Затем к Митрополиту с приветственной речью обратился член Славянского Комитета Тертий Филиппов Его выступление отличалось своего рода аналитическим оттенком, он сравнивал посещения Владыкой Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Ключом к такому сравнению было упоминание Славянского съезда 1867 года: «Ты знаешь, что два года назад иноязычное имя этой столицы [Санкт-Петербурга] не помешало ей приветствовать собравшихся сюда славянских гостей с таким единодушием, которого не превзошла в своих изъявлениях даже самая Москва ...». Отметив как сходства, так и различия «трёх столиц» (Киева, Москвы и Санкт-Петербурга), Т.И. Филиппов подводил итог: «Представители трёх различных эпох русской истории, великокняжеский Киев, царская Москва и императорский Петербург (не вся ли тут нынешняя и историческая Русь?), слились в единой мысли и в едином чувстве, когда им пришлось принимать у себя высокого славянского гостя». Филиппов выразил убеждение, что упомянутое единодушие является знаком начала «служения великой идеи славянской взаимности, в которой близок залог избавления наших братий и нашей собственной крепости». Ответ Митрополита был весьма смелым: «Крепка надежда сербского народа на великодушие русских. Сербский народ искренно надеется на великого Государя русского и весь русский народ. Я уповаю и твёрдо верю, что мы дождёмся, наконец, той счастливой минуты, когда можно будет всем нам, православным, свободно воспеть хвалебную песнь Богу в храмах, не менее благоустроенных и благолепных, чем те, которые украшают великую славянскую державу на славу и честь всего славянства» Поэт Аполлон Майков прочёл свой перевод песни о Лазаре и Милице. ...И пребудут, яко звезды, Над землёй пленённой нашей Наши каменные церкви! Будут иноки честные Благодатью лишь богаты, Славить Господа в них Бога, Поминать Царей великих И мужей, на брани павших За Отеческую землю… Петербургский отдел Славянского Комитета ещё раз вернулся к темам, затронутым Владыкой Михаилом, на заседании 30 ноября 1869 года. Обсуждался вопрос о складе русских книг в Константинополе, поднятый Митрополитом Михаилом и А.А.Киреевым, и решено было запросить об этом Азиатский департамент МИД

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

- 255 лет назад скончался Пьетро Гварнери (14.04.1695 - 07.04.1762) - итальянский мастер изготовления смычковых инструментов, последний представитель скрипичной династии Гварнери, известный как Пьетро из Венеции. При изготовлении музыкальных инструментов Пьетро Гварнери совмещал кремонскую и венецианскую техники. Его инструментов осталось не много, и они ценятся выше, чем инструменты его отца - Джузеппе Джованни Баттиста Гварнери. - 180 лет назад скончался князь Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен (Фабиан Готлиб фон дер Остен-Сакен; 20.10.1752 - 07.04.1837) – русский генерал-фельдмаршал. В Отечественную войну 1812 года сражался на вспомогательном южном направлении. Прославился в заграничном походе 1813 - 1814 годов, командуя отдельным русским корпусом в составе Силезской армии прусского фельдмаршала Блюхера.   8 АПРЕЛЯ - Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Что такое Лазарева суббота Зачем Христос воскресил Лазаря? Смысл Лазаревой субботы «Воскрешение Лазаря». История картины Парадокс Лазаря. Сергей Худиев о встрече ученого с душой - Собор Архангела Гавриила. Кто такие ангелы? Ангелы: девять чинов. Инфографика Ангел и аггел: вестник Бога и вестник дьявола Ангел Имена: - 325 лет назад родился Джузеппе Тартини (08.04.1692 - 26.02.1770) - выдающийся итальянский скрипач и композитор, крупнейший скрипичный виртуоз XVIII века. Внёс существенный вклад в развитие искусства игры на скрипке, что было признано всеми современными ему скрипачами Италии, Франции. По мнению известного советского скрипача Давида Ойстраха, «Тартини принадлежит к числу корифеев итальянской скрипичной школы XVIII века, искусство которых сохраняет своё художественное значение и по сей день». - 200 лет назад родился Феодосий Фёдорович Веселаго (08.04.1817 - 29.10.1895) - выдающийся русский историк военно-морского флота, педагог, генерал флота, тайный советник. Автор глубоких всесторонних исследований по истории русского военно-морского флота. Большую ценность представляют его Список русских военных судов с 1668 по 1869 год и Общий морской список в XIII частях от основания флота до царствования Александра II, которые содержат подробные сведения о судах (имена и ранги судов, число орудий, длина и ширина судна, место и время постройки и др.). Ф. Ф. Веселаго - почётный член Морской академии (1877), почётный член Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук (1884), член Адмиралтейств-совета (1885), почётный член Морского технического комитета (1892).

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-03-0...

Но древний неаполитанский календарь на мраморе представляет св. Сильвестра как под 31 дек. natalis s. Silvestri рарае, так и под 2 янв. depositio s. Silvestri рарае. (Изв. Акад. Н., т. X, стр. 122). В указ. Типиконе Великой Конст. церкви под 2 янв.: «в тот же день св. Сильвестра, архиеп. великого города Рима, жившего при Константине, великом царе, который и крестил сего царя» (указан. сочин. Дмитриевского, стр. 39). С именем св. Сильвестра римск. на Западе связывается сказание о подложных дарах («наследие св. Петра») Константина В. римским папам, которым оправдывались и подтверждались их права на светское властительство над всем миром; у нас в связи с этим сказанием находится легендарная повесть, также тенденциозная, о белом клобуке, который будто бы некогда был дан Константином папе Сильвестру и потом, сохранившись чудесным образом, перешел, по Божественному повелению, к Новгородским владыкам. Повесть эта напечатана у Костомарова, Памятники, т. I, стр. 287–303; изложение её у Буслаева, Очерки древне-рус. литерат. и иокусства, II, 274 и сл. и у Пыпина, История рус. литер., 1897 г., т. I, стр. 344 и сл. В Западной живописи эпизод о крещении Константина Вел. св. Сильвестром увековечен кистью Рафаэля на картине, которая находится в Ватикане – Detzel, указ. соч., стр. 648. Житие преп. Иулиании Лазаревской. – 2-го января память преп. Иулиании Лазаревской (сконч. в 1604 г.), не занесенная в Пролог, но так как её житие, составленное сыном её, Дружиной Осорьиным, принадлежит к числу немногих древне-русских святых и праведных жен и, кроме того, справедливо считается очень важным в историко-литературном отношении, то мы и сообщаем его здесь. «Дружина Осорьин, по словам Ключевского, сын Муромского помещика и биограф своей матери Иулиании, известен по грамотам 1626–1640 г., как губной староста города Мурома. Биография матери написана им вскоре по погребении другого сына её – в 1614 г., когда открыли её гроб... Это, собственно, не житие, а мастерская характеристика, в которой Осорьин нарисовал в лице своей матери идеальный образ древне-русской женщины. После повести современника об Александре Невском Осорьин едва ли не впервые выводит читателя из сферы агиографии и дает ему простую биографию женщины, даже пред смертью не сподобившейся ангельского образа. Необычайной задаче труда соответствует и его внешняя форма: начав его в духе житий, Осорьин описал жизнь матери не без литературных украшений; но сыновнее чувство помогло ему выйти из тесных рамок агиографии и обойтись без её условных красок и приемов». (Древнерус. жит. святых, 322–323, – рассмотрение этого жития в литературном отношении – у Буслаева, Историч. очерки искусства и литер., т. I). – Житие было напечатано в «Душеп. Чт.» 1869 г., ч. I и в «Памятн. старинной рус. литер.», т. I, 63–67, с небольшими пропусками, – мы сообщаем его по этому последнему изданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Чрез несколько времени вышеозначенная девица Усачёва обрела вторично ту икону Богоматери, неподалеку от прежнего места; но уже не на ветви дерева, а на тростинке. После чего они, Усачёва и Лазарева, внесли ту икону к себе в хижину и, как они говорили, видели от Неё нередко знамения; чрез несколько времени икона была перенесена в церковь Покрова Богородицы, и от усердия стекающихся с разных мест украшена ризою и помещена в устроенный для Неё киот. При этом, урюпинские граждане поясняют, что многие, получив от той иконы искупление от своих болезней, являлись к бывшим приходским священникам, которые их в память для себя записывали. А потому, питая глубокое уважение к той иконе Богоматери и желая передать оное из рода в род, просят разрешить в день обретения иконы, именно 8 июня, совершать ежегодно крестный ход из Покровской церкви к месту явления оной. Приказом и Его Высокопреосвященство утвердил: на основании приведённых в справке узаконений, предписать Вам произвесть строгое и подробное исследование при депутате с гражданской стороны, [как] о явлении означенной иконы Божией матери, то есть о времени и месте Ее явления, и какими именно обстоятельствами сопровождалось это явление, а также и о чудотворных действиях, оказываемых этою иконою, и следствие этого представить в Консисторию. Ноября 27 дня 1869 года. Член [консистории], кафедральный протоиерей Василий Смирнов.» И здесь же на полях документа сделана приписка следующего содержания: «О производстве следствия по делу о явлении иконы Божией Матери в [станице] урочище Каменном Баераке станицы Урюпинской.» Все три версии разнятся в деталях и частностях, но в общем — едины по смыслу и взаимно дополняют друг друга. Спорным остаётся год явления иконы: 1827, 1829 или 1830? Но это и не столь принципиальный вопрос. Важным является то, что паломничество к иконе и поклонение Ей началось задолго до внесения в храм. Сама Ирина Лазарева не довольствовалась нахождением чудотворной иконы в своей жалкой хижине и неоднократно просила церковный причт определить икону в один из местных храмов станицы. По её глубокому убеждению, такая икона должна была иметь достойное место, окружаемая почитанием и поклонением масс верующих. И не вина И. Лазаревой в том, что икона долгое время находилась практически взаперти. Только в 50-60-е гг. XIX столетия икона Божией Матери нашла своё постоянное и достойное место в Покровской церкви ст. Урюпинской.

http://pravicon.com/info-136

В настоящее время в обители три церкви: одна теплая каменная и две деревянные. Главную святыню ее составляет Мошногорская икона Богоматери. Управляет архимандрит. «Феофания» – скит при Михайловском Киевском монастыре в Киевском уезде. Скит Феофания находится в 15 верстах от Киева, в урочище Лазаревщине. Урочище это прежде принадлежало Софийскому митрополичьему дому, а в 1786 году отошло в казну. В 1799 году оно было подарено настоятелю Киево-Михайловского монастыря викарному чигиринскому епископу Феофану Шиянову, который устроил здесь загородную дачу. В 1861 году иеромонах Вонифатий, исполняя желание чигиринского епископа Серафима Аретинского, основал на этом месте скит. При Феофании имеется в настоящее время три храма. Один из них деревянный, освященный во имя архистратига Михаила, построен в 1803 г. и при втором игумене скита Иринархе (с 1871 г.) поправлен и обложен кирпичом. Другие два храма каменные: во имя Всех Святых, заложенный в 1866г. и освященный в 1869 г., и в честь Владимирской иконы Богоматери, построенный игуменом Иринархом. Последняя церковь воздвигнута над так называемым «Великим источником». Скит Феофания служит местом погребения братии Киево-Михайловского монастыря. При нем имеются архиерейские покои для викарных чигиринских епископов. Паломники находят здесь временный приют и бесплатную трапезу. Женские обители Николаевский Лебединский монастырь в Чигиринском уезде. Лебединский необщежительный монастырь находится при реке Гептурке. в 4 в. от села Лебедина и в 18 в. от станции Юго- Зап. ж. д. «Цветково». Основан он в 1779 г. на средства кн. Ксаверия Любомирского монахиням Молдавского Успенского Колатурского монастыря Магдалиной, Трефиллией, Дарией и Февронией. В 1786 г. он оставлен за штатом, а в 1842 г. возведен на степень второго класса. В настоящее время в обители два храма: каменный во имя Вознесения Господня с приделами во имя Св. Митрофана Воронежского и во имя Св. вмчц. Варвары, построенный в 1838–1843 г. и деревянный на каменном фундаменте во имя Св. Николая Чудотворца с приделами в честь Успения Богоматери и во имя Свв. пр. Захарии и прав. Елисаветы. При обители двухклассное профессиональное училище на 150 девочек и две гостиницы для странников и богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В 1860 году митрополит Григорий разрешил духовному собору устроить в покоях митрополичьих домовую церковь во имя Успения Божией Матери. Церковь начата и устроена при митрополите Исидоре. Для церкви была сделана особая каменная пристройка. План церкви – профессора Горностаева. Иконостас работы С. Постемского. Рисунки потолков и стен церкви – академика Ф. Г. Солнцева исполнены академиком П. С. Титовым. Решетка резная вокруг солеи исполнена мастером Епифановым. Лепные работы – Малковым. Над царскими вратами – икона Успения Богоматери, копия чудотворной Киево-Печерской. В церкви этой еженедельно в субботу, в 11 часов дня, совершается акафист Успению Божией Матери, с Киевским напевом, по распоряжению митр. Исидора, бывшего недолго на кафедре Киевской митрополии. Кроме того, в управление Лаврою митр. Исидора построены на Лаврских кладбищах церкви: а) На старом Лазаревском кладбище – во имя Тихвинские Богоматери, в 1869 году, усердием купцов, братьев Полежаевых, над могилами их родственников. Стиль храма – русско-византийский, в форме креста. Церковь снабжена множеством ценных икон и прекрасною утварью, а также вкладом на ремонт церкви в будущем, 10600 рублей усердием братьев-строителей. Стоимость постройки до 70000 рублей. б) На новом Лаврском, за собором, кладбище – во имя св. и Чудотворца Николая Мирликийского. Выстроена в 1871 году купцом Н. И. Русановым, над фамильным склепом. Иконостас резной, дубовый, пол мозаический. Ризница и вся церковная утварь – дар строителя. Стоимость постройки до 30000 рублей. Оба эти храма устроены для Лавры при участии митр. Исидора, как знак высокого уважения строителей к Лавре и ее священно-архимандриту. Церковь св. праведного Лазаря Церковь устроена, по повелению Петра 1, в 1716 г. над гробом Наталии Алексеевны и освящена в 1717 г. Впоследствии приделана к ней обширная трапеза с западной и каменная палатка – с северной стороны. Трапеза устроена в 1787 г. на счет действ. тайн. советника Ивана Перф. Елагина, а палатка – в 1789 г., на счет графа Η. П. Шереметева. В 1845 г. усердием графа Д. Н. Шереметева церковь обновлена и вновь освящена. В том же году, усердием графа С. С. Уварова устроен новый иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Нынешний соборный причт составляют: священник Григорий Ив. Кесарев – окончивший курс в Новгородской дух. семинарии; священник Иоанн Матвеев Петров – окончивший курс в Спб. дух. семинарии и прежде служивший в Новодевичьем Воскресенском монастыре; диакон Василий Ив. Певцов – из среднего отделения Спб. дух. семинарии и причетники – Александр Алексеев Лебедев и Алексей Александров Травин, оба не кончившие курса. К соборному приходу принадлежат жители Шлиссельбурга и соседних деревень. В городе лиц благородного звания 20 дворов, мужского пола 62, жен. 93. Военных нижних чинов 31 дв., м. пола 278, жен. 176; купцов и мещан 161 дв., м. п. 364 и ж. 428, в деревне Черной речке 16 дв., 42 м. п. и 43 ж.; в дер. Шереметьевке 24 дв., 57 м. п. и 61 жен.; в деревне Марьиной 28 дв., 72 м. п. и 72 жен.; на каналах в дер. Липке 84 дв., 164 м. п. и 193 ж.; в городе и деревнях разночинцев 16 дв., м. п. 177 и ж. 177. Всего 377 дв., муж. пола 1,217 и жен. 1,246. 1) Троицкая церковь на Петергофском кладбище – каменная, построена в 1870 г., вместо временной Лазаревской церкви, купцом Феодором Козушкиным и освящена 2 июня 1870 года. Правый придел Иосифа Песнопевца устроен в 1877 г. петерг. купцом Семеном Ивановым и освящен 11 сентября 1877 года, левый, во имя св. Николая Чудотворца, устроен купеческой вдовой Козушкиной и освящен 22 октября 1878 года. Сперва особого причта здесь не было, кроме одного священника, определенного в 1869 году и прикомандированного от Петропавловской церкви, что в Новом Петергофе. В 1877 г. учрежден здесь причт из священника и двух псаломщиков. Тогда же – из трех домов, принадлежавших Петропавловской церкви, отдан был, здешнему причту, один деревянный, одноэтажный дом, крытый тесом, с двумя деревянными, в один этаж, флигелями и прочими службами. В одном из флигелей живет священник, в другом – один псаломщик. Всей земли под домами и усадьбами 650 квадр. саж. Другому псаломщику, на наем квартиры, дается от церкви 15 р. сер. в месяц. При входе на кладбище есть еще деревянный дом для вдов и сирот духовного звания и – большой, на кладбище, сарай, для церковных принадлежностей. В Мартышкине здешней церкви принадлежит деревянная часовня. Приписных церквей две: Лазаревская – на кладбище, каменная, устроенная из часовни и освященная 9 марта 1852 года и церковь Богородицы «Утоли моя печали» на даче Дундукова-Корсакова, по дороге к Ораниенбауму, устроенная в 1798 г. Мариею Васильевною Дундуковою-Корсаковой; она деревянная, холодная.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Михаил Виноградов. Фотография. 80-е гг. XX в. Михаил Александрович, прот. (1809, с. Заборовские Гаи Ряжского у. Рязанской губ.- 30.01.1888, Рязань), регент, духовный композитор. Сын свящ. Александра Виноградова, к-рый служил в церкви с. Заборовские Гаи, родового имения Скобелевых. С 1819 по 1827 г. В. был певчим архиерейского хора. Обучался в Рязанской, а затем в Тверской ДС. Развитию музыкальных талантов В. способствовал архиеп. Сергий (Крылов-Платонов), известный особой любовью к пению. Вскоре В. стал помощником регента. С 1827 по 1870 г. служил регентом архиерейского хора; до 1834 г. находился постоянно в С.-Петербурге. Ранее сопровождал еп. Евгения (Казанцева) в С.-Петербург с отд-нием хора. 8 нояб. 1834 г. архиеп. Рязанским Евгением (Казанцевым) В. был рукоположен во диакона кафедрального собора; 31 мая 1843 г. свт. Гавриилом (Городковым) хиротонисан во иерея рязанской Благовещенской ц.; 16 янв. 1845 г. переведен в Борисоглебский храм г. Рязани. В течение 12 лет безвозмездно служил в церкви рязанского тюремного замка. В 1869 г. В. переведен ключарем кафедрального собора, с 1870 г. служил в Екатерининской ц. Рязани. В том же году В. архиеп. Алексием (Ржаницыным) был утвержден духовником по благочинию прот. Харалампия Романского. С 1876 по 1879 г. состоял членом попечительства о бедных духовного звания. 23 апр. 1879 г. возведен в сан протоиерея. В это время В. получил ряд церковных наград. В 1887 г. был вызван в Москву, где хор московских синодальных певчих чествовал В. исполнением его сочинений. В последние годы жизни по причине расстроенного здоровья В. вынужден был оставить архиерейский хор и все свободное от пастырских трудов время посвятил переложению обиходных напевов догматиков , причастнов , стихир и изданию их. Похоронен на Лазаревском кладбище г. Рязани, рядом с супругой. В. известен как композитор, продолживший направление в духовно-музыкальном творчестве, заложенное директором Придворной капеллы А. Ф. Львовым , к-рого считал своим наставником, В. был близко знаком с прот. П. И. Турчаниновым , духовным композитором А. П. Есауловым , регентом Чудовского хора Ф. А. Багрецовым . В. принадлежит множество духовно-муз. произведений. Они отличаются простотой, отсутствием внешних эффектов.

http://pravenc.ru/text/158704.html

ДАВЫДОВ ДЕНИС Васильевич (1784–1839) – поэт, герой Отечественной войны 1812 г., генерал-лейтенант (1831), военный писатель. Был близок к декабристам и А.С. Пушкину. Автор военно-исторических работ, трудов по теории партизанских действий. ДАЖ БОГ (Дажьбог, Даждьбог) – бог солнца и небесного огня в славяно-русской мифологии, покровитель наследия, богатства, сын Сварога. Упоминается обычно вместе со Стрибогом. В «Слове о полку Игореве» русские – внуки Дажбога. Его идол стоял на одном из киевских холмов. У западных славян ему, по-видимому, соответствовал Дабог. ДАМАСКИН ИОАНН , преп.– см. Иоанн Дамаскин . ДАМАСКИН ГЛУХОВСКИЙ (в миру – Цедрик, ок. 1880–1943) – епископ Глуховский, викарий Черниговской епархии; арестован в 1925 г. (вместе с митрополитом Петром); находился в Одесской тюрьме; выслан в Туруханский край, в конце 1928 г. освобожден, приехал в Москву. В 1929 г. вновь арестован и выслан на Соловки (с ноября 1929 по 1934 г.). В 1934 г. несколько месяцев пробыл на свободе, но в ноябре 1934 г. снова арестован, сослан в Казахстан. В 1935 г. арестован в Казахстане, отправлен в Сибирь, где погиб в лазарете одной из сибирских тюрем (данные прот. Польского; см.: Регелъсон Лев. Трагедия Русской Церкви 1917–1945. Париж: YMCA-Press, 1977. С. 578–579). ДАНИЛЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ (1822–1885) – ученый-натуралист и философ, публицист, социолог, идеолог панславизма; создатель концепции «культурно-исторических типов» (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал «славянский» тип. В главном своем сочинении «Россия и Европа» (1869) Д. представляет особую теорию панславизма, которая образует связующее звено между идеями славянофилов и национализмом. ДАНТОН , Жорж-Жак (1759–1794) – деятель Французской революции, один из вождей якобинцев. Участвовал в подготовке восстания 10 августа 1792 г., свергнувшего монархию, в развертывании в августе-сентябре 1792 г. обороны революционной Франции от интервентов. С 1793 г. занимал умеренную позицию по отношению к жирондистам. Осужден Революционным трибуналом, казнен.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сеич А. С. (А. А. Панов), автор известной Чехову статьи «Ссылка на остров Сахалин» – 134, 135, 798, 829, 843, 858, 893 Селиванов, смотритель Александровской тюрьмы, убит ссыльнокаторжным Васильевым, хлебопеком, за жестокое обращение (1883 г.) – 163, 294, 305, 497, 838, 870, 872 Семенов Василий (р. 1850), вольный колонизатор, мещанин – 215, 547, 853 Семенов Яков Лазаревич, владивостокский торговец скотом и морской капустой, автор сообщения о морской капусте, опубл. в газ. «Владивосток» – 183, 291, 517, 636, 842, 869, 892 Серебряков Григорий Иванович (р. 1815), поселенец Поро-ан-Томари – 195, 529 Сибиряков Александр Михайлович (1849–1893), судовладелец, исследователь морского торгового пути из Европы в Сибирь – 35, 772, 773 Сивокобылка Яков Андреевич (р. 1841), крестьянин из ссыльных, женат на гилячке (р. 1857); сын Григорий (р. 1879) – 157, 265, 488, 599, 600, 708 Сизов, поселенец Верхнего Армудана, картежник – 147, 148 Сизова Авдотья Прохоровна (р. 1840), поселка Рыковского – 157, 488, 713 Сименс, фокусник, гастролировавший на Дальнем Востоке в конце 1880-х годов – 42, 802 о. Симеон Казанский (поп Семен), священник анивской, корсаковской церквей в 1870-х гг., «легендарная личность» – 206, 301, 302, 309, 539, 645, 646, 654, 850, 851, 871, 874 Синельников Николай Петрович (1805–1894), генерал-губернатор Восточной Сибири (1872–1876), сменивший М. С. Корсакова (1869–1872) – 97, 215, 819 Синцовский, врач, автор известной Чехову корреспонденции – 310, 357–358, 890 Скальковский Константин Аполлонович (1843–1905), горный инженер, автор известного Чехову исследования – 51, 135, 389, 747, 802, 805, 806, 810, 830, 831, 868, 888 Скобелев Михаил Дмитриевич (1843–1882), русский генерал, приобрел особую известность в период русско-турецкой войны 70-х гг. – 14, 767 Скорин, поселенец Второго Аркова, умер с голода в 1890 г. – 123, 124, 451, 452 Слепушкин, подполковник, нач. военной команды – 341, 687, 882 Смирнов Василий Тихонович (р. 1827), крестьянин из ссыльных во Владимировке, слесарь, охотник, сослан за подделку кредитных бумаг – 205–206, 538, 626, 737, 850

http://predanie.ru/book/221179-iz-sibiri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010