Слово «пост» в Новом Завете не употребляется без слова «молитва». Из Ветхого Завета мы знаем, что такое пост. Поститься – это в первую очередь смирять душу. Бог говорит: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал… Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис.58:4,5,7). Дать одежду нагому, прийти к больному или к заключённому, накормить голодного – вот что такое пост. Пост теряет всякий смысл, если он не сопровождается молитвой: без молитвы он становится нелепой и вредной для здоровья диетой. Христос призывает нас переориентироваться с внешнего на внутреннее: умыть лицо и помазать голову перед началом поста, а не тогда, когда он окончился. Смирение души должно совершаться радостно и добровольно. Пост, молитва и милостыня – это нечто неразделимое, это фундамент, основа христианства, нашего личного делания и жизни во Христе. И об этом тоже говорится в Библии, в книге Товита: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью» (12:8). Лишь постясь, молясь и давая милостыню, мы можем стать христианами. Если же мы избираем из того, к чему нас зовёт Христос, не всё, а что-то одно, пост или доброделание без молитвы, или же, наоборот, молитву без доброделания и т. п., тогда у нас не получается ни то, ни другое, ни третье… Собирайте сокровища на небе В Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди, Иисус говорит ученикам Своим: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19–21). В жизнеописании св. Лаврентия – диакона, жившего в Риме и принявшего мученическую смерть в 258 г., есть замечательное место. На вопрос римского чиновника: «Где ваши сокровища?» (а в Риме были богатые христиане) – он показал на вдов и сирот, которых в это время кормили в храме, и сказал: «Вот наши сокровища». Это очень хорошая иллюстрация к тому, что является сокровищем для христианина.

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

Слово «пост» в Новом Завете не употребляется без слова «молитва». Из Ветхого Завета мы знаем, что такое пост. Поститься — это в первую очередь смирять душу. Бог говорит: «Вот, вы поститесь для ссор и распрей… Таков ли тот пост, который Я избрал… Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» (Ис 58:4,5,7). Дать одежду нагому, прийти к больному или к заключённому, накормить голодного — вот что такое пост. Пост теряет всякий смысл, если он не сопровождается молитвой: без молитвы он становится нелепой и вредной для здоровья диетой. Христос призывает нас переориентироваться с внешнего на внутреннее: умыть лицо и помазать голову перед началом поста, а не тогда, когда он окончился. Смирение души должно совершаться радостно и добровольно. Пост, молитва и милостыня — это нечто неразделимое, это фундамент, основа христианства, нашего личного делания и жизни во Христе. И об этом тоже говорится в Библии, в книге Товита: «Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью» (12:8). Лишь постясь, молясь и давая милостыню, мы можем стать христианами. Если же мы избираем из того, к чему нас зовёт Христос, не всё, а что-то одно, пост или доброделание без молитвы, или же, наоборот, молитву без доброделания и т. п., тогда у нас не получается ни то, ни другое, ни третье… Собирайте сокровища на небе В Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди, Иисус говорит ученикам Своим: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:19-21). В жизнеописании св. Лаврентия — диакона, жившего в Риме и принявшего мученическую смерть в 258 г., есть замечательное место. На вопрос римского чиновника: «Где ваши сокровища?» (а в Риме были богатые христиане) — он показал на вдов и сирот, которых в это время кормили в храме, и сказал: «Вот наши сокровища». Это очень хорошая иллюстрация к тому, что является сокровищем для христианина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Так бывает и в любви: сначала человек любит, хотя и не знает, почему и за что. А уже прожив жизнь, он может объяснить: вот это мне любо в этом человеке, вот это любо. То есть сначала любовь, а потом уже объяснение. «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет», хотя и крестится. Многие на вопрос: «Веруешь ли ты в Бога?» – отвечают: «Я крещеный», забывая о том, что и Маркс был крещен, и Гитлер, и Ленин, и Сталин, и Лаврентий Павлович Берия, наверное, тоже был крещеный человек. Но крещение само по себе не спасает, потому что это не магический акт: что-то поколдовали, и ты спасен. Нет, крещение начинает действовать в человеке, когда у него есть вера, а если веры нет, крещение лежит втуне. Вот у нас вся страна крещеная, но пока что-то толку от этого никакого не видно. Все только приходят и крестятся, а зачем они это делают, объяснить не могут – хочу и все. Говорят: у меня прабабушка была крещеная, у меня прапрапрадедушка был крещеный, поэтому я хочу креститься. То есть никакого вразумительного ответа человек дать не может. Сердце заставляет это делать, сердце чувствует, что это надо, а ум не в состоянии осмыслить – настолько уже закоснел, что у него нет никакого ресурса, чтобы в это погрузиться, это изучить, чтобы догнать работу сердца. Поэтому процесс осмысления может быть очень длительным. «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками». Могут даже взять в руки змею ядовитую; если даже кто смертельное выпьет, не повредит им; а если возложат руки на больных, то они встанут здоровыми. Вот такие признаки сопровождают верующих во Христа. И если мы проверим, как это у нас получится, мы увидим, что ничего такого не происходит. Следовательно, по определению никакой веры христианской у нас нет, потому что, если имеешь веру с горчичное зерно и скажешь горе: двигнись и вверзись в море, – она пойдет и вверзется.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Так и Господь, зная, что намеревался сделать Иуда, старался отклонить его от этого многими знаками Своего благоволения и побуждающими к исправлению предсказаниями, возвещая ему «горе» и говоря: «лучше было бы этому человеку не родиться» ( Мф.26:24 ), хотя и не уразумел несчастный. Если же они, как говоришь ты, оплакивают эту Иудину кончину и не желают такой участи никакому христианину, и, находясь вне себя от невыносимой скорби, ищут утешения, то такое отношение жителей, о котором ты рассказываешь, означает то, что жители противятся Христу и отверзают диаволу дверь для погубления достойных утешения. Горе поступающим так, ибо они – сотрудники диавола. Поэтому хорошо сделал господин Макарий, духовный отец, что утешил тех людей; хорошо сделал он, что и принимал пищу в том доме; и никто из христиан пусть не сомневается делать то же. Но так как речь идет об епитимии, не потому, чтобы они были виновны, – ибо «каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление», как сказано в Писании, «и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов», и обратно ( Втор.24:16 ), – но для утешения; то пусть они в течение одной четыредесятницы воздержатся от вкушения мяса, равно как и от причащения Святых Таин. В церковь же на молитву пусть ходят, оставаясь там до удаления оглашенных, и принадлежащую несчастному часть пусть отдадут бедным. Ибо совершать приношение и Литургию за него отнюдь не должно, а милостыня пусть будет, ибо она приносит пользу и неверному, как говорит Златоуст; притом и по удавлении Иуды сребренники были отданы на погребение странников. Пусть поставят и животворящий Крест на том месте, где он удавился; ибо самый этот Крест был поставлен на лобном месте, потому что там находился череп умершего Адама, отчего оно и получило свое название. Вот, что мы можем сказать на основании Писаний, увещевая потерпевших это прекратить многую скорбь и с благодарностью и добрыми делами служить благому Богу, а жителей селения убеждая, чтобы они, оставив дурное расположение, по-прежнему имели общение с тем домом, во Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Так святой Лаврентий 114 , лежа на раскаленной железной решетке, почивал подобно путнику, лежащему на мягком одре; позорный во времена язычества крест Андрей Первозванный целовал, как чертог царский; дождь камней, как капли благодатной росы, принимал на себя первомученик Стефан. Всякий, пребывающий в столь многих бедах и приближающийся уже к смерти, если все это встречалось ему согласно воле и повелению Божию и он готов был добровольно потерпеть все ради Бога, тот поистине совершил величайший подвиг, как и должно быть; ибо мы все получили от Бога как телесные, так и душевные дары, и какое же исключение из них может быть, чего бы мы были вправе не отдавать Богу? Следовательно, школьное изречение: «Нет ни одного правила без исключений» здесь неприложимо. Правило господства Божественной воли без всяких исключений: всякий желающий жить по воле Божией обязан самого себя и все поступки, пожелания и мысли сообразовать с волей Божией. Один наставник внушал своим ученикам следующее: «Помните крепко учение человека, которого Бог избрал по сердцу Своему, царя Давида, который говорил Богу о самом себе: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое ( Пс 107,2 ), оно готово благодарить Тебя во время для меня благоприятное, готово и во время злополучное. Хочешь Ты поставить меня пастырем словесных овец? Хочешь вручить мне царскую власть? Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. Если же Ты, Господи, скажешь мне: “не хочу тебя... нет Моего благоволения к тебе”, то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно ( 2Цар 15, 26 ). Вот достойное благочестивого царя глубочайшее смирение сердца и полное отречение своей воли. Ибо что значат слова: “не хочу тебя”? Это значит – не хочу, чтобы ты был царем, не хочу, чтобы продолжал свою жизнь; – я готов повиноваться Тебе, Господи, говорит Давид. Все тяжкие испытания Давида, постигавшие его по Божиему допущению, он переносил с глубочайшим смирением: гонение от Саула, возмущение против него злонравного зятя и злейшего сына Авессалома, покушавшегося на лишение отца венца царского и на самое его здоровье, укрывательство его от преследования врагов в пещерах и логовах звериных, кроткое перенесение оскорблений и бросание в него камнями – во всем этом Давид смиренно покорялся воле Божией, говоря: “Да сотворит Господь со мной по благому Своему усмотрению”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

То обстоятельство, что во дни православной страстной седмицы кругом раздавались звуки светлого праздничного ликования, еще более углубляло чувство сиротства, еще более сближало переживания православных с пережитым апостолами и мироносицами. Всеведующий Спас наш предвидит эту опасную возможность навязчивого сознания сиротства и посему оставил верующим утешительное обетование: «Я не оставлю вас сиротами» ( Ин. 14:18 ). «Я с вами во все дни, до скончания века. Аминь» ( Мф. 38:20). «Вот Я стою при двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь. Я войду к нему и буду вечерять с ним и он со мною ( Апок. 3:20 ). «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». ( Мф. 18:20 ). «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы она и забыла, то Я не забуду тебя» ( Ис. 49:15 ). Слово Господне непреложно. Пребывание Господа с верующими никогда не прекращалось. Неопровержимые доказательства общения Христа с верными запечатлены на всех страницах истории Церкви. Приспело время и поприще святых апостолов заняли преемники их, не слышавшие и не видевшие Христа лично. Но и к ним Христос, всегда пребывающий в Церкви, был неизменно близок. И они не были сиротами. Со сверхчеловеческим мужеством шли проповедники и исповедники Христа на самые ужасные мучения, то посмеиваясь над мучителями, то с радостью славя Бога, то наставляя и укрепляя братий по вере. Когда архидьякона Лаврентия положили на раскаленную докрасна железную решетку и бок его прогорел на огне, он обратился к мучителям: «этот бок изжарился, переверните на другой». Про святого мученика Федора мученические акты повествуют, что он сгорая в пламени, пел хвалу Богу, как бы находясь в месте прохлаждения. Святой Киприан утешает своих соузников «блаженны связанные ноги, спешащие в рай». Женщины и малые дети соперничали с мужами в мужестве. На месте каждого замученного становились сотни и тысячи готовых принять мучения. Кровь мучеников поистине становилась семенем христианства. Языческий мир уставал изобретать пытки и казни и сам пал к ногам Христа. Христос неизменно пребывал в Своей церкви со Своими верными учениками, сам укреплял их, утешал, ободрял, умудрял и чрез них покорил противников Своих. «Победил Ты меня, галилеянин», возопил умирающий Юлиан Отступник и в этом вопле слышится вопль побеждаемого Христом христоборчества.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Тут создавалась " душа живая " , вводилось нечто такое, чего не было в существующем первобытном веществе, и действительно, бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара - творить из ничего. " И сотворил Бог рыб больших, и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую, по роду ее " . Новейшие геологические исследования разъясняют и дополняют это краткое повествование бытописателя. Спускаясь в глубь земных наслоений, геологи достигают такого слоя, в котором впервые появляется " душа живая " . Этот слой, следовательно, колыбель животной жизни, и в нем встречаются простейшие животные организмы. Самая древняя " душа живая " , какая только известна геологии, есть, так называемый, Эозоон канадский, найденный в самых нижних наслоениях, так называемого, Лаврентийского периода. Затем появляются кораллы и инфузории, а также ракообразные организмы различных пород, а еще выше выступают исполины пресмыкающиеся чудовища и ящерицы. Из них особенно известны ихтиозавр, гилеозавр, плезиозавр и птеродактиль. Все они поражают своими исполинскими размерами. Ихтиозавр имел до 40 футов длины, с видом ящерицы, с головой дельфина, с зубами крокодила и хвост снабжен кожистым рыбьим плавником. Гилеозавр имел до трех саженей в рост и представлял страшный вид ящерицы. Плезиозавр имел вид гигантской черепахи с длинною шеею в 20 футов, с маленькой змеиной головой и жалом в 6 футов длины. Птеродактиль - был как бы летающий дракон, с крыльями, длинной головой, крокодиловыми зубами и тигровыми когтями, - вообще похожий на летучую мышь, но огромных размеров. Некоторые из этих чудовищ встречаются еще и теперь, но только теперешние представители их - ничтожные карлики в сравнении со своими предками. Так ослабла производительная сила стареющей земли! " И увидел Бог, что это хорошо! И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воду в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечерь, и было утро: день пятый " . В шестой " день " мира, по слову Божию, земля произвела душу живую, и появились на земле животные, то есть скоты, гады и звери; и, наконец, сотворил Бог человека - мужчину и женщину, по образу и подобию Своему, то есть по духу похожими на Себя. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1984...

– Учитель! Имею я сына, хромого на обе ноги, умоляю тебя исцели его; если ты исцелишь его, то и я уверую в того Бога, Которого ты проповедуешь. Святой же сказал ему: – Зачем ты так искушаешь Бога, Который явно покажет лукавство твоего сердца? Сказав это, Иоанн послал к сыну его с такими словами: – Во имя Христа Бога моего, встань и приди ко мне. И тот, тотчас встав, пришел к святому здоровым; а отец в тот же час за это искушение охромел на обе ноги и от сильной боли с криком упал на землю, умоляя святого: – Помилуй меня, святитель Божий, и исцели меня именем Христа, Бога твоего, ибо я верую, что нет иного Бога, кроме Его. Тронутый мольбами, святой исцелил жреца и, научив вере, крестил его во имя Иисуса Христа. Утром пришел Иоанн на место, где лежал человек, страдавший водянкой и не встававший с постели 17 лет. Апостол исцелил его словом и просветил святым крещением. В тот же день прислал за Иоанном человек, ставший игемоном после зятя Миронова, Лаврентия, усердно умоляя святого прийти в его дом; ибо жене игемоновой, бывшей непраздной, настал час родить, и она весьма страдала, будучи не в силах разрешиться от бремени. Апостол скоро пришел и едва только ступил на порог дома, как жена тотчас родила, и болезнь облегчилась. Увидев это, игемон уверовал во Христа со всем домом своим. Прожив там три года, Иоанн отошел в другой город, жители которого помрачены были тьмою идолопоклонства. Когда он вошел туда, то увидал народ, празднующий бесам, и несколько связанных юношей. И спросил Иоанн одного из стоящих там: – Для чего связаны юноши сии? Человек тот ответил: – Мы почитаем великого бога – волка, которому совершаем ныне праздник; ему-то эти юноши и будут заколоты в жертву. Иоанн попросил показать ему их бога, на что человек тот сказал: – Если хочешь видеть его, подожди до четвертого часа дня; тогда ты увидишь жрецов идущих с народом на то место, где является бог; пойди с ними, и ты увидишь нашего бога. Иоанн же сказал: – Вижу, что ты человек добрый, я же пришел; умоляю тебя, сведи меня сейчас же на то место сам: ибо весьма я желаю видеть вашего бога; и если ты покажешь мне его, я дам тебе драгоценный бисер.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Это становится особенно очевидным, когда человек лицом к лицу стоит перед своею кончиною и перед Господом, когда он остается ни с чем, кроме тех добрых дел, ради Христа совершенных, которые идут вслед за этим человеком. И Господь говорит нам сегодня в Евангелии, чтобы мы учились делам милосердия, чтобы мы щедро делились со всеми нуждающимися тем, что у нас есть, и знали, где наше настоящее сокровище. Чтобы мы знали это так, как это знали святые. Есть рассказ об одном подвижнике Древней Римской Церкви - священномученике Лаврентии. Во времена гонений на христиан со стороны императора Декия архидиакона Лаврентия схватили воины императора и, подведя его к царю, стали требовать: " Скажи, где находятся церковные сокровища, которые ты спрятал? " " Дайте мне три дня, - ответил Лаврентий, - и я открою вам сокровища " . Через три дня, собрав множество вдов, сирот, нищих, слепых, хромых и больных, которых всегда питала Церковь, он привел всех их к императору и сказал: " Вот это и есть настоящее сокровище Церкви. В них, как в сосудах, заключены нетленные сокровища, и кто влагает в них свое богатство, тот умножает имение, так что с избытком получит его в Царствии Небесном " . И, действительно, нам принадлежит только то, что мы можем отдать другим, и то, что мы отдаем, становится неотъемлемым от нас. Все материальное, что мы хотим сохранить для себя, будет отнято от нас, потому что оно не принадлежит нам и будет нам только в суд и во осуждение. Говоря об умножении имения в Царствии Небесном, задумаемся с вами о том, в чем, на самом деле, заключается смысл поста? Когда мы слышим слово " сокровище " , то понимаем, что смысл нашего поста именно в том и заключается, чтобы мы приобрели то сокровище, которое находится не где-то далеко, но внутри нас, как Царство Небесное: то есть как то, что для нас сокровенно. То сокровище, которое, как говорит Христос в одной из своих притч об этом Царстве, сокрыто на поле, и найдя которое, человек с радостью идет и продает все, что он имеет: все свои богатства, все, что он ценил, все, что было для него дорого.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_19...

ЯРОСЛАВСКАЯ, обн. 10(23)01.1924 18.04(01.05)1925 САРАТОВСКАЯ, обн. 18.04(01.05)1925 19.08(01.09)1925 СВЕРДЛОВСКАЯ, обн. 19.08(01.09)1925 09(22)09.1926 УРАЛЬСКАЯ, обн. 19.08(01.09)1925 09(22)09.1926 ВОРОНЕЖСКАЯ, обн. 09(22)09.1926 08(21)06.1935 ВОРОНЕЖСКАЯ, обн., паки 03.1942 ЯРОСЛАВСКАЯ, обн., паки 21.11(04.12)1943 КОСТРОМСКАЯ, обн. 08(21)11.1943 СУМСКАЯ, паки 21.11(04.12)1943 31.03(13.04)1945 ВИЛЬНЮССКАЯ 31.03(13.04)1945 05(18)11.1948 в/у РИЖСКАЯ 31.03(13.04)1945 08(21)08.1947 НИЖЕГОРОДСКАЯ 05(18)11.1948 01(14)08.1961 Корнилий Соболев КАШИРСКАЯ 17.09.1917 08(21)01.1920 НОВОСИЛЬСКАЯ 08(21)01.1920 ВЯЗНИКОВСКАЯ в/у ВЛАДИМИРСКАЯ 12.1919 в/у СУЗДАЛЬСКАЯ ВЛАДИМИРСКАЯ ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 06.1926 21.03(03.04)1933 Корнилий Якобс в/у ТАЛЛИННСКАЯ 07(20)07.1990 02(15)09.1990 ТАЛЛИННСКАЯ 02(15)09.1990 КАЗАНСКАЯ 29.12.1581 ЛЬВОВСКАЯ (1165) Косма Грек ПОЛОЦКАЯ после 1156 ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ Кронид Мищенко ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ 06(19)09.1992 24.08(06.09)1993 Ксенофонт Троепольский СВИЯЖСКАЯ 15.01.1800 24.02.1800 ВЛАДИМИРСКАЯ 24.02.1800 03.07.1821 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 03.07.1821 23.01.1832 Лаврентий ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ (XII в.) Лаврентий КАЗАНСКАЯ 02.02.1568 13.07.1574 Св. Лаврентий ТУРОВСКАЯ 29.01.1194 Лаврентий (в/у?) СМОЛЕНСКАЯ Лаврентий (в сх. Левкий) ТВЕРСКАЯ 16.04.1654 26.07.1657 КАЗАНСКАЯ 26.07.1657 11.11.1672 Лаврентий Бакшеевский ДМИТРОВСКАЯ 19.01.1819 26.09.1820 ЧЕРНИГОВСКАЯ 26.09.1820 14.03.1831 Лаврентий Баранович ВЯТСКАЯ 06.08.1774 13.03.1796 Лаврентий Горка АСТРАХАНСКАЯ 08.09.1723 07.09.1727 ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 22.05.1727 11.05.1731 РЯЗАНСКАЯ 11.05.1731 26.09.1733 ВЯТСКАЯ 26.09.1733 09.04.1737 Сщмч. Лаврентий Князев БАЛАХНИНСКАЯ 19.02.1917 24.10(06.11)1918 в/у НИЖЕГОРОДСКАЯ 15(28)03.1918 25.09(08.10)1918 Лаврентий Некрасов КУРСКАЯ 22.03.1898 17.06.1904 ТУЛЬСКАЯ 17.06.1904 15.02.1908 Лаврентий Терлецкий ПЕРЕМЫШЛЬСКАЯ (1535) Лазарь ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 12.11.1105 16.09.1118 /Лазарь I СМОЛЕНСКАЯ Лазарь II СМОЛЕНСКАЯ Лазарь Баранович ЧЕРНИГОВСКАЯ 08.03.1657 03.09.1693 в/у КИЕВСКАЯ 12.1657

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010