Новозаветные тексты значительный период времени собирались в единый свод (κανν). В лучшем случае, христиане Палестины могли иметь Евангелие от Матфея и послания Петра и Иакова (то, что непосредственно и было адресовано им). Подобно им, и христиане Рима могли иметь лишь Евангелие от Марка (по преданию, свидетельства о Христе апостола Петра, записанные Марком в Риме) и Послание к Римлянам апостола Павла. Теперь, в преддверии Рождества Христова, попробуем рассмотреть особенности рождественских паремий. В навечерие Рождества Христова на первой паремии читается отрывок из 1-й главы Книги Бытия, с 1-го по 13-й стихи, где описываются событии первых трех дней творения. Этот текст открывается словами: «В начале сотворил Бог…» С чем это могло быть связано? В понимании древних христиан это вступление можно рассматривать как Первоевангелие. «Что есть начало всего, если не Господь наш и Спаситель всех (1 Тим. 4: 10) Иисус Христос, рожденный прежде всякой твари (Кол. 1: 15)? Итак, в этом Начале, то есть в Своем Слове, сотворил Бог небо и землю. Так же и евангелист Иоанн говорит в первых стихах своего Евангелия: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть и без Него ничто не начало быть (Ин. 1: 1, 3)» . Валаам на ослице и Ангел. Фреска С другой стороны, во Христе весь мир, павший в Адаме, как бы творится заново. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5: 17). То есть с Рождеством Христовым мы наблюдаем как бы начало нового дня и нового мира – Церкви Нового Завета! «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось (то есть при сотворении первого мира. – прот. О.С .). Оно обновляется каждое утро (при совершении Литургии. – прот. О.С .); велика верность Твоя!» (Плач. 3: 22–23). Следующая паремия в навечерие Рождества Христова – это чтение из 24-й главы Книги Чисел. Здесь рассказывается о таинственном языческом пророке Валааме, современнике Боговидца Моисея, который созерцает, проницая время и пространство, Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля…» (Числ. 24: 17).

http://pravoslavie.ru/99900.html

Исповедуя рабство Богу, мы становимся поистине свободными – свободными от уз диавольских соблазнов – и перестаем нести ответственность за коллективные, политические грехи наших современников. Засвидетельствовав рабство Творцу, апостол Иаков предлагает двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться . Тут надо заметить, что пасхальная радость была присуща всему апостольскому веку. Переход в христианство воспринимался верными как бегство из «Египта греховного». Это был новый Исход. И ныне он имел значение уже не для одного народа, но для всех чад Божиих, находящихся в рассеянии . В это время исполнялось древнее пророчество о шатрах Сима: да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых ( Быт.9:27 ). Это было великое начало обращения язычников в истинную веру, о котором апостол Петр позже скажет: некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы ( 1Пет.2:10 ). Поэтому слова Иакова, обращенные к находящимся в рассеянии , не должно воспринимать как слова епископа Иерусалима, обращенные только к его еврейской пастве. Да! Он говорит как патриарх Иерусалима. Но Иерусалима как апостольской столицы, от стен которой и прозвучал великий призыв Христа Спасителя: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ). Без сомнения, вселенский характер апостольской проповеди никогда не опирался на бюрократическую диаконию. Хозяйственные вопросы, так часто доминирующие в жизни православных приходов сегодня, сводились к минимуму. Для их решения возникает и выделяется даже особый иерархический институт – диаконы. В Деяниях святых апостолов сказано: Тогда двенадцать Апостолов, созвав множество учеников, сказали: нехорошо нам, оставив слово Божие, пещись о столах. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости; их поставим на эту службу, а мы постоянно пребудем в молитве и служении слова ( Деян.6:2–4 ). Проповедь слова Божия выступает на первое место, и ее наиболее полным выражением является сама Трапеза Слова, мессианский пир – Литургия. Христиане провозглашали: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор.5:7 ). Со стороны, для иудеев, это могло выглядеть как ежедневное празднование пасхи. Такое не могло не шокировать. Порядок ветхозаветной пасхальной агады разрушен.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Милость даяния да будет ко всякому живущему, но и умершаго не лишай милости» ( Сир.7:36 ). «Раздавай хлебы твои при гробе праведных» ( Тов.4:17 ). В подтверждение того, что Церковь Христова молится за умерших братьев с самых первых времен христианства, можно привести следующие несомненные свидетельства: В одной из молитв литургии апостола Иакова мы читаем: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни тех, которых мы помянули православных от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем». Св. Дионисий Ареопагит , ученик Апостола Павла ( Деян.17:34 ), пишет: «Священнослужитель творит молитву над усопшим и, по молитве, целует его, а затем все предстоящие, в молитве же, просят бесконечную благость Божию, да простить усопшему все грехи, по немощи человеческой соделанные, и упокоить его в свете и стране живых, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, в месте, откуда удалены всякая болезнь, печаль и воздыхание»... «об упомянутой молитве, которую произносит священнослужитель над покойником, перешедшее к нам от наших Богодухновенных наставников предание изложить необходимо 58 . Тертуллиан: «Мы творим приношение за умерших ежегодно в день их кончины» 59 . Ориген: «Мы творим память святых и родителей наших, или чтим благочестиво память друзей, в вере умерших, как радуясь их прохладе, так прося и себе благочестивого в вере скончания» (Письма 64). Священномученик Киприан Карфагенский : «Епископы, наши предшественники, благочестиво рассуждая и заботясь о спасении, определили, чтобы ни один из братьев умирая не назначал клирика опекуном или душеприказчиком, а если бы кто сие сделал, то не творили бы за того приношения, и жертва о успении его не совершалась бы, ибо не заслуживает именоваться в молитве священников пред алтарём Божиим тот, кто хотел отвлечь от него священников и слуг алтаря» 60 . Евсевий, историк 3-го и начала 4-го столетия, пишет: «Весь народ, вместе с священнослужителями, не без слез и глубоких воздыханий, возносил к Богу молитвы о душе царя (Константина) и этим исполнял желание боголюбезного» 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Отвечают: Аминь. Священник говорит: Ибо Ты – жизнь живущих, здравие немощных и успокоение всех отшедших верных, в вечные веки веков. Отвечают: Аминь. Священником говорится молитва целования мира 1301 : (например, на литургии в день св. Апостола Иакова): Да живут в нас, Иисусе Господи, заповеди учения Апостола Твоего Иакова, которыми мы научаемся, что блажен тот, кто станет великодушно переносить наветы искушения (см. Иак. 1, 12 ), чтобы, терпеливо перенесши настоящие бедствия, нам жить в мире и любви ныне, и с Тобой вовеки бесконечно. Отвечают: Аминь. Окончив ее, священник говорит: Ибо Ты – истинный мир наш, и неразрывная любовь у живущих с Тобой, и царствуешь со Святым Духом, единый Бог во веки веков. Отвечают: Аминь. Священник, подняв руки к небу, говорит: Благодать всемогущего Бога Отца, мир и любовь Господа нашего Иисуса Христа, и общение Святого Духа, да будет всегда со всеми нами. Отвечают: И со всеми, имеющими добрую волю. Священник говорит: Предстоящие 1302 , подавайте мир. Отвечают: Мир Мой даю вам, мир Мой оставляю вам, не так, как мир дает, Я даю вам мир (см. Ин. 14, 27 ). Новую заповедь даю вам, да любите друг друга (см. Ин. 13, 34 ). Повторяется: Мир Мой даю вам... Продолжается: Слава и честь Отцу и Сыну и Святому Духу во веки веков. Повторяется: Мир Мой... Между тем как хор говорит: мир Мой, священник принимает целование мира 1303 от дискоса и говорит так: Давайте целование любви и мира, чтобы вам быть готовыми к (принятию) Святых Таин Божиих. И тотчас дает целование мира 1304 диакону или отроку, а отрок народу. Потом священник наклоняется с соединенными руками и говорит: Подойду я к жертвеннику Божию. Отвечают: К Богу, веселящему юность мою ( Пс. 42, 4 ). Священник полагает руку на чашу и говорит: Слух (aures) ко Господу. Отвечают: Имеем к Господу. Священник поднимает руку и говорит: Горé сердца. Отвечают: Обращаем к Господу. Священник, наклонившись с соединенными руками, говорит: Богу и Господу нашему Иисусу Христу, Сыну Божию, сущему на небесах, воздадим достойные хвалы и достойные благодарения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

имея 1389 общение и ублажая память, во-первых, преславной Приснодевы Марии, матери Бога и Господа нашего Иисуса Христа, также блаженных апостолов и мучеников Твоих, Петра и Павла, Андрея, Иакова, Иоанна, Фомы, Иакова, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Симона и Фаддая, Ксиста, Лаврентия, Ипполита, Винцентия, Корнелия, Киприана, Климента, Хрисогона, Иоанна и Павла, Козьмы и Дамиана, Аполлинария, Виталия, Назария и Цельса, Протасия и Гервасия, Виктора, Набора, Феликса, Калимера, Матерна, Евсторгия, Дионисия, (Амвросия, Симплициана, Мартина, Евсевия, Илария, Юлия и Венедикта), и всех святых Твоих, которых заслугами и молитвами даруй, дабы мы ограждены были во всем помощью Твоего покрова, через того же Христа, Господа нашего. Аминь 1390 . Это приношение Ты, Боже, молим (Тебя), сподоби соделать всецело благословенным, приемлемым и благоприятным, да будет оно нам Телом и Кровью возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, – Отходит к левому краю престола и омывает и вытирает оконечности перстов, говоря: Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать голос хвалы Твоей и поведать все чудеса Твои (см. Пс. 25: 6–7 ); – И потом продолжает: Который перед тем днем, когда ради нашего и всех спасения пострадал, взял хлеб в святые и досточтимые руки Свои, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу Своему всемогущему, и, благодарив, благословил, преломил и подал апостолам (и ученикам) 1391 Своим, говоря: «Примите и ядите от него все; ибо сие есть Тело Мое, за многих ломимое». Подобным образом и чашу взяв после вечери, возвел очи к небесам, к Тебе, Богу Отцу своему всемогущему, и также, благодарив, благословил и подал апостолам (и ученикам) 1392 Своим, говоря: «Примите и пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя» 1393 , – заповедав также и сказав им: «Всякий раз, когда будете творить сие, будете творить в Мое воспоминание, (возвещать Мою смерть, исповедовать Мое воскресение, ожидать Моего пришествия) 1394 , доколе Я опять с небес прииду к вам».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Игумен Дионисий 19.12.2018. Память святителя Николая Мирликийского I. Путь восхождения по мере приближения к Рождеству О духовной высоте как ориентире души 2 Блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Лк. 10:23–24 Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! Сегодняшний праздник является для нас великим торжеством, напоминанием о важности духовного восхождения в стремлении «полагать» всегда «восхождения в своем сердце», согласно псаломскому стиху. 3 Памятуя о данных словах, прп. Феодор Студит писал: «Но всегда идите вперед и преуспевайте, и полагайте добрые восхождения в ваших сердцах, 4 восходя от славы в славу 5 добродетели». 6 Только что мы совершили Литургию апостола Иакова, брата Господня. В Новом Завете есть три Иакова: Иаков Зеведеев – старший брат евангелиста Иоанна, Иаков Алфеев – брат евангелиста Матфея и Иаков – брат Господень по плоти. Каждый из них принял мученическую кончину: Иаков Зеведеев был усечён мечом, 7 Иаков Алфеев был побит камнями или распят, а Иаков, брат Господень, ставший первым епископом Иерусалима, был низвергнут с высоты Иерусалимского храма. В сегодняшнем евангельском чтении говорится о том, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем». 8 Эти слова означают духовную катастрофу, а именно: Господь наш Иисус Христос Спаситель, Который мог сотворить множество сил и чудес, оказался без чести в Своем отечестве, и тем самым Его слово не сотворило чудес для тех людей, которые отказывались от них. Но разве эти слова обличают только то, что было когда-то на стыке Ветхого и Нового Заветов? Эти слова обличают нас с вами в том, что и мы не отдаем должную честь и славу Спасителю. Нередко мы, соприкасаясь с богословием, обращаясь к святым и приобщаясь Божественных и драгоценных Таинств, остаемся равнодушными, затворяя холодностью и безразличием душу. Мы впадаем в состояние раздвоенности, или «бесчувствия», как описывают это святые отцы, в частности преподобный Иоанн Лествичник . В этом состоянии человек «хвалит молитву и бежит от нее как от бича», «ублажает безмолвие и через многословие его хвалит», «милосердных прославляет и нищих поносит». 9 Мы оказываемся теми, кто не приемлет Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

(ст. 17) верою Авраам, будучи искушаем, прите в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, (ст. 18) о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя ( Быm. XXI, 12 ). Ст. 19. Ибо Авраам думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его, т. е. своего сына, в предзнаменование, т. е. в предызображение смерти и воскресения Самого Единородного Сына Божия. И действительно, Исаак и вся история его жертвоприношения были прообразом нашего искупления чрез Господа Иисуса Христа. Авраам по любви к Богу жертвует единственным сыном своим. Бог из любви к человечеству не пощадил Сына Своего Единородного, но предал Его за всех нас ( Uh. III, 16 ; Puм. VIII, 32 ). На Исаака возлагают дрова, потом он сам возлагается на эти же дрова; Иисус Христос сам несет на гору Крест, потом Его Самого вознесли на этот Крест. Исаак не противится воле отца, послушно идет на заклание; Иисус Христос послушен был Отцу Своему даже до смерти, и притом смерти крестной ( Флn. II, 8 ). Исаак в течение трех дней пути, закалаемый в жертву Богу решимостью отца своего и уже возложенный на дрова всесожжения, получает жизнь по воле Божией; Иисус Христос, умерший на Кресте, как Бог восстает тридневен от гроба. Жертвоприношение Исаака низводит обильнейшие благословения Божий на все потомство Авраама; жертва Иисуса Христа, Его крестная смерть приобрела бесчисленные благословения на всю Церковь , на весь род человеческий. Наконец, Исаак принесен был в жертву на горе Мориа, то есть на одном из холмов, занятых Иерусалимом; и Христос был распят на одном из Иерусалимских холмов – на Голгофе. Ст. 20. По смерти Авраама и Исаак жил верою в ожидаемого Мессию. Он верою в будущее благословил сначала младшего сына Иакова, а потом старшего сына Исава, уже раньше продавшего первенство брату своему. При этом Исаак, уже древний, слепой старец, различил будущую участь своих сыновей. Иакову передал благословение, данное от Бога Аврааму и его потомству в лице старшего члена семьи, т. е. обетование Мессии от его рода, т. е. Спасителя, а Исаву предсказал зависимость от Иакова и боевую жизнь в набегах и охоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

«Если мы, учит ап. Павел, получив познание, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:26–29 ). 11) Как должно смотреть на тех, которые не желают молиться об умерших? 11) Они не имеют в себе христианской любви, которая «никогда не перестает», а потому в них нет Бога, они – не дети Божьи, а дети диавола ( 1Ин. 3:10 ). Только после смерти они узнают, как глубоко ошибались, отрицая молитвы и милостыни за умерших, не молясь о них и не ища для себя молитвенников после своей смерти; тогда они почувствуют всю великую нужду в христианских молитвах о себе, но будет уже поздно. Если бы и не было всех указанных ясных и многочисленных доказательств и примеров из св. Писания о возможности и необходимости молитв за умерших, то и тогда христиане должны были бы молиться о них, помня, что христианская «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ) и что на дела любви «нет закона», нет запрещения ( Гал. 5:23 ): «Если сердце не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1 Ин. З:21–22). Необходимость и спасительность молитв за умерших подтверждается св. Преданием, богослужебной практикой и учением святых отцов Церкви Христовой. В древнейших литургиях, относящихся ко времени св. Апостолов, существуют и молитвы об умерших христианах. Вот, напр., содержание такой молитвы в чине литургии св. Иакова, приводимое дословно св. Кириллом Иерусалимским в его «Тайноводственном поучении»: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селении живых, в царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, св. отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Ст. 30. Что значит, что на суде многие первые будут последними, а последние будут первыми? Раздаяние наград на небе будет зависеть не от того, кто на земле был знатен или незнатен, а от веры и добродетельной жизни: и знатный может погибнуть, и простолюдин спастись. Разумеет здесь Господь и в частности иудеев и язычников. Иудеи некогда были первыми, т.е. народом Божьим, а язычники – последними, как неверующие в истинного Бога; между тем иудеи не уверовали во Христа и были отвергнуты Богом; а язычники уверовали в него, и вошли в царство Христово. Что особенно поучительного в воспоминании всех святых? То, что нельзя отговариваться, как иные из нас часто делают, что мы люди слабые и не можем спасаться так, как святые спасались. И они были такие же люди, как и мы; однакоже старались, усиливались спастись, и спасались. Евангелие второй недели по пятидесятнице Какое Евангелие 2-ой недели по пятидесятнице? О призвании Иисусом Христом рыбарей: Симона, Андрея, Иакова, Иоанна в апостольской звание. Матф. 4, 18–23 . Зач. 9 18 Проходя близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев, Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы. 19 И говорит им: идите за Мною, и Я вас сделаю ловцами человеков. 20 И они тот час, оставив сети, последовали за Ним. 21 Оттуда идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Заведеева и Иоанна, брата его в лодке с Заведеем, отцем их, починивающих сети свои, и призвал их. 22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего последовали за Ним. 23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их, и проповедая Евангелие царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Ст. 20. Что такое значит быть ловцами человеков, каковыми при призывании Господь обещал сделать апостолов? Это значит: проповедовать евангелие Христово и сею проповедью, подобно рыболовным сетям, извлекать людей из жизни в неверии и грехе. Ст. 23. Для чего Иисус Христос проповедь евангелия соединял с чудотворениями? Чтобы видели, что Он не простой человек, который не может творить чудес, но посланный от Бога, и скорее приняли Его проповедь о христианской вере и спасении человеков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Необходимость молитв за усопших У евангельских христиан-баптистов нет чина погребения, аналогичного православному чину отпевания усопших. Они говорят так: «Что человек заслужил в земной жизни, то и получил. После смерти нет покаяния, и судьбу ушедшего из этого мира уже не изменить. Поэтому возносить молитвы за него нет никакого смысла». «Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк. 20:38 ). В Священном Писании есть ясные указания на то, что еще у еврейского народа существовал во все времена обычай преломлять хлебы об умерших ( Иер. 16:7 ) и раздавать неимущим при гробах ( Тов. 4:17 ), а также по случаю кончины ближних налагать на себя пост ( 1Цар. 31:13 ; 2Пар. 1:12; 3:35 ), что, естественно, соединялось с соответствующими молитвами. У пророка Варуха находим: «Господи Вседержителю, Боже Израилев, услыши молитву умерших и сынов их, согрешивших пред Тобою...» ( Вар. 3:4–5 ). Пример молений и жертвоприношений за скончавшихся во грехе воинов находим в книге Маккавеев: «И обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный (павшими воинами) грех... Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех , и поступил весьма хорошо и благочестиво, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда... Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» ( 2Мак. 12:42–45 ). Если во времена Ветхого Завета древние иудеи дерзали просить у Бога помилования умерших, то насколько более это соответствует новозаветным временам, исполненным еще большей любви и милосердия Бога к человеку. Так, в древнейшем же чине литургии святого апостола Иакова мы находим следующую молитву об усопших: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули и которых не помянули, от Авеля-праведника до сего дня; Сам упокой их в селениях живых, в Царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, святых отец наших, откуда отбежала болезнь, печаль, воздыхание и где посещает свет лица Твоего и освещает всегда» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010