Синода с предписанием: «классы, назначенные для Академии московской, учредить в Донском монастыре, а доколе не будут учреждены, обучаться слушателям ее по прежнему в монастыре Заиконоспасском; сочинение же плана о учреждении в том монастыре классов возложить упомянутого Донского монастыря на архимандрита и Московской Академии ректора Евлампия, который, сочинив его, должен представить Вашему Преосвященству‚ а Вы в Святейший Синод с своим мнением». Но дело кончилось так же, как и в половине столетия: монастырских корпусов, годных и удобных для помещения классов, не оказалось; по сделанной смете требовалась огромная сумма для возведения новых зданий Академии, и Св. Синод указом от 2 февраля 1799 года признал помещение Академия в Донском монастыре неудобным. Главным неудобством было – недостаток суммы: это видно из того, что указом Св. Синода от 14 февраля того же года предписано академическому начальству оставлять от 12000-й штатной суммы 2000 рублей ежегодно в видах построения Академии в Донском монастыре 2 . В 1807 году, когда сумма на содержание Академии была удвоена, Академия по приказанию митрополита Платона стала оставлять на непредвиденные расходы по 4000 рублей в год. Вследствие таких экономических распоряжений Академия внесла в 1808 году из остаточных денег в Сохранную Казну 5000 рублей, в 1809-м – 9000 рублей, в 1811 г. – 5000 р., в 1812 году – 1000 р., итого имела, кроме вкладных, своей суммы 23000 рублей 3 Между тем в Синоде началось новое течение, в пользу перемещения Академии не в Донской монастырь, а в Троицкую Лавру. В этом смысле еще в 1800 году был дан митрополиту Платону указ Св. Синода. Платон в своем ответном представлении Синоду предлагал вместо Лавры Воскресенский монастырь: «полагаю, писал он, что предпочтительно выгоднее Академию Московскую перевести в Воскресенский Монастырь; поскольку там и Академия и монастырь составят едино начальство, а архимандрит первостепенного монастыря имеет быть и ректором Академии‚ чего в Троицкой Лавре, по ее положению, учредить не без трудности, и Академия осталась бы некоторым образом зависящею от лаврского начальства; в таком случае могли бы старшие семинарии преимуществовать пред Академией» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

18 июля 1838 г. был назначен ректором Херсонской Духовной семинарии. 15 ноября 1840 г. назначен настоятелем Русской духовной миссии в Вене. За время пребывания там архим. Порфирий овладел немецким языком и организовал научную экспедицию в Далмацию с целью изучению быта и письменности юго-западных славян. 14 ноября 1842 г., согласно решению Святейшего Синода, «по довольному им знанию греческого языка и по опытности в обращении с заграничными единоверцами нашими», о. Порфирий был отправлен в Иерусалим для ознакомления с жизнью православных христиан в Палестине и Сирии. Пребывая на Востоке, он получил счастливую возможность путешествовать, работать в монастырских библиотеках и изучать древности. В 1845–1846 гг. Порфирий Успенский предпринял первое путешествие. С января по июнь 1845 г. им была осуществлена экспедиция в Египет, на Синай, в монастыри Нитрийской пустыни. С августа 1845 г. по январь 1846 г. и с марта по конец июня 1846 г. обследованы богатейшие сокровищницы христианских древностей на Святой Горе Афон. Особо притягательным для отца Порфирия был Синай. В отличие от большинства древних обителей, монастырь Св. Екатерины никогда не подвергался разграблению. Он представлялся учёному неисчерпаемым кладезем древностей. Именно здесь в 1845 г., за 15 лет до К. Тишендорфа, Порфирием Успенским была обнаружена и описана основная часть рукописной греческой Библии – знаменитый Синайский кодекс (Codex Sinaiticus) IV в. (в 1844 г. немецкий ученый видел лишь 129 листов). Порфирий Успенский занимал категоричную позицию в отношении Синайского кодекса и вел полемику с К. Тишендорфом. Несмотря на это, он испытывал уважение к своему ученому оппоненту, поддерживал с ним контакт и неоднократно посылал ему собственные сочинения и древние манускрипты. В частности, известно, что он предоставил К. Тишендорфу из своей коллекции для издания синайский палимпсест (РНБ, Греч. 225). А Тишендорф подарил отцу Порфирию несколько листов из издания Синайского кодекса, на одном из которых сохранилась дарственная надпись.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

8 мая 1854 г. Порфирий Успенский покинул Иерусалим в связи с начавшейся Русско-турецкой войной, оставив, в надежде на скорое возвращение, в монастыре Св. Архангелов собственную научную библиотеку и все имущество Миссии. Но вернулся он на Восток только через 4 года. 24 февраля 1858 г. особое совещание по улучшению быта русских паломников в Святой Земле, под председательством великого князя Константина Николаевича, приняло решение отправить на Восток специальную экспедицию и в число ее членов включить «с набожными и учеными целями и для взятия из Иерусалима оставшегося там его имущества и библиотеки» архим. Порфирия. Командировка продлилась 3 года. За это время Порфирий Успенский вновь посетил Афон, а затем знаменитые Метеоры. В 1861 г. он вернулся в Россию и никогда больше ее не покидал. Петербург встретил его как учёного с мировым именем. И правительство, и Святейший Синод обращались к нему за консультациями как к знатоку христианских древностей. Разные научные и благотворительные общества приглашали в почётные и действительные члены; великая княгиня Елена Павловна выбрала его своим духовником. Тем не менее в течение 11 лет после возвращения из Иерусалимской миссии Святейший Синод не мог принять решение о месте назначения архим. Порфирия, что вызывало у него беспокойство. Вот его собственные слова: «Я напоминаю, кому надобно, что свыше повелено дать мне должность и что я не знаю, где преклонить главу свою, а мне отвечают похвалами моим дарованиям и познаниям, как будто из них я могу сшить палатку для кочевания у ворот Александро-Невской Лавры или Синода, и вдобавок говорят, что судьба моя требует особых соображений». Лишь 14 февраля 1865 г. он был рукоположен во епископа Чигиринского с назначением первым викарием Киевской митрополии, «под крыло» своего бывшего учителя в Костромском Духовном училище, митр. Киевского Арсения (Москвина). Еп. Порфирий был рад этому назначению, и служебные обязанности его не обременяли: «Хвала и благодарение Ему, праведному и милостивому. Я весьма доволен своею судьбою. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу». Киевский период можно считать самым плодотворным в творческой биографии еп. Порфирия. Большое количество времени он проводил за разбором и анализом многочисленных материалов, привезенных с Востока. К этому времени относится большая часть его научных публикаций.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь Описание: История Стефано-Махрищский монастырь находится в 15 км от г. Александрова Владимирской обл. Обитель была основана в сер. XIV в. преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печерского монастыря, который поставил здесь храм во имя Живоначальной Троицы. В 1558 г. северный предел Троицкого храма во имя прп. Стефана, мощи которого покоились там под супдом, был освящен в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии. После Смутного времени новый подъем Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина, 1731-1812), выдающегося богослова и проповедника. В 1923 г. обитель была закрыта. В стенах монастыря в разное время размещались: сельскохозяйственная школа, детский дом для беспризорных детей, больница, в закрытых храмах — склады. В 1993 г. в полуразрушенном корпусе, примыкавшем к храму свв. апп. Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре настоятельницей. Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, в 1995 г. стал самостоятельным монастырем. В 2004 г. монастырь обрел статус ставропигиального. Храмы Святыни Мощи преподобного Стефана Махрищского, мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского, Махрищского чудотворца. Настоятельница — игумения Елисавета (Жегалова) . Официальные страницы:  ВКонтакте ,  Facebook ,  YouTube . Историческая справка Страна: Россия Адрес: 601632, Владимирская обл., Александровский р-н, с. Махра Телефон: +7 (49244) 5-10-96, 5-47-84 (канцелярия) Факс: +7 (49244) 5-47-84 (канцелярия) Web-caйm: www.stefmon.ru E-mail: machra@inbox.ru Настоятельница: Елисавета, игумения (Жегалова Татьяна Викторовна) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2171958...

Любя книги, перечитал все, что только мог найти в библиотеках при церквах Святой Софии и Спаса во Спасской: Четьи-Минеи, Пролог, «Камень веры» Стефана Яворского , «Маргарит», Полоцкого «Обед духовный». Маменька купила ему на развале, по случаю, «Цицероновы сочинения о должностях» и книгу историка Квинта Курция «Жизнь Александра Великого». Книги так понравились Петру, что он выучил их наизусть. Но всего более в то время увлекли его послания апостола Павла, в особенности первое – к Римлянам. Перечитав его раз двадцать, он знал его почти на память. Послание писалось для наставления истины и с давних пор считалось основой христианского богословия. «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно всякому верующему есть сила Божия ко спасению, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет... Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» 41 . Не раз и не два рождалась мысль: если могли проповедники, заведомо не книжные и простые 42 , так повлиять на мир, что возникшая в результате их проповеди совершенно новая культура в корне изменила мир, отчего этот мир ныне так глух к их словам?.. Жажда к знаниям сочеталась у Петра со склонностью к духовному. Когда в 1755 году в Москве был открыт университет, в качестве первых студентов приглашались туда и ученики академии. Предложение было заманчивым, но Левшин отказался принять его. Чисто светская направленность университетского образования не прельстила его. По врожденной склонности к уединению, «он ограничил себя домом родственным, церковию Божиею и училищем Заиконоспасским» 43 . В свободное от занятий время читал книги, готовил уроки, ходил в церковь , где был первым из читающих и поющих, за что любим был священниками и прихожанами. Впрочем, несмотря на свою любовь к наукам и уединению, замкнутым он не был. Все товарищи любили его за мягкосердечие и веселый нрав, услужливость, общительность, словоохотливость и остроумие. Он привлекал к себе умом и непорочностью нравов, живо отражавшихся на его красивом лице.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Когда родители и дети – союзники школы Чем привлекает гимназия имени митрополита Платона Левшина 21 апреля, 2017 Чем привлекает гимназия имени митрополита Платона Левшина Православная гимназия имени митрополита Платона Левшина входит в топ-30 лучших православных школ Москвы. «Правмир» рассказывает, чем школа так привлекает учеников и их родителей. В отреставрированном здании начала ХХ века, которое до революции занимала гимназия при Николо-Перервинском монастыре, с 2013 года вновь звучат детские голоса. Уютные классы с большими окнами, современные парты, просторные коридоры, рисунки и поделки учеников на стенах, великолепно оснащенные мастерские – в такой атмосфере приятно находиться. Как создать среду, в которой можно дать разностороннее образование, развить способности и сохранить духовную целостность? Многие родители стоят перед сложным выбором: в какой школе смогут сочетать эти непростые задачи. Здесь царит особая атмосфера Православная классическая гимназия имени митрополита Платона Левшина – пример гармоничного сочетания современных образовательных технологий и традиций православия. – Здесь особая атмосфера, особый климат, – рассказывает директор гимназии Инна Николаевна Медведева. – Мы не зажимаем детей, никто не довлеет над ними. Это видно сразу: дети сначала немного позируют перед камерой, но тут же забываются. Они наперебой рассказывают про удивительный календарь с ежедневными праздниками, перечисляют друзей и подружек, девочки хихикают, мальчики демонстрируют пеналы с крутыми рисунками.   Ученики старших классов более серьезны. Девочки показывают свои работы – фартуки, подушки. Судя по готовым изделиям, уроки технологии проходят на очень высоком уровне. Рукодельницы сами выбирают расцветки, подбирают орнаменты, отделку для своих работ. Мальчики проектируют модели кораблей, самолетов, изучают тонкости работы с деревом, творят потрясающие макеты, которые потом участвуют в городских конкурсах. Поэтому никто здесь не занимается скучным «трудом», это творческие занятия, от которых дети получают огромное удовольствие.

http://pravmir.ru/kogda-roditeli-i-deti-...

1711 г. в апреле в Земском приказе челобитье стольника князя Ф. Юр. Ромодановского. Подал человек его Князев, который за дела ходит; в деле везде он называется стряпчим. Думать должно, что такое ходатайство всегда принималось, когда не было спору. Иск о беглом крестьянине на стольника Левшина. 31 мая допросные речи. 9 июия 1711 г. Левшин в челобитной просит отсрочки на представление крепостей. Отсрочка дана до 1 августа. Но в помете прибавлено: о том объявить с запиской стряпчему Ромодановского. 26 июня Левшин представил крепости. Помета: человеку князя Ромодановского послать повестить, чтоб он немедленно к поданию крепостей явился; а как он явится, подлинные крепости у Левшина принять, осмотря, и объявить судьям. В другом месте говорится: явиться к распечатыванию крепостей. Следовательно, они до явки другой стороны оставались запечатанными. Копии с крепостей оставались при деле за подписью представившего. 10 июля поручные записи. Со стороны истца запись по Князеве, а не по Ромодановском. В сентябре Князев просит справиться в Поместном приказе с прежним делом, из коего видна неправда Левшина. Ведение в Поместный приказ. Ответ со справкою из дела о беглых крестьянах; в деле сем давалась мужику и женке по разным их показаниям очная ставка в застенке, и дело называлось розыскным. В декабре 1711 г. справка с Московскою Губернскою канцеляриею. В 1712 г. посредством вопросительного письма в приказ Земских дел из Судного стола сделана справка с Холопьим столом о выписке из книг бывшего Холопьего приказа, дела коего переданы, видно, в Земский приказ. 1716 г. марта 20 д. вершенье (губернатора Нарышкина с товарищами): обвинить ответчика. В январе 1717 г. человек Левшина просит в Губернской канцелярии перевершить дело (жалуется на ландрихтера Павлова). Помета (прошение прислано из армии на простой бумаге): приняв деньги за гербовую бумагу... учинить выписку;.. а у человека взять сказку – есть ли у него помещика его позволение те вершенные дела спорить? Сказка человека Петра: он подал челобитную с ведома помещика, а как помещик будет со службы, и на то вершенное дело сам будет приносить улику; а он, Петр, без помещика своего ответствовать не будет и спорить о том деле ему не повелено и верющей челобитной у него нет. (См. ibidem).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Помню этот спектакль. Пьесы нет, есть лишь сценарий, построенный таким образом, чтобы дать актеру развернуться. Действие происходит в некой небольшой европейской стране, (где-нибудь в Дании или Швеции), но это Европа условная. Сам Быков — типичный русский провинциальный телеграфист. Он немного поет, его снедает жажда славы. У него есть любимая девушка (конечно, Левшина), глубокая провинциалка, сентиментальная, с альбомом, в котором она засушивает фиалку, подаренную кавалером. В этом небольшом провинциальном городишке недавно гастролировала столичная опера. Нашему телеграфисту это окончательно вскружило голову. Он едет в столицу. Но это не бескорыстный мальчик, мечтающий о славе. Это хитрая бестия. Ему удалось перехватить на почте частное письмо примадонны, где она ругает на все корки директора. С этим письмом в кармане он едет в столицу. Столица. В гостях у примадонны. Это опять Левшина, но кто мог бы ее узнать! За полчаса она совершенно преобразилась, ничего общего у этой обворожительной, избалованной женщины, привыкшей к поклонению, с робкой провинциалкой. Говорит с провинциалом свысока, принимает его сначала за какого-то бедного дальнего родственника, потом он начинает ей немного нравиться. Объяснение. Сцена с перехваченным письмом. Возмущена, но наглость молодого парня ее волнует. Говорит с ним кокетливым тоном. Наконец, договорились: она соглашается устроить его хористом. 3ий акт. Он уже не хорист, ему удалось пробраться с помощью примадонны в хоть и плохонькие, но певцы. Он начинает вести сложную сеть интриг. Вот он у редактора провинциальной газеты. Редактор — пожилая женщина в очках, вся в черном, и это (вы подумайте!) опять Левшина. Он приносит ей рецензию, где ругает премьера — баритона — и восхваляет до небес «скромного и талантливого актера» (самого себя). Гнев, пренебрежение редактора. Он с очаровательной наивностью подносит ей цветок. Гнев, изумление. Потом в ней пробуждается женщина. Первый раз улыбка: «Зачем Вы тратились?» Лед сломан. В конце концов, несколько подправив статью, соглашается ее поместить. Затем целый ряд подобных же интриг. Последний акт. Он вытеснил премьера. Он на верху славы. Он известный певец. Приходит примадонна (он уже давно ее любовник). Он говорит с ней как равный, он говорит с ней как мужчина, в тоне превосходства. Но только примадонна за дверь — является (о ужас!) провинциалка. Та же Левшина. Все такая же белобрысая, робкая, жеманная. Мгновенное смущение. Говорит с ней резко. Она плачет. Поручает слуге проводить ее до извозчика. Занавес. Буффонада? Фарс? Каботинаж? Да, но сколько блеска, таланта, остроумия. Из такого вот каботинажа выросли Мольер и Гольдони, Сервантес и Лопе-де-Вега.

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

Третья часть, «О законе Божием», главным образом посвящена изложению основ нравственного учения Кафолической Церкви.                              Вскоре на «Христианское богословие» П. Левшина стали ориентироваться и в других духовно-образовательных заведениях. А в XIX веке по  аналогии с этой системой было создано несколько кратких православно-догматических систем, как то: «Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви, преосвященнейшего Платона, Архиепископа Костромского и Галичского», «Православное Догматическое Богословие» В. И. Добротворского и др. При всех достоинствах «Христианского Богословия» П. Левшина как базового руководства оно не удовлетворяло строгим критериям самодостаточного учебного пособия, предназначенного для глубокого изучения теологии. И если, имея это в виду, сравнивать его с современными ему  пособиями по теологии, не всегда можно сказать, на чьей стороне перевес. Многие частности, намеренно опущенные Платоном, как не слишком значимые для наследника императорского трона, всё же были важны для учащихся семинарий – будущих священнослужителей, преподавателей, учёных. В этой связи рассматриваемое в качестве самодостаточного учебного пособия творение П. Левшина не могло выдержать добросовестного испытания образовательной практикой. Насколько этот довод был очевидным для учёных и насколько он в принципе справедлив, хорошо видно из адресованного П. Левшину ректором Аполлосом предложения, чтобы в учебных пособиях наличествовали чистые листы, дабы было возможно вносить в них, по мере необходимости, надлежащие дополнения, устраняя пробелы в содержании базового текста. Платон отреагировал на эту педагогическую инициативу, представив ректору нижеследующий ответ: «о методе всех наук, а в том числе и богословии, от меня было предписано (разумеется предписание 1766 года). Посему то отыскав, представить нам с своим рассуждением, а между тем по тому и поступать. А учить по моей богословии, с привнесением надлежащих дополнений из лучших авторов, дозволяется, и сей курс оканчивать в два года. А между тем с прилежанием упражнять учеников в чтении и объяснении им библии и правил св. отец, и в сочинении проповедей с помощью чтения наилучших поучительных слов» 214 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

В приведенном выше примере завещательница прямо высказала, что по смерти сына имение должны получить дети его и внуки, если они будут у него; следовательно, указала прямо этих преемников, и потому возможно было возбудить вопрос о законности сего распоряжения. Но вот другой пример: Баронесса Франк, предоставив имение в пожизненное владение сыну своему Гавриленко, выразилась, что если он умрет бездетен, то она назначает наследницей Левшину. При возникшем споре против сего завещания, спорщики стали доказывать, что завещательница имела в виду назначить наследниками детей своего сына, если они будут, стало быть, предоставила имение лицам несуществовавшим. Явно, что истолкование воли завещательницы в этом смысле есть натянутое, выходящее за пределы словесного выражения, которое само по себе достаточно для уразумения постановленного условия. Баронесса Франк не выразила прямо в завещании, что назначает по себе наследниками детей своего сына, если таковые будут. Из употребленных ею выражений следует только то, что Левшина наследница, если Гавриленко умрет бездетен; Левшина не наследница, если Гавриленко умрет, оставив по себе детей. Обсуждать волю завещателя, поколику она согласна или не согласна с законом, можно только в том, в чем воля сия выразилась; и если завещатель поставил переход своего имения в зависимость от указанного события, следует судить лишь о том, законно ли сие условие, выраженное в завещании; но нет никакого повода возбуждать вопрос о том, что последовало бы при неисполнении условия или в отсутствии указанного завещателем события, когда на сей случай в завещании вовсе нет постановления, которое подлежало бы обсуждению. В завещании Бар. Франк вовсе нет распоряжения о том, к кому, по особливой ее воле, должно перейти имение, если сын ее умрет, оставив детей, а есть только распоряжение о том, к кому должно перейти имение, если сын ее умрет бездетен. Предположение, что у завещательницы могла быть такая мысль, выводится из того, что дети Гавриленко были бы, за смертью отца, прямыми законными наследниками после завещательницы; но едва ли основательно и справедливо таковое предположение, ни одним словом не выраженное, принять за распоряжение завещательницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010