I. «Кладези, беспрестанно почерпаемые, дают воду обильнейшую и чистейшую, а те, из коих редко почерпается вода, загнивают и портятся; так и богатства, разделяемые бедным, не умаляются и приносят обильный плод разделяющему; а сберегаемые только в хранилищах богача, блюдутся на свое нетление и на душевную пагубу обладателя» (Св. Вас. В. Бес. 13 о милост.). II «Идите и наследуйте Царствие Божие, – скажет Господь милостивым, – не потому, что вы не согрешили, а потому, что милостынями очистили грехи свои» (Блаж. Август. Епаг. in Ps. 128). III. «Невозможно, решительно невозможно без милостыни достигнуть даже только врат Царствия Небесного» (Златоуст). IV. «Спасай других, если хочешь наслаждаться счастьем вечным; уделяй земные блага другим, если хочешь вкушать блага небесные» (Прот. Род. Путятин). V. «Дешевой ценой благотворения человекам мы можем приобретать безменное Царствие Божие» (Филар., митр. Московский). VI. «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение» (Авва Евагрий). VII. «Не тот искренно милосерд, кто дает от своих избытков, но тот, кто лишает себя и нужного в пользу бедных» (Блаженный Август). VIII. «Неужели удержишь руку твою от благотворения потому, что испытал или предвидишь неблагодарность! Вспомни твоего Спасителя, Который, хотя видел перед Собою девять неблагодарных против одного благодарного, не удержался от благотворения всем» ( Лк.17:12–19 ). (Филарет, м. Моск.). IX. «Давать охотно значит больше, чем давать много» (Бл. Август.). X. «Если ты подаешь хлеб с печальным сердцем, то ты потерял и хлеб, и награду» (Св. Злат. Бес. к народу 30). – «Только та милость истинная, которая подается с радостью» (ibid). XI. «Хотя у тебя много грехов, – говорит св. Иоанн Злат., – но так как милостыня твоя защитница, то не бойся... сколько бы ни было других грехов, твоя милостыня перевешивает все... Милостыня может и загладить грехи, и избавить от Суда» (Бес. о пок.). XII. Св. Лев, папа римский говорит: «Снабжайте бедных по мере сил своих, зная, что кроме той бани возрождения, в которой омыты всеродные греховные скверны, дано еще свыше и сиё врачевство человеческой немощи; всякое законопреступление, совершаемое в сей земной обители, заглаждают милостынею, ибо милостыня есть дело любви, и мы знаем, что «любовь покрывает множество грехов» ( 1Пет.4:8 ). (Serm.X. de Coll. 2). «Никто да не льстит себя какими-либо заслугами доброй жизни, если у него не достает дел любви. Не безопасен в сохранении чистоты своего тела тот, кто не очищает себя милостынями. Милостыни заглаждают грехи, умерщвляют смерть, угашают вечный огонь мучений» (Serm. V, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Поводом для установления отношений К. с Римской курией стала китайско-франц. война (1884-1885), во время к-рой власти К. обеспечили безопасность миссионеров, гл. обр. французов, и предотвратили антихрист. выступления. Папа Римский Лев XIII выразил благодарность императору К., после чего Ли Хунчжан обратился к понтифику с просьбой освободить католические миссии в К. от франц. господства и направить в страну полномочного представителя. Это совпадало с намерениями папы, к-рый стремился установить контроль над миссионерами и создать в К. церковную иерархию. В 1886 г. кит. власти подняли вопрос о необходимости перенести на др. место Северный храм, резиденцию апостольского викария Сев. Чжили, чтобы расширить дворец имп. Цыси. По совету Фавье Ли Хунчжан обратился в Римскую курию и напомнил о желании кит. властей упразднить религ. протекторат. В то же время сам Фавье отправился в Рим и заявил, что миссионеры выступали за сохранение протектората. Франц. дипломаты потребовали прекратить переговоры, угрожая папе Римскому разрывом дипломатических отношений и отделением католич. Церкви от гос-ва в одностороннем порядке. Римская курия и кит. Ведомство иностранных дел были вынуждены уступить требованиям французов. Тем не менее кит. власти предоставили Фавье обширный земельный участок на территории Императорского города, оплатили строительство храма и резиденции миссионеров. Продолжая двойную политику, Фавье убедил Ли Хунчжана возобновить переговоры с Римской курией. Однако Папский престол пытался избежать столкновения с Францией, поэтому лазарист предложил кит. властям наладить отношения с миссионерами. Согласно «декрету Фавье» (имп. указ от 15 марта 1899), руководителям и должностным лицам католич. миссий был дарован офиц. статус, соответствующий статусу гос. чиновников (апостольские викарии были приравнены к наместникам провинций и т. д.). Т. о., миссионеры получили возможность вести переговоры с кит. властями и разрешать споры, не прибегая к посредничеству франц. дипломатов. Большинство миссионеров положительно восприняли «декрет Фавье», упрочивший их положение в стране. В Римской курии вернулись к идее назначить представителя папы Римского в К. (основным кандидатом на эту должность был Фавье), но от этих планов пришлось отказаться из-за Ихэтуаньского (боксерского) восстания 1899-1901 гг.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

ІІ. «Содержа на строгой, суровой пище тело», говорит сподвижник Нил, «ты тем более смиряй сердце свое и уничижай себя самого». («Хр. чт.» 1884 г. пис. к Викентию отшельнику). III. «Если ты человек», учит св. Ефрем сирин , «не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом. Если брату твоему, на которого за что-нибудь прогневан, не оставляешь долга его, то совершенно напрасно постишься – Бог не примет тебя... Для чего умерщвлять тело свое постом, томить душу свою голодом и жаждою, если не приемлешь с любовию брата своего, против которого во внутренности своей имеешь гнев и ненависть? Пост не поможет тебе, пока не сделаешься совершенным в любви и уповании веры. Кто ненавидит брата своего, тот пред Богом тоже, что предающийся объядению, потому что он исполнен обмана и ненависти, и утратил любовь нашего Господа. Кто постится, и гневается, и таит в сердце своем вражду, тот ненавидит Бога и спасение далеко от него». («О посте, творения святых отцов 1850 года). IV. Св. Лев, папа римский , так говорить о необходимости соединения поста телесного с духовным. «Напрасно терпеть произвольный голод, и не отлагать худой воли, изнурять себя недостатком пищи, и не бежать от преднамеренного греха. Плотский, а не духовный этот пост, если одному телу не даешь пощады, а остаешься при всем том, что вреднее всех утешений плоти». (Serm. VIII. 2). V. «Все наше попечение да будет о спасении души, поучает св. Златоуст, и о том, как бы нам обуздать телесные похоти, совершит истинный пост, т. е. воздержание от зла, ибо в этом и состоит пост. Воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти, и коня этого сделать нам покорным. Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, отражать нечистые помыслы и вожделения, испытывать свою совесть, подвергать истязанию ум, и что доброго сделано нами в ту, что в другую неделю, какой прибыток получили мы; какой недостаток исправили у себя в настоящую седьмицу. Вот это истинный пост». (В беседе 8 на кн. Бытия, 4, и в XI, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Этот гос. орган был ограничен в полномочиях, не располагал финансовыми средствами для самостоятельной политики и зависел - через Фердинанда - от К. Просуществовал до 1531 г. Реформы не были осуществлены из-за внешних (войны с Францией, противостояние тур. угрозе) и внутренних проблем. Политика на германских землях определялась распространением Реформации. Хотя в молодые годы К. не отличался религ. фанатизмом, он никогда не выказывал симпатий к М. Лютеру и его идеям. Как глава империи и защитник единства веры и Церкви К. твердо придерживался принципиальных решений католич. Церкви относительно лютеран. учения (так, в Нидерландах сочинения реформатора были запрещены), однако после избрания императором и вплоть до Вормсского рейхстага (28 янв.- 25 мая 1521) он был не в состоянии противостоять влиятельным курфюрстам, прежде всего Фридриху III Саксонскому, который оказывал поддержку Лютеру. Политика К. сначала строилась с учетом династических и политических интересов княжеской элиты, однако лавирование между Папским престолом, союз с к-рым был необходим ввиду противостояния с Францией в Итальянских войнах, и нем. князьями носило исключительно тактический характер. В кон. нояб. 1520 г. К. обещал выступить третейским судьей в деле Лютера. Буллой «Decet Romanum Pontificem» от 3 янв. 1521 г. папа Римский Лев X отлучил Лютера от Церкви. Однако император в соответствии с обещанием, данным курфюрстам, предоставил Лютеру охранную грамоту, чтобы он прибыл на рейхстаг в Вормс, изложил свое учение и отрекся бы от него. Лютер выступил на рейхстаге, но признать свои идеи ошибочными отказался. 8 мая император одобрил, а после окончания рейхстага подписал Вормсский эдикт (25 мая 1521): Лютер был объявлен еретиком и поставлен вне закона, запрещалось исповедовать его учение, читать и распространять его сочинения, предписывалось преследовать на всей территории империи сторонников новой ереси. Вормсский эдикт, по мнению К., должен был умиротворить Германию, однако в действительности стал началом конфессионального раскола империи. Тот факт, что документ неполучил одобрения рейхстага, давал формальный повод для его невыполнения. Под реформационными лозунгами проходило в 1522-1523 гг. т. н. Рыцарское восстание. Возглавивший его нем. рыцарь Ф. фон Зиккинген, сторонник лютеранства, в авг. 1522 г. начал поход против одного из влиятельнейших германских духовных князей - архиеп. и курфюрста Трирского Рихарда фон Грейффенклау, чтобы свергнуть его, а затем и других светских и духовных князей, якобы поделивших между собой Германию, и создать единое герм. государство, подчиненное одному главе. В 1524-1526 гг. почти все земли империи были затронуты Крестьянской войной (подробнее см. ст. Германия ). Распространение Реформации и Крестьянская война порождали неясность религ. и политической ситуации. Не только миряне, но и мн. приходские священники и клирики жаловались на неспособность церковных иерархов и властей предотвратить раскол.

http://pravenc.ru/text/1681065.html

V Петру Саббатию было девять лет, когда на императорский трон взошел Анастасий. Мальчик был уже достаточно взрослым, чтобы понимать значение истории, которая разворачивалась на его глазах. В то время как Лев и Зенон занимались задачей искоренения германского элемента в Константинополе и сражались с ним в Италии, они не обращали слишком пристальное внимание на природу происходящих в Италии процессов. Рим, практически переставший быть политической столицей, пережил второе рождение в качестве столицы религиозной. Чем больше погрязали германцы в поисках путей воздействия на детали поведения подданных, тем в большей степени патриарх Рима захватывал в свои руки принципы, на которые опиралось это поведение. До тех пор пока император находился в Риме, папа не мог претендовать на главенствующее положение в стране. Но папская власть стремительно усилилась, когда император стал послушной марионеткой в руках германской партии. Западные императоры съежились и исчезли с политической сцены; с началом правления Анастасия до всех дошла поразительная истина: светский глава империи пребывает в Константинополе, а духовный – в Риме. Империя начиналась с образования единого центра. Затем центров стало два. Наконец, центры приобрели различные свойства. Что будет дальше? В действительности произошло следующее: общественное мнение империи стало проявлять недюжинный интерес к вопросу примирения двух центров власти. Рим, даже в дни великой республики, на высоте своего военного могущества всегда жаждал духовной власти; он всегда довольствовался установлением законов, не заботясь об их исполнении. Греки с самого начала отметили эту характерную римскую черту. Теперь, когда власть исполнения закона перешла в другие руки, древний римский инстинкт – держать мир в узде закона – проявился с особой силой. Поле деятельности оказалось весьма обширным. Если власть не достанется Риму, то найдется немало охотников, готовых захватить ее. Здесь не место ставить, тем более обсуждать богословские вопросы. Каждый претендент был связан не столько с религиозными, сколько с политическими проблемами.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Агнец должен быть принесен в жертву твердой и чистой рукой первосвященника, и из всех апостолов Христос для этого подвига избрал Иуду» (Максимилиан Волошин). Пройдет двадцать веков и великий русский писатель Леонид Андреев также попытается оправдать поступок Иуды какими-то высшими целями. Все однако представляется намного прозаичнее. Иуда – вор, и это точная характеристика его духа, он пытался украсть у Спасителя Его мессианское служение. Хорошо писал об иудином предательстве римский папа Лев Великий: Иуда «оставил Христа не вследствие страха, а по причине жадности к деньгам. Ибо любовь к деньгам есть самая низкая страсть. Душа, преданная корысти, не страшится гибели и из-за малого; нет никакого следа правды в том сердце, в котором любостяжание свило себе гнездо. Вероломный Иуда, будучи опьянен этим ядом, пока жаждал корысти, так глупо был нечестив, что продал своего Господа и Учителя». Почему пытаются его оправдать? Причина, видимо, в том, что, по словам Рудольфа Штейнера, «наша материальная культура стоит под знаком Иуды…» Сугубая привязанность к материальной культуре приводит к нравственным искажениям, психологическим надломам. Человек, лишивший себя собеседования с Богом, свое собственное существо возводит в некий моральный императив; каждое свое действие считает правильным и незыблемым, что ведет к неоправданной твердолобости сознания, укореняя ложные представления о Бытие не только в самом себе, но и в окружающем мире. Таковой уже не способен адекватно воспринимать свои действия, его мироощущение не может объективно воспринимать субъектные отношения, где он однозначно неправ. Его эго – судья всех, но не себя. Смирение совершенно чуждо такому человеческому типу, потому ему невозможно попасть в Божественный ряд. Лик Иуды темный, и все попытки высветить его, оканчиваются неудачей. Оправдание предательства неизбежно ведет к еще большему предательству (в сознании высвечивается повесть Василя Быкова «Сотников», в которой психологически верно показано нравственное и духовное падение Рыбака, цеплявшегося за свою несчастную жизнь вплоть до убийства друга).

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/11/...

Примером того, как не надо проводить религиоведческую экспертизу, является Заключение, сделанное ООО «Экономико-правовая консалтинговая компания «Доверие»» 4 августа 2000 г. «Заключение» сделано компанией по заказу Международного Центра Рерихов. Предметом же заказанной экспертизы была деятельность самого МЦР. Таким образом, возникла замечательная ситуация, когда заказчик оплачивает работу ООО, каковое (ООО) и должно за эти деньги доказать, что заказчик правильно расходует свои деньги и его деятельность носит именно тот характер, который и декларирует заказчик. Как в таких случаях замечал честертоновский отец Браун, отвечая на недоуменное «Вы что, не верите нашему эксперту» – «Что вы! Охотно верю! Верю, что он эксперт и верю, что он ваш!». МЦР интересовало, правомочно ли применение к его деятельности термина «новое религиозное движение». «Эксперт» при проведении экспертизы должен был руководствоваться только документами, предоставленными самим заказчиком и ничем иным. Последний же предоставил для исследования только одно свидетельство о своей деятельности: свой собственный устав. И хотя сам устав говорит, что МЦР объединяет людей, изучающих и полуляризирующих «наследие семьи Рерихов», эксперт не счел нужным поинтересоваться, в чем же именно состоит это наследие. Тексты рериховского учения не были представлены для экспертизы. Равно как и их письма, дневники и инструкции ближайшим ученикам (между прочим, переиздаваемые как раз МЦР). Вывод специалистов, которые по их собственному признанию, «исходили из достоверности и правдивости представленной Заказчиком информации и документации», оказался неотвратимым: «применение понятия «новое религиозное движение» к общественной организации МЦР не правомерно, так как ее целенаправленная деятельность связана исключительно с научно-культурным наследием Рерихов и Учением Живой Этики» . Гораздо больше религиоведческой трезвости проявил некогда римский папа Лев XIII, который в посвященной масонам энциклике Humanum genus (1884 г.) сказал: «Прикрываясь притворной личиной, масоны в большинстве своем стремятся таиться ото всех, не допуская в свидетели посторонних. Искусно находят они места для тайных сборищ, выдавая себя то за литераторов, то за философов, соединившихся в кружок на благо учености; речь их изысканна и учтива, и не устают они провозглашать и милосердие к неимущим беднякам, и желание действовать на благо народа. Но цели эти, даже будучи истинными, у них не единственные» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Максим Соколов: «Империя, которой боялся мир, возможно, жива» 23.10.2021 12:22:12 Ровно триста лет назад, осенью 1721 года, был подписан Ништадтский мир, закрепивший победу над Швецией и ознаменовавший окончание более чем двадцатилетней (с 1700 года) Северной войны. Мир отмечался пышными торжествами и увеселениями, кульминацией которых стало 22 октября по старому стилю (2 ноября — по новому). В этот день канцлером Гаврилой Ивановичем Головкиным от имени Правительствующего сената была оглашена просьба к Петру — " принять титул Отца Отечества, Петра Великого, Императора Всероссийского " . То есть был соблюден изящный этикет — " уступая всеподданнейшим просьбам господ сенаторов " . Примерно как девять с лишним веков назад, когда в Риме на Рождество 800 года папа Лев III провозгласил Карла Великого римским императором. Что, согласно официальной версии, было для Карла сюрпризом. В 1721-м с заменой папы на Гаврилу Ивановича получилось то же самое. С тех пор почти двести лет, до сентября 1917-го, когда была провозглашена Российская Республика (тогда в общем крушении эта прокламация осталась почти не замеченной, да и Россия стремительно делалась неизвестно чем), это звание оставалось неизменным. Казалось, что навеки. Внешнеполитическое значение провозглашенной империи сказалось, понятное дело, не сразу. Даже и в наши дни, когда во внешних сношениях действует либеральный принцип " хоть горшком назови " , добиться международного признания удается не сразу. Что же говорить о начале XVIII века, когда титул был совсем не пустой звук. Старшинство, права и привилегии держав определялись по четко прописанной схеме, вверху которой обретался римский император, восседавший в Вене, — глава Священной Римской империи, он же австрийский кесарь. Вклинивание в эту схему новоявленной Российской империи все меняло. Притом что официальное признание имперского достоинства России случалось медленно. Сразу признала титул только очень тогда невеликая Пруссия, в 1722-м — Голландия, в 1723-м — Дания, тогда как Австрия только в 1747 году, Франция и вовсе в 1757-м. Все зависело от весьма запутанной и многовекторной европейской политики, то нуждающейся в России, то не очень. До горделивых речей екатерининского канцлера графа Безбородко: " При нас ни одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела " (да и точно ли не смела?) — было весьма далеко.

http://radonezh.ru/2021/10/23/maksim-sok...

возникла бельг. Католическая партия. Аналогичные объединения католич. орг-ций для политической защиты католич. Церкви и социальной деятельности были учреждены в Италии (в 1865 - Католическая ассоциация для защиты свободы Церкви, объединившая приходские образовательные и благотворительные комитеты, в 1868 - Общество католической молодежи), в Испании (в 1868 - Ассоциация католиков) и во Франции (в 1872 - Католическая лига для защиты Церкви). С одобрения Папского престола в 1874 г. в Венеции состоялся конгресс итал. католич. ассоциаций, на к-ром была создана единая координирующая структура «Дело конгрессов и католических комитетов» (Opera dei Congressi e dei comitati cattolici). В 1889 г. по инициативе Мадридского еп. Сириако Мария Санча-и-Эрваса прошел Национальный католический конгресс испанских католических организаций мирян. После того как папа Римский Лев XIII энцикликой «Rerum novarum» (1891) признал право рабочих создавать профессиональные объединения, во мн. европ. странах начала формироваться система католич. профсоюзов. Впервые понятие «Католическое действие» (azione cattolica) было использовано папой Римским Пием Х в энциклике к итальянским епископам «Il fermo proposito» от 11 июня 1905 г., в к-рой излагались структурные принципы итал. католич. орг-ций мирян и способы их участия в общественно-политической жизни. Вместо «Дела конгрессов», распущенного Папским престолом из-за сотрудничества с социалистами и некатолическими профсоюзами (1904), с одобрения папы Пия Х в 1906 г. были созданы организации «Итальянский католический избирательный союз», «Народный союз» и «Социально-экономический союз», к-рые действовали в Италии в различных общественных сферах под руководством католич. духовенства. В Испании были учреждены католич. профсоюзы, трудовые кооперативы, благотворительные и социальные орг-ции, к-рые следовали «Правилам католического социального действия в Испании», сформулированным в 1910 г. Толедским архиеп. кард. Грегорио Марией Агирре-и-Гарсией. В 1919 г. в Бельгии пресв.

http://pravenc.ru/text/1683915.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010