По данным на 1850 год, православие исповедовала примерно восьмая часть латышей и эстонцев Прибалтики. Помимо этого, на востоке страны появилась и старообрядческая община русских поселенцев. Латвийская Православная Церковь [ править править код ] Латвийская Православная Церковь (латыш. Latvijas Pareizticg Baznca) — самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата в Латвии. История [ править править код ] В 1836 году было учреждено Рижское викариатство Псковской епархии, которое 1 марта 1850 года было выделено в самостоятельную Рижскую епархию, учреждённую 1 июля того же года. Епархиальному архиерею присваивался титул «Рижский и Митавский», каковым стал епископ Платон (Городецкий). В связи с распадом Российской империи и переводом на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова) Рижская епархия четыре года оставалась без правящего архиерея. Латвийские власти не разрешали въезд в Латвию ни митрополиту Серафиму (Чичагову), ни архиепископу Геннадию (Туберозову), которых Патриарх Тихон предполагал назначить на Рижскую кафедру. В 1918 — нач. 1919 гг. Рижской епархией временно управлял викарный епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Лишь после того, как на Рижскую кафедру предложено было перевести из Пензенской епархии архиепископа Иоанна (Поммера), латыша по-национальности, вопрос о возглавлении Рижской епархии был улажен с латвийскими властями. В поисках компромисса с правительством Латвии архиепископ Иоанн (Поммер) ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Тихоном о даровании его епархии самостоятельности в делах внутреннего управления. 21 июня 1921 г. Патриарх Московский Тихон, Священный Синод и Высщий Церковный Совет признали внутреннюю самостоятельность Латвийской Православной Церкви. В 1925 г. архиепископ Иоанн (Поммер) был избран в республиканский Сейм, где отстаивал равноправие Латвийской Православной Церкви с другими религиозными деноминациями Латвии. В 1926 г. возобновила свою деятельность Рижская духовная семинария. В ночь с 11 на 12 октября 1934 г. архиепископ Иоанн был заживо сожжен в своей пригородной даче. Следствие об убийстве архиепископа Иоанна не дало результатов: в убийстве подозревались как спецлужбы Латвии, так и агенты из Советского Союза.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Латв...

ЖМП 2 февраль 2018 /  19 апреля 2018 г. 21:05 Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий: На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор Эстонскую Православную Церковь постигла тяжелая утрата. На 94 году жизни скончался митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Долгая жизнь владыки Корнилия вместила в себя многие коллизии XX века. Сын белого офицера, эмигрировавшего в Эстонию, владыка решился на служение в Церкви, за что был репрессирован после войны. На его плечи легла тяжелая ответственность сохранения Эстонской Православной Церкви после обретения страной независимости. Так уж сложилось, что за три месяца до своей кончины старейший иерарх Русской Православной Церкви дал свое последнее интервью «Журналу Московской Патриархии», в котором подробно рассказал о своей жизни и служении в Эстонии. Редакция Журнала выражает самые искренний соболезнования и предлагает вниманию наших читателей это интервью. ПДФ-версия — Ваше Высокопреосвященство, минувший год был ознаменован торжествами в честь 100-летия епископской хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Что значат для вас эти праздничные мероприятия? Как вы оцениваете вклад священномученика Платона в сохранение и развитие Православия на Эстонской земле? —  Владыка Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш), к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан Православию. Он — первый епископ-эстонец. Ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские епископы, и это не могло не волновать местное население. На тот момент северная часть Русской Православной Церкви была викариатством петербургских митрополитов, а южная часть входила в Рижскую епархию. Так вот, по окончании духовной академии в Санкт-Петербурге отец Павел был назначен священником эстонского прихода в Петербурге и за 23 года церковного служения проявил себя как мудрый пастырь. Его считали одним из лучших священников столицы, и по просьбе прихожан 31 декаб­ря 1917 года он был рукоположен во епископа Ревельского (Таллин) c юрисдикцией над всей Эстонией. Рукоположение было совершено в соборе во имя святого Александра Невского будущим мучеником Вениамином, митрополитом  Санкт-Петербургским. Он и вручил священномученику Платону жезл, являющийся для всех нас реликвией — символом духовной власти архиерея. Один мученик за Христа передал жезл другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1(14) января Священномученик Платон (Кульбуш), епископ Ревельский Священномученик Платон родился 13 июля 1869 года в мызе Подис Перновского уезда Эстляндской губернии в семье псаломщика Петра Кульбуша и его супруги Натальи и наречен был Павлом. В 1884 году Павел окончил Рижское духовное училище, а в 1890-м – Рижскую Духовную семинарию; как лучший воспитанник, он был послан для продолжения образования в Санкт - Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1894 году со степенью кандидата богословия. Учась в академии, Павел Петрович вступил в Общество религиозно-нравственного просвещения и стал вести активную миссионерскую работу среди проживавших в Санкт-Петербурге эстонцев. 5 декабря 1894 года Павел Петрович был рукоположен во священника, а 31 декабря того же года указом Святейшего Синода в Санкт-Петербурге был учрежден эстонский приход, и первым его настоятелем стал отец Павел; впоследствии он был назначен благочинным всех эстонских церквей Санкт-Петербургской епархии. Для богослужений эстонскому приходу было отведено помещение в нижнем этаже храма Воскресения Христова в Малой Коломне . Отец Павел писал в то время о своей деятельности: «Если оглянуться на то, что имеют православные эстонцы в Петербурге теперь, то только самая упорная энергия, самая беззаветная надежда на будущее могут побудить не слагать оружия, потому что теперь приход не имеет буквально ничего. Не говорим о храме, о школе – нет ни облачения, ни креста с Евангелием, ни мирницы и дароносицы – самых необходимых вещей для каждого пастыря, не говорим о сосудах, утвари и прочем. На Рождество для славления епитрахилью пришлось позаимствоваться в соборе, крестом у знакомого... для крестин нужно каждый раз выпрашивать все необходимое. И так без конца» . Став во главе прихода, отец Павел приступил к организации сбора средств на постройку приходского храма. Первым, кто откликнулся на просьбу молодого пастыря, был протоиерей Иоанн Кронштадтский, который пожертвовал на постройку церкви 300 рублей и написал: «Всем сердцем моим молю Господа, Главу Церкви, да привлечет сердца доброхотов к посильным жертвам на устройство в столице православного эстонского храма» .

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

Повинен смерти! Какие еще нужны доказательства его вины?! И своей рукой ставит под допросом подпись. Чтобы протоиерей Карп Эльб стал еще одной жертвой неистового террора, кровавым приношением для новых богов. Карп был простым крестьянским юношей, привыкшим с малолетства к тяжелому труду. Он родился 5 февраля 1869 года в деревне Оло Феллинского уезда Лифляндской губернии. Больше всего он любил Бога и детей. Поэтому и путь его оказался особенным, не таким как у отца и матери, братьев, односельчан… Первым шагом на этом пути стала Прибалтийская учительская семинария, после которой, молодой человек начал преподавать Закон Божий в городе Балтийский порт (теперь — Палдиски) и в Пюхтицком Успенском женском монастыре. Через некоторое время в монастырском храме он был рукоположен в диаконы. А в 1899 году священник Павел Петрович Кульбуш (в недалеком будущем — священномученик Платон, епископ Ревельский) пригласил отца Карпа занять должность диакона в столичном храме священномученика Исидора (центр русско-эстонского благочиния в Санкт-Петербурге). Какими же дарами от Бога обладал диакон? Что его невозможно было не заметить… Кроме служения на приходе отец Карп стал законоучителем сразу в нескольких школах Санкт-Петербурга. Во II и IV Коломенских женских начальных городских училищах, в эстонской церковно-приходской двухклассной школе, в образцовом приюте барона А. А. Штиглица, в котором обучались около двухсот петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Когда мера переполнена, это уже не труд, а служение. Доказательство Любви делом. В приюте и в эстонской школе отец Карп учил детей Закону Божию безвозмездно. Возвели отца Карпа в священнический сан как на Голгофу. Потому что был уже 1918 год, начало гонений, притеснений, убийств. Уже погиб златоуст Петербурга — отец Философ Орнатский и многие другие священники… Петербург сотрясался в безумии падучей болезни — революции. В 1922 году, прикрываясь голодом, прячась за покойниками, Ленин начал террор против Церкви. Недаром он говорил: «Я являюсь личным врагом Бога».

http://azbyka.ru/fiction/levashovskaya-p...

Несмотря на то, что в то время в Петербурге было немало квалифицированного, образованного духовенства, органы церковной власти сочли необходимым определить его законоучителем сразу в два учебных заведения - во 2-е и 4-е Коломенские женские начальные городские училища. Наряду с этим, диакон-педагог преподает Закон Божий в эстонской церковно-приходской двухклассной школе. Впоследствии, в 1914 году, его приглашают быть законоучителем в образцовый приют барона А.А.Штиглица, который обучал около 200 петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Таким образом, в бытность свою в Петербурге диакон Карп преподавал одновременно в четырех учебных заведениях столицы, причем в двух из них - в приюте и в эстонской школе - обучал безвозмездно. Его педагогическая деятельность неоднократно была отмечена правительственными наградами. 13 февраля 1902 года он был награжден серебряной медалью с надписью " За усердие " для ношения на груди на Александровской ленте, 6 мая 1904 года за отлично-усердную службу преподано ему было благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты, а в мае 1911 года отец Карп за труды на поприще народного просвещения был представлен к ордену св. Анны третьей степени. С 25 февраля 1903 года он состоял членом и делопроизводителем комиссии по построению Исидоровской церкви. Зачастую, в силу обстоятельств, он оставался фактически главным распорядителем всех строительных работ. Во время длительных отлучек настоятеля отца Павла Кульбуша диакон Карп являлся доверенным лицом последнего и нес полноту ответственности за возведение здания храма и церковного дома при нем. Уезжая из города, настоятель целиком и полностью полагался на исполнительность, расторопность и трудолюбие своего диакона, не сомневаясь в том, что он справится лучше других с возникающими проблемами. Между тем, приближался 1917 год, до неузнаваемости изуродовавший жизнь России - величайшей державы мира. В этом году православный эстонский приход в Петрограде остался без настоятеля. Прот. Павел Кульбуш - славный основатель, строитель храма и первый его незабвенный настоятель - по рукоположении его 31 декабря в сан епископа отбыл в Эстонию, на новое место своего служения. За день до этого события, 30 декабря, состоялось собрание прихода Исидоровской церкви, на котором было принято решение просить Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) рукоположить диакона Карпа Эльба во иереи с оставлением его в Исидоровской церкви вторым священником. 8 января 1918 года диакон Карп Эльб был рукоположен священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, во пресвитера. Наступал новый этап в жизни о. Карпа - период пастырских трудов, который продлился без малого двадцать лет и завершился мученической кончиной.

http://pravicon.com/info-2638

И когда понимаешь, что всю жизнь учишься этому, тогда обретаешь способность жить полно и переживать глубоко, побеждать свои страхи, перерастать ограниченность, и тогда живешь счастливо, и с интересом, и в покое, до момента, вернее, включая и момент смерти. В этот момент кончается пролог, взлетаешь – и Бог встречает тебя…» митрополит Антоний Сурожский (Блум) Евангелие в жизни Избранное житие Священномученик Платон (Кульбуш), Ревельский, епископ Советы психолога Многие люди высказываются об умершем, об обстоятельствах его смерти, о своих отношениях с ним. Не всё из сказанного может вам понравиться. Постарайтесь не принимать близко к сердцу чужие слова, при необходимости спокойно и уверенно, без скандалов пресекайте откровенно негативные, оскорбительные высказывания. Стихотворение дня Ангел , Бунин Иван День 12й Христианское учение о смерти Общее количество святых значительно превышает количество тех лиц, которые канонизированы Православною Церковью. О святости многих усопших людей мы даже не догадываемся. Однако из этого не следует, что они не достигли Царства Небесного. В отличие от нас Бог знает всех Своих святых. Молитвы дня Кафизма 10 Вопрос священнику Вопрос: Как молиться за упокоение души человека, имевшего судимость за убийство, но не известно, покаялся ли он в содеянном? Ответ: В данном случае уместно говорить о презумпции невиновности. Если неизвестно, покаялся человек в убийстве или нет, то правильным будет считать, что он это сделал, пока не доказано обратное. А это означает, что нужно молиться о нем, как о любом другом христианине. И даже более усердно, чем обычно. Суд же стоит оставить Богу, только Он знает о том, что творится в душе человека. Цитата дня «…Выходит, напрасно люди боятся смерти, словно конца своего существования. Ведь если вновь поразмыслим о том, что Бог не сотворил смерти,… тогда поймем мы, что смерть не что иное, как конец греха, чтобы не умножалась вина тем больше, чем более длится жизнь. Ведь Господь претерпел муки, пойдя на смерть, чтобы вина прекратилась. Однако чтобы смерть не была, как прежде, концом человеческой природы, даровано было воскресение мертвых: чтобы смерть истребила вину, а в воскресении даровалась жизнь вечная. И потому для всех нас смерть – переход. Тебе нужно уверенно совершать его: ведь это переход от тления к нетленности, от смертности – к бессмертию, от смятения – к покою. Так пусть не устрашает тебя слово «смерть», но радуют благодатные дары этого перехода…»

http://azbyka.ru/death/plan-na-40-dnej/?...

Фото из личного архива митрополита Корнилия Старейший архиерей Русской Православной Церкви, 93-летний митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий (Якобс) в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказал о нынешних опасениях и надеждах Эстонской Православной Церкви Московского патриархата и поделился своими размышлениями о связи происходящего на Украине со сценарием, по которому проходил раскол в Эстонской Церкви в 1990-х годах. — Владыка, 5-6 сентября в Москве пройдут торжества, посвященные 100-летию хиротонии священномученика Платона, первого епископа Эстонской Православной Церкви. Как вы оцениваете вклад епископа Платона в сохранение и развитие православия на эстонской земле? — Эти праздничные мероприятия — память о подвиге священномученика Платона во имя Христа. Владыка Платон, к сожалению, недолго управлял нашей Церковью, но был всегда предан православию. Он — первый епископ-эстонец: ранее Эстонской Церковью управляли лишь русские архиереи, и это не могло не волновать эстонцев. Так вот, по окончании Духовной академии в Санкт-Петербурге будущий мученик Платон (в миру — Павел Петрович Кульбуш. — Прим. ред) был назначен священником эстонского прихода в Петербурге, и за 23 года служения стал одним из лучших священников столицы. По просьбе прихожан 31 декабря 1917 года его рукоположил во епископа Ревельского (Таллин) будущий мученик Вениамин, митрополит Санкт-Петербургский. Один мученик за Христа передал жезл — символ духовной власти архиерея — другому мученику. На посох священномученика Платона я опираюсь до сих пор. Владыка Платон стремился восстановить церковную жизнь в Тарту, осложненную революционным переворотом. Помогал всем страждущим словом утешения, проповедовал православие среди эстонцев, что само по себе было делом непростым, так как, по утверждению статистики, эстонцы являются одним из самых нерелигиозных народов Европы. В декабре 1918 года эстонские коммунисты, устроив расправу над теми, кто не встал на их сторону, расстреляли и святого Платона, который, пробыв месяц в заключении, мужественно перенес все унижения и жестокие истязания. Тело епископа торжественно перенесли в Таллин и похоронили в Преображенском соборе, а в 1931 году на пожертвования и средства, ассигнованные эстонским правительством, по проекту известного эстонского скульптора Адамсона было установлено мраморное надгробие.

http://pravoslavie.ru/106126.html

В 1902 году владельцы здания бывшей англиканской церкви решили продать его, но с условием, чтобы оно использовалось под храм, и для исполнившего это условие делалась уступка в цене. Кронштадтский купец Николай Андреевич Туркин решил купить это здание для православного эстонского прихода. Однако это благое намерение вызвало противодействие духовенства Андреевского собора, рассматривавшего появление в непосредственной близости другого храма как некий ущерб для собора, и оно обратилось за поддержкой к отцу Иоанну Кронштадтскому, но тот не поддержал своекорыстных соборян. 4 июля 1902 года здание было продано купцу Николаю Туркину, и через два дня он передал его эстонскому приходу. 1 декабря 1902 года отец Иоанн Кронштадтский освятил здание как православный храм в честь Воздвижения Креста Господня. На литургии после освящения отцу Иоанну сослужили девять священников и пять диаконов, богослужение совершалось на русском и эстонском языках. Протоиерей Иоанн Кронштадтский и священник Николай Симо На обеде, устроенном в честь освящения храма благотворителем-купцом, благочинный эстонских приходов Санкт-Петербургской епархии священник Павел Кульбуш, тонко чувствовавший особенности русской религиозной культуры, чуждой религиозному рационализму, открытой к щедрому благотворению до самопожертвования, сказал: «Мы празднуем сегодня торжество победы доброго русского сердца, благодаря коему кронштадтский эстонский приход отныне имеет свой храм и твердой ногой пойдет по пути дальнейшего внутреннего преуспеяния и роста... Хвала и благодарение тем, кто это сделал... от души желаю, чтобы всякий эстонец всем сердцем искренне усвоил себе то, чем жив каждый русский человек». Став настоятелем Крестовоздвиженского храма, отец Николай целиком посвятил себя служению пастве и по примеру отца Иоанна Кронштадтского стал совершать богослужения ежедневно, что не понравилось духовенству Андреевского собора. «Отец Иоанн осведомился сегодня, служу ли я каждый день и, получив утвердительный ответ, пожелал, чтобы я и в будущем ревновал о службе Божией. Очевидно, ему уже жаловались, иначе бы он не спросил. Но раз он сочувствует ежедневным нашим службам, нам и бояться нечего», — писал отец Николай своему благочинному о событиях приходской жизни. Со временем служение отца Николая стало вызывать все большее уважение кронштадтских прихожан, и уже не только эстонцев, но и русских.

http://foma.ru/pastyir-dobryij-i-skromny...

Святейший патриарх Тихон, предвидя ещё большую смуту и расстройство во внутренней жизни страны, обращался с грозными увещеваниями к народу, с призывами опомнится и убоятся участвовать в деяниях безбожников и богохульников, посягнувших на святую веру и  Церковь , раздирающих Родину и расхищающих народное достояние.  Прот. Философ не только зачитывал в Казанском соборе воззвания патриарха, но размножал и рассылал их по всем храмам Петрограда. Активность о. Философа практически всегда проявлялась нужным образом для Церкви; ещё весной-летом 1917 года, когда тогдашнее Временное правительство обязало церковную иерархию впредь не назначать иерархов на кафедры, а избирать их в епархиях, стараниями о. Философа были проведены все подготовительные мероприятия по подготовке выборов в Петрограде. 6 марта 1917 г., после отставки Петроградского митр. Питирима (Окнова) и уволнения его на покой, Святейший Синод  возложил временное управление Петроградской епархией на епископа Гдовского Вениамина (Казанского). В обстановке тотального переустройства общественной и церковной жизни, когда при поддержке Временного правительства начали набирать силу либеральные группировки («Союз демократического духовенства и мирян», председатель – свящ. Д.Попов, члены –  протоиереи И. Егоров, М. Попов, К. Агеев; священники А. Боярский, А. Введенский , С. Фокко, А. Мейер, В. Соколов ; диакон Т. Скобелев, профессор Б. Титлинов и другие), стремившиеся к радикальным и по существу разрушительным преобразованиям церковной жизни, в противовес этому крайнему либерализму был создан «Союз Церковного Единения» (глава – еп. Вениамин (Казанский), ядро – участники Общества религиозно-нравственного просвещения и Общества в память отца Иоанна Кронштадтского – протоиереи Философ Орнатский , П. Миртов , П. Лахостский, П. Кульбуш, А. Ставровский, П. Скипетров, И. Орнатский, М. Прудников и мн. другие). Прот. Философ Орнатский   являлся мудрым наставником и надежной опорой для молодого влыдыки Вениамина в его непростой деятельности, направленной для объединения клира и мирян в решении насущных вопросов церковно-общественной жизни российской столицы.  В Вербное воскресенье, 26 марта, на многолюдном собрании петроградского духовенства и мирян в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения было решено составить организационный комитет для выборов Петроградского митрополита. Весной 1917 года в этом зале состоялось немало многолюдных собраний пастырей и мирян с участием еп. Вениамина, прот. Философа, иеромонаха Мануила (Лемешевского , также будущего митрополита, " грозы обновленцев»), на которых решались вопросы организации приходских собраний, вопросы по объединению ученого монашества, организационные вопросы по выборам правящего архиерея Петроградской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

В двадцать семь лет он был рукоположен во иереи и назначен настоятелем Нарвской Ивангородской Знаменской церкви, в которой прослужил 30 лет, до своей мученической кончины. Отец Димитрий был благочинным, преподавал Закон Божий в трех школах. В 2001 году священномученики иерей Александр Волков и протоиерей Димитрий Чистосердов были прославлены в лике святых. Священномученик протоиерей Сергий Флоринский родился в Суздале 4 марта 1873 года в семье священника Феодора Флоринского. После окончания Владимирской духовной семинарии Сергий Федорович был учителем Яксаевского земского училища Суздальского уезда. Обвенчавшись с Елизаветой Ивановной Смоленской, дочерью священника, он был рукоположен в священный сан и назначен священником церкви 151 пехотного Пятигорского полка. Во время русско-японской войны отец Сергий вместе с воинами своего полка находился в действующей армии. С началом первой мировой войны протоиерей Сергий вместе со своим полком отправился на передовую. В армии его любили и уважали. Командир полка говорил, что отец Сергий – незаменимое духовное лицо на поле брани и прекрасный человек. В 1917 году отца Сергия перевели священником в полевой госпиталь, располагавшийся в Эстляндии, в городе Везенберге (ныне – Раквере). Когда в конце 1918 года город захватили большевики, отец Сергий был арестован и убит за отказ отречься от веры и сана священника. Убийство произошло в лесу Палермо. После ухода большевиков верующие похоронили священника около алтаря кладбищенской церкви. В 2002 году священномученик протоиерей Сергий Флоринский был прославлен в лике святых. Честные мощи его обретены и находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы города Раквере. Священномученик Платон, епископ Ревельский (в миру – Павел Петрович Кульбуш), родился 13 июля 1869 года в Рижской губернии в эстонской семье псаломщика. Окончив Санкт-Петербургскую духовную академию и приняв сан священника, он был назначен настоятелем эстонского православного Исидоровского храма в Санкт-Петербурге. Отец Павел сумел объединить православных эстонцев столицы в один приход.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010