Таким образом, анализ акафиста заставляет искать происхождение памяти субботы пятой седмицы Великого поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют и некоторые древние уставные предписания, которые касаются данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. Память субботы являлась как бы предпразднством Благовещения. Связь ее с Благовещением видна и из того, что многие ее песнопения берутся из службы на данный праздник. То есть в рассматриваемой памяти приходится иметь дело с перенесенным праздником Благовещения. Возобновляя разговор об историко-событийной подоплеке празднования акафиста, надо констатировать: оно, в соответствии с разнообразной аргументацией И.А. Карабинова, находится в связи не с осадой Константинополя, а со всей Персидской войной императора Ираклия, точнее, с ее финалом, благополучным для византийцев . Неслучайно данное событие по числам почти совпадает с праздником акафиста и Благовещением. Свидетельствуют об этом паримии (из пророка Исаии), читаемые как раз на четвертой и пятой неделях Великого поста, к которым, в свою очередь, содержательно примыкают чтения среды и пятка Сырной седмицы. Следовательно, исторически память окончания Персидской войны праздновалась вместе с Благовещением: с одной стороны, поскольку война кончилась почти в этот день, а с другой – поскольку Богородица считалась покровительницей Константинополя, где данный праздник был первоначально положен. Когда Трулльский Собор разрешил установить Благовещение в его собственное число, за субботой акафиста закрепилась память войны. Причем со временем произошло смещение и сужение событийно-хронологических пластов, в результате чего актуальной стала осада Константинополя 626 года, поскольку была наиболее памятным эпизодом большой войны, которая по преимуществу велась вдали от столицы. Закрепление праздника акафиста за субботой пятой недели Великого поста окончательно произошло достаточно поздно – лишь после XI века. Рейтинг: 9.7 Голосов: 436 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/34566.html

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 6-й, светилен Триоди. «Слава» – ин светилен Триоди, «И ныне» – Богородичен Триоди. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 6-й – 5, и Триоди, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 3 (с припевами своими ). «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Отче Благий...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 6-я. На часах – тропарь воскресный. Кондак Триоди. На Литургии блаженны гласа – 6 и Триоди, песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском – тропарь воскресный. «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак Триоди. Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню. Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя... блуднаго сына», «зри»). 1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-03/

Далее, Апостольские Постановления входят в область устава сведениями о постах и правилами относительно их провождения. В ряду других источников по этому предмету наш сборник занимает особенно видное место в силу своей древности и по тому руководительному значению, каким он пользовался в позднейших уставах при установке и разъяснении вопросов касательно поста. Кроме еженедельного поста в среду и пятницу, разрешаемого только в период 50-ницы, Апостольские Постановления упоминают ещё о двух годовых: перед Пасхой и после Пятидесятницы. Сверх этих общеобязательных постов, некоторые постились и по личной набожности: предоставляя исполнение этих последних усердию каждого. Постановления высказываются неодобрительно о посте в понедельник и четверг, так как эти дни совпадали с постами фарисеев, которые имели обычай поститься во второй день по субботе и в пятый (L. VII, с. 23). Заключающиеся в Апостольских Постановлениях правила касательно постов и праздников имели решающее значение и обязательную силу. На них ссылались в этом смысле: 1) Св. Епифаний Кипрский в подтверждение обычая проводить в строгом посте страстную неделю, а также среду и пяток каждой седмицы. Это место из Епифания приводится Никоном Черногорцем в 57-й главе пандект, откуда перешло в славянские списки иерусалимского устава и его старопечатные издания. 2)  Анастасий Синаит в 64-м ответе своих «ρωτσεις κα ποκρσεις περ διαφορν κεφαλαων». 3) Автор трактата «De sacris jejuniis», издаваемого между сочинениями Иоанна Дамаскина в доказательство сорокадневной продолжительности Великого поста (Patr. Curs, compl. ser. gr. t. 95, p. 63–78). 4)  Анастасий Антиохийский в трактате «De tribus quadragesimis» (Cotel. Monum. Eccl. Gr. III, p. 429. sqq. Cf. Rhally et Potly t. IV, p. 580 sqq). 5) Никон Черногорец по многим вопросам литургического и дисциплинарного свойства. 6) В уставах иерусалимских в главе о постах четыредесятницы и Св. Апостолов и о празднике Пасхи. 7) В студийском уставе Синодальной библиотеки сделано дополнение о посте в Великую субботу со ссылкой на «ино уставление в составе Святых Апостол». Судя по приводимой далее выдержке, видно, что под составом разумеются Апостольские Постановления, называемые в других местах расчинением. У Анастасия Синаита эти правила приводятся сокращённо и в ином чтении, которое перешло и в наши уставы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Лазарева Суббота в 2016 году — 23 апреля Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. 26 марта, 2009 Суббота Лазарева и следующая за ней Неделя ваий до некоторой степени являются единым праздником: они имеют общий тропарь, посвященный событиям этих двух дней. Кроме того, некоторые части воскресного богослужения, которое невозможно совершать в Неделю ваий, т.к. это Господский двунадесятый праздник, перенесены на субботу. Лазарева Суббота в 2016 году – 23 апреля Страстная и Пасхальная седмицы образуют центр богослужебного года. Они являются тем временем в жизни Церкви, которое предваряется долгой и серьезной подготовкой — Великим постом . Последняя, 6 седмица Великого поста имеет особое название — «седмица ваий». Все дни ее от понедельника до пятницы имеют такое определение: «понедельник ваий», «вторник ваий» и т.д. Эта седмица по своему устроению, по содержанию богослужения оказывается устремленной к Неделе ваий, или к тому празднику, который мы привычно называем «Входом Господним в Иерусалим». Богослужение этих дней открывает перед нами важный принцип церковного Устава. Участие в церковном богослужении не является просто воспоминанием прошедших событий или созерцанием богословских идей — все в устроении богослужения направлено на то, чтобы события, воспоминаемые и празднуемые Церковью, были нами пережиты по существу, стали фактом нашей жизни, чтобы мы вошли в ту реальность, в которую Церковь нас стремится ввести. Достигается это разными способами, а в седмицу ваий в течение 5 дней звучат песнопения, которые заставляют нас напряженно ждать событий конца седмицы. Эта седмица должна привести нас к двум особенным праздникам — субботе Лазаревой и Неделе ваий. В субботу Лазареву празднуется воскрешение праведного Лазаря.

http://pravmir.ru/lazareva-subbota-2016/

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 78. Субботний пост Можно ли по субботам поститься? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Продолжим начатую прошлый раз тему и сегодня рассмотрим правила в отношении поста в субботу и воскресенье, тем более, что про это от вас поступал вопрос. По ранним свидетельствам в Иерусалимской Церкви, когда предписывались посты в течение года, то всегда делалась такая оговорка: «исключая дни субботние и воскресные». Это был древний и весьма распространенный церковный обычай, выражавший особое отношение к этим дням седмицы, так что согласно 64 Апостольскому правилу: «Если кто из клира усмотрен будет постящимся в день Гоподень или в субботу, кроме одной только (Великой Субботы): да будет извержен. Если же мирянин: да будет отлучен». Хотя, как вы уже знаете, у западных христиан в отношении субботы и поста сложился иной обычай, согласно которому суббота — это день скорби, ознаменованный погребением Христа. Но этот обычай Восточная Церковь не приняла, сказав: «Поскольку мы уведали, что обитающие в Риме, во святую четыредесятницу, в субботы ея постятся, вопреки преданному церковному последованию, то святому собору (речь идет о VI Вселенском) угодно, да и в Римской церкви ненарушимо соблюдается правило, глаголющее: если кто из клира усмотрен будет во святый день Господень, или в субботу постящийся, кроме единые токмо, да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен». (Ап. пр. 64). О богослужебнем значении этих дней мы уже достаточно много говорили ранее. Если кто подзабыл, переслушайте хотя бы 16 наше занятие посвященное «Великой Субботе». Там мы разбирали, почему суббота — это день не столько смерти, сколько победы над нею, которая совершилась в аду, а затем явной стала в день воскресный. Так что фиксация внимания на погребении Христовом, свидетельствует о поверхностном понимании происходящего, не умеющего, что называется, зреть в корень, в ту глубину, на которой происходило то главное, о чем Церковь велит радоваться, запрещая под страхом наказания поститься в эти дни, разрешая, впрочем, поскорбеть о смерти и погребении Христовом лишь один раз в году, в Вел. Субботу, т.е. в день, когда это случилось.

http://azbyka.ru/video/78-subbotnij-post...

Особый статус Литургии в Великий Четверг проявляется в целом ряде ее особенностей: 1) традиционно она связана с вечерним богослужением (50 правило Карфагенского даже разрешает в Великий Четверг по причине совершения Литургии вечером приступать к Евхаристии не натощак; впрочем, это правило отменено 29 правило Трульского.), поскольку является воспоминанием вечери; 2) за Литургией в этот день (и, если не возникают экстраординарные обстоятельства, только в этот день года) освящается миро (это связано с древней традицией совершения на Пасху или в Великую субботу таинства Крещения, а Великий Четверг понимается как день подготовки); 3) во мн. традициях до или после Литургии в Великий Четверг совершается особый чин умовения ног, напоминающий о самоуничижении Господа и о преподанном Им за Тайной вечерей уроке смирения; 4) византийская особенность Великого Четверга- совершение в этот день чина омовения св. престола (ныне почти вышел из практики), на-поминающего о подготовке апостолами Петром и Иоанном горницы для совершения Христом пасхальной вечери (Мф 26. 19; Мк 14. 16; Лк 22. 8-13) и также приготовляющего храм к пасхальному триденствию (Великим пятнице и субботе и 1-му дню Пасхи); 5) в Великий Четверг могут совершаться особые чины покаянного характера, подготавливающие верующих к Причащению и к Пасхе, напр., в древней иерусалимской традиции (и вслед за ней в армянском обряде) служба 3-го часа в Великий Четверг имеет характер покаянной, в традиции Милана в Великий Четверг совершается таинство Покаяния, а в сравнительно поздней (вероятно, послевизантийского) практике РПЦ и Св. Горы Афон - общее Елеосвящение; 6) в связи с особым статусом Литургии в Великий Четверг за ней обычно стремятся причаститься даже те, кто привык к редкому приобщению (это отражено, в частности, в том, что из всего 2 святоотеческих слов, помещенных в совр. Большом Требнике, одно слово, о том, с каким внутренним состоянием следует причащаться, предназначено для чтения в Великий Четверг (Гл. 67)); 7) в византийской практике за Литургией в Великий Четверг принято запасать Св. Дары для больных (см. Запасные Дары); 8) трапеза после Литургии в Великий Четверг, также отчасти будучи воспоминанием Тайной вечери, имеет особый статус - в древности существовал даже обычай (осужденный 50 прав. Лаодик.) устраивать в Великий Четверг обильную трапезу, а в позднейших Типиконах (в т. ч. и в совр.) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Рассмотрев состав служб дневного круга, т. е. вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, и показав, какие события воспоминаются в те или другие часы суток, на той или другой службе дня, мы должны рассмотреть, какие воспоминания усвоены Церковью каждому дню седмицы и содержатся в службах принадлежащих дням седмицы, и какие воспоминания соединяются с теми и другими днями года и находятся в службах, усвоенных дням года. О днях и службах круга седмичного Счет седмиц в году начинается с Пасхи и продолжается до другой Пасхи. Каждая седмица с дня Пасхи до Недели (воскресения) Всех Святых имеет свое особое названия: седмица апостола Фомы (Антпиасха), жен мироносиц, расслабленного, самарянины, о слепом, Св. отец, Пятидесятницы. С Недели же Всех святых тридцать две седмицы означаются цифрами 1, 2, 3 и т. д. После тридцать второй седмицы следуют с особыми названиями четыре приготовительные седмицы к Великому посту: мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная, (сырная), шесть седмиц Великого поста, именно: седмицы Четыредесятницы 1, 2, 3, 4, 5 и 6 и седмица дней страстей Господних. Седмицы в Великом посту начинаются с утрени понедельника. А прочие седмицы в году начинаются с малой вечерни субботы. Как в дневном суточном кругу богослужения есть службы торжественные (напр.: вечерня, утреня, литургия) и есть службы более покаянные (повечерие, полунощница, часы) и такие, в которых, по преимуществу, полагаются молитвословия за умерших (литургия, полунощница, повечерие), так и в седмичном кругу есть дни торжественные (воскресение), есть постные (среда и пяток) и – назначенные для молитв за умерших (суббота). В первый день по субботе, в который Господь воскрес, воспоминается воскресение Христово. Затем в седмичные дни отправляются службы целым ликам, или чинам святых, в следующем порядке: в понедельник, первый день по Неделе (по воскресении) – совершаются службы в честь небесных чинов бесплотных, кои в лике святых, после Матери Божией, честнейшей Херувим, занимают первое место 784 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вселенские родительские субботы ). В 1-ю субботу В. п. совершается память вмч. Феодора Тирона, в воскресенье - память святых пророков и воспоминание торжества иконопочитания (см. Православия неделя ). 3-е воскресенье - это Крестопоклонная неделя , 5-е посвящено прп. Марии Египетской; в отношении 2-го и 4-го воскресений В. п. различные редакции уставов помещают неодинаковые указания. Особое значение имеет 2 будних дня В. п.: среда 4-й (крестопоклонной) седмицы (др. названия: средопостная среда, преполовение поста) и четверг 5-й седмицы. В эти дни к обычным текстам Триоди прибавляются полные службы - Креста (в среду 4-й седмицы) или Великого канона прп. Андрея Критского (в четверг 5-й седмицы); во мн. Типиконах эти дни отмечены нек-рым послаблением поста. В субботу 5-й седмицы В. п. совершается празднование в честь Пресв. Богородицы, за службой поется акафист (нек-рые памятники приурочивают акафист не к этой субботе, а к Благовещению Пресв. Богородицы ). В. п. заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, к-рая уже предначинает Страстную седмицу, считающуюся отдельным постом. Порядок служб суббот и воскресений В. п. в целом достаточно близок к обычному (при этом за субботами закреплено совершение литургии свт. Иоанна Златоуста, за воскресеньями В. п. (с 1-го по 5-е) - литургии свт. Василия Великого), тогда как богослужение седмичных дней характеризуется регулярными особенностями, отличающими его от будничного богослужения в остальное время года: каждая из служб суточного круга оканчивается земными поклонами с молитвой прп. Ефрема Сирина; на утрене (с «Аллилуия» ) поется трипеснец; не только на вечерне и утрене, но и на часах стихословятся кафизмы Псалтири; трапеза устраивается только один раз в день (1-я, а иногда и 4-я седмицы выделяются тем, что в эти дни указывается сухоядение, т. е. невареная и нежареная пища); совершается литургия Преждеосвященных Даров (или литургии вовсе нет) и др. Особенности седмичных служб В. п. в студийских Типиконах По Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г.

http://pravenc.ru/text/150109.html

Скоро мы будем говорить о двух главных субботах года – субботе Лазаревой и Преблагословенной – Великой Субботе. И, конечно, все субботы года связаны с этими двумя. Почему Суббота – такой особенный день? Потому, что устроение христианской жизни по Новому Завету не отменило вполне ветхозаветной заповеди, и хотя главным, конечно, стало воскресенье, но в богослужении суббота осталась, – как день особенный. И в Великую Субботу мы будем слышать, что это суббота Преблагословенная, «день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» – как Бог почил на седьмой день после сотворения мира, так суббота постоянно в богослужении памятуется как день упокоения, покоя. 2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста как раз и являются теми субботами, когда на утрени поется Аллилуйя. Они, конечно, немного отличаются от тех суббот, в которые поется Аллилуйя в другое время года. В эти дни богослужение устроено особенно сложно, оно совершается по Триоди, Октоиху и Минее. На утрени поется тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивший...», второй тропарь начинается словами «Помяни, Господи, яко благ...». Затем читаются 16 и 17 кафизмы, поются тропари по Непорочнех заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», «Святых лик обрете Источник Жизни и дверь райскую» и т.д. Эти тропари нам знакомы по отпеванию, по панихиде, и служба имеет заупокойный характер. Важно, что эти субботы Великого поста не такие, как суббота Мясопустная и суббота Троицкая, которые суть Вселенские родительские субботы, в которые поминают всех от века усопших православных христиан, а эти – малые родительские заупокойные субботы, их богослужение не такое полное и торжественное. Совсем не такова последняя суббота Великого поста, суббота 5-ой седмицы. Она имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня действительно не похоже ни на одно богослужение. Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010