“Вземлется от земли жизнь” Христова, ибо “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного... чтобы мир спасен был чрез Него” (Ин. 3, 16). Через смерть Христову — жизнь человечества. “Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо (крестное. — С. Ф .), дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились” (1 Пет. 2, 24). Медленно произносит священник священные слова (они взяты из 53-й главы книги пророка Исайи), и мы опять слышим: “Жрется (приносится в жертву. — С. Ф .) Агнец Божий, вземляй (взявший. — С. Ф .) грех мира за мирский живот и спасение (за жизнь и спасение мира. — С. Ф .)”. Эти слова бесконечно повторяются по их смыслу в различных древних христианских литургиях, в творениях отцов и в молитвах. “Ты сочетал, о Господи, Твое Божественное с нашим человеческим и наше человеческое с Твоим Божественным, Твою жизнь с нашей смертностью и нашу смертность с Твоею жизнью. Ты принял то, что было наше, и дал нам Твое” (Сирийская литургия Иакова) . Но Бог сделался не только человеком, но человеком распинаемым, Бог стал закалаемым Агнцем. Вот почему св. Киприан Карфагенский, говоря о литургии, писал: “При всякой жертве мы воспоминаем страдания Господа, ибо жертва, приносимая нами, есть Его страдание” . Все преображение человека и мира причиной своей имеет только одно: страдания и смерть Христову. Вот почему апостол Павел, говоря о литургии, пишет: “Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет” (1 Кор. 11, 26). Как поется в молитве Великого поста, заменяющей на литургии Херувимскую, “Царь бо царствующих и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным”. “Приходит (сейчас. — С. Ф.) заклатися”... Так в молитве перед причастием: “Присно (вечно. — С. Ф .) закалаемый”. Или как в древней сирийской литургии Иакова: “Небесные силы стоят вместе с нами в святилище и совершают службу у Тела Сына Божия, закалаемого в нашем присутствии” . Архимандрит Киприан пишет, что в воспоминании “Христовых страданий творит-с я самое действие страстей (страданий. — С. Ф .) Господних” .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1017...

11) Как должно смотреть на тех, которые не желают молиться об умерших? 11) Они не имеют в себе христианской любви, которая «никогда не перестает», а потому в них нет Бога, они – не дети Божьи, а дети диавола ( 1Иоан. 3:10 ). Только после смерти они узнают, как глубоко ошибались, отрицая молитвы и милостыни за умерших, не молясь о них и не ища для себя молитвенников после своей смерти; тогда они почувствуют всю великую нужду в христианских молитвах о себе, но будет уже поздно. Если бы и не было всех указанных ясных и многочисленных доказательств и примеров из св. Писания о возможности и необходимости молитв за умерших, то и тогда христиане должны были бы молиться о них, помня, что христианская «любовь никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ) и что на дела любви «нет закона», нет запрещения ( Гал. 5:23 ): «Если сердце не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и чего ни попросим, получим от Него» (1 Иоан. З:21–22). Необходимость и спасительность молитв за умерших подтверждается св. Преданием, богослужебной практикой и учением святых отцов Церкви Христовой. В древнейших литургиях, относящихся ко времени св. Апостолов, существуют и молитвы об умерших христианах. Вот, напр., содержание такой молитвы в чине литургии св. Иакова, приводимое дословно св. Кириллом Иерусалимским в его «Тайноводственном поучении»: «Господи, Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от Авеля праведного до дня сего, Сам упокой их в селении живых, в царствии Твоем, в сладостях рая, в недрах Авраама, и Исаака, и Иакова, св. отец наших, откуда отбегла болезнь, печаль и воздыхание, где присещает свет лица Твоего и освещает всегда». В чине литургии Евангелия Марка находится такая молитва: «Души прежде почивших в вере отцов и братий упокой, Господи Боже наш, помянув от века праотцов, отцов, патриархов, пророков, апостолов... всякий дух скончавшихся в вере Христовой». В чине литургии, помещенном в «Постановлениях Апостольских» диакон и епископ так молятся об умерших: «Да простит усопшим милостивый Бог всякое вольное и невольное согрешение и вчинит их в недре патриархов, пророков и апостолов, и всех от века Ему благоугодивших, идеже несть печаль, болезнь и воздыхание». В этом же чине литургии преподается общее наставление относительно того, что по усопшим следует творить молитвы и евхаристические приношения, с раздачей милостыни в поминовение усопшего, особенно же в дни третий, девятый, сороковый и годичный, и к сему присовокупляет следующее: «но это говорим о благочестивых; а что касается нечестивых, то хотя бы ты дал нищим все блага мира, никакой не принесут пользы нечестивцу, ибо кто при жизни был врагом Божьим, тот, явно, враг же Божий и по преставлении».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Глава вторая Слова св. апостола Иакова о таинстве елеосвящения (5: 14–15) и определение по ним литургической стороны этого таинства в апостольское время Слова ап. Иакова о таинстве елеосвящения при определении его литургического состава имеют большое значение. Будучи непоколебимым базисом христианской догматики при утверждении ею сакраментального характера за елеосвящением, слова ап. Иакова в то же время определяют в основных чертах и литургическую сторону последнего, намечают существенные ее элементы. Послание свое ап. Иаков писал спустя значительное время после начала своей апостольской деятельности. И Иаков, и другие апостолы ко времени написания первым послания более или менее широко развернули свое проповедническое служение, включили немалое число членов в общение со Христом в Его церкви. Естественно, что и принятие каждого нового члена в общество верующих во Христа и укрепление принятых в христианской жизни и удовлетворение их нужд вызывали необходимость сакраментальных действий над верующими, право на совершение которых было дано апостолу Спасителем. Позволительно поэтому утверждать, что и елеосвящение, назначенное для уврачевания больных, если и не было широко распространено в апостольский век, как прочие таинства, то все же и не было без употребления. Но если оно имело применение в апостольское время еще до написания св. ап. Иаковом своего послания, то с вероятностью можно полагать, что ап. Иакову при упоминании о елеосвящении предносились в памяти случаи врачевания апостолами больных в таинстве св. елея. Отсюда дальнейший вывод тот, что в словах апостола Иакова должно видеть сколько указание, как должно совершать елеосвящение в послеапостольское время, столько же и отголосок того, как совершалось сакраментальное помазание елеем больных самими апостолами. Что же в том и другом отношении дают слова ап. Иакова о елеопомазании? Апостол пишет: болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелить болящего, и восставит его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему ( Иак. 5: 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Хочу лучше привести еще конкретные примеры и доказательства в пользу истинности учения о молитвах за умерших. Ап. Павел молится об Онисифоре, которого уже не было в живых: «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день» (2 Тим. 1:18). Эта краткая молитва по своему смыслу идентична современной частой молитве, которой молятся православные: «Царствие ему Небесное» или «упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего». А о том, что Онисифора уже не было в живых, говорит то обстоятельство, что семье его Павел желает милости от Бога в этой жизни, а самому Онисифору - в будущей. К тому же приветствие Ап. Павел передает не ему самому, а его семье (2 Тим. 1:16; 4:19). Также и Соломон 31 молится об отце своем Давиде, которого на тот момент уже не было в живых: «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его» (Пс. 131:1). Можно привести еще один пример из Писания, где Иуда Макавей со своим войском конкретно молит Бога об убитых: «...обратились к молитве, прося да будет совершенно изглажен содеянный грех; ибо если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых...» (2 Мак. 12:39-45). Мы не признаем эту книгу за богодухновенную, но, по крайней мере, это историческое свидетельство того, что иудеи в Ветхом Завете тоже молились Богу об умерших . Помимо этого, остались весьма богатые свидетельства ранней Церкви о том, что первые христиане молились об умерших. Во всех древних литургиях, как то в литургии св. Апостола Петра и евангелиста Марка, Ап. Иакова, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в чине римском и требнике св. Григория Великого 33 мы находим молитвы об умерших 34 . Так, в литургии Ап. Иакова содержится такая молитва: «Особенно же творим память о святой и славной Приснодеве, блаженной Богородице. Помяни Ее, Господи Боже, и по Ее чистым и святым молитвам пощади и помилуй нас» 35 . Здесь как раз говорится и о молитве за умерших, за Деву Марию, и о том, что и эта Святая из всех святых молится о нас. Еще в той же литургии говорится: «Господи Боже духов и всякие плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

Ввиду всего этого естественно, что он мог обратиться с авторитетным властным словом ко всем " двенадцати коленам, находящимся в рассеянии " .О жизни святого Апостола Иакова сохранилось довольно много сведений. Он был старшим сыном Иосифа, обручника Пресвятой Девы, от первой его жены, родным братом упоминаемых в Евангелии Иосии, Симона и Иуды (Матф. 13:55) и названным братом Господа Иисуса Христа. Он сопровождал Иосифа и Марию с младенцем Иисусом во время их бегства в Египет. По-видимому, он с братьями своими довольно долго не вполне веровал в Господа Иисуса, как в Мессию (Иоан. 7:3-5) [ 4 ], почему, быть может, и не удостоился быть в числе ближайших двенадцати Его учеников. Но потом он всем сердцем уверовал, и Господь, по воскресении Своем, удостоил Иакова Своим явлением особо (1Кор. 15:7) [ 5 ].По вознесении Христовом он, как предназначенный к тому Самим Господом, был поставлен первым епископом иерусалимской церкви, и в качестве такового, а также, как пользовавшийся особенно высоким уважением и самих апостолов, председательствовал на первом Апостольском соборе в Иерусалиме (Деян. гл.15). Надо полагать, что вся его деятельность сосредотачивалась в Палестине, и он не ходил с проповедью по другим странам, подобно остальным апостолам. Жизнь свою окончил мученической смертью около 64 г., будучи сброшенным иудейскими начальниками с портика иерусалимского храма.Иудейский историк Иосиф Флавий, перечисляя причины падения Иерусалима, в результате войны с римлянами, говорит, что Господь наказал евреев, между прочим, за убиение Иакова праведного. Предание приписывает святому Иакову, брату Господню, составление древнего чина Божественной литургии, который до сих пор совершается в Иерусалиме в день его памяти 23 октября (5 ноября). не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Литургия вечна. Агнец заклан в недрах Святой Троицы. Он предназначен к закланию еще " прежде создания мира " (1Пет. 1:20 хотя и явился во времени, " в последние времена " . Евхаристия любви предвечно совершается в Триединстве Божием, в вечном святилище Божественной любви, совершается во времени и нами и будет совершаться и во веки веков. Эта Жертва любви, " любви Отца, распинающей, любви Сына, распинаемой, любви Духа Святаго, торжествующего силою крестной " , не имеет границ во времени. Литургийное последнее явление Даров, символизирующее вознесение на небо, сопровождается возгласом: " Всегда, ныне и присно и во веки веков " . В литургии апостола Иакова (греческой) после установительных слов Господа и цитаты из 1Кор. 11:26 стоит такой анамнезис: " Воспоминая и мы... животворящие Его Страдания, спасительный Крест, смерть, Гроб, трехдневное Воскресение, на Небеса восхождение, одесную Бога и Отца седение и Второе и славное и страшное Его Пришествие, когда Он придет со славою судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его… " В литургии апостола Марка цитата из 1Кор. 11:26 дополняется словами " и Мое Воскресение и вознесение исповедуете (доколе Я приду) " . Молитва, нас интересующая, вероятно, потому же носит характер не воспоминаний, а исповедания: " Смерть Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, возвещая и трехдневное и блаженное Его из мертвых Воскресение исповедуя и вознесение на Небеса, седение одесную Бога и Отца и Второе, трепетное и страшное Его Пришествие ожидая... " 184 B Византийских литургиях текст послания к Коринфянам сохранился только у святого Василия, да и то уже с видоизменением: " Елижды бо аще ясте Хлеб сей, и Чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое Воскресение исповедуете " . В литургии святого Иоанна Златоуста описание Вечери кончается словами " во оставление грехов " . Это " воспоминание " является только переходом к дальнейшей молитве призывания Святого Духа (επκλησις) и в некоторых литургиях даже трудно отделимо от него, будучи придаточным предложением " воспоминая " или " возвещая " или " исповедуя " к главному — " Твоя от Твоих Тебе приносим...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

е. во время богослужения, что явствует из контекста) совершаются увещания, взыскания и произносятся приговоры божественные, так как у нас суд ведется весьма строго, как у людей, уверенных, что на них смотрит Бог; и вместе он принимается нами, как предварительное решение будущего суда, если кто позволит себе такой поступок, за который его надобно отлучить от общения в молитве в общем нашем собрании и от всякого священного с нами сношения» (Собрание древних литургий, Т.1, стр. 51). Несомненно, что здесь мы имеем описание исповеди, но исповеди общецерковной, исповеди, по форме совершенно отличной от той, что мы знаем теперь. На то же мы имеем указания в дьяконских возгласах некоторых дошедших до нас древних богослужебных чинов. «Друг друга распознавайте» – возглашает дьякон в литургии ап. Иакова. А вот возгласы из апокрифического памятника Ш–го века «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» – «Смотрите да не кто нечестивый, да не кто нерадивый. Смотрите, кто не верит, пусть уйдет. Смотрите, как сыны света будем просить» (Скабалланович. Указ. соч., стр. 90). «Да никто в лицемерии, да никто против кого-либо», – читаем мы в литургии Апостольских постановлений (Собрание древних литургий, Т.1, стр. 113). «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» ( Иак.5:16 ), – пишет ап. Иаков в соборном послании. В одной из древнейших литургий, в литургии ап. Марка, мы находим молитву, в которой отображается церковное понимание завета Христа об исповеди. Из смысла этой молитвы явствует, что церковь считала, что право отпускать и не отпускать грехи дано всей полноте церкви, а отнюдь не одной иерархии. Вот эта молитва целиком (впрочем, текст этой молитвы поврежден и восстановлен по догадкам): «Владыка Господи Боже наш, избравший двенадцатисвещный светильник двенадцати апостолов и пославший их проповедовать во всем мире и учить Евангелию царства Твоего и врачевать болезнь и всякую немощь в народе ( Мф.10:1 ), и дунувший в лица их и сказавший им: приимите Духа Святого Утешителя; кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся ( Ин.20:22–23 ), так и на нас предстоящих рабов Твоих, при входе священнодействия с епископами, пресвитерами, диаконами, чтецами, певцами и мирянами, со всею полнотою святой, соборной и апостольской церкви; избавь их, Господи, от клятвы и проклятия, и от анафемы, и уз, и отлучения, и от части противника; и очисти наши уста и сердце от всякой нечистоты и от всякого порока, чтобы нам с чистым сердцем и чистою совестью приносить тебе фимиам сей, в приятное благоухание и в оставление грехов наших и всего народа твоего, благодатию и щедротами и человеколюбием единородного Сына, через Которого и с Которым тебе слава и держава, со всесвятым и благим и животворящим Духом, ныне и всегда и во веки веков» (Собрание древних литургий, Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Евхаристический канон литургии Василия Великого, а по возгласе «Изрядно о Пресвятей…» поется ирмос 9-й песни канона Не рыдай Мене, Мати, — это тоже особенность литургии Великой Субботы. Причастен этого дня тоже победный: «Воста яко спя Господь: и воскресе, спасаяй нас». После отпуста Божественной литургии назначен чин благословения хлеба и вина, не просто так, а потому, что, по мысли Типикона, братия не должна расходиться по кельям (для этого и времени особого нет). Все сидят в храме, и келарь раздает этот хлеб и вино, которые благословляются на службе только для того, чтобы народ подкрепился. Все сидят в храме и слушают Деяния апостольские, которые должны быть прочитаны целиком до полунощницы воскресной, начала пасхального богослужения. Постная Триодь. Великая Суббота На утрени Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради. Господи, помилуй. (3) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё; да придёт Царство Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Священник возглашает: Ибо Твоё есть Царство, и сила, и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Чтец: Аминь. Господи, помилуй. (12) Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Придите, поклонимся Царю нашему, Богу. Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему. Псалом 19 Да услышит тебя Господь в день печали, да защитит тебя имя Бога Иакова, да пошлёт Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. Да вспомнит всякую жертву твою, и всесожжение твоё да соделает тучным. Да даст тебе Господь по сердцу твоему, и весь совет твой да исполнит. Мы возрадуемся о спасении твоём и именем Господа, Бога нашего, возвеличимся. Да исполнит Господь все прошения твои! Ныне познал я, что спас Господь помазанника Своего: Он услышит его с неба святого Своего; в могуществе – спасение десницей Его. Эти – на колесницах, и эти – на конях, мы же имя Господа, Бога нашего, призовём. Эти споткнулись и упали, мы же встали и распрямились. Господи, спаси царя и услышь нас в день, когда мы призовём Тебя.

http://predanie.ru/book/217302-velikaya-...

И ещё, братия, – заметьте при этом, – почему священодействующий, равно как и предстоящие алтарю, осмеливаются пред великим Таинством тела и крови Христовой, как умилостивительной жертвы, воссылать к Богу моления не только о благах духовных, но и о благах настоящей жизни? Это потому, что все нужды человека в настоящей жизни, все лишения, недостатки, болезни и проч., произошли по причине греха, – от праведного гнева Божия, излившегося на род человеческий за его грехи. Но Иисус Христос есть умилостивление за грехи всего мира: а потому и приступаем, по апостольскому слову, с дерзновением к престолу благодати, да приимем милость, и благодать обрящем, во благовременну помощь ( Евр.4:16 ). И Иисус Христос, во время земной жизни Своей, благоволил показать, что сила Его заслуг простирается не только на сообщение благ духовных, но и на облегчение нужд временных: ибо все Его чудотворения это доказывали; Он исцелял всякого рода болезни, изгонял бесов, укрощал ветры, насыщал голодных и тому подобное, так что и в буквальном смысле пред лицом мира сбывались на Нём пророческие слова Исаии: Той недуги наша прият, и болезни понесе ( Ис.53:4 ). И молитвы, прошения и моления о живых и умерших святая Церковь возносит пред бескровною жертвою по Апостольскому установлению, как это видите уже из того, что сие делает св. Соборная и Апостольская Церковь . Сии моления составляли принадлежность бескровного жертвоприношения от времён апостольских, как видим сие в Литургии, сохранившейся в постановлениях апостольских и в Литургии Иерусалимской, сохранившейся преданием под именем Литургии Апостола Иакова. Даже в словах святого Павла апостола можем видеть мы заповедь о совершений молитве пред жертвою тела и крови Христовой, когда Апостол в особенную обязанность поставляет св. Тимофею, епископу Ефесскому, «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую, безмятежную, во всяком благочестии и честности», и побуждает к тому так: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, Иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:1–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010