифора; над астрономическою – Григория секретаря.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Голова его валялась далеко от тела, не соединившись с ним, как это случилось с головами святых. А когда их бросили в реку, то все тела святых всплыли и пристали к другому берегу, на глазах у всего народа; тело одного только Вудитза крокодилы растерзали на части и съели. 20 . Ученика Льва Философа, предсказавшего предательство, амермун стал расспрашивать об его науке; тот сказал, что он ученик Льва Философа. Узнав, кто такой Лев, амермун пожелал увидеть его и, вручив одному из пленников послание, обращенное к Льву Философу, отправил его в Константинополь, обещая ученому мужу почетное место, второе после себя. Получив послание, Лев принес его царю Феофилу. Узнав об его познаниях и о том, что такой мудрый муж живет в его городе, царь взял его к себе во дворец и поселил в Магнавре 102 , передав ему для обучения самых одаренных юношей. Царь Предоставил ему полную свободу от всяких других повинностей. Впоследствии Лев стал митрополитом Фессалоники; рукоположил его святейший патриарх Мефодий. 21 . На одиннадцатый год правления царь строит во дворце Триконх и так называемую Сигму, а также кафедры партий; строит он и Фиалу 103 , где происходит так называемый саксимодексимон 104 , когда с двух сторон проходят кони, покрытые золотыми попонами. Внизу, под Триконхом, он сооружает посредством какого–то приспособления так называемый Мистерион 105 : если в одном его углу произнести что–либо согнувшись и полушепотом, то в другом углу это ясно слышится. 26 . На двенадцатый год царствования Феофила было отделано здание, предназначенное для приюта странников, называемое теперь домом Феофила. Дом этот принадлежал сначала патрикию Исидору, прибывшему при Константине Великом из Рима вместе с Оливрием; по истечении некоторого времени он стал содержаться на счет государственной казны и в нем поселились женщины знатного рода, но дурного поведения. А при Льве Исавре 106 из публичного дома он был превращен в странноприимный дом. Потом он стал домом Константина, сына Ирины, после того, как мать его ослепила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи монахом. Амо­рий­ская династия Ми­ха­ил II Травл/Михаил 820–821, 821–829/?-829 В ре­ли­ги­оз­ной по­ли­ти­ке был ико­но­бор­цем, од­на­ко воз­дер­жи­вал­ся от ре­прес­сий про­тив ико­но­по­чи­та­те­лей. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем его прав­ле­ния ста­ло вос­ста­ние Фо­мы Сла­вя­ни­на, охва­тив­шее по­чти всю им­пе­рию и при­нес­шее не­ис­чис­ли­мые бедствия. Умер от бо­лез­ни почек. Фе­о­фил 821–829, 829–840, 840–842/813–842 Лич­но об­хо­дил рын­ки, ин­те­ре­су­ясь це­на­ми в сто­ли­це, не поз­во­лял куп­цам их не­оправ­дан­но за­вы­шать. Лю­бил цер­ков­ное пе­ние, со­чи­нял гим­ны и ду­хов­ные сти­хи, по празд­ни­кам сам управ­лял хо­ром в со­бо­ре Свя­той Со­фии, хо­тя был иконоборцем. Умер от «ис­те­че­ния желудка».  Ми­ха­ил III/Ми­ха­ил (Пья­ни­ца) 842–856, 856–866, 866–867/840–867 Лич­но­го уча­стия в де­лах управ­ле­ния он по­чти не при­ни­мал. Ис­то­ри­че­ская ли­те­ра­ту­ра ри­су­ет его пья­ни­цей, ма­ло ин­те­ре­со­вав­шим­ся го­су­дар­ствен­ны­ми делами. Был за­ре­зан за­го­вор­щи­ка­ми во вре­мя пья­ной оргии. Ма­ке­дон­ская династия Ва­си­лий I Ма­ке­до­ня­нин/Василий 866–867, 867–886/ок. 811–886 По­ли­ти­ка Ва­си­лия вы­зы­ва­ла не­до­воль­ство не толь­ко на­род­ных масс, но и фе­о­даль­ной зна­ти про­вин­ций. Вел удач­ные вой­ны на Во­сто­ке и в Юж­ной Ита­лии, по­да­вил дви­же­ние пав­ли­ки­ан в Ма­лой Азии. Умер от рас­строй­ства же­луд­ка, при­клю­чив­ше­го­ся на охоте. Кон­стан­тин Ма­ке­до­ня­нин/Константин 868–879/?-879 При рож­де­нии он по­лу­чил имя Сим­ба­тий, но в 869 го­ду отец сде­лал его со­пра­ви­те­лем под име­нем «Кон­стан­тин». Скон­чал­ся во вре­мя во­ен­но­го по­хо­да на Киликию. Лев VI/Лев Мудрый 886–908, 908–912/866–912 Сво­им про­зви­щем Лев обя­зан уче­ным за­ня­ти­ям, ко­то­рым от­да­вал мно­го вре­ме­ни: он пи­сал сти­хи, ре­чи, на­уч­ные трак­та­ты. Из­дал за­ко­но­да­тель­ный сбор­ник «Ва­си­ли­ки» и свы­ше 100 но­велл. Стре­мил­ся под­чи­нить Цер­ковь: в 886 г. низ­ло­жил пат­ри­ар­ха Фо­тия, в 907 г. – пат­ри­ар­ха Ни­ко­лая Ми­сти­ка , осу­див­ше­го чет­вер­тый брак Льba VI.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010