В конце 1920 гг. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Позже вокруг преподобного Лаврентия Черниговского сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова немецкими войсками, монастырь был открыт как женский. Первое богослужение состоялось 21 ноября в пещерной церкви прп. Феодосия. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в монастырь. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сентябре 1962 г. монастырь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М.М. Говденко собор отреставрирован. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. Сейчас Свято-Троицкий Собор является кафедральным, в нем находятся мощи черниговских угодников Святителя Феодосия, преподобного Лаврентия (обретены в августе 1993 года), святителя Филарета (Гумилевского) (обретены в 2009 г.), частицы мощей Михаила и Феодора и многих Печерских святых. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского района, в котором в январе 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского женский монастырь. http://www.pravenc.ru/text/149679.html В 1658 году монах вновь восстановленного Болдинского Ильинского монастыря Геннадий (Дубенский) пишет икону Божией Матери названную Ильинской, спустя несколько лет прославившуюся чудотворениями. Почитание нового образа Пресвятой Богородицы росло день ото дня, многие исцелялись после молитвы перед ним, и вскоре небольшая Ильинская церковь уже не могла вместить всех тех, кто нёс свои скорби Пресвятой Богородице. В 1679 году тогдашний черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) благословил строить новый соборный храм монастыря. Он должен был стать центром " наземного " монастырского ансамбля, расположившегося на некотором удалении от Болдинских пещер. Заложить собор заложили, но стройка в течение нескольких лет не могла сдвинуться с места - недоставало средств, казацкая старшина не готова была финансировать столь масштабное строительство. Только в 1688 году оно вошло в активную фазу, когда новоизбранный гетман Иван Мазепа лично выступил ктитором нового собора и выделил из собственных средств 10 000 золотых монет. Кроме того, он отписал на нужды строящегося собора все доходы с мельниц на реке Рети.

http://sobory.ru/article/?object=05569

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАВР (Шкурла Василий Михайлович; 1928 - 2008), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, первоиерарх РПЦЗ ЛАВРА в наст. время почетное наименование некоторых крупных общежительных монастырей, имеющих особое историческое значение ЛАВРЕНТИЙ († после 1183), еп. Туровский, свт. (пам. 29 янв., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАГОДЕХИ монастырь во имя вмц. Варвары (2000) - см. в ст. Некресско-Эретская епархия Грузинской Православной Церкви ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_157.htm...

Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия – беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия – служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Владислав 17 декабря 2013, 19:42 Особый вес позиции сторонников единства Русской Церкви придает то обстоятельство, что они могут опереться на мнение людей, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами – людей святых. Я назову только два имени. Прп. Лаврентий Черниговский Во-первых, это прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря/11 января), почти что наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефальных движений на Украине. Преподобный Лаврентий говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа – это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе – Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов». Владислав 17 декабря 2013, 07:25 Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала XX столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность…

http://pravoslavie.ru/48272.html

По некоторым данным, голоса архиереев УПЦ, выступающих за и против автокефалии, разделяются сегодня примерно поровну. Очевидно, что в русскоязычных областях число противников автокефалии намного превышает ее сторонников. Конечно, среди политиков, чиновников разного ранга также есть много противников церковного разделения, но далеко не все из них открыто выражают свои взгляды. И вот что еще характерно. Если сторонники автокефалии объединены по большей части в политические организации (различные ОУНы, та же депутатская группа «За единую Поместную Церковь» в Верховной Раде и т.п.), то сторонники единства с Русской Церковью объединяются преимущественно в братствах – традиционных для Украины организациях православных мирян. Особый вес позиции сторонников единства Русской Церкви придает то обстоятельство, что они могут опереться на мнение людей, обладающих непререкаемым авторитетом и особой властью над сердцами и умами – людей святых. Я назову только два имени. Прп. Лаврентий Черниговский Во-первых, это прославленный в лике святых старец Лаврентий Черниговский († 1950; память 29 декабря/11 января), почти что наш современник, бывший очевидцем первой (в 1920-е годы) и второй (в 1940-е) волн автокефальных движений на Украине. Преподобный Лаврентий говорил: «Как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа – это Един Бог, так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе – Святая Русь. Знайте, помните и не забывайте, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов». Имя второго подвижника – схиархимандрит Зосима (Сокур). Он почил в 2002 году и вынес на своих плечах борьбу за единство Русской Церкви в недавние 1990-е годы. Его подвиг засвидетельствован тысячами духовных чад. Вокруг него выросло два монастыря. Его память чтут Блаженнейший митрополит Владимир, многие архиереи, клирики и миряне на Украине, в России и в других странах. Отец Зосима оставил своим чадам такое духовное завещание. Схиархимандрит Зосима (Сокур) «Аз, грешный схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей: Успенского Васильевского мужского и Успенского Николаевского женского монастырей, оставляю последнюю свою волю.

http://pravoslavie.ru/5183.html

В 1922 г. закрывается Свято-Скорбященский женский монастырь в городе Старобельске. В период немецко-фашистской оккупации (с конца 1941 г. по сентябрь 1943 г.) часть храмов была открыта, и Церковь вместе с народом несла на себе все тяготы военного времени. В это непростое время Священноначалием Русской Православной Церкви в 1944 г. была образована Луганская епархия. Продолжительное время епархия не имела своего правящего архиерея, она была объединена сначала с Донецкой, а затем с Одесско-Херсонской . 6 сентября 1991 г. Луганская епархия была учреждена как самостоятельная. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 г. из состава Луганской и Старобельской епархии выделена самостоятельная Северодонецкая епархия. 24 ноября 2009 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви учреждено Ровеньковское викариатство Луганской епархии. 5 января 2013 года была образована самостоятельная Ровеньковская епархия путём выделения из состава Луганской в пределах Антрацитовского, Краснодонского, Лутугинского и Свердловского районов и прилежащих городов областного подчинения Луганской области. Святыни [ править править код ] - Благоухающая икона Божьей Матери «Знамение» - Иконы с частичками мощей: вмч. и цел. Пантелеимона; свт. Луки арх. Крымского и Симферопольского; прп. Агапита Печерского; мц. вел. кн. Елисаветы; сщмч. Николая Искровского; блг. кн. Петра и Февронии Муромских; прп. Илии Муромца; прп. Сергия Радонежского; прп. Алексея человека Божьего; прп. Лаврентия Черниговского; свт. Филарета арх. Черниговского; свт. Феодосия Черниговского; свт. Димитрия Ростовского. Монастыри [ править править код ] Свято-Ольгинский Луганский женский монастырь [ править править код ] История женского монастыря в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги началась со Свято-Пантелеимоновского храма, открытого на территории Луганского областного онкологического диспансера. Инициатива по созданию храма принадлежит замечательному врачу, активному общественному деятелю, талантливому писателю и художнику, патриоту родного края, ныне покойному главному врачу онкодиспансера Юрию Алексеевичу Ененко. Ольгинский Луганский монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Луганск

Прп. Лаврентий Черниговский. Икона. 2012 г. Иконописец Е. Зотова (ц. Новомучеников и исповедников земли Русской храма-комплекса Всех святых Черниговских, Чернигов) Прп. Лаврентий Черниговский. Икона. 2012 г. Иконописец Е. Зотова (ц. Новомучеников и исповедников земли Русской храма-комплекса Всех святых Черниговских, Чернигов) Ок. 1996 г. духовное чадо старца, 1-я игумения черниговского Елецкого Успенского жен. мон-ря Амвросия (Иваненко; † 2006), владевшая навыками реставратора и иконописца, смогла создать живописными средствами образ Л., который не только близок к его фотографии, но и наделен некой волнующей узнаваемостью святого на духовном уровне. Л. представлен фронтально (срез фигуры дан чуть ниже пояса), за его спиной возвышается Троицкий собор, видны монастырские постройки и верха храмов - прор. Илии (справа) и Успенского собора Елецкого мон-ря (слева). Небесно-голубой фон иконы, белые строения контрастно подчеркивают фигуру святого, облаченного в темные монашеские одежды - темно-вишневую рясу, черную мантию и клобук; на груди - крест с образом Спасителя и украшениями. Правой рукой Л. благословляет, в левой держит свернутый свиток. В наст. время икона находится в Елецком мон-ре. Следующий вариант иконографии является наиболее традиционным для изображений преподобных, начиная с Нового времени. Так, в верхнем храме Всех святых земли Черниговской храма-комплекса Черниговских святых в Чернигове на иконе, входящей в состав комплекса из 3 икон с Черниговскими святыми - свт. Филаретом (Гумилевским), свт. Феодосием (Полоницким-Углицким) и Л. (2009, иконописец К. Мартыненко), святой представлен фронтально в рост (голова чуть повернута вправо), в разных оттенков красновато-охристых рясе и мантии, в черном клобуке, на груди крест с украшениями; правой рукой благословляет, в левой - развернутый вверх свиток с текстом: «Чту, и пою, и поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней. Аминь». Еще одна икона (2012, иконописец Е. Зотова), из нижней ц. во имя новомучеников и исповедников земли Русской того же храма-комплекса Черниговских святых, напоминает икону работы прот. Анатолия Товстогона не только живописной манерой (здесь более академической), но и общими чертами иконографии. Однако существенным отличием иконы 2012 г. является положение рук святого: правой он благословляет, а в левой держит развернутый вниз свиток с наставительным текстом: «Но не унывайте, Господь Своихъ чадъ не оставитъ… Бояться не нужно!»

http://pravenc.ru/text/2462433.html

О трудах преподобного Лаврентия Черниговского Просим учесть, что преподобный Лаврентий не вёл письменных записей своих высказываний. Авторство святого подвижника в некоторых приписываемых ему пророчествах весьма сомнительно. Великим наследием является сама его жизнь. В частности не подтверждается принадлежность преподобному этих слов, ни по источникам, ни по стилистике: «Наши родные слова – Русь и русский, – говорил он. – Нельзя забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев – это второй Иерусалим и мать русских городов. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим. Как нельзя разделить Святую Троицу Отца и Сына и Святого Духа – это Един Господь Бог , так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию – это вместе – Святая Русь. Слово «окраина» (окраина Польши) – это позорное и унизительное слово! Нам узаконили слова «Украина» и «украинцы», чтобы мы охотнее забыли свое название русских и оторвались от Святой Православной Руси». «После того как в 1993 г. в УПЦ МП был канонизирован почитаемый на Черниговщине местный подвижник архим. Лаврентий (Проскура), Херувим Дегтярь на имени святого попытался создать себе популярность и имидж «старца». С этой целью, фальшиво выдавая себя за «ученика прп. Лаврентия», он берется за подлог его жития и поучений, которые и издал впервые под собственной редакцией в 1994 году в Москве в издательстве «Русский духовный центр». Впоследствии, имея уже авторское право на текст, в 1996 и в последующие годы он вновь издает это сфальсифицированное произведение многотысячными тиражами, которое российские церковные книгоиздатели и перекупщики распространяют по всем епархиям Московского Патриархата, в том числе и в Украине. За основу он взял изданный еще в 1988 г. в Германии в российском эмигрантском издательстве «Посев» сборник « Надежда » в котором впервые увидели свет «Жизнеописания и поучения схиархимандрита Лаврентия Черниговского ». В 1991 г. этот текст без изменений был переиздан в Киево-Печерской лавре издательством «Свет Печерский». И уже на основе этого издания самозваный «схиархиепископ» Херувим сделал собственную версию, переделав и дополнив ее собственными рассказами и выдумками. Так в изданной им версии впервые появилась раскрученная впоследствии ... еретическая фраза, что «как нельзя разделить Пресвятую Троицу, Отца и Сына, и Святого Духа – это Един Бог , – так нельзя разделить Россию, Украину и Белоруссию. Это вместе святая Русь». Ни в одном предыдущем варианте житий и наставлений прп. Лаврентия Черниговского этих слов никогда не было.» Сергей Шумило, кандидат исторических наук, доктор теологии (ThDr), директор Международного института афонского наследия. Редакция «Азбуки веры» Читать далее Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lavrentij_Cher...

По преданию, однажды, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, проходившие возле города люди заметили сияние: как оказалось, оно окружало неведомо кем поставленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда Святослав возвел в 1060 г. церковь, ставшую вскоре главным храмом одноименного монастыря. Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и монастырский синодик (составленный в сер. XVII в. Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем) и впоследствии утраченный), привел в своей книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (печать: Новгород-Северский, 1676; Киев, 1985; Чернигов, 2013). Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Святославу, «Скарбница» допускает, что «певне (возможно) монастыреве Елецкому дал благословение од Святои Гори Афонскои так, як дал монастыреве Печерскому», и «як монастырь Печерский, так и Елецкий… бытностию своею приоздобил (украсил) и прославил» прп. Антоний (†1073) – основатель Киево-Печерской Лавры (1051), который в 1069-1072 гг. жил в пещере среди Болдиных гор. Гипотезу о. Иоанникия о прп. Антонии по-разному расширили историки XVIII-XIX вв.: придя в Чернигов, прп. Антоний либо на время поселился в уже основанной Елецкой обители, а затем удалился в пещеру, либо вдохновил Святослава на создание монастыря при ранее возведенном храме. Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова) Адрес: 14000, Украина, г. Чернигов, ул. Князя Черного, 1 Телефон: (0462) 77–88–90 Свято-Лаврентиевский женский монастырь (Вересочь) [ править править код ] Свято-Лаврентиевский женский монастырь Обитель памяти прп. Лаврентия Черниговского (†1950) создана в 2001 г. в корпусах заброшенной больницы, построенной в 1960-х гг. на месте, где, по словам старожилов села, до революции стоял храм св. мц. Параскевы. В 2002 г. в монастыре освящен домовой храм прп. Лаврентия, тогда же Свящ. Синод УПЦ благословил открытие обители.

http://azbyka.ru/palomnik/Черниговская_о...

В кон. 20 гг. XX в. имущество черниговского архиерейского дома было национализировано. Подвизавшийся в Б. м. прп. Лаврентий (Проскура) Черниговский поселился в доме близ Ильинской ц., в к-рой служил до 1930 г., нес подвиг старчества. Прп. Лаврентий ископал на Болдиной горе рядом с Антониевыми пещерами неск. пещер (впосл. названных Лаврентиевыми), устроил в них храм во имя вмч. Георгия Победоносца, к-рый освятил архиеп. Черниговский Пахомий (Кедров) . Вокруг старца сложилась монашеская община, и в 1941 г., после оккупации Чернигова нем. войсками, Б. м. был открыт как жен., первое богослужение состоялось 21 нояб. в пещерной ц. прп. Феодосия. Окормлявший сестер прп. Лаврентий назначил игумению, благочинную, казначею, организовал монастырское хозяйство. С весны 1942 г. в Троицком соборе совершались регулярные богослужения, по инициативе прп. Лаврентия в 1945 г. из Ленинграда в Б. м. были перевезены мощи свт. Феодосия Черниговского. В сент. 1962 г. жен. мон-рь был закрыт. В 1974-1985 гг. по проекту архит. М. М. Говденко был отреставрирован Троицкий собор, в 1981-1982 гг.- монастырская колокольня. В 1988 г. Троицкий собор и Введенская ц. были переданы Черниговской епархии. В наст. время в кафедральном Троицком соборе покоятся мощи прп. Лаврентия и свт. Феодосия Черниговских. В настоятельском и др. корпусах размещается епархиальное ДУ. Ильинская ц. и Антониевы пещеры открыты для экскурсий. Местонахождение чудотворной Ильинской иконы неизвестно. Троицкому кафедральному собору принадлежал скит в с. Вересоч Куликовского р-на, в к-ром в янв. 2003 г. открыт Лаврентия Черниговского жен. мон-рь . Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193; Т. 2. Стб. 185; Долгорукий И. М. Дневник моего путешествия в Киев в 1817 г.//ЧОИДР. 1870. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Барсов Е. В. Описание актов архива Маркевича, относящихся к истории южнорусских мон-рей//Там же. 1884. Кн. 2. Отд. 1. С. 13-14, 26-28. Лит.: Марков М. Е. О достопамятностях Чернигова//Там же. 1847. Кн. 1. Смесь. С. 12-14; Историческое описание Борисовской Тихвинской пуст.//Там же. 1872. Кн. 2. Отд. 2. С. 35; Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России (1917-1921 гг.). М., 1975. С. 171; Bipoцьkuй В. Д. Храми Чephiroba. К., 1998. С. 150-176; Руденок В. Я. Чephiribcьka Болдиногорська Богородична лавра//Moruляhcьki читания 2000 року. К., 2001. С. 252-257.

http://pravenc.ru/text/149679.html

Также интересным является письмо иеромонаха Лаврентия (Проскуры) и афонского иеродиакона Магистриана (Бугаева) о поездке в село Карильское Коропского района на Черниговщине в сентябре - октябре 1926 г. Оказывается, на Афоне только в Пантелеимоновом монастыре подвизались монахами шестеро жителей этого села, откуда был родом преподобный Лаврентий: схииеродиакон Стахий (Симеон Бугаев, 1876 - 1943), иеродиакон Магистриан (Бугаев; 1874 – 1929), монах Иаков (Бугай, 1868 - ?), схимонах Варнава (Шевченко, 1870 - 1947), монах Прохор (Шевченко, 1880 - 1956), монах Никандр (Кундра, 1871 - ?). Всего в Афонском Свято-Пантелеимоновом монастыре в кон. XIX – нач. XX вв. подвизалось 140 выходцев из Черниговской губернии. Как отмечает Сергей Шумило, преподобный Лаврентий дважды посещал Святую Гору Афон и по несколько месяцев жил в Пантелеимоновом монастыре, неся там послушания трудника. Он также, как и его односельчане, хотел навсегда остаться на Афоне, но судьба распорядилась, чтобы он нес исповедническое служение в Чернигове в самые тяжелые годы коммунистических гонений на веру. Старец Афонского Пантелеимонова монастыря не благословил Луке Проскуре остаться на Афоне, ответив: «Возвращайся домой, ты там нужен будешь». «Кто был этим старцем, пока что установить не удалось, но не исключено, что это мог быть прп. Силуан Афонский, подвизавшийся в этот же период в Пантелеимоновом монастыре и с которым, вероятно, общался Лука Проскура, живя в святогорской обители», - считает Сергей Шумило. По словам директора МИАН, очень важно что, благодаря найденным документам удалось установить точные даты рождения и крещения прп. Лаврентия Черниговского, до этого отсутствовавшие во всех текстах житий и исследованиях о преподобном. Удалось установить и имя священника, крестившего прп. Лаврентия. По словам историка, в ближайшее время он планирует на основе архивных источников написать и опубликовать новое исследование о связях прп. Лаврения с Афоном и о его допросах в НКВД. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru

http://drevo-info.ru/news/25014.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010