8. Апокалипсис Буслаева XVI в. 9. Апокалипсис XVIII в. 10. Апокалипсис XVIII в. 11. Апокалипсис XVIII в. (1705 г.). 12. Толковый Апокалипсис, прин. Буслаеву, XVIII в. 13. Толковый Апокалипсис Буслаева, XVIII в. Земли и Пустыни. Эта миниатюра служит объяснением следующих мест в Толковом Апокалипсисе: «И егда виде змий, яко низложен бысть на землю, гоняше жену, яже роди мужеский пол. И дан бысть жене две криле орла великого да летит в Пустыню. И изверже уж изо уст своих за женою воду яко реку, да сию сотворит рекою похищенную. И поможе Земля жене, и отверзе Земля уста своя и поглоти реку, юже изверже змий изо уст своих» (зачало 35-е). По мысли этого текста живописцу следовало изобразить ландшафт: с одной стороны, поместить змия, извергающого поток, который поглощается землею, с другой стороны представить Апокалипсическую жену, которая летит на орлиных крыльях в Пустыню, спасаясь от змия. Но так как древне-христианский художник не имел понятия о живописи пейзажной, то он и Землю, и Пустыню не иначе мог представить, как в символических образах, заимствованных им из античных барельефов. Потому все это изображение носит на себе характер скульптурного стиля. Для того, чтоб сделать полное обозрение того эпизода в Страшном Суде, где земля, море, смерть и ад отдают телеса мертвых, предлагается здесь изображение с миниатюры из рукописного Апокалипсиса XVIII в., в Императорской Публичной Библиотеке, в 4-ку, 229, лист 276 обор. В эпоху принятия и распространения христианства между славянами и другими северными варварами мысль об ответе на том свете и представление Страшного Суда – были самыми могущественными двигателями к убеждению язычника в усвоении себе новой религии. Согласно с уголовным карательным и грозным характером древнейших законов средневековых народов, и проповедники мирного слова Евангельского облекали свои убеждения в грозные и карающие образы Страшного Суда и воздушных мытарств. Как по градским законам здешний, земной суд должен был не столько примирять и миловать, сколько карать и наказывать, страхом и грозою ограждать права каждого; так и суд нездешний, загробный мог быть представлен по преимуществу в ужасающем, страшном виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

В 378 г. Евномий ответил на критику Василия Великого новым сочинением под заглавием «Апология апологии». О содержании этого несохранившегося сочинения мы знаем только из его обширного опровержения, составленного св. Григорием Нисским . 1701 В своем новом труде Евномий выступает уже с вполне определенной и хорошо продуманной теорией происхождения имен, в которой не трудно видеть отражение платоновского диалога «Кратил» и стоического учения о сперматических логосах. В творении мира, говорит Евномий, проявилось могущество, премудрость и благость Божья. Всемогущество выразилось в самом создании вещей, премудрость – в наречении вещам при их сотворении точных, выражающих их сущность имен. 1702 Но Бог не только нарек имя каждой вещи, но, движимый Своей благостью, сообщил эти имена человеку. 1703 Ум человека по своей природе не может возвыситься до понимания сущности вещей. Бог поспешил ему на помощь. Он сообщил человеку имена вещей, служащие совершенным обозначением их природы и через эти имена открыл ему сущность каждой вещи. 1704 Евномию казалось, что учение о естественном происхождении имен колеблет веру в Промысл Божий и идет навстречу философии Аристотеля, который утверждает, будто Божественное Провидение простирается только до луны и не распространяется на земные вещи. 1705 В богословском сочинении Евномий не мог, конечно, остаться при одной философской аргументации. Поэтому он старался найти точку опоры в Священном Писании. Он ссылался на библейское повествование о создании света, злаков, животных словом. Называя части мира по именам, Бог вызывал их к бытию. Но эти имена, очевидно, не были человеческим изобретением, потому что они предшествовали человеку. 1706 Затем он ссылается на слова псалма: «Исчисляет множество звезд и всем им имена нарицает» ( Пс.146:4 ). 1707 Кроме этих прямых доказательств, Евномий приводил еще несколько косвенных. Священное Писание не упоминает о составлении имен святыми мужами, а между тем кто же больше их имел для этого данных? 1708 Бог являлся людям и говорил с ними на человеческом языке. Но человек грешен, а потому скверны и нечисты слова, изобретаемые им. Не соответствовало бы Божьему величию облекать свою волю в несовершенные формы человеческого языка. Нет, беседуя с людьми, Он пользуется чистыми именами, данными Им Самим вещам. 1709

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

В XVII-XVIII вв. усилиями гуманистов был создан необходимый для критической работы с евр. текстом ВЗ инструментарий: издания, грамматики и словари. К вышедшим ранее полиглоттам и раввинским Библиям прибавились Парижская (1629-1645) и самая полная Лондонская (1654-1657) полиглотты. Кроме того, появилось множество справочных изданий масоретского текста (MT): Й. Буксторфа -старшего (Biblia sacra hebraica et chaldaica/Stud. J. Buxtorfi. Basileae, 1611; 1618-1619. 4 vol.), И. Атиаса (1661), И. Леусдена (1667), Д. Э. Яблонского (1699), Э. ван дер Гута (1705), И. Г. Михаэлиса (1720) (см. ст. Библия , разд. «Рукописи и издания»). Грамматики евр. языка издали В. Ф. Капито (1525), С. Пагнинус (1526). Грамматика Буксторфа-старшего (1609, 1651), знатока раввинистической лит-ры, отличалась тщательностью изложения и отношением к библейскому языку как к священному. В грамматике А. Данца (1686) евр. язык был описан вне его связи с раввинистической традицией. Было признано значение др. семит. языков для понимания древнеевр. текста, что вызвало публикацию грамматик араб. (Г. Постель. 1527), арам., или халдейского (Мюнстер. 1527), и сир. языков (П. Видманштад. 1555; А. Мазиус. 1571). Неск. позже в поле зрения ориенталистов попали эфиоп. язык и самаританский диалект арам. Комплютенская полиглотта содержала словарь Vocabularium hebraicum totius Veteris Testamentis (Еврейский словарь всего Ветхого Завета). Большим авторитетом пользовался Lexicon Chaldaicum Talmudicum et Rabbinicum (Халдейский талмудический и раввинистический словарь), издававшийся 3 поколениями семейства Буксторфов (впервые в 1607). Для XVII в. характерно издание многоязычных словарей семит. языков: пятиязычный словарь В. Шиндлера (1612) и семиязычный - Э. Кастеллуса (1669). Долгое время евр. язык считался матерью всех языков, священным языком, от к-рого произошли остальные, но, начиная с работ А. Шультенса (1733), он оценивается наравне с др. семит. языками, а главное место в этой языковой семье отводится араб. Распространению идей Шультенса способствовал И. Д. Михаэлис .

http://pravenc.ru/text/149119.html

Ars poetica. 408-411). В киевских поэтиках, напр. в «Rosa inter spinas…» (Роза между шипами…) (прочитана в 1696/97), поэзия понимается как плод полученных благодаря прилежному учению навыков, а одаренность вообще не принимается во внимание. Автор курса поэтики «Cedrus Apollinis…» (Аполлоновый кедр… 1702) Иларион Ярошевицкий, основываясь на текстах Горация, предлагает слушателям 4 составляющие возникновения художественного текста. На 1-е место он ставит природное дарование, на 2-е - мастерство, т. е. указания и предписания, поэтические основы и правила, на 3-е - практику. Четвертая составляющая - подражание, к-рое имеет большое значение как для ораторских, так и для поэтических способностей. Еще одну трактовку мысли Горация предлагает в поэтике 1705 г. архиеп. Феофан (Прокопович). Он пишет о 2 необходимых условиях становления поэта: поэтическом вымысле, или подражании, и ритме речи, основанном на определенных правилах, или стихотворном мастерстве. Можно сказать, архиеп. Феофан развивает мысль Горация. И наконец, автор поэтики «Hortus poeticus...» (Сад поэтический... 1736) иером. Митрофан (Довгалевский) полностью поддерживает римского классика в том, что ни природные способности без знания поэтического искусства, ни искусство без природных способностей не могут создать поэта. Как видно, киевские дидаскалы по-разному интерпретировали высказывание Горация о значении природного дарования и труда в становлении поэта. Т. о., следует признать, что обвинения в преклонении перед античными образцами и в слепом копировании западных трактатов, нередко выдвигавшиеся в адрес профессоров К.-М. а. историками литературы в XIX - нач. XX в., не имеют достаточных оснований. Тем не менее в киевских трактатах встречаются фрагменты, почти дословно повторяющие другие курсы или перефразирующие известные ранее высказывания. Профессора К.-М. а. были знакомы с итал. ренессансными поэтиками: «О поэтическом искусстве» M. Дж. Виды ( Vida M. G. De arte poetica. R., 1527), «Семь книг поэтического искусства» Дж.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Внимание духовных авторов, однако, более сосредоточено на дурных (слав, лукавых) помыслах, (λογισμς πονηρς) 1703 . Такой помысел – δαιμονικς, бесовский 1704 ; μπαθς, страстный 1705 ; νθτπινος человеческий (в негативном смысле) 1706 ; διος, «свой» (ср. «своеволие») 1707 . Очень часто одного слова помысел (обычно во множественном числе, помыслы) безо всякого определения достаточно, чтобы обозначить дурные мысли 1708 . Новый Завет содержит всего один, но существенный случай употребления слова помысел (во множественном числе) без уточняющего определения, но в негативном смысле ( 2Кор 10:4 ) и многочисленные употребления слова διαλογισμς, помышление (в единственном и множественном числе), с отрицательным значением 1709 . Евагрий дает развернутое описательное определение помысла: Λογισμς δαιμονιδης εστν το ισθητο νθτπου συνισταμνη κατ δινοιαν μεθ ο νος κινομενος εμπαθς λγει τ πρττει νμως εν τ κρυπτ πρς τ παρεμπεσν εδωλον εκδιωχθες π υτο 1710 . Этот текст очень сложен, для него трудно подобрать точный и вразумительный перевод. Однако он содержит важные моменты. Помысел – это не «мысль» в собственном смысле слова, это скорее «образ», фантазм, который рождается в человеке, наделенном чувственным восприятием. Образ этот появляется не в «уме-духе», νος, но в низшей части мыслительного мира, в рассудке, δινοια, там, где взвешиваются «за» и «против». Этот образ обладает притягательностью, он приводит в движение дух; так возникает страстное движение, которое вынуждает человека втайне принять решение, противное закону Божию (по-славянски, «оправданию Господню») или, по меньшей мере, собеседовать с этим образом, представляющим собой своего рода идола, который должен быть изгнан. «Страстный» помысел Определение помыслов, предложенное Евагрием, слишком сложно. На практике легче было рассматривать и различать «простую мысль» и «мысль страстную». Вот характерный текст Максима Исповедника : «Одно дело – сам предмет, другое – (его) представление, и еще иное – страсть. Мужчина, женщина, деньги – вот предметы; простое воспоминание об этих предметах – вот представление; неумеренная привязанность или слепая ненависть к этим предметам – вот страсть» 1711 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

И на вышеписанной данной земле Давыдовского двора Николаева по Покровской улице построены палаты до переулка на всем длиннике, а поперег того полатного строения 5 сажень с аршином. А от полат до межи дворового места, что было боярина Василья Борисовича Шереметева, Давыдовского двора Николаева ныне по мере у переднего крыльца 10 сажень с аршином. А от рундука до той же межи 2 сажени с аршином. У заднего крыльца от палат до той же межи 12 сажень. А к рундуку заднего крыльца подошли вышеписанные прикупные 4 места. И от того заднего рундука до межи тех прикупных мест Давыдовской же земли 3 саж. 2 арш. И тому всему учинен чертеж с подлинным описанием, а в нем пишет: (Снимок несколько уменьшен; оригинальная его величина 8 и 5 вершков). Державнейший царь, государь милостивейший! В прошлом, государь, 1704 году в марте месяце по твоему, государь, указу из Посольского приказу поставлен на московском моем дворе немецкой Апт с учители и с ученики, и живет во многих полатах, а я раба твоя живу в дву полатах. И в прошлом, государь, 1704 году по твоему, государь, указу из Посольского приказу велено мне из полат вытить вон и построиться на том же дворе вместо мне четвертого жеребья всего двора и полатного строения на купленном дворовом месте Шереметевского двора да на прикупных мелких дворовых четырех местах, что куплены к Шереметевскому двору и дать даную из Посольского приказу; а которому двору с полаты велено быть и жить на нем немецкому Апту с учители и с ученики, велено от полат намерить вдоль по двору двадцать сажень и отгородить. И против того твоего, государь, указу вышеписанной земли от полат двадцати сажень не отмеряно и не отгорожено и по се число и даной мне на достальное место четвертого жеребья не дано ж. Всемилостивейший государь! Прошу вашего величества, вели, государь, тое дворовую землю против указу отмерять двадцать сажен и отмеряв отгородить ему Апте от дасталной моей дворовой земли, что мне велено дать вместо четвертого жеребья всего двора и полатного строения, и дать мне на то дворовое место даная против указу. Вашего величества нижайшая раба боярина Василья Федоровича Нарышкина жена ево вдова Ульяна 1705 году марта в день.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

6. Наконец, совершение таинств, то есть установленных Христом священных обрядов, посредством которых духовные дары и незримая благодать под видом соответствующих символов и видимых знаков предлагаются и преподаются достойным причастникам и запечатлеваются в них. В качестве действенных знаков, обетовании и способов восприятия благодати нового завета Христос учредил два таинства, крещение и вечерю Господню, ветхозаветными прообразами которых были обрезание и пасха. Таинства соотносятся друг с другом так же, как возрождение и освящение, или же как обращение и духовный рост христианина. Прочие религиозные обряды, о которых упоминает Новый Завет, такие как конфирмация и рукоположение, не могут сравниться достоинством с таинствами, поскольку они не заповеданы Христом.   § 54. Крещение Комментарии к Мф. 28:19; Мк. 16:16; Ин 3:5; Деян. 2:38; 8:13,16,18,37; Рим. 6:4; Гал. 3:27; Тит. 3:5; 1 Пет. 3:21. G. J. Vossius: De Baptismo Disputationes XX. Amsterdam, 1648. W. Wall (англиканец): The History of Infant Baptism (очень серьезный труд). Впервые был издан в Лондоне в 1705 г., в 2–х т. Лучшие издания: н. Cotton, Oxford, 1836, в 4–х т.; 1862, в 2–х т, вместе с Reflections and Wall " s Defense Gale (баптист). Латинский перевод Шлоссера был издан в 1743 г. в Бремене (т. I) и в 1753 г. в Гамбурге (т. II). F. Brenner (католик): Geschichtliche Darstellung der Verrichtung der Taufe von Christus bis auf unsere Zeiten. Bamberg, 1818. Moses Stuart (конгрегационалист): Mode of Christian Baptism Prescribed in the New Testament. Andover, 1833 (репринтное издание, 1876). Hofling (лютеранин): Das Sacrament der Taufe. Erlangen, 1846, 1848, в 2–х томах. Samuel Miller (пресвитерианин): Infant Baptism Scriptural and Reasonable; and Baptism by Sprinkling or Affusion, the most Suitable and Edifying Mode. Philadelphia, 1840. Alex. Carson (баптист): Baptism in its Mode and Subjects. London, 1844; 5–е американское издание, Philadelphia, 1850. Alex. Campbell (основатель Церкви учеников, которая отождествляет крещение путем полного погружения с возрождением): Christian Baptism, with its Antecedents and Consequents. Bethany, 1848; Cincinnati, 1876.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

о смраде в Астрахани, нечаянно сделался главным виновником учреждения в губернских городах полиции. Он был женат на вдове молдавского господаря княгине Анастасии Ивановне Кантемир, рожденной княжне Трубецкой, получившей в день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны екатерининскую ленту и умершей в 1755 году. (Биографии росс. генералис. и генерал-фельдмаршалов, Бант.-Каменск., 1840, ч. I. – Месяцесловы академические за разные годы XVIII в. – Mémoires de Manstein, 1771 г. – Hermann’s Geschichte des russischen Staats. Hambürg, 1853, В. V). 717 Григорий Петрович Чернышев, впоследствии граф, сын полковника Петра Захаровича, родился 11 января 1672 г., смолоду служил в Стольниках царям Иоанну и Петру Алексеевичам, потом вступил в военную службу, записан в солдаты 1699 г., был при взятии Кокенгаузена и Динаминдшанца 1701 г., Шлиссельбурга 1702 г. и шведских Канцов, у нынешней Охты, в 1703 г. Произведенный в 1704 г. в майоры, Чернышев командовал тобольским пехотным полком; был с ним при осаде Нарвы, полонил коменданта Горна, взял Иван-город, и за все подвиги пожалован 1705 г. подполковником. Во время измены Мазепы, полковник Чернышев воспрепятствовал королю Карлу XII овладеть городом Новгородом-Северским (1708); потом участвовал в полтавском сражении и получил чин бригадира (1709), был при взятии Выборга, где сам занял одно из городских предместий, за что пожалован царским портретом с алмазами и назначен выборгским комендантом (1710); произведен за взятие Гельсингфорса в генерал-майоры (1713), а в следующем 1714 разбил шведов у оз. Пелкина, ранен в этом бою три раза, получил вторично драгоценный царский портрет и знатную сумму денег, но за ранами определен в адмиралтейство. Екатерина I назначила Чернышева генерал-кригс-комиссаром, в чине генерал-поручика, и в тот же день 21 мая 1725 г. пожаловала ему александровский орден, тогда учрежденный, а потом определила Чернышева губернатором в Воронеж, откуда Петр II перевел его в Ригу. Императрица Анна Иоанновна, приняв самодержавие 1730 г., сделала Чернышева сенатором (4 марта), полным генералом (28 апреля) и московским генерал-губернатором (1732 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

И. В. генерал-майор, женат на Анне де-Тамизье (Tamisier), дочери французского маркиза де-Тамизье; имеет сына, родившегося в 1853 году; 4) граф Александр Густавович (рождение 11 апреля 1814 † в ноябре 1856 года); 5) граф NN, умер в молодых летах; 6) графиня София Густавовна, за тайным советником бароном Егором Казимировичем Мейендорфом; 7) графиня Каролина Густавовна, за полковником ф. Засс; 8) графиня NN († 1840), была за сардинским графом Кастель-Ново; 9) графиня Елена Густавовна (рождение 8 августа 1820 † 31 января 1843), была за австрийским графом Угарте; 10) графиня Элеонора Густавовна, за французским бароном Теодором де-Каз. (de Gaze); и дочь, графиня NN, за тайным советником бароном Эрнестом-Дитрихом Шёпингом. Вальтер ф. Стакельберг, шведский полковник и эстляндский ландрат, жил в половине XVII века. Вот поколенная роспись его потомству. КОЛЕНО I: Вальтер, женат на Елене Ливен КОЛЕНО II: Барон Берендт-Отто, шведский фельдмаршал и кавалер ордена меча 1-й степени, рождение 1662 † 26 августа 1734; женат: 1) на Маргарите-Елисавете Майдель; 2) на Софие-Фредерике Веркамп; 3) на Елисавете Эльрихсгаузен (от 1-го брака 3 сына и 2 дочери; от 2-го брака 2 дочери; от 3-го брака дочь) КОЛЕНО III: Барон Берендт-Отто, шведский фельдмаршал, рождение 1703 † 1786; (от него происходят бароны Стакельберги, в Швеции находящиеся) Барон Георг-Иоанн, рождение 1704 † 1765; женат на Маргарите Розен Граф Вальтер-Рейнгольд, шведский генерал от кавалерии, рождение 1705 † 1801; женат: 1) на графине Христине-Беате Таубер 1747; 2) на баронессе Ульрике-Элеоноре Риддерстольпе (от него происходят шведские графы Стакельберги) Баронесса Маргарита-Елисавета, рождение 1701 † 1773; за шведским полковником Иоанном ф. Гастфер Баронесса Елена Баронесса София Фредерика, за шведским подполковником Рейнгольдом-Вильгельмом Фок Баронесса NN, за бароном Иоанном Унгерн-Штернберг Баронесса Ульрика-Амалия, за майором Иоанном-Густавом Врангелем КОЛЕНО IV: Барон Берендт-Густав, эстляндский ландрат Вальтер-Адам; женат на Анне-Елисавете Стакельберг Барон Георг, женат: 1) на Августине-Элеоноре Энгельгардт † 1771; 2) на Генриетте-Дюкер (от 1-го брака 2 сына, от 2-го брака сын) Барон Оттон-Фридрих, российский действительный статский советник; женат на Екатерине-Елисавете Дюкер КОЛЕНО V: Баронесса Маргарита-Елисавета, за бароном Берендтом- Вальтером Стакельбергом Барон Георг-Фридрих, женат на Магдалине Бреверн Барон Оттон-Густав, женат на Генриетте Берг Барон Вальтер-Генрих, женат: 1) на Вильгельмине Вартманн; 2) на Вильгельмине Барановой КОЛЕНО VI: Барон Карл-Оттон, рождение 1798; женат на баронессе Вильгельмине Стакельберг Барон Александр, женат на девице Паткуль Барон Георг Баронесса Генриетта, за Густавом Шиллингом

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Обратили внимание на почту, которая находилась в очень незавидном положении; должны были обратить внимание и на положение ямщиков. Генерал-поручик Овцын представил, что в 1705 году по указу Петра Великого во всем государстве ямщики были расположены в выти: выть имела по семи дворов, во дворе по четыре души ревизских. С каждой выти велено было содержать для ямской и почтовой гоньбы по три лошади, и хотя многими указами запрещено брать лошадей сверх вытного числа и за разгоном не принуждать ямщиков к найму, но, сколько в котором яму вытей и указных лошадей, о том никогда не было публиковано в народе, и проезжие по незнанию этого принуждают ямщиков жестокими побоями и силою нанимать лошадей с убытком, прибавляя к прогонам по рублю и по два на лошадь, а иногда случается и больше. От таких бесчеловечных побоев и наглостей ямщики несут великую тягость, а особливо на почтовых станах (как и теперь случилось у штат-фурьера Петрищева с яжелбицким ямщиком Григорием Серым). За неимением в тех местах управителей защитить ямщиков некому, потому что почтовые станы во всем государстве состоят по большей части в монастырских деревнях, а управители от этих станов живут на большом расстоянии. В запряжках ямщики несут великую тягость и обиды оттого, что многие проезжие требуют подорожные на весьма малое число лошадей и запрягают под четвероместную карету лошади по 4 и по 3, в карете садятся пассажиров человека по 4 и 2 человека назади, да еще несколько вещей кладут, и за такою великою тягостию ямщики принуждены бывают припрягать лишних лошадей. 25 ноября отправлены были всем губернаторам указы: по всей губернии сделать расписание и станции («и где потребно, и новые назначить станции», – приписала Екатерина собственноручно), назнача, сколько на каждую должно поставить лошадей и где именно этим станциям, а в городах почтовым конторам быть надлежит и не найдутся ли охотники к определению в комиссары и почтмейстеры из отставных («проворных», – приписала Екатерина собственноручно) субалтерн-офицеров доброго поведения и в письменных делах знающих. Губернаторы обязаны были изыскать везде сколько можно кратчайший почтовый путь и представить удобнейшие средства к поправлению больших дорог и всегдашнему их содержанию в добром состоянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010