Рим. 14:8 ). Господь Иисус Христос Своими страданиями на кресте и Своею смертью искупил от греха, проклятия и смерти весь мир. Но разве Христос искупил только тех, которые жили тогда на земле, только живых? Нет, Он искупил от греха целый мир, как тех, которые жили и будут еще жить, так и тех, которые уже давно умерли, всех умерших ветхозаветных праведников и грешников, даже таких, которые были современниками Ноя. Св. апостол Петр так свидетельствует об этом в своем первом послании: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедным, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, Котором Он и находящимся в темнице духам, сошедши проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» ( 1Петр. 3:18–20 ). Приведённые места свидетельствуют, что молиться за умерших не только не запрещается, но наоборот еще заповедуется. Христос Спаситель дал нам на все пример, чтобы мы шли Его следами. «Вы к тому призваны: потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2:21 ). Молясь за умерших, Православная Церковь идет по следам Его, Христа Спасителя, исполняет Его повеления. И христиане всех времен и всех народов молились за своих умерших братий. Об этом красноречиво свидетельствуют древние чины литургий, которые – сохранились до наших времен; так например, в древнейшей литургии св. апостола Иакова есть молитвы за умерших. 1) Православная Церковь так и учит, что грешники Царствия Божия не наследуют, и что каждому воздастся по делам его. Но у нас вопрос не в этом, но в том, возможно ли молиться за умерших до всеобщего, окончательного суда Господня. Мы знаем, что после смерти человек будет судим частным, предварительным судом, как об этом и говорит слово Божие: «Легко для Господа – в день смерти воздать человеку по делам его» (Иис. Сир. 11:26 ); «ибо, если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, не некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников» ( Евр. 10:26–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

1973 г. 6. С. 28). Все христианские конфессии (исповедания) славят Пречистое имя Божией Матери, и лишь протестантское учение отвергает Ее авторитет Заступницы и Молитвенницы пред Единым Ходатаем Христом за наши нужды. Православная и Католическая Церкви воздают Ей достойную честь, ибо по слову Св. Писания: " Отныне будут ублажать Меня все роды " (Лк. 1:48). Когда возражают, что, де, Сам Господь не почитал Своей Матери, т.к. сказал: " ... кто Матерь Моя? и кто братья Мои?. ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь " (Мф. 2:48-50). Эти слова имеют тот смысл, что кроме родства плотского есть еще и духовное, которое выше и больше плотского. И разве Пречистая Дева не имела Духа Святого после рождения Сына (Ин. 1:12-23)? По человеческому естеству Иисус Христос был в повиновении у Нее (Лк. 2:51), исполнял Ее просьбы — чудо в Кане (Ин. 2:1-10), заботился о Ней даже на кресте (Ин. 19:26). " Се, Матерь твоя! " — так Господь обратился к ученику. Но ведь ученик Иоанн Богослов уже имел мать по плоти — Соломию, которая здесь же стояла у креста. Таким образом, Господь обратился к ученику о принятии духовной Матери, а через него и ко всем нам. Последующая Ее жизнь и Успение после земной жизни властно свидетельствуют об этом. В литургии св. апостола Иакова говорится: " Особенно же творим память о святой и славной Приснодеве Блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас " . То же самое говорится в литургиях, известных под именем св. апостолов Петра и Марка. Нередко можно слышать, что ни по молитвам Богородицы, ни по молитвам святых угодников Божиих не может совершаться спасение или укрепление в вере (утверждение в вере) через чудеса. Баптисты утверждают, что только сам человек по своей личной только вере и молитвам может стяжать плоды Духа Святого или Его дары. Обратимся к Писанию. Корабль, на котором было 276 душ и среди них Апостол Павел, попал в большой шторм на море. Корабельщики хотели бежать с корабля, но " Павел сказал сотнику и воинам, если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись " (Деян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1472...

      Праздник Преображения празднуется и Восточной и Западной Церковью; они даже празднуют его в один и тот же день – 6 августа. Однако характер праздника различен. На Востоке преображение Христа на Фаворе празднуется с пятого столетия; на Западе же этот праздник стал общецерковным только в 1457 году. Он был провозглашен папой Каликстом Ш. Таким образом Западная Церковь начала его праздновать позднее Восточной на целое тысячелетие. Основа возникновения праздника на Востоке богословская: это размышления писателей и отцов греческой Церки о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе стимул к его празднованию носилобщественный характер, этому послужило поражение турков у Белграда в 1456 году. Что касается литургического ранга праздника Преображения, то он принадлежит к числу двунадесятых, наиболее значительных праздников Православной Церкви, таких как Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Пятидесятница, Воздвижение Креста и других, которые особенно почитаются на Востоке. На Западе же этот праздник считается второстепенным, таким же как Новый Год, праздники апостолов и евангелистов.       Раннее установление праздника, глубокое его обоснование и высокий литургический ранг свидетельствуют о том, что праздник Преображения в Восточной Церкви особенно почитается и высоко оценивается. В чем же кроется особенное значение этого праздника? 1. ПРЕОБРАЖЕНИЕ  КАК  НОВОЕ  НАЧАЛО      Содержание праздника Преображения составляет одно из событий земной жизни Христа, о котором нам рассказывают Евангелия. Однажды Иисус, «взяв Петра, Иоанна и Иакова взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 28-29); такой белой, «как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Вскоре «явился им Илия с Моисеем» (Мк. 9, 4); которые, «явившись во славе» (Лк. 9, 31), «беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 4), «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Когда Петр, восхищенный увиденным, заметил, что Моисей с Илией «отходили» от Иисуса (ср. Лк. 9, 33), он сказал Ему: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9, 33). «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их» (Лк. 9, 34); «облако светлое осенило их» (Мф. 17, 5) так, что они «устрашились» (Лк. 9, 34) и «пали на лица свои» (Мф. 17, 6). «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Ученики посмотрели вокруг, однако «никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9, 8). «Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17, 7). «Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9). «И они умолчали» (Лк. 9, 36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Правой рукой Христос благословляет, левой придерживает раскрытую Книгу. Символика Книги в христианской культуре глубока и обширна. Христианство само является религией Книги. Семантический ряд рассматриваемой нами иконографии также весьма разнообразен: образ Книги раскрывается здесь и как Книги Жизни, в которой вписаны имена спасенных (Исх. 32.32; Откр. 3.5), и Книги Откровения, написанной внутри и извне, запечатанная семью печатями, открыть и прочесть которую никто не может, кроме Агнца (Откр. 5.1-7), это и Книга Завета и Закона (Втор. 30.10) — Библия и собственно Евангелие — Благая Весть, которую в мир принес Спаситель, и то Его сокровенное учение, которое «горько во чреве и сладко в устах» (Откр. 10.9). И, наконец, символ Самого Господа Иисуса Христа, Который есть Слово Божье, пришедшее в мир. В ранних памятниках христианского искусства так и изображали Христа в виде символической композиции «Этимасия» — Книги, лежащей на престоле (например, ц. Успения в Никее, VII b.).   Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых (Деян. 10.42; 2 Тим. 4.8), и суд Его праведен (Ин. 5,30), и никто не избежит Суда Христова (Рим. 14,10). Тема Страшного Суда получила широкое распространение в средневековом искусстве — и в живописи, и в литературе. Эсхатологические настроения охватывали целые народы и формировали эпохи, увлекая человеческое воображение в необыкновенные сферы, порой весьма далекие от библейского откровения. Строгое богословие иконы стремится исключить нежелательные эмоции и направить мысль созерцающего в направлении прочтения Евангелия. Вспомним, что говорит Сам Господь Иисус Христос о суде: «На суд пришел Я в мир, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы» (Ин. 9.39) или «Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью в себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12.47-48). Апостол Иоанн, любимый ученик Иисуса, передает это так: «Суд состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3.16).   Итак, Бог судит мир через слово и свет, — и человек с трепетом ожидает «доброго ответа на страшном судище Христово», как провозглашается в ектинье на каждой литургии. Рассмотрим тексты, которые обычно избираются для написания на открытых страницах Книги. Чаще всего это слова из Евангелия от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11.28). Образ Божественного Судии и образ Страшного Суда приобретают в этом контексте особое звучание, выраженное в Новом Завете словами апостола Иакова:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Мужчина лет пятидесяти раньше очень много курил, бросить курить ему было трудно. Он рассказывал мне: «Раньше, когда я ходил в церковь , еще лет десять тому назад, я не мог представить себе, что брошу курить. Но это произошло!» Оказалось, что у него был очень мудрый духовник, который наставлял его так: «Перед Причастием нельзя курить три дня и после причастия – один день». Он привык к этому и стал так причащаться. Потом духовник говорит: «Тебе вообще-то хорошо бы причащаться два раза в неделю». – «А когда же курить?» – «Ну, тут надо выбирать одно из двух!» И человек этот совершенно избавился от курения! А раньше для него это составляло серьезную проблему: он даже пытался лечиться от курения. Но литургическая жизнь помогла ему избавиться от этого ужасного состояния. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии ( Иак.1:22–25 ). Какие возвышенные и в то же время какие понятные слова! Нельзя быть только слушателем Закона Божия, надо быть еще и исполнителем его. Именно поэтому я специально подчеркиваю, что слышание слова Божия может нас спасти, если слова Евангелия мы срастворяем верою в сердцах наших. А вера – это действенная любовь, это действенное исполнение заповедей Божиих. Православие – это, прежде всего, образ жизни: мы услышали, что хочет от нас Господь, и мы хотим жить так, как Он этого хочет. Современное секуляризированное общество, в котором мы с вами живем, хочет, чтобы Церковь была такой, какой оно, это общество, ее себе представляет. Но мы имеем свой Закон – Закон совершенный. И вникая в этот совершенный Закон свободы, мы будем блаженны в своем действии . Если мы имеем столь совершенное слово, столь совершенный Закон – нужно ли нам искать другое слово, которое может изменить жизнь наших семей, жизнь нашего народа, жизнь нашего государства? Нужно ли нам искать другой глагол, который может вдохновить всю нашу нацию, все народы, населяющие нашу Землю?

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«И взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою… И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» ( Лк. 22:17-20 ). Изображение Тайной Вечери является неотъемлемой частью росписи иконостаса любого православного храма. Оно традиционно помещается над Царскими Вратами, на первом плане, потому что на ней впервые было совершено таинство Святой Евхаристии . Причащение верующих специально приготовленными хлебом и вином стало центральным событием в литургии. Поэтому Тайная Вечеря называется так не только потому, что проводилась тайно от иудейских книжников, но и потому, что там была явлена тайна человеческого жительства и путь к спасению. С древнейших времен в ритуалах многих народов существовало тождество понятия «вина и крови», которые были тесно связаны с мифологическими представлениями о смерти и возрождающейся жизнью. Чаша также всегда была носителем благодати и священного начала. Эта традиция воплотилась и в Новом Завете, данном Господом. В доме, где состоялась Тайная Вечеря, произойдет еще немало священных событий. Здесь апостолы позднее будут оплакивать смерть Иисуса Христа, сюда они пришли после Его Вознесения. Здесь, вместо предателя Иуды, будет избран в число Двенадцати учеников Матфий, а в день Пятидесятницы на апостолов здесь сойдет Святой Дух. В 50 г. в этом доме пройдет первый апостольский собор под председательством святого Иакова, брата Господня. Но здание, где произошли священные для христианства события, долго не просуществовало. В IV в. на этом святом месте была воздвигнута Сионская церковь, или церковь Святого Сиона, именовавшаяся также византийцами Матерью всех Церквей. Огромную роль она играла в тот период, являясь местом прохождения всех процессий по городу. При строительстве новой городской стены гора Сион со всеми святынями была включена в городскую территорию.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Царство Его на земле есть Церковь Его, которую Он основал в день Святой Пятидесятницы, послав Всесвятого Своего Духа на святые Свои ученики и апостолы. Иисус, как царь основывает Царство вечное, промысляет о Своем Царстве, ставит условия, запечатывает видения и пророчества и прекращает жертву и приношение, управляет и руководит им вечно священными Своими литургиями, и непрестанно и изобильно передаёт дарования Святого Духа к утверждению, развитию и распространению его. Спаситель как Царь освящает, утешает, охраняет, воздвигает и прославляет народ свой ( Ин.15:26 ; Деян.2:33–36 ); как Царь соблюдает в царстве Своем чин, дающий Церкви служителей. Иисус как Царь дал законы народу Своему, как Царь призвал этносы и народы, чтобы уверовали в Него, как Царь просил подчинения законам Своим, как Царь просил жертву и самой жизни от последователей Своих за Себя и за Царство Своё, как Царь воздвигает брань против злобы и подает мир добродетели. Иисус как вечный царь царствует в сердцах верных. О Царстве Иисуса Христа евангелист Лука говорит следующее: «И сказал Ангел Ей: не бойся, Мария, ибо обрела благодать у Бога, и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречёшь имя Ему: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:30– 33 ). И Матфей, рассказывая о поклонении волхвов, говорит: «Где родившийся Царь Иудейский?» ( Мф.2:2 ). И Иоанн повествует, что Пилат написал надпись и положил на Кресте, было же написано: «Иисус Назорянин Царь Иудейский» ( Ин.19:19 ). Иисус, как Царь, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его, вводя праведных в Царствие Небесное, где будет соцарствовать вечно со Отцем и Святым Духом, грешников же посылая в вечное Наказание. Иисус был Царь и до Вознесения Своего, ибо как Сын Небесного Царя имел Царствие Его на небе. Об этом уверяет и Сам Христос, когда был спрошен Пилатом: «Ты ли Царь Иудейский?» Он исповедал, «что Царство Его не от мира сего» ( Ин.18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

П. 3: «Вышний Создатель небесного свода и Основатель Церкви, утверди меня в любви Твоей, Господи, Высший Предел желаний, Утверждение верующих, Один Человеколюбец». П. 4: «Из плоти Твоей исходили лучи Божества» поэтому верховные из пророков и апостолов, воспевая, восклицали: слава силе Твоей, Господи». П. 5: «Для чего Ты отверг меня от Твоего лица. Свет незаходимый, и враждебная тьма покрыла меня н есчастного. Но обрати меня, молю, и направь пути мои к свету заповедей Твоих». П. 6: «Очисти меня, Спаситель, ибо многочисленны беззакония мои, и из глубины зла выведи, молю, ибо к Тебе я воззвал: услышь меня, Боже спасения моего». П. 7: «Дети еврейские дерзновенно победили пламень в печи, а огонь превратили в росу, взывая: благословен Ты, Господи Боже, во веки». П. 8: «Халдейский мучитель в ярости семикратно разжег печь для благочестивых юношей, но, увидев их спасенными силою высшею, восклицал к Творцу и Избавителю: отроки, благословите; священники, воспевайте; люди превозносите Его во все веки». П. 9: «Всякий трепещет, слыша о таинственном Божием сошествии, как Всевышний по Своей воле снизошел даже до воплощеиия, родившись человеком от девического чрева. Поэтому, мы, верующие, величаем Пречистую Богородицу». Стихира на хвалитех, гл. 8: «Возвел Христос Петра, Иакова и Иоанна на высокую гору одних, и преобразился пред ними, и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег; и явились Моисей и Илия, с Ним беседуя, и светлое облако осенило их, и вот голос, из облака говорящий: «Этот есть Мой Сын возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». Литургийные антифоны. Первый: 1. «Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его; воздайте славу, хвалу Ему». (Пс. 65; 1–2). Припев: 1. «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас». 2. «Голос грома Твоего в круге небесном; молнии освещали вселенную; земля содрогалась и тряслась». (Пс. 76; 19). 3. «Ты, Господи, облечен славою и величием. Ты одеваешься светом, как одеждою». (Пс. 103; 1–2). Второй: 1. «Гора Сион, на северной стороне ее город великого царя». (Пс. 47; 3). Припев: «Спаси нас, Сын Божий, преобразившийся на горе, воспевающих Тебе: аллилуйя». 2. «И привел их в область Святую Свою, на эту гору, которую приобрела десница Его». 3. «Гору Сион, которую возлюбил и устроил, как небо, святилище Свое». (Пс. 77; 54. 68–69).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010