Ломоносов был первым, кто открыл " закон сохранения " , притом не только для количества вещества, но " сей естественный закон простирается и на самые правила движения .. и любые перемены, в натуре случающиеся " . Он отвергал господствовавшую тогда " теорию флогистона " и объяснял все тепловые явления движением мельчайших корпускул (сейчас молекулярно-кинетическая теория стала общепринятой), а отсюда выводил понятие " абсолютного нуля " , как " последней ступени холода, состоящей в полном прекращении движения частиц " . В астрономии Ломоносов открыл атмосферу Венеры (во время прохождения ею диска Солнца), в оптике создал " ночезрительную трубу " - прообраз современных приборов ночного видения. 26 июля 1753 во время грозы из-за малости знаний об " электрической силе " и неосторожности при работе с установленной на Васильевском острове " громовой машиной " погиб друг Ломоносова профессор Рихман (Михаил Васильевич в это время как раз уходил обедать). В публичной лекции (сами такие лекции также были его нововведением) Ломоносов высказал уверенность, что трагическое событие сие не устрашит испытующие умы, и тут же предложил идею молниеотвода. Огромная работа проделана Ломоносовым по созданию замечательных по качеству и по красоте мозаик из кусочков смальты и цветного стекла. Прекрасны и стихи его, в которых он предчувствует, что " может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать " , а также поэтические " Размышления о Божественном величии " , составленные по книге Псалмов. Похоронен Михаил Васильевич Ломоносов на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. Дмитрий Федорович Егоров (1869-1931) - выдающийся русский математик, Президент Московского Математического Общества, один из основателей и почетный член (1929) АН СССР. В 20-х годах разрабатывал математические концепции в Богословии; предложил теоретико-множественные модели Божественных качеств (всеведения, всемогущества, справедливости) и свободной человеческой воли. В связи с этим был обвинен в контрреволюционной деятельности, арестован (вместе с А.Ф.Лосевым и другими православными мыслителями) и сослан в Казань. Здесь он и похоронен рядом с Николаем Ивановичем Лобачевским (1792-1856), создателем неевклидовой геометрии.

http://pravoslavie.ru/1428.html

24 октября 1914 года Александра Феодоровна вновь сообщает Государю Императору о поездке в Лугу: " Наш Друг весьма одобрил нашу поездку в Лугу, и притом в одежде сестёр милосердия, и настаивает на подобных поездках впредь " . Нашим Другом Государь и Государыня именовали старца Григория Ефимовича Нового (Распутина) (1869-17.12.1916), по молитвам которого неизменно совершались благодатные исцеления Цесаревича Алексея. Григорий Ефимович уважительно называл Царскую Чету Папой и Мамой, то есть отцом и матерью русского народа. Все нападки, ложь, которые обрушились на Друга Царской Семьи, были вызваны стремлением замарать Россию, заклеймить Русскую Монархию. Как справедливо отмечал царский врач Е.С. Боткин: " Если бы не было Распутина, противники Царской Семьи и подготовители революции создали бы его своими разговорами из Вырубовой, не будь Вырубовой - из меня, из кого хочешь " . Например, из Императрицы Александры Феодоровны, которую предатели и враги России пытались выставить в общественном мнении в качестве немецкой шпионки. К 1 января 1015 года лазаретом было принято 61 человек и было выписано 32 человека. Из них 10 человек были совсем освобождены от службы, 12 человек были отпущены домой на поправку, 10 человек назначено в команду для выздоравливающих и только один мог вернуться в строй. " Светёлка " располагалась на берегу Тёплого Ключа. Он представляет собой узкий ручеек, разливающийся лишь у места расположения " Светёлки " . Необычайно живописный разлив искусственно возник на рубеже XIX-XX веков, когда инженер В.М. Колянковский создавал в этой местности чугунно-литейный завод. Заводу, который изготавливал преимущественно печное литье, требовалась вода, а потому Колянковскому пришлось устроить запруду. Примечательно, что разлив Тёплого Ключа до наших дней сохранил свое дореволюционное название - запруда Колянковского. Широкий разлив запруды обустроили удобными лодочными пристанями. В свободное время на запруде Колянковского любили кататься на лодках как идущие на поправку раненые, так и сёстры милосердия. Красота берегов разлива Тёплого Ключа и благотворный воздух привлекают в эти места людей и в наши дни.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

643 Арсеньев Константин Константинович (1837–1919) – публицист, юрист и литературный критик. Со времени основания либерального журнала западнического направления «Вестник Европы» (1866 г.) был его деятельным сотрудником и долгое время ведущим отдела «внутреннего обозрения»; руководил изданием словаря Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона; в 1906–1907 г. – один из руководителей Партии демократических реформ. 644 См.с.264–267 книги «За 100 лет (1800–1896) Сб. по истории политических и общественных движений в России» (Лондон, 1897. Ч.1). Названное письмо кончается словами: «Вы первый начали борьбу – и борьба не заставит себя ждать». 645 Это заключительные слова книги П.Б.Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России». СПб., 1894. Вып.1. С.288. 646 Переговоры П.Б.Струве с революционными марксистами шли со времени так называемого Псковского совещания (конец марта – начало апреля 1900 г.) и были продолжены в Мюнхене в конце декабря 1900 и начале 1901 гг. Январь и февраль 1901 г. стали для П.Б.Струве временем окончательного разрыва с социал-демократами России. Говоря о воспоминаниях Крупской Надежды Константиновны (1869–1939), жены В.И.Ленина, С.Л.Франк , возможно, имеет в виду «Воспоминания», изданные в Москве в 1925 г. в библиотеке «Прожектор» 2. С.55). 647 «Право» – еженедельная юридическая газета издавалась в Санкт-Петербурге под ред.В.М.Гессена и Н.И.Лазаревского, и при ближайшем участии И.В.Гессена, О.О.Грузенберга, А.И.Калишки, В.Д.Набокова, Л.И.Петражицкого и В.М.Устинова. Статья П.Б.Струве «Право и права» была опубликована в 2 от 7 января 1901 г. за подписью П.И., и затем была включена им в сборник «На разные темы». Когда С.Л.Франк оценивает ее как манифест русского либерализма, то, безусловно, имеет в виду не топографию (русского), а содержание; – это манифест либерализма или либерального национализма. 649 См.: Струве П.Б. Социальная и экономическая история России с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростом российской государственности. Париж, 1952.

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Много внимания эстетическим аспектам древнерусского искусства уделено в работах П. Муратова, Е. Трубецкого , С. Булгакова , П. Флоренского , В. Лосского , Л. Успенского , П. Евдокимова , И. Грабаря, Н. Деминой, М. Алпатова, В. Лазарева, К. Онаша, И. Даниловой, Г. Вагнера, В. Иванова, О. Поповой, А. Салтыкова, А. Комеча и других богословов и искусствоведов. Значительно беднее ряд имен ученых, занимавшихся специально древнерусской эстетикой, хотя он и восходит к середине прошлого века. Уже в 1856 г. П. Безсонов, издавая «Урядник сокольничья пути» Алексея Михайловича, подчеркнул в развернутых примечаниях, что перед нами «своего рода умозрение красоты (теория красоты, эстетика)» 14 , и попытался выделить содержащиеся в трактате «чисто русские» «представления красоты» и эстетические категории типа честь, чин, образец, ряд, строй, мера и т. п. Эти идеи развивал в те же годы и И. Е. Забелин, подметив синонимичность в древней русской эстетике понятий красота и удивление, которые, по его мнению, относились к блеску драгоценных камней и металлов, к яркости и пестроте красок, «хитрых узоров» и т. п. 15 Важным шагом на пути изучения древнерусской эстетики явилось трехтомное фундаментальное исследование А. Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (М., 1865–1869). В конце прошлого века обратил внимание на древнерусскую эстетику и крупнейший ученый того времени Ф. И. Буслаев . В статье «Русская эстетика XVH века» он проанализировал широко известный теперь трактат Иосифа Владимирова и сделал вывод, что чувство красоты проснулось в душе русского художника не ранее XVII в. под влиянием западноевропейского искусства 16 , то есть в эстетике Ф. И. Буслаев стоял на западноцентристской позиции, игнорируя специфику собственно русского средневекового эстетического сознания. Первое и до сих пор единственное обобщающее исследование по русской средневековой эстетике было опубликовано К. В. Шохиным в 1963 году 17 . Фактически с этой небольшой книги и начинается этап систематического научного изучения древнерусской эстетики. К. В. Шохин достаточно основательно для своего времени проанализировал представления древних русичей о прекрасном («прекрасное-это Родина», красота природы, человека, «мысленного», «небесная красота») и об искусстве, опираясь на тексты книжников XIXVII вв. Основное внимание он уделил вычленению «народных» представлений, противопоставляя их «религиозной» эстетике как привнесенной извне и противостоящей «подлинной народности», а также отысканию «материалистических и реалистических основ» русской эстетики. При всем внеисторизме и искусственности исходной установки автора, характерной для периода застоя и вульгаризации в нашей гуманитарной науке и фактически навязанной ученому из вненаучной сферы, К. В. Шохину удалось подметить некоторые характерные особенности древнерусской эстетики, а главное, показать, что эта эстетика существовала и заслуживает самого пристального внимания к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЛОГОДСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вологодское духовное училище Вологодское духовное училище открылось 17 ноября 1814 года при епископе Онисифоре (Боровике) . Первоначально оно было открыто для детей Вологодского, Грязовецкого и Кадниковского уезда. Училище состояло из двух отделений: приходского, состоявшего из двух младших классов, с годичным курсом обучения, и уездного, которое включало в себя два старших класса по два года обучения в каждом. Реформа 1854 года объединила приходское и уездное отделения, в результате чего образовалось Вологодское духовное уездное училище. В 1867 году в ходе реформ духовного образования училище было передано в непосредственное ведение епископа. Также было создано правление, которое получило право избирать преподавателей. В период 1869 - 1918 годы срок обучения составлял 4 года. В классе было около 40 учеников. Преподавательский состав полностью был обеспечен выпускниками Вологодской духовной семинарии . В училище преподавались предметы: Священная история, Катехизис, Общая церковная история, История Русской Церкви, Латынь, Греческий язык, Русский язык, Чистописание, Черчение, География, Арифметика, Русская история, Природоведение. Все предметы велись по учебникам, одобренным Священным Синодом. В методике доминировали комбинированные и повторительно-обобщающие уроки. За сто лет существования училище выпустило 6.000 человек. До 1830-х училище находилось в одном здании с семинарией. В 1830-е годы был куплен двухэтажный дом для духовного училища. Под учебный процесс отводилось 9 комнат. Также в здании находилась кухня, столовая, пекарня, канцелярия, библиотека, больница, а также квартиры для преподавателей. В 1884 году на училищном дворе была построена каменная баня. В училище действовал водопровод, а с 1914 года электричество. 24 октября 1918 года училище было закрыто, а в его здании был размещен лазарет, а впоследствии вечерняя школа.

http://drevo-info.ru/articles/13673159.h...

Многогранная деятельность Патканова как ученого-востоковеда, поэта, переводчика и университетского преподавателя оказала влияние на развитие армянской историко-филологической науки и литературы. Большинство его трудов переведено на европейские языки. Из семьи Арцруни, причислявшей себя к древнему княжескому роду, сыгравшему заметную роль во времена существования Армянского царства, но утратившему впоследствии титул и привилегии, происходил Григорий (Григор) Еремеевич Арцруни (1845–1892). Получив образование в России, он продолжил его в Цюрихском и Женевском университетах, где в 1866 г. слушал курсы лекций по политической экономии, а в 1867 г. поступил на философский факультет Гейдельбергского университета, который окончил в 1869 г. со степенью доктора философии и политической экономии. Его просветительская, литературная и публицистическая деятельность началась в 1865 г. с сотрудничества в ряде армянских периодических изданий. Либеральные взгляды Г. Арцруни, изложенные им в публицистических работах, оказали большое влияние на развитие либеральной общественной мысли в Армении. У него были сторонники и последователи, но еще больше было противников и критиков 503 . Значительную роль в культурной жизни армянской диаспоры играл Церковный совет (Совет по управлению имуществами Санкт-Петербургских армянских церквей), деятельность которого была направлена на сохранение культуры исторической родины (до самой смерти в 1916 г. его председателем был С.С. Абамелек-Лазарев). Совет действовал на основании «Правил и инструкций по управлению имуществами Санкт-Петербургских и Московских армянских церквей» (1888): в соответствии с ними управление имуществами армянских церквей Санкт-Петербурга вверялось совету из шести человек, избираемых из числа прихожан сроком на три года 504 . В 1914 г. совет организовал экспедицию под руководством М. Цицикяна для изучения экономического положения региона, сбора этнографического материала и памятников культуры. Часть привезенного материала члены экспедиции передали петербургскому Армянскому обществу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

582) Патриаршее священнослужение 17 апр. в Иерусалиме, А. Солодянского, Странн. 1868, отд. 4, стр. 50. 583) Из Иерусалима (Водосвятие в храме Воскресения), Херс. Епарх. Ведом. 1869, стр. 140–147, статья А. С. 584) Из Иерусалима (Постройки; следствия вифлеемских беспорядков; служение двух патриархов; воззвание Валерги; пропаганда протестантская; дворец царицы Елены), Херс. Епарх. Вед. 1869, стр. 645–655, статья Поклонника, от 27 июля 1869 г.; перепеч. в Нижег. Епарх. Ведом. 1869, 585) Утверждение архим. Антонина в должности настоятеля русской духовной миссии в Иерусалиме, Церк. Летоп. 1869, т. II, стр. 17; Синодальный указ от 5 июня 1869 г., Странн. 1869, июль, IV, 2. 586) Из Иерусалима, 14 февр. 1870 (бездождие, крестный ход), Херс. Епарх. Вед. 1870, Поклонника; перепеч. в Киев. Епарх. Вед. 1870, стр. 303. 587) Из Иерусалима. Некролог Магдалины Эберн, смотрительницы женского приюта в иерус. русских постройках, Херс. Епарх. Вед. 1870, 588) Из Иерусалима, от 22-го мая 1871 года (минувшие святки Р.Хр.; патриаршее служение на Иордане; открытие патриаршей больницы; суббота Лазарева; Страстная седмица; Пасха; праздник Троицы; дуб Мамврийский), ст. Поклонника, Церк. Летоп. 1871, т. II, стр. 189, 260; перепеч. из Херс. Епарх. Вед. 1871, стр. 320–330. 589) Поклонники в Палестине. Положение богомольцев; меры русского правительства к покровительству и призрению своих единоверцев, и местные условия, препятствующие успешному ходу поклонничества в Палестине, Одесск. Вест. 1859, переп. в Р. Инвал., 590) Отчет о пожертвованиях в иерусалим. миссию, Дух. Беседа 1875, архим. Антонина (в конце года). 591) О русских поклонницах на Востоке, Б.В., Спб. Вед. 1860, 592) Иерусалимские гостинцы, Газета А. Гатцука, 1876, стр. 220. 593) О современном паломничестве, свящ. Д. Соколова , Дух. Бес. 1861, т. XIII, и 19, стр. 1–12, 35–46. 594) Странники, В. В-ва, Народн. Чтен. 1861, стр. 103–122. 595) Отношение богомольцев и странников к народной жизни, Н. Богатинова, Руков. для сельск. пастырей, 1862,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

187) Опоковый памятник без креста с надписью на западной стороне: „под сим камнем покоятся тела Екатерины Николаевны Сырьянской, урожденной Лазаревой, скончавшейся 1832 года, марта 16 дня, в 6 час. утра; жития её было 18 лет, 4 месяца и 17 дней; на южной: „в супружестве была 1 год, 1 месяц и 27 дней и сына её младенца Алексея 16-ти дневного, скончавшегося 2 апреля того же года». На северной: „Слезящий здесь супруг и неутешная мать под камнем гробным сокрыли прах телесный двух ангелов земных, которых смерть, как там во мрак гробный погрузив, ввела в чертог небесный». 188) Новый крест без надписи. 189) Окруженный деревянною оградой крест с надписью: „под сим крестом погребено тело монахини Феогнии; жития её было от роду 70 лет; скончалась 1871 года августа 26 дня; в монастыре прожила 50 лет». 190) Крест со стертой надписью. 191) Крест с надписью: „Под сим крестом покоятся тела Казанского Девичьего Монастыря: инокини Агапии, скончавшейся 1869 года 24 сентября; жития её было в обители 30 лет, от рождения 65 лет и послушницы Хионии, жития её было в обители 22 года, от рождения 43 года». 192) Ветхий крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело Казанского Богородицкого монастыря рясофорной послушницы Екатерины Васильевны, скончавшейся 1869 года». 193) Крест с надписью: „1869 года скончалась инокиня Татьяна Ивановна 24 числа 12 1 / 2 часов-73 лет, живши в монастыре 40 лет». 194) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится тело рабы Божией инокини Пераскевы, от рождения её было 67 лет, скончалась декабря 22 числа 1870 года». 195) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах Казанского Богородицкого девичьего монастыря монахини Асенефы, скончавшейся июля 14 числа 1869 года, от рождения ей было 70 лет. Помяни её, Господи, во Царствии Твоем». 196) Крест с надписью: „Под сим крестом покоится прах послушниц Казанского монастыря Александры, от рождения 34 г., в обители 4 г., скончалась августа 7 числа 1869 года и Ксении-от рождения 19 лет, скончалась того-же года и месяца».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Была приписана к Димитриевской церкви в Широгорье. Священник Пармен Иванов Образцов, дьячок Михаил Яковлев Ковыряев, пономарь Павел Лазарев Юров сверхштат. пономарь Василий Селезнев, заштат. дьячок Евгений Земляницын. Священники: 1869 - Образцов Пармен, 1871-1877 - Ельцов Евгений, 1877-1880 - Лебедев Василий, помощник настоятеля; 1880-1905 - Сатрапов Александр Владимирович. Псаломщики: 1887 - Преображенский Александр, 1897-1906 - Преображенский Иоанн, 1906 - Кудрявцев Александр. Дьячки: 1865 - Ковыряев Михаил, 1865-1866 - Преображенский Александр. Пономари: 1865 - Юров Павел, 1865-1867 - Соколов Димитрий, 1867 -1869 - Баданин Алексей, 1869 - Кулаков Димитрий, 1869-1872 - Вознесенский Евгений, 1872-1875 - Вознесенский Александр. Церковь Василия Великого первый раз упоминается в окладной книге 1618 года. Когда была основана, неизвестно. В холодном храме были следующие престолы: Животворящей Троицы, Великомученицы Параскевы, а в теплом: Благовещенья Пресвятой Богородицы, Святителя Василия Великого. В 1832 году в храме был сделан ремонт по плану архитектора Суворова. В д. Хреново по указу Духовной консистории от 1870 года, на месте сгоревшей в 1824 году часовни, в 1871 году была построена деревянная часовня Успения Божией Матери. Каждый год 15 (28) августа и на Пасху к часовне проводились крестные ходы с молебнами Пресвятой Богородице и водоосвящением. Земли при храме было 33 десятины. Указывалось, что храм имеет трудное сообщение с другими церквями. Каждый год в девятую пятницу после Пасхи при Васильевской церкви проходил Торжок. Так же, как и при Широгорской церкви, торговали красным, кожевенным, железным товаром, деревянной и глиняной посудой, обувью. Приход храма во имя Василия Великого был намного меньше, чем приход храма во имя Димитрия Солунского. Так, в приход храма во имя Димитрия Солунского входил 51 населенный пункт, а в приход храма во имя Василия Великого - всего 14. К храму вела дорога, след от которой сохранился и поныне. Вокруг храма была железная ограда на каменном фундаменте примерно два метра в высоту. Рядом протекал ручей, который назывался «Поповский» и колодец с ключевой водой, имеющий такое же название. При храме был огород. Церковь Василия Великого была похожа на храм Димитрия Солунского, имела белые главы - луковицы, железный крест. При ней имелись сторожка и сторож («Во время дня и ночи надлежащим караулом охраняются»). Имелось казнохранилище. По штату было положено иметь при храме двух священников, одного дьякона, двух дьячков и двух пономарей. Храм был пятого класса.

http://sobory.ru/article/?object=56189

Журнал опубликовал большое число материалов и исследований по отдельным аспектам истории Русской Церкви: записку А. Н. Муравьёва «О состоянии Православной Церкви в России» (1883. Кн. 1), в к-рой обсуждались проблемы церковных преобразований; труд Ю. Ф. Самарина «Православные латыши, 1841 и 1842 гг.: Ист. очерк» (1863. Кн. 3) - об обстоятельствах массового перехода в Православие латышей, «Очерки из быта Малороссии XVIII в.: Приходское духовенство и монашество» А. М. Лазаревского (1871. Кн. 2). Тема мон-рей и монашества освещена в публикациях журнала: «Черты монастырского быта в 17 в.» (1873. Кн. 1), «Московские монастыри во время нашествия французов в 1812 г.» (1869. Кн. 1), «О монастырском земельном владении» (1910. Кн. 1). К материалам о миссионерстве в РА относятся записки и письма митр. Московского свт. Иннокентия (Вениаминова) (1879. Кн. 2; 1881. Кн. 2), «Записки» генерал-губернатора Вост. Сибири Н. Н. Муравьёва-Амурского (К истории духовной миссии в Китае//РА. 1886. Кн. 2), «Рассказы» руководителя Алтайской духовной миссии архим. прп. Макария (Глухарёва) (1904. Кн. 1), переписка архиеп. Японского равноап. Николая (Касаткина) (1910. Кн. 1). Ряд публикаций РА посвящен старообрядчеству: «Послания протопопа Аввакума к боярыне Феодоре Морозовой, княгине Евдокии Урусовой и Марии Даниловой» (1864. Кн. 1), «Из истории раскола: Бумаги кн. Прозоровского, Архарова и гр. И. П. Салтыкова» (1864. Кн. 2), «Митрополит Иннокентий о епископах-старообрядцах» (1889. Кн. 2), «Записки митр. Филарета о раскольническом и единоверческом духовенстве» (1889. Кн. 3). Во время архивных изысканий Б. обнаружил и напечатал отдельным изданием написанное Екатериной II «Житие Сергия Радонежского» (М., 1887). Большую ценность представляет регулярно публиковавшийся в РА критико-библиографический материал о выходивших в свет исследованиях по истории и о публикациях документов. В качестве «дополнения» к РА историк подготовил и издал 3 части каталога Чертковской б-ки (1863-1868), документальные сборники «Осмнадцатый век» (1868-1869. 4 кн.), «Девятнадцатый век» (1872. 2 кн.), «Архив кн. Воронцова» (1870-1897. 40 кн.). Б. составил библиографические указатели к периодическим изданиям: «Московским литературным и ученым сборникам» (1846-1847), «Московскому сборнику» (1852), «Русской беседе» (1856-1860), «Москвитянину» (1841-1856), «Русскому вестнику» (1856-1862), «Библиографическим запискам» (1858-1861), изданиям ОИДР (1815-1865). В 1869-1910 гг. в «Московских ведомостях» и др. периодических изданиях Б. опубликовал ряд воспоминаний о знаменитых людях своего времени.

http://pravenc.ru/text/77626.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010