Во В. была богатая б-ка и скрипторий. Согласно описи б-к Фрушкогорских мон-рей 1753 г., известно, что в обители были такие книги, как «Ключ разумения» и «Мессия истинный» Иоанникия (Галятовского), «Камень веры» Стефана (Яворского), «Деяния церковные и гражданские» Цезаря Барония в польск. обработке Петра Скарги ( М. Барок: Ucmopuja српске Београд, 1991. С. 26). в 1898 г., при игум. Сергии (Попиче), во В. хранилось 40 рукописей, к концу второй мировой войны не осталось ни одной ( С. 55-56). в 1941 г. нек-рые из них вместе с др. ценностями и реликвиями были переданы на хранение в Патриархию СПЦ и находятся в фондах МСПЦ, напр. грамоты (повельи) св. кн. Лазаря 1381 г. и кн. Иоанна Шербана 1687 г. До наст. времени в б-ке сохранилось значительное количество старопечатных книг, среди к-рых много западно- и южнорус. (Библия (Острог, 1581), Исповедание православныя веры (1696), «Трубы словес проповедных» Лазаря (Барановича) (К., 1696), «Ключ разумения» Иоанникия (Галятовского) (Львов, 1654?)). Из ценных предметов ризницы в МСПЦ находятся кубок кн. Лазаря, сделанный перед Косовской битвой, печати кн. Лазаря и мон-ря Раваница, шитый золотом покров на раку с мощами кн. Лазаря, меч деспота Стефана Лазаревича (1414) и др. Во время второй мировой войны Фрушка-Гора вошла в состав фашистского «Независимого государства Хорватия». Усташи преследовали насельников мон-ря, корпуса были превращены в казармы, церковь - в склад оружия, имущество разграблено. Был утрачен богатый архив документов 1690-1941 гг. в списке экспонатов, принятых на хранение 10 сент. 1941 г. комиссией Загребского музея искусства, значатся 83 предмета церковной утвари, 7 портретов, ценности из ризницы и б-ки. 14 апр. 1942 г. мощи св. кн. Лазаря проф. Богословского фак-та прот. Радослав Груич перенес в кафедральный собор в Белграде. После войны мон-рь был возобновлен. В 1946 г. после секуляризации церковных земель из 1420 га, принадлежавших мон-рю в 1941 г., было оставлено 15 га пашни и 25 га лесных угодий. В 70-80-х гг. мон-рь реставрировали, в 1978 г. в братском корпусе для богослужений в зимнее время устроена часовня в память о сожжении турками мощей свт. Саввы (в 1987-1994 проведена ее консервация). В 90-х гг. мон-рь был обращен в жен., его игуменией стала мон. Анастасия.

http://pravenc.ru/text/155422.html

Не хотел равным образом подчиняться киевскому митрополиту и бывший администратор киевской митрополии архиепископ черниговский Лазарь Баранович. Но до тех пор, пока гетманом Малороссии был Самойлович, от которого «он был возненавиден, утеснен многими обидами, многими скорбями и неисповедимыми печалиями», и утеснен не просто, но «яко мертвый забвен», Баранович не мог освободиться от ненавистной ему зависимости: гетман запрещал ему досылать в Москву письменныя челобитныя 534 . Время благоприятно, день спасения 535 наступил для Лазаря только уже после падения Самойловича. В 1688 году Баранович «изшед от забвения гроба» подал смиренныя челобитья царям и московскому патриарху со жалобою на притеснения своего митрополита 536 и с просьбой – быть ему со всею своею епархиею прямо под благословением святейшаго патриарха московскаго, наравне с прочими великороссийскими архиереями. Да пребудет она (черниговская епархия), писал он в своей грамате, под верховнейшим архипастырским св. вашим благословением, яко же и прочии вси великороссийстии архиереи. Отселе же и по моем недостоинстве хотящий быти архиепископы черниговские да приемлют совершенство, (посвящение) от самаго святыни вашей изряднейшаго отца и архипастыря нашего в царствующем граде Москве, а не в Киеве, большия ради чести первопрестольней и соборней церкви, матери, церквам предстательствующей ныне во всей России 537 . В Москве согласились на эту просьбу Лазаря, и в июне месяце послана была ему патриаршая грамата которою его епархия исключалась из-под ведомства киевского митрополита и подчинялась непосредственно московскому первосвятителю 538 . Так мало-помалу закреплялась власть московского патриарха над малороссийской церковью, расширялись его права и влияние на ее внутреннюю жизнь. Киевская митрополия, так сказать, раздроблялась на части, теряла свою исключительность, приравнивалась к епархиям великороссийским. И скоро наступило время, когда патр. Иоаким сделал полное применение своих новоприобретенных прав на малороссийскую церковь ! Это применение началось в том же роковом для Малороссии 1688-м году, когда пал ревнивый оберегатель ее привиллегий гетман Самойлович и когда ее высшие духовные лица сами искали непосредственной зависимости от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

старопечатных книг графа Толстого, стр. 234; но действия этой типографии были слабы, и православные церкви особенно Черниговской епархии время от времени нуждались в Богослужебных книгах, которыми Киев, обуреваемый кровопролитием и мятежами гетманов был не в состоянии обильно наделять православие; надобно было за богослужебными книгами обращаться в Львов к тамошнему православному братству, но отдаление затрудняло их доставление. Архиепископ Лазарь сначала завел типографию Новгороде Северском при тамошнем Преображенском монастыре, потом в Чернигове при Ильинско-Троицком монастыре. Протоиерей Страдомский неизвестно на чем утвердился сказать, что Баранович вывел эту типографию из Новгорода-Северского и подарил ее тому Ильинско-Троицкому монастырю. По описаниям старопечатных книг, как-то у Сопикова I, стр. 264 усматриваем, что в Чернигове первая книга напечатана в 1675 г., именно Часослов, но после того в Новгороде-Северском печатались еще книги, как-то 1676 года две книги: «Скарбница» и «Новая мера старой веры», 1678 – «Старая церковь новой церкви римской». Словарь писат. Дух. чина I, 230–232-II, 6. По Сопискову I, CVIII, в одном 1680 году напечатано в Чернигове четыре издания разных книг. Здесь продолжалось обильно печатание в начале XVIII столетия. Лазарь Баранович учеными трудами, полезными учреждениями и ревностью к пользе православию явился для Черниговской епархии тоже, что для Киева и Малороссии митрополит Петр Могила . При Барановиче Чернигов был вместилищем ученых; их он то собрал, то возрастил сам; они под его руководством и надзором неутомимо трудились к утверждению православия и поражению врагов оного, ученые окружали архиепископа Лазаря: 1)Иоанникий Голятовский, муж глубоких познаний и удивительной ревности, из ректоров Киевской Академии и игуменов Киевобратских, архимандрит Елецкий в Чернигове; здесь и в Новгороде Северском большую половину своих сочинений издавший, следовательно, по назначению и руководству архиепископа Лазаря Барановича. Страдомский об Иоанникии Голятовском пишет, что он после Лазаря Барановича, будучи ректором Киевской Академии, когда «в 1665 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Преемник Лазаря (Барановича) Архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович) Особое покровительство духовно одарённому архимандриту Феодосию оказывал архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович), который высоко его ценил и называл «овцой стада Христова, научившейся покорности». Известно также, что в одном из писем преосвященный Лазарь выразил своё искреннее желание, чтобы имя Феодосия «было написано на Небесах». Исполняя обязанности местоблюстителя Киевской митрополии, Лазарь (Баранович) назначил игумена Феодосия (в то время он был ещё настоятелем Выдубицкого монастыря) своим наместником на этой должности. При этом сам архиепископ Лазарь оставался жить в Чернигове. Защитник Православия Выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких важных событий произошло в 1685-м году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве. Также игумен Феодосий принимал участие и в составлении Соборного ответа Московскому Патриарху об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору, в частности, обсуждался вопрос о времени Пресуществления Святых Даров. Для обсуждения этого вопроса он также ездил в Москву вместе со святителем Димитрием Ростовским. Архиепископ Черниговский Когда в 1687-м году преставился архимандрит Елецкий Иоанникий (Галятовский), на его место настоятелем Черниговского Елецкого Успенского монастыря в сане архимандрита был поставлен Феодосий Углицкий. Теперь он занялся благоустройством второй по счету вверенной ему обители. О том, насколько велико было уважение к Феодосию, свидетельствует хотя бы тот факт, что сам гетман Иван Мазепа, не отличавшийся особой благотворительностью по отношению к монастырям, по просьбе нового настоятеля отдал в распоряжение Елецкой обители целое село.

http://pravoslavie.ru/115885.html

Новгород-Северск); 1851 г., 45 (Кратк. топогр. опис. Новгр. Сев. наместн.); Токмаков, “Справочн. указат. ист. матер. для сост. летоп. Русс. церкви”, I, 2 (в Москов. Арх. Мин. Ин. Д. хранятся Список с Жалов. грам. 1551 г. от царя Ив. Вас. на принадлежащие м-рю в Путивльск. и Новгород. у. вотчины), 4 (Приезд 1664 г. в Москву от Черниг. еп. Лазаря Баранов. присланного наместн. Иеремии Шершевича и строит. Андрея Быковского для испрош. у Госуд. милост. на возобновл. м-ря, разорен. от неприятеля огнем и мечом); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 42; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 270, 474; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 519, 5; “Акты Археогр. Эксп.”, II, 28 (Гр. патриар. Иова 1605 г. в Сольвыч. Введ. м-рь о ежедневн. молебствии по случаю войны с Гришк. Отреп.; видно, что Отрепьев проживал в Преобр. м-ре), 64 (Челобит. 1606 г. чернеца Варлаама о соучастии Гришке Отрепьеву); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, V, 86 (Письмо 1664 г. к царю архиеп. Лазаря Барановича о вспомоществ. м-рю, разорен. неприятелем), 102 (Письмо 1664 г. царю Лазаря Барановича с благодарностью за помощь, оказанную м-рю, и с просьбою о присылке бумаги на издание церковн. поучений); VII, 34 (Сказки 1668 г. о начале измены Брюховецкого; на стр. 88 сказано: «А архиеп. Баранович и теперево в Новегородке Северском в м-ре»); IX, 15 (Письмо 1669 г. архиеп. Лазаря Барановича о напечатании его сочинения «Труба»), 56 (Письмо 1670 г. архиеп. Лаз. Барановича Арт. Серг. Матвееву; архим. Михаил Лежайский), 83 (Письмо 1671 г. архим. Мих. Лежайского с просьбою о выправлении ему грамоты на архимандрию и с благодарн. за присылку шляпы), 84 (Письмо 1671 г. архиеп. Лаз. Барановича о покровительстве архим. Мих. Лежайскому), 85 (Письмо 1671 г. Киево-Печер. м-ря архим. Гизеля с жалобою на архим. Мих. Лежайского), 88 (Письмо 1671 г. архим. Мих. Лежайского с жалобами на клеветников), 147 (Дело 1672 г. о гетм. Многогрешном, ст. XVIII письмо архиеп. Лазаря Барановича, XIX статейн. список), 176 (Опис. 1672 г. избиратель. рады; подписался архим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Здесь в Яссах Сочавский митрополит Гедеон с двумя епископами, Анастасием Романским и Феофаном Хушским, посвятил Лазаря в 1657 году 8 марта; но кажется гораздо раньше этого числа, потому что у Киевского митрополита Евгения в опис. Киево-Соф. Собора и Киевск. иерархии (стран. 251, примеч. 156) упоминается грамота, данная того 1657 г. февраля 19 митрополитскому чиновнику на владение Киево-Софийского фольварка, где после митрополита Сильвестра значится подпись: «Лазарь Баранович, епископ черниговский, ректор Киевский». Это доказывает, что Лазарь и в звании епископа не переставал иметь участие в митрополичьем капитуле Святой Софии; что 8 число марта утверждать хиротонию Лазаря подала случай настольная грамота, ему данная на сан епископа в Молдавии того 8 марта; но большею частью настольные те грамоты выдавались гораздо спустя после хиротонии, как это доказано мною при поверке иерархических каталогов некоторых епархий. О том 8 числе гораздо осторожнее сказано во 2 издании Истории росс. иерархии, именно: «хиротонисан во епископа в Яссах Сочавским митрополитом Гедеоном и двумя епископами в 1657 году, и того же года марта 8 получил от них настольную благословенную грамоту архиерейскую, хранящуюся с другою уверительною о том же грамотою молдавского господаря подлинниками в черниговском архиерейском доме». Касательно настоятельства в Елецком монастыре сочинитель той статьи сведения заметно заимствовал из Истории росс. иерархии (IV, 514), где в каталоге Елецких настоятелей помещен: «Лазарь Баранович, восстановитель и попечитель сей обители с 1653 г. Он, будучи игуменом Братского монастыря и ректором Киевской академии, управлял Черниговским Елецким монастырем, равно как и во время архиерейства своего имел о нем попечение, всего чрез 16 лет». В том Словаре писателей духовного чина сказано, что Лазарь, после ректорства академии и игуменства братского, был настоятелем монастырей – Купатинского и Дятловицкого, но об Елецком там не упоминается. О ректорстве Лазаря в описании Киево-Соф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

От времени изгнания униатов в начале Хмельниччины и до 1669 года монастырем непосредственно руководил знаменитый Лазарь Баранович, бывший профессор и ректор Киево-Могилянской коллегии. Собрав вокруг себя выдающиеся научные и культурные силы того времени, он сумел превратить Чернигов вообще и Елецкий монастырь в частности в настоящую мастерскую, которая подготовила множество церковных деятелей, писателей, полемистов, богословов, философов и даже будущих святых не только для Украины, но и для России. В 1669 году Лазарь Баранович рукоположил на Елецкого архимандрита бывшего игумена Киевского Братского монастыря и ректора коллегии Иоанникия Галятовского, уже тогда известного писателя, проповедника, полемиста. Он прославился как автор проповедей, собранных в сборнике «Ключ разумения», сборника рассказов «Небо новое», написанных укаинским книжным языком, богословско-полемических произведений на польском и немецком языках. В Елецком монастыре он написал произведения «Старая восточная церковь новой римской», «Алфавит еретиков», «Ответ римлянам на фундаменты унии», «Мудрость Божия» (против ариан), «Души людей умерших». Все эти произведения были изданы Новгород-Северской и Черниговской типографиями. Умер И. Галятовский 12 января 1688 года и похоронен в Успенском соборе. Его преемником в сане архимандрита стал Феодосий Углицкий, будущий святой русской православной церкви. До сих пор на территории монастыря сохранился его деревянный домик с соответствующей резной надписью на сволоке. Это старейшее деревянное жилое здание на всей Левобережной Украине. В 1696 году Феодосий уже в сане архиепископа черниговского рукоположил нового Елецкого архимандрита Иоанна Максимовича, который приложил много труда в создание «Черниговских Афин» – коллегии, которая в начале XVIII века называлась его именем. А с 1697 до 1699 года архимандритом Елецким был Дмитрий Саввич Тупталенко – будущий святой Димитрий Ростовский. Все эти иерархи были известными книжниками, поэтому благодаря их стараниям монастырская библиотека стала одной из самых богатых в Украине. Архиепископ Лазарь Баранович в 1674 году передал в монастырь Евангелие, позолоченный серебряный оклад которого чудом сохранился по сей день и является выдающимся памятником украинского ювелирного искусства XVII века. На фигурных угловых накладках лицевой стороны оклада изображены четыре евангелиста, а в центре в фигурном картуше, – Деисус: Богородица и Иоанн Предтеча предстоящими перед Христом на троне. Все поле оклада украшено прорезным орнаментом с мотивами цветов роз и гвоздик. Характер орнаментации напоминает тогдашние деревориты черниговской типографии. Среди декоративных элементов оклада встречаем и святительськие атрибуты с монограммой Лазаря Барановича.

http://sobory.ru/article/?object=01653

Ежели это верно, то он до кончины за несколько лет оставил Черниговское святительство. Сочинитель той статьи утверждает, что епископ Зосима имел пребывание в Черниговском Елецком монастыре; доказывает это доселе сохранившимся здесь синодиком, где учинена надпись, что оный собран старанием и працою Боголюбивого епископа черниговского Зосимы от давняго той обители поминника. В истории Малороссии Маркевича (1,339−340) повествуется, что, при принятии малороссийским народом присяги на подданство России 1654 г. января 14, в Киеве находился черниговский епископ; но Зосима ли – точно утвердиться нельзя, потому что имени епископа у Маркевича не означено; но очень вероятно, что тут другому быть некому. Зосима Прокопович 1631 года октября 29 упоминается иеромонахом Киевского Златоверхого-Михайловского монастыря, (Акт. зап. Росс. IV, 525). После восстановления Черниговской епархии точно ли Захария II там был епископом, не утверждаем, ни отрицаем, потому что не имеем об нем никаких указаний в летописях и актах. Лазарь Баранович По уверению сочинителя статьи «Лазарь Баранович», он родился в стране Белорусской от древней фамилии Барановичей; обучался в школе Киевобратского Богоявленского монастыря. Оттуда, по принятии монашества, когда Лазарю было от роду более тридцати лет, – митрополитом Петром Могилою послан для дальнейшего образования в одну из заграничных академий. После того в той братской школе сначала был наставником, потом смотрителем и игуменом Братского и Киево-Кирилловского монастыря; наконец, ему поручен 1653 года в заведывание и Елецкий в Чернигове. В Ист. росс. иерарх. (1 изд. I, 500) несправедливо сказано, что Баранович Киевской академии ректором был по 1655: в звании ректора упоминается и 1656 г. января 9 (акт. зап. Росс. 3, 96) и 1657 февраля 19, (опис. Киево-Соф. соб. и Киев. иерарх стр. 251). Когда же митрополит Сильвестр Коссов, преемник Могилы, находился уже на краю гроба, то, с согласия гетмана Малороссии Богдана Хмельницкого и генерального писаря Ивана Виговского, избрал Лазаря в епископа черниговского и для хиротонии его отослал с одобрительными грамотами в Молдавию.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Апостола Павла» и слов св. Ефрема Сирина . 5 и 6) Димитрий Туптало и Иоанн Максимович . Страдомский, сказав о хиротонии первого Лазарем Барановичем в иеромонаха и определении проповедником в Чернигове, красноречиво говорит о втором: «Промыслу Всевышнего угодно было, чтобы тою же благословенною рукой поставлен был на свещнице церкви и другой великий светильник ея, также юный инок, потом архиепископ Черниговский, и, наконец, митрополит Сибирский, кроткий и добродетельный просветитель Сибирского края Иоанн Максимович , и чтобы оба они достигли высокой и вечной славы своей тем же самым путем проповедничества, которым по видимому, суждено было начать свое иерархическое поприще и преосвященному Лазарю». Иоанн Максимович при архиепископе Лазаре несколько лет в Чернигове был учителем латинских классов. Словарь писат. дух. чина 1, 287. Читая драгоценные дневные записки святителя Димитрия Ростовского нельзя не заметить, что архиепископ Баранович при первой встрече его в Густынском монастыре, куда первый предстал ему для посвящения в иеромонахи, близко узнал высокие достоинства Тупталы. Это было в мае 1675 г. С сего времени святитель Димитрий в сане иеромонаха два года до июля 1677 при черниговском архиерейском доме находился проповедником, и Баранович, если и расстался с ним, то единственно потому, что и владыка, и вельможи других мест с жадностью искали слушать юного витию, стараясь на перерыв каждый переманить его к себе. По предмету проповедничества Туптало пробыл слишком два месяца в Вильне, потом с половины ноября поселился с этою целью в Слуцке, как 28-го декабря того 1677 года получил письмо, коим повелевалось именем Гетмана возвратиться в Чернигов. Это повеление повторено 16-го февраля 1678 года: так скучали в Чернигове без проповедей иеромонаха Димитрия! Нельзя не подивиться духовной прозорливости преосвященного Лазаря. Когда Туптало 1681 года предстал к нему с просительным письмом от Гетмана об определении его игуменом, Баранович прежде нежели начал читать то письмо, сказал: «Господь да сподобит вас не игуменства только, но, по имени Димитрия, желаю, что бы вы получили митру» Росс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Diev/ch...

Когда же жезл правления митрополией вручили Варлааму, св. Феодосия предназначали на место печерского архимандрита. Ни того, ни другого звания Черниговский архимандрит не получил, только благодаря исключительным обстоятельствам. Очевидно, Промысл Божий вел Святителя по иному пути. Являясь помощником и заместителем архиепископа Лазаря Барановича в особенно важных событиях, святитель Феодосий, в бытность свою Елецким архимандритом, был вместе с тем и постоянным сотрудником престарелого иерарха по управлению обширною Черниговскою епархией. Архиеп. Лазарь, видя в архимандрите Феодосие благочестивого и ревностного труженика, мудрого пастыря и весьма опытного управителя монастырским хозяйством, поручил ему заведовать экономическими, а частью и епархиальными делами архиерейского дома. Сохранилось нс мало документальных свидетельств этой деятельности архимандрита Феодосия. К этому времени архиеп. Лазарю было уже около 90 лет, – годы глубокой старости, особенно для человека такой трудовой жизни и разнообразной деятельности, каковые выпали на долю преосв. Лазаря. Притом же его стали одолевать неразлучные со старостью болезни. Чувствуя, что управление такой обширной епархией не по силам, он решился с ведома высшего духовного начальства открыто сделать Елецкого архимандрита Феодосия постоянным своим помощником по управлению епархией. В конце 1691 года, с согласия гетмана Малороссии Ивана Мазепы, архиепископ Лазарь отправил св. Феодосия в Москву к царям Петру и Иоанну Алексеевич ам и к только что назначенному Всероссийскому патриарху Адриану с просьбою, чтобы они назначили архимандрита Феодосия ему помощником. Гетман с своей стороны писал о том же царям и патриарху, свидетельствуя о честной жизни и превосходных качествах архимандрита Феодосия и прося «явити к нему благосердное и благоуветливое свое призрение». Патриарх Адриан охотно согласился исполнить желание преосв. Лазаря, тем более, что в Москве достаточно уже слышали о духовной мудрости и подвижнической жизни св. Феодосия Углицкого, и даже знали, что «сей архимандрит Феодосий, благословением усопшего блаженные памяти великого господина Кир Иоакима, патриарха Московского и всея России и всех северных стран, ради старостного изнеможения архиепископа Лазаря, в способность правления епархии Черниговския определися».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010