владел этими языками: с Лазарем (Барановичем) он переписывался на польском и на латыни, преподавал на латыни. Одним из доказательств владения И. церковнослав. языком и простой мовой могли быть сведения о его проповедях. Однако таких свидетельств нет, кроме единственного упоминания в «Пирамиде» свт. Димитрия Ростовского о том, что И. до настоятельства в Киево-Печерском мон-ре «с кафедры простирал целый невод проповеди слова Божиего о Царствии Божии, а тем ловил людей в смирение и набожность»; став же архимандритом, «не восходил уже на кафедру, не сказывал проповедей» (произнесение проповедей не входило в непосредственные обязанности настоятеля Киево-Печерского монастыря, где существовала должность проповедника). И. традиционно считается автором первого восточнослав. сочинения по нравственному богословию «Мир с Богом человеку, или Покаяние святое, примиряющее Богови человека, учением, от Писания Святого и от учителей церковных собранным», опубликованного в Киеве в 1669 г. на церковнослав. языке. Содержащееся на титульном листе указание, что книга издана «благословением и исправлением» И., позволяет считать последнего по крайней мере вдохновителем и редактором сочинения. Есть мнение, что замысел сочинения принадлежал еще митр. Петру (Могиле) и данный труд необходимо рассматривать в контексте проводившихся свт. Петром церковных преобразований (работы Л. Довги). Учитывая, что обучение в Киево-Могилянской коллегии велось на латыни, а нравственное богословие как самостоятельная дисциплина стало преподаваться систематически лишь в нач. XVIII в., можно сделать вывод, что сочинение предназначалось не для учебных целей, но было практическим пособием для духовенства. В неск. письмах Лазарь (Баранович) побуждал печерского архимандрита издать книгу: «Будем раскаиваться, если книга о покаянии не будет издана в свет. Теперь немного учителей в Израиле… Теперь, когда открывается случай… не оставьте воспользоваться им, чтобы предупредить народ от ошибок» (письма от 13 марта 1669, 14 окт.

http://pravenc.ru/text/389655.html

Вследствие сего, флорентийская уния (1439 г.) не оказала значительного влияния на учение православных о предмете, нами обозреваемом. Уния брестская (1596 г.) успела в этом случае гораздо более. В семнадцатом веке латинское учение о преложении Даров, появившись в православной России как на юге 439 , так на севере 440 , высказано было в виде всегдашнего верования Церкви вселенской 441 . Но так как Церковь сия ничего такого никогда не исповедывала и не проповедывала, то ученые греки братья Лихуды, жившие тогда в отечестве нашем, и словом и писанием 442 , с ревностию восстали против него 443 , а «поскольку оно возникло первоначально на юге России 444 , куда занесено было некоторыми из православных от латин 445 , и произвело такой соблазн, что не токмо мужие и жены, но и дети везде друг с другом в схождениих, в собеседованиих, на пиршествех, на торжищах и где-любо случится кто друг со другом, в яковом любо месте, временно и безвременно начали испытнословить, како пресуществляется хлеб и вино в тело и кровь Христову и в кое время и киими словесы» 446 : то патриарх всероссийский Иоаким 447 вошел посему в сношение с киевским митрополитом Гедеоном, с черниговским архиепископом Лазарем Барановичем и с первосвятителями восточными 448 . Полученные им от Гедеона и Лазаря удостоверительные листы, в коих излагалось православное учение о спорном предмете и отвергалось учение о нем латин, равно как и присланное восточными патриархами собрание свидетельств из предания апостольского, подтверждавших православное же учение о преложении Даров, произвели то, что в 1689 году составился в Москве собор, который защитников латинского учения о сем предал анафеме, а сочинения их определил сожечь, главного же предводителя их, Медведева, присудил к тяжкому заточению 449 . Преемник Иоакима Адриан, при котором спор о преложении Даров продолжался еще, также обращался по поводу его к восточным патриархам; а когда получил от них 450 соборный ответ о пресуществлении святейшей тайны Евхаристии 451 , в оправдание православного учения о ней 452 : то подтвердил все, что сделано было предшественником его по делу рассеивавших противное учение, православное же исповедание о преложении Даров на литургии включил в чин Православия и в архиерейскую присягу 453 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Даша – племянница схимонахини Анатолии (Труновой). – 193, 194. Делянов Давыд Иванович – генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года. Поступил на службу в 1773 г., произведен в генерал-майоры в 1813 г. Пожалован на дворянское достоинство в 1829 г. Был хозяином села Железники после его продажи отцом старца Макария. Похоронен в Калужском Лаврентиевом монастыре. – 7. Д-ея (Досифея) – игумения, настоятельница Казанского Богородичного монастыря, † 1865. В мире Веревкина, родом из дворян. Пострижена в монашество в Тихвинской пустыни Курской епархии. В 1827 г. произведена в игумении Тверского Христорождественского монастыря. В 1849 г. переведена в настоятельницы Казанского монастыря. При ней были устроены пневматические печи в местном соборе, приподнят иконостас в Никольском соборе, увеличена глава на колокольне и позолочены глава, крест и яблоко. В 1851 г. м. Досифея награждена золотым наперсным крестом. В 1863 г. она представила проект на постройку в монастыре каменного двухэтажного корпуса с церковью во имя св.Софии, общей трапезой и больницей в нем, но за ее смертью проект не был осуществлен. – 195. Димитрий – великомученик Солунский. † около 306. Память 26 октября. – 68. Димитрий – святитель Ростовский. Декабрь 1651 † 28 октября 1709. В мире Даниил Саввич Туптало. Родился в местечке Макаров, недалеко от Киева. Его отец был сотником и ктитором киевской Кирилловской обители. Окончил Киевское Братское училище. На 18 году жизни поселился в Кирилловском монастыре, где в 1668 г. пострижен в иночество. На Благовещение 1669 г. рукоположен во иеродиакона. В 1675 г. архиепископом Черниговским Лазарем Барановичем посвящен во иеромонаха. Около двух лет служил по его приглашению проповедником в соборном и других храмах Черниговской епархии и скоро стал известен благодаря своему красноречию. В 1677 г. отправился в Новодворский монастырь, в Литву. По дороге проповедовал в Вильне, Слуцке, Братском Преображенском монастыре. В 1679 г. прибыл в Батурин и поселился в Николаевском Крупицком монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Живые связи, в каких он стоял со мно­гими политическими и церковными деятелями своего вре­мени, и то участие, какое ему суждено было принимать иногда в важнейших событиях эпохи, дали ему и неко­торую историческую известность. Впрочем, он не поднялся на ту сановную высоту, какой достигали Прокоповичи и Яворские; он не приобрел ни их известности, ни их влияние и близости к Двору. Но он этого и не искал. Тихий и скромный, он остался в тени; но тем в большей чи­стоте сохранились и ярче светили его нравственные ка­чества, которые заслужили ему глубокое уважение современ­ников и оставили светлую, благоговейную память в по­томстве. Глубоко и искренно религиозный, нравственно чи­стый, добрый и отзывчивый, горевший деятельной любовью и, при своих достоинствах и высоком положении, хра­нивший скромность и кротость, он снискал себе иную славу. Святитель Иоанн Максимович 1383 родился в декабре —141— 1651 г. 1384 в шляхетской семье Максима 1385 и Евфроси- —142— нии 1386 Васильковских или Печерских, живших сначала в Нежине, потом в Киеве. Отец арендовал у Печерской лавры оброчные статьи 1387 , занимался строительством хра­мов 1388 и снабжал их утварью. Он находился, между про­чим, в деловых хозяйственных сношениях с киевским митрополитом Гедеоном Четвертинским (1685–1690 гг.) 1389 , и за свою полезную деятельность был, вместе с сыновьями, взят под особое покровительство гетмана Ивана Мазепы 1390 . Из семи братьев Иоанн был старшим 1391 . В молодых годах —143— он поступил в киевскую духовную академию 1392 , где в ректорство Варлаама Ясинского (1665–1673) обучался около 5 лет и, по окончании курса, преподавал в течение 8 лет латинский язык – сначала при Ясинском, потом при Сильвестре Головчиче (ректор с 1673 по 1684 г.). Оста­вив академию, Иоанн перешел в Киево-Печерскую лавру, постриженный в монахи известным архимандритом лавры Иннокентием Гизелем (1656–1683) и рукоположенный в ие­ромонахи администратором киевской митрополии, чернигов­ским архиепископом Лазарем Барановичем. С 1675 по 1680 г. он занимал при лавре должность проповедника 1393 ; но из произнесенных им за 5 лет поучений до нашего времени сохранилось, в печатном виде, только три 1394 . —144— Дарование и усердие иеромонаха Иоанна заслужили ему особое доверие лаврского начальства, и сравнительно рано он стал получать от него ответственные поручение. Когда, в связи с опустошительными набегами турок на Задне­провье и двукратной осадой в 1677–1678 годах Чигирина 1395 , Малороссия просила защиты у Москвы 1396 , то пред­ставителем Киево-Печерской лавры в это посольство был избран Иоанн 1397 , которому лавра поручила просить москов­ское правительство дать ей, на случай турецкого нашествия, в убежище какой-нибудь великорусский монастырь, нахо­дящийся поблизости к Малороссии. Просьбу удовлетворили, и в убежище лавре был назначен Успенский Свенский монастырь (близ Брянска, Орловской губ.), по временам и ранее стоявший в связи с Киевской лаврой 1398 . Очевидно,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь он подвизался в посте, молитве и в чтении душеполезных книг. В 1681 г. архиепископом Лазарем Барановичем поставлен во игумена Максаковского Преображенского монастыря близ р. Десны, в 1682 г. назначен настоятелем в Николаевский Батуринский монастырь, но вскоре от настоятельства отказался. С 1684 г. переселился в Киево-Печерскую лавру и занялся главным трудом своей жизни – исправлением и составлением житий святых. В 1686 г. переехал в Батурин. В этом же году вместе с гетманом Мазепой отправился в Москву, где был представлен Царю Иоанну Алексеевич у, Царевне Софье и Патриарху Иоакиму. В Троице-Сергиевой лавре его принял Царь Петр Алексеевич. Патриарх благословил св. Димитрия продолжать собирание житий. Вернувшись в свой монастырь, он уединился в особой келлии и продолжал трудиться над Минеями. 1692 г. оставил настоятельство в Николаевском Батуринском монастыре и принял управление Петро-Павловской обителью вблизи города Глухова. В 1697 г. назначен сначала игуменом Киевского Кириллова монастыря, а затем посвящен в архимандрита Черниговского Елецкого Успенского монастыря. Через два года переведен в Спасскую Новгород-Северскую обитель. В 1701 г. по распоряжению Петра I вызван в Москву и поставлен в митрополита Сибирского и Тобольского. В 1702 г. назначен митрополитом Ростовским. На этой кафедре он стал известен своей духовно-просветительской деятельностью: заботился о церковном благоустройстве и благочестии пастырей, основал при архиерейском доме училище, где занималось около 200 учеников, боролся с расколом и способствовал изучению Библии . Отличался кротостью, мудростью и милосердием. В 1705 г. была завершена работа святителя над Четьими Минеями. За два с половиной года до смерти составил духовное завещание, в котором объявил своему другу митр. Стефану Яворскому желание быть похороненным в Спасо-Яковлевском монастыре. Преставился стоя на коленях, в положении молящегося, в вечер перед тем простившись со своими учениками. В 1752 г. открыты мощи святителя, в 1757 г. он причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

И если что найдётся в сих, неугодное Богу и не полезное душе, нашего ради неразумия; да не будет того. Но воля Божья совершенна и благоприятна да бывает, Аз же прощения прошу. Если же кто об этом лучше и полезнее разумеет, пусть так и творит, а мы о нём радуемся. Если же кто в наших писаниях пользу найдёт, и обо мне, грешном, помолится, да обрету милость пред Богом. Конец списанию Нилову. После сего приписано тем же переписчиком, который писал слова сии: «В Богом избранных иночествуя во времена сии явленного, и ревнителя древних святых Отцов, старца Нила Сорского пустыни, нового скита, трудолюбно подвигом сотворившего, прежде бывшего Кирилловой обителью собраны от Писаний Боговдохновенных святых Отцов 11 глав, духовной мудростью, особенным образом отделанных, на спасение душам нашим. И к Богу отошёл месяца Мая, в 7 день, за полтора часа ночи, в третью неделю по Пасхе, Святых Мироносиц. Лета по седьмой тысяче 16. Нам образ сим жительством показал». Нищевский монастырь Мужской, упразднённый. Находился в уезде Переславля Рязанского и был приписным к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю. Новгородско-Северский Спасский монастырь Новгородско-Северский Спасский или Преображенский монастырь . Мужской, Черниговской Епархии 1 класса монастырь, находящийся внутри Новгорода Северского. Построен в половине XVII столетия Черниговским Архиепископом Лазарем Барановичем. С 1785 года, по учреждению Новгородо-Северской Епархии, был он Кафедральным Преосвященного Новгородо-Северского; в 1797 году, 1 Сентября, по упразднению этой Епархии, именным указом Архиерейский Новгородо-Северский дом велено обратить в первоклассный монастырь, и 13 числа туда назначен Новгородского Юрьевского монастыря Архимандрит Иоанн со степенью того Юрьева, но, по оставлению в Северском монастыре настоятелем уволенного от управления Могилёвской Епархией Епископа Илариона, Иоанн от 31 Декабря определён в Новгородский Антониев монастырь со степенью Юрьева же и Семинарии Ректором. По кончине же Преосвященного Илариона, случившейся в 1799 году, определён настоятелем Архимандрит Нижегородского Печерского монастыря и кавалер Иероним, который и доныне там настоятельствует.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

И однако ж, учение это появилось снова в России в XVII в. и высказывалось уже как всегдашнее верование Вселенской Церкви. На юге России оно нашло свое выражение во многих книгах, напечатанных в Киеве и в других малороссийских типографиях, именно: в большом требнике киевском, в служебниках киевском и виленском, в «Зерцале богословия» Кирилла Транквиллиона, в «Перле многоценном» его же, в обоих малых катихизисах Петра Могилы , в книгах: «Камень», «Мир с Богом», «Труба», «Ключ разумения», «Меч Мессии», «Дидаскалии о семи тайнах» и др. На севере во главе сторонников этого учения стоял иеромонах Заиконо-Спасского монастыря Сильвестр Медведев, ученик Симеона Полоцкого , затем – иеромонах Савва Долгий, игумен Иннокентий Монастырский, окольничий Феодор Щегловатый и др. Защитниками православного учения явились ученые братья Лихуды, жившие тогда в России. Памятником полемики их с сторонниками латинского учения служит написанный ими «Акос, или врачевание противополагаемое ядовитым угрызением змиевым» и проч., вызвавший против себя из противоположного лагеря ответное сочинение под заглавием: «Изъятие сокращенное из неистовобрехания на св. восточную церковь в лице и имени учителей православных Иоанникия и Софрония Лихудов , пренеистового некоего безыменника, плотоядца и кровопивца и пр.», в ответ на которое Лихуды в свою очередь написали «Показание истины, или ответы на неистовое брехание»... и «Диалог грека учителя к некоему иисуиту о разнствах сущих между восточною церковью и западным костелом». Между тем на запад России, где это учение явилось первоначально и куда оно было занесено от католиков, оно произвело такой соблазн, что «не токмо мужи и жены, но и дети везде друг с другом, в схождениях, в собеседованиях, на пиршествах и где-либо случится друг со другом в яковом-либо месте, временно и безвременно, начали испытословить, како пресуществляется хлеб и вино в Тело и Кровь Христову, и в кое время и какими словесы». Это обстоятельство заставило патриарха Иоакима войти в сношение с киевским митрополитом Гедеоном, черниговским архиепископом Лазарем Барановичем и восточными патриархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

И однако ж, учение это появилось снова в России в XVII в. и высказывалось уже так всегдашнее верование вселенской церкви. На юге России оно нашло свое выражение во многих книгах, напечатанных в Киеве и в других малороссийских типографиях, именно: в большом требнике киевском, в служебниках киевском и виленском, в Зерцале богословия Кирилла Транквиллиона, в Перле многоценном его же, в обоих малых катихизисах Петра Могилы , в книгах: Камень, Мир с Богом, Труба, Ключ разумения, Меч Мессии, Дидаскалии о семи тайнах и др. На севере, во главе сторонников этого учения стоял иеромонах Заиконо-Спасского монастыря Сильвестр Медведев, ученик Симеона Полоцкого , затем – иеромонах Савва Долгий, игумен Иннокентий Монастырский, окольничий Феодор Щегловатый и др. Защитниками православного учения явились ученые братья Лихуды, жившие тогда в России. Памятником полемики их с сторонниками латинского учения служит написанный ими Акос, или врачевание противополагаемое ядовитым угрызением змиевым и проч., вызвавший против себя из противоположного лагеря ответное сочинение под заглавием: Изъятие сокращенное из неистовобрехания на св. восточную церковь в лице и имени учителей православных Иоанникия и Софрония Лихудов , пренеистового некоего безъименника, плотоядца и кровопивца и пр., в ответ на которое Лихуды в свою очередь написали Показание истины, или ответ на неистовое брехание… иДиалог грека учителя к некоему иисуиту о разнствах сущих между восточною церковию и западным костелом. Между тем на западе России, где это учение явилось первоначально и куда оно было занесено от католиков, оно произвело такой соблазн, что «не токмо мужи и жены, но и дети везде друг с другом, в схождениях, в собеседованиях, на пиршествах и где-либо случится друг со другом в яковом-любо месте, временно и безвременно, начали испытословить, како пресуществляется хлеб и вино в тело и кровь Христову, и в кое время и киими словесы». Это обстоятельство заставило патриарха Иоакима войти в сношение с киевским митрополитом Гедеоном, черниговским архиепископом Лазарем Барановичем и восточными патриархами. Полученные им от Гедеона и Лазаря Барановича листы, в которых излагалось православное учение о спорном предмете и учение о нем латинян, а также присланное восточными патриархами собрание свидетельств из апостольского предания, подтверждавших православное же учение о преложении даров, произвели то, что в 1690 г. в Москве составился собор, который сторонников и защитников латинского учения предал анафеме, а сочинения их определил сжечь. Преемник Иоакима Адриан, при котором спор о преложении даров еще продолжался, также обращался по поводу его к восточным патриархам и, когда получил от них соборный ответ, оправдывавший и подтверждавший православное учение, то, формулировав православное учение о преложении даров, внес его в чин православия и в архиерейскую присягу. – Такова судьба этого учения у нас на Руси. Но католики, от которых оно занесено было к нам, содержат его доселе, как догмат.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Карион родился в конце 50 годов XVII века. Отец Кариона был дьяконом в монастыре Пресвятой Богородицы Добрине, 1569 где и родился Карион. Около 1660 года отец его умер, оставив Кариона в малых летах. 1570 Около 1680 года Карион постригся и был дьяконом около 5 лет (до 1685 года). В 1681 году Карион хотел бросить монашество и жениться, но его остановило послание известного Каменевича-Рвовского. 1571 Брат Кариона был женат на родной сестре Сильвестра Медведева, как это видно из дела Шакловитого и упоминаемый в нем подъячий Иван Истомин 1572 был племянник и Медведева, и Кариона. Тогда же, в 1681 году по указу патриарха он отпущен в Киев для изучения философских наук. «А в Киеве будучи, в Братском монастыре поставлен в черные попы архиепископом черниговским Лазарем Барановичем и в 195 (1687) по указу патриарха был на Москве немногое время и снова отпущен по указу В. Г. для философии доучения». 1573 Дело о посылке Кариона в 1685 г. вместе с Игнатием Корсаковым в Смоленск для расследования «строения дел» Симеона, еп. Смоленского, сохранилось кроме Чудовской и в Синодальной библиотеке. 1574 В 196 году (1687) дек. 25 книг печатного двора справщику Кариону, что он домовым меньшим поддьяком учил орации, дано от патриарха два рубля. 1575 В 1690 г. Карион, выучившись философии в Киеве, после подачи челобитной воеводе М. Г. Ромодановскому, был отпущен в Москву, куда и прибыл 19 июля, видел очи Великих Государей, был у руки и говорил орацию и В. Г. велели ему, иеромонаху чудовскому, дать сукна черного кармазину 5 аршин. 1576 26 декабря 199 (1690) года дано Кариону два рубля за то, что он домовых меньших станиц учил орации. Та же дача и в 205 (1694) г. 1577 В деле Шакловитого Карион фигурирует немного. Надо думать, что он очутился довольно быстро у Троицы. 1578 В 1696 году в августе было дело об отпуске в Киев, на богомолье типографского справщика иеромонаха Кариона Истомина ради духовных дел и с книгами от патриарха Адриана к преосвященному митрополиту Киевскому. 6 августа были даны Кариону в ответ на его челобитную, подводы и проезжая грамота. 1579 Об этой поездке есть и другое свидетельство. «В 1696 г. в октябрь Патриарх прислал чрез исправителя типографии Московской Кариона Истомина книгу, в Москве печатанную, с новогреческаго переведенную, катехизис именуемую и писал грамоту гетману ...а книга послася к твоей любве от нас с справщиком типографии Карионом Истоминым, иже ради и поклонения молитвеннаго в св. лавру Киевопечерскую поиде, его же в путешествии тамо ради нашея мерности приветствуйте». Карион привез в Киев от своего мудрования великий аркутовый букварь или грамоту для учения детей славенским и греческим языком, выразивши в ней всё литеры русские фигурами и лицами человеческими. 1580

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Киевского), чтобы он подробно, как очевидец и деятель рассказал о положении православия в польских владениях 222 ; то обращается за советом к Адриану в маловажных вещах, можно ли напр. Допустить четвертый брак сотнику Гуменскому, или назначить бывшего архимандрита Донской обители Никона в архимандриты Ядяцкого монастыря 223 ; то просит у патр. Адриана заступления от наветов своих киевских недругов и т. д. 224 И митр. Варлаам не ошибался в надеждах получить поддержку у патр. Адриана. Патр. Адриан в данном случае не был похож на патр. Иоакима. За преданность и любовь сына платил до самой своей смерти благосклонностью и доверием отца. Много фактов говорят за это. Так, когда возник спор между митр. Варлаамом и архиепископом Лазарем Барановичем о трех пограничных протопопиях, отданных пред тем царской грамотой Черниговской кафедре, Адриан, ссылаясь на отсутствие документальных доказательств у Барановича, утвердил спорные протопопии за митр. Варлаамом (хотя у последнего доказательств тоже не было); не верил доносам на Ясинского от кого бы они не поступали: от Феодосия ли Углицкого, архимандрита Елецкого, от жителей ли Киева 225 . Уважал патр. Адриан и ходатайства митр. Варлаама, в ущерб даже своему престижу в южно–русской церкви, когда напр. дозволил митр. Варлааму поставить в архим. лавры Мелетия Вояхевича 226 ; содействовал Варлааму в его просьбах к царям об оказании помощи и пожаловании имений и жалования учителям братского училища 227 ; высказывал благодарность по разным поводам и всячески щадил самолюбие митрополита киевского, избегая вмешиваться во внутренние дела Киевской кафедры, даже когда сами обстоятельства давали к тому повод 228 . Нам кажется, бесспорным, что патр. Адриан в деле слияния Киевской митрополии с великорусскими епархиями сделал не меньше, чем его предшественник. Он, по крайней мере, приняв мягкий тон отношений к предстоятелю малороссийской церкви постепенно приручил бывшего противника церковного подчинения Киева Москве и сделал из него проводника Московской церковной власти в южной Руси не за страх, как при Иоакиме, но за совесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010