Bd.5). Leiden, 1972. S. 62–64; idem. Rezeptions geschickte und textkritische Untersuchung zu Flavius-Josephus. (Arbeiten... Bd.10). Leiden, 1977. S.43–45 [Kerschbaumer G.W. Die L-Periphrase in der altrussischen Version des “Jüdischen Krieges” von Josephus Flavius. (MLSDV. T.33). Freiburg Br., 1993. – Прим. изд. (А.Η.)]. О литературном каноне см.: Орлов А.С. Об особенностях формы русских воинских повестей//ЧОИДР. 1902. Omд.III. С. 1–50. 392 Гаркави А. Русь и русское в средневековой еврейской литературе//Восход. 1881. Январь. С. 62–84; 1882. Январь. С. 239–251; Никольский Н.К. (прим. 272). С. 17 и сл.; обильна идеями, основательность которых, впрочем, может быть оценена только гебраистами, работа: Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства. Пг., 1919. С.49–200; см., кроме того: Dubnow S. Weltgeschichte des jüdischen Volkes. Berlin, 1926. Bd.4. S. 258–264; Истрин В. Μ. Толковая Палея и антиеврейская литература//Истрин В.Μ. Очерк (прим. 383). С. 213–224; Hauptmann Р. Christen und Juden im Großfürstentum von Kiev//Kirche und Synagoge/Hg. K.H. Rengstorf, S. von Kortzfleisch. Stuttgart, 1970. Bd.2. S.640–643. 393 Garidis Μ. La representation des “Nations” dans la peinture postbyzantine//Byz. 1970. T.39. P. 86–103, особ. 90 f.; cp.: Grabar A. La représentation des “peuples” dans les images du jugement dernier, en Europe orientale//Byz. 1980. T.50. P. 186–197. 394 Относительно его имени существует два объяснения: 1) от др.-русск. “жидъ”, т.е. Лука был крещеным евреем или человеком, так или иначе имевшим отношение к иудеям; 2) искажение (или краткая форма. – Прим, перевод.) имени, не имеющего отношения к иудейству (например, Жидислав). Второе толкование заслуживает предпочтения, поскольку личное имя Жидислав часто встречается в Новгороде; тем самым исключалась бы та или иная связь с иудейством. 395 Информативная работа Д. Олянчина (Oljanyn D. Was ist die Häresie der “Judaisierenden”?//Kyrios. 1936. Bd. 1. S. 176–189) не содержит сведений на этот счет; см.: Hösch Е. (прим. 238). S.81–87; Koev N. The Question of Jews and So-Called Judaizers in the Balkans from 9th to the 14th Century//Bulgarian Historical Review. 1978. Vol.6/1. P.60–79 ( : Halperin C.J. (прим. 399); Хоулетт Я.Р. Свидетельство архиепископа Геннадия о ереси “новгородских еретиков жидовская мудръствующих”//ТОДРЛ. 1993. Т.46. С.53–73; De Michelis C.G. La valdesia di Novgorod: “Giudaizzanti” e prima riforma. (Con un’appendice di Studi e testi). Torino, 1993.), а также ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

58 Предпоследняя строфа Акафиста в Дечанах ψ, так же, как и предшествующие, представлена изображением символико-догматического характера; позади Марии, сидящей на престоле и держащей младенца Христа (образ «одушевленного храма»), стоят поющие миряне. 61 «Хождение» Стефана Новгородца//ПЛДР. XIV–cep. XV в. М., 1981. С. 33–35 (перевод Л. А. Дмитриева). 63 Джурич В. И. Портреты в изображениях Рождественских стихир//Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973. С. 244–255. 64 Портреты в Рождественских стихирах: в Жиче – краль Урош и архиепископ Савва III, в Матеиче – краль Душан и патриарх сербский Иоанникий. 67 Belting H. Das illuminierte Buch in der spätbyzantinischen Gesellschaft. Heidelberg, 1970. S. 45. 68 Эти проблемы отражены во многих исследованиях, например: Weitz- тапп К. Narrative and Liturgical Gospel illustrations. New Testament Manuscript Studies. Chicago, 1950; Beck H.-G. Theodoros Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. Munchen, 1952; Grabar A. La de coration des coupoles à Karye Camii et les peintres italiennes du Dugento//JOBG. Wien, 1957. Bd. VI. P. 11–124; Demus O. Die Entstehung des Palaeologenstils in der Malerei//Berichte zum XI Internationalen Byzantinisten Kongress. München, 1960. P. 1–63; Underwood P. Palaeologan Narrative Style and an Italianate Fresco of the Fifteenth Century in the Karue Djami//Studies in the History of Art dedicated to W. E. Suida on the Eightieth Birthday. London, 1959. P. 1–9; Belting H. Op. cit. 1970; Velmans T. Le portrait dans l art des Paleologues//Art et societe a Byzance sous les Paleologues. Venise. 1971. P. 93–148; Buchtal H. Illuminations from an Early Paleologan Scriptorium//JÖB. Wien, 1972. Bd. 21. S. 47–56; Buchtal H. Towards a Historz of Palaeologan illumination//Weitzmann K, Loerke W. C., Kitzinger E., Buchtal H. The Place of Book illumination in Byzantine Art. Princeton, 1975. P. 142–177; Spatharakis J. S. The Portrait in Byzantine illuminated Manuscripts. Leiden, 1976; Бабич Г. Основатели храмов и фрески XIV в. в Сербии//II международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1977; Buchtal Н., Belting Н. Patronage in Thirteenth Century Constantinople: an Atelier of Late Byzantine Book illumination and Calligraphy. Washington, 1978 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

781 Л. А. Голофаст противоречит себе, когда пишет о том, что «время засыпи определяют фрагменты белоглиняной поливной керамики, кувшинов с плоскими ручками, монеты Романа I», а перед этим признает, что «нижняя часть засыпи состояла из слоистых позднеантичных и раннесредневековых отложений (IV–VI вв.)» (Голофаст П. А. Градостроительный облик Херсона... С. 322). 782 Сам он относил постройку храма ко времени правления Юстиниана I – Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 200; Якобсон А. Л. Средневековый Крым. – С. 155, прим. 78; подр. см.: Сорочан С. Б., Зубарь В. М., Марченко Л. В. Жизнь и гибель Херсонеса. – С. 684–689. 783 Внутри храма зафиксированы 21 гробница с многоярусными погребениями и еще четыре близ него (Отчет за 1897 год. – Л. 5–7; Айналов Д. В. Развалины храмов. – С. 77–78). 784 Во время раскопок было найдено 62 большие напольные плиты, 275 средних и 456 малых (Отчет за 1897 год. – Л. 13). 785 Домбровский О. И. Отчет о раскопках в Херсонесе в 1954 г. на участке «храма с ковчегом»//Архив НЗХТ. – Д. 702. – Л. 8. 791 Отчет о раскопках на участке античного театра в Херсонесе в 1973–1974 годах//Архив НЗХТ. – Д. 1682/1. – Л. 5 (отчет В. А. Сидоренко). 792 Только крещальня была устроена в «храме с ковчегом» не справа от алтарной апсиды, как в храме и в храме Богоматери Влахернской, а слева (ср.: Айналов Д. В. Развалины храмов. – Л. 73). 793 Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. – С. 68; ср.: Grabar A. Martyrium. – Р.154–159; Хрушкова Л. Г. Крестовидные церкви... – С. 235–236. По мнению А. Пелина, строительство храма произошло в конце VII – начале VIII в., что, однако, кажется слишком поздней датой, оторванной от стратиграфии и материалов, в том числе от находок остатков большого амвона константинопольского типа. Вместе с тем исследователь тоже отмечает в сооружении слишком явные архитектурно-литургические признаки раннего христианского зодчества (см.: Протоиерей Александр Пелин. Топография христианского херсонеса... – С. 134–135). В новейших исследованиях его связывают с эпохой Юстиниана I или, менее конкретно, с периодом VI–VIII вв. (Хрушкова Л. Г. Крестовидные церкви... – С. 235; Crimean Chersonesos... – Р.114, fig.8. 81). Лишь Л. А. Голофаст вернулась к прежней, не раз подвергавшейся критике концепции О. И. Домбровского, умолчав о таком конструктивном элементе раннего храма, как амвон константинопольского типа (Голофаст Л. А. Градостроительный облик Херсона... С. 321–326).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Fruhchristliche Baptisterien. – Munster, 1998; Сорочан C. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 857–870. 1077 Бармина Н. И. Контуры перемен: Мангупский памятник в контексте истории крымского средневековья//АДСВ. – 2002. – Вып. 33. – С. 24. 1078 Мраморная купель в виде перевернутой усеченной пирамиды с квадратным основанием 0,76 х 0,90 м, с отверстием для спуска воды и изображением крестов по узким сторонам («как на капителях») была открыта на большой агоре в 1891 г. (Отчет за 1891 г. – Л. 5; Раскопки в Таврической губернии. 1) В Херсонесе//ОАК за 1891 г. – С. 4; Бертье-Делагард А. Л. Древности южной России. Раскопки Херсонеса. – С. 50, прим. 4). Еще одна портативная купель была найдена во время раскопок С. А. Беляевым «базилики на холме» О подобных писцинах см.: Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 416; Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов. – С. 31. 1082 Именно так, близ юго-западного угла храма, располагался баптистерий св. Софии Константинопольской, тоже купольный, хотя иной, прямоугольной в плане формы (Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. – Baltimore, 1975. – P. 217). 1088 Ср.: Хрушкова Л. Г. Крещальни древнерусских храмов. – С. 35; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 146. 1089 Grabar A. Martyrium... – Р.445–446; Fevrier Р.-А. Baptisteres, martyrs et reliques//Rivista di Archeologia Cristiana. – 1986. – T.62. – Fasc. 1–2. – P. 109–138; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – C. 146, 314, 347, 415. 1091 Khatchatrian A. Origine et typologie des baptisteres paleochretiens. – Mulhouse, 1982. – P.13; Хрушкова Л. Г. Крещальни... – C. 35; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники... – С. 414, табл. XXIV, 2; XXVII, 3; Завадская И. А. Баптистерии Херсонеса. – С. 259, 261–262. 1092 См.: Сорочан С. Б. Византийский Херсон. – Ч. 2. – С. 835–836. Примечательно, что H. Е. Гайдуков не упомянул данное литургическое устройство среди выделенных им херсонских мощехранительниц (Гайдуков H. Е. Отверстия для вложения мощей в престолах византийских храмов Херсонеса//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Udine, 1977. (Antichita Alto-Adriatiche. Vol. XII.) P. 231–262. 7 Ritig S. Martirologij srijeinsko-pannonske metropolje//Bogolovska sinotra. Vol. II. 1911. P. 358–360; Zeiller J. Les origins chretiennes dans les provinces danubiennes de I’Empire Romain. Paris, 1918. P. 75–78; Egger R. Der Martyr Herinagoras, eine kritische Utersuchung. Klagenfurt, 1948; Tavano S. Storicitá dei martiri aquileiensi alla luce de recenti scoperte archcologiche. Gorizia, 1962; Aubert R. Hermagoras//DHGE 24. Col. 13–14 (совр. библ.) 11 См. текст и комментарий этого символа у Руфина: Rufinus. Expositio Symboli. SSCI 20. P127–182. 15 Мартириями (от греч. %Г [mártuz, «мученик») назывались в древности храмы, посвященные мученикам; чаще они находились за пределами городских стен на месте страдания мученика. Начало архитектурного типа мартирия возводят к нач. IV в., – обычно это были круглые или восьмиугольные храмы-мавзолеи без алтарной части. Епископ совершал в них литургию только в день памяти святых в отличие от кафедрального городского храма, где он постоянно проповедовал и совершал богослужения. О храмах мартириях см., напр.: Leclercq Н. Martyrium//DACI 10. Col. 2512–2523; Grabar A. Martyrium. 3 vol. Paris, 1943–1946. 17 Tavano S. Testimonianze epigrafiche del culto dei martiri Proto e Crisogono a San Canziano.//Studi Goriziani. Vol 28. 1960. P 3–16; Tavano S. Storicitá dei martiri aquileiesi alla luce di recenti scoperte archeologiche. Gorizia, 1962. 18 Были найдены останки мужчины, юноши и женщины, которые, согласно паталогоанатомическому анализу, принадлежали одной семье: Mirabella Roberti M. Ritrovamenti ircheologici a San Canziano d’Isonzo//Studi Goriziani. Vol. 39. 1966. P 43–72. 20 Passioni e Atti dei martiri//Traduzione e note di commento a cura di A. Gonzato с M. Poncina. Roma, 2002. P. 35. 21 Martyrologium Hieronymianum/Ed. H. Delehaye//Acta Sanctorum.Nov.Vol. II» 2. Brussels, 1931. P. 442. 22 Venantius Fortunatus. Carmina, VIII, 3, 165–166. PL 88, 271: Felicem meritis Vicetia laeta refundit/et Fortunatum fert Aquileia stium.

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Вписанный в прямоугольник общей ограды М. двор с фонтаном для омовений (нередко в виде купольного павильона) отделялся от молитвенного зала перекрытой куполами аркадной галереей с уподобленным михрабу пирамидальным сводчатым порталом, превратившись в подобие вестибюля. С противоположной от молитвенного зала стороны внутри ограды султанской М. обычно устраивался погребальный сад с надгробиями и мавзолеями. Внутреннее пространство молитвенного зала тур. М. развивается не по горизонтали, как в зданиях колонного или айванного типа, а по вертикали, к гигантскому куполу, вознесенному на световом ожерелье из окон барабана. Ошеломляющий грандиозностью, пронизанный потоками света, расцвеченный росписями, витражами, узорными фаянсовыми облицовками интерьер османской мечети с необычайной художественной силой воплощает мусульм. идею единства и единственности Бога и непостижимой красоты сотворенного им мира (М. Сулеймание в Стамбуле, Селимие в Эдирне; архит. Синан, XVI в.). Тип центрально-купольной, или турецкой, М. наиболее востребован в совр. ислам. мире. Лит.: Sauvaget J. La Mosquée omeyyade de Médine: Étude sur les origines architecturales de la mosquée et de la basilique. P., 1947; Creswell K. A. C. A Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth, 1958; Golvin L. La mosquée: Ses origines, sa morfologie, ses diverses fonctions, son rôle dans la vie musulmane. Alger, 1960; Бартольд В. В. Ориентировка первых мусульманских мечетей//Соч. М., 1966. Т. 4. С. 537-542; Grabar O. La Grande Mosquée de Damas et les origines architecturales de la mosquée//Synthronon: Art et Archeologie de la fin de l " Antiquite et du Moyen Âge. P., 1968. P. 107-114; Hasan S. M. Glimpses of Muslim Art and Architecture. Dhaka, 1983; Грюнебаум Г. Э., фон. Классический ислам: Очерк истории, 600-1258. М., 1986; Hillenbrand R. Islamic Architecture: Form, Function and Meaning. Edinb., 2000r; Стародуб Т. Х. Мечеть: Термин и архит. тип//ВМУ: Вост. 2006. Вып. 4. С. 54-73. Т. Х. Стародуб Рубрики: Ключевые слова: АЛИ бен Аби Талиб, 4-ый и последний халиф (656-661), из плеяды " праведных " , двоюродный брат и зять Мухаммада

http://pravenc.ru/text/2563142.html

1158 Ср.: Kraeling С. Н. The Synagogue: The Excavations at Dura-Europos. Final Report VIII. Part 1. New Haven. 1956. PI. XVII. P. 62–65. 221–227. 1159 Основываясь на рисунке Г. Й. Гуте, Гуденоу видит в предмете справа изображение вазы или кратера (Goodeiiough E.R. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. Vol. 5. P. 104). По Крэлингу, который опирается на реконструкцию Пирсона, львы подпирают трои (см. примеч. 76). 1162 См.: Книга глаголемая Козмы Индикоплова Н Изд. Об-ва любителей древней письменности. СПб.. 1886. Т. LXXXVI. JI. 86. 1163 См.: Weitzmann К. Greek Mythology in Byzantine Art. Princeton. 1951. P. 67: Stern II. The Orpheus in the Synagogue of Dura Europos//Journal of the Warburg and Courtuuld Institutes. 1958. N. 21: (roodenough E. R. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. Vol. 5. P. 105–107: специально об отношении раннехристианской экзегезы к отождеезв- лению Христа с Орфеем см.: Wilpert J. Die Malereien der Katakomben Roms. Textband. S. 241–244: ср. также: EislerR. Orphisch-dionysische Mystcriengedanken in der christlichen Antike//Vortrage der Bibliothek Warburg. 1924. " Г. 2/2. 1164 О мотиве «населенной» виноградной лозы (vigne habitee) на мозаиках пола в наосах синагог III- VI вв. см.: Grabar A. Recherches sur les sources juives de Part paleochrc- tien. Deuxieme article//Cah. Arch. 1962. T. 12. P 126 ff. 1165 В словоупотреблении Ветхого Завета сочетание «дом Господень» (в греческом переводе Сеп гуагинты oikos Kyriou) относится как к погустороннему жилищу Бога раю. так и к земному его обиталищу – Иерусалимскому храму. 1166 Ср. в Синодальном русском переводе данного стиха: «Так. благость и милость Твоя да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни». Эта версия ориентирована на греческий текст Сеп гуагинты и на выполненный с него славянский текст Псалтыри в канонической редакции XVII в. Как греческий. так и славянский переводы привносят в исходную еврейскую конструкцию интерпретирующие логические связи (оптатив : инфинитивный оборот в греческом. императив со значением оптатива: будущее время индикатива в русском)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

1106 Kurtz D. С., Boardman ./. Thanalos: Tod und Jenseits bei den Griechen. Mainz a. Rh.. 1985. S. 283. Мотив загробной трапезы на греческих стелах обычно рассматривается как производный от вшивных рельефов в честь героев и понимается как образ героизации умершего, ем.: Ibid. S. 282; Garlau P. The (тгеек way of death. New York. 1985. P. 70–71. 1107 Moscati S. Die Karthager: Kullur und Religion einer anliken Seemacht. Stuttgart; Ztlrieh. 1996. Abb. S. 122. 123./(ругая группа карфагенских надгробий продолжает традицию египетских изображений умершего на пороге своей гробницы (ил. ем.. Ibid.S. 103 132). 1108 м.: Wiebach S. Die agyplische Scheintiir. Hamburg. 1981. 1./. S. 22; 2.3. S. 27. Нередко сцены загробного пира изображались у гтруеков и на по-гребальных урнах, как греки изображали его на своих лскнфах. выполнявших в качестве вместилища умершего ту же функцию, чго и погребальное сооружение или саркофаг. На крышке саркофага может помещаться скульптура возлежащего умершею е пиршественным сосудом в руке (см., например, воспр. крышки саркофага II в. до н. •> . из Кыози: Искусство зтруеков и Древнею Рима. М.. 1982. Ил. 67-а) мотив, нашедший широкое распространение в римском погребальном искусстве. 1109 Agypten. Schiitze aus dem WUstensand: Kunst und Kultur dcr Christen am Nil Wiesbaden. 1996. Kat. 424 с интерпретацией, отличной от моей. Архитектурная композиция в рисунке савана лишний разубеждает в символическом изоморфизме погребального сооружения и погребального покрова как видов защитной оболочки для умершею. 1110 Ср. в рукописи 1663 г.: Cramer М. Koptische Buchmalcrei. Recklinghausen. 1964. Abb. 123. 124. 1112 Boenp. ем.: Wilpert ,/. Die Malereien der Katakomben Roms. Freiburg i. Hr.. 1903 Tafelband. Taf. 62.2. Textband. Fig. 49; cp. S. 518. 1115 Grabar A. Die Kunst des frUhen Christentums: Von den ersten Zeugnissen christlichci Kunst bis zur Zeit Theodosius» I. Miinchen. 1967. Abb. 110. 1116 Обзор основных источников см.: Der Kleine Pauly: Lexikon der Antike. MUnehen. 1979. Bd. I. Sp. 1361; Bd. III. Sp. 951 952; Krautheimer R. Mensa Cocmeterium Martirium//Call. Arch. 1960. Т. 11; Goodeuough E. R. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. New York. 1964. Bd. VI. P. 171; Fevrier Р-А. Le culte des morts dans les eommu- nautes chretiennes durant le 3e siecle//Atli del IX Congresso Intcrnazionalc di Archeologia Christiana (Roma. 21–27 Settembre 1975). Vol. 1: I monumenti cristiani preconstantiniam. Citta del Vaticano. 1978. P. 211–302 (доклад]. 303–329 Trombley F R. Hellenic Religion and Christianization. New York; Koln. 1993. Vol. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Самое загадочное в иконографии Иисуса Христа — это неожиданный переход от символических, условных изображений к тому образу, который с тех пор прочно утвердился в традиции. Его называют «восточным» или «историческим», и в Риме он стал известен уже с III века (см.: Grabar A. Le premier art chrétien. Paris, 1966, p.192, 212). Как бы ни были разнообразны лики Христа в истории искусства — от мозаик Византии и мастеров Ренессанса до произведений нового времени, — все они обнаруживают зависимость от этого прототипа (см.: Покровский Н. Иисус Христос в иконографии. — ПБЭ. T.VI, с.676-679). Заманчиво было бы предположить, что основой для него явился какой-то древний образ. В поисках этого подлинника ученые обратились к хорошо известным эдесским легендам. Эдесса — небольшое государство в Северной Месопотамии, куда христианство проникло не позднее 180 года. В начале III столетия его уже открыто исповедовал эдесский царь Абгар IX (см.: В.Болотов. Лекции по истории древней Церкви. Т.2, СПб., 1910, т.2, с.256). В сказаниях IV века говорится, что еще Абгар V Великий (13-50) написал письмо Иисусу Христу в Иудею и получил от Него ответ (Евсевий. Церковная история, I,13). Легенда эта малодостоверна, как и рассказ о том, что Христос прислал Абгару Великому Свое изображение, отпечатавшееся на полотне. Но есть данные, что в Эдессе действительно хранили как святыню какой-то образ, считавшийся нерукотворным (см.: Катанский А. Сказания о Нерукотворном образе Спасителя восточные и западные. — ХЧ. T.III, с.471 сл.). После завоевания Эдессы арабами образ перенесли в Константинополь. Первым историком, который упоминает об этой святыне, был Евагрий, живший в VI веке (Евагрий. Церковная история, IV, 27). Могут ли сказания о «нерукотворном образе» пролить хотя бы некоторый свет на проблему подлинного лика Спасителя? Осенью 1977 года английский историк Ж.Уилсон выступил в Лондоне на международном симпозиуме с гипотезой, согласно которой «нерукотворный образ» был не чем иным, как погребальной плащаницей Христа; она могла храниться в сложенном виде так что был виден только лик, а впоследствии ткань была развернута полностью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Ср. P. Lucas Koch. Christusbild-Kaiserbild//Beuron, XXI, 1939, 3/4. В этой статье автор часто обращается к книге Grabar, Andrй. L " Empereur dans l " art Byzantin. Paris, 1936. Наилучшим образом православное богословие иконы изложено в статьях Лукаса Коха. См. Мелиоранский Б. M. Георгий Кипрянин и Иоанн Иерусалимский, два малоизвестных борца за православие в VIII веке. СПб., 1901; и Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. См., например, Vasiliev A. Histoire de l " Empire Byzantine. Vol. I. Paris, 1932, p. 379: " Quant au parti de la cour et au haut clerge, on peut dire que ces fonctionnaires du gouvernement et eveques n " obeirent pas pour la plupart aux ordres de leur conscience, mais qu " ils professerent les doctrines qui s " harmonisaient avec leur crainte et leurs ambitions " [Что же касается приближенных ко двору и высшего духовенства, то эти правительственные чиновники и епископы по большей части не внимали голосу собственной совести, но выбирали себе взгляды в соответствии со своими страхами и амбициями]. Эта точка зрения широко распространена в литературе. Это особенно подчеркивает А. Грегуар в своей рецензии на " Studien " Острогорского ( " Byzantion " , IV, pp. 765-771). Ср. Vernet F. Juifs (Controverses avec les)//Dictionnaire de Theologie catholique. T. VIII.2, col. 1878 ss.; и Sirarpie der Nersessian. Une Apologie des images du septieme siecle//Byzantion. XVII (1944-1945). См. также Frey J. B. La question des images chez les juifs//Biblica. XV (1934). Подобное мнение давно стало общим местом в литературе. Из последних работ см., например, Dawson, Christopher. The Making of Europe. London, 1946, p. 136: " За этим стояли не ясные формулировки какой-либо богословской школы, но смутный и бесформенный дух восточного сектантства, напрочь отрицавшего всякую систему эллинистических принципов " . Ср. Every, George. The Byzantine Patriarchate, 451-1204. London, 1946, p. 105: " Иконоборческие расколы 730-786 и 815-843 гг. не являлись расколами между Востоком и Западом, но были противостоянием азиатской партии, воцарившейся в Константинополе, и греко-латинской оппозиции Греции, Италии и Рима " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010