Свой вклад в оживление приходской жизни внес и Воронежский архиепископ Анастасий Добрадин (1898–1913), пользовавшийся в своей епархии большим Однако популярность епископа зависела прежде всего от его способности торжественно и величаво отправлять богослужение. Русский народ переживает свою веру в первую очередь через литургию, поэтому он всегда ценил архиереев, которые умели служить с подобающим достоинством, прощая им за это иные их слабости. Архиерейское богослужение являлось одним из средств привлечения народа к церковной жизни и даже могло служить инструментом внутренней миссии. Жестокий деспот Вятский епископ Варлаам Скамницкий (в 1743–1748 гг. в Вятке, в 1748–1761 — в Великом Устюге) совершенно искупал в глазах народа все отрицательные черты своего характера чинностью богослужения. Величественная внешность Петербургского митрополита Антония Рафальского (1843–1848), человека во всех других отношениях ничем не замечательного, и красота его богослужения привлекали в храм толпы народа, готового не замечать явных недостатков своего архиерея. Знаменит своими богослужениями был также митрополит Григорий Постников. В Каменец-Подольске на литургии, совершаемые Подольским епископом Кириллом Богословским-Платоновым (1832–1841), стекались не только православные, но и католики. Всероссийской славой пользовались богослужения митрополита Филарета Дроздова. В Москве в этом отношении народ был особенно избалован и придирчив. Так, непопулярность Московского митрополита Леонтия Лебединского (1891–1893) объяснялась именно поспешностью, поверхностностью его богослужений, а не недостатками в Большое значение для авторитета епископа имел также его образ жизни. Среди архиереев синодального времени можно найти ряд подлинных аскетов. Некоторые из них, жившие в XVIII в., были даже Из епископов XIX в. примером аскетической жизни может служить Феофан Затворник (1815–1894). Отшельником жил в 1825–1827 гг. епископ Амвросий Орнатский (1778–1827). После своего ухода на покой он поселился в Кирилло-Белозерском монастыре, где вел строгую подвижническую жизнь в полном уединении, так что и монах, приносивший ему скудную пищу (а питался он почти одними просфорами), не каждый день видел его.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

В Московской Духовной академии архимандрит Антоний читал лекции по Пастырскому Богословию. Сущность истинного пастырства он видел в том, что пастыри должны быть подражателями и соработниками Христовыми, объемлющими свою паству состраждущей любовью и ведущими людей к духовному возрождению. Небольшая часть этих лекций оказалась записанной и напечатанной в разных журналах. Мы собрали их в одну книгу и издали ее под наименованием «О пастыре, пастырстве и об исповеди». Попутно с этим владыка Антоний во внеклассных беседах со студентами разъяснял о крайней необходимости реформы управления Русской Православной Церкви, которая должна непременно начаться с восстановления патриаршества, созыва Всероссийского Церковного Собора для пересмотра всех сторон церковной жизни, возрождения миссионерства, установления общения с восточными патриаршествами и Церквами и реформы духовно-учебных заведений, т.к. большинство оканчивавших эти заведения отказывались от духовного служения и уходили в светские высшие учебные заведения, вплоть до ветеринарных институтов, и вообще в сторону от Церкви. Плодом деятельности владыки Антония было то, что многие студенты стали принимать монашество или священный сан. Архимандриту Антонию покровительствовал и его поддерживал московский митрополит Леонтий (Лебединский), иерарх светлого ума, знавший о. Антония еще с детства, когда он мальчиком прислуживал на архиерейских богослужениях в столичных соборах. Однако на его деятельность косо смотрели синодальные чиновники во главе с обер-прокурором, которые отнюдь не желали восстановления патриаршества и вообще никакой реформы церковной жизни не желали. Правительство также не желало восстановления патриаршества. В 1893 году престарелый митрополит Леонтий скончался и московским митрополитом был назначен архиепископ Сергий (Ляпидевский) , иерарх старого схоластического направления, в свое время бывший противником назначения о. Антония ректором академии. В своих взглядах он коренным образом расходился с о. Антонием. Вскоре по его требованию была назначена ревизия из Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

6 . Усть-Канское – 1902 г. 7 . Ининское – 1903 г. 8 . Улаганское – 1904 г. 9 . Чергинское – 1904 г. 10 . Абайское – 1907 г. 11 . Ильинское – 1908 г. 12 . Бело-Ануйское – 1909 г. 13 . Чибитское – 1911 г. 14 . Чодринское – 1916 г. С 1880 по 1890 гг. существовало Катандинское отделение, преобразованное в приход. III. Отделения 3-го благочиния: Благочинный – иерей Терентий Каншин. 1 . Макариевское – 1853 г. 2 . Кондомское – 1859 г. 3 . Мрасское (Усть-Анзас) – 1873 г. 4 . Бачатское (Чолукоевское) – 1890 г. 5 . Созоповское – 1893 г. 6 . Матурское – 1905 г. 7 . Турочакское (Лебединское) – 1908 г. 8 . Спасское – 1911 г. 9 . Тарабинское – 1911 г. IV. Благочиние помощника начальника Миссии: 1 . Казанская архиерейская церковь 2 . Косьмо-Демьянская тюремная церковь 3 . Чолышманский Благовещенский мужской монастырь 4 . Бийский Тихвинский женский монастырь 5 . Улалинский Николаевский женский монастырь 6 . Чемальская женская община 7 . Александро-Невская мужская пустынь в Жуланихе 8 . Матурская Иверская женская община Приложение 4. Список церковно-приходских школ, находящихся в ведении Алтайской духовной миссии в 1916 г. 459 Примечания: 1 . Школы: Говоровская, Учаская, Интинская и Чойская не упоминаются в других известных нам архивных документах. 2 . В данном списке отсуствуют школы Министерства Народного Просвещения и те школы, которые финансировались в 1916 г. исключительно из средств Томского Епархиального Училищного Совета. А именно: Катандинская (1876), Тайнинская (1891), Абайская (1891), Макарьевская, Бело-Ануйская (1906), Каинчинская (1913), Чодринская (1914), Тостоковская (1901), Банжерская (1903), Чонуракская (1905), Унгурлинская, Манжерокская, Камлакская, Комышанская, Тельбесская, Ачаевская, Балыксинская, Кобинская 460 . Иллюстрации Преподобный Макарий Алтайский Майминский Духосошественский храм. Современный вид Архимандрит Макарий (Глухарев) Протоиереи Стефан Ландышев Крест как знак миссионерского селения Епископ Владимир (Петров) Епископ Макарий (Невский) Иконостас походного храма.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Постоянные перемещения епископов через каждые два-три года должны были воспрепятствовать сближению низшего духовенства и паствы с архиереями, а также появлению в среде иерархии людей популярных или опытных церковных политиков. Победоносцев делал митрополитами и членами Святейшего Синода людей незначительных, которых сам не ценил, например, Московских митрополитов Леонтия Лебединского (1891–1893) и Сергия Ляпидевского Предшественника Леонтия, митрополита Иоанникия Руднева (1882–1891), обер-прокурор перевел в Киев, где влияние архиерея со слишком независимыми суждениями было не столь заметно. Но, будучи старшим среди трех митрополитов — Московскую кафедру занимал тогда Владимир Богоявленский (1898–1912), а Петербургскую — Антоний Вадковский (1898–1912),— Иоанникий с 25 декабря 1898 г. стал первенствующим членом Святейшего Синода, и только его скорая смерть (7 июня 1900 г.) положила конец натянутым отношениям между ним и Последним первоприсутствующим в победоносцевском Синоде был сравнительно молодой, поставленный в 1898 г. в Петербургского митрополита по желанию императора Николая II Антоний Вадковский. Он, пожалуй, более других выделялся среди епископов последних лет синодального периода своими человеческими и пастырскими Взгляды Победоносцева на состояние Церкви были крайне пессимистичны: он видел в ней не более чем «затерянные в глубине лесов и в широте полей... храмы, где народ тупо стоит... ничего не понимая, под козлогласованием дьячка». Тем нужнее казалось ему демонстрировать внешнюю полноту власти Церкви посредством помпезных торжеств. В 1888 г. праздновался 900-летний юбилей Крещения Руси. В 1885 г. был отмечен 1000-летний юбилей памяти святых Кирилла и Мефодия. В 1889 г. чествовали 50-летие воссоединения униатов с православной Церковью в Белоруссии (1839). В 1883 г. было три крупных церковных торжества: 500-летний юбилей явления иконы Тихвинской Божией Матери, 100 лет со дня преставления святителя Тихона Задонского и освящение храма Христа Спасителя в Москве, происходившее с большой пышностью.

http://sedmitza.ru/lib/text/439971/

В описании XIX в. указано, что «лик на иконе ветхий, но довольно чистый; живопись правильная и изящная». Икона была написана «на 6-вершковом дубового дерева блятике [уменьш. «блят» - доска для писания икон, от нем. Blatt]». Ее небольшой размер (ок. 27 см) соответствует размерам списков, которые делались в «меру» чудотворного образа. Лит.: Рус. Паломник. 1893. 37; 1895. 38; Поселянин Е. Богоматерь. С. 579; otkudarodom.com.ua/pokoshichi.html [Электр. ресурс]. В с. Хрущова (Никитовка) В с. Хрущова (Никитовка) Богодуховского у. Харьковской губ. местночтимая К. и. находилась в выстроенной заново в 40-х гг. XVIII в. каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. Строителями и ктиторами храма были владельцы Никитовки Димитрий Андреевич Хрущов с сыном Николаем, к-рый окончил возведение храма и украсил его. «Даром усердия» Николая Димитриевича помимо академического письма икон в иконостасе называют 3 образа: Успения Пресв. Богородицы, свт. Николая Чудотворца и К. и. Эти храмовые иконы были облачены в серебряные позолоченные ризы. К. и. пользовалась особым почитанием у прихожан Никитовки, к-рые «издавна обращались с особенною верою к иконе». В память избавления от холеры 1848 г. жители создали для иконы еще один серебряный оклад (стоимостью 300 р.), о чем сообщает вкладная надпись на нем (в «Месяцеслове» Димитрия (Самбикина) указана дата избавления от холеры - 1648). Лит.: Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской еп. М., 1857. Отд. 3: Уезды Ахтырский и Богодуховский, Сумской и Лебединский. С. 319; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. 1894. Вып. 3. C. 170. В г. Севске В г. Севске Орловской губ. в Знаменской ц. на Городке. В конце польско-рус. войны (1632-1634) в февр. 1634 г. Севск оказался в осаде. Три недели горожане отражали приступы польск. войска под предводительством кн. Иеремии Корибута-Вишневецкого. Все эти дни они усердно молились перед К. и. В каком из храмов Севска находилась икона, неизвестно. Очевидно, моления совершались с обнесением К. и. укреплений т. н.

http://pravenc.ru/text/2462319.html

Берег реки Волги, на котором находилась церковь Воскресения Христова, постоянно подмывался. К середине XIX века само существование храма на том месте стало невозможным. Из него вынесли все святыни, но черноярцы не решались сами взять гроб святого схимника Боголепа. Когда в 1851 году вода подступила уже на 2 аршина, жители обратились в Святейший Синод с просьбой перенести святые останки и получили на это разрешение. Был найден маленький гробик. Но лишь только городской глава принял его на руки, как он тут же выпал из его рук и вместе с осыпавшейся землей был скрыт в волнах Волги. Это исчезновение обретенного гроба было воспринято как действие Промысла Божия, так как святой мальчик еще раньше многим являлся ходившим по берегу и падавшим под гору и утешал, что духом он будет пребывать с верующими. Такая простая и полная тайн Божиих жизнь святого схимонаха Боголепа являет силу слов Спасителя о детях, Который учил, что детям принадлежит Царство Небесное, и кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. ( Мк.10:13–16 ; Мф.18:1–6 ; Лк.18:15–17 ). Основанием для прославления святого Боголепа были многочисленные исцеления, совершавшиеся по его молитвам. Исцеленный у могилы святого в 1846 году статский советник Николай Михайлович (или Михайлов) составил затем описание чудесных исцелений, совершенных святым Боголепом. Он же перевел Житие святого на французский язык. Житие составлено по обету черноярским благочестивым жителем Саввой Татариновым в 1731–1732 годах. Литература: 1 . Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода, т. 2, вып. 1. СПб., 1906, с. 478–479. 2 . Лебединский Я. Отрок схимонах Боголеп Черноярский. – Астраханские епархиальные ведомости, 1877, 3–7. 3 . Праведный отрок Боголеп. – Астраханские епархиальные ведомости, 1893, 4 . М. Р. Предание в г. Черном Яре о схимонахе Боголепе. – Астраханские епархиальные ведомости, 1899, 9. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В кон. 1857 г. в Париже был приобретен участок земли для строительства храма площадью в 2366 кв. м, в 1858 г. был увеличен на 355 кв. м. Проект был разработан проф. С.-Петербургской Академии художеств Р. Кузьминым, строителем был архит. акад. И. В. Штром, автор проекта Владимирского собора в Киеве. В марте 1859 г. состоялась закладка храма, строительство завершилось к авг. 1861 г. А. Н. с. построен из тесаного белого камня в русском стиле, с определенной долей визант. влияния. Храм расписан рус. художниками Е. С. Сорокиным, А. Е. Бейдеманом, М. Бронниковым, Г. Васильевым, А. П. Богомоловым. Нижний храм расписан в 1956-1957 гг. архит. А. А. Бенуа. 30 авг. 1861 г., в день празднования перенесения мощей св. блгв. кн. Александра Невского , освящение храма совершил еп. Ревельский, вик. С.-Петербургской епархии Леонтий (Лебединский) в сослужении 10 пресвитеров и 3 диаконов. Имп. Александр II пожаловал свящ. Иосифу из своего Кабинета наперсный крест, украшенный бриллиантами в знак уважения «особых заслуг... по устройству православного храма в Париже». Преемником свящ. Иосифа, назначенного в 1867 г. председателем Учебного комитета при Святейшем Синоде, стал прот. Василий Прилежаев, бывш. второй священник Александро-Невского храма. После его кончины в 1887 г. на пост настоятеля был переведен из Висбадена прот. Арсений Тачалов, преемником к-рого стал прот. Димитрий Васильев. В 1898 г. короткое время настоятелем храма был прот. Арсений Рождественский . 9 июля 1898 г. настоятелем храма и одновременно благочинным правосл. церквей во Франции назначили прот. Иакова Смирнова. Его преемниками были протоиереи Николай Сахаров (1936-1959) и Григорий Ломако (1951-1959). В дальнейшем настоятелями А. Н. с. были правящие архиереи. В Александро-Невском храме 26 мая 1867 г. молились имп. Александр II , императрица Мария Александровна и наследник Александр Александрович (буд. имп. Александр III Александрович ) в связи с избавлением от покушения на их жизнь 25 мая в Булонском лесу в Париже. 7 сент. 1883 г. в храме отпевали И. С. Тургенева , в сент. 1893 г.- поэта А. Н. Плещеева. 6 окт. 1896 г. здесь за литургией молились святые мученики имп. Николай II Александрович и императрица Александра Феодоровна , находившиеся в Париже с офиц. визитом.

http://pravenc.ru/text/64444.html

178 Взамен второго блюда, за счет отпускаемой на него суммы, литографировались лекции. Делалось это и ранее нас, с согласия и по просьбе самих студентов, как говорили студенты старшего курса. 179 Протодиак. В. Д. Николаевский был нижегородец, товарищ моего отца по семинарии. Перед окончанием нашего семинарского курса он приезжал в Нижний и был у нас со своими сыновьями, учившимися в СПб. семинарии, нашими сверстниками, Н. В. Николаевским (ныне митрофорн. прот. Конногвардейской ц. в С.-Петербурге) и А. В. Николаевским (также митрофорн. прот., бывший 27 лет настоятелем Венской посольской ц., в 1913 г. скончавшийся). Мы тогда познакомились с этим почтенным семейством, и это знакомство очень нам пригодилось, когда приехали в Петербург. Приветливость и радушие, которые мы тут встретили, были очень для нас дороги. Посещения этого семейства, которое нас пригрело, скрасили нашу жизнь в неприветливой казенной обстановке. 180 Ник. Игн. Розов, двоюродный брат моей матери, из философского класса Нижегор. сем. поступил в Казанский университет, был в нем, по окончании курса на медицинском факультете, прозектором, потом – инспектором врачебной управы в Вятке и Воронеже, вице-директором медицинского департамента, затем директором и председателем ветеринарного комитета. Скончался в 1886 г. в чине тайного советника. Был очень религиозен. 181 А. В. Гумилевский, петерб., 7-й маг. XXI к. СПб. акад. (1855), свящ. петербург. Христорождественской, что на Песках, церкви. За горячую проповедь по случаю освобождения крестьян перемещен, как тогда говорили, в г. Нарву. † 1869. Он был один из соредакторов передового тогда петербургского духовного журнала «Дух христианина» и был в близких, по-видимому, отношениях с П. И. Шалфеевым, его товарищем по студенчеству. 182 «Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского». М., 1887. Т. V, ч. I, стр. 151–155. 183 Иван Алексеевич Лебединский (в мон. Леонтий), воронеж., 5-й маг. XVII к. СПб. акад. (1847), 1847 – препод. СПб. сем. и в том же году – инспект. Киев. акад., 1856–1860 – ректор семинарий – Владимир., Новгород., С.-Петерб., 1860 – еп. Ревельский, 1863 – еп. Подольский, 1873 – архиеп., 1874 – архиеп. Херсонский, 1875 – Варшавский, 1891 – митр. Московский, † 1893. Вдобавок, он был товарищем по студенчеству проф. Е.И. Ловягина , тогдашнего секретаря правления и конференции, и от него мог многое узнать о положении академических дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Среди профессоров Петербургской Академии заслуживает упоминания также Иоанн Соколов (1818–1869). На его развитие оказали влияние его учителя по Московской Академии — Филарет Гумилевский, А. В. Горский и Ф. А. Голубинский. По окончании академии Соколов остался в ней читать этику, пастырское богословие и библеистику. Затем он был переведен в Петербургскую Академию, где в течение десяти лет читал церковное право, после того как, несмотря на резкую критику митрополита Филарета, получил степень доктора богословия за «Опыт курса церковного В 1855–1857 гг. он был ректором Петербургской семинарии, а в 1864–1867 гг.— Петербургской Академии, в промежутке между этими назначениями побывав в Казани в качестве ректора тамошней академии. Затем, вплоть до своей ранней смерти, он был епископом Смоленским. Со временем его перевода в Казань совпало, кстати говоря, назначение Макария Булгакова епископом Тамбовским. Архимандрит Порфирий Успенский, который и сам немало претерпел из-за консерватизма иерархии, в своем интересном дневнике писал по этому поводу: «Бывает несчастное время, когда стесняют круг благотворной деятельности даровитых людей. Таково наше время. Недавно отсюда услали в Казань умного ректора Петербургской семинарии архимандрита Иоанна и на место сокола посадили ворону, архимандрита Нектария, вызванного из Киева на чреду священнослужения. Ректора академии преосвященного Макария удалили в Тамбов, где он будет судить пьяных церковников и где едва ли продолжит историю нашей Церкви, которой только первые три части обнародованы на днях. Он не имел счастья понравиться новому Митрополитом, о котором идет здесь речь, был Григорий Постников. В воспоминаниях Московского митрополита Леонтия Лебединского (1891–1893), ученика Иоанна Соколова, есть сведения и о том, чем же именно последний заслужил немилость митрополита Григория: «Каноническое право преподавал Иоанн Соколов... уроки его мы слушали с удовольствием. Очень даровитый, он имел смелый полет мыслей и здоровую голову. Из скучного по-видимому предмета он умел сделать весьма интересный по манере изложения. В преподавании он много отличался от Макария (имеется в виду Макарий Булгаков.— И. С.), говорил довольно медленно, возбуждал вопросы и решал их превосходно. Особенно он обладал и критическим талантом. Помню, когда он разбирал «Духовный регламент», мы были в восторге. О. Иоанна мы по справедливости, думаю, считали выше Макария по его глубокому и самостоятельному уму. К сожалению, своеобразный характер о. Иоанна и его нередко страстные выходки много повредили ему и замедлили ход по службе. Жаль, что этот умный человек не пожил дольше в архиерействе». И Никанор Бровкович, также ученик Иоанна Соколова, подчеркивает его солидные познания и талант лектора. Он метко характеризует Иоанна как ученого монаха, страдавшего «мировой скорбью». Его нервозность была прямо-таки болезненной и стала одной из причин того, что он буквально сгорел в огне возбуждения, охватившего духовную жизнь России в 60-х гг. (см. §

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

С 1882 года: (1 октября) Заслуженный ординарный профессор Московской Духовной Академии Егор Васильевич Амфитеатров (во уважение более сорокалетнего усердного и полезнейшего служения его в Академии, сопровождавшегося благотворным влиянием его на раскрытие дара слова и эстетического вкуса в студентах Академии). † 1888 г. мая 17. Ректор Вифанской духовной семинарии, протоиерей Филарет Александрович Сергиевский (во уважение продолжительного весьма полезного служения его в Академии и неутомимой деятельности по званию члена Духовно-Цензурного Комитета). † 1884 г. янв. 7 —876— настоятелем Московского придворного Архангельского собора. Порфирий (Успенский), епископ, бывший Чигиринский (во уважение многолетних и многоплодных трудов его по изучению христианского Востока и исследований памятников византийской церковной письменности), † 1885 г. апр. 19. С 1883 года: Леонтий (Лебединский), архиепископ Варшавский (1 октября – во, уважение многополезной высшей административной и проповеднической его деятельности), † 1893 г. авг. 1 в сане митрополита Московского и Коломенского. Савва (Тихомиров), архиепископ Тверский ( – во уважение учёных трудов его и полезных для истории русской церкви изданий), † 1896 г. окт. 13. Михаил (Лузин), епископ Курский ( – во уважение его плодотворной, продолжавшейся более 25 лет, профессорской деятельности, соединявшейся с ректорством сначала в Московской Духовной Академии, а потом в Киевской, и во уважение его многих, весьма полезных и отмеченных печатью выдающегося таланта, трудов по истолкованию Священного Писания), † 1887 г. марта 20. Заслуженный экстраординарный профессор Московской Духовной Академии Василий Никифорович Потапов (25 ноября – во уважение двадцатипятилетнего примерного служения его науке мудрости в Московской Духовной Академии), † 1890 г. февр. 5. С 1884 года: (27 сентября) Сергий (Ляпидевский), архиепископ Кишинёвский (во уважение его продолжительной, многополезной деятельности для блага церкви и науки), † 1898 г. февр. 11 в сане митрополита Московского и Коломенского.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010