С другой стороны, праздники учреждались самим Богом или его святыми, чему есть много подтверждений из Священного Писания . Праздничный день – есть день выделенный и даже освященный. О святости субботнего дня в Писании сказано: «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» ( Быт.2:1–3 ). Как мы видим, Бог выделяет определенные дни и Сам освящает их. Причем о чествовании субботнего дня сказано: «…Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное» ( Лев.16:31 ). «Вечное» – означает неизменяемое. Сектант : Но разве православные выделяют именно субботний день из других дней недели? Православный : Вы перепутали православных с католиками. Мы именно выделяем субботний день из других дней седмицы, конечно отдавая преимущество именно Воскресному дню. Об этом мы можем прочитать в «Пространном Катехизисе», который был одобрен и издан Святейшим Синодом «для преподавания в училищах и для употребления всех православных христиан». Здесь в 533 ответе сказано о субботе: «Суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования отличается от прочих дней освобождением от поста». Также и в книге «Кормчая» (в 1 правиле первоверховных апостолов Петра и Павла) сказано: «Аз Петр и Павел заповедаема людем, делати (работать) пять дней в недели. В субботу же и в неделю (воскресение) да упражняются (учатся) в церковь , поучения ради еже на благоверие. Суббота бо бытия всея твари образ имать (суббота – начало всего творения символизирует), неделя же воскресения» (Правило 1-е). Жены «мироносицы» ради святости субботы оставались в покое и не помазали тело своего Учителя. Сказано: «Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди» ( Лк.23:55–56 ). Как мы видим, они пребывали в покое не ради «страха иудейского», а «по заповеди». Сами свв. апостолы имели обыкновение именно в этот день пребывать в «общении слова». Сказано: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» ( Деян.17:2 ). Кстати, православные всегда и вменяли католикам в вину их неправильное отношение к субботнему дню.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но, наряду с этим, христиане с самого начала имели свое особое богослужебное собрание, которое, после разделения с иудеями, осталось единственным. Последние собрания уже с апостольского времени происходили в первый день недели, в воскресение, в воспоминание о воскресшем Христе. Возможно, что с самого начала избрание этого дня не было продиктовано сознательным желанием не совпадать с иудеями, а просто хотели, кроме субботы, иметь день для собрания одних христиан. Но с течением времени, когда раскрылась пропасть между христианами и иудеями, естественно, начали противополагать воскресение субботе. Воскресение было торжественно празднуемо, как день молитвы и священный покой, без трепетного страха иудеев, без поста, без рабской работы «На воскресение, κυριακη, указывают следующие места: Откр. 1.10; Деян. 20.7; 1 Кор. 16. 2; ср. Мф. 28:1; Ин. 20:26; Варнава - посл. гл. XV; Игнатий - посл. к Магнез. г. IX; св. Иустин I, 67: τη του ηλιου λεγομενη εμερα. Тертул. De orat. c. XXIII. De corona c. III. Аполог, с. XVI. Мелитон Сардийский писал: περι κυριακης. Дионисий Кор. (Евс. Ц. И. IV, 23) упоминает την κυριακην αγιαν ιμεραν.    Воскресенье было в древней Церкви особым литургийным днем. Благочестивые иудеи, кроме субботы, имели два дня седмицы для поста, как молился Фарисей: »Пощусь два крата в седмицу« (Лк. 18:12). Христиане избрали тоже два дня в седмицу поста, но другие. В Дидахэ (VIII гл). сказано: «Посты же ваши да не будут лицемерными, ибо они постятся в понедельник и четверг; вы же поститесь в среду и пятницу». «Пастырь» Ерма упоминает о посте, имевшем название «стояние» (подоб. V). Предполагают и здесь среду и пяток, ибо у Тертуллиана (О молитве XIV. О венце воина II. О постах X, LII. См. еще Климент Ал. Strom. VI, 2—5; Ориген - на Лев. том. Х с. 2) «стоянием» назван пост среды и пятка. Посты стояния не были длинными постами, их не продолжали за 9-ый час, т. е. позже полуденного времени. С точки зрения культа служение в эти дни отличалось от прочих. Воскресение по преимуществу было днем общего служения (λειτουργια) «Слово »λειτοθργια« встречается часто у LXX и в Нов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3677...

е. в первый день Петрова поста, поется проследование понедельника 8-го гласа, во вторник – вторника 8 гласа, в среду – среды 8 гласа и т. дал. до конца седмицы. В 1-е воскресенье, следующее за неделею Всех святых, начинаются так называемые столпы гласов, которых в Зрячей Пасхалии Типикона для каждого года показано 6 с точным обозначением, когда какой столп начинается. Из Зрячей Пасхалии видно, что, напр., в 1900 г., имеющем ключевую букву с, первый столп начался июня 11, второй – августа 6 и т. д.; последний же – 18 марта 1901 г. Отсюда ясно, что когда настоит необходимость навести справку о какой-нибудь неделе, в гражданском году предшествующей неделе Всех святых, напр., надобно определить, в каком столпе находилась неделя, в 1900 году падавшая на 16 января; то следует приискивать ключевую букву не текущего, но прошедшего года. В 1899 году таковою буквою значится щ. Из Зрячей Пасхалии видно, что в срок от 5 декабря до 29 января включительно шел 5 столп, след. 16 января данного года находилось в 5 столпе. Каждый столп обнимает собою 8 гласов, т. е. столько, сколько их и находится в Октоихе. В 1-е воскресенье, которое следует за неделею Всех святых и в которое, как видно из предыдущего, начинается 1-й столп, поется проследование недели 1-го гласа, в 1 день после сего воскресенья, или в понедельник, проследование понедельника 1 гласа, во вторник – вторника 1 гл. и т. д. во всю седмицу. В следующее воскресенье из Октоиха поется проследование недели 2 гл., в понедельник – понедельника 2 гл., во вторник – вторника 2 гл. и т. д. чрез всю седмицу. Затем точно так же в течение целой седмицы поются последования следующих гласов до 8 включительно, и таким образом один столп оканчивается. После того снова и по порядку поются последования первого и прочих гласов, что составляет второй столп, за которым следуют третий, четвертый и т. д. до пятка, предшествующего Сыропустной субботе, включительно, т. е., напр., в 1900 г. до 18 февраля, каковой день в этом году находился на 3 седмице от начала 5 столпа, след., на такой, в продолжение которой пелся 3 глас Октоиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Неудивительно, что в представлении ее жителей оно встало впереди прочих деталей персидской войны: это сказывается отчасти уже в разобранных выше паримиях из пр. Исаии. Здесь произошло то же самое, что наблюдается, например, в представлениях простых русских людей о войне 1812 г., где на первом плане всегда стоит, конечно, занятие Наполеоном Москвы. Прикрепление праздника акафиста исключительно к субботе 5-ой седмицы окончательно последовало лишь после XI века: до этого же времени, как мы видели, он переносился и на другие дни. Быть может, на фиксацию его повлияла память землетрясения 790 года. По крайней мере, тропарь вторника 6-ой седмицы, вероятно, тоже имеющий в виду последнее событие, также говорить о Богородице: «тою Спасе от окружающих злых изми, молимся, души наша». Остальные минейные памяти в триоди уже более позднего происхождения, Память св. Марии египетской – на пятой неделе, как было уже сказано, становится известной с XI в., св. Иоанна Лествичника – четвертой недели появляется в рукописях с XIV в.: и та, и другая, несомненно, перенесены из месяцеслова, где первая положена 1-го апреля, а вторая – 30-го марта. Последняя и позднейшая память, св. Григория Паламы во вторую неделю поста, по свидетельству греческих триодей, установлена патриархом Филофеем на соборе 1376 г. против варлаамитов 114 . Память св. Григория в минеях положена 14 ноября. Так как в триоди она поставлена в воскресенье, смежное с неделей Православия. то ясно, что она внесена сюда по полемическим мотивам. Теперь остаются нерассмотренными еще две особенных триодных памяти – суббот мясопустной и сырной, из коих в первую творится «память всех от века усопших», а во вторую – «память всех преподобных и богоносных отец, в подвиге проявивших». Сравнительно позднее происхождение обеих этих памятей доказывают богослужебные памятники других церквей. В армянской церкви нет ни одной из них. В несторианской церкви есть памяти аналогичные греческим, но вместе с тем и сильно отличающиеся от них. Соответствующая у них нашей мясопустной субботе т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Но по поводу этого главного предмета, акафист, как мы видели, прославляет также и «одушевленный храм», послуживший таинству боговоплощения, – Богородицу. Позднее нашли нужным усилить в нем прославление Богоматери и с этою целью внесли в него ублажения ей. П. Маас опять таки верно указал, что источник их нужно искать в гомилиях о Богородице: первый образец их дал уже св. Кирилл александрийский в одной из своих бесед, произнесенных на Ефесском соборе 109 . В виду того, что акафист издавна служил кондаком на Благовещение, нужно полагать, что он предназначался для этого праздника. Это доказывается и тем, что св. Роман, по-видимому, подражал акафисту в своем кондаке на Благовещение. Таким образом анализ акафиста заставляет нас искать происхождения памяти субботы пятой седмицы поста в празднике Благовещения. Сюда же направляют нас и некоторые древние уставные предписания касательно данной памяти. Раньше она не была привязана непременно к субботе пятой седмицы. В патмосском списке устава в. церкви о ней стоит такое замечание: «в какую седмицу повелит патриарх, в среднюю ли (т. е. в 4-ую), или в следующую за ней, бывает во Влахернах бдение» с акафистом 110 . В гроттаферратской триоди Δ.β.IV над службой субботы пятой седмицы стоит такое заглавие: «канон Пресвятой Богородице, поемый с акафистом за 5 дней до Благовещения». Таким образом здесь память субботы является как бы предпразднеством к последнему. В триоди лавры св. Афанасия Г-25 данная служба указывается во вторник 6-ой седмицы. Связь ее с Благовещением видна и из того, что Многие ее песнопения берутся из службы на этот праздник. Поэтому вернее всего думать, как это делает и П. Маас 111 , что в рассматриваемой памяти мы имеем дело с перенесенным праздником Благовещения. Основание для такого предположения дают другие разобранные нами выше аналогичные памяти 40-цы. Как было сказано выше, лишь Трулльский собор разрешил праздновать Благовещение, в какой бы день 40-цы оно ни случилось: до этого же разрешения, несомненно, с данным праздником поступали точно так же, как и с другими памятями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Дидаскалия Апостольские Постановления В день Господень, все откладывая, сходитесь в церковь . Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не ходит слушать спасительное слово и питаться божественной пищей во веки пребывающей. Особенно же сходитесь туда («в здание Господне») с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господня воссылать хвалу Богу, сотворившему все чрез Иисуса и пославшему Его к нам, попустившему Ему пострадать и воскресившему Его из мертвых. Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не хочет ходить слушать спасительное слово о воскресении в такой день, когда и три моления совершаем стоя в память Воскресшему в 3-й день и когда бывают чтения пророков и проповедь Евангелия и приношение жертвы и дар священной снеди 504 . Вставка о субботе здесь сделана чисто механически: речь не возвращается после к ней. (Параллели важны и как показатель, как развивался ритуал воскресной службы и взгляд на евхаристию). К другому же месту Дидаскалии, где она говорит о чествовании воскресного дня, Апостольские Постановления не делают добавки о субботе, хотя тоже переделывают его (текст Дидаскалии отмечен курсивом): «В воскресный день Господа, т. е. в Κυριακ, собирайтесь неуклонно, благодаря Бога и исповедуя чем облагодетельствовал вас Бог чрез Христа» 505 . «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» назначает для субботы литургию с мистагогией, как для воскресенья, Пасхи, Пятидесятницы и Богоявления 506 , и предписывает при евхаристии в субботу приносить три хлеба во образ Троицы, а в воскресение 4 – во образ Евангелия 507 . Среда и пятница Из прочих седмичных дней продолжали в III в. чествоваться постом среда и пятница. Истинный «гностик», по Клименту, «знает загадку (μνιμα) поста в те дни, т.е. в среду и пятницу» 508 . По Оригену «мы имеем 4-й и 6-й день седмицы, в которые обыкновенно постимся» 509 . Особенно высоко ставит Ориген пятницу, сопоставляя ее с воскресением 510 , и даже с Пасхой и Пятидесятницей 511 . Сирская Дидаскалия говорит о посте в среду и пятницу по связи с пасхальным постом (в отделе о посте): «Он сказал нам, уча нас: «разве вы для Меня поститесь в эти дни, или Я имею нужду, чтобы вы огорчали вашу душу; но ради братий ваших (иудеев, – ради прощения их греха против Христа), вы это делали и так делайте в те дни, в которые поститесь – в среду и в пятницу – все время, как написано у Захарии: пост в четвертый день и пост в пятый, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Дидаскалия В день Господень все откладывая сходитесь в церковь. Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не ходит слушать спасительное слово и питаться божественной пищей во веки пребывающей. Апостольские постановления. Особенно же сходитесь туда («в здание Господне») с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господня воссылать хвалу Богу, сотворившему все чрез Иисуса и пославшему Его к нам, попустившему Ему пострадать и воскресившему Его из мертвых. Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не хочет ходить слушать спасительное слово о воскресении в такой день, когда и три моления совершаем стоя в память Воскресшему в 3-й день и когда бывают чтения пророков и проповедь Евангелия и приношение жертвы и дар священной снеди [ 163 ]. Вставка о субботе здесь сделана чисто механически: речь не возвращается после к ней. (Параллели важны и как показатель, как развивался ритуал воскресной службы и взгляд на евхаристию). К другому же месту Дидаскалии, где она говорит о чествовании воскресного дня, Апостольские Постановления не делают добавки о субботе, хотя тоже переделывают его (текст Дидаскалии отмечен курсивом): «В воскресный день Господа, т. е. в Κυριακ, собирайтесь неуклонно, благодаря Бога и исповедуя чем облагодетельствовал вас Бог чрез Христа» [ 164 ]. «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» назначает для субботы литургию с мистагогией, как для воскресенья, Пасхи, Пятидесятницы и богоявления [ 165 ], и предписывает при евхаристии в субботу приносить три хлеба во образ Троицы, а в воскресение 4 — во образ Евангелия [ 166 ].   Среда и пятница Из прочих седмичных дней продолжали в III b. чествоваться постом среда и пятница. Истинный «гностик» по Клименту «знает загадку (μνημα) поста в те дни, т. е. в среду и пятницу» [ 167 ]. По Оригену «мы имеем 4-й и 6-й день седмицы, в которые обыкновенно постимся» [ 168 ], Особенно высоко ставит Ориген пятницу, сопоставляя ее с воскресением [ 169 ], и даже с Пасхой и Пятидесятницей [ 170 ]. Сирская Дидаскалия говорит о посте в среду и пятницу по связи с пасхальным постом (в отделе о посте): «Он сказал нам, уча нас: «разве вы для Меня поститесь в эти дни, или Я имею нужду, чтобы вы огорчали вашу душу; но ради братий ваших (иудеев, — ради прощения их греха против Христа), вы это дела ли и так делайте в те дни, в которые поститесь — в среду и в пятницу — все время, как написано у Захарии: пост в четвертый день и пост в пятый, т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не ходит слушать спасительное слово и питаться божественной пищей во веки пребывающей.    Особенно же сходитесь туда («в здание Господне») с большим тщанием в день субботний и в день воскресения Господня воссылать хвалу Богу, сотворившему все чрез Иисуса и пославшему Его к нам, попустившему Ему пострадать и воскресившему Его из мертвых. Ибо чем оправдается пред Богом тот, кто не хочет ходить слушать спасительное слово о воскресении в такой день, когда и три моления совершаем стоя в память Воскресшему (с. 121) в 3-й день и когда бывают чтения пророков и проповедь евангелия и приношение жертвы и дар священной снеди.    Вставка о субботе здесь сделана чисто-механически: речь не возвращается после к ней. (Параллели важны и как показатель, как развивался ритуал воскресной службы и взгляд на евхаристию). К другому же месту Дидаскалии, где она говорит о чествовании воскресного дня, Апостольские Постановления не делают добавки о субботе, хотя тоже переделывают его (текст Дидаскалии отмечен курсивом): «В воскресный день Господа, т. е. в Κυριακ, собирайтесь неуклонно, благодаря Бога и исповедуя чем облагодетельствовал вас Бог чрез Христа». «Завещание Господа нашего И. Христа» назначает для субботы литургию с мистагогией, как для воскресенья, пасхи, 50-цы и богоявления, и предписывает при евхаристии в субботу приносить три хлеба во образ Троицы, а в воскресение 4 – во образ евангелия. Среда и пятница    Из прочих седмичных дней продолжали в III в. чествоваться постом среда и пятница. Истинный «гностик» по Клименту «знает загадку (μνημα) поста в те дни, т.е. в среду и пятницу». По Оригену «мы имеем 4-й и 6-й день седмицы, в которые обыкновенно постимся», Особенно высоко ставит Ориген пятницу, сопоставляя ее с воскресением, и даже с Пасхой и 50-цей. Сирская Дидаскалия говорит о посте в среду и пятницу по связи с пасхальным постом (в отделе о посте): «Он сказал нам, уча нас: «разве вы для Меня поститесь в эти дни, или Я имею нужду, чтобы вы огорчали вашу душу; но ради братий ваших (иудеев, – ради прощения их греха против Христа), вы это дела ли и так делайте в те дни, в которые поститесь – в среду и в пятницу — все время, как написано у Захарии: пост в четвертый день и пост в пятый, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

поста о субботе: «И ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными [выражение взято из ϒ ποτπωσις’а о трапезе первой пятницы поста] и варение с елем; вина же испиваем по красоволю [не по 2, как в ποτπ.] ради святаго», о воскресеньи: «На трапезе же ядим варение с елеем, а не рыбы; аще же прилунится, пием вино, уставленное в славу Божию, по две чаши» [преимущество пред субботой]. Прибавка «а не рыбы» – отголосок колебаний древних уставов, так же, как примечание («зри») под субботой: «Ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост – в праздник Благовещения и цветоносия». В 32 гл. еще решительнее: «Рыбы же во всю св. 40-цу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресв. Богородицы и недели цветоносныя». Еще славянский типикон 1553 г. (Моск. Синод. библ.) относительно последнего пункта другого мнения: «В субботу и неделю (1 седмицы) вси иноци и миряне вкушают масло и вино; обаче миряном, аще хотят, в неделю первую и рыбу ясти, занеже во всем посте четырежды уставлено есть тем ясти рыбы, аще хотят: в неделю православную, и в неделю поклонения честнаго креста, и в неделю цветоносия, и на праздник Благовещения» 121 . Здесь мы видим последнее колебание по этому вопросу с явным наклоном к нынешнему решению его. «В прочих же седмицах постимся до вечера 5 дней и ядим сухоядение, кроме суббот и недель». Такое краткое и простое указание, и то только в 32 гл., дает нынешний Типикон относительно пищи во все протяжение 2–6 недель поста (сухоядение в вышеразъясненном смысле). Но и по этому пункту было немало колебаний в древнем уставе, и нынешнее указание – итог их. Почти все древние уставы имели тенденцию между 5 постными днями седмицы (суббота и воскресенье собственно не постные дни) делать различие, отмечать некоторые из них более строгим постом. По одним уставам пост усиливается в понедельник, среду и пятницу, по другим – только в последние два дня. Только для этих двух или трех дней большинство древних уставов требует поста такой же строгости, как в первую седмицу; для вторника же и четверга давалось разрешение на масло и вино; в уставе имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

поста:- о субботе: „и ядим боб обваренный, с маслинами белыми и черными [выражение взято из ϒποτπωσις’а о трапезе первой пятницы поста] и варение с елем; вина же испиваем по красоволю [не по 2, как в ποτπ.] ради святаго», о воскресеньи -„на трапезе же ядим варение с елеем, а не рыбы; аще же прилунится, пием вино уставленное в славу Божию, по две чаши» [преимущество пред субботой]. Прибавка; „а не рыбы» — отголосок колебаний древних уставов, также как примечание („зри») под субботой: „ведати подобает, яко дважды прияхом ясти рыбы в сей Великий пост-в праздник Благовещения и цветоносия». В 32 гл. еще решительнее: „рыбы же во всю св. 40-цу никакоже дерзнем ясти, кроме праздника Благовещения Пресв. Богородицы и недели цветоносныя». Еще славянский типикон 1553 г. (Моск. Синод. библ.) относительно последнего пункта другого мнения: „в субботу и неделю (1 седмицы) вси иноци и миряне (вкушают) масло и вино; обаче миряном, аще хотят, в неделю первую и рыбу ясти, занеже во всем посте четырежды уставлено есть тем ясти рыбы, аще хотят: в неделю православную, и в неделю поклонения честнаго креста, и в неделю цветоносия, и на праздник Благовещения». Здесь мы видим последнее колебание поэтому вопросу с явным наклоном к нынешнему решению его.     „В прочих же седмицах постимся до вечера 5 дней и ядим сухоядение, кроме суббот и недель». Такое краткое и простое указание, и то только в 32 гл., дает нынешний Типикон относительно пищи во все протяжение 2—6 недель поста (сухоядение в выше-разъясненном смысле). Но и по этому пункту было не мало колебаний в древнем уставе и нынешнее указание — итог их. Почти все древние уставы имели тенденцию между 5 постными днями седмицы (суббота и воскресенье собственно не постные дни) делать различие, отмечать некоторые из них более строгим постом. По одним уставам пост усиливается в понедельник, среду и пятницу, по другим только в последние два дня. Только для этих двух или трех дней большинство древних уставов требует поста такой же строгости, как в первую седмицу; для вторника же и четверга давалось разрешение на масло и вино; в уставе имп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010