Еще более интересное истолкование предлагает Папа Римский Лев Великий: «Он – Бог, потому что Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин. 1, 3). Он – человек, потому что родился от жены, подчинился закону. Рождение [Его] плоти – демонстрация Его человеческой природы; рождение от Девы – знак Его Божественности» . И вот Елиезер говорит (молится): Господи, Боже господина моего Авраама! пошли ее сегодня навстречу мне и сотвори милость с господином моим Авраамом; вот, я стою у источника воды, и дочери жителей города выходят черпать воду (Быт. 24, 12–13). Они выходят из своего города – они оставляют привычный образ жизни, этот языческий мегаполис, и они идут к воде. Потому что в этом языческом городе вряд ли можно найти чистую воду – там все замутнено. И в Писании, в Книге Притч, сказано: Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям (Притч. 5, 16). – То есть – да не замутится злобою любовь твоя! Так и Блаженный Августин истолковал: «Все, кто не любит Бога, – чужие, они антихристы. И хотя они входят в базилики, они не могут причисляться к сынам Божиим, и тот источник жизни к ним не относится. Быть крещеным или иметь способность к пророчеству может и злой человек. Мы видим, что и царь Саул мог пророчествовать, но он преследовал святого Давида, хотя и исполнился духа пророческого и начал пророчествовать. Принять таинство Тела и Крови Христа может и злой человек – о таких ведь и сказано: Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе (1 Кор. 11, 29). Носить имя Христа может и злой человек, то есть называться христианином и злой может; о таких сказано: …пятнали имя Бога своего (Иез. 36, 20; LXX ). Итак, прибегнуть ко всем этим таинствам может и злой человек, но и иметь любовь, и быть злым – не может. В этом и состоит собственное дарование добрых, в этом – свойственный только им источник. Из него призывает нас пить Дух Божий; Дух Божий призывает вас пить от Него Самого» . И действительно, улицы города и сам город – истощающий нас мир, подобно вампиру, поглощающий остатки доброго в нашей душе и жизни. И если бы не было храмов-колодцев и монастырей-оазисов, засохли бы мы вконец.

http://pravoslavie.ru/110108.html

Состояние апостола Петра граничит со священным безумием, Зигабен называет такое состояние «священное бесстыдство». А святой блаженный Иероним даже выговаривает Петру словами: «Не проси о трех палатках, потому что есть один покров Евангелия, в котором повторено содержание Закона и пророков. Но если уже ты ищешь три покрова; то не соединяй в одно рабов с Господом, а устрой три палатки, – и именно: одну – Отцу, [другую] – Сыну, и [третью] – Святому Духу, чтобы в твоем сердце был один общий покров для Тех, Божество Которых едино» 8 . А выше блаженный Иероним с пониманием пишет: «Тот, кто восходит к горнему, не имеет желания сходить к земному, а хочет постоянно пребывать в высоте» 9 . Есть и другая причина, почему апостол Петр не хочет оставлять Фавор. Блаженный Феофилакт пишет: «Петр, по многой любви ко Христу, желая, чтобы Он не пострадал, говорит: “хорошо нам здесь быть”, не уходить и не быть убиту, ибо если бы кто и пришел сюда, мы имеем Моисея и Илию помощниками нам; Моисей победил египтян, Илия же огнь свел с неба; таковыми же они будут и тогда, когда придут сюда враги» 10 . Оказывается он (Петр) готовится оборонять Господа Иисуса Христа до конца. И позже, в Гефсиманском саду, мы увидим, как он один бросится защищать Спасителя с мечом в руках. И далее мы читаем: Мф.17:5 . «Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Святитель Лев Великий , папа Римский, так истолковал этот стих: «Голос с неба провозгласил: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте ”. В проповеди Его Я делаюсь явным. В смирении Его Я прославлюсь. Потому слушайте Его непрекословно. Он – истина и жизнь. Он – сила Моя и мудрость. Слушайте Того, Кого предвещали таинства Закона, Кого воспевали уста пророков. Слушайте Того, Кто Кровью Своей искупил мир, Кто сковывает дьявола и сосуды его похищает, Кто разрушает узы греха и оковы вероломства. Слушайте Того, Кто открывает путь на Небеса и болью Креста готовит для вас ступени восхождения в Его Царство » 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В булле «In supremae praeminentia dignitatis» от 20 апр. 1303 г. об учреждении Римского ун-та (впосл. ун-т Сапиенца) папа Римский Бонифаций VIII закрепил за камерарием Римской Церкви пост архиканцлера этого ун-та. В 1306 г. папа Римский Климент V определил, что должность камерария будет пожизненной, а в случае смерти камерария в период sede vacante кардиналы должны избрать исполняющего обязанности камерария. К XIII в. относится преобразование camera thesauraria в Апостольскую палату, к к-рой в XIII-XIV вв. отошли мн. адм., финансовые и юридические функции, связанные с управлением Папской областью . Во время т. н. Авиньонского пленения пап Апостольская палата превратилась в центральный орган управления Папским гос-вом, что привело к еще большему возвышению камерариев при папском дворе. Это было закреплено папами Римскими Урбаном V (конституция «Apostolatus officium» от 12 окт. 1363) и Урбаном VI (конституция «Apostolicae Camerae» от 8 сент. 1379). В XV в. должность камерария получила наименование «камерленго» и окончательно стала кардинальской. 6 июля 1444 г. папа Римский Евгений IV утвердил устав коллегии прелатов-клириков при Апостольской палате, возглавляемой К. Папа Римский Лев Х конституцией «Licet» от 12 июля 1517 г. подтвердил, что юрисдикция К. распространяется не только на Рим, но и на всю территорию Папского гос-ва. Положения данной конституции уточнил папа Римский Павел III в дек. 1544 г. При папе Римском Павле IV прерогативы К. были сокращены, но его преемник папа Римский Пий IV 13 нояб. 1560 г. вернул их К., а буллой «In eligendis» от 9 окт. 1562 г. подтвердил право К. на управление имуществом Папского престола в период sede vacante, а также установил обязанности К. по организации и проведению конклава для избрания нового папы. До кон. XIX в. К. совершал особую процедуру офиц. констатации смерти папы - трижды прикасаясь небольшим серебряным молоточком ко лбу умершего папы, К. называл его по имени, данному при крещении, и после 3-го раза провозглашал: «Vere Papa mortuus est» (Папа действительно умер). С этого момента понтификат считался оконченным и К. вступал в управление имуществом Папского престола. В кон. XIX в. данная церемония была заменена составлением офиц. медицинского заключения, на основании к-рого К. объявлял о кончине папы. Следующим актом К. было изъятие т. н. перстня рыбака - личной печати Римского понтифика. На собрании кардиналов К. демонстрировал изъятую печать и передавал церемонимейстеру, к-рый ее разбивал. После избрания нового папы К. надевал ему на палец новый перстень рыбака, где было выгравировано имя нового папы.

http://pravenc.ru/text/1470113.html

232 § 1; CIC. 351 § 1). В Кодексах канонического права 1917 и 1983 гг. не оговаривается, но подразумевается безбрачие ( целибат ) кандидата в К.; согласно Кодексу канонического права 1983 г., все К. должны иметь сан епископа. Ранее в Кодексе канонического права 1917 г. содержались и др. ограничения к получению кардинальского достоинства: помимо общих препятствий для принятия сана священника в К. не мог быть возведен незаконнорожденный, т. е. тот, кто рожден не в католич. браке (булла папы Сикста V «Postquam verum ille»; CIC (1917). 232 § 2. 1); при этом, в случае если Папский престол предоставил для принятия сана диспенсацию от канонических нарушений, она не распространялась на получение кардинальского достоинства. Благодаря отмене этой нормы в Кодексе 1983 г. кардинальское достоинство получили мн. известные совр. К., в т. ч. Парижский архиеп. Жан Мари Люстиже , Эдуард Кассиди , Фрэнсис Аринзе . Однако это ограничение не соблюдалось и ранее: напр., в 1879 г. в К. был возведен Джон Генри Ньюмен , родившийся в протестант. семье и перешедший в католицизм. Папа Римский Лев Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси. 1518 г. Худож. Рафаэль Санти (Галерея Уффици, Флоренция) Папа Римский Лев Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи де Росси. 1518 г. Худож. Рафаэль Санти (Галерея Уффици, Флоренция) Ограничением на возведение в кардинальское достоинство было наличие детей (в т. ч. от законного брака) и внуков, близких родственников в коллегии К. (булла папы Сикста V «Postquam verum ille»; CIC (1917). 232 § 2. 2-3). Попытки ограничить наличие родственников в коллегии К. предпринимались уже после схизмы в католической Церкви. 26 янв. 1554 г. декретом «Sanctissimus Dominus noster» папа Римский Юлий III запретил назначать К. тех, у кого в коллегии К. состоял родной брат. В 1555 г. папа Римский Павел IV распространил этот запрет на племянников К. Однако эти ограничения не всегда соблюдались: напр., папа Лев XIII возвел в кардинальское достоинство родных братьев - Серафино (1887) и Винченцо Ваннутелли (1889); кард.

http://pravenc.ru/text/1681025.html

Представив в сем кратком очерке жизнь и дела св. Льва нельзя не заметить, что отличительными свойствами его характера были непреоборимая ревность к православию и пламенная любовь к Богу и ближним. Сии два свойства, проникая все дела и мысли св. Льва, составляли как бы жизнь всей его жизни! Непреоборимая ревность к православию делала св. Льва неутомимым проповедником истины и неустрашимым обличителем заблуждений. Называя себя стражем веры, апостольских преданий и постановлений отеческих, св. Лев свято исполнял и ту святую заповедь Апостола, которая повелевает Пастырю Христову проповедовать слово. Сие предписывал он другим, и сам был ревностным проповедником слова Божия. Вменяя себе в необходимость проповедовать истину, св. Лев столь же непременною обязанностью почитал обличать заблуждения и заграждать уста еретикам. «Удивляюсь, пишет св. Лев Флавиану об Евтихиевом исповедании веры, удивляюсь, что столь безрассудное и столь нечестивое исповедание не было обличено у вас ни одним присутствующим на Соборе». «С радостью узнали мы, пишет св. Лев к Епископу Алтиенскому, сколь ревностно исполняешь ты долг пастыря, обличая прискиллиан»? Св. Лев и сам неутомимо, и словом, и на письме, и с кафедры церковной, и в заседаниях соборных, обличал заблуждения и посрамлял лжеумствования пелагиан, манихеев, прискиллиан, несториан и евтихиан. Неутомимо преследуя манихейство, св. Лев неустрашимо обличал Феодосия, который давал свободу евтихианству. Но не смотря на сие столь ревностное обличение заблуждений и столь сильное преследование еретиков, в сердце св. Льва никогда не ослабевала самая живая христианская любовь не только к введенным в заблуждение, но даже и к самым ересеначальникам: обличая заблуждение, св. Лев всегда старался вразумить заблуждающегося; уничтожая ересь, всегда хотел спасти и уцеломудрить самого еретика; так призывая епископов Италии на поражение манихейства, св. Лев в то же время пишет им: «кого можем исправить, с радостью исправляем». Ревностно восставая против заблуждений Евтихиевых, св. Лев в тоже время ходатайствует за самого Евтихия. Такою же христианскою любовью дышат слова его и к египетским Епископам, которых он просит в духе кротости и с любовью обличать и исправлять зараженных евтихианством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Несмотря на то что в Риме знали о подвижническом образе жизни Н., его иногда обвиняли в стремлении лишь к собственной земной славе. В мае 1559 г. кард. Вирджилио Розарио, незадолго до этого назначенный генеральным викарием Рима, поддержал эти обвинения и наложил на Н. запрет (сроком на 15 дней) принимать исповедь и осуществлять какую бы то ни было публичную деятельность под угрозой ареста. Н. подчинился наказанию: он запретил своим ученикам приходить к нему, призвав их только к молитве. Спустя 2 недели генеральный викарий скончался от внезапного сильного внутреннего кровотечения. Несмотря на то что мн. последователи Н. считали эту смерть торжеством справедливости, он не разрешил поддерживать и распространять эти слухи, утверждая, что наложенные на него ограничения послужат только во благо. Вскоре папа Римский Павел IV признал необоснованными все обвинения, выдвинутые против Н., и разрешил ему продолжать свою деятельность, в т. ч. и паломничество по 7 рим. базиликам, к-рое после этого случая приобрело больший размах. Папа Римский Пий IV (1559-1565) почитал Н. как великого подвижника веры. Находясь при смерти, понтифик попросил Н. провести с ним последние часы его жизни и молиться о нем. В 1570 г. папе Римскому Пию V (1566-1572) пришлось начать новое расследование, поскольку в курии стали распространяться слухи о том, что проповеди Н. и беседы, к-рые он проводил в ц. св. Иеронима, носили сомнительный характер и не способствовали укреплению католич. веры и морали. Папа поручил 2 монахам-доминиканцам независимо друг от друга провести разыскания, а также обратился за помощью к Алессандро Оттавиано Медичи (впосл. папа Римский Лев XI (1-27 апр. 1605)), к-рый в то время был послом Флоренции при папском дворе и знал о том, что происходит в ц. св. Иеронима, где окормлялись многие из живущих в Риме флорентийцев и где сам он неоднократно бывал. Расследование показало необоснованность обвинений, выдвинутых против Н. Папа не только признал его деятельность положительной, но и распорядился, чтобы именно воспитанник и ближайший помощник Н., Таруджи, принял священнический сан и сопровождал кард. Микеле Бонелли, назначенного в 1571 г. легатом к королям Испании, Португалии и Франции.

http://pravenc.ru/text/2565068.html

Указанные мотивы чувствуются и в послании Льва, в котором он сообщает об установленной дате Пасхи 455 г. епископам Галлии и Испании 63 . Римский понтифик подчеркивает, что устойчивое и правильное соблюдение дня празднования Пасхи является предметом его специальной заботы: «Отсюда, поскольку время священнейшего торжества имеет свои границы расположенными так, что подобает праздновать спасительное таинство то раньше, то позже, попечение апостольского престола не прекращает следить за тем, чтобы церковное поклонение не нарушилось какой-либо неточностью» 64 . Далее папа в нарочито неконкретных выражениях указывает на причины возникновения расхождения в пасхальных расчетах, говоря, что «в некоторых записях отцов» Пасха на будущий год относится к 15-му дню до майских календ, в других же – к 8-му. Данная рассогласованность, говорит Лев, побудила его обратиться к императору Маркиану, чтобы тот поручил тем, кто имеет «опыт в этом вычислении (hujus supputationis peritiam)», рассудив, установить, в какой день следует совершать торжество. Далее, по словам Льва, был получен рескрипт императора, в котором содержалась дата – 8-й день до майских календ. И поскольку папа «ради единства и мира» предпочел «смириться с определением восточных (malui Orientalium definitioni acquiescere)», он предписывает Церквам Галлии и Испании праздновать Пасху будущего года именно в этот день 65 . Из данного послания четко видны властные амбиции римского понтифика относительно церквей Запада. Прежде всего, он безосновательно объявляет назначение даты Пасхи своей безусловной прерогативой. Интеллектуальную немощь Римской Церкви, в которой не нашлось никого, кто мог бы авторитетно и бесспорно рассчитать пасхалию, папа снисходительно подает как свою готовность «ради единства и мира» «примириться» с расчетами «восточных». При этом он сознательно скрывает тот факт, что четкое и недвусмысленное разъяснение принципов александрийской пасхалии было им получено от Протерия Александрийского. Очевидным образом папа Лев осознавал, что его престиж на Западе пострадает, признай он, что в вопросах определения даты празднования Пасхи Рим полностью зависит от александрийской кафедры, которую римский понтифик неоднократно называл более низкой по своему достоинству 66 и осуждения предстоятеля которой он добился на Халкидонском Соборе, чтобы затем, вопреки ясным постановлениям Собора, именовать еретиком 67 . Отсюда и желание Льва прикрыться авторитетом императора, по указанию которого он якобы и пошел на перенос даты пасхального торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pa...

Восемнадцатый день. Св. Лев, папа Римский. (Сила кроткого слова). I. Велика сила слова, которое исходит из благочестивого кроткого сердца: оно смиряет гордых и смягчает жестокосердых. В подтверждение этой истины расскажем вам, братие, следующее событие из жизни св. Льва, папы римского , память коего ныне. В то время, когда Лев был папою или, что тоже значит, архиепископом в Риме, появился дикий и воинственный народ гунны. Предводителем этого народа был Атилла, справедливо прозванный бичем Божиим, ибо жег, грабил и убивал людей без всякого сострадания; он сам хвалился, что не вырастает трава там, где прошел конь его. Вот он уже сжег и разрушил до пятисот городов и приближался к Риму. Страх объял жителей Рима, все бежали из города, бросали оружие, так как считали врага непобедимым. Но не бежал и не страшился Атиллы св. Лев. По просьбе императора, он встретил непобедимого завоевателя с оружием, которое оказалось острее всех мечей, – оружие это было доброе, кроткое слово служителя Божия. «Атилла, ты победил всю вселенную, говорил св. Лев, теперь просим тебя, победи самого себя, не разрушай нашего города, пощади нас». Слова св. Льва были так убедительны и кротки, что смягчили жестокого варвара, и Атилла сказал Льву: «твои слова тронули мое сердце. Кто бы ты ни был, человек или ангел, но Рим обязан тебе своим спасением. Старец, ты в одну минуту и несколькими словами сделал более, нежели все многочисленные воины, воевавшие со мною, я признаю себя побежденным!». II. Видите, братия, доброю ласкою и просьбой всегда можно сделать гораздо более, чем гневом. Если вы видите, что кто-либо замышляет оскорбить вас, то вместо того, чтобы вступать с ним в ссору, поспешите смягчить гнев его ласковым словом. Язык, исправляющий ближняго, есть как бы древо жизни. «Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа», говорится в притчах Соломона ( Притч. 15, 4 ). Чтобы наглядно видеть, какую силу имеет слово, исполненное христиинской любви и кротости, как оно могущественно действует даже на грубых людей, не просвещенных светом христианской веры, приведем здесь два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Рассматривая оборотную сторону политики Льва XIII, направленной на приобщение к эпохе, можно обнаружить непримиримое противостояние по отношению к буржуазной Италии, строгое соблюдение положений «Non expedit!» и попытки реставрации светской власти папы, Папского государства. В своей программной энциклике Лев XIII среди основных целей папства отметил восстановление светской власти папы. Итальянские католики, принимавшие участие в государственной и муниципальной жизни, думали, что восстановление небольшой части Папского государства могло бы быть достигнуто внутриполитическим путем. Лев XIII отверг эту возможность; для него римский вопрос был вопросом внешней политики, который следует решать дипломатическим путем, при содействии великих держав. В уже упомянутой первой энциклике, а также в своем письме (от 5 июня 1887 г.), адресованном новому и очень способному государственному секретарю кардиналу Рамполла дель Тиндаро при вступлении его в должность, Лев XIII с помощью исторических аргументов обосновал право на существование Церковного государства. Конкретные аргументы он черпал, главным образом, из неогвельфовских концепций Росмини и Джоберти. Он не хотел реставрации всего Церковного государства, а лишь части его - от правого берега Тибра до моря, во главе которой он, как союзный князь, вошел бы в состав Итальянского королевства. Тем самым наступило бы примирение между папством и Италией. Для реализации своей концепции он хотел опереться на великие державы, и прежде всего на Германию и Австро-Венгрию, но те не пожелали пожертвовать своей великодержавной союзнической политикой (Тройственным союзом, заключенным с Италией) ради интересов Льва XIII. С 1898 года папа стал чаще смотреть в сторону Франции; приверженцем французской ориентации в первую очередь был Рамполла. (Ватикан одновременно с этим поддерживал хорошие отношения и с царской Россией.) При решении принципиальных вопросов Лев XIII с успехом устранил те препятствия, которые стояли на пути примирения с государствами. Папа и его государственный секретарь развили активную дипломатическую деятельность, Ватикан вновь стал фактором международной политики. Однако даже им не удалось добиться того, чтобы папство смогло вернуться за стол международных переговоров и выполнять роль международного арбитра. Отчужденное отношение папы к Италии, его союз с русским царизмом и с императорской Германией, а также поддержка французского буржуазного государства, противостоявшего демократическому католическому движению, свидетельствуют о том, что его попытки примирения с современным государством и буржуазным прогрессом - что отчетливо видно в случае с Францией - носили тактический характер. Папа и папство по-прежнему, в основном из-за своей консервативной сути, стояли на зыбкой почве политики сближения.

http://sedmitza.ru/lib/text/441689/

После издания Львом III иконоборческих эдиктов по византийской Италии (особенно в центральной и северной ее частях) прокатилась волна возмущения, начались военные столкновения между теми, кто почитали иконы, и сторонниками императора. На защиту папы поднялись византийские отряды в Венеции и Пентаполе, состоявшие из уроженцев Италии. Византийские войска в Пентаполе отказались подчиняться экзарху и были готовы выдвинуть из своей среды нового императора и пойти на Константинополь с целью свержения Льва III. Папа Григорий II воспрепятствовал их действиям, надеясь, что император после его увещеваний откажется от еретических взглядов. В 726 году, воспользовавшись волнениями, лангобардский кор. Лиутпранд атаковал византийские владения в Италии и к концу 727 года захватил Равенну . В следующем году он предпринял наступление на Римский дукат, где, лишенный поддержки со стороны императора, папа Григорий II оказался в изоляции. Он отправился к королю лангобардов договариваться о заключении мира, но смог добиться только временного прекращения наступления на Рим. В последние годы понтификата Григория II ненадолго и в силу чрезвычайных обстоятельств оказался независимым правителем Римского дуката, получив в распоряжение римское войско. В написанном в 726 - 727 годах послании к Константинопольскому патриарху Герману I    папа Григорий II изложил богословские предпосылки иконопочитания со ссылками на Свящ. Писание. Исследователи сомневаются в подлинности этого послания, сохранившегося на греч. языке в деяниях VII Вселенского Собора , а также два других посланий папы Григория II к имп. Льву III Исавру . По мнению Г. Острогорского и ряда других исследователей, считающих их подлинными, хотя и допускающих наличие интерполяций, эти два послания, видимо, изначально были написаны по-гречески и датируются 726-730 годами. В начале первого послания к имп. Льву III папа Григорий II излагает богословские основы иконопочитания и призывает императора отступить от заблуждения, указывая, что его прежние эдикты он посылал варварским правителям Запада как доказательство православной веры императора и тем побуждал их сохранять мир с империей. Иконоборец Лев III перестал пользоваться у них авторитетом, и они разоряют его владения. Папа предостерег императора от попыток арестовать его, приводя в пример имп. Константа II , который отправил в изгнание папу Мартина I и поплатился за это жизнью. Говоря об особой роли Римского епископа в сохранении церковного мира и единства Вселенской Церкви, папа Григорий II объясняет свою позицию борьбой за чистоту веры, а не против императора.

http://drevo-info.ru/articles/13680135.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010