5-го сентября 1858-го года учреждено Выборгское викариатство. Заведывание Петербургской епархией и Лаврою после кончины митрополита Григория, впредь до назначения нового митрополита, возложено было Святейшим Синодом на Петербургского викария, епископа Ревельского Леонтия, который и оставался во главе управления епархии и Лавры до назначения нового митрополита, в течение двух недель 4060 . Владыка Леонтий, в мире Иван Алексеевич Лебединский, родился в 1822-м году. Его отец – священник Воронежской епархии. При окончании в 1847-м году курса Петербургской Академии со степенью магистра он привяз монашество и служил на духовно-педагогическом поприще, в 1851-м году был назначен инспектором Киевской Семинарии, в 1853-м году – Академии и произведен во архимандрита. В 1856-м году назначен ректором Владимирской Семинарии, в 1857-м году переведен в Новгородскую, в 1859-м году – в Петербургскую. 13-го марта 1860-го года хиротонисан во епископа Ревельского. В 1863-м году он получил Подольскую кафедру, через 10 лет получил архиепископство, в 1874-м году переведен в Одессу, в 1875-м году в Варшаву, в 1883-м году получил звание члена Святейшего Синода, в 1891-м году назначен митрополитом Московским и скончался в Москве 1-го августа 1893-го года 4061 . Глава восьмая. Митрополит Исидор (Никольский). 1860–1892 Биографические сведения. Архипастырское служение на Петербургской кафедре, кончина и погребение. Наместники – архимандриты: Никанор (Ильинский), Герман (Осецкий), Поликарп (Гонорский), Ювеналий (Половцев) , Никодим (Белокуров), Симеон (Линьков), Антоний (Люцернов), Иннокентий (Данилов), Исаия (Булин). Устройство новой крестовой церкви Успения Божией Матери с приделом святителя Тихона Задонского . Переустройство отопления в собор; малахитовая сень. Никольское кладбище. Ссуда. Никольская церковь . Тихвинская церковь. Церковь Всех Святых и Свято-Троицкий храм в Киновии. Исидоровская церковь . Отчисление прихода от Скорбященской церкви; роспись церкви. Назначение Александро-Невского иеромонаха Нестора (Засса) епископом Алеутским. Дело иеромонаха Феодосия. Лаврские служители после 19-го февраля 1861-го года. Ладожское викариатство

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

неизвестно После татаро-монгольского нашествия в 1240 году присоединена к митрополичьей епархии. Варшавская (Холмская) Учреждена в октябре 1840 года Варшавская и Новогеоргиевская Кафедра в Варшаве Имена Сведения Антоний (Рафальский), архиепископ бывший епископ Варшавский, викарий Волынской епархии с 05.10.1840 по 17.01.1843 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эсляндский и Финляндский бывший архиепископ Волынский и Житомирский, сохраняя управление Волынской и Житомирской епархии с 17.01.1843 по 04.11.1848 архиепископ Новгородский, Санкт-Петербургский, Эсляндский и Финляндский Арсений II (Москвин), архиепископ бывший архиепископ Подольский и Брацлавский (одновременно управлял Волынской епархией) с 06.11.1848 по 01.07.1860 Митрополит Киевский и Галицкий Иоанникий (Горский), архиепископ бывший епископ Саратовский и Царицынский с 17.07.1860 по 01.05.1875 Переименован архиепископ Холмский и Варшавский Холмская и Варшавская С мая 1875 года Имена Сведения Иоанникий (Горский), архиепископ бывший епископ Варшавский и Новогеоргиевский с 01.05.1875 по 16.11.1875 архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский), архиепископ бывший архиеп, Херсонский и Одесский с 16.11.1875 по 17.11.1891 митрополит Московский и Коломенский; 01.08.1893 Флавиан (Городецкий), епископ бывший епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии с 14.12.1891 архиепископ с 15.05.1892 по 21.02.1898 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии; 04.11.1915 Викарии Варшавской епархии Люблинские епископы Имена Сведения Маркелл (Попель), епископ рукоположен с 08.07.1875 по 09.12.1878 епископ Подольский и Брацлавский; 29.09.1903 бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 09.12.1878 по 07.06.1885 епископ Нижегородский и Арзамасский; 13.04.1902 Флавиан (Городецкий), епископ бывший епископ Аксайский, викарий Донской епархии с 29.06.1885 по 14.12.1891 епископ Холмский и Варшавский; 04.11.1915 рукоположен с 12.01.1892 по 22.12.1896 на покое; с 06.11.1899 епископ Прилуцкий, викарий Полтавской епархии; 1922

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Говорят, что : Говорят, что //Фома. - – май 2018. -  С.44-45. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы  на следующие суждения и вопросы: Говорят, что мы все заслужили наши болезни, каждая из них – последствие какого-то греха. На самом деле. Ил.: Чтение у постели  деда. Альберт Анкер. 1893. - С.44. Почему в Церкви в некоторых молитвах называют Иисуса Христа - хитрецом ? Потому что.  Ил.: Дьявол искушает Христа. Дуччо ди Буонинсенья. XIV в. -  С.44. Часто спрашивают: Я не хочу рожать детей. Значит ли это, что я грешу ? Отвечаем. Фото Василия Рыбина.  - С.45.   Ответ священника: Исповедуюсь и причащаюсь, но жизнь не меняется /  Спрашивает Елизавета ; Отвечает протоиерей Андрей Ефанов //Фома. - – май 2018. – С.45. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »).   ЛЮДИ (раздел). – С.46-65.   Сергей Фомин . Безоблачный атлас. Россия с высоты птичьего полета . [«Полет над Россией» - авторский фотопроект Сергея Фомина. Фотограф поднимается в небо на воздушных шарах, самолетах, вертолетах – и снимает природные, исторические и архитектурные объекты, расположенные на территории России. Работа над проектом началась в 2003 году. За 14 лет удалось сделать снимки более пятидесяти регионов страны. Многие памятники архитектуры, культуры, пейзажи сняты с точки, откуда их никто не видел, а потому проект уникален не только для  России, но и для всего мира]. Фото и текст автора//Фома. - – май 2018. – С.46-55. – (раздел « Люди »). Публикация включает фотоработы: Ханты-Мансийский автономный округ. – С.46-47; Ганина Яма, монастырь в честь святых царственных страстотерпцев. – С.48; Олешки. Ханты-Мансийский автономный округ. – С.49; Кабардино-Балкария, долина реки Кичмалки. – С.50; Карьер Лебединского горно-обогатительного комбината, Белгородская область. – С.50; Старицкий Успенский монастырь, Тверская область. – С.51; Вулкан Карымский, Камчатка. – С.51; Рассвет над Суздалем. – С.52; Ханты-Мансийский автономный округ. – С.52; Река Белая, Юмагузинское водохранилище. Башкортостан. – С.53;

http://foma.ru/bibliografiya-foma-5-181-...

Подольская Учреждена 12 апреля 1795 года Брацлавская и Подольская Иоанникий (Никифорович-Полонский), епископ, рукоположен с 12.04.1795 по 16.10.1799 переименован еп. Подольский и Брацлавский Подольская и Брацлавская С 16 октября 1799 года Иоанникий (Никифорович- Полонский), епископ, бывший еп. Брацлавский и Подольский с 16.10.1799 архиепископ с 15.09.1801 † 7.02.1819 Антоний (Соколов) архиепископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 15.03.1819 по 3.04.1821 на покое; † 29.03.1827 Ксенофонт (Троепольский) архиепископ, бывший еп. Владимирский и Суздальский с 3.06.1821 по 24.01.1832 на покое; † 4.05.1834 Кирилл (Богословский- Платонов), архиепископ. бывший еп. Вятский и Слободской с 24.01.1832 † 8.03.1841 Арсений II (Москвин) архиепископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 5.04.1841 по 6.11.1848 архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский Елпидифор (Бенедиктов) епископ, бывший еп. Харьковский и Ахтырский с 6.11.1848 по 29.03.1851 еп. Вятский и Слободской Евсевий (Ильинский) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 29.03.1851 по 1.03.1858 архиеп. Карталинский и Кахетинский Иринарх (Попов) архиепископ, бывший архиеп. Кишиневский и Хотинский с 17.03.1858 по 20.12.1863 архиеп. Рязанский и Зарайский Леонтий (Лебединский) епископ, бывший еп. Ревельский, викарий Санкт-Петербургской епархии с 20.12.1863 архиепископ с 8.04.1873 по 2.10.1874 архиеп. Херсонский и Одесский; † 1.08.1893 Феогност (Лебедев) епископ, бывший еп. Астраханский и Енотаевский с 7.12.1874 по 9.12.1878 еп. Владимирский и Суздальский; † 22.01.1903 Маркелл (Попель) епископ, бывший еп. Люблинский, викарий Холмской (Варшавской) епархии с 9.12.1878 по 6.03.1882 еп. Полоцкий и Витебский † 29.09.1903 Викторин (Любимов) епископ, бывший еп. Полоцкий и Витебский с 6.03.1882 † 21.08.1882 Иустин (Охотин) епископ, бывший еп. Харьковский и Ахтырский с 15.09.1882 по 28.03.1887 еп. Курский и Белгородский † 25.05.1907 Донат (Бабинский-Соколов) епископ, бывший еп. Рижский и Митавский с 28.03.1887 по 13.12.1890 архиеп. Литовский и Виленский; † 16.04.1896

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1853 - 1855 годах церковное помещение расширено по проекту арх. М. А. Ливена. В 1855 акад. А. Е. Бейдеман подарил храму большой запрестольный образ " Христос, благословляющий детей " , в котором дети были списаны с учениц. В 1857 году храм был вновь весь переделан на сумму, исходатайствованную главным советом женских учебных заведений. Алтарем храм был обращен на север. Антиминс был освящен епископом Леонтием (Лебединским) 17 декабря 1861 года, и подписан митрополитом Исидором (Никольским) . В 1862 году ампирный одноярусный иконостас был заменен на " белый с золотом " , образа в котором исполнили в " византийском вкусе " . По проекту Р. А. Гедике 16 июля 1893 года на углу Большого проспекта был заложен новый церковный флигель, примыкающий к главному зданию. На втором этаже этого флигеля 29 ноября 1896 году епископ Гдовский Назарий (Кириллов) освятил, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, храм на 300 человек. В нем после реставрации был установлен прежний иконостас. Выпускницы, отслужив в Казанском соборе молебен перед чудотворной иконой, по обычаю дарили храму свои работы: пелены, воздуха и т. п. Согласно воспоминаниям, " во время церковной службы честь нести зажженную свечу перед классами присуждалась лучшей ученице " . На Пасху 1917 года институт закрылся, но храм эта участь постигла только через три года при о. Михаиле Алексеевиче Долотове , расстрелянном в 1937 году. В угловом флигеле после войны была школа, затем Невское ПКБ, с 1989 года - ЦКБ " Айсберг " (проектирование атомных ледоколов). В 1990-е годы из-за уменьшения численности штата " Айсберг " освободил угловой флигель, он несколько лет был заброшен. С начала 2000-х годов в здании размещается бизнес-центр " Елизаветинский " . Здание б. Санкт-Петербургского Елизаветинского института, 31 октября 2008. Фото Михаила Мещанинова с сайта sobory.ru В 2001 году дом включён КГИОПом в " Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность " . Святыни

http://drevo-info.ru/articles/24528.html

386. Серов Д. О библейской кафедре Московской духовной академии//Дамаскин 2010. 2 (14). С. 56–59. 387. Скурат К.Е. Московская духовная академия в 1814–1869 гг.//БВ 2. 1996. С. 58–73. 388. Скурат К.Е. Московская духовная академия в 1814–1874 гг.//Московская духовная академия: сб. статей, посвященных 150-летию пребывания в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре: (Труд профессорско-преподавательского состава МДАиС). Т. 1. Б. м., 1964. 390 с. (Машинопись). С. 64–91. 389. Сменцовский М.Н. Братья Лихуды: Опыт исследования из истории церковного просвещения и церковной жизни кон. XVII и нач. XVIII в. СПб., 1899.459, 149 с. 390. Сменцовский М.Н. Церковно-исторические материалы: (дополнительное приложение к исследованию «Братья Лихуды»). СПб., 1899. 150 с. 391. Смирнов В., прот. Святейший Патриарх Алексий и Московские духовные школы//БТ. Юбилейный сборник 1986. С. 148–165. 392. Смирнов С.К. История Троицкой Лаврской семинарии. М., 1867. Оттиск из: ПрибТСО 20. 1861. С. 498–612; 21. 1862. С. 387–442, 493–568; 22. 1863. С. 393–462, 495–636; 23. 1864. Кн. 2. С. 205–244 (1-я пагин.) 393. Смирнов С.К. История Московской Славяно-греко-латинской академии. М., 1885 (М., 1 1855. Оттиск из: ПрибТСО 11. 1852. С. 62–94; 12. 1853. С. 129–174, 259–285, 419–445); 13. 1854. С. 136–177 (1-я пагин.). 394. Смирнов С.К. Историческая записка о Московской духовной академии по случаю празднования ее 50-летия. М.: Тип. В. Готье, 1864. 85 с. 395. Смирнов С.К. История Московской духовной академии до ее преобразования (1814–1870). М., 1879. 632, XVI с. 396. Соколов В.А. Первое посещение Троицкой Лавры и академии Высокопреосвященнейшим Леонтием [Лебединским], митрополитом Московским и Коломенским//БВ 1892. С. 381–397; 1893. С. 291–307 (2-я пагин.). 397. Соколов В.А. Посещение Московской духовной академии примасом Англии архиепископом Йоркским (15 апреля 1897г.)//БВ 1897. С. 216–224 (3-я пагин.). 398. Сорокин В., прот., Бовкало А.А., Галкин А.К. Духовное образование в Русской Православной Церкви при святейшем Патриархе Московском и всея России Тихоне (1917–1925)//ХЧ 1992. С. 19–49.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Лебедев И. А., член Братства святителей Московских. Лебедева, монахиня. Левитин Анатолий Эммануилович (псевдонимы: Краснов, Краснов-Левитин, Левитин-Краснов, А. Краснов; 1915–1991), автор книг на церковно-исторические темы и по истории обновленчества. В 1930–1940-е гг. принадлежал обновленчеству, после ликвидации которого в 1946 г., примкнул к Московской Патриархии. Был арестован в 1934 г. на короткий срок по «церковному делу». В 1949 г. снова арестован и приговорен к 10 годам заключения, до 1956 г. находился в заключении. После освобождения работал учителем литературы в школе, потом в «Журнале Московской Патриархии». В 1960-е гг. выступал в защиту верующих, свободы совести в СССР, участвовал в диссидентском движении, автор многочисленных статей в самиздате. В 1969 г. арестован. Обвинялся в нарушении законов об отделении церкви от государства и клевете на советский государственный строй, отпущен на свободу из-за недоказанности обвинения. Повторно арестован в 1971 г., приговорен к 3 годам лишения свободы. Находился в заключении в лагере в Сычевке Смоленской области. В 1974 г. был выслан из СССР. Скончался в Швейцарии. Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924), советский партийный и государственный деятель, один из основателей РСДРП-РКП(б) и непосредственный организатор Октябрьской революции. Председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР-СССР. Леонид (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851–1932), епископ, обновленческий «митрополит». В 1920 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. В 1922 г. вошел в группу лиц, определенных св. Патриархом Тихоном для передачи дел Св. Синода и по Московской епархии митрополиту Агафангелу (Преображенскому), что было использовано обновленцами для захвата Патриаршей канцелярии. С 1922 г. обновленческий «архиепископ Крутицкий», обновленческий «архиепископ Орловский». В 1923 г. уволен на покой. С 1928 г. обновленческий «митрополит Орловский». Леонтий (Лебединский Иван Алексеевич; 1822–1893), митрополит. В 1860 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 1863 г. епископ Подольский и Брацлавский. С 1873 г. архиепископ; с 1874 г. архиепископ Херсонский и Одесский; с 1875 г. архиепископ Холмский и Варшавский; с 1891 г. митрополит Московский и Коломенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

В 1891 г. владыка Иоанникий переведен был в Киев. С 1891 по 1893 г. московской епархией правил митр. Леонтий (Лебединский), до этого архиепископ варшавский. Заместителем его был владыка Сергий (Ляпидевский), ранее архиеп. херсонский. После кончины в 1882 г. митр. Киевского Филофея его преемником был, по почину самого Государя, владыка Платон (Городецкий). Сын священника тверской епархии, род. в 1803 г., он окончил киевскую академию, был преподавателем и инспектором петербургской академии, ректором костромской семинарии. Пробыв викарием литовской и псковской епархий, он занимал потом кафедры: рижскую, донскую и херсонскую, всюду проявляя свои административные способности. В Риге он укреплял православие, во Пскове деятельно боролся с расколом. В Донской епархии основывал единоверческие приходы и обращал в православие калмыков; в Киеве боролся с штундизмом. При нем в Матери городов русских торжественно праздновалось 900-летие Крещения Руси. Скончался митр. Платон в 1891 г. Преемником его был митрополит Иоаникий (Руднев). В 1892 г. скончался митрополит с. петербургский и ладожский Исидор, состоявший в сане священном 67 лет, в епископском — 58, в сане митрополита — 36 лет, служивший при четырех императорах. Докладывая государю о кончине митр. Исидора, последовавшей от случайного заражения крови на руке, обер-прокурор Победоносцев, писал: " Трудно заменить этого старца. Он был учен, разумен, обладал громадною памятью и опытностью в делах. Взгляда был в делах широкого, чем многим отличался от многих духовных, и потребность данной минуты понимал сразу своим практическим житейским смыслом; и так в делах синодских был он твердой опорой для разумных распоряжений. Притом был невозмутимо спокоен, всегда весел и при добром сердце и уме обладал свойством всякой доброй русской натуры — юмором живым, но беззлобным " . После него петербургскую кафедру возглавил владыка Палладий (Раев), экзарх Грузии (1887-92), до этого архиепископ казанский. В занимавшихся им ранее тамбовской и рязанской епархиях он основал миссионерские противораскольничьи общества.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Почитание Б. Ч. не ослабевало, и, вероятно, во 2-й пол. XVIII в. была совершена его местная канонизация. В 1736 г. на средства московского купца И. П. Красносёлова (Симонова) было начато строительство каменной Воскресенской ц. (освящена в 1750) вместо старой деревянной. Во время строительства (в 1741) часовню над могилой Б. Ч. включили в придел нового храма, освященный во имя св. мч. Иоанна Воина. О почитании Б. Ч. в XIX в. свидетельствуют ряд чудес, записанных в то время (в списке жития РГИА. Ф. 834. Оп. 2. 1709 приводятся сведения более чем о 50 чудесах, совершившихся до 60-х гг. XIX в.), и иконы с изображением Б. Ч., распространенные в Чёрном Яре и Астрахани. Видимо, не позднее 1-й пол. XIX в. были составлены тропарь и кондак св. отроку, записанные на одной их астраханских икон того времени. Берег Волги, на к-ром находилась Воскресенская ц., подмывало, и к сер. XIX в., когда состояние храма стало угрожающим, из него унесли все святыни. В 1848 г. благочинный Чёрного Яра свящ. Ефрем Зорин по распоряжению архиеп. Евгения (Бажанова) безуспешно пытался обрести мощи Б. Ч. Часть храма, где находилась могила святого, весной 1849 г. обрушилась в Волгу. Жители Чёрного Яра рассказывали, что некий судовладелец, проплывавший ночью мимо города, видел 2 мужей в светлых одеждах, уходивших из города. Это было истолковано как свидетельство того, что Б. Ч. решил покинуть Чёрный Яр. Местная канонизация Б. Ч. подтверждена включением его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, празднование к-рого было установлено во 2-ю Неделю по Пятидесятнице определением Поместного Собора Православной Российской Церкви от 26 авг. 1918 г. Ист.: Описание о российских святых. С. 256. Лит.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 65; Лебединский Я. В. Отрок схим. Боголеп Черноярский//Астраханские ЕВ. 1877. 3. С. 11-15; 4. С. 4-8; 5. С. 5-11; 6. С. 7-14; 7. С. 7-11; 8. С. 6-9; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 69; Праведный отрок схим. Боголеп//Рус. паломник. 1893. 10. С. 145-147; Леонид (Кавелин). Предание в г. Чёрном Яре о схим. Боголепе//Астраханские ЕВ. 1899. 8. С. 391-395; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 552; Голубинский. Канонизация святых. С. 318; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 380; Марков А. С. Петр I и Астрахань. Астрахань, 1994; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 64. 73.

http://pravenc.ru/text/149487.html

В 1862 году крестьяне выбрали для нее самое высокое в селе место в двух верстах к западу от действующей Успенской церкви. Сразу же начались хлопоты по ее возведению. Храмозданная грамота была выдана воронежским архиепископом Иосифом 25 сентября 1862 года. Строительство велось семь лет. Летом 1869 года церковь освятили во имя святой живоначальной Троицы. Ее строительство обошлось сельскому обществу в тридцать тысяч рублей. Сумма по тем временам большая. В отличие от Успенской в архиве не сохранилась фотография Троицкой церкви. Однако точно известно, что она была меньше старой по размерам. Есть ее описание, которое дает возможность представить ее внешний облик. Троицкая церковь имела вид продолговатой палаты, увенчанной одной главой. Иконы здесь имелись обыкновенного русского письма. Среди них ни древних, ни редких не имелось. Кроме основного Троицкого, в церкви были два придельных престола во имя Покрова Пресвятой Богоматери и в память Тихона Святителя Задонского. Вот почему долгие годы советского периода в бывшем приходе козловчане отмечали престольные праздники - Покров и Троицу. Местность, где когда-то располагалась церковь, и теперь называют. «Троицкое». Это название прочно закрепилось в сознании людей, как память о прошлом. С первого года строительства церкви в 1862 году в нее назначили настоятелем Василия Алексеевича Лебединского, родившегося в 1829 году в слободе Калитва, ныне Россошанского района. Его старший брат Иван(1822-1893) учился вместе с известным воронежским поэтом И.С. Никитиным. Позже Иван Лебединский станет митрополитом Московским под именем Леонтий. Высокопреосвященный Леонтий подарил Троицкой церкви, где служил брат, часть икон и богослужебных книг, о чем прихожане долго вспоминали с большой благодарностью. В 1895 году отец Василий в память о скончавшемся брате Леонтии на собственные средства построил деревянное школьное здание, недалеко от церкви. Осенью того же года здесь начались занятия. Два учителя раздельно обучали мальчиков и девочек. По этому случаю осенью 1896 года из Воронежа в Козловку прибыл викарный епископ Владимир (Соколовский). При большом стечении жителей села он освятил новую школу. Сельское общество решило выделять на ее содержание по сто рублей в год.

http://sobory.ru/article/?object=57999

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010