Крест Христов является новозаветным жертвенником и великой новозаветной святыней. Ветхозаветный жертвенник был великой святыней: «Господь приказал Моисею помазать священным миром жертвенник всесожжения и все принадлежности его», и сказал: «освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» ( Исх.30:22–29 , ср. Лев. 8 ). Кровь жертвенника освящала все ( Исх.29:21 ). Крест Христов есть новозаветный жертвенник: Христос «не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа; ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого» ( Евр.7:27 ). «Освящены мы единократным принесением Тела Иисуса Христа» ( Евр.10:10 ). «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо» ( 1Пет.2:24 ). Древо это, то есть, крест, и есть новозаветный жертвенник, которым мы освобождаемся от грехов. Новозаветный жертвенник – Крест Христов – великая святыня: Если ветхозаветный жертвенник, освященный елеем, был великой святыней, и если кровь ветхозаветного жертвенника освящала все, то неужели святая Кровь Христова не освятила Креста, на котором Спаситель принесся в жертву? Кровь Христова от ран гвоздиных обагрила Крест и освятила его. Вещественная святыня может освящать: «жертвенник, освящающий дар» ( Мф.23:19 ). «храм, освящающей золото» ( Мф.23:17 ). Через вещественную святыню Господь проявляет чудотворения: Господь за незаконное отношение к ветхозаветной святыне убивал, карал людей: «Оза простер руку свою к ковчегу Божию и взялся за него... но Господь прогневался на Озу, и поразил его Бог» ( 2Цар.6:6 ). В Новом Завете при молитвенном возложении креста на мертвого, Бог воскресил его. Это единогласно свидетельствуют все древние историки христианские и отцы Церкви. Ковчег, захваченный в плен филистимлянами, творил чудеса: разбил Божией силой идола Дагона и покарал народ наростами ( 1Цар.5:3–6 ). Медный змей (на кресте) на знамени творил чудеса исцеления силою Божией. За ропот евреев в пустыне Господь наслал на них ядовитых змей. Когда евреи покаялись, «сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя (как на хоругвь, похожую на крест), и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змий ужалил человека, он, взглянув на меднаго змея, оставался жив» ( Чис.21:8–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

23 ст. той же главы). – 14 ст. 2 гл. к колос. штундисты толкуют так: «Христос пригвоздил к кресту проклятие всего мира, которое на кресте и осталось навсегда. Слова «проклятие» в 14 ст. нет; в означенном стихе говорится о «рукописании», которое было против нас, и Христос взял его от среды и пригвоздил ко кресту. Рукописанием называется, собственно, долговая расписка. Долги – это грехи наши. Рукописание, таким образом, означает список грехов; рукописание было против нас, т. е. осуждало нас. Христос взял его от среды, т. е. принял с глаз долой, ни нам не оставил, ни Сам у Себя не сохранил; но пригвоздил ко кресту, т. е. разодрал – уничтожил. Слова 14 стиха нельзя понимать буквально; в переносном же смысле они означают следующее: «так как все мы были под грехом и наказанием, то Христос, претерпев наказание, освободил нас и от греха, и от наказания» 602 . На кресте никакого рукописания не осталось; это можно подтвердить следующими словами апостола Петра, изложенными в его первом послании: «Он (Христос) грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды». ( 1Пет.2:24 ). Здесь под телом Иисуса Христа разумеется все человеческое естество Его, которым Он пострадал на кресте за грехи мира. Как в ветхозаветное время первосвященник исповедал грехи народа над главою козла отпущения, и козел относил их в землю непроходимую ( Лев.16:21–22 ), так во время новозаветное Иисус Христос несет на теле Своем грехи человечества, чтобы уничтожить грехи вместе со смертию Своего тела 603 . На кресте осталась только искупительная кровь Богочеловека, а не проклятие, как говорят сектанты. Что касается 3 ст. 13 гл. Посл. к галатам, то в нем говорится только, что «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою». Христос повешен был на кресте, как величайший преступник; между тем Он, как безгрешный, не был преступником пред законом и не должен был подвергаться ни смерти на древе, ни проклятию, согласно закону ( Втор.21:23 ). Если Он подвергся тому и другому, то потому только, что принял на Себя, как и апостол Петр говорит, грехи людей и, следовательно, понес на Себе и клятву, или наказание за эти грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   Разделение человечества на две части было в известном смысле разделением мира на две части, т. к. мир тесным образом связан с человечеством. Мы не знаем, употреблялся ли термин «космос» для обозначения человечества вне Израиля и без него, но, судя по тому, что такое словоупотребление стало обычным в новозаветных писаниях, мы можем предположить, что оно уже существовало в иудейской письменности. Однако, различие между частями космоса не было коренным, т. к. уделом одной и другой части мира была смерть. Закон не преодолевал смерть, а обещал лишь долгую и благополучную жизнь в обетованной земле: «Итак, соблюдайте все заповеди Его, которые я заповедаю вам сегодня: дабы вы укрепились и пошли и овладели землею, в которую вы переходите, чтобы овладеть ею: и дабы вы жили много времени на той земле, которую клялся Господь отцам вашим дать им и семени их, на земле, в которой течет молоко и мед» (Второз. 11:8—9). Когда в апокалиптической литературе перспективы расширились за пределы земной жизни, то Тора стала источником не только долгой жизни на земле, но и вечной жизни. Через воскресение в ней примет участие весь Израиль. «В это время спасутся из народа Твоего все, которые будут найдены записанными в книге. И многие из спящих во прахе пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде, как звезды во веки, навсегда» (Дан. 12:1—3). Сияние Израиля, а потом только праведных от Закона, будет сиянием Торы. Вечная жизнь стала признаком мессианской эпохи, но сама мессианская эпоха будет по преимуществу эпохой Торы. Единство человеческого рода будет восстановлено, т. к. народы, за исключением Израиля, будут уничтожены или порабощены Израилю, что почти равносильно их уничтожению. Иерусалим воссияет вечным светом, или небесный Иерусалим сойдет на место земного, или земной Иерусалим с Израилем восхищен будет на небо. Блаженство Израиля будет восстановлением утерянного первым человеком райского блаженства: «Для вас открыт рай, насаждено древо жизни, уготовано будущее время, приготовлено изобилие, создан град, установлен покой…» (III Ездра, 8,52). Этому изменению жизни человечества, или точнее Израиля, должно соответствовать и изменение мира, который должен вернуться к своему райскому состоянию: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их… И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. И не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Исаия, 11,6—9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3725...

Быт. 1 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. Животным вначале также была предназначена пища растительная. И будет время, говорит пророк Исайя, когда и вол и медведь вкупе пастися будут… и лев аки вол ясти будет плевы ( Ис. 11:7 ). Заметим ещё, что с словами Библии связуются и предания всех народов, что мы будем иметь случай встречать постоянно. Предание о золотом веке (сохранившееся у всех народов под формою сказания о богах и полубогах, с чудовищною хронологиею), помнит о том, что животные довольствовались растительною пищею. Вергилий говорит, что уже Юпитер, овладев миром, «praedarique lupos jussit pontumque moveri» – «велел волкам терзать и морю волноваться». Быт. 1 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Шестым днём заканчивается творение, произведение предметов новых. Бог одобрением, выраженным в этом стихе, устанавливает навечно законы природы, украшенной и возвышенной разумным деятелем – человеком, поэтому и самое выражение одобрения носит на себе характер высшего благоволения. Глава II. День субботний; Едем; древо познания добра и зла; творение жены; брак Быт. 2 Так совершены небо и земля и все воинство их. Прежде чем пойдём далее, остановимся пред делом совершившегося творения и пройдём мыслию священную повесть начала мира, начертанную Духом Божиим. Вначале сотворил Бог небо и землю. Небо с горними его обитателями, или духовный бесплотный мир, создан во времена, недоступные мысли человеческой; земля же, о которой повествует священная книга, была безвидна и пуста. Вначале из небытия вызваны были материалы, массы в хаотическом состоянии. Дух Божий, начало всякой жизни, носился над этой нестройною массою и живил своим присутствием элементы будущего прекрасного мира. Вместе с материей созданы и все присущие ей силы, которым вслед за тем повелено действовать. Первое проявление этих сил происходит по гласу Божию: да будет свет! Это первый день развития мира, начало притяжения, электричества магнетизма, химических соединений; это момент начала движения, при котором впервые блеснул свет как первое проявление первой жизни, первого движения в массе, законы развития которой в стройное целое были предначертаны Творцом до начала движения. Творение как мысль было делом мгновенным, но осуществление сей мысли совершилось в шесть дней, в продолжение которых Творцу угодно было заставить развиваться материю под влиянием разнообразных сил, многообразное сочетание и взаимное действие которых должно было выработать созданный мыслию наперёд план мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

- ветхозаветное понимание эры Мессии и результат Его дела В прямой связи с ветхозаветным культом Яхве стоит Мессия - Помазанник ( Машиах). В Библии этим термином названы первосвященники ( Лев 4.3,5 ,16), пророки и цари ( Пс 105.15 ). В книге Пророка Исаии мессией Бога назван даже царь Кир ( Ис 45.1 ). В Библии имя Яхве непознаваемо, а имя Мессии (человека) неизвестно. Но оно будет явлено. Ожидаемая эра Мессии провозвещается самим Духом Господа Бога (Яхве) ( )(Ис. 61.1) и мыслится как эра исключительных даров этого Духа Божия. « Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны и юноши ваши будут видеть видения (Иоиль 2.28). Эти дары Духа как праведнику будут дарованы Мессии: «И почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится» (Ис. 11. 2-3). Образ самого Мессии мыслится как вечно существующий. «Видел я в ночных видениях, вот с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не пройдёт, и царство Его не разрушится» (Дан.7.13-14). Как человек Мессия испытает страдания (Ис. 53.2-11), понесёт «на Себе грех многих и за преступников сделаестя ходатаем» (Ис.53.12). Мессия принесёт победу, потому что «победа от Господа» (Яхве ) (Пртч. 21. 31; 1Прлп. 29.11). Итак, из контекста пророчеств следует, что результатами дела Мессии будут: явление Его человеческого имени, наступление в мире окончательной победы Господней и раздаяние праведникам трофеев этой победы - даров Духа Господа Бога (Яхае). - осмысления знака Иезекииля и знака креста в первые годы иудео-христианской евангельской традиции Латинский язык знает более десяти наименований-разновидностей креста (crux): (crux ansata, crux capitata, crux commissa, crux decussata, c rux dissimulata, crux florida, crux gammata, crux gemmata, crux immissa, crux patibula, cruxquadrata). Евангельская фраза πνω τς κεφαλς - super caput eius - «над головою Его» (Мф. 27.37) свидетельствует о том, что Христос был распят на кресте либо capitata, либо immissa. На этом кресте вертикальное древо поднималось над горизонтальным. На уровне таза могла делаться небольшая подставка, на которую осуждённый мог опереться, чтобы облегчить боль в руках и освободить диафрагму для дыхания. После длительной агонии он умирал от удушья.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Во-первых, в мусульманском мировоззрении нет места искуплению по той причине, что нет осознания испорченности человеческой природы как следствия первородного греха. Да, пророк Адам согрешил, за что был изгнан из рая, но потом он раскаялся в своем грехе и Бог простил его. Этот грех не повредил его природы, соответственно, его потомки в сущности своей являются такими же людьми, как и первый человек до грехопадения. Люди рождаются безгрешными, грешить они начинают по своей воле и потому каждый несет персональную ответственность за свой личный грех. Общечеловеческая греховность мыслится в исламе не как фактическое явление, а лишь как сумма всех личных грехов, имеющая теоретический характер, отсюда мусульманам очень сложно понять возможность ее преодоления посредством конкретной жертвы кого-то другого. Те жертвы, которые приносятся мусульманами в конце хаджа на горе Арафат, мыслятся как выражение покорности Богу, “совершаемое в воспоминание жертвы, принесенной Авра­амом” 73 , — не более. Ветхозаветное, подлинно “авраамовское” понимание жертвы утрачено (Исх 29:14; Лев 4:1–35 и т. п.). К тому же и само зло, сам грех предопределены Богом, а, значит, необходимы. Вторая причина — понимание страдания, вытекающее из понимания греха. Страдание — возмездие (в крайнем случае временное испытание), но не высшее проявление свободы и любви. Безвинных страданий не бывает; каждый страдает исключительно за свои грехи. Самудяне и мадианиты 74 погибли не потому что все были греховны, но потому что каждый был грешен (Коран 7.94). Немыслимо взять на себя страдания другого — “…душа ничем не возместит за другую душу, и не будет принято от нее заступничество, и не будет взят от нее равновес, и не будет им оказано помощи (2.45)”. В христианстве, равно как и в ветхозаветном иудаизме имеется совершенно другой взгляд на эту проблему —  Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились  (Ис 53:4–5);  Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились  (1 Пет 2:24).

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

И поэтому абсолютного зла не существует, а существует абсолютное добро. А постольку поскольку абсолютное добро существует, а абсолютного зла не существует, зло всегда бессильно, оно не имеет ни собственно бытия, ни собственной силы, ни собственного продолжения, а пользуется только тем, что может захватить и на чем может паразитировать. Посему у каждого христианина есть силы победить зло. Зло должно было быть побеждено еще в Раю; одной из целей сотворения человека было, чтобы человек победил сатану. Поэтому Господь и Сам воплотился в истории и победил сатану как человек. А должен был это сделать Адам. Древо познания добра зла потому и не предназначалось для человека изначально, как мне кажется, чтобы человек, сначала утвердившись в добре, познав источник добра, смог познать зло иначе и победить его именно как сотворенный свободный человек. Так вот, зло своего бытия не имеет и посему оно и должно было бы всегда быть нами побеждаемо, — потому что у нас гораздо больше сил на добро, чем на зло, потому что добро мы черпаем в абсолютно благом Боге. Мы по своей тварной природе гораздо более сопричастны добру, чем искажены злом. Так что же тогда человек должен предпринимать по отношению к злу в своей жизни? Каким образом он должен это зло видеть, как его оценивать или судить и как с ним бороться? В Евангелии мы встречаем такие образы, когда Господь говорит, — А Я говорю вам: не противьтесь злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду. Эти слова мы все знаем, они послужили поводом к тому, что Лев Толстой стал проповедовать принципиальное непротивление злу. А что это значит для нас? Как нам относиться ко злу исходя из евангельских слов? — Это значит не осуждать. Отец Алексий: Не противьтесь злому — это значит, что мы должны совсем со злом не бороться или все-таки как-то бороться? Как? Пускай зло злится и злодействует, а мы будем отходить и отступать? Злу надо противиться или не надо?

http://pravmir.ru/fragmentyi-iz-prihodsk...

Однажды «преподобный Макарий шел по пустыне и нашел высохший человеческий череп, лежащий на земле. Повернув его своим жезлом, преподобный услыхал, как будто он издал какой-то звук. Тогда Макарий спросил череп: — Кто ты такой? — Я, — отвечал тот, — был начальником языческих жрецов, обитавших на сем месте. Когда ты, авва Макарий, исполненный Духа Божия, умилосердившись над находящимися в муках в аду, молишься за нас, мы тогда получаем некоторое облегчение. — Какое же облегчение получаете вы, — спросил Макарий, — и каковы ваши мучения, расскажи мне? — Как далеко отстоит небо от земли, — отвечал со стоном череп, — так велик огонь, среди которого мы находимся, палимые отовсюду с ног до головы. При этом мы не можем видеть лица друг друга. Когда же ты молишься за нас, мы видим немного друг друга, и это служит нам некоторым утешением. Услыхав такой ответ, преподобный прослезился и сказал: — Проклят тот день, когда человек преступил Божественные заповеди. И снова он спросил череп: — Есть ли какие-либо другие мучения, лютейшие ваших? — Внизу, на много глубже под нами, находятся многие другие, — отвечал тот.— Кто же находится среди тех лютейших мучений? — спросил Макарий. — Мы, незнавшие Бога, — ответил череп, — хотя и немного, еще ощущаем милосердие Божие. Те же, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали, мучаются внизу нас гораздо более тяжкими и лютейшими мучениями. После сего преподобный Макарий взял тот череп, закопал его в землю и удалился оттуда. «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители» ( Откр.22:14-15 ). Мы живем в сложное время. Многие из нас не имели возможности получить никакого духовного воспитания и образования и поэтому с не представляют, сколько опасностей может преподнести человеку духовный мир. Современные люди в большинстве своем лишены духовного иммунитета, а потому так часто становятся легкой добычей лукавого. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ), — сказал апостол Петр. Апостол говорит нам об опасности, но не для того, чтобы напугать, а для того, чтобы, приняв его слова в свое сердце, мы всегда, каждую минуту были готовы отразить вражеское нападение. Господь каждому человеку желает только спасения. Он послал в мир Спасителя, чтобы открыть людям истину о будущей жизни, о покаянии, о вечных ценностях.

http://sueverie.net/vozmozhna-li-pravosl...

Почему так оправдываются сектанты?   Потому, что они прекрасно понимают, что никто не может проверить этой духовной их любви; и этим своим лживым оправданием они обольщают доверчивых: если бы они любили духовный крест Христов, тогда и видимого, вещественного креста Христова они не отвергали бы. Чтут ли православные христиане духовный крест Христов, т.е. страдания Спасителя?   Православные христиане глубоко чтут страдания Господни и в них черпают для себя силы бороться с диаволом, как боролся с ним и Христос Спаситель, не взиравший ни на какие страдания. Почитая видимый крест Господень, христиане тем самым постоянно напоминают себе о страданиях Спасителя и утешаются, вполне убежденные, что, сколько бы диавол не терзал их, все равно мучения их на этой земле никогда не могут сравняться с страданиями Христовыми. Если же Господь, будучи невинным, претерпевал мучения безропотно, тем более мы должны безропотно переносить страдания, являясь всегда виновными пред Богом. Почему христиане чтут крест, как святыню?   Крест Христов является священным новозаветным жертвенником, на котором Спаситель принес Себя в жертву. В Ветхом Завете первосвященники и священники приносили «жетвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, Христос же, совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7:27). Ясно для всех, что Христос принес Себя в жертву на кресте для нашего освящения. «Освящены мы, — говорит Апостол, — единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:10). «Христос, — говорит Ап. Петр, — грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов жили для правды» (1 Петр. 2:24). Итак, крест Господень явился новозаветным жертвенником. Почему же мы считаем новозаветный жертвенник — крест Господень великой святыней?   Ветхозаветный жертвенник, на котором приносились жертвы по закону Моисееву, почитался «великой святыней». Господь повелел помазать священным миром «жертвенник всесожжения и все принадлежности его и сказал Моисею: освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх 30:28, 29; ср. Лев. 8 гл). Кровь, взятая с ветхозаветного жертвенника, освящала все. «Возьми крови, — говорит Господь Моисею, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним» (Исх 29:21). Если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились животные, был «великой святыней», и кровь с этого жертвенника освящала все, то не тем ли более является величайшей святыней новозаветный жертвенник, обагренный пречистой кровью Самого Спасителя?!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Достойные именования Сына Божия в Ветхом и Новом Завете многочисленны. Семя жены, семя Авраамово, семя Исааково, семя Иаковлево, семя Давидово, цвет от корня Иесеева – Господь, Эммануил, Отец будущего века, Ангел, Царь царствующих, а также слова Жених, Глава, краеугольный Камень, Основание, Лев, Хлеб с небес, Солнце, Свет, Восток, День, Лоза, Книга Жизни, Древо Жизни, Первосвященник, Жертва, Агнец, Пророк, Пастырь, Учитель и т. д.; – все сии слова, как в собственном, так и иносказательном значении, имеют в чем-нибудь точное подобие со Христом. Воззрите на некоторые подобия, по образцу которых можно приноровить и прочие. Христос именуется нашим Женихом по причине духовного обручения, по любви, по причине нашего взыскания, по причине теснейшего таинственного соединения, участия в естестве Божественном. Он наш Камень для поддержания духовного созидания, в претыкание нечестивым, в основание благим. Камень, жезлом Моисеевым пораженный, источил воду: Христос источил жизнь. Лев от Иуды – по причине Божественной силы и мужества, по причине начальства и преимущества, да и по неусыпности, так как лев спит с отверстыми очами. Христос также бодрственно защищает нас, как лев своих детенышей. Он в страдании Агнец, по воскресении Лев. Лев устрашает гласом животных настолько, что далее бежать они не имеют силы: глас Христов в Апостолах язычников как бы страхом склонил к Себе. Сверх сего, воскресением Он устрашил Своих врагов, разогнал, расторг узы смерти – Лев небесный ниспроверг льва преисподнего, доселе ищущего поглотить всех. Агнец по кротости, терпению, чистоте, невинности, в заслуги Которого, как в волну 2 агнца, все облекаемся. VII. Начальное изъяснение третьего члена Символа веры Доселе предметом размышления было рассмотрение свойств Божиих, черпаемых из слова Божия, свойств Божиих относительно Его Божественности, относительно всех вообще творений. Теперь, приступая к третьему члену Символа веры , необходимо рассмотреть свойства Божии частные, относительно человека. Здесь, в третьем члене, мы говорим о чудесном воплощении Бога в Сыне Божием. Приступая к изъяснению воплощения Слова, нужно сказать о причине оного; о причине, каковую полагают в Божестве, и о причине, скрывающейся в самом человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010