Так, хорошо известны изразцы швейцарского керамиста Хафнера. 3412 Чаще – квадратная форма, светло-синий ободок по краям, в центре – связки из цветов, фруктов и пр. Здесь же надпись: Н. Hafner 1717. На наших изразцах нет такой надписи, но по характеру изображений и по краскам они вполне подходят к таким работам XVIII в. Н. Протасов Виноградов В.П. Наследие митр. Платона [Левшина] в истории Московской Духовной Академии 3413 //Богословский вестник 1914. Т. 3. 10/11. С. 701–724 (1-я пагин.) —701— Мм. Гг. 1 октября исполнилось сто лет существования Московской Духовной Академии Благодарная память воскрешает образы и великих и скромных тружеников вековой исторической жизни славного рассадника богословской науки и просвещения: ряд изданий и трудов посвящается воспоминанию жизни и деятельности тех, кому родная для московского духовенства Академия обязана своей жизнью, своим развитием и своей славой. Но мне кажется, что все эти юбилейные издания и труды начинают цикл воспоминаемых великих имен не с того имени, которому по праву принадлежит здесь самое первое место. Я разумею знаменитого московского архипастыря – митрополита Платона (Левшина) . Московская Духовная Академия начинает свою жизнь от 1814 года, следовательно, чрез два года после смерти митрополита Платона, но было бы непростительной ошибкой и грубой исторической неблагодарностью забывать, что Академия явилась не как совершенно новое учреждение, а как преемница двух старинных рассадников духовного просвещения – Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и Троицкой Лаврской Семинарии – двух знаменитых учре- своей стороны академическое и епархиальное начальство имело не меньшее побуждение к перемещению Академии в том, что академические здания становились тесны для сильно возраставшего при митрополите Платоне числа учеников, от 600 человек (в 1779 г. – 594) дошедшего до 1.610 (в 1813 г.), и в то же время были настолько ветхи от древности, что клонились к разрушению. Однако, план и штат Академии, представленный Св. Синодом в 1777 году, остался без утверждения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Спрашиваете, идут ли у меня, в епархии, сочинения Преосв. Феофана? Едва ли. Наше белое духовенство не любит тратить своих денег на книги особенно серьезного содержания, а выписывать их на церковные суммы старосты не дозволяют. О многих из наших иерреев, даже, просвещенных, можно, по справедливости, повторить старую пословицу: «умен как поп Семен, книги продал, да карты купил». Картежная игра – денежная между нынешним духовенством развита до последней степени. Мне об одном из иереев уездного городка (Калязина) передавали, за верное, что он в одну ночь проиграл 1000 рублей!... И жалуются после сего на скудость средств к жизни?!.. О témpora, о mores!.. На днях получил я в дар от своего товарища по семинарии, Ореховского протоиерея Льва Левшина 499 экземпляр его слов и поучений. Произведения, по моему мнению, очень дельные и назидательные. Он просит меня содействовать к распространению его книги в моей епархии. Я велю напечатать объявление о ней в Епарх. Ведомостях, но за успех распространения не ручаюсь». 13-го получил я письмо села Орехова-Зуева от товарища своего по Владимирской семинарии протоиерея Льва Егорова Левшина, о котором я сейчас упомянул в письме к Преосв. Иакову. – Вот что писал мне старый мой товарищ: «Считаю, для себя приятным долгом повергнуть пред Вашим Высокопреосвященством, как скудное приношение, свои сочинения. Питаюсь надеждою, что скудные сочинения мои Вы передадите на рассмотрение кому следует, – и считал бы себя счастливым, если бы поучения мои лказались мало-мальски пригодными для пастырей Тверской паствы. Занимательные сочинения Ваши и «Воспоминания о Высокопреосв. Леониде» и «Прощание Ваше c Полоцкою паствой» мною приобретены и с услаждением часто мною перечитываются». Ha товарищеское письмо это я отвечал от 24-го числа: «Получив экземпляр Ваших поповеднических трудов, я велел напечатать o них объявление в Тверских Епарх. Ведомостях. Будет ли иметь успех ваша книга в пределах вверенной мне епархии, заранее сказать ничего не могу. Вы напрасно умаляете предо мною цену ваших речей и поучений. Я прочитал несколько страниц вашей книги и скажу Вам не обинуясь, что под некоторыми из ваших поучений и речей я охотно бы подписал свое имя: так они мне понравились! Если бы, думается мне, наши приходские пастыри более занимались составлением подобных вашим проповедей, они не подверглись бы таким сильным нареканиям, каким подвергаются нане со всех сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В дальнейшем предпринимались неоднократные попытки создания таких богословских систем, которые бы вбирали в себя лучшее от систем Ф. Прокоповича, П. Левшина и других авторов, но вместе с тем были бы свободны от выявленных в них недостатков. Такое именно стремление обнаруживают, к примеру, лекции ректора Троицкой семинарии, Мефодия Смирнова , читанные воспитанникам этой духовной школы в период с 1874 по 1790 год. Означенные лекции были свободны от таких схоластических приёмов как «возражения», «деление доказательств» в зависимости от способов их происхождения на те, что основаны на свидетельствах Писания, на учении отцов Церкви и на доводах разума 215 . Общий курс был представлен в трёх книгах. Первая из них  содержала введение в Богословие. Во второй излагалось Догматическое Богословие, а в третьей – Нравственное 216 . Содержание первой части указывало на зависимость автора от Богословия П. Левшина, Ф. Горского Ф. Прокоповича. Впрочем, зависимость носила условный характер 217 . Помимо  вопросов, представленных названными авторами в их сочинениях, М. Смирнов ввел в своё Богословие пять глав, посвященных таким теологическим направлениям, как теоретическое, полемическое, экзегетическое, нравственное и символическое богословие 218 . Общий объём богословского материала, по признанию самого автора данного пособия, был ограничен рамками продолжительности курса обучения богословию в семинарии – двумя годами 219 . Эта мера была необходима, так как нередко случалось, что за время обучения студентов преподаватель не успевал дочитать полный курс Богословия, составленный им же самим. Собственно, Догматическое Богословие, представленное во второй книге, подразделялось структурно на пять разделов. В первом раскрывалось учение «о Боге едином по существу и троичном в Лицах; во втором – о Божественных действиях, именно а) об определениях... Божественных, б) о творении вообще и в частности об Ангелах, в) о человеке в состоянии невинности, г) о промысле Божием» 220 . Третий раздел был посвящен изъяснению учения об Искуплении человека. Он включал в себя следующие подразделы: «а) о падении прародителей; б) о грехе прирожденном; в) о грехах деятельных; г) о повреждении свободной воли; д) о началах и причинах восстановления и спасения и о главном начале, о благодати всеобщей, е) об Искупителе, именно о именах, свойствах и лице Искупителя, о двояком Его состоянии – уничижении и прославлении, и трояком Его служении» 221 . Четвертый раздел содержал учение об усвоении человеком спасения. Здесь сообщалось: «а) о призывании, б) о благодатных действиях Св. Духа, в) о следствиях веры, оправдании, освящении, обновлении и добрых делах, г) о средствах усвоения действий благодати – о таинствах» 222 . Наконец, в пятом разделе автор представил учение о последних временах и о вечной жизни 223

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Мм. Гг. 1 октября исполнилось сто лет существования Московской Духовной Академии. Благодарная память воскрешает образы и великих и скромных тружеников вековой исторической жизни славного рассадника богословской науки и просвещения: ряд изданий и трудов посвящается воспоминанию жизни и деятельности тех, кому родная для московского духовенства Академия обязана своей жизнью, своим развитием и своей славой. Но мне кажется, что все эти Юбилейные издания и труды начинают цикл воспоминаемых великих имен не с того имени, которому по праву принадлежит здесь самое первое место. Я разумею знаменитого московского архипастыря-митрополита Платона (Левшина) . Московская Духовная Академия начинает свою жизнь от 1814 года, следовательно, чрез два года после смерти митрополита Платона, но было бы непростительной ошибкой и грубой исторической неблагодарностью забывать, что Академия явилась не как совершенно новое учреждение, а как преемница двух старинных рассадников духовного просвещения – Московской Славяно-Греко-Латинской Академии и Троицкой Лаврской Семинарии – Двух знаменитых учреждений, вскормленных, вспоенных и доведенных до самого цветущего состояния почти сорокалетними неусыпными трудами и глубокою чисто-отеческою любовью митрополита Платона. Пусть план учебного и административного строя новой Академии начертан отъинуду и сильно отличался от того, который установлен был в старой Славяно-Греко-Латинской Академии и Троицкой Семинарии, но все же, ведь, этот план осуществлен был над живым телом, так сказать, над плотью и кровью учреждений, только что возращенных до высшего процветания сорокалетней деятельностью митрополита Платона. Можно сказать: в жилах новой академии течет кровь славных платоновских детищ, а в основании ее лежат труд и заботы митрополита Платона. В настоящем собрании я и хотел бы остановить Ваше внимание на этой начальной странице славной истории Московской Академии. Затенение имени митрополита Платона в истории новой Московской Академии есть в сущности затенение идеи ее неразрывной генетической связи со старой Славяно-Греко-Латинской Академией, как с своей прямой матерью.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Наша летопись в первый раз о татарах упоминает в XIII столетии, но татаре существовали и прежде. Г-н Левшин неоспоримо доказал, что казаки поселились на Яике не прежде XVI столетия. К сему же времени должно отнести и существование полубаснословной Гугнихи. Г-н Левшин, опровергая Рычкова, спрашивает: как могла она (Гугниха) помнить происшествия, которые были почти за сто лет до ее рождения? Отвечаю: так же, как и мы помним происшествия времен императрицы Анны Иоанновны, – по преданию. Критика г. Броневского Вся первая глава, служащая введением к «Ист. Пуг. бун.», как краткая выписка из сочинения г. Левшина, не имела, как думаем, никакой нужды в огромном примечании к сей главе (26 стр. мелкой печати), которое составляет почти всю небольшую книжку г. Левшина. Книжка эта не есть древность или такая редкость, которой за деньги купить нельзя; посему почтенный автор мог и должен был ограничить себя одним указанием, откуда первая глава им заимствована. Объяснение Полное понятие о внутреннем управлении яицких казаков, об образе жизни их и проч. необходимо для совершенного объяснения Пугачевского бунта; и потому необходимо и огромное (т. е. пространное) примечание к 1-й главе моей книги. Я не видел никакой нужды пересказывать по-своему то, что было уже сказано как нельзя лучше г-м Левшиным, который, по своей благосклонной снисходительности, не только дозволил мне воспользоваться его трудом, но еще и доставил мне свою книжку, сделавшуюся довольно редкою. Критика г. Броневского «Известно, – говорит автор, – что в царствование Анны Иоанновны Игнатий Некрасов успел увлечь за собою множество донских казаков в Турцию». Стр. 16. Некрасовцы бежали с Дона на Кубань в царствование Петра Великого, во время Булавинского бунта, в 1708 году. См. Историю Д. войска, Историю Петра Великого Берхмана и другие. Объяснение Что Булавин и Некрасов бунтовали в 1708 году, это неоспоримо. Неоспоримо и то, что в следующем сей последний оставил Дон и поселился на Кубани. Но из сего еще не следует, чтоб при императрице Анне Иоанновне не мог он с своими единомышленниками перейти на турецкие берега Дуная, где ныне находятся селения некрасовцев.

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

Но теперь, когда станут читать напечатанную на отечественном языке вашу книгу, написанную согласно с св. Писанием и верою православною, не будет нужды в иностранных руководствах, потому что все необходимое для спасения можно почерпнуть из вашей книги» 150 . «Христианское Богословие» Платона было введено, по его личному требованию, в руководство в Троицкой Лаврской семинарии 151 . И не напрасно. Оно выгодно выделялось на фоне других, современных ему, богословских пособий. В догматическом отношении оно отличалось ортодоксальностью содержания; в методологическом – научностью, системностью, информативностью, аргументированностью и доказательностью утверждений (доказательства были построены здесь на основе Писания и святоотеческого богословия); наличием ярких, выразительных примеров. В дидактическом отношении система П. Левшина была замечательна доступностью, выразительностью и отчетливостью языка, ёмкостью содержания при сжатости объёма, убедительностью, а местами – психологически оправданным эмоциональным окрасом. Благодаря сжатости изложения облегчалась возможность восприятия системы в целом, от первого параграфа до последнего, Опираясь на это пособие, преподавателем было легче дать учащимся целостное представления о православной вере. Этого было гораздо труднее добиться в случае изучения богословия по громоздким схоластическим системам, а тем более в случае его изучения по бессистемным схоластическим руководствам (при таком варианте преподавания нередко оказывалось, что когда учащиеся приступали к рассмотрению заключительных разделов, они уже плохо помнили, о чём сообщалось в начальных). Среди информативно-содержательных элементов системы П. Левшина обращает на себя внимание вопрос о христоцентричности Священного Писания (как Нового, так и Ветхого Завета) 152 , вопрос о существовании Церкви от начала мира, о трех её состояниях, характерных для трёх периодов её бытия: а) от Адама до Моисея; б) от Моисея до Христа; в) от Христа до скончания века 153 . Насколько ёмким было содержание «Христианского Богословия» П.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В кон. 70-х гг. нек-рые сторонники структурализма обратились к новому направлению, к-рое принято называть постструктурализмом или постмодернизмом. Выделить общее для этого подхода методическое ядро достаточно сложно. Среди наиболее распространенных в среде последователей этого направления идей - онтологизация понятия «текст», отрицание существования истинного значения текста, переосмысление ролей автора и читателя, противостояние «мета-нарративам», унаследованным от эпохи Просвещения, и т. п. (Ж. Деррида, Ю. Кристева, Дж. Хиллис Миллер и др.). Наиболее популярным термином, означающим применение этих идей на практике, является «деконструкция» (перестройка). Однако, поскольку идеологи постмодернизма выступили против метода как такового, попытки использовать деконструкцию в библейской критике оказались неудачными (С. Д. Мур, Кроссан и др.), тем более что мн. светские ученые-постмодернисты открыто заявляют о своем атеизме. По-новому, в связи с отказом от этно-, европо- и др. центризмов, поставлена проблема переводимости текста, созданного в одной культуре, на языки др. культур с учетом их особенностей. Теоретически близким к постмодернизму является метод анализа реакции читателя, разрабатывавшийся рядом нем. ученых (В. Изер, Х. Р. Яусс), затем воспринятый англо-амер. библеистикой (С. Фиш, Дж. Каллер). Основная идея этого метода состоит в том, что нек-рый дополнительный смысл, не воспринимаемый непосредственно из текста, порождается самим читателем при взаимодействии с ним. Поэтому особое внимание исследователем уделяется целевой (авторской) аудитории. В исследование вводится фигура «идеального» читателя, и автор текста начинает рассматриваться как один из персонажей (рассказчик). К. В. Неклюдов, А. В. Пономарёв, А. А. Ткаченко Тенденции православной Г. б. XIX-XX вв. П. И. Савваитов. Литография. Нач. ХХ в. П. И. Савваитов. Литография. Нач. ХХ в. Становление Г. б. как учебной дисциплины в рус. богословской науке связано с деятельностью ректора МДА митр. Платона (Левшина) , к-рый ввел занятия по герменевтике в систему преподавания библейских дисциплин в МДА.

http://pravenc.ru/text/164827.html

Порошин вел дневник с 1 сентября 1764 года по январь 1766 года – драгоценный и притом единственный материал для знакомства с отроческими годами цесаревича. Физику и астрономию преподавал Франц Иванович Эпинус, бывший профессор астрономии Берлинской академии. В 1756 году он переехал в Петербург, где был членом Академии и профессором высшей математики и физики. Учителем рисования с 1761 года был Андрей Ангилеевич Греков – в прошлом учитель при гимназии. Как художник он ничем себя не проявил и состоял при Павле, кажется, не столько в качестве учителя, сколько в роли шутника. Он рассказывал великому князю побасенки, и часто наследник призывал его быть участником в своих играх и забавах. Остальные учителя – балетмейстер Гранже, учитель фехтования Тремундо, капельмейстер Манфредини, актер Бомон, обучавшие великого князя танцам, фехтованию, музыке и декламации, на воспитание его не оказывали никакого влияния. По мысли государыни и графа Панина, воспитательными средствами при обучении наследника должны были служить также чтение и театр. С этой целью в 1764 году Екатерина II приобрела библиотеку русского посланника в Дании барона И. А. Корфа, состоявшую из 36000 томов. Пополнялась библиотека и за счет дарения книг авторами – русскими поэтами и писателями. Чаще всего чтение было «ознакомительное», когда книга бегло просматривалась либо прочитывались некоторые ее главы. Павлу Петровичу позволяли читать все, что попадалось под руку. Регулярно покупались для него комедии и великое множество опер, так что наследник мог вдоволь разучивать и распевать французские куплеты. Н. И. Панин говорил о комических операх: – Надобно бы их поболее печатать и продавать, чтобы зрителям было вдвое больше от того удовольствия, потому что вся красота их состоит в шутках и замысловатых песенках, в которые, вовсе не читавши прежде, во время представления вслушаться трудно. Книги выбирались до того неудачно, что иногда сам Павел Петрович просил прекратить чтение. Разумеется, на первом плане стояло чтение Вольтера, Монтескье, Руссо.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Платон в ту пору быль учитель-белец в московской академии. Сверх преподавания пиитики и греческого языка в академии, на него возложена была должность катихизатора, блистательным исполнением которой он в короткое время приобрел славу, «московского апостола». Он так привык к Москве и к академии, в которой получил образование, что никогда не думал оставлять Москвы., но неожиданное обстоятельство изменило все его предположения. В 1758 году, вследствие его просьбы, состоялся уже указ св. Синода, коим дозволялось учителя академии Петра Левшина постричь в монашество, как вдруг пред летнею вакациею Левшин получает из Петербурга от архимандрита троицкой лавры и придворного проповедника Гедеона Криновского письмо, которым тот, хорошо знав Левшина по академии, приглашал его на должность учителя риторики в троицкую семинарию. Это предложение поразило Левшина: он говорит, что он «того и в мысли не воображал,· да и не желал в лавре быть, как в месте, дотоль совсем для него неизвестном, а желал в вакацию быть пострижен в академии в Заиконоспасском монастыре». Тогдашний ректор московской академии, Гедеон Слонимский, любивший Левшина, не желал отпустить его от себя, и чтобы, как-нибудь, удержать его в Москве, дал ему довольно странный совет – отречься от пострижения в монашество, и обещал исходатайствовать ему лучшее священническое место в одном из приходов московских. Но Платон не принял этого совета и решился лучше переселиться в лавру, нежели отказаться от своего задушевного желания – быть иноком. В троицкой семинарии Левшин был принять благосклонно и ласково; несмотря на то, первое время своей жизни на новом месте служения провел грустно, так что целую неделю, как сам признается, непрестанно плакал. Но мало по малу стал привыкать и наконец, по его собственному свидетельству, «столь привык, что по самую смерть не было для него милее и любезнее во всем свете места, паче лавры». 14 августа того же 1758 года Левшин, на 21 году жизни, пострижен в монашество наместником лавры, в последствии митрополитом новгородским, Гавриилом Петровым. 30 августа Платон рукоположен в иеродиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

В Перервинской духовной семинарии прошли IX Платоновские чтения 3 декабря 2012 г. 14:11 30 ноября и 1 декабря 2012 года в Перервинской духовной семинарии в Москве состоялась IX церковно-историческая конференция «Платоновские чтения», посвященная 200-летию кончины основателя семинарии, выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XVIII — начала XIX вв. митрополита Московского и Калужского Платона (Левшина). 1 декабря участники чтений молились за Божественной литургией в Никольском соборе Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря. Работу второго дня чтений возглавил председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских духовных школ архиепископ Верейский Евгений . В конференции приняли участие представители Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, Николо-Угрешской духовной семинарии, Российского православного университета , Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника. Были зачитаны доклады, посвященные различным аспектам жизни и творчества митрополита Платона. Ректор Перервинской духовной семинарии протоиерей Владимир Чувикин представил книгу «Иди и ты твори такожде», посвященную 200-летию со дня кончины митрополита Платона (Левшина). Архиепископу Евгению была вручена юбилейная медаль имени митрополита Платона (Левшина), учрежденная Перервинской семинарией к памятной дате. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2629274.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010