– Кто еще бывал у Патриарха из-за границы? – Я слышал, что Патриарха посещало Польское представительство, которое добивалось полной независимости Православной Церкви в Польше от Московского Патриарха. Кроме никого не знаю. – Каким образом происходила рассылка и распространение воззваний Тихона от 15/28 февраля? – Не знаю, но думаю, что рассылалось через Синод и Епархиальный совет. Сам я воззвания не видел и не читал до сих пор, так как не интересовался, а когда сделал попытку достать для нашего приходского совета (подворье), то не оказалось воззвания в наличности. На следующий день Тучков снова допросил отца Неофита. – В чем состоят ваши функции как секретаря Патриарха Тихона? – 1) В записи и регистрации бумаг и резолюций на них – поступающих от Патриарха Тихона. 2) Прием посетителей для доклада Патриарху Тихону или для разъяснения срочности дела. 3) Выдача по распоряжению Патриарха антиминсов для епархий и... мира для всех епархий. 4) На мне лежат служение в церкви подворья и проповеди. 5) Прием пакетов в неурочные часы и денежных переводов. – Кто из духовенства стоит ближе к Патриарху Тихону и к кому последний благоволит? – Об этом я совершенно не знаю, так как очередей приема к Патриарху Тихону я не устанавливаю. По сему вопросу вам может дать более удовлетворительный ответ Яков Полозов (арестован) и архимандрит Анемподист (арестован), устанавливающие очереди на приеме. На следующий день Тучков, желая добиться подтверждения хоть каких-то фактов, могущих послужить обвинением против Святейшего Патриарха, снова допросил архимандрита Неофита. – На чем печатались воззвания Патриарха Тихона от 15/28 февраля относительно церковных ценностей? – спросил он. – На чем печатались воззвания, я не знаю, и до сего времени этих воззваний не видел и не читал, – ответил архимандрит Неофит. – Что вам известно из бесед с Патриархом Тихоном о русском духовенстве за границей? – Из бесед с Патриархом Тихоном я знаю, в частности, что Евлогию было поручено поехать в Америку... для упорядочения отношений между архиереем и приходами.

http://fond.ru/kalendar/1613/neofit/

После поставления Московским патриархом Иоакимом 8 нояб. 1685 г. в Москве Гедеона (Святополка-Четвертинского) митрополитом Киевским, Галицким и всея России Киевская митрополия de facto стала подчинена Московскому патриарху, оставалось получить отпускную грамоту от К-польского патриарха. Послам из Москвы и от укр. гетмана И. Самойловича было приказано по прибытии в Адрианополь обратиться к Д. Н. как к человеку, преданному России и имеющему большое влияние, дабы он «с Константинопольским патриархом советовал» и в отпускной грамоте поставил свою подпись. В случае получения послами от Д. Н. грамоты ему полагалась милостыня в 200 золотых. Однако Д. Н. сначала отказал послам, т. к. счел переход Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриарха неканоничным. Только после одобрения этого перехода великим везиром, стремившимся в тот период сохранить хорошие отношения с Москвой, Д. Н. неохотно согласился, но отказался подписаться под отпускной грамотой вместе с К-польским патриархом Дионисием IV. Вместо этого 14 апр. 1686 г. он направил с рус. посольством собственные грамоты к царям Иоанну V и Петру I, Московскому патриарху, гетману и митр. Гедеону. Из содержания грамоты к царям следует, что Д. Н. не изменил своего отрицательного отношения к подчинению Киевской митрополии Московскому патриарху: кроме высказывания, что такое подчинение противоречит канонам и может стать причиной схизмы на правосл. землях Речи Посполитой, он осуждал метод, к-рым цари и патриарх Иоаким хотели получить утверждение; по мнению Д. Н., разрешение нужно было просить не только у К-польского патриарха, но и у всех остальных вост. патриархов. Он был также огорчен тем, что послы пытались получить отпускную грамоту в обмен на милостыню, и считал, что делать это стоило «просто ради веры и пользы верных». В стремлении добиться перехода Киевской митрополии в юрисдикцию Московского патриарха Д. Н. усматривал «самолюбие церковников», т. е. патриарха Иоакима, отношения с к-рым после 1686 г. у Д. Н. испортились окончательно (до смерти патриарха Иоакима они больше не обменялись ни одной грамотой).

http://pravenc.ru/text/180353.html

С любовью о Христе Воскресшем +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси за темою На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома Предстоятеля Церкви у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус представника Церкви в у зв " язку з терактом у «Крокус та звернення] Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова : Послання] Кирила у зв " язку загибеллю людей на в : Послання] Кирил висловив у зв " язку з терактом у «Крокус Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус : Послання] Кирила з членами Кирила до з членами Митрополит Волоколамський з примасом Голова церковних зв " з президентом наук Про православне ставлення до практики благословення «пар, що перебувають у та одностатевих пар» у [Документи] документ «Про православне ставлення до практики благословення " пар, що перебувають у та одностатевих пар " у Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне Наши Церкви и наши народы прошли много испытаний. Святейший Католикос-Патриарх Мар Ава III об Ассирийской Церкви Востока и ее связях с Россией [Ihmepb " ю] закликали до негайного та припинення вогню у Газа Великодне Кирила главам Церков : та звернення] Кирила Церкви з десятою : та звернення] з ключовими словами акти – – католицький – Римсько-Католицька Церква –   Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной режиссера Б.М. Конухова Кирила у зв " язку загибеллю людей на в Кирила у зв " язку з терактом у «Крокус Соболезнование Предстоятеля Русской Церкви в связи с кончиной Святейшего Патриарха Болгарского Неофита Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной епископа Моравичского Антония Кирила у зв " язку з кончиною голови Верховного суду В.М. у зв " язку з кончиною у зв " язку з кончиною голови Синодального з тюремного Раменського Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной иерарха Болгарской Православной Церкви митрополита Сливенского Иоанникия Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной народного артиста СССР Ю.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210782...

На состоявшемся 10 декабря заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение: «Выразить удовлетворение в связи с прибытием в Москву для участия в погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Предстоятелей и представителей всех Поместных Православных Церквей. Благодарить Святейшего Патриарха Константинопольского Варфоломея, Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию II, Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, председательствующего в Священном Архиерейском Синоде Сербской Православной Церкви, Блаженнейшего Патриарха Румынского Даниила, Блаженнейшего Архиепископа Афинского и всей Эллады Иеронима, Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия, Блаженнейшего Архиепископа Пражского, Митрополита Чешских Земель и Словакии Христофора, Высокопреосвященного Архиепископа Карельского и всей Финляндии Льва, а также Преосвященных представителей Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Болгарской, Кипрской, Польской и Американской Православных Церквей, Японской Автономной Православной Церкви за их участие в погребении Первосвятителя Русской Православной Церкви. Благодарить Святейшего Гарегина II, Верховного Патриарха и Католикоса всех армян, высоких представителей Римско-Католической Церкви, Коптской и Маланкарской Церквей, Ассирийской Церкви Востока, Церкви Англии, Евангелической Церкви в Германии, Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии, Церкви Норвегии, Всемирного Совета Церквей и Конференции Европейских Церквей, а также глав и представителей российских протестантских церквей и общин, председателя Духовного управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, генерального секретаря Всемирной комиссии по сближению мазхабов аятоллу Али Тасхири, а также других высоких представителей мусульманских, иудейских и буддийских общин за присутствие на погребении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Выразить благодарность Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В. Путину за участие в траурных мероприятиях, связанных с кончиной Святейшего Патриарха Алексия, а государственным структурам Российской Федерации — за содействие в организации и проведении траурных мероприятий, оказанное согласно распоряжению Президента России.

http://patriarchia.ru/db/text/514705.htm...

Глава ОВЦС МП встретился с председателем Польской епископской конференции 1 декабря 2013 г. 09:47 30 ноября 2013 года в Варшаве состоялась встреча председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона с председателем католической Польской епископской конференции архиепископом Юзефом Михаликом, митрополитом Перемышльским. Владыку Илариона на встрече сопровождал сотрудник секретариата ОВЦС по межхристианским отношениям священник Алексий Дикарев. Архиепископ Ю. Михалик тепло приветствовал высокого гостя в здании Польской епископской конференции, отметив большое значение конференции «Будущее христианства в Европе. Роль Церквей и народов Польши и России», для участия в которой митрополит Иларион прибыл в эту страну. Как подчеркнул архиепископ, данная конференция стала практическим шагом по направлению к реализации принципов, заложенных в  Совместном послании к народам России и Польши  о примирении, которое было подписано 17 августа 2012 года в ходе исторического визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Со своей стороны митрополит Иларион поблагодарил архиепископа за гостеприимство и передал ему слова братского приветствия от Святейшего Патриарха Кирилла, придающего большое значение развитию диалога между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью в Польше. Председатель ОВЦС высказал предложение о проведении на регулярной основе конференций, подобных той, что проходила в эти дни в Варшаве. При этом каждая новая встреча могла бы быть посвящена определенной теме, волнующей обе Церкви. В ходе беседы стороны обсудили перспективы развития межцерковного сотрудничества в деле защиты христиан Ближнего Востока от насилия и дискриминации, а также в области совместного свидетельства о традиционных христианских ценностях в современном европейском обществе. Особое внимание было уделено взаимодействию между двумя Церквами в сфере богословского образования, а также в области культуры в контексте мероприятий, которые планируется провести в 2015 году, объявленном годом Польши в России и России в Польше. В заключение митрополит Иларион преподнес архиепископу Ю. Михалику в качестве памятного подарка издание своей книги «Таинство веры» на польском языке. Архиепископ, в свою очередь, подарил митрополиту издание своих проповедей на Господские и Богородичные праздники. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3406674.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ [араб. ас-Сакизи] († после 1791, о-в Хиос), патриарх Антиохийский (6 авг. 1767 - 15 дек. 1791). По происхождению грек с о-ва Хиос, прозванный Хиосец. Был протосинкеллом К-польского патриарха Самуила , проводившего политику подчинения Поместных Церквей христ. Востока власти Фанара. После смерти Антиохийского патриарха Филимона Самуил, ссылаясь на волю покойного и властные полномочия К-польского престола, своей властью, без ведома сир. архиереев, возвел Д. на Антиохийский престол. В поставлении Д. в патриарха сыграло роль и стремление фанариотов не допустить избрания на Патриаршество араб. кандидата, т. к. греки подозревали арабов в симпатиях к католицизму. В янв. 1768 г. Д. прибыл в Дамаск. Начало его Патриаршества пришлось на тяжелый период в жизни Антиохийской Церкви. Русско-тур. война 1768-1774 гг., неурожаи, мятежи и смуты в Сирии, военные действия османских пашей против мятежных правителей Египта и Палестины легли тяжелым бременем на христиан Дамаска , к-рые вынуждены были возмещать военные расходы властей. В 1772 и 1773 гг. рус. флот атаковал Бейрут, и мн. христиане, бросив имущество, бежали в горы. В 1774 г., после ухода из Бейрута рус. гарнизона, османские власти казнили нек-рых состоятельных христиан и конфисковали их собственность по обвинению в сотрудничестве с русскими. В 1776 г. к побережью подошел тур. флот, направленный для подавления сепаратистских мятежей и сбора недоимок. Христ. верхушка и архиереи Бейрута снова бежали в горы, где более 3 лет укрывались, пока обстановка в Бейруте не нормализовалась. Влиятельный правосл. шейх Юнус Никула, назначенный в кон. 70-х гг. XVIII в. начальником Бейрутской таможни, убедил христ. беженцев, в т. ч. митр. Макария (Садаку), вернуться в город. Бедствия православной общины в 70-х гг. XVIII в. сопровождались нарастанием недовольства властью Д. Христиане обвиняли его в жестокости, в сребролюбии и скупости, в употреблении мясной пищи. Наибольшие порицания вызывало занятие патриарха ростовщичеством, что считалось в высшей степени предосудительным для духовного лица и роняло престиж православных в Дамаске. В 1776 г. Д. совершил поездку по сев. епархиям Патриархата, а оттуда, по-видимому, направился в К-поль. Трудно сказать, был ли отъезд патриарха из Дамаска вызван конфликтом с местными христианами, или их недовольство прорвалось наружу уже в отсутствие Д., однако в течение 2 последующих лет в дамасской общине происходили серьезные волнения. Православные писали К-польскому патриарху Софронию II, арабу по происхождению, о своих претензиях к Д. и выдвигали ряд условий его возвращения в Дамаск. Примирение сторон, по крайней мере формальное, произошло в 1779 г., и патриарх вернулся в Сирию. Впосл. он организовал ремонтные работы в кафедральном соборе и в ряде церквей Дамаска и Сайднаи.

http://pravenc.ru/text/171218.html

Обратимся прямо к истории, чтобы лучше выяснить этот прискорбный факт. По смерти киевского митрополита Дионисия Балабана (10 Мая 1663 г.), проживавшего в Польской Украйне, Киевская митрополия с 1663 г. и до 1685 г. оставалась без митрополита и ею управляли местоблюстители. Так как митрополичья кафедра была вакантна в это время, то на нее сразу явилось несколько претендентов. В числе их было два епископа – Иосиф Нелюбович-Тукальский и Мефодий, епископ Мстиславский и Оршанский. Оба претендента добивались свободного митрополичьего престола различными средствами: первый – путем выборов и затем через утверждение Константинопольского патриарха, второй – через посредство Московского правительства. Иосиф Тукальский, избранный в Корсуни русским духовенством в преемники Дионисию Балабану, не был признан ни гетманом правой стороны, ни русским, ни польским правительством. Вначале все его попытки выхлопотать у Константинопольского патриарха утверждение в Киевского митрополита были неудачны. Вскоре он был захвачен поляками в плен и находился у них более двух лет в заточении. Не желая уступать митрополичьей кафедры никому другому, Тукальский, по освобождении из-под стражи, сошелся с гетманом Дорошенко, который и согласился ходатайствовать за него пред Константинопольским патриархом. В Константинополь был послан Бреславский протопоп Ракуша с просьбою утвердить Иосифа на митрополии Киевской. Ракуше в 1668 г. удалось получить благословение Царьградского патриарха и утверждение Иосифа в звании митрополита. Патриарх в Марте 1668 года выдал грамоту, в которой сказано было, чтобы никто другой, кроме архиепископа Иосифа Тукальского, Киевским митрополитом и архиереем под клятвенным преданием не назывался. Утвердившись таким образом митрополитом на правой (польской) стороне Украйны, под покровительством гетмана Дорошенко, Тукальский домогался получить власть и над левою стороною и сделаться владыкою Киева. Но не смотря на грамоту Константинопольского патриарха Мефодия, – ни Москва, ни Киев, ни вообще сторонники присоединения Малороссии к Московскому государству – Иосифа Тукальского митрополитом не признали.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Санкции против Церкви говорят о бессилии западных политиков, заявили в Русский Православной Церкви 19.03.2024 17:29:32 МОСКВА Желание направлять санкции против Русский Православной Церкви, которой нечем ответить, говорит о бессилии западных политиков, а запугать их угрозами Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который происходит из семьи, прошедшей ссылки и лагеря, не удастся, заявил РИА " Новости " заместитель председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата Вахтанг Кипшидзе. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский 18 марта предложил наложить санкции Евросоюза на Патриарха Кирилла после встречи глав МИД стран ЕС в Брюсселе. Сикорский заявил, что Патриарх Кирилл " оправдывает российскую агрессию, как обоснованную, так как она защищает население оккупированных территорий от гей-парадов " . " Очевидно, что западные политики уже не знают, какие санкции выдумать и на кого их распространить. Желание направить санкции против Церкви, которая ничем не может ответить, ничего кроме бессилия олицетворять не может. Что касается Святейшего Патриарха, он из семьи, прошедшей гонения, лагеря и ссылки, – попытки запугать его бесполезны " , – сказал В. Кипшидзе, сообщает РИА " Новости " . По его словам, что касается гей-повестки, то польскому министру должно быть известно, что большинство поляков выступают против гей-браков. " Если он не потерял связи с народом – ему самому надлежит думать, как защитить своих избирателей от подобных вещей, а не пытаться их переделать под либеральные стандарты " , – заключил он. Предложение ЕС ввести санкции против Патриарха Кирилла уже звучало, однако он не вошел в шестой пакет санкций Евросоюза против России из-за Венгрии, которую позднее поблагодарили в Русский Православной Церкви за твердую позицию в отношении недопустимости включения Патриарха в санкционный список. Чешское правительство в апреле 2023 года внесло в национальный список санкций Патриарха Кирилла в связи с позицией по проведению специальной военной операции РФ на Украине. МИД Эстонии в июне запретил ему въезд в страну, а МВД Украины объявляло его в розыск как " скрывающегося от досудебного расследования " . До того ему заочно предъявлялись обвинения в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Сообщалось также, что санкции против Патриарха Кирилла ввели Канада и Британия.

http://radonezh.ru/2024/03/19/sankcii-pr...

Думаю, что эти строки вызвали немалое смущение и скорбь у всех почитателей памяти епископа Илариона. Но в утешение их я могу решительно заявить: «Никогда ни на один момент и ни в какой форме вопрос об отречении патриарха от власти «не занимал Патриаршее церковное Управление» и преданных патриарху епископов; никто никогда здесь «не уговаривал патриарха ради пользы Церкви и упорядочения отношений государства и Церкви отречься от власти». Это была как раз точка зрения или, точнее сказать, боевой лозунг врагов патриарха – обновленцев и обновленческого самозванного церковного управления. Никаких «одного – двух ближайших к патриарху архиереев, которые бы усиленно склонились на эту точку зрения», никогда не существовало и не могло существовать в силу той психологической обстановки, которая тогда окружала патриарха. Весь народ и все окружающие патриарха были проникнуты тогда таким несокрушимым порывом любви и преданности к патриарху и радостью о его возвращении к власти, а через то об освобождении от самозванной обновленческой церковной власти, что тут ни одному патриаршему церковному деятелю не могло и в голову придти выступить с предложением отречения патриарха от власти; а если бы такой и нашелся, он моментально бы потерял всякий авторитет и уважение, и все бы навсегда отвернулись от него, как от тайного «обновленца». Главным же вдохновителем и вождем так пламенно настроенного патриаршего окружения и народных масс был именно епископ Иларион с его огненным словом, неутомимый обличитель обновленческой неправды. Для почитателей же памяти покойного владыки эти строки книги о. Польского тем особо прискорбны, что, ввиду устанавливаемого книгой факта непосредственного и продолжительного знакомства автора с епископом Иларионом по Соловецкому концентрационному лагерю, у почитателей книги невольно создается ложное впечатление, что автор что-либо подобное слышал от самого епископа Илариона. Для меня несомненно, что автор этого сообщения был введен в крайне досадное заблуждение со стороны лиц, питавших излишнее доверие к сообщениям советских газет. Помещенное в этой книге фантастическое и глубоко обидное для памяти епископа Илариона сообщение есть именно плод такого доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Прежде всего в этом протесте бывшие на соборе в четырёх пунктах доказывают, что не считают себя обязанными и не могут устроить этого дела, и объективно рассуждают о тех последствиях, какие могли быть, если бы они согласились на подчинение. Не считали они себя обязанными решать это дело во 1-х на том основании, что не было приказания ни со стороны царя, ни со стороны гетмана думать об этом деле, а сказано было об этом как-то глухо 195 . Во 2-х не считали они себя вправе решать это дело на том основании, что не было главных представителей духовенства на соборе. «Они, конечно, могли бы на нас свалить вину, если бы мы что-нибудь решили противное их мыслям. Поэтому-то этот собор не силён решать такого дела, которое подлежит всей церкви.» В 3-х не считали они себя вправе решать это дело потому, что, по их мнению, решение его исключительно принадлежит константинопольскому патриарху. «Тотчас без сомнения отлучимся от константинопольского патриарха, исконного отца своего, говорили они, когда собственными глазами увидим, и ушами услышим, что царегородский патриарх согласен уступить свои права патриарху московскому, а теперь, пока ещё не выправлена эта уступка, боимся отступать от исконного отца нашего, патриарха константинопольского, чтобы не подпасть клятве, потому что разве это приличное дело детям отрекаться от отца своего?» Наконец, в 4-х бывшие на соборе отказывались решать дело о подчинении на том основании, что от этого могут выйти весьма вредные последствия для православных, живущих в польских областях. «Если мы откажемся от константинопольского патриарха, говорили они, и отдадимся московскому, то польское правительство будет иметь больше возможности склонить православных, которые там живут, к унии. Указывая ва нас, польское правительство может сказать тамошним православным: «если те добровольно отказались от послушания константинопольскому патриарху, то почему не можете поступить так же и вы?» Указываемая опасность, действительно, в то время была очень велика: оклонив в унию представителей духовенства, Шумлянского и других, польское правительство для распространения унии действовало очень энергично, и между прочим, как и прежде, заботилось об уничтожении всяких отношений православных к константинопольскому патриарху. В 1676 году запрещено было православным, под смертною казнью с конфискацией имущества, входить с патриархом в какие бы то ни было сношения 196 . Вместо того, как выше уже было замечено, предполагали устроить на северо-западе особого патриарха для православных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010