Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. 424 Нельзя сказать, что католический Запад действует согласно духу евангельскому, христианскому. Отделившись от Вселенской Церкви, он перетягивает на свою сторону сначала умы и души, а затем и канонические территории исконно православных народов. Об этом отец Зосима говорил следующее: «Идет путем скорбей Церковь Христова до сего дня. Гонения, ненависть, духовные расколы в Церкви, ненависть к единству Церкви, хоть святые отцы и заповедовали нам: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь " ». 425 «Печаль только за Украину нашу: в сатанинском безбожии, в нищете, в национализме сатанинском пребывает сейчас Украина, во злобе к земле Русской пребывает, антирусская пропаганда несется. Против русского языка восстают, какой-то западенский язык нам навязывают, который и сами они мало понимают, – полупольский, полумадьярский, полу Бог знает какой, полурумынский, смесь какая-то, полунемецкий язык этот. Нападение на веру православную, расколы, тьма какая-то, смерч какой-то над Украиной стоит тяжелый, только лишь надежда на Русь Святую». 426 Проблема еще видится в том, что элита, управляющая государством, удалена от жизненных интересов простого верующего народа, который не только не хочет отделения от Матери-Церкви, но и готов жизнь свою положить за ее единство. Одним из таких ревностных представителей Святой Руси является святой преподобный Лаврентий Черниговский , говоривший: «Уходят в раскол и в ересь только недостойные милости Божией и великие грешники, которые не хотят знать: «Верую во Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь !» Господь Иисус Христос создал одну Церковь (а не Церкви), которую не одолеют и врата адовы. Одна только Церковь Православная, Святая Соборная и Апостольская. Другие, называющие себя Церквами, не Церкви, а плевелы диавола среди пшеницы и скопища диавола».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Древних бунтовщиков против священноначалия Господь тотчас наказал, а наших положил «соблюдать ко дню суда, для наказания» ( 2Петр. 2:9 ). Чем же можно доказать сектантам, что они заблуждаются, когда отвергают истинных пастырей? Если сектанты в своем отвержении пастырей ссылаются на ( 1Петр. 2:5, 9 ), то следует заставить их прочитать того же послания главу 5-ю с 1-го стиха, где Ап. Петр пишет христианам: «пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» ( 1Петр. 5:1–4 ). Если же пастыри были при Апостоле Петре, то должны быть они и у нас, а сектанты, как отвергнувшие пастырей, не принадлежат к стаду Божию, и Христос Господь не благоволит к ним, ни к поколебавшимся в вере ( Евр. 10:38 ). Иерарх Время вступления Андрей Первозванный, Апостол Стахим, из учеников Христовых (октября 31) Онисим Поликарп Плутарх Седекион или Седекия Диомен или Диоген Елевферий Феликс (св. апреля 15) Афиноген Евзоий Лаврентий Алипий Пертинакс Олимпиои Кириак I (из Кирилльак) Кистин (Кастин или Константин) Тит (июля 4), (Трат) Тарат Домитиан (Дометий), Димитрий Пров (святый) Митрофан I Александр I (августа 30) Павел I Омологит Евсевий Павел I (во второй раз) Македоний (арианин) Павел I (в третий раз) Македоний (во второй раз) Павел I (в четвертый раз) Македоний (в третий раз) Евдоксий Евагрий Димофил, еретик Григорий I Богослов Нектарий I, партиарх Константинопольский, окт. 11 Иоанн I Златоуст Арсакий Сисинний I Несторий, еретик Максимиан Прокл (октября 24) Флавиан, блаженный Анатолий (июля 31) Геннадий I Акакий Флавитас, Фраитас, Фравита, Флавиан, еретик Евфимий (Всехвальный) Македоний II Тимофей Иоанн II, Каппадокиец Епифаний Анфим, еретик Евтихий Иоанн III Евтихий (во второй раз)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Его крещение есть крещение не только водою, каковым было крещение Иоанново, но и Духом Святым, так что каждый верующий во Христа возрождается тем Духом ( Мф. 3:13 ; Лк. 3:4 ; Мк. 1:8 ). Отсюда голос Отца, раздавшийся над Крещенным: «Я ныне родил Тебя» (Пс 2.7); он указывает не на тот один преходящий день, в который Он крестился, но на вечный, неизменяемый день, с целью засвидетельствования, что этот человек имеет отношение к личности Единородного ( Евр. 1:5, 5:5 ): ибо где день не начинается концом вчерашнего и не кончается началом завтрашнего дня, там он всегда – нынешний. Итак, креститься в воде от Иоанна Он пожелал не затем, чтобы омыть какую-нибудь скверну Свою, но чтобы засвидетельствовать великое смирение. Крещение так же ничего не нашло в Нем, что бы омыть, как смерть ничего не нашла, что наказать; и дьявол , сраженный и побежденный не силою власти, а истинностью правды, так как весьма несправедливо предал Его смерти без всякой вины греха, по справедливости отпустил через него тех, которых удерживал виной греха. Итак, то и другое, т.е. и крещение, и смерть, было принято ради известного разделения, не по необходимости, заслуживающей сожаления, но милующей волей для того, чтобы Один взял на Себя грех мира, как один послал грех в мир, т.е. на весь род человеческий. 50. Разница только в том, что тот послал один грех в мир. Этот же уничтожил не только его, но вместе и все добавленные к нему. Поэтому апостол говорит: «И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений» ( Рим. 5:16 ). Потому что тот один грех, который передается из рода в род, даже если и остается только одним, подвергает осуждению; благодать же оправдывает человека от многих преступлений, когда он кроме этого одного, общего у него со всеми первородного греха, совершил много и своих собственных. 51. Поэтому он же говорит: «Как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем... оправдание к жизни» ( Рим. 5:18 ), показывая, что никто, рожденный от Адама, не изъят из осуждения и никто не освобождается от него, кроме возрожденного во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

желающего и не... подвизающегося, но... милующего Бога», чтобы все приписывалось Богу, Который и приготовляет доброе желание человека для того, чтобы помочь ему и помогает приготовленному – остается правильным. Ибо доброе желание человека предшествует многим дарам Божиим, но не всем; каким же не предшествует, и в тех оно налицо. О том и другом читаем в св. Писании: «и милость Его предварит меня» ( Пс. 22:6 ). Нежелающего предваряет, чтобы он желал; желающего сопровождает, чтобы желал не напрасно. И почему мы получаем увещание молиться за наших врагов ( Мф. 5:44 ), когда они не хотят жить благочестиво, если не потому, что Бог производит в них и желание? Равным образом, почему мы увещаемся просить, чтобы получить ( Мф. 7:7 ), если не потому, что все, что мы желаем, исполняется Тем, Кем создано самое наше желание? Следовательно, мы молимся о наших врагах, чтобы милость Божия предварила их так же, как она предваряет и нас, о себе же молимся, чтобы милость Его сопутствовала нам. 33. Итак, род человеческий находился под праведным осуждением и все были чадами гнева. Об этом гневе написано: «ибо все дни наши исчезли и мы исчезли во гневе Твоем, лета наши как паучина замышлялись» ( Пс. 89:9 ). Об этом гневе говорит и Иов: «ибо человек, рожденный женой, краток жизнью и исполнен гнева " ( Иов. 14:1 ). Об этом гневе говорит и Господь Иисус: «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не имеет жизни, но гнев Божий пребывает на нем» ( Ин. 3:36 ); не говорит: придет, но «пребывает». С ним рождается каждый человек. Поэтому апостол говорит: «были и мы по природе чадами гнева, как и прочие» ( Еф. 2:3 ). Так как в этом гневе люди были вследствие первородного греха, тем более тяжкого и гибельного, чем более грехов они прибавили к нему, то необходим был Ходатай, т.е. Примиритель, Который утишил бы этот гнев принесением единичной жертвы. Об этом апостол говорит: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись... ныне... Кровью Его, спасемся Им от гнева» ( Рим. 5:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Затем В.Н. Уваров предоставил слово некоторым актерам театра «Странник» (Вероника Кривошеева-Сергиенко, Светлана Бакулина ), композиторам Татьяне Михайловне Павловой, Алле Михайловой, Антону Медведскому, певице Карине Лаврентьевой, которые выступили с великолепным концертом. Петербургский историк, к.и.н., выпускающий редактор «Русской народной линии» и постоянный автор «Православного радио Санкт-Петербурга» Дмитрий Игоревич Стогов в своем коротком выступлении подчеркнул важность сохранения традиций православной трезвости, что представляется необходимым, учитывая серьезность проблемы спаивания народа, когда ежегодно десятки тысяч людей умирают от пьянства. Именно Православное радио с момента его создания стало рупором православного трезвеннического движения, у истоков которого стоял один из создателей и авторов радио – Владимир Алексеевич Михайлов. Д.И. Стогов напомнил, что еще в 1859 г. Святейший Синод постановил учредить по всей России общества трезвости, которые, помимо избавления страждущих от порока пьянства, занимались также активной просветительской работой. Выступающий показал собравшимся старинную книгу 1903 года издания – «Приключения двух кораблей, или Рассказы о царстве вечного холода» Н.А. Рубакина, на которой стоит печать Буйского (Костромская губерния) уездного комитета Попечительства о народной трезвости. Руководители дореволюционных обществ трезвости, как и их последователи в наше время, понимали и понимают, как важна просветительская работа среди народа, в том числе создание библиотек-читален, демонстрация православных фильмов и пр. Ибо, как говорил Спаситель, а вслед за Ним святые отцы: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого» (Лк. 11, 24-26). В заключение Д.И. Стогов выразил уверенность, что Православное радио и впредь останется путеводной звездой на ниве утверждения православной трезвости.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/16/20...

«И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю» ( Откр. 13:3 ). Есть два взаимодополняющих объяснения этого стиха. Первое, что антихрист будет как бы смертельно ранен, но исцелится силой сатаны. То есть произойдет инсценированное покушение, которое закончится мгновенным, якобы чудесным, исцелением. Это будет некий колдовской морок, наведенный на людей. Есть второе толкование, связанное с первым. Оно очень древнее – восходит к святому Иринею Лионскому , получившему его от самого Иоанна Богослова. Согласно второму толкованию, смертельная рана означает, что после этого «чуда» антихрист восстановит глобальную Римскую империю. К этому времени рухнут все государства и люди будут страдать от хаоса: никакой милиции, никаких судов, ни электроэнергии и так далее – ничего не будет. Человечество, измученное хаосом, будет ликовать при появлении нового глобального мирового порядка. О приходе к власти антихриста объявят через все средства массовой информации; на каждом углу повесят объявление: наконец-то появился великий владыка мира, великий гуманист, правитель вселенной! Может быть, антихриста изберут путем голосования. Хотя наверняка мы знать не можем – в Писании об этом не говорится. Преподобный Лаврентий Черниговский полагал, что антихриста на царство будет венчать православный патриарх, но об этом в Библии также ничего нет, хотя и отвергать это предположение мы не можем. «И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» ( Откр. 13:4 ). Многие поклонятся зверю. Но сначала будет поклонение дракону, то есть диаволу. Появится общемировой культ сатаны под именем космического разума – он и есть архонт (правитель, властитель) космоса, князь мира сего. Так что если вам рекомендуют послужить космическому разуму, то это значит, что вам предлагают поклониться лично дракону, с которым, кстати, и контактируют экстрасенсы и оккультисты.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Ибо, что Он умер для греха, то умер однажды; а что живет, ...живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» ( Рим. 6:4–11 ). С этого он начал доказывать, что нам не нужно оставаться во грехе, чтобы умножилась благодать; и еще раньше сказал: «Если мы умерли для греха: каким образом будем жить в нем?» А чтобы показать, что мы мертвы для греха, добавил: " Или не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» Следовательно, все это место он закончил так, как начал. Смерти Христа он приписывает такое значение, что и Его называет умершим для греха. Для какого же греха, если не для плоти, в которой был не грех, но подобие греха и потому названо именем греха? Итак, крещенным в смерть Христову, в которую крестятся не только взрослые, но и младенцы, говорит: «так и вы» т.е., как Христос, «так и вы почитаете себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе» ( Рим. 6:11 ). 53. Все, что совершено в распятии Христа, в погребении, в тридневном воскресении, в вознесении на небо, в сидении одесную Отца совершено так, чтобы этим действительным событиям была сообразна жизнь христианская, которая здесь проводится. Ибо по поводу Его Распятия сказано: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). По поводу погребения: «Мы погреблись со Христом крещением в смерть». По поводу воскресения: «Чтобы, как Христос восстал из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновлении жизни« ( Рим. 6:4 ). По поводу вознесения на небо и сидения одесную Отца: »Если же вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляете, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» ( Кол. 3:1–3 ). 54. То же, что мы исповедуем, как будущее во Христе, что Он придет с неба, будет судить живых и мертвых, это не относится к нашей жизни, которая проводится здесь, так как происходит оно не в текущих событиях ее, но в тех, которые должны будут наступить в конце века.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

имея 1389 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддая, Ксиста, Лаврентия, Ипполита, Винцентия, Корнелия, Киприана, Климента, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана, Аполлинария, Виталия, Назария и Цельса, Протасия и Гервасия, Виктора, Набора, Феликса, Калимера, Матерна, Евсторгия, Дионисия, (Амвросия, Симплициана, Мартина, Евсевия, Илария, Юлия и Венедикта), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, через того же Христа, Господа нашего. Аминь 1390 . Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, – Отходит к левому краю престола и омывает и вытирает оконечности перстов, говоря: Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать голос хвалы Твоей и поведать все чудеса Твои (см. Пс. 25: 6–7 ); – И потом продолжает: Который перед тем днем, когда ради нашего и всех спасения пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, и, благодарив, благословил, преломил и подал апостолам (и ученикам) 1391 Своим, говоря: «Примите и ядите от него все; ибо сие есть Тело Мое, за многих ломимое». Подобным образом и чашу взяв после вечери, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и также, благодарив, благословил и подал апостолам (и ученикам) 1392 Своим, говоря: «Примите и пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» 1393 , – заповедав также и сказав им: «Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание, (возвещать Мою смерть, исповедовать Мое воскресение, ожидать Моего пришествия) 1394 , доколе Я опять с небес прииду к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Итак, сколько бы природа не подвергалась порче, в ней есть добро, которого она могла бы лишиться. Поэтому, если что-нибудь останется в природе, что уже не может быть испорченным, то и сама эта природа будет уже совершенно неподверженной порче, и этого величайшего блага достигнет именно порчей. И если не перестанет подвергаться порче, не перестанет также иметь добро, которого могла бы лишить ее порча. Если же порча истребит природу целиком, то тогда не будет никакого добра, так как не будет никакой природы. Поэтому порча не может уничтожить добро иначе, как уничтожив природу. Итак, всякая природа есть добро: большое добро, если не может подвергаться порче, если может – малое. Отрицать же существование добра можно лишь по полному недомыслию. Если оно истребляется порчей, то не остается и самой порчи, ибо не остается и природы, в которой она могла бы существовать. 13. Поэтому не было бы совсем того, что называется злом, если бы не было никакого добра. Добро , лишенное всякого зла, есть чистое добро, то же добро, в котором находится зло – испорченное или худое добро; там же, где нет никакого добра, там не может быть и какого-либо зла. Отсюда следует интересный вывод: так как всякая природа уже только в силу того, что она – природа, есть добро, то когда говорят, будто порочная природа – злая природа, говорят, в сущности, что добро есть то же, что и зло, а зло – то же, что добро; ибо всякая природа – добро и никакая вещь не была бы дурной, если бы сама она не была бы природой. Следовательно, злым может быть только нечто доброе. Хотя это, на первый взгляд, кажется нелепостью, однако неизбежно вытекает из всех предыдущих рассуждений. Нужно лишь остерегаться, чтобы не подпасть под то пророческое изречение: «Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму ночную с читают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким» ( Ис. 5:20 ). Господь, однако, говорит: «злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое» ( Мф. 12:35 ). Что же такое злой человек, как не дурная природа, поскольку он – природа? Если, далее, человек, так как он – природа, есть нечто доброе, то что такое злой человек, как не худое добро? Однако, когда мы различаем то и другое, мы не потому считаем человека злым, что он – человек, и добрым не потому, что он – порочен, но как человека считаем его добрым, а как порочного – злым.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Как-то раз о. Варсонофий спросил меня: – Знаете ли вы, что значит Калуга? Я подумал на город Калугу и, не поняв хорошо вопроса, ответил незнанием. – Калуга, – сказал Батюшка, – значит ограждённое место. Таков и наш город Калуга. А чем он ограждён, как вы думаете? – Скажите, Батюшка! – Святыней нашего края – монастырями, где почивают святые мощи Калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского: праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского, нашей святой обителью с её почившими великими старцами Львом, Макарием, Амвросием, архимандритом Моисеем , игуменом Антонием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими. Всё это – Калуга, и счастливы вы, что Господь привёл вас пожить в таком ограждённом месте. И знайте, что очень часто название местности, в которой вы живёте, фамилия лица, с которым вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небесполезно. Смотрите, в Ветхом Завете почти всякое имя что-нибудь да означает: Ева – жизнь, ибо она стала матерью всех живущих: Сам Бог повелевает Авраму называться Авраамом, «ибо», – говорит, – «Я сделаю тебя отцом множества народов, а Сару – Саррой», не «госпожой моей», а «госпожой множества»... И так, во всей Библии  – название и имя всегда имеют сокровенный и важный смысл. Сам Господь преднарёк Себе имя человеческое – Еммануил, что значит «с нами Бог»: и Иисус, «ибо Он спасёт людей Своих от грехов их». Видите, как это значительно и важно. – Вижу, Батюшка. – Но, кроме этого, так сказать, языка имён и названий, существует ещё и язык цифр, тоже сокровенный, значительный и важный, только не всякому дано расшифровывать его тайну. На что велика была тайна воплощения Бога Слова, а и она была заключена в таинственном счислении родов потомства Авраама: «от Авраама до Давида», – говорит св. евангелист Матфей, – «четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». Замечаете цифру 14? Она повторяется трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010