Первый эстонский Епископ Рижской епархии мученик Платон (Кульбуш) зверски замучен красногвардейцами. Его арестовали в алтаре храма в Юрьеве, вместе с ним были арестованы протоиерей Николай Бежаницкий, протоиерей Михаил Блейве, сослужившие Владыке, и еще 15 человек. Их допрашивали с 8 января, а расстреляли 14 января 1919 года. Очевидец событий вспоминает: после того, как отступили красные отряды из Тарту, «в подвале Дворянского кредитного банка лежали убитые, была гора трупов, окровавленных, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых застыл ужас… Вынесли отца Николая Бежаницкого, пастора Хаана, отца Михаила Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была выпущена в затылок… Одним из последних вынесли епископа Платона. Он был страшно изуродован, но персты были сложены для крестного знамения. На теле Епископа обнаружили одиннадцать ран от штыка и четыре — от пуль. Отпевали убитых в Тарту». Светлый, любвеобильный владыка Платон (Кульбуш) похоронен в Таллине. В 1937 году был расстрелян в Ленинграде уроженец Эстонии протоиерей Карп Эльбе. История Православия на земле Эстонской достаточно драматична. Современные эстонцы по вероисповеданию лютеране, но семена христианства были принесены на эту землю в начале XI столетия, после Крещения Руси. Уже в XIII столетии началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял крестовый поход на земли эстов и ливов. Немногочисленное православное население подверглось гонениям, которые продолжались вплоть до Реформации, когда в XVI столетии в Эстонии утвердилось лютеранское вероисповедание. Но Православие в Эстонии не исчезло, благодаря подвижничеству православных на приграничных территориях Руси. В знаменитой битве с немецкими рыцарями на льду Чудского озера в апреле 1242 года Благоверный князь Александр Невский защищал не только русские земли и княжества, но и веру Православную. Поэтому Русская Православная Церковь чтит его в Соборе эстонских святых, как покровителя Православия Эстонии и всего Прибалтийского края.

http://patriarchia.ru/db/text/167097.htm...

Такая продолжительная беспросветная жизнь (воплощающая всю совокупность человеческого страдания). смею думать, должна бы послужить основанием для освобождения меня и от концлагерной жизни, которая, по состоянию моего здоровья, была бы также трудно переносимой. Митрополит Пётр (Полянский) Крутицкий. (Руднев Николай Николаевич), архиепископ Самарский. 1891 г., 18 апреля – родился. 1916 г.– окончил Московскую Духовную Академию, настоятель Московского Симонова монастыря. 1928 г., 18 ноября – хиротонисан во епископа Сергиевского (Загорского), викария Московской епархии. 1929 г. 25 июля – епископ Коломенский. 1933 г., 13 февраля – назначен управляющим делами Св. Синода. 1933 г., 17 октября – епископ Самарский. 1934 г., 9 июля – архиепископ. 1935 г., 8 мая – арестован, находился в заключении. 1938 г. – скончался. Большой знаток церковного Устава и истории Русской Церкви. ПЛАТОН (Кульбуш Павел Петрович), епископ Таллинский (Ревельский). 1869 г., 13 июля – родился в Рижской губ., в семье псаломщика. 1893 г. – окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, иерей. 1904 г. – настоятель православной эстонской Исидоровской церкви в Санкт-Петербурге. 1917 г., 24 декабря (6 января 1918 г.) – принял монашество; архимандрит. 1917 г., 31 декабря (13 января 1918 г.) – хиротонисан митрополитом Петроградским Вениамином во епископа Таллинского. 1917–1918 г. – участник Поместного Собора Православной Российской Церкви. 1918–1919 гг. – временно управляющий Рижской епархией. 1919 г., 2 января – задержан большевиками в г. Тарту (Юрьев) и заключён в помещении кредитного банка, превращённого в тюрьму. 1919 г., 14 января – расправа с заключёнными. На теле епископа Платона были обнаружены следы семи штыковых и четырёх огнестрельных ран. 1919 г., 9 февраля – тело епископа Платона торжественно перевезено в Таллин и погребено у левого клироса Спасо-Преображенского собора. 1931 г., 17–18 января – торжественное освящение мраморного саркофага над могилой епископа Платона. ПЛАТОН (Рождественский Порфирий), митрополит всея Америки н Канады. 1866 г., 23 февраля – родился в Курской губ. 1886 г. – окончил Курскую духовную семинарию. 1894 г. – принял монашество. 1895 г. – окончил Киевскую Духовную Академию. 1902 г. – ректор Киевской Духовной Академии. 1902 г. – епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

14 января Сщмч. Платон, епископ Ревельский 1919 год – Зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). 20 декабря 1918 г . красноармейцы арестовали владыку Платона во время всенощной, прямо в алтаре храма. Владыку (а с ним еще 17 человек) бросили в подвал бывшего Кредитного банка г. Юрьева (Эстония) и там подвергли издевательствам. 12 дней претерпевал владыка Платон надругательства. 1 января 1919 г . его вызвали на допрос, принуждали отречься от учения Христова. «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа», — сказал владыка Платон. Икона сщмч. Платона, епископа Ревельского и иже с ним в Юрьеве убиенных сщмчч. Николая Бежаницкого и Михаила Блейве († 1919) В ночь на 14 января владыка Платон принял мученическую кончину. Он был убит вместе с соузниками (среди них – протоиереи Николай Бежицкий и Михаил Бейве). 1920 год – Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к подчинению власти. Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 г ., «дабы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира». Обращаясь «к братьям православным христианам Омской епархии», архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей». Лжемитрополит Феофил (Булдовский) 1923 год – Протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви Полтавы, рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского. Его хиротония была совершена с большой торжественностью. Епископ Полтавский Григорий (Лисовский), совершивший хиротонию, обращался по этому поводу к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила, несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г . Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

http://pravoslavie.ru/5326.html

В дек. 1918 г. в Перми был казнен (утоплен) Соликамский еп. сщмч. Феофан (Ильменский) . В янв. 1919 г. были расстреляны священномученики Белгородский еп. Никодим (Кононов) в Белгороде и Ревельский еп. Платон (Кульбуш) в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония). В июле 1919 г. в Астрахани казнили Астраханского митр. сщмч. Митрофана (Краснопольского) и Енотаевского еп. Леонтия (Вимпфена) . В окт. 1919 г. в Саратове был казнен Вольский еп. сщмч. Герман (Косолапов) . В этот период, по неполным данным следственных органов белых войск, от рук большевиков погибли: в Пермской губ.- 51 священник и 36 монахов и послушников, в Харьковской - 70 иереев, в Воронежской - 160, в Ставропольской - 52, в Кубанской обл.- 43 священника. По всей стране, по подсчетам исследователей, во время гражданской войны было казнено ок. 15 тыс. священнослужителей и активных мирян из приходских союзов и братств. Большое количество верующих подвергалось заключению в тюрьмы и концлагеря. Мн. архипастыри и пастыри были вынуждены покинуть родину. Патриарх Тихон еще в начале гражданской войны отказался дать благословение Белому движению, осуждая братоубийство, от кого бы оно ни исходило. Патриарх видел спасение от большевизма в духовности, а не в кровавой войне. 8 окт. 1919 г. свт. Тихон обратился с посланием к архипастырям и пастырям, в к-ром заявил о несправедливости обвинений Церкви в «скрытой контрреволюции, направленной якобы к низвержению советского строя». Патриарх призвал духовенство не подавать «никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти», подчиняться «ее велениям» и отказаться от всяких политических выступлений (Акты свт. Тихона. С. 163-164). Патриаршее послание не было попыткой к.-л. приспособленчества к большевистской власти. Оно появилось в дни наибольшего успеха белых войск за все время гражданской войны - одновременного максимального продвижения войск ген. Деникина к Москве, перехода в контрнаступление адм. Колчака в Зап. Сибири и похода ген. Н. Н. Юденича на Петроград. Большевики в тот момент уже готовили эвакуацию правительственных учреждений в Вологду и создавали структуры для подпольной работы.

http://pravenc.ru/text/2463379.html

   Особенно тяжело приходилось тем архипастырям и пастырям, которые оставались на территории, переходившей в результате поражения белых войск под контроль Советов. Одна только лояльность духовенства белым властям рассматривалась красными как контрреволюционное преступление; пение молебнов о победе белого оружия служило основанием для вынесения смертных приговоров или зверских расправ. В октябре 1918 г. 72-летний заштатный священник Павел Калиновский, проживавший в Ставрополе, был запорот плетьми за то, что внуки его были белыми офицерами. Священника Никодима Редикульцева из села Камень Томской епархии зарезали кухонным ножом. Священника отца Александра Подольского из станицы Владимировской Кубанской епархии арестовали за то, что он отслужил молебен для казаков перед боем, сначала его водили по станице и глумились над ним, а потом зарубили. Прихожанин, пришедший за телом своего пастыря, был убит пьяными красноармейцами. Священнику села Соломенского Ставропольской епархии Григорию Дмитриевскому шашками отрубили нос и уши, а затем расстреляли. 11 декабря в Каме утопили викарного архиерея Пермской епархии епископа Соликамского Феофана (Ильинского). Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив на кол. 14 января 1919 г. в подвале Кредитного банка в г. Юрьеве был зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш) вместе с двумя протоиереями Н. Бежаницким и М. Блейве. После ухода большевиков из подвала извлечено было около 20 трупов: вместе с православными священнослужителями убиты были лютеранский пастор и несколько купцов. Останки священномученика Платона носили на себе 7 штыковых и 4 огнестрельные раны, правый глаз поражен разрывной пулей. 25 мая 1919 в Астрахани по указанию Кирова были арестованы правящий архиепископ Митрофан (Краснопольский) и епископ Енотаевский Леонтий (барон Вимпфен). Попытки православных жителей города выручить своих архипастырей успехом не увенчались. Перед расстрелом архиепископ Митрофан благословил солдат, которым приказали его казнить. Тогда командовавший расстрелом чекист ударил архипастыря револьвером по благословляющей деснице и выстрелил ему в висок. Это было 23 июня, здесь же был расстрелян и его викарий. В декабре 1919 г. в монастыре святого Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона (Никанорова). В марте 1921 г. убили епископа Петропавловского Мефодия (Красноперова). Ему нанесли несколько штыковых ран, и в одну из них вонзили крест. На исходе гражданской войны в Севастополе расстреляли бывшего архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Епископ Платон (в миру Павел Кульбуш, 1869-1919) окончил Рижское духовное училище, Рижскую духовную семинарию, в 1894 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 5 декабря 1894 года рукоположен во пресвитера и определен настоятелем эстонского православного прихода в Санкт-Петербурге, который был учрежден указом Синода 31 декабря 1894 года; первоначально богослужения совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви . Основал в 1898 году эстонскую двухклассную церковно-приходскую школу  и эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Был инициатором строительства в Санкт-Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского, освященной 23 сентября 1907 года. В создании и освящении храма принимал участие святой Иоанн Кронштадтский. Стараниями отца Павла были образованы семь эстонских приходов: в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Гатчине, Луге, Нарве, Клопицах (Петергофский уезд) и в селе Заянье Гдовского уезда. В 1917 году принял монашеский постриг с именем Платон, хиротонисан во епископа Ревельского 31 декабря 1917 года в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) и викарием Петроградской епархии епископом Лужским Артемием (Ильинским). 22 декабря 1918 года Тарту, где находилась резиденция епископа, был занят большевиками. 2 января 1919 года епископ Платон был арестован. В ночь с 14 на 15 января город был отбит натиском эстонской армии. Отступая, красные комиссары убили двадцать заключенных, в том числе владыку Платона и клириков тартуского Успенского собора протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. Тела были изуродованы до неузнаваемости, владыку Платона опознали только по спрятанной на груди панагии. 9 февраля 1919 года владыка был погребен в левом приделе Спасо-Преображенского собора в Ревеле. Канонизирован РПЦЗ в 1981 году; в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Платон и погибшие вместе с ним протоиереи Михаил Блейве и Николай Бежаницкий прославлены как новомученики.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Интриги влиятельных кругов не утихали. На Рижскую кафедру вступил архиепископ Платон (Городецкий), несгибаемо продолжавший линию своих предшественников. Архиепископ Рижский и Митавский Агафангел (Преображенский) (1854-1928), на Рижской кафедре в 1897-1907 гг. В страшные 1905-1907 годы, когда все, выступившие за самостоятельность Латвии, подверглись репрессиям, враги национального движения ликовали. И только Православная Церковь снова встала на защиту преследуемых. Рижский архиепископ Агафангел (Преображенский) образовал специальную спасательную комиссию, встал во главе ее и в полной мере использовал свое высокое положение для спасения гонимых. Первая мировая война открыла новые драматические страницы истории Православия в Латвии. Были эвакуированы Духовная семинария и училище, их воспитанники, часть духовенства. Даже правящий архиерей Иоанн (Смирнов) был вынужден вместе с епархиальными учреждениями эвакуироваться в Тарту, откуда и руководил епархией. 20 ноября 1917 года владыка Иоанн был переведен на Рязанскую кафедру, а 31 декабря 1917 года состоялась хиротония священника Павла Кульбуша во епископа Ревельского (Таллинского) с наречением имени Платона. Епископ Платон был арестован и в ночь с 14 на 15 января 1919 года расстрелян отступавшими большевиками. Платон (Кульбуш) (1869-1919), епископ Ревельский, временно управляющий Рижской епархией в 1918-1919 гг., убиенный большевиками, священномученик. В это страшное время, когда на Россию обрушились сокрушающие удары безбожия – нового неслыханного врага всякой веры и особенно христианства – и великая Российская империя была разрушена, на ее обломках стали возникать маленькие самостоятельные государства. После Гражданской войны на западной окраине России была образована независимая Латвия. Поражение белых армий в Гражданской войне вызвало исход огромных масс русских людей – остатков разбитых войск и мирных граждан – за пределы России. Это были люди православного вероисповедания. Из мученные войной и революцией, они скитались, как овцы без пастыря, нуждаясь в поддержке, защите, утешении духовном. Тяжелым было и положение коренного православного населения в Латвии. Святая наша вера вновь, как и в ранние века христианства, была гонима; ей, хоть и не письменно, но по сути был подписан смертный приговор.

http://pravoslavie.ru/5287.html

29 июня 1918 года под дикий хохот озверевших палачей был сброшен с палубы парохода в воды реки Туры епископ Тобольский и Сибирский Гермоген. К вывернутым рукам святителя убийцы привязали двухпудовый камень. Перед этим владыка кротко благословил своих мучителей. 3 июля 1918 года был заживо погребен в могиле, выкопанной собственными руками, архиепископ Пермский Андроник. 17 июля 1918 года совершена беззаконная расправа над Государем Императором Николаем II, его семьей и ближними, в том числе над ни в чем неповинными детьми. 5 сентября 1918 года вместе с двумя сыновьями был расстрелян светлейшей души человек, настоятель Казанского собора в Петрограде, председатель Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, организатор многих детских приютов и богаделен, протоиерей Философ Николаевич Орнатский . 5 сентября 1918 года в Москве приняли мученическую кончину епископ Селенгинский Ефрем и выдающийся проповедник и миссионер, духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского , протоиерей Иоанн Восторгов . В сентябре же 1918 года был замучен епископ Амвросий (Гудко), пребывавший на покое в Свияжском монастыре. Убеленному сединами пастырю вывернули кистевые, локтевые и плечевые суставы, а затем пронзили его тело штыком. 5 января 1919 года богоборцы зверски замучили епископа Пермского и Соликамского Феофана. В лютый мороз владыку Феофана многократно погружали в прорубь, прежде, чем утопить в Каме. 27 января 1919 года в Юрьевске был убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). Останки священномученика имели на себе следы 7 штыковых и 4 огнестрельных ранений, правый глаз владыки был поражен разрывной пулей. Из подвала, где был убиенный архипастырь после ухода большевиков, было извлечено еще около 20 бездыханных тел. Бывшего викарного епископа Новгородской епархии Исидора (Колоколова) умертвили в Самаре, посадив его на кол. В декабре 1919 года в монастыре святителя Митрофана повесили на царских вратах архиепископа Воронежского Тихона. К 1920 году число убиенных за веру достигло 10 тысяч человек. Это об их подвиге святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал: «Ему (Богу) благоугодно, чтобы мы входили в Царство Небесное многими скорбями. Образ исполнения этой Правды Бог подал Собою: Он, вочеловечившись единою из поклоняемых Ипостасей Своих, подчинил Себя всем разнородным уничижениям и оскорблениям. Святейшее Лице Его подвергалось заушениям и заплеваниям. Не отвратил Он от них Лица Своего. Он вменился с беззаконными; в числе их, вместе сними осужден на поносную, торговую казнь, предан ей; – какими же людьми? – гнуснейшими элодеями и лицемерами. – Все мы безответные перед этой всевысшею Правдою; – или должны ей последовать, или к нам отнесутся слова: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» ( Мф.10:38 ); «Кто не со Мною, тот против Меня» ( Мф.12:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Исторические исследования Сергей Цоя. Латвийская православная церковь в 20–30 годы XX века (исторический очерк) До 1917 года православные приходы Курляндской, Лифляндской и Эстляндской губерний составляли единую Рижскую епархию входившую в состав Русской православной церкви (далее – РПЦ). Практически все архиереи были русскими по национальности Положение епархии в начале XX века было благополучным, чему способствовала политика царской России. Начиная с 80-х годов XIX века Православная церковь в крае активно поддерживалась государством. Большинство и ныне действующих православных храмов было построено именно в кон. XIX – нач. XX веков. В руках церкви было много собственности. Росло также материальное обеспечение церковного клира Ситуация резко изменилась с падением старых российских порядков. Уже на Поместном Соборе РПЦ 1917–1918 годов было принято решение отделить от Рижской епархии эстонские приходы и из них создать самостоятельную Ревельскую (Таллиннскую) епархию После перевода в конце 1917 года на Рязанскую кафедру архиепископа Иоанна (Смирнова , 1844–1919) около года Рижской епархией, на временной основе, управлял епископ Ревельский Платон (Кульбуш, 1869–1919). Однако в начале 1919 года его зверски убили большевики. В итоге епархия осталась без правящего архиерея. В 1920 году на территории бывших Курляндской, Лифляндской и ранее входившей в Витебскую губернию Латгалии (где православные приходы при царизме управлялись архиереями Витебскими и Полоцкими) закончились вестись боевые действия и фактически и юридически возникло новое государство – Латвийская республика. Произошедшие перемены сильно изменили условия, в которых Православной церкви теперь приходилось существовать. Еще с древности принципом деления на поместные, автокефальные и автономные церкви, а те на епархии, были границы государств и провинций внутри них Ссылаясь на это положение, в ходе собрания представителей всех православных, приходов Латвии в феврале и августе 1920 года было решено, что Православная церковь , во вновь возникшей стране, будет самостоятельной и независимой в отношениях с государственной властью, а также в административных и хозяйственных вопросах, в иерархическом же отношении будет сохранять каноническую связь с РПЦ

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Ранненбургская (григ.) ‘ 1926–: Иоанн Киструсский Ранненбургская (обн.) 1932–27.10(09.11).1932: Нил Ушаков Ревельская см. Таллиннская Ржевская 02(15).01.1923–1923: Игнатий Жебровский 03(16).09.1923–19.02(04.03).1924: Валериан Рудич 1924–1930: 30 .04(13.05).1930–24.10(06.11).1930: Валериан Рудич, паки 24 .10(06.11).1930–21.03(03.04).1933: Никон Пурлевский 21 .03(03.04).1933–11(24).08.1933: Владимир Горьковский 11(24).08.1933–18(31).03.1936: Палладий Шерстенников 18(31).03.1936–23.05(05.06). 1936: Александр Щукин Ржевская (обн.) 04(17).12.1922–20.01(02.02).1923: Николай Соловей Рижская 13(26).08.1910–17(30).11.1917: Иоанн Смирнов 1 1917–1917: Макарий Гневушев, в. у. 1918–1918: Иосиф Петровых , в. у. 10(23).01.1918–14(27).01.1919: Платон Кульбуш, в. у. 1919–1921: 07 (?).1921–12(25).10.1934: Иоанн Поммер 1934–1936: 29 .03(11.04).1936–1940: Августин Петерсон 1940–1943: Сергий Воскресенский 2, в. у. 28 .02(13.03).1943–09.1944: Иоанн Гарклав 1945–1947: Корнилий Попов, в. у. Ровненская и Волынская 1940–02(15).07.1941: Николай Ярушевич , в. у. 1941–08(21).05.1943: Алексий Громадский, окк. Романово-Борисоглебская см. Тутаевская Ромненская 1927–1931; Николай Пирский Рославльская 13(26).09.1920–1927: Вениамин Глебов 28 .04(11.05).1928–11(24).05.1928: Валериан Рудич 1928–08.1931: Даниил Троицкий 1931–20.06(03.07).1935: Стефан Виноградов Россошанская 1928–13(26).08.1930: Памфил Лясковский Россошанская (обн.) 10(23).04.1923–: Григорий Орлов 03 .1923–1927: Алексий Щербаков 1928–1933: Гермоген Лебедев 1933–19.09(02.10).1935: Григорий Орлов. паки Ростовская 02 .1920–08.1926: Иосиф Петровых 1925–1926: Гервасий Малинин(?) 01(14).10.1927–02(15).11.1927: Иннокентий Летяев 01(14).12.1927–1928: Евгений Кобранов Стефан Гнедовский –22.11(05.12).1933: Евгений Кобранов, паки 22 .11(05.12).1933–17(13).11.1935: Серафим Трофимов Ростовская (обн.) 1929–: Иоанн Смирнов 3 –1932: 1932–1934: Софония Яскевич Ростовская на Дону 1919–17(30).08.1927: Арсений Смоленец 25 .10(07.11).1921–1922: Серафим Силичев, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010