15. Константинополь лежит на европейском берегу Босфора; с противоположной стороны ему соответствуют обе дополнительные субстолицы - Халкидон и Никея, города вселенских соборов. Между этими тремя городами заключен символический рубеж Европы и Азии. 16. Ср. Procopii Caesariensis De bello Gothico, III, 33 (В 417, Р 543). 17. Пер. М. Л. Гаспарова («Памятники средневековой латинской литературы X-XII веков». М., «Наука», 1972, с. 211). 18. Слово «латинянин» становится особенно одиозным в связи с политическими и конфессиональными конфликтами поздневизантийской эпохи; но уже в эпоху Римской империи оно использовалось грекоязычным населением восточных провинций как способ отделить ненавистную этническую природу западного завоевателя от его славного имперского имени «римлянин». (При таком снижающем употреблении слова «латинянин» отчетливо выступает функция слова «римлянин» как титула.) Например, около 180 г. н. э. Ириней Лионский расшифровывал апокалиптическое «число Антихриста» 666 как числовое значение слова «». (Irenei Lugdunensis Adversus haereses V, 30, 3; ср. F. Dornseiff, Die Ratsel - Zahl 666 in der Offenbarung des Johannes.- «Kleine Schriften» II, Leipzig, 1964, S. 244-247. 19. Специально греки переименовали себя так основательно, что их исконное самоназвание эллины на века исчезает из византийской жизни и словесности, превращаясь в одиозное обозначение «язычников», «нехристей». 20. Наши слова «официальный» и «официозный» недаром восходят к латинскому слову officium, представляющему собой один из центральных терминов древнеримской этики и обозначающему «обязанность» личности перед безличным и сверхличным порядком государства, традиции, общественного мнения. 21. Не случайно церемониал римских аристократических похорон так поразил грека Полибия (ср. классическую характеристику этой церемонии: Моммзен Т. История Рима, т. I. М., 1936, стр. 812- 814). 22. Достаточно вспомнить, что церковная архитектура усвоила схему римского здания для гласного судопроизводства - так называемой базилики, с ее полукруглой апсидой и возвышением для судьи. О воздействии «триумфальной тематики» на христианскую символику в ранневизантийском (равеннском) искусстве см.: Лазарев В. Н. Византийская живопись, М., 1971, стр. 51; ср. также: Grabar A. L " empereur dans 1 " art byzantin. Paris, 1936, p. 237-239.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

46 Д. С. Лихачев. Некоторые задачи изучения второго южно-славянского влияния в России. В сб.: Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике советских ученых на IV Международном съезде славистов. М., 1960, сс. 95–151; ср. с работой того же автора: Предвоарождение на Руси в конце XIV-ro – первой половине XV-ro века. В сб.: Литература эпохи Возрождения и проблемы всемирной литературы. М., 1967. 47 В этом последнем «смысле слово ‘ " исихазм» употребляется, например, в работах Г. М. Прохорова: Этническая интеграция в Восточной Европе в XIV веке, (От исихастских «споров до Куликовской битвы.) Доклады Отдела этнографии Географического общества СССР, вып. 2, Л., 1966, ос. 81–110; Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV веке. ТОДРЛ, XXIII, 1968, сс. 86–108. 48 См. об этом мою статью: О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV веке. ТОДРЛ, XXIX, 1974, сс. 291–305. 49 См. В. Н. Лазарев. История византийской живописи. I, М., 1947, с. 225; ср. A. Grabar. The Artistic Climate in Byzantium during the Palaeologan Period, в Underwood, P., ed., The Kariye-Djami, IV, Princeton University Press, 1975, pp. 3–12. 50 См. особенно: H. К. Голейзовский. Исихазм и русская живопись. Византийский времен-пик, 29 (1968), се, 196–210. 52 “Конкретные формы воздействия исихазма (на живопись остаются недостаточно выясненными,” – пишет И. П. Медведев. (Мистра. Очерки истории и культуры поздневизантийского периода. Л., 1973, с. 136). 53 Об этом см. важные работы Μ. Н. Тихомирова, особенно: Россия и Византия в XIV- XV столетиях. В сб.: Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969, сс. 27–46; ср. Л. А. Дмитриев. Роль и значение митрополита Киприана в истории древнерусской литературы. ТОДРЛ, XIX, 1963, сс. 215–254; ср. также с работами Г. М. Прохорова, указанными в примечаниях. 54 См. моюработу: Spiritual Trends in Byzantium in the late thirteenth and early fourteenth Centuries. Всб.: Art et société à Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971, pp. 55–71 (перепечатана d Underwood, The Kariye-Djami, IV, pp. 95–106).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

57 Наши слова «официальный» и «официозный» недаром восходят к латинскому слову officium, представляющему собой один из центральных терминов древнеримской этики и обозначающему «обязанность» личности перед безличным и сверхличным порядком государства, традиции, общественного мнения. 58 He случайно церемониал римских аристократических похорон так поразил грека Полибия (ср. классическую характеристику этой церемонии: Моммзен Т. История Рима. Т. I. М., 1936. С. 812–814). 59 Достаточно вспомнить, что церковная архитектура усвоила схему римского здания для гласного судопроизводства – так называемой базилики, с ее полукруглой апсидой и возвышением для судьи. О воздействии «триумфальной тематики» на христианскую символику в ран-невизантийском (равеннском) искусстве см.: Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 51; ср. также: Grabar A. L " empereur dans 1 " art byzantin. Paris, 1936. P. 237–239. 60 Например, столь характерное для византийской жизни резервиро-пание пурпурных одежд и сапожков за императорской особой (по Иоанну Златоусту , «если частный человек возлагает на себя царственное пурпурное одеяние, он и его пособники бывают казнимы за крамолу». – De anathemate 3, PG 48, col. 949) восходит к распоряжению Нерона (Suetoni Nero, XXXII, 3). 63 Ср. Hunger Н. Reich der neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen Kultur. Graz-Wien-Koln, 1965. S. 74–96. 64 Pauli Silentiarii. Descriptio S. Sophiae, 257 spp.; Corippi. In laudem Iustini carmen. Ill, 167 sqq. 65 Значение, которое придавалось этой униформе, подчеркнуто легендой, согласно которой бывший солдат и основатель киновитского монашества Пахомий (ум. в 346 г.) скопировал ее с одежды явившегося ему ангела. «Ангельскому чину» приличествует ангельская «схима». 66 В поздней Римской империи такие картины выставлялись в общественных местах для общественного поклонения. Культ, воздаваемый им, послужил импульсом для культа икон. (Как рассуждали сторонники иконопочитания, если честь подобает изображению земного царя, то насколько больше – изображению небесного царя.) Ср.: Mathew G. Byzantine Aesthetics. P. 13, 57–58, 78–93, 96–97.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Лит.: Филимонов Г. Д. Иконные портреты рус. царей//ВОДИ. 1875. Вып. 6/10. С. 35-66; Iorga N. Domini Români dupa portrete i fresce contamporane. Sibiu, 1929; Окунев Н. Л. Портреты королей-ктиторов в серб. церковной живописи//Bsl. 1930. Ro. 2. S. 74-96; С. Портрети српских владара у веку. 1934. Београд, 1997; Grabar A. L " empereur dans l " art byzantin. P., 1936 (рус. пер.: Грабар А. Император в визант. искусстве. М., 2000); Mango C. Sépultures et épitaphes aristocratiques à Byzance//Epigrafia medievale greca e latina: Ideologia e funzione. Spoleto, 1955. P. 99-117; Лазарев В. Н. Новые данные о мозаиках и фресках Софии Киевской: Групповой портрет семейства Ярослава//ВВ. 1959. Т. 15. С. 148-169; Василиев А. Ктиторски портрети. София, 1960; Stylianou A. and J. Donors and Dedicatory Inscriptions, Supplicants and Supplications in the Painted Churches of Cyprus//JÖBG. 1960. Bd. 9. S. 97-128; В. Портрети на buзahmujckux и српских владара//ЗбФФУ. 1963. 7. Св. 1. С. 251-272; он же. Друштво, држава и владар у уметности у доба дuhacmuje 1990. 26. С. 13-46; idem (Djuri V.). Svetiteljev zagrljaj u slicarstwu vizantijskog sveta od XII do XIV veka//ГСУ, ЦСВП, 1995. София, 1999. Т. 88(7). С. 95-103; Kitzinger E. Some Reflections on Portraiture in Byzantine Art//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 185-193; Efremov A. Portrete de donatori în picturà de icoane din ãra Româneascã//Buletinul Monumentelor Istorice. Bucur., 1971. Т. 40. N 1. P. 41-48; Velmans T. Le portrait dans l " art des Paléologues//Art et société: Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971. P. 91-148; Cutler A. Proskynesis and Anastasis// Idem. Transfigurations: Studies in the Dynamics of Byzantine Iconography. Univ. Park; L., 1975. P. 53-110; Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976; idem. The Proskynesis in Byzantine Art// Idem. Studies in Byzantine Manuscript Illumination and Iconography. L., 1996. P. 193-224; Tati -Djuri M. L " iconographie de la donation dans l " ancien art serbe//CIEB, 14.

http://pravenc.ru/text/2462165.html

Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас Бегство в Египет. Роспись ц. Санта-Мария-форис-Портас В апсиде и на внутренней (обращенной на запад) поверхности алтарной арки сохранились росписи, получившие широкую известность сразу же после офиц. открытия памятника 7 мая 1944 г. ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948). Однако первые упоминания о существовании в ц. Санта-Мария-форис-Портас древних фресок относятся еще к нач. XIX в. ( Limonta, Bertoni, De Marchi. 2003). Живописный цикл размещен на стенах в 3 регистра. В нижнем ярусе роспись сильно потерта; тем не менее по сохранившимся фрагментам можно реконструировать чередующиеся изображения престолов с лежащими на них Евангелиями (Этимасия) и архитектурно оформленных ниш. Подобные изображения встречаются, напр., в мозаиках сер. V в. в баптистерии Православных в Равенне. В верхней зоне, над окном, помещен медальон с оплечным образом Христа Пантократора. Справа и слева от него, также над окнами, вероятно, располагались медальоны с образами Богоматери и св. Иоанна Предтечи ( Weitzmann. 1951; Lazarev. 1967), все вместе они образовывали Деисус. Сцены из цикла «Детство Христа» ( Capitani D " Arzago. 1948) или, по мнению других авторов, «Боговоплощение» ( Weitzmann. 1951) занимают верхний и средний ярусы росписи. От первоначального развернутого цикла сохранились сцены «Благовещение», «Встреча Марии и Елисаветы» (фрагментарно), «Испытание Марии водой обличения», «Сон Иосифа» и «Бегство в Египет» - в верхнем регистре в апсиде, «Сретение» и «Рождество» - в среднем регистре и «Поклонение волхвов» во 2-м ярусе на алтарной арке. На западной, обращенной в сторону наоса стене алтарной арки, непосредственно над входом в алтарь, представлены в центре - медальон с Этимасией, по сторонам от него - 2 летящих ангела со сферами, увенчанными крестами, и с длинными жезлами в руках. О времени создания росписей исследователи высказали неск. гипотез. В пользу датировки кон. VI - нач. VII в. выступали П. Тоэска ( Toesca. 1951) и А. Романини ( Romanini. 1988); VII в.- Ч. Р. Мори ( Morey. 1952), Г. Де Франкович ( De Francovich. 1955) и Ф. Болонья ( Bologna. 1961); кон. VII - нач. VIII в.- Дж. Боньетти, Ч. Кьеричи, А. де Капитани Д " Арцаго ( Bognetti, Chierici, Capitani D " Arzago. 1948) и В. Н. Лазарев ( Lazarev. 1956/1957); нач. VIII в.- П. Д " Анкона ( D " Ancona. 1949). Среди сторонников поздней датировки: М. Шапиро ( Schapiro. 1952) - 2-й пол. VIII в.; К. Вайцман ( Weitzmann. 1951) - до сер. IX в., Э. Арслан полностью разделял атрибуцию Вайцмана ( Arslan. 1954); А. Грабар ( Grabar. 1954) - VIII - 1-я пол. IX в.; Э. Китцингер ( Kitzinger. 1958) и К. Вессель ( Wessel. 1966) - VIII в.; Ж. Юбер, Ж. Порше и В. Ф. Фольбах ( Hubert, Porcher, Volbach. 1968) - между VIII и нач. IX в. К 1-й пол. IX в. отнес фрески К. Бертелли; он высказал предположение, что заказчиком росписи мог быть Джованни, правитель Милана и К. ( Bertelli. 1988).

http://pravenc.ru/text/1681311.html

298 Это не исключает вероятности возникновения его начальных образцов в живописи столичных монастырей, его основополагающего места в структуре византийской живописи (см.: Mango С. La stile cosidetto «monastico» della pittura byzantina//Habiat – Structure – Territorio: Atti del Terzo Convegno Internazionale di Studio sulla civilta rupestre medioevale nel Mezzogiorno nltalia. Galatina, 1978. P. 45–62). 300 Датировка аргументирована В. Д. Сарабьяновым, связавшим возникновение росписи со временем поставления на игуменство Исайи (1128). По мнению исследователя, его патрон – пророк Исайя – изображен слева от Оранты в верхней части росписи (Сарабьянов В. Д. Росписи северо-западной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря//ДРИ. XII в. Μ., 2002. С. 365 и сл.; а также: Батхель Г. С. Реставрация стенописи XII в. в верхней части башни Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде//ПКНО. Μ., 1992. С. 203 и сл.). 309 Трей Э. X. Реставрация Остромирова Евангелия//Реставрация библиотечных материалов. Л., 1958. С. 46 и сл.; Описание рукописи с литературой: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР. XI–XIII вв. Μ., 1984. 3. 310 Лазарев В. Н. Искусство средневековой Руси и Запад//Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. Μ., 1979. С. 268– 276; Grabar A. L’art du Moyen âge en Europe Orientale. Paris, 1968. P. 1. 50. 311 Morava-Chalzniltolaou A., Toufexi-Paschou Ch. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. Athens, 1978. P. 27–28.Tb. 11, 2; Hutter I. Corpus der byzantinischen Miniaturhanschriften. Stuttgart, 1982. Bd. III (1). 87. 312 Попова О. С. Русская книжная миниатюра XI–XV вв.//ДРИ. Рукописная книга. Μ., 1983. Сб. 3. С. 16 (переизд. в кн.: Попова О. С. Византийские и древнерусские миниатюры, Μ. 2003). 313 Нередко встречается для обрамлений иллюстраций в Евангелиях См. миниатюры рукописи XI в. – Palat. 5, XII в. – Sinai. 339 (Лазарев В. Н. История византийской живописи. T. 1. Табл. 247? 260): такие рамы окружают и портреты евангелистов (Евангелие Саввы XIV в. J. Српске миниатуре. Београд, 1983).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предвечная Заря возвещает о полуденном Сиянии, свете Фавора и Парусии, о Солнце воплощенного Слова. Простертые к Ангелу руки Христа – это жест Того, Кто исполнил Свою миссию и показывает, что «начинается работа Духа». Христос пришел «низвести огонь» ( Лк.12:49 ), а огонь этот, по святоотеческому толкованию, есть Дух Святой. Восходящая вертикальная композиция иконы как бы раскрывает тайну Троицы. В отличие от нее есть еще композиция, построенная кругом; в центре сфер находится Ангел, выше него – небесные силы, ангелы, ниже – человечество. Вся Вселенная объединяется вокруг Славы Божией, небо и земля, ангелы и люди едины в своем великолепном славословии. Икона Софии – Премудрости Божией повторяет Деисис, но здесь Суд эсхатологически преображается в Брак Агнца. Икона Премудрости предвосхищает икону Царства, а Царство, как учат Отцы, есть Дух Святой. В этой завершающей перспективе Премудрость – уже не Рассвет Истории, а Заря Вечности. Альфа и Омега соединяются: «Да будет Свет!» обращается в завершающее «Да будет Красота!» На иконе Софии – Премудрости Божией мы можем созерцать спасающую Божественную Красоту. Видение неописуемого Царства исполняет душу предчувствием света Восьмого Дня. Святым Духом сияет человеческая природа Христа – светоч, горящий всеми цветами горнего мира, сверкающий образ славы Пресвятой Троицы. Библиография Alpatov Μ. Altrussische Ikonenmalerei. Dresden, 1958. Булгаков С. Икона и ее почитание. Париж, 1931. Davy М.-М. Essai sur la symbolique romane. Paris, 1955. Демина H. А. Троица Андрея Рублева. Μ., Искусство. 1963. Felicetti–Liebenfels W. Geschichte der Byzantinischen Ikonenmalerei. Lausanne, 1956. Gerhard W. Welt der Ikonen. Recklingshausen, 1957. Gerhard W. Marie Mere de Dieu. Neuchätel, Suisse. Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Dossier archeologique. Paris, 1957. Grabar A. La Peinture byzantine. Geneve, 1953. Кондаков H. Русская икона. Прага, 1931. Küppers L. Göttliche Ikonen. Dusseldorf, 1949. Лазарев В. История византийской живописи. Μ., 1947. Mercier G. L’Art abstrait dans Г Art Sacre. Paris, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

46 С. 20–21; С. 143. Третья новгородская летопись начало строительства каменного храма Рождества относит к 1116, а завершение работ к 1122 гг. С. 188). 47 История русского искусства. М., 1954. Т. 2. С. 78–82; Каргер М.К. Древнерусская монументальная живопись. М. ; Л., 1964. С. 8; Мурянов М.Ф. О новгородской культуре... С. 425–426. 48 Порфиридов Н.Г. Новые открытия в области древней живописи в Новгороде (1918–1928 гг.)//Сборник Новгородского общества любителей древностей. Новгород, 1928. Вып. 9. С. 58–59; Некрасов А.И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 85; Максимов П.Н. Зарубежные связи в архитектуре Новгорода и Пскова XI–haчaлa XVI веков//Архитектурное наследство. 1960. 12. С. 25; Гладенко Т.В. Архитектура Новгорода в свете последних исследований/Т.В. Гладенко, Л.Е. Красноречьев, Г.М. Штендер, Л.М. Шуляк//Новгород: к 1100-летию города: сб. статей. М., 1964. С. 191; Grabar A. L’art du moyen age en Europe Orientale. Paris, 1968. P. 125; Ковалева В.М. Алтарные преграды в трех новгородских храмах XII века//Древнерусское искусство: Проблемы атрибуции. М., 1977. С. 64; Лазарев В.Н. Искусство средневековой Руси и Запад (XI–XV вв.)//Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978. С. 26–264. 49 Сарабьянов В.Д. Стилистические основы фресок Антониева монастыря//Древнерусское искусство: Исследования и атрибуции. СПб., 1997. С. 74–79; Он же. Собор Рождества Богородицы... С. 12–22. 50 Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца Х–начала XII в. М., 1987. С. 311. См. также: АмосовМ.В. Указ. соч. С. 113. 51 В «Житии» сохранились правдоподобные сведения о начальном этапе строительства прибежище») и небольшой деревянной церквушки («възградити церквицу малу, древяну») на небольшом приобретенном переселенцами земельном участке побережья р. Волхов. Данные о первоначальных постройках 1106 г. и свидетельство «Жития» Антония об освящении возведенной церквушки Никитой, без которой не мог существовать монастырь, нельзя не признать достоверными. А вот следующее сообщение «Жития», что тот же Никита уже в 1107 г. начал своими руками копать ров под фундамент каменной церкви, а затем деревянной кельи («едину келеицу поставити мнихомъ на возвел ее и расписал, выглядит явно тенденциозным. Хронология слишком неправдоподобно спрессована в стремлении увязать все строительство с годами жизни Никиты. Как последовательность, так и продолжительность работ крайне невероятны. Кроме того, свидетельства «Жития» расходятся с летописной датой каменного строительства на десять лет и, видимо, были вызваны пропуском имени Иоанна Попьяна в некоторых списках новгородских владык. В отличие от житийного источника Новгородская третья летопись прямо указывает, что строительство в Антониевском монастыре осуществлялось «при епископе Иоанне Попьяне» (НШЛ. С. 188). Несмотря на некоторый «люфт» датировок в новгородских летописях (расхождение в 1–2 года между НИ и НШЛ) оснований не доверять им нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

376. Духовная прп. Иосифа Волоцкого//ЧОИДР. 7. М., 1847. С. 12. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1947. С. 225. Лазарев В. Н. Феофан Грек и его школа. М., 1961. С. 23. Н. К. Голейзовский. Исихазм и русская живопись XIV-XV вв. Византийский временник. 29. М., 1968. Meyendorff J. L " iconographie de la Sagesse Divine dans la tradition byzantine//Cahiers archeologiques. 10. P., 1959. Pp. 259-277 [репринт: ByzHes, XVI]; Сн. von Schonborn. L " icone du Christ. Fondements theologiques. (Paradosis, 24). Fribourg-Suisse, 1976 (Paris 19863. Coll. Theologies); L " art de Thessalonique et des pays balkaniques et les courants spirituels au XIVe siecle. Recueil de rapports du IVe colloque serbo-grec. Belgrade. 1985/R. Samarduia, D. Davidov. (Institut des etudes balkaniques. Editions speciales, 31) Belgrade, 1987. Mercami G. Notizie di Procoro e Demetrio Cidone Manuele Caleca e Teodoro Meliteniota ad altri appunti per la storia della teologia e della letteratura bizantina del secolo XIV//Studi e Testi. 56. Citta del Vaticano, 1931. Pp. 47-49. 143/CXLIV; Э. Воордекер относит к их числу также Vatop. 346: Voordeckers Е. Quelques remarques sur les pretendus " Chapitres theologiques " de Jean Cantacuzene//Byz. XXXIV. 1964. Pp. 620-621. Paris. gr. 1242. f. 123 v.; см.: Grabar A. Byzantine painting, ed. Skira, 1953. S. 1. P. 184; Spatharakis I. The Portrait in Byzantine Illuminated Manuscripts. Leiden, 1976. P. 131-132; Djuri? V.J. Les miniatures du manuscript Parisinus graecus 1242 et le hesihasme//L " art de Th?ssaloniques et de pays balcaniques et les courants spirituals au XIVe siecle: Recueil des rapports du IVe colloque serbo-grec, Belgrade, 1985. Belgrade, 1987. P. 89-94; Ульянов О.Г. Воплощение тринитарного догмата в иконе " Архангел Михаил с деяниями " из собрания музеев Московского Кремля//Троицкие чтения 2003-2004 гг. Большие Вяземы, 2004. Сс. 141-142. Иоанн Кантакузин. Беседа с папским легатом. Диалог с иудеем и другие сочинения. СПб., 1997. С. 145; критич.

http://pravoslavie.ru/put/060930150342.h...

Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.). С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241 ´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155 ´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI Новгородская II летопись (под 1561 г.)//Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3). Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: [Кат. выст.]. М., 1974. С. 32-36. Кат. 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. 4; Древнерусское искусство X - нач. XV в.: Кат. собр. [ГТГ]. М., 1995. Кат. 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в.//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

http://pravenc.ru/text/149271.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010