К 150-ти летию начала Крымской войны был восстановлен храм-памятник св. Марии Магдалины и облагорожена территория Братского кладбища русских воинов. Недалеко от храма находится святой источник св. Марии Магдалины. Погибших в Крымскую войну 1853-1856 годов офицеров, врачей, сестёр милосердия, полковых священников хоронили на городском кладбище. Нижние чины обретали последний приют на Братском кладбище русских воинов, располагавшемся в двух верстах от города, в районе так называемой Петровской балки. Здесь было похоронено свыше 36 000 солдат, умерших в симферопольских госпиталях и лазаретах. В их память на народные пожертвования в некрополе был установлен обелиск с надписью: " От граждан Симферополя над местом погребения воинов Крымской армии, павших за Веру, Царя и Отечество в 1854 и 1855 годах. Октября 5-го дня 1887 года " . В 1868-1869 годах на Братском кладбище по инициативе императора Александра II и его супруги императрицы Марии Александровны построили часовню во имя святой Марии Магдалины, где в Троицкую родительскую субботу - день особого поминовения усопших православных христиан - служили панихиду. Каменное здание имело прямоугольную в плане форму (9,1х7,7 м), с двускатной крышей. Общая высота (с крестом) - около 13 м. Главный фасад был симметричный, акцентированный перспективным порталом полуциркульного завершения. Боковые фасады были симметричные, акцентированные перспективными оконными прорезами полуциркульного завершения. Вертикальное членение всех фасадов подчёркивалось пилястрами, горизонтальное - чётко выраженным цокольным выступлением, тягами, аркатурным поясом, который и венчает массивным профилированным карнизом. Материал - тёсаный инкерманский камень-известняк. Крыша деревянная, стропильной системы. Покрытие металлическое. Внутри помещение было оштукатурено, а главная восточная стена расписана фресками. В 1901 году был установлен дубовый иконостас и престол с иконами на цинке (работа художественной мастерской общества Постникова в Москве). В 1887 году освятили ступенчатую пирамиду из диорита, увенчанную крестом. В конце XIX века на Братском кладбище заново построили из альминского камня ограду, обновили насаждения.

http://sobory.ru/article/?object=20427

17 апреля 2004 года монахи вернулись в Лавру, и через год был построен новый келейный корпус, и началось восстановление храмов. Михайло-Архангельский мужской монастырь в селе Усть-Вымь Был основан в 1380 году святителем Стефаном Пермским в селе Усть-Вымь. Первоначально все храмы обители были деревянными. Первый каменный храм во имя святителя Стефана Пермского был построен в 1761 году. Долгие годы обитель была духовно-просветительским и культурным центром. В течение двух столетий в Михайло-Архангельской обители была кафедра Пермских епископов. В 1764 году в связи с введением монастырских штатов Михайло-Архангельский монастырь был закрыт. Все храмы обители стали приходскими. В этом качестве в 1806 году был отстроен в камне храм во имя Архистратига Божия Михаила. Обитель была возобновлена в 1996 году по инициативе епископа Сактывкарского и Воркутинского Питирима. В настоящее время в обители три храма, три часовни, домовая церковь в братском корпусе, трапезная и гостиница для паломников. Монастырь во имя святого архангела Гавриила Драганац Монастырь Драганац, что находится на самом юге Косово и Метохии, вблизи Прилепца, родного города князя Лазаря, на пути от Гнилана в сторону Ново Брдо был основан в 1381 году святым князем Лазарем и назван в честь его дочери Драганы. В результате турецкого нашествия был уничтожен город – крепость Ново Брдо; после чего, в 1455 году, подвергся разрушению сам монастырь. На долгие столетия на этом месте воцарилось запустение. Лишь в 1869 году по инициативе князя Михаила Обреновича на этом месте был воздвигнут храм во имя Архангела Гавриила. Началось постепенное возрождение обители. Тогда уже в отстроенном келейном корпусе размещалась одна из первых сербских школ. В настоящее время в обители строится храм в честь святого великомученика князя Лазаря, встроенный в церковно-приходской дом (конак), где также должны разместиться покои владыки, трапезная, библиотека, открытая и закрытая террасы для гостей. Близ монастырской ограды расположен источник с целебной водой. Престольный праздник в обители Архангела Гавриила Драганац отмечают 9 апреля. Монастырь святого Архангела Михаила на Родосе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В прежнее время и гостиница монастырская была на правах странноприимного дома, но с ежегодным возрастанием богомольцев для устранения неудобств и во ограждение монастыря от ущерба потребовалось сделать изменение, и ныне положена во всех трех гостиницах, находящихся одна возле другой, определенная плата за помещенье и кушанье по расписанию. Пища с братской трапезы поставляется бесплатно. Всех нумеров в монастырских гостиницах, различных цен, считается до 160. За гостиницами, в расстоянии четверти версты от монастыря, монастырское народное училище, существующее с 1865 года. Ныне в нем обучается до 200 учеников, в том числе: 1) живущих на полном монастырском содержании – до 50; 2) живущих бесплатно, но имеющих свою одежду и обувь – до 70; 3) живущих и платящих по 2 и по 3 рубля в месяц – от 60 до 70 и 4) вольноприходящих ежедневно и бесплатно учащихся – до 50 человек. При училище свой отдельный храм, где бывает раз в неделю обедня, лазарет, аптека, библиотека и прачечная. Во время трапезы полагается чтение из Пролога. Пища для детей не в постное время скоромная. Преподаватели из монашествующих, а равно и служащие. На лугу перед училищем снаряды для гимнастических упражнений. Со времени введения общей военной повинности ученики обучаются отставными унтер-офицерами военной гимнастике как одному из существенных познаний в мирской жизни в наше время. Ярмарок при монастыре не бывает. Статистические таблицы всех общежительных мужских монастырей Московской епархии Статистические сведения мужских монастырях НАЗВАНИЕ МОНАСТЫРЕЙ ИМЯ НАСТОЯТЕЛЯ ЧИСЛО БРАТИИ ДОХОДЫ I Николо-Угрешский Основан в 1380 г . великим князем Дмитрием Донским , Московского уезда , расстоянием от столицы 16 верст . Архимандрит Пимен Управляет c 1853 года , благочинный всех общежительных монастырей Московской епархии с 1869 года , имеет Анны II степени с короной , Владимира III степени 130 монахов и бельцов . До 40 000 рублей серебром. II Давыдова– Вознесенская пустынь , основана в 1515 г . преподобным Давыдом , Серпуховского уезда , от столицы 70 верст , от уездного города 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

XVI в. на территории Охридской архиепископии (Кишинёв. ЦГА Молдовы. Ф. Ново-Нямецкого мон-ря. 6; София. НБКМ. 1032 и др.), оно регулярно опускается. Но слав. книжники обращали на него внимание вплоть до Нового времени и использовали его в своих произведениях: напр., оно упоминается в серб. «Слове о св. кн. Лазаре» (кон. XIV в.), в рус. «Послании митр. Спиридона-Саввы» (1505-1523), в Русском хронографе (1518-1522). Через посредство последнего текст послесловия вошел в сербские Хронограф (Троядик), родословы и летописи ( Попов. 1869. С. 39, 44-45; Р. летопис. Београд, 1960. С. 48, 94; Ангелов. 1967. С. 153-156; 1980. С. 49-50) и в болг. «Историю вкратце о болгарском народе славенском» Спиридона Рильского (1792). Этот текст использовал гр. Георгий (Джордже) Бранкович (1645-1711) при составлении Славяно-сербской хроники ( 1979). Возможно, И. переписал пергаменный Служебник (совр. местонахождение неизв.- 1964). Во время восстановления Пантелеимонова мон-ря И., очевидно, заботился и о книгах для б-ки обители, прежде всего богослужебных: по его заказу мон. Григорий, вероятно в стенах обители, переписал пергаменное Четвероевангелие (Ath. Chil. Slav. 11, 3-я четв. XIV в.). И. был инициатором примирения Сербской и К-польской Церквей: в 1375 г., получив поддержку кн. Лазаря и Собора Сербской земли (на котором присутствовала вдова Стефана Душана), вместе с 4 спутниками (протом Феофаном, буд. основателем валашских монастырей Тисмана и Водица прп. Никодимом Румынским , учениками Никандром и Сильвестром) он посетил К-поль и успешно выполнил миссию. Возможно, со встречей в К-поле И. и буд. митр. Киевского Киприана, находившегося там в связи с канонизацией Виленских мучеников (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий , мученики), связано распространение в серб. книжности кон. XIV-XV в. проложного Жития этих святых (ср.: Сперанский М. Н. Сербское житие литовских мучеников//ЧОИДР. 1909. Кн. 1. С. 1-48; Баронас Д. По поводу лит. истории Мучения трех виленских мучеников//Krakówsko-wilenskie studia slavistyczne.

http://pravenc.ru/text/674842.html

http://www.apartment.ru/Article/48793599.html В 1880 году в Москве в старинном доме Екатерининских времен на улице Маросейка был основан Дом воспитания для детей-сирот, оставшихся после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В 1884 году при нем был открыт пансион-гимназия для девочек, лишившихся отцов. В 1887 году этой гимназии было присвоено имя Елизаветинской по имени Великой княгини - “высочайшей” попечительницы гимназии. Помимо 70 девочек-сирот Дома воспитания в начале 20 века в гимназии обучалось и большое количество девушек, живших в семьях. Елизаветинская гимназия содержалась на благотворительные средства, в том числе - пожертвования от многочисленных концертов композиторов А.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского. Для строительства дополнительного здания Елизаветинской женской гимназии в Большом Казенном переулке у домовладелицы Лазаревой был куплен земельный участок. Для разработки проекта здания и руководства строительством был приглашен художник-архитектор И. И. Рерберг (1869 - 1932 гг.), впоследствии ставший заслуженным деятелем науки и техники РСФСР, автором и строителем Киевского вокзала в Москве, здания Центрального телеграфа и многих других проектов. В 1911 - 1912 году было построено четырехэтажное здание гимназии с фасадом в классическом стиле. В гимназии имелась своя домовая церковь, кладовые, кухня, столовая, а также квартиры для администрации и обслуживающего персонала. 16 августа 1912 года начался учебный год в новом здании Елизаветинской женской гимназии. При ней по-прежнему оставался пансион, в котором жили 70 воспитанниц, всего в 14 классах гимназии обучалось около 600 человек. Обучение в гимназии было платным - 300 рублей в год - сумма по тем временам доступная лишь богатому сословию. Елизаветинская гимназия славилась блестящими педагогами, такими как А.Н. Возницына - первая начальница гимназии; М.Н. Покровский - известный историк, заместитель Луначарского; С.Г. Смирнов - выдающийся словесник. В гимназии работали высокообразованные и талантливые учителя, из состава которых вышли такие научные работники как действительные члены и члены-корреспонденты Академии Педагогических наук В.Н. Корнилов, А.А. Рыбников, Д.Д. Галанин, профессора А.М. Васютинский, В.П. Болтолон.

http://sobory.ru/article/?object=25389

Церковь Финляндского полка, во имя св. Спиридона Тримифунтского, находится во 2-м этаже усиленного полкового лазарета и освящена в 1820 году обер-священником Алексеем Алексеевичем Торопогрицким. В церкви достопримечательны: 1) ковчег с частицею Животворящего древа и с мощами апостола Варфоломея, Иоанна Златоустог о, Феодора Стратилата, Иакова Персиянина, Сергия Радонежского, Даниила Переяславского и др. Святыни эти находились в серебряном кресте, пожертвованном в церковь от капитана Финляндского полка Петра Алексеевича Титова; 2) серебряный крест, с частицами мощей апостолов: Петра, Павла, Андрея, Матфия, св. Василия Великого , св. Иоанна Предтечи и др. святых, дар того же Титова; 3) плащаница отбитая Финляндским полком в 1812 году у французов при городе Красном; 4) деревянный крест, обложенный перламутром – дар великого князя Константина Николаевича, привезенный от гроба Господня; 5) ковчег, поставленный на подножие с священными вещами католической церкви, отбитыми в 1863 году Финляндским полком от польских мятежников. Тут находятся: распятие, два образа Божией Матери, тарелка, священные одежды и грамота; 6) туфля с мощей св. Спиридона, дар великого князя Константина Николаевича в 1869 году; 7) образ св. Спиридона, подаренный им же при отправлении полка в турецкий поход, в 1877 году; 8) несколько образов подаренных полку, в память последнего турецкого похода, именно: Нерукотворенный образ – дар протоиерея Василия Динаровского, Спасителя – дар биржевых артелей, Богородицы «Скоропослушницы», дар болгарской церкви, образ Спасителя – крестьян пулковской волости; копия с чудотворного образа Пресвятые Богородицы «утешения и отрады» дар Евстолии, игуменьи Новодевичьего монастыря; Нерукотворенный образ, с ликами святых, дар жителей Васильевского острова; 9) икона Божией Матери «взыскание погибших», поднесенная городом Самарою в память нижних чинов полка, погибших в Зимнем дворце, во время взрыва 5 февраля 1880 года; 10) икона св. Александра Невского, с черной мраморной доской, в память присутствия Императора Александра II в церкви, на панихиде, по убитым, во время взрыва, нижним чинам Финляндского полка; 11) икона мощей св. Спиридона, на острове Корфу, и при ней – антиминс, освященный в Иерусалиме, на гробе Господнем. Икона передана полку полковником Марининым, по завещанию его отца. Церковь Архангела Михаила в Московском полку

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Прокопию. Болезнь старца – подвижника Галактиона все усиливалась и приближала его к могиле. Чувствуя свою кончину, старец пожелал принять схиму. Обряд пострижения в схиму совершал соборне о. Прокопий (По истине трогательна была картина, когда брат на брата возлагал схиму т. е. высший ангельский чин)... 8 го ноября было возложение на о. Галактиона схимы; при чем ему дано было прежнее имя: Игнатий, – а 14 – го ноября он скончался. Кончина его была тихая, блаженная. За несколько дней до смерти старца, его соборовали и причащали. Погребение иеросхимонаха Игнатия происходило 18 – го ноября. Обряд отпевания совершал эконом Сергиевой Лавры игумен Досифей, с братьями почившего старца, иеромонахами Прокопием и Лазарем и проч. священнослужителями, при умилительном пении Лаврских певчих, под опытным руководством иеромонаха Аарона. Простой дощатый гроб с прахом почившего подвижника, трогательное пение и чтение погребальных молитв, все это вызывало невольно слезы у присутствующих в храме. Вот дощатый гроб поднят на рамена священнослужителями, и братией обители, с пением «Святый Боже»... при колокольном перезвоне – был вынесен из верхней церкви храма, обнесен вокруг его и внесен в нижнюю подземную церковь , где с благословенья Его Высокопреосвященства Митрополита Владимира, уготовлен был склеп для почившего... Иеродиакон громогласно провозгласил новопреставленному–иеросхимонаху Игнатию «Вечную память» и могила скрыла от нас на веки досточтимого старца, но дух его невидимо парит с нами... Его кроткий, чистый облик, его тихая, добрая речь надолго запечатлелась в сердцах знавших его. На погребение почившего иеросхимонаха Игнатия собралось очень много народу, как из посада, так и из Москвы. Позади левого клироса, в подземной церкви, против могилы своего родителя схимонаха Филиппа нашел себе вечное упокоение и почивший иеросхимонах Игнатий. Мир его праху и вечный покой душе его... 11 В пещерах взрытых трудами старца Филиппа и его сыновей, прославился в 1869 г. своими чудесами Черниговской образ Богоматери. 14 Посох этот и вериги находились у могилы подвижника, по теперь хранятся в стеклянном шкафе в кельи почившего старца. 16 Этот послушник скоро умер приняв по неосторожности отравленную лепешку, которую его товарищи приготовил с мышьяком для мышей. 17 Этот домик существует до настоящего времени и желающие его осматривать заявляют о том отцу ризничему. Читать далее Источник: Жизнь схимонаха Филиппа, основателя Киновийской пустыни и пещер при Гефсиманском ските : с портр. схимонаха Филиппа/сост. Д. Дмитриев. - Москва : Издание Н. Соедова, 1887 (Тип. В. Ф. Рихтер). - 16 с., л. портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С кон. XVIII в. по 1869 г. обителью управляли ректоры Архангельской ДС. В 1817 г. архимандритом А. м. был назначен настоятель корельского Николаевского мон-ря миссионер игум. Вениамин (Смирнов) . Под его рук. в 1825 г. в Мезени была открыта миссия для просвещения ненцев, за 5 лет ее существования было крещено более 3 тыс. местных жителей, открыто 3 прихода. Миссионерские труды архим. Вениамина в Мезени продолжил его преемник настоятель А. м. архим. Платон (1829-1839). В 1893-1897 гг. настоятелем мон-ря был Архангельский еп. Никанор (Каменский) , в эти годы были собраны средства для реставрации собора арх. Михаила, в 1894 г. позолочены купола и кресты. При водружении поновленного креста на главный купол присутствовал св. прав. Иоанн Кронштадтский . В 1799-1812 гг. в А. м. располагалась Архангельская ДС, 5 ее деревянных одноэтажных корпусов находились в сев.-вост. углу монастырской ограды, учебными аудиториями служили жилые комнаты семинаристов. В 1893 г. на верхнем этаже братского корпуса была открыта псаломщическо-училищная школа. В 1891-1923 гг. в А. м. в специально построенном здании размещались фонды древлехранилища, созданного по благословению еп. Нафанаила (Соборова) трудами членов епархиальной комиссии по собиранию и охране памятников древностей Архангельской губ. (с 1891 Церковно-археологический комитет Архангельской епархии). К 1917 г. в древлехранилище находилось более 500 рукописей XV-XVIII вв., более 30 тыс. документов, коллекции икон, церковной утвари и др. В 1922 г. рукописи были перевезены в Краевую научную б-ку, в 1927 г.- в Археографическую комиссию Ленинграда, в 1931-1932 гг.- в РО БАН СССР. Др. коллекции древлехранилища были оставлены в пакгаузах Архангельской таможни, часть передана в Краеведческий музей Архангельска. После начала первой мировой войны в А. м. разместился епархиальный лазарет, содержавшийся на пожертвования от мон-рей, храмов и благотворителей. В 1916 г. в мон-ре подвизались архимандрит, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и 2 послушника. До марта 1917 г. настоятелем мон-ря был сщмч. архим. Павел (Павловский) .

http://pravenc.ru/text/76444.html

Несли службу иеромонахи и на Кавказе: во флотских экипажах, на военных судах, в крепостях Сухум-кале и Геленджик, фортах Лазарева, Раевского, Вельяминова, в укреплениях Гагры, Святого Духа, Бомборы, Пицунды, Наваринского, в гарнизонах Шапсухо, Новороссийское и других. Служба на Кавказе для иеромонахов была далеко не безопасна. Несмотря на тесные связи с Черноморским флотом монастырь не был богатым: маленькая тесная церковь во имя святого Георгия, полуразрушенные кельи, грозящий рухнуть в любую минуту контрфорс, подпиравший склон горы, на террасе которой находились постройки обители. Средств на возведение нового храма монастырь не имел. Тогда монахи обратились за помощью к пастве. Три тысячи рублей пожертвовал адмирал Ф.Ф. Ушаков, по сто рублей севастопольский купец Казн и великий князь Николай Павлович – будущий император Николай При подготовке места для храма и расчистке склона горы рабочие наткнулись на засыпанную пещеру – остатки древней пещерной церкви. Только в 1814 году храм святого Георгия принял верующих. Помимо храма были построены в монастыре братские кельи, фонтан и трапезная. В 1838 году на месте обветшавшей трапезной была построена новая. В июне 1869 года ее обновили. Под зданием проходил источник, оформленный в виде арки (в этом виде трапезная сохранилась до наших дней; ныне ее отремонтировали, приспособив под кельи монахов). В середине XIX b. был сооружен новый храм. Церковь святого Георгия стала тесна и в большие праздники уже не вмещала богомольцев. Освятили храм Воздвижения Честного Креста в 1850 году. В октябре 1846 года облагородили источник святого Георгия (в том же виде сохранился и доныне). Стена источника выложена серо-зеленым гранитом. Из этого же материала сделан бассейн, в который стекает монастырская водица. Над источником вмонтировано мраморное изображение покровителя монастыря – Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем змия. Монастырь имел свой хутор (в одной версте восточнее обители), лесную дачу и подворья – в Екатеринодаре и Севастополе.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Не опечалятся ли они от мысли о том, что их братья, оставшиеся на земле, любят их более чем Господа, свои желания ставят выше послушания Церкви. Усопшие, как разрешившиеся от уз плоти и телесной ограниченности, лучше живых понимают смысл, значение и ценность данных Церковью правил и уставов. И если, как мы веруем, дела и поступки живых находят тот или иной отклик в сердцах усопших, то несомненно их радует проявление только подлинной христианской любви, только то, что чуждо эгоизма, что совершается как послушание Святой Церкви. Все же самочиние в поведении живых причиняет усопшим только печаль .    Октоих, гл. 1, суббота, утреня, канон 1, п. 1, тр. 3; ср. минея 6 декабря, кан. 3, п. 3, тр. 3.    Октоих, глас 1, суббота, утреня, седален по 2-й кафизме.    Суб. мясопустная. На Господи воззвах, ст. 3.    Октоих, гл. 8, суб., утр. на стиховне, ст. 3.    Собираются вместе и как бы едиными устами (ср. на литургии возглас в конце евхаристического канона) возносят общие молитвы (лит. св. Иоанна Злат., молитва 3-го антифона): вси вкупе глаголют или Господи помилуй или подай Господи (Типикон, гл. 49. О поклонах и молитве церковное законоположение); все одновременно и одинаково совершают телесные действия, например поклоны, «яко от единого телесе иссылающе, равне и благочинно» (там же, гл. 27).    Погребение священническое, икос 2.    Евангельское подтверждение той истины, что не только умершие праведники, но и вообще все усопшие помнят о своих, живущих на земле собратиях и молятся о них, мы имеем в притче о богатом и Лазаре (Лк. 16:20—31), где и грешный богач молит Авраама о своих живущих на земле братьях. Молитва его не может быть исполнена только потому, что те, о ком она возносится сами не захотят воспользоваться плодами ее. И ветхозаветная Церковь верила в силу молитвы всех усопших. Пророк Варух взывает: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля» (Вар. 3:4), очевидно разумея не одних умерших праведников. Оптинский старец схиигумен Антоний († 7 авг. 1865 г.) в одном из писем своих говорит: «Имена всех родных ваших вписал я в келейный свой синодичек для вседневного поминовения на келейном псалтирном чтении и на канонах заупокойных; ибо и святой апостол Иаков, брат Божий, советует молиться друг за друга. Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и по евангельской притче просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь Лазаря, чтобы он вразумил нас, что нам подобает творить, да убежим мучений» (Письма к разным лицам игумена Антония. М., 1869, стр. 408—409).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010