Через 10 лет, то есть в 1476 году, старец и ученик удалились в Волоколамские пределы, где прожили вместе в основанной пустыни еще два года. После этого преподобному Левкию было при основании пустыни 62 года. Устроив обитель, он прославился среди окрестного населения подвигами иноческой жизни. Преподобный Левкий скончался в глубокой старости (по преданию, 17 июля) в конце XV века. Он был погребен в основанной им пустыни. В Иконописном подлиннике образ преподобного описывается под 17 июля: «Подобием сед, брада подоле Сергиевы, власы не с ушей, схима на плечах, в руке лестовка, ризы монашеские». Память преподобного Левкия совершается также 14/27 декабря и 17/30 августа — в день святого мученика Левкия. Филипп Сухонский, преподобный Преподобный Филипп Сухонский был отшельником на Янковской горе, на левом берегу реки Сухоны, в двух верстах от города Устюга. Устюжские жители на месте его подвигов устроили монастырь, чтобы под его руководством учиться иноческой жизни, и в 1654 году построили храм в честь Знамения Божией Матери с приделом во имя прославленного тогда Московского митрополита Филиппа. Вскоре собрались братия. Преподобный Филипп, не отказывая никому в наставлениях, не принял по своему смирению сана игумена и скончался в обители простым иноком 17 августа 1662 года. Алипий иконописец Печерский, преподобный Преподобный Алипий, один из первых и лучших русских иконописцев, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, с 1083 г. украшавших печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Святой Алипий был очевидцем предивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы. При этом икона просветилась и блистала ярче солнца; потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви. Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело украшения иконами святой церкви, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном (память 23 марта/5 апреля) чудным образом святого ангельского иноческого чина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Создатели этих “Деяний”, в отличие от Луки, сосредоточили свой интерес на самой судьбе и поступках апостолов, а не на изображении церковной истории как особого периода в предустановленной Богом общей истории спасения. Апокрифические “Деяния”, будучи популярными историями для народа, изобилуют самыми невероятными чудесными событиями, призванными развлечь и удивить читателя. Апостолы здесь прославляются в первую очередь как чудотворцы. Многие из легенд, вошедших в состав апокрифических “Деяний”, существовали еще до их письменной фиксации в качестве народных сказаний. По утверждению авторов книги, лишь подобная народная литература и была способна объединить в себе кафолические и гностические элементы. В знаменитом труде патриарха Фотия “Библиотека” упоминается произведение Periodoi twn aposmylwn. В него входят древнейшие из апокрифических “Деяний”. Как отмечают авторы книги, этот сборник появляется в манихейской среде в IV в., причем уже именно как фиксированный корпус псевдоапостольских “Деяний”. Говоря о личности упоминаемого Фотием мнимого создателя этих апокрифов Левкия Харина, авторы книги высказывают предположение, что имя это первоначально связывалось только с первым из памятников корпуса — “Деяниями Иоанна”. Левкий упоминается в тексте этого произведения как ученик апостола Иоанна. При составлении манихейского корпуса имя Левкия соотнесено уже со всеми составляющими его текстами. Для манихейского сборника это имя было взято скорее всего для того, чтобы легендарный ученик апостола своим авторитетом повысил статус “Деяний”. Говоря далее о так называемых “Деяниях Иоанна”, авторы отмечают, что этот апокриф принадлежит традиции энкратических[ 8 ] сект, скорее всего — сирийско-малоазийского круга. Именно из этой среды памятник позднее заимствовали манихеи. Эти “Деяния” в составе манихейского корпуса сочинений имели хождение в Испании вплоть до VI в., а на христианском Востоке переписывались и читались еще дольше, по преимуществу в низовом слое церковной культурной среды.

http://pravmir.ru/pefepat-novozavetnye-a...

— Бог, Которому подобает кланяться, есть не иной как Тот Отец, Сын и Дух Святой, Коего ты, раб Божий и отец наш, проповедуешь. Все воскресшие уверовали во Христа, вместе с ними обратилось в христианство еще до трех тысяч мужей; все они крестились с женами и детьми своими, прославляя Господа нашего Иисуса Христа, сотворившего столь дивные чудеса чрез святого Своего Левкия. По прошествии нескольких лет во Христа уверовал со всем своим домом епарх александрийский Филипп, побуждаемый к тому примером святой дочери своей Евгении; по истечении некоторого времени он оставил начальство, сделавшись христианским епископом. По страдальческой кончине епископа Филиппа преемником ему единогласно избран был святой Левкий. Между тем в Александрии после Филиппа епархом был сначала Терентий, а потом Сатурнин. Будучи врагом христианства, последний обдумывал со своими советниками-идолопоклонниками, как бы поднять в Александрии гонение на христиан, убив предварительно их епископа, святого Левкия: Сатурнин видел, что он многих обращает из язычества в христианство. И стал епарх изыскивать удобное время для приведения в исполнение своего злого умысла. Верные же из жителей Александрии, узнав об этом, совещались между собою, как бы убить епарха. Тогда святой Левкий, призвав к себе всех христиан, убеждал их оставить свой мятежный замысел и поведал им о бывшем ему от Бога явлении: — Знайте, возлюбленные, что Господь мой благоволил явиться мне в видении и повелел поставить вам другого епископа, чтобы я мог идти на Запад во Врунтисиополь, ибо город этот нуждается в христианском просвещении. Услышав это, христиане с рыданием начали припадать к ногам святого, говоря: — Отче святой! не оставляй нас сиротами, — не разлучайся с теми, коих приобрел Богу; не покидай нас до своей кончины. — Вы все знаете, — возразил святой Левкий, — что еще во дни моей юности Господь благоволил о мне открыть отцу моему Евдиклию, как я недостойный восприиму сей святительский сан и как пойду в идолопоклоннический город, в среду народа, не знающего Бога. Так угодно Владыке нашему, чтобы чрез меня недостойного раба Его присоединить тех людей к святой Церкви. Посему именно и повелел мне Господь поставить вам иного отца, я же иду на предуказанное мне дело. О епархе же Сатурнине знайте, что нечестивый замысел его о гонении на христиан не исполнится, ибо сократились дни жизни его и близка его погибель: по моем удалении отсюда рушится дом его, похоронив его со всеми домашними под развалинами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ [греч. Ανδρου Πρξεις, лат. Acta Andreae], раннехрист. апокриф. Попытку реконструкции текста не дошедшего до нас оригинала предпринял Ж. М. Приёр, проанализировавший все его позднейшие переработки. Появление А. д. относится ко 2-й пол. II в. (вероятнее, ок. 150); место их создания остается предметом дискуссий: это может быть как Греция - место мученической кончины ап. Андрея, так и М. Азия, Сирия или Египет. В III в. А. д. наряду с деяниями апостолов Петра, Павла, Иоанна и Фомы были включены в т. н. Корпус Левкия . Впервые о них среди др. неканонических текстов упоминает в 1-й четв. IV в. Евсевий Кесарийский (Церк. ист. III 25. 6); свт. Епифаний Кипрский , обличая еретический характер этого сочинения, приписывает его апотактитам (апостоликам) или оригенистам ( Epiph. Haer. 47. 1. 5; 61. 1. 5; 63. 2. 1). Лат. писатели кон. IV - нач. V в. Филастрий , еп. Брешианский (Divers. her.//CCSL. T. 9. P. 255), блж. Августин (Contra Fel. II 6) и Еводий Узальский (De fide contra Man. 38) считали А. д. связанными с манихеями (об их популярности в этой среде свидетельствуют папирусные отрывки из т. н. Манихейской псалтири III в., однако манихейское происхождение А. д. сомнительно). Один из эпизодов деяний упомянут в Послании Псевдо-Тита (V в.), автор к-рого принадлежал к секте присциллиан . Несомненный апокрифический характер А. д. подтвержден в декрете папы Геласия I (Decretum Gelasianum, 494), где они названы «сочинением еретиков и схизматиков». Последним из греч. авторов о них упоминает во 2-й пол. IX в. К-польский Патриарх свт. Фотий , считающий их, как и весь «Корпус Левкия», «бездарными, нелепыми и противоречивыми» (Bibl. 114). Первоначальный текст А. д. содержал, по свидетельству Филастрия, описания деяний ап. Андрея, «совершенные им по пути из Понта в Грецию». Оригинал реконструируется прежде всего на основании Книги о чудесах ап. Андрея Григория Турского (Liber de miraculis beati Andreae apostoli, ок. 591-592), а также копт. папирусного отрывка IV в. (Pap. copt. Utrecht I) и позднейших обработок заключительной части текста - арм. Мученичества св. ап. Андрея VI-VII вв. ( (?) · · 1904. 146-167), греч. Жития св. ап. Андрея Епифания Монаха (1-я пол. IX в.) и греч. Патрских деяний, сохранившихся в неск. редакциях (BHG, N 94h, 95, 97, 98, 99c). Кроме того, переработанные отрывки из А. д. вошли в состав др. греч. текстов (BHG, N 94, 96, 100).

http://pravenc.ru/text/115354.html

Осененные авторитетом учителей и отцов Церкви, эти апостольские истории становились таким образом частью ее Священного Предания. Особенно интенсивно использовалась устная традиция в IV-V вв., когда в ходе тринитарных и христологических споров их участники непрестанно обращались за примерами и аргументами к церковным преданиям. Многие из этих сказаний до такой степени вросли в сознание рядовых христиан, что архипастыри не видели смысла бороться с ними. На закате античности и в эпоху раннего средневековья почти все герои апокрифических сказаний вместе со своими легендами переселились в жития святых. Иной раз житийная литература почти дословно воспроизводит древние апокрифы. Читатель легко может убедиться в этом, обратившись к русским Четиям-Минеям. По-видимому, уже в III в. апостольские истории стали объединять в особые сборники, призванные дополнить, а то и заменить собой каноническую книгу «Деяний». Это вызывало тревогу и негодующие протесты ортодоксальных христианских авторов. «Речь их и слог, – писал в начале IV в. Евсевий Кесарийский , – очень отличаются от апостольского духа, мысли же и все учение в целом далеко не согласуется с истинным правоверием: это явно выдумки еретиков. Книги эти следует не то что причислять к подложным, а вовсе отвергать, как совершенно нелепые и нечестивые». Но, несмотря на отрицательное отношение к ним и западных и восточных отцов Церкви, апостольские сборники находили заинтересованного читателя во всем христианском мире, с них во множестве снимали копии и переводили с одного языка на другой. В середине IV в. широкую известность получили написанные по-гречески хождения пяти апостолов – Иоанна, Павла, Петра, Андрея и Фомы, составителем или даже автором которых считают некоего Левкия Харина – легендарного сподвижника Иоанна Богослова. Однако большинство церковных писателей называли Левкия еретиком – манихеем, гностиком или монтанистом. Вероятнее всего, так оно и было, во всяком случае, фрагменты Левкиевых деяний, сохранившиеся в протоколах Второго Никейского собора, несут на себе сильнейший отпечаток гностических воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

В Пафнутиевой обители Свято-Пафнутьев Боровский монастырь Поворотным моментом, определяющим последующую биографию преподобного, становится, по всей видимости, разлука с его духовным отцом, которым был в течение первых десяти лет его монашеской жизни преподобный Левкий, ставший потом устроителем Левкиевой пустыни. Даниил принимает постриг в знаменитом Пафнутьево-Боровском монастыре. Пожалуй, именно эта обитель и образ ее непреклонного основателя наиболее точно соответствовали тому духовному настрою, с которым вступал Димитрий-Даниил на иноческую стезю. Под руководством старца Левкия Даниил учится главным монашеским добродетелям, о которых можно много читать в книгах и житиях, но истинное познание которых становится возможным только после опытного прохождения последовательно разных этапов монастырской жизни под непосредственным руководством маститого старца. Без воли старца Левкия Даниил, утверждает агиограф, «ничто же творяше», и в течение тех двенадцати лет, которые провел он в Пафнутиевом монастыре, «братии во всем угожая и без лености всем служа, яко сетовен раб». Однако при всем почтении к Левкию, в тот переломный момент, когда старец оставляет обитель Пафнутия и устремляется в пустыню для сосредоточенной уединенной молитвы и сугубых подвигов самоотречения, Даниил не сопутствует ему. Несомненно, перед нами свидетельство осознанного и обдуманного выбора. В иноческих традициях было брать с собой при удалении из монастыря в пустынь одного-двух или даже более братьев, близких подвижнику по духу и входящих в число его непосредственных учеников. Принадлежа, без сомнения, к последним, Даниил, однако, в пустыню не пошел. Дело в том, что преподобный Даниил, по-видимому, уже тогда исполнился неизреченной жалости по отношению к миру и его обездоленным страдальцам – нищим, скорбным, убогим. Сострадание к этим отверженным и более всего – к безвестным скитальцам, которые лишены даже последнего священнического напутствия при переходе из временной жизни в вечную, подвигло Даниила действовать иначе.

http://pravoslavie.ru/112392.html

Св. муч. Мирона пресвитера. Свв. мучч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана. Свв. мучч. Фирса, Левкия, Короната и дружины их. Мучч. Павла и Иулиании сестры его. Муч. Патрокла. Собор Пресв. Богородицы в Арматиевых. Пр. Алипия, иконописца печерского. Иконы Пресв. Богородицы Свенские. (Пр. Филиппа янковского). Св. муч. Мирона пресвитера Св. муч. Мирон родился в Ахайи от богатых и благочестивых родителей. Отличаясь кротким нравом, любовью к Богу и богоугодною жизнью, он, в царствование императора Декия и в правление Ахаиею Антипатра, был сделан пресвитером. Однажды в праздник Рождества Христова Антипатр вошел в храм христианский, чтобы захватить собравшихся в нем христиан. Находившийся в храме пресвитер Мирон укорил правителя за такой его поступок и безбоязненно обличил его в идолопоклонстве. За это он был схвачен и предан мучениям: его повесили на дереве, строгали железными гребнями и жгли огнем. Когда же растопили печь и бросили туда мученика, то огонь выпахнул из печи, сжег стоящих вокруг слуг, святой же остался невредим. После этого правитель принуждал св. мученика поклониться идолам, но святой отказался; за это Антипатр приказал резать из его тела ремни. В это время мученик, оторвавши один ремень, бросил его в лице мучителя; разгневанный таким поступком, мучитель велел снова строгать по ободранному телу мученика и потом отдать на съедение зверям; но звери не тронули мученика. Видя такую твердость св. Мирона, Антипатр в ярости убил самого себя. Святой же мученик был отведен в город Кизику и усечен там мечем (Четьи-Минеи). Свв. мучч. Стратона, Филиппа, Евтихиана и Киприана Эти святые, живя в Никомидии, ходили на народные зрелища и учили там народ христианской вере. Действуя так, они многих успели отвратить от язычества и сделать христианами, вследствие чего народные зрелища мало-по-малу пустели. Однажды правитель, явившись на зрелища, был сильно удивлен малочисленностью зрителей; ему объяснили, что это сделали святые: Стратон, Филипп. Евтихиан и Киприан, которые учат народ пренебрегать отеческими обычаями, не посещать зрелищ, а вести жизнь совсем иную. Правитель приказал привести святых, которые, явившись к нему, твердо исповедали себя христианами. За это их отдали на съедение зверям, но когда звери не тронули святых исповедников, то их бросили в огонь, где святые и скончались (Пролог).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

14 . Мчч.: Фирса, Левкия, Филимона, Аполлония , Феотиха, Ариана и Каллиника; прп. Трифона Кольского. Прп. Трифон († 1583 г.) всю жизнь трудился над обращением язычников в Лапландии. После 20-ти летних трудов его значительное число их уверовало в Господа и готово было принять св. крещение. Но, будучи мирянином, св. Трифон не решался сам крестить их; между тем во всей Лапландии нигде не было ни священника, который мог бы окрестить лопарей, ни храма для принятия их в Церковь . Находясь в таком затруднении, он сходил в Новгород для испрошения грамоты на построение храма и присылки священника. Чрез 3 года храм был выстроен, но священника все не было. Тогда св. Трифон отправился в Кольский выселок и там случайно нашел иеромонаха Илию, который и окрестил лопарей и освятил храм. Так. обр., несмотря на крайнюю нужду, св. Трифон не решился взять на себя не принадлежащего ему права совершителя крещения, а наши раскольники-безпоповцы не имеют такой нужды, однако крестят, ничтоже сумняся. 15 . Сщмч. Елевферия и матери его мц. Анфии, мч. Корива; прп. Павла, иже в Латре; свт. Стефана исповедника, архиеп. Сурожского, мч. Елевферия, прп. Парда. Свт. Стефан († III в.), архиеп. Сурожский, «уведав свое к Богу отшествие, постави вместо себе архиепископа Сурожу клирика своего, именем Филарета, и преставися к Богу в вечную жизнь». Основываясь на этих словах, раскольники, приемлющие австрийское священство, утверждают, что свт. Стефан поставил Филарета во епископы единолично. Но во время свт. Стефана не было внешних препятствий к сношению с другими епископами, и потому в единоличном поставлении не было никакой нужды. Исторические памятники не говорят, что Филарет при жизни Стефана был архиепископом Сурожа. Поэтому естественнее думать, что свт. Стефан пред своею смертию назначил Филарета своим преемником. 16 . Прор. Аггея, мч. Марина, блж. царицы Феофании. 17 . Прор. Даниила и свв. трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила; прп. Даниила Исповедника, нареченного в схиме Стефана. 18 . Мч. Севастиана (защитителя церковного) и дружины его: Никострата проскриниария (начальника темницы), жены его Зои и брата Кастория; Транквиллина пресвитера и 2 сынов его – диаконов: Маркеллина и Марка, Клавдия комментарисия, сына его Симфориана и брата Викторина, Тивуртия и Кастула; свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского; прпп.: Флора, еписк. Амийского, и Михаила исповедника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

31 примеч. 2). 1119 Epiphan., Adv. haer. XXX, 24: M. gr. XLI col. 445. О происхождении этой замены от Левкия: Zahn, Einleitung II, S.³ 472–473 (Anm. 24). 1123 Gloag (Introduction, p. 80) считает этот факт самым правдоподобным и отлично удостоверенным (the most credible and best attested). 1127 Farrar, op. cit., vol. II, p. 169. По Neander’y, рассказ о юноше имеет печать, по крайней мере, в основе его лежащей фактической истины (Geschichte der Pflanzung und Leitung der christlichen Kirche, S. 659, Anm. 1). 1129 В Collat. XXIV, 21, 24, присоединенных к творениям Иоанна Дамаскина . Текст рассказа из Кассиана приведен у Hilgenfeld’a, Historisch-kritische Einleitung in das Neue Testament, S. 405, Anm. 2. Он приведен у Farrar’a, op. cit., vol. II, p. 172; у иером. (архиеписк.) Евдокима, цит. соч., стр. 396–397 (2 изд. – стр. 401–402). 1131 Поликрат у Евсевия, H. E. III, 31, 3 (p. 137). Игизипп и о Иакове, брате Господнем, сообщает, что ему было позволено входить во святое святых (H. E. II, 23:6), что также невероятно. 1135 Iren, Adv. haer. II, 22, 5 (M. gr. VII col. 785); III, 3, 4 (col. 855); ср. Euseb., H. E. III, 23, 3 (p. 121). 1137 De Wette, Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in die kanonischen Bücher des Neuen Testaments, S. 6 422. 1139 Ewald, Commentarius in Apocalypsin Johannis exegeticus et criticus, p. 74–76. По поводу последнего указания Ewald’a см. у нас о воспитании Апостола Иоанна – стр. 395–396. 1143 Weizsäcker, Das apostolische Zeitalter, S. 484. Также Bousset, Die Offenbarung Johannis, S. 179. 1147 Farrar, The Early Days of Christianity, vol. II, p. 156–157; ср. J. Bovon (Théologie du Nouveau Testament II, p. 537), по мнению которого, Апокалипсис – переходная ступень между благовестием первых дней христианства и учением Ап. Иоанна в его Евангелии и посланиях. Такое положение Апокалипсиса понятно, по Bovon’y, если признавать и апостольское его происхождение. 1151 Так Köstlin, ibid, S. 132–133; Franke, Das Alte Testament bei Johnnes, S. 27; B. Weiss, Lehrbuch der Biblischen Theologie des Neuen Testaments. S. 6 647; Beyschlag, Neutestamentliche Theologie II, S. 433; Stevens, The Johannine Theology, p. 24; Bovon, Théologie du Nouveau Testament II, p. 568–569.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

2229. Книга Летописец Временник, то же о Греческих царствах. 2230. Книга Летописец Русский, Арсения Плещеева. 2231–2232 Две книги житие Иосифа чудотворца, одна в десть, другая в полдесть. 2233. Правила Русского перевода. 2234–2243. Десять книг Исака Сирина, в полдесть. 2244. Книга Исака же Сирина, в четвертку. 2245. Книга Лапсаик. 2246–2247. Два Соборника с Мытаря до всех Святых. 2248. Соборник цветной, писан 7043 году. 2249. Соборник, данья Вельямина Иринархова. 2250. Соборник, данья Трифона Ступишина. 2251. Соборник, данья Симеона крылошанина. 2252. Соборник Тверской. 2253. Соборник князя Дмитрия Оболенского. 2254. Соборник Гавриловский Чемесьева. 2255. Соборник Марка Левкеннского. 2256. Соборник Дионисия Звенигородскаго. 2257. Соборник данья Феогноста Щеколдина. 2258. Соборник Левкия Акишева. 2259. Соборник, Игнатия игумена Черленского. 2260. Соборник, Бориса Кутузова. 2261. Соборник, старца Мартина Рыкова 2262. Соборник, Евфимия Тыркова. 2263. Соборник, старца Ивана Кошки. 2264. Соборник. Арсения Луковниковского. 2265. Соборник, Арсения Плещеева. 2266. Соборник, Никона Бибикова. 2267. Соборник, Фотиева письма. 2268. Соборник, Фомы Шмулова. 2269. Соборник, Галасиева письма) 334 . 2270. Соборник, житие новых чудотворцев, в начале писаны каноны толковые. 2271. Соборник, а в нем писано в начале кесария брата Григория Богослова . 2272–2274. Три книги Странники. 2275–2276. Две книги Златоусты, писаны в десть. 2277–2278. Два Златоуста, в полдесть. 2279. Книга Измарагд, в полдесть. 2280. Стихараль, харатейный, писан на речь. 2281. Книга, выписано из устава святой горы, тут же Апокалипсис. 2282. Книга Царские вопросы и Соборные ответы о многоразличных церковных вещах. 2283. Книга Соборник, жуковский Ленкова. 2284–2285. Две книги Василия Великого , в десть, переплетены в досках. 2286. Книга Васильева же, в полдесть. 2287. Книга Собрание на ересь латынскую. 2288. Книга Греческих царств, зовома Временник. 2289. Книга Козма Индикоплов. 2290. Книга Симеона Столпника, дания инока Нила Полева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010