Примат римского папы осуществлялся вопреки решению собора в Халкидоне (в 451 году), присвоившему епископу Константинополя те же ранг и достоинство, которые прежде принадлежали лишь епископу Рима. В Восточной церкви примат византийского патриарха складывался в рамках цезаропапизма. В связи с тем, что византийский патриарх получил верховную власть над церковью Востока, он мог быть лишь придворным епископом византийского императора. Между тем римский папа, усвоив бюрократические и иерархические структуры императорской администрации, главным образом во времена Льва I, нередко уже приписывал себе прерогативы императорской власти. В процессе соперничества папы и византийского патриарха даже при кажущемся равноправии византийское преимущество выглядело бесспорным. Однако в действительности патриарх в Византии не смел и помыслить о светской власти, могущей сложиться наряду с императорской; самое большое, на что он мог рассчитывать, так это на усиление политического влияния на императора, однако император даже в церковных делах подчинял его себе. В то же время в Риме папа на развалинах Западной Римской империи, будучи частным владельцем значительной части принадлежащих ей территорий, потенциально мог претендовать и на светскую власть. Начиная с середины V века ещё добрых три века римским папам и в голову не приходило ставить под сомнение императорскую верховную власть над Италией и Римом. В то же время об изменении их политической роли однозначно свидетельствовало то обстоятельство, что Лев I был первым папой, который назначил постоянного представителя (апокрисария) при дворе византийского императора, тем самым придав политический характер связям с императором. Византия, занятая вопросами собственной обороны, могла оказать Италии, попавшей в круговорот великого переселения народов, лишь незначительную помощь. Тем самым римский епископ все более становился фактическим защитником города Рима и Италии. Так, в частности, с именем папы Льва I связывают спасение Италии от гуннов. Согласно легенде, когда в 452 году в Северной Италии свирепствовали полчища Аттилы, папа во главе блестящей делегации и с богатыми подарками выехал навстречу Аттиле в Мантую. В результате переговоров «устрашённые» папой гунны не стали в то время продвигаться далее на юг. (Это событие великолепно запечатлено на полотне Рафаэля, находящемся в Ватикане.) Папа вёл успешные переговоры и с вандалами. В 455 году он с помощью подарков добился того, что громившие Рим вандалы по крайней мере не уничтожили жителей.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Некоторые, впрочем, и закону Карла придают такой смысл, что центр тяжести в нем составляет исследование о том, нет ли законных препятствий к браку: это и требуется прежде всего и главным образом, а затем уже, говорит закон, можно приступить и к благословению брака, т. е. закон запрещает благословение браков без предварительного исследования о препятствиях к браку, а не имеет в виду обязать к заключению браков единственно посредством священнического благословения. Незадолго перед тем, как глава восточного христианства, император Лев Мудрый, узаконил церковное венчание для лиц свободных, о том же предмете высказался глава западного христианства римский папа. Новообращенные в христианство около половины IX в., болгары, опасаясь, что церковная связь их с Византией поведет к политическому порабощению народа болгарского, вошли в сношения с римским папой и представили ему длинный ряд запросов о том, какие христианские порядки следовало бы ввести в болгарской стране. Между прочим, предложен быль вопрос и о том, как нужно заключать браки. Папа рассказал в своем ответе, какой порядок в этом отношении наблюдается у римлян: сначала обручение, с вручением женихом невесте перстня верности, потом составление письменного контракта, затем принятие благословения в храме Божием, после чего новобрачные надевают венцы, при выходе из церкви, и, отпраздновав таким образом брачное торжество, приступают к провождению неделимой жизни. Но все эти брачные церемонии, добавил папа, не имеют такого значения, чтобы несоблюдение их было грехом, как вам говорят греки, особенно для людей бедных, которым невозможно было бы исполнить все подобные церемонии, ибо, по законам, для заключения брака достаточно одного взаимного согласия жениха и невесты на супружество. Согласие – это главное, и если бы его-то именно и не было, то хотя бы исполнены были все брачные церемонии, никакого брака не было бы. Сравнивая взгляд римского папы с законом восточного императора, нельзя не заметить, что император издал свой закон, руководясь более церковными, чем государственными соображениями; римский папа, напротив, высказался как государственный человек и юрист, как светский законодатель, руководясь соображениями гражданскими, рассуждая так, как рассуждало некогда старинное римское право.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

В заключение скажем несколько слов относительно объяснений исторических документов в «Защите». Мы уже говорили о том, что в «Защите» приложено истолкование некоторых мест послания папы Юлия III к кардиналу Полю. В этом послании не дано определенных распоряжений касательно Англиканских рукоположений, и благоприятные для католической практики заключения можно делать только при помощи теоретических соображений; но полное молчание других документов об этом предмете дает право заключать о том, что кардинал Поль не перерукополагал всех безусловно, и что определенно выраженных полномочий ему не было дано на это: ему даны полномочия действовать по личному усмотрению, применяя власть Апостольского престола. Таким образом, авторы «Защиты» оставили возражение англикан без ответа по существу вопроса, заключенного в словах: «Где полномочия, данные Полю от 5 августа 1553 года и до 8 марта 1554 года?» – Еще в большем затруднении оказались они в виду того, что папа Лев III считает материей таинства священства возложение рук, а папа Евгений IV – передачу «орудий» священнослужения; папа Евгений IV формою считает слова: «Приими власть приносить жертвы в церкви «за живых и умерших» папа Лeb XIII умалчивает о форме совершенно, ибо по этому вопросу в римско-католической церкви нет ясно определённого учения. Римский катехизис склоняется к признанию определения папы Евгения; а между тем в форме и нужно искать, по словам Льва XIII, определения сущности таинства 36 . Довольно обширное объяснение несогласия папских определений по этому предмету у авторов «Защиты» сводится к тому, что папа Евгений признавал и возложение рук материей таинства, а упомянул только о передаче орудий священнослужения потому, что у Армян, которых касается его определение, передача орудий священнослужения, не входит в чин посвящения, а рукоположение входит. Объяснение это слишком искусственно и вызывает много недоуменных вопросов, сделанных англиканами еще раньше выхода в свет папской буллы 37 . Авторы «Защиты» должны были решить эти вопросы, чтобы их доказательства в этом пункте могли быть признаны убедительными.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/k-vo...

Папа римский обладает высшим авторитетом. Но когда народы и государи беспорядочно сражаются в яростной войне в продолжение многих лет, то где же он, этот папский авторитет? Где она, власть наместника Христа? В подобном положении вещей неизбежно приходится задавать себе вопрос: не связаны ли они – и авторитет, и власть папы римского – с подобными преступлениями? Папа призывает к войне – люди повинуются. Папа призывает к миру – почему же люди не повинуются таким же образом? Если они действительно жаждут мира, почему они повинуются папе Юлию, зачинщику войны 6 ? И почему никто не повинуется папе Льву, призывающему к миру и согласию 7 ? Если бы папский авторитет был истинно свят, он наверняка бы имел наибольшую силу в тех случаях, когда призывал к тому, чему учил Христос. Но тогда как же смог папа Юлий ввергнуть людей в смертоносную войну и почему папа Лев, наиболее праведный из пап, призывавший людей путем стольких доводов к христианскому миролюбию, ничего не достиг? Это показывает, что под предлогом служения церкви папы служили своей собственной алчности, чтобы не сказать о них хуже. Если вы в сердце своем ненавидите войну, я дам совет, как вам защитить согласие. Совершенный мир зиждется не на лигах и конфедерациях, из которых, как мы знаем и видим, часто рождаются и начинаются войны. Источник, из которого вытекает это зло, должен быть очищен от злых помыслов и желаний, порождающих раздоры и споры. Если каждый человек будет служить своим личным желаниям, это сильно повредит всему обществу. И тогда ни один человек так и не достигнет того, к чему стремился со злыми помыслами по неправедным путям. Пусть государи будут мудрыми для пользы народа, а не только для своей выгоды; и пусть они будут действительно мудрыми, чтобы измерять свое величие, свое преуспеяние, свои богатства, свою славу тем, что на деле делает людей совершенными и великими. Пусть они будут для всего общества тем же, чем является отец для своей семьи. Король должен считать и полагать себя великим и благородным лишь тогда, когда он управляет и руководит добрыми подданными; он может считать себя счастливым, если приносит своим подданным счастье; возвышенным – если он командует и управляет теми, кто свободен; богатым – если его подданные богаты; благоденствующим – если его города процветают в постоянном мире.

http://azbyka.ru/otechnik/6/jaloba_mira/

В сер. XII в. собранию кардиналов усваиваются права особой корпорации и появляется ее наименование - Свящ. К. к. (Sacrum cardinalium collegium), к-рое было введено в употребление в связи с протестом кардиналов по поводу процесса над Гильбертом Порретанским , проведенного без их участия папой Римским Евгением III во время Собора в Реймсе (1148). К 1150 г. относят организационное оформление К. к. как отдельной корпорации, за к-рой папа Евгений III закрепил наименование Свящ. К. к. (использовалось до 1983; в ныне действующем Кодексе канонического права К. к. не называется Священной, но в конституции «Universi Dominici gregis» это наименование используется). С оформлением К. к. как коллегиального органа нек-рые исследователи связывают появление должности кардинала- камерленго К. к. (camerarius Sacri collegii), к-рому поручалось управление имуществом и финансами К. к., однако в документах о должности камерленго К. к. впервые упоминается в 1272 г. 18 июля 1289 г. папа Римский Николай IV предоставил К. к. право на получение половины доходов Папского престола от нек-рых налогов и сборов (в т. ч. денария святого Петра , сборов за назначение на епископскую кафедру, выплат во время посещения епископами Рима ad limina apostolorum и др.). Появление и постепенное увеличение доходов К. к. от принадлежавшего ей имущества и получение части папских выплат обеспечили кардиналам финансовую независимость от Римского папы, что позволяло в значительной степени контролировать принятие решений Папским престолом. Одним из вопросов, по к-рому К. к. в течение длительного времени оспаривала право единоличного решения Римского папы, было назначение новых кардиналов. В период расцвета концилиаризма (см. Соборное движение ) декретом Базельского Собора «De numero et qualìtate cardinalium» от 26 марта 1436 г. была закреплена необходимость получения письменного согласия большинства членов К. к. на назначение новых кардиналов, однако эту меру упразднил папа Римский Лев Х , который в 1517 г. назначил новых кардиналов без согласия К. к. Безоговорочное право папы Римского назначать кардиналов по своему усмотрению было окончательно установлено буллой папы Римского Сикста V «Postquam verum ille» от 3 дек. 1586 г., в к-рой функция К. к. при назначении ее новых членов сводится к совету. В ныне действующем Кодексе канонического права 1983 г. предусмотрено оглашение перед К. к. декрета Римского папы о возведении кого-либо в достоинство кардинала, но для такого возведения согласия К. к. не требуется (CIC. 351 § 2).

http://pravenc.ru/text/1841756.html

Она, как известно, долготерпит, милосердствует... не превозносится, не гордится... не ищет своего ( 1Кор.13:4 ). Если любовь не ищет своего, то как грешит тот, кто желает чужого! Я желаю, чтобы ты вперед воздерживался от этого и помнил изречение: держи, что имеешь, дабы кто другой не восхитил твоего венца ( Откр.3:11 ). Если все-таки ты будешь добиваться не дозволенного, то ты своим делом произносишь над собой приговор и лишаешь себя мира вселенской церкви». Не мало опечалило св. Льва письмо (не дошедшее до нас) Юлиана Косского, в котором он стал на сторону св. Анатолия. В ответном своем письме (CVII см. выше) св. Лев, упрекает Юлиана за его сочувствие к св. Анатолию и просит его более не ходатайствовать пред ним в пользу частного лица, и в ущерб вселенской церкви. Возникшими неприятностями между Константинополем и Римом воспользовались евтихиане. Распространился слух, что римский папа не соглашается с тем, что постановлено на Халкидонском соборе. Этот слух производил между евтихианами волнение. Он давал им надежду возвратить утраченное господство над православием . Это побудило Маркиана написать св. Льву письмо (СХ от 15 февраля 453 года) с просьбою известить о своем согласии с постановлениями Халкидонского собора. Маркиан высказывает чрезвычайное удивление (Θαυμξομεν τ μλιστα) по поводу молчания св. Льва и говорит, что этим молчанием пользуются еретики, которые думают, что св. Лев думает иначе, чем постановлено собором. О возникших евтихианских волнениях св. Лев уже имел сведения из сообщения Юлиана Косского (письмо это не дошло до нас). Но он не знал, что одна из причин способствующих волнению еретиков, состоит в его продолжительном молчании относительно только что бывшего Халкидонского собора (Ер. CXIII, 3). Это и было причиной почему св. Лев ничего не предпринял тотчас по получении письма от Юлиана. Между тем неудовольствие между св. Львом и св. Анатолием увеличилось еще более. Св. Анатолий, вероятно вследствие каких-нибудь неприятностей, удалил от должности архидиакона Аэция, назначив его, под предлогом повышения, пресвитером в один из отдаленных от города приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

оспаривал вероучительное содержание декреталии «Unigenitus Dei Filius» и заявлял, что в католической Церкви нет официально утвержденного учения об индульгенциях, Каэтан предложил выпустить новую декреталию, чтобы внести полную ясность в обсуждаемый вопрос. 9 нояб. 1518 г. папа Римский Лев X издал декреталию об индульгенциях «Cum postquam» (полный текст см.: DCLuth. S. 191-202; фрагмент см.: Denzinger. Enchiridion. N 1147-1149). Составители документа постарались свести в нем богословские рассуждения к минимуму и фактически повторили учение декреталии «Unigenitus Dei Filius» в более строгих и однозначных формулировках, не пытаясь как-либо обосновать его богословски и апеллируя исключительно к церковной традиции. Содержание декреталии стало известно Л. не позднее янв. 1519 г.; об отношении к ней он сообщал в письме к курфюрсту Фридриху (текст см.: Luther M. WA: BW. Bd. 1. S. 306-308). По утверждению Л., папа Римский Лев X лишь повторил учение предшественников, не предложив в качестве его источника и подтверждения ни слов Свящ. Писания, ни мнений отцов Церкви, ни канонических или рациональных доводов. Л. заявил, что на этом основании он имеет право «не признавать эту декреталию прямым и достаточным учением святой Церкви»; он не собирается прямо выступать против нее, но не собирается и соглашаться с ней (Ibid. S. 307-308). Издание декреталии, подтвердившей практику выпуска индульгенций и введшей ее в строгие церковно-канонические границы, стало формальным завершением спора об индульгенциях внутри католич. Церкви. С этого момента Л. более не мог представлять себя защитником церковного учения и выступать от имени Церкви как борец с разрушавшими ее внутренними злоупотреблениями; ему оставалось либо признать решение папы Римского, либо выступить против папской власти и всей в целом католич. экклезиологии и тем самым встать на путь, ведущий к отделению от католич. Церкви. Разрыв с католической Церковью (1519-1521) После возвращения в Виттенберг Л. занялся составлением новой апелляции, на этот раз адресованной вселенскому Собору католич.

http://pravenc.ru/text/Лютер.html

Устрояя Восток, св. Лев не оставлял без пастырского попечения и Запада. В Церкви Аквилейской и в других Италийских Церквах, после нашествия варваров, много открылось случаев показать ему пастырскую мудрость свою. Аттила, ограбив города Италии, многих жителей увел с собою в плен. Жены сих пленников, или почитая мужей своих уже умершими, или отчаявшись в их возвращении, вступили в новыя супружества. Но некоторые из пленников возвратились домой. Тогда представился вопрос: новые ли браки признавать законными, или, расторгая их, возвращать жен прежним супругам. Иные из возвратившихся пленников признавались, что, или находясь в неволе у язычников, из страха приносили жертвы идолам, или служа варварам еретикам, также по страху, или и по заблуждению, приняли от них второе крещение. Некоторые же из возвратившихся, поскольку не были крещены до плена, признали для себя лучшим принять крещение еретическое, нежели остаться вовсе не крещенными. Все сие служило поводом к многим недоумениям и затруднениям. В разрешение оных св. Лев, в послании своем к Епископу Аквилейскому Никите, дал руководственные правила. О женах, вышедших замуж во время плена первых мужей, в случае возвращения сих первых мужей, пишет он: «Поскольку знаем из Писания, что от Господа сочетавается жена мужеви ( Притч.19:14 ), знаем также заповедь: еже Бог сочета, человек да не разлучает ( Мф.19:8 ), то признаем необходимым восстановлять союзы законных браков, и возвращать каждому, что имел он законно; но не почитаем виновными и тех, которые воспользовались на время правами мужей, отведенных в плен». Христиан, которые во время плена из страха приносили жертвы идолам, предписывает он очищать покаянием, обращая при сем внимание не на продолжительность покаяния, но на сердечное сокрушение. Тех, которые по страху, или по заблуждению, допустили еретикам перекрещивать их, повелевает принимать, по уврачевании покаянием, и по возложении на них епископских рук. Тех, которые крещены еретиками, не получив крещения в Православной Церкви, св. Лев, на основании слов: едина вера, едино крещение ( Еф.4:5 ), не велит крестить в другой раз, но предписывает только призвать на них Св. Духа с возложением епископских рук 117 . Некоторые из сих правил св. Лев повторяет в послании своем к Епископу Равеннскому Неону 118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

VII. Отношения римского престола к Карлу Великому. Папа Лев III венчает его императором В последующих отношениях папы Адриана с Карлом великим, ясно представляется, что он обманулся в своих честолюбивых замыслах на обладание Италией, после падения лангобардов, и автор книги «судьбы Италии» весьма верно изобразил это положение. «В новой римской политике будто ожил старый дух языческого государства, хотя другими средствами достигала она почти тех же целей. Рим опять становился центром, около которого сосредоточивалось главное политическое действие в Италии. Самые прочные туземные учреждения не выдерживали борьбы с римским престолом, как главным органом этой политики. Равенский экзархат, которому некогда принадлежала вся Италия, после двухсотлетнего существования превратился в патримонию Римской церкви. После его падения не много существовало и самое государство лангобардов; и оно, долгое время быв грозою Рима, наконец, не устояло против его политического искусства. Римский престол оставался без совместников и, по-видимому, мог успешнее чем когда-нибудь идти далее к своей цели, т.е. к распространению своей поземельной власти внутри полуострова». Понятно, что на очереди были теперь лангобардские земли: как нетерпеливо хотел Адриан подчинения их римскому престолу, можно судить по тому, что еще прежде чем решена была судьба государства, он уже успел принять от сполетинцев присягу в верности. Присвоив себе Сполето, он мог, по тому же самому праву, искать и Беневента. Наконец, от чего же было не желать возвращения «Св. Петру», как обыкновенно выражались в Риме, и целой лангобардской Италии, на которую римский престол имел ровно столько же прав, сколько и на экзархат, до известной дарственной грамоты Пипина? Но времена переменчивы, а вместе с ними меняются люди и самые положения. В то время, как римский престол, казалось, был всего ближе к своей цели, для него вырастали самые важные трудности из отношений по-видимому весьма благоприятных. Хотя Карл, скорою помощью и сокрушением самых опасных врагов, доказал ему свою преданность, однако, не подражал отцу своему Пипину в безотчетной уступке своих завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

14 мая 1509 г. войска Камбрейской лиги, объединившей Папское гос-во, Свящ. Римскую империю, Испанию, Францию и некоторые итал. гос-ва (Флоренцию, Мантую, Феррару, Савойю и др.), нанесли поражение при Аньяделло Венецианской республике. Имп. войска заняли подвластные Венеции города на севере Италии, и флорентийская Синьория отправила М. к императору в Мантую, а затем в Верону для переговоров о выплатах, обеспечивавших сохранность флорентийских территорий. Вскоре ситуация изменилась: папа Римский Юлий II выступил инициатором создания Свящ. лиги, имевшей целью изгнание из Италии бывших союзников - франц. «варваров». В июне-окт. 1510 г. М. совершил очередную поездку во Францию, целью к-рой было обеспечить безопасность республики перед надвигавшейся войной; М. советовал правительству Флоренции решительно встать на одну из сторон. По возвращении он составил «Описание французских дел» (Ritratto delle cose di Francia), в к-ром представил военно-политический обзор слабых и сильных сторон Французского королевства. Отношения между папой Римским и франц. кор. Людовиком XII ухудшились; в сент.-окт. 1511 г. М. вновь находился при франц. дворе в Блуа. По настоянию франц. монарха Флоренция была вынуждена допустить созыв в Пизе «раскольничьего» Собора, участники к-рого выступили за низложение папы Римского Юлия II (см. ст. Пизанские Соборы ). Впосл. заседания Собора были перенесены в Милан, но Флорентийская республика подверглась папскому интердикту. Папа при поддержке испан. кор. Фердинанда II намеревался вернуть во Флоренцию изгнанных оттуда Медичи во главе с кард. Джованни Медичи. 11 апр. 1512 г. французы одержали победу при Равенне, но из-за отсутствия средств на войну и по причине внешних угроз Людовику XII пришлось вывести войска из Италии. Испанцы вторглись в Тоскану, захватили и разграбили Прато. Во Флоренции произошел гос. переворот. Гонфалоньер П. Содерини бежал, 16 сент. 1512 г. к власти вернулись Медичи. М. лишился должности секретаря. В нояб. того же года он был приговорен к ссылке на год внутри флорентийских владений под залог в 1 тыс. флоринов, внесенный за него друзьями; также ему было запрещено появляться в Палаццо-Веккьо (хотя впосл. М. часто приходил туда для дачи объяснений). Положение ухудшилось, когда М. случайно оказался замешан в заговоре против Медичи (февр. 1513), за что был брошен в тюрьму. Он подвергся 6-кратному подвешиванию на дыбе и мог ожидать худшей участи, но был освобожден в связи с амнистией по случаю избрания на Папский престол кард. Джованни Медичи (папа Римский Лев Х (1513-1521)).

http://pravenc.ru/text/2561518.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010