Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты 23 апреля 2022 г. 11:08 Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии священник Антоний Борисов. Статья опубликована в апрельском номере «Журнала Московской Патриархии» ( 4, 2022 , PDF-bepcuя ). Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://patriarchia.ru/db/text/5919700.ht...

2. Седмица дней Деление времени по седмицам дней восходит к началу творения мира (см.: Быт 2, 2–3). Седмица принята была у большинства народов: евреев, халдеев, египтян, китайцев и др. Седьмой день у евреев назывался суббота (шаббат — покой). Он был посвящен Богу — в память Божественного покоя после шести дней творения. Остальные дни специальных названий не имели, но отличались числовым значением — первый, второй... шестой. В Евангелии выражение во едину от суббот (Мф 28, 1; ц. -слав.) означает первый день седмицы. В более поздние библейские времена день, предшествующий субботе, евреи стали называть параскевэ (греч. приготовление ).      3. Месяцы Месяц определялся по фазам луны. Так как обращение этого светила совершается в 29 и 1/2 дня, то месяцы были по двадцать девять и тридцать дней. Первые были недостаточные, вторые — полные. Сначала месяцы имели численные названия: первый, второй, третий и далее. В Пятикнижии только один месяц имел название — авив. Это был месяц весеннего равноденствия и времени созревания ячменя. В четырнадцатый день этого месяца, когда наступало полнолуние, праздновали Пасху. Авив соответствовал марту-апрелю. После возвращения из плена названия месяцев было заимствовано у вавилонян. Авив стали называть нисаном. В этот месяц (четырнадцатого числа) был распят Господь наш Иисус Христос. 4. Год У евреев религиозный и гражданский год не совпадали. В Библии упоминается только религиозный год. Он начинался с нисана. Моисей установил, чтобы месяц нисан (март-апрель) был первым для израильтян, потому что в этом месяце Господь освободил их от рабства египетского. После плена возник гражданский год, начинавшийся с месяца тишри (между сентябрем-октябрем). По иудейскому преданию, усвоенному некоторыми святыми отцами, мир был сотворен осенью в месяц тишри. Священный год начинался с авива (нисана). Так как лунный год был на одиннадцать дней короче солнечного, то евреи каждые три года к двенадцатому месяцу адару прибавляли тринадцатый. Он назывался виадар, то есть добавочный к адару . Помещался он между нисаном и адаром, то есть между двенадцатым и первым. Благодаря этому лунный год уравнивался с солнечным.

http://pravoslavie.ru/104164.html

11) Сюй Солнцу. 25) Син Солнцу. 12) Вэй 26) Чжан Марсу. Марсу. Меркурию. 28) Чэнь Меркурию. Семидневный период каждой четверти года, или четыре седмицы в году, в их означенном распределении, несомненно свидетельствуют о существовавшем в древности сего рода цикле, мож. б. видоизмененном из семидневной недели, или – эта последняя возникла из планетного цикла. О сем предмете, здесь достаточно только заметить, в дополнение к изложенному выше очерку в § 68 «о Китайской субботе и седмичном периоде времени». Хотя современной астрономией количество планет определяется свыше древнего седмиричного числа, но китайцы придерживаются оного, и лишь в новое время допустили четыре новых, как исключение и сверхштатное дополнение, таковы – сы-ю, «четыре остальных», почти невидимые простым глазом, Ло-ю (lo-heou) или Ло-син, санскр. Rahou, 2) Ци-тоу, санскр. Ketou, 3) Бэй или Бу (Pou), 4) Ци (Khi). Пяти планетам – " ву-син», вышеозначенным, дается управление над пятью элементами: дерево – Му – усвояется Юпитеру, земля – ди – Сатурну, металл – цзин – Венере, вода – шуй – Меркурию; характер сих планет определяется их названиями так: Юпитер есть Суй-син, или планета года, Марс – Инь-хо или перемежающееся мерцание, Сатурн – Тянь-син, – планета вечная (Sempiternelle), Венера – Тхай-бэй – великая белая, Меркурий, Чэн-син – планета часа, часовая. Скажем, в частности, о каждой из сих планет по китайскому воззрению, определению времен года и пользованию оными. 1) Солнце – жи. У всех народов древности – это бог главный, владыка вселенной, пред несравненным величеством и поражающею силою света – все склоняется и вращается самое время. Китайцы именуют солнце проявлением света, великим регулятором зрелищ природы, сущностью всех теплотворов, образом всего в мире драгоценного. С восходом солнца просиявает мир, с заходом все погружается в мрак. Вследствие сего, солнце справедливо есть князь, отец, супруг, старший брат; по теплоте даруемой земле, солнце есть «матерь теплотворной силы», «источник всякого теплотворного начала», кои будучи собраны вместе производят огонь, и коего эманацией является солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Ср. VI Всел. с объяснением. 41 . Освященному или причетнику не должно путешествовать без правильной грамоты от епископа. Ср. 9 и 13 пр. IV Всел. с объяснением. «Освященный» – значит клирик. 42 . Освященному или причетнику не должно путешествовать без повеления епископа. Это правило напоминает о подчиненности клириков и причетников епископу. Они не могут удаляться с места своего служения без разрешения епископа. 43 . Не подобает слугам церковным и на малое время оставлять двери, дабы в молитвословии упражняться. 44 . Не подобает женщине в алтарь входить. 45 . По двух седмицах Четыредесятницы не должно принимать ко Крещению. Правило сие относится ко Крещению возрастных, которое, по древнему обычаю, совершалось в Великую Субботу. Кто с начала Четыредесятницы, или, по крайней мере, в течение двух первых недель ее, не изъявил решительного желания принять Крещение и не начал готовиться, того правило не позволяет принимать ко Крещению в сию Четыредесятницу, а ожидать дальнейшего усмотрения его усердия к вере. В древности старались время крещения новообращенных приурочивать к Великой Субботе. Перед тем они должны были соблюдать строгий пост в течение всей Четыредесятницы (вначале которой им нарекалось имя), о чем заранее извещался епископ. По истечении двух седмиц Четыредесятницы они не могли быть причислены к крещаемым в Вел. Субботу, ибо пост их не был достаточно длительным. К таким лицам только и относится настоящее правило, не исключая возможности для оглашенных получать крещение в другие дни года. 46 . Крещаемым должно изучать веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам. Настоящее правило повторено в 78 пр. VI Всел. Еп. Никодим вслед за Зонарой полагает, что оно имело в виду не только Великий Четверг: готовящиеся ко Крещению должны были вообще именно по четвергам являться для испытания своих знаний в области веры. 47 . В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру, и познавать, что Божественного дара сподобились. Тяжелоболящим сокращались сроки приготовления ко Крещению. Настоящее правило, допуская это, указывает на необходимость таким лицам после Крещения пополнять свои знания о вере.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

21/22:22 ...от бычьих рогов... В славянском переводе речь идет об избавлении отъ рогъ единорожь, чему следует и Синодальный перевод; это восходит к Септуагинте (μονοκερτων). Однако присутствующее в древнееврейском тексте [рэм] (более обычная форма [реэм]) означает просто разновидность диких буйволов (Lexicon in Veteris Testamenti libros ed. L. Koehler, Leiden, Brill, 1985, p. 864–865; M. Lurker, Wцrmerbuch biblischer Bilder und Symbole, 4. Aufl., Мьпснеп, 1990, S. 89–90). Мы сочли ненужным обременять текст Псалма изначально отсутствующим в нем образом чисто мифологического ряда – тем более, что фигура единорога впоследствии приобрела в христианской культуре скорее положительные коннотации, а здесь этого нет. 21/22:30 Поклонятся Ему одному... Вся эта фраза предлагает немало интерпретационных затруднений. Мы приняли чтение [ах ло] «Ему одному» вместо традиционного, но мало вероятного в языковом отношении [ахелу] «будут есть». 23/24:1 [На первый день недели]. Эта помета отсутсутствует в масоретском тексте, однако наличествует в версии Септуагинты (и соответственно в славянском переводе – единыя отъ сбботъ). Первый день еврейской седмицы соответствует нашему воскресенью. 28/29:1 [При окончании праздника Кущей]. Опять-таки помета в квадратных скобках дается по версии Септуагинты (в славянском переводе исхода ckuhiu). 37/38:1 [о субботе] См. оба предыдущие примечания. Что касается еврейской формулы [леназкир] «ради памяти», ее значение далеко не ясно и составляет предмет многих интерпретационных догадок. Некоторые новейшие переводы даже отказываются от ее перевода, ограничиваясь транслитерацией. 44/45:1 На шошаним. Слово [шошанним] буквально означает «лилии»; речь идет либо о какой-то известной мелодии, либо о музыкальных инструментах, скажем, формою напоминавших лилии. Маскил – неясный жанровый термин. Песнь приязни. В Септуагинте – «песнь о Возлюбленном». Здесь стоит вспомнить, что Возлюбленный – одно из имен Мессии. В масоретском тексте употреблено слово [йедидот] скорее означающее «дружество» (в переводе Бубера вместе с предшествующей лексемой Freundschaftslied).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Если широко пользоваться этим аргументом, то можно будет отвергнуть много таких обрядов древних евреев, в существовании которых нет ни малейшего сомнения. Известно, что со времён Иисуса Навина (V, 2 – 5) в течение многих столетий мы не имеем в священных книгах ни одного указания на обрезание; после известия о совершении Пасхи в Галгалах ( Hab. V, 10 ), о праздновании её не упоминается в течение 500 лет ( 2Пар. ХХХ, 1 – 27 ). Однако же это не дает нам права утверждать, что после Иисуса Навина закон об обрезании не исполнялся, а Пасха со времени вступления евреев в обетованную землю и до царствования Езекии не праздновалась. Молчание Книги Бытия о субботе не представит ничего удивительного, если мы примем во внимание ту краткость, с какой описана в этой книге длинная история до-моисеевского времени. Моисей не имел в виду писать ни какого-либо трактата о церковном устройстве в век патриархов, ни подробного отчета об их обычаях. Отсюда, многое из того, что имело место в жизни патриархов, не вошло в его книгу. – Молчание книги Бытия станет еще более понятным для нас, когда мы припомним, что в значительной части этой книги изображаются, главным образом, судьбы народов, удалившихся от Бога и потому, естественно, забывших день, Им освященный. – Да и вообще это молчание могло бы только доказывать, что суббота для патриархального человечества не имела такого значения, какое получила она в век Моисея; но отсюда не следует, чтобы освящение седьмого дня и вообще не было известно патриархам. – К сказанному мы должны добавить еще и то, что в книге Бытия, вопреки мнению защитников моисеевского происхождения субботы, есть все-таки и некоторые указания на значение седьмого дня 185 . Так, священное значение седьмого дня или, по крайней мере, знакомство с семидневным счислением времени – довольно ясно выступает в рассказе о потопе. По словам Бытописателя, окончательное приготовление Ноя к потопу продолжалось семь дней (VII, 4); три дня, в которые Ной выпускал из ковчега голубя, также разделялись периодом седмицы (VIII, 6, 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

ЖМП 4 апрель 2022 /  22 апреля 2022 г. 13:00 Если Христос снисходит в ад — нисходи с Ним и ты О СМЫСЛАХ БОГОСЛУЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ Великая Суббота — один из наиболее значимых дней Страстной седмицы. В большинстве случаев в православном храме в этот день большую часть пришедших на Литургию будет интересовать один-единственный вопрос: когда же священник освятит пасхальные угощения? Даже среди постоянных прихожан есть те, кто, несмотря на все разъяснения, продолжают воспринимать Великую Субботу как день ожидания наступления грандиозного пасхального торжества или как некую передышку между Великой Пятницей и Светлым Христовым Воскресением. Какое место занимает Великая Суббота в сотериологическом замысле Божием, правильно ли считать ее неким днем бездействия и что на самом деле означает Божественный покой, о котором говорят нам богослужебные песнопения накануне Пасхи, рассуждает кандидат богословия, доцент кафедры богословия Московской духовной академии  священник Антоний Борисов.  PDF-bepcuя. Проявление Божественного кенозиса Для оправдания своего отношения к Великой Субботе всего лишь как к времени ожидания Пасхи подчас используется неверно понятое богослужебное выражение «Господь субботствует» 1 . Логика здесь примерно такова: «Отдыхает Он — отдохнем и мы». Некорректность данного отношения вполне отчетливо была отмечена протопресвитером ­Иоанном Мейендорфом: «Богословие искупления не будет ни полным, ни адекватным, если оно станет рассматривать смерть и воскресение Христа просто как два события мгновенные ­и раздельные. Подлинное значение таинства Пасхи открывается в литургическом " тридневии " — таинстве, являющем нам полноту человечества Христа, равно как и величие Божественной любви. Таким образом, вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы» 2 . Вспомним, что после телесной смерти Иисуса Христа на Голгофе Его искупительный подвиг продолжился — только за границей возможностей телесного зрения. А тот кенозис (Божественное самоуничижение), которым был ознаменован весь земной путь Спасителя, не только не сошел на нет, но даже усилился. Ведь вочеловечившийся Господь, пережив мучительный опыт умирания тела, душой отправился туда, где богооставленность присутствовала во всей своей угнетающей мощи. Сын Божий осуществил искупительное путешествие в глубины адовой тьмы, что требует от нас соответствующего отклика.

http://e-vestnik.ru/analytics/velikaja_s...

Среди богослужебных текстов этой недели хотелось бы выделить седален, который поется после 3-й песни канона. Произнося богослужебные тексты, мы чувствуем, сколько теряют эти слова, если они не поются, а читаются. Мы уже говорили о единстве слова и звука в православном богослужении. Там нет абстрактной музыки, нет звука, не соединенного со словом, не наполненного словом; на органе в православных храмах не играют, это ясно. А вот то, что нет слова, не окрашенного звуком, это нам с непривычки бывает очень трудно почувствовать. Эти удивительные тексты даже трудно читать – их нужно только петь. Таков знаменитый седален в Неделю о блудном сыне после 3-й песни, и на литургии его часто поют после запричастного стиха: «Объятия Отча отверсти ми потщися; блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо, Господи, во умилении зову: согреших, Отче на небо и пред Тобою». В этом тексте покаяние и мольба блудного сына становятся покаянием и молитвой каждого из нас. Седмица, следующая за Неделей о блудном сыне, заканчивается замечательным и привлекающим внимание днем – так называемой субботой мясопустной. Все другие дни этой седмицы не содержат никаких текстов в Постной Триоди: прошла Неделя о блудном сыне – дальше идет обычный порядок богослужения. Но вот наступает суббота мясопустная, которая называется Вселенской родительской субботой. Об этом дне надо поговорить отдельно. Как известно, Суббота по преимуществу посвящена поминовению усопших. В каждую субботу, если нет праздника, может совершаться заупокойное богослужение, с которым мы на практике встречаемся, пожалуй, только в Димитриевскую родительскую субботу. Но есть две родительские субботы, которые называются Вселенскими. Это суббота мясопустная (называется она так потому, что за ней следует неделя мясопустная, в которую происходит заговенье на мясо) и Троицкая суббота. О мясопустной Субботе поговорим сейчас, о Троицкой – позднее. Широкий, именно вселенский характер поминовения явствует уже из первых богослужебных текстов этого дня. Первая стихира на Господи, воззвахзвучит так: «От века мертвых днесь всех по имени, верою поживших благочестно, память сотворяюще, вернии, Спаса и Господа воспоим, просяще прилежно сим в час суда ответ благий дати Тому Самому Богу нашему...». И далее: «Вся упокой, Господи, усопшия благочестно, или в пустынях, или во градех, или в мори, или на земли, или на всяком месте: цари же, священницы, архиереи, монахи и бельцы в возрасте всяком всеродном» (бельцы – миряне).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Феолипт, по-видимому, не столь щепетилен на этот счёт. Это видно из его переписки с шестнадцатилетней Евлогией, лишь недавно разделявшей брачное ложе со своим мужем Иоанном Палеологом, но теперь, по нужде (в связи с его смертью ), вступившей на монашескую стезю 98 . Несомненно, она ещё не освоила подвигов деятельного подвижничества и не стяжала начальных добродетелей; тем не менее, Феолипт, не обинуясь, предлагает ей призывать (πιβοω) Христа «в непрестанной мольбе (δι τς συνεχος πικλσεως)» 99 . Призывание же Христа, о котором пишет Феолипт, представляет собой именно «пребывание ума в сердце»; символом же, внешним атрибутом этого внутреннего настроя представляется Феолипту пребывание монахини телом своим в келии 100 . Нельзя не упомянуть и ещё одной корреспонденции Феолипта к Евлогии. Это – составленное в том же году «Поучение, растолковывающее сокровенное во Христе делание и показывающее, в чем состоит цель монашеского призвания» 101 . Тематика его столь возвышенна, что приходится удивляться о том, что адресатом его в действительности является новопостриженная монахиня. Примечательно, что именно это обстоятельство подтолкнуло греческого исследователя И. Григоропуло к соблазну датировать это произведение гораздо более поздним временем, временем, когда Евлогия, якобы несколько преуспела в сокровенном делании. То же следует сказать и р другом трактате, адресованном исключительно Евлогии, полное название которого: «[Поучение о том,] что произошедшее чудесным образом в Египте и у Чермнбго моря через Моисея, [теперь] духовно совершается в тех, которые становятся воинами Христовыми» 102 . И тем не менее, не приходится сомневаться, что соответствующие трактаты следует датировать тем же 1307 годом 103 . Несомненно, упомянутый выше Григорий Синаит был более осторожен в духовных наставлениях 104 . Впрочем, на самом общем уровне Феолипт отмечает, что успехам в деле «внимательной молитвы» должны предшествовать определенные усилия в трудах «деятельного пути», точно так же, как Субботе предшествуют иные дни седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 16. Великая суббота и освящение куличей Пасха без куличей? Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы поговорим о значении Субботы (и не только великой), а также о традиции освящать куличи! Последнее для некоторых представляется самым важным, хотя все внимание в этот день должно быть обращено совсем не к этому. Но обо все по порядку. Тема Великой Субботы Тема Великой Субботы в полной мере являет нам исключительность этого дня в церковном году, и одновременно — богослужебную сущность субботы как дня седмицы. Суббота — самый таинственный день в седмице. Воскресное празднование понятно, а в субботе много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой — это время, когда совершается победа над смертью и адом. Последнее изображается на иконе «Сошествия во ад», когда Господь стоит на разрушенных вратах ада, вокруг летают гвоздики, петли, ключики. Все засовы и укрепления адовы разлетаются в пух и прах. Справа и слева от Христа изображаются ветхозаветные беседующие друг со другом пророки, говоря, наверное, вот об этом мы и предсказывали. Господь берет за руку Адама, который долго ждал и наконец дождался. Это знаковый момент в истории — выведение человечества из ада. Здесь вспоминаются стихиры прощеного воскресенья: “Седе Адам прямо рая, и рыдая, плакаше…” — момент расставания с раем, и вот сейчас состоялась долгожданная встреча и возвращение в рай. Вопр. А откуда нам известно, что происходило в аду в день сошествия туда Христа? - Об этом рассказали те, кто воскрес в день смерти Христа. Мы же знаем из Евангелия, что “многие тела усопших святых воскресли, и, вышедши из гробов по воскресении Христа, вошли во святый град и явились многим” и обо всем подробно рассказали ( Мф. 27, 52-53 ). Так что суббота — это день не только смерти, но и победы над смертью. Вот почему она является днем для поминовения усопших. Обо все этом говорит тропарь Великой Субботы: “Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!”

http://azbyka.ru/video/16-velikaja-subbo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010