К сожалению, в начале шестидесятых, во время хрущёвских гонений, практически, все эти монастыри и многие храмы были закрыты, в том числе и Почаевская лавра и почаевские монахи, в том числе и отец Кукша, вынуждены были разойтись (если удавалось), кто по другим монастырям, кто по приходам разных епархий, а кто просто в мир. Так отец Кукша оказался в Одесском монастыре, который, как и Троице-Сергиева Лавра, был при Одесской семинарии. О жизни в монашеской общине при Почаевской лавре матушка всегда рассказывала с теплом. С особенной любовью она вспоминала игуменью из Троицкого монастыря села Браилова. К сожалению, не помню её имени. Помню, что была она для сестёр как мать. «Бывало, – рассказывала матушка, – трудимся на монастырском огороде, она, старенькая уже, выйдет к нам и скажет: «Подите, миленькие, отдохните, посидим да водички святой попьём. Ну-ка, миленькая, – скажет кому-нибудь из сестёр, – сходи-ка в погреб, достань крещенской водички». А хранилась в погребе крещенская вода аж двенадцатилетней давности. И как слеза – чистая, прозрачная!.. Так она нас утешала. Не давала заезживать до полусмерти. «Чай, – говорила уставщице нашей, строгой такой, – не в лагере! Пусть девочки отдохнут. За жизнь ещё наломаются». После закрытия монастыря, как уже было сказано, матушка трудилась при Почаевской лавре. Если у кого-то это вызывает недоумение (какие могут быть трудницы при мужском монастыре?), поясняю: это давно уже заведено, практически, во всех мужских монастырях. Всю грязную, так сказать, немужскую работу, практически, во всех больших лаврах выполняют женщины (чистят туалеты, работают на кухне, шьют и так далее). Матушка, как было сказано, работала в швейной мастерской: шила облачения, подрясники, рясы и всё, в чём нуждался огромный мужской монастырь. Тогда же и рассказ о питании отца Кукши воронами услышала. Не знаю только, от самого ли Кукши или от схимниц, у которых жила. Но прежде о том, как Господь спас отца Кукшу от потопления (тоже матушкин рассказ). Было это во время строительства Беломорского канала, который вместе с остальными заключёнными печально знаменитого ГУЛАГа строил батюшка. Был он уже тогда в возрасте, но ещё не в старческом, а по виду, как и многие лагерные «доходяги», старик. И всё же, видимо, разительно отличался он от остальных «доходяг», поскольку перед тем, как пустить воду и утопить всю партию работавших на канале заключённых, один охранник, подозвав батюшку, посоветовал ему скрыться в прибрежных кустах как бы по нужде: «Если что, скажешь, приспичило. Иди, старик, скорей, не стой». Он так и поступил. Пустили воду, заключённые все утонули. И тут выходит батюшка. Начальство: «Ты откуда взялся?» Он: «Да вот по нужде отошёл». Посовещались, спрашивают: «Чего видел?» – «Ничего, говорит, не видел, за кустом сидел». Оставили жить.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Митрополит восхищался Кафедральным Собором и его древностью и тут же вспомнил, что блаженный старец о. Лаврентий говорил, что Собор — главная святыня г. Чернигова и всей Черниговской епархии, а поэтому там и мощи святителя лежат. А о. Зосима тут же рассказал все выше описанное и удивлялся, что за слово «Малаховка», сказанное о. Лаврентием. Владыка Иосиф спросил об этом своего духовника. Духовник ответил: «Черниговского старца слова велики, он ничего даром не говорил». Митрополит Иосиф сказал: «Слова праведника драгоценны». И духовник ответил: «Они сбудутся в свое время». Оказалось потом, что на иеромонаха Зосиму подняли сильное гонение гражданские власти вместе со священниками. Была написана ужасно зловредная клеветническая статья в газете, порочащая о. Зосиму. Создали властители тяжело-презрительную обстановку, требовали уехать немедленно. Продал дом. Нигде не мог купить. Явился ему о. Лаврентий Черниговский во сне очень добрым. Ласково ободрил, утешил и сказал: «Послушный брат, езжай за Москву на ст. Малаховка и купи себе дом». В Московской области в то время купить дом и прописаться было невозможно. Он приехал в Москву и узнал на ст. Малаховку дорогу. Поехал и тут же купил себе дом. Там жил и мирно в Боге почил. Похоронен на кладбище в Малаховке. Сестры схиигумена Кукши рассказывали: «Когда о. Кукша жил в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре, приехал он поклониться мощам святителя Феодосия и посетить о. Лаврентия. Во время беседы о. Лаврентий многократно спрашивал о. Кукшу: «Вы из Одессы? Или вы живете в Одесском монастыре?» О. Кукша каждый раз смиренно отвечал: «В Киеве или из Киева и живу в Лавре». А о. Лаврентий сказал: «А, эге, понял, в Одессе Успенский монастырь». Схиигумена Кукшу сильно почитали верующие, и поэтому безбожная власть в атеистическом государстве переселяла его по монастырям и, наконец, в г. Одессу в Успенский мужской монастырь. Там в Боге он и почил». Схимонахини Херувима и Евникия Пришел к о. Лаврентию и регент Киево-Печерской Лавры иеромонах Феодосии (в сх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3575...

На заводе Яков Алехин проработал до 1941 г., зарекомендовав себя как ответственный и трудолюбивый работник. При немецкой оккупации Украины, в 1941 году, он был насильно угнан на тяжелые работы в Германию. В 1945 году Яков Алехин был репатриирован на Родину. С 1945 по 1952 годы работал рабочим на хлебозаводе 2 в Луганске. В этот период будущему старцу довелось претерпеть немало новых испытаний и даже гонений за веру, но все это не сломило, не поколебало его веры. Более того, новая волна атеистического наступления на религию при Хрущеве сподвигла его к принятию решения окончательно уйти из мipa и всецело посвятить свою жизнь служению Богу. Его сокурсник – Блаженнейший Митрополит Владимир, духовник – преп. Кукша В 1956 году Яков Алехин поступает в Одесскую духовную семинарию, где, к слову, учится вместе с будущим Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром. Одновременно будущий игумен Афонского монастыря несет послушание в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре. Уже 17 января 1957 г. он принимает монашеский постриг с именем Иеремия. И в том же году, 25 января, его рукополагают в иеродиакона, а в следующем 1958 году, 27 января, – во иеромонаха. Духовником и наставником отца Иеремии в этот период становится выдающийся подвижник, бывший насельник Ново-Фиваидского скита Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне схиигумен Кукша (Величко, + 1964), ныне причисленный к лику святых. Также в Одессе отец Иеремия близко сходится с гонимым за веру исповедником и узником сталинских концлагерей схиархимандритом Пименом (Тишкевич, +1984), который до ареста в 1937 г. служил в Чернигове и был сподвижником схиархимандрита Лаврентия (Проскуры, +1950). Эти старцы и исповедники веры оставили неизгладимый след в душе отца Иеремии, повлияв на его духовное становление, да и всю последующую жизнь. Отец Иеремия ждал 14 лет, чтобы… попасть на Афон Вначале 1960-х, узнав, что из Псково-Печерского монастыря некоторые из монахов будут направлены на служение в Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, отец Иеремия, по совету преп. Кукши Одесского, тоже подает соответствующее прошение.

http://pravmir.ru/russkie-starcy-xxi-vek...

Удивительной была духовная связь старца и с преподобным Кукшей Одесским. До сих пор нет достоверных сведений, встречались ли когда-нибудь старцы, но доподлинно известно, что они глубоко почитали друг друга и часто направляли друг к другу для разрешения каких-либо вопросов своих духовных чад. Одна паломница из Свердловска была в Почаеве, где отец Кукша, не спрашивая, откуда она, подарил ей три крестика и сказал: «Отцу Константину от меня поклон». Она приехала, пришла к отцу Константину, а он ее с порога спрашивает: «Видела Кукшу?» Та ответила, что не знает, кто это был, но подходил к ней некий старец, благословил и велел передать поклон от него. Отец Константин улыбнулся: «Вот это и есть отец Кукша». Был и другой случай. Одна благочестивая девушка пришла к отцу Константину с вопросом, поступать ли ей в монастырь или заводить семью. Тот велел ей съездить к отцу Игнатию, сказав, что тот все устроит. Отец Игнатий в свою очередь отправил ее к отцу Кукше: «Поезжай, – говорит, – к нему, он все сделает». В то же время, что и эта девушка, на Украину к отцу Кукше приехал для совета и некий молодой человек, также духовное чадо отца Константина. Он собирался стать священником и искал себе супругу. Молодые люди, приехавшие из Свердловска словно специально для встречи друг с другом, познакомились, а через некоторое время и поженились.   «Приходите ко мне на могилку…» Старец был извещен о времени своего отшествия ко Господу. Еще за несколько лет до его кончины одна женщина, вернувшись из Верхотурья, передала ему слова отца Игнатия: «У вас там есть отец Константин, передайте ему, что он на Пасху умрет». После этого старец каждый год готовился к смерти на Пасху, соборовался и причащался в Великую среду. Наступил 1960 год. Духом отец Константин предузнал, что эта Пасха будет для него последней, и многих прикровенно предупреждал о своей скорой кончине. Так, Великим постом старцу передали вопрос одного человека, можно ли ему будет на Пасху приехать, на что отец Константин ответил: «На Пасху ко мне все приедут». Так и случилось: он скончался дома на молитве, когда во всех храмах пели пасхальную заутреню. На отпевание в дни Светлой седмицы собралось множество духовных чад.

http://pravoslavie.ru/28865.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой и ворон: непридуманные пасхальные истории 1 мин., 15.04.2023 Эта история случилась с преподобным Кукшей Одесским (1875–1964). Служение святого нашей Церкви проходило в известных обителях, в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, и выпало на самые тяжелые для верующих годы 20 века. В 1938 году преподобный был арестован, отправлен в лагерь. Там-то и произошел этот случай. Итак, 1938 год, Соликамский лагерь. Преподобному Кукше Одесскому — 63 года. «Служитель культа» брошен в лагерь на пять лет. Работает на лесоповале по 14 часов в сутки. И вот — Пасха. Кукша бредет по зоне. От слабости и голода его качает ветром. За колючей проволокой из кухни в столовую ходят повара. На головах у них — противни с пирогами для охранников. В небе над ними кружат вороны. Запах дурманит. Есть хочется нестерпимо! Заключенный поднимает голову: — Ворон, ворон, ты питал пророка Илию в пустыне, принеси и мне кусочек пирога!.. Вдруг наверху: — Кар-р-р! — и... к ногам батюшки вдруг падает пирог! Ворон стащил его с противня у повара! Кукша поднимает пирог со снега и со слезами благодарит Бога... После лагеря преподобный еще долгое время мотался по ссылкам. Потом вернулся в Киев. Служил в Почаевской лавре, в монастыре в селе Крещатик, в Успенском монастыре в Одессе... Скончался в 1964 году. Почитание преподобного Кукши началось сразу после его кончины. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/svjatoj-i-voron-nepriduma...

Митрополит Агафангел возглавил торжества в Свято-Успенском Одесском мужском монастыре в день памяти преподобного Кукши Одесского 1 октября 2008 г. 20:05 28 сентября, в день празднования перенесения мощей преподобного Кукши, в соборном храме Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, где подвизался в последние годы жизни преподобный Кукша, митрополит Одесский и Измаильский Агафангел совершил всенощное бдение. На следующий день владыка возглавил служение Божественной литургии, во время которой рукоположил насельника Свято-Успенского монастыря иеродиакона Рафаила (Рывкина) во иеромонаха, а выпускника Одесской духовной семинарии чтеца Сергия Андреева во диакона. По завершении Литургии был совершен праздничный молебен и совершен крестный ход вокруг храма с мощами преподобного. Затем правящий архиерей Одесской епархии обратился к собравшимся с архипастырским словом, в котором поздравил верующих с праздником, сообщает пресс-служба Одесской епархии . «Украина православная» /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/468842.htm...

- Скорее бы, батюшка!.. - Скорее не надо. Не надо торопиться. Живёшь - живи. Такова воля Божия, ты её оспаривать не смей. Надо ещё здесь пожить, принести пользу людям и свою душу подготовить... - Батюшка, а не было ли мысли у вас стать монахом? - Как-то я не стремился к этому... Старец Кукша, одесский преподобный, мне сказал: «Будь монахом - архиереем станешь!» А я и архиереем не хочу: трудно мне будет... Как справиться со своим телом? «Ну, будешь тогда приходы менять, один за одним». Так и вышло: 15 приходов сменил... И дети ещё маленькие были, а приходилось ездить с одного места на другое... Но слава Богу за всё! Слава Богу за то, что дал силы, - и сейчас я очень радуюсь, что много народу ходит в храм Божий, что любят Господа, что исповедуют грехи свои перед Господом. Пока в людях есть покаяние, Господь милует мip. Будем, грешники, молиться и каяться. Господь Ниневию в древности помиловал - и нас помилует ныне. Всё через покаяние даётся. - Вы много лет учите меня одному великому правилу: будь мёртв на хулу и похвалу. А у меня не получается - особенно если ругают. Наверное, уже никогда и не получится. - Получится... Всё даётся постепенно... Как ребёнок сначала и ходить-то не может - ползает по полу, - а потом, глядь, уже ножками... Так и мы постепенно научимся. В терпенье вашем стяжите души ваши. Так что научишься и смирению, и кротости - только надо считать себя хуже других и не гордиться. Потому что гордость, гордость - это мать всех пороков. - Да, от гордыни не деться никуда... - Не надо нам её, не надо... Делай всё просто: сделал, будто и не сделал. Как Господь говорит, чтобы правая рука не знала, что делает левая. - Не многие прихожане знают, что вы хоть любвеобильный, но и суровый духовный отец. Помните, я совершил грех, и вы на полгода отлучили меня от Причастия? И помогло. Подобного я больше не совершал. Вас люди-то видят только с одной стороны - добрым дедушкой... Вы сказали как-то: «Мои духовные чада - это те, за кого я молюсь». Но я говорил и повторяю: быть настоящим духовным чадом не менее ответственно, чем быть духовным отцом, - оба тащат крест один, только батюшка несёт ту тяжёлую часть, где перекладинка, а духовное чадо несёт, где полегче.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

Елена О 24 июля 2020, 07:48 И.В., Вы сами-то лопату давно в руках держали? Сообщаю тем, кто не в курсе: правительство наше за цифровизацию экономики выступает, а не за лопатизацию. А цифровизация без гаджетов слабо выполнима. Дальше цепочку продолжать? Игорь Александрович 24 июля 2020, 02:01 Коротко, в противовес автору: Народ прав, но не население. Солнышкина 24 июля 2020, 00:47 Руслан, Украина,Ваша страна не идёт в сравнение с западом. Здесь другой принцип, Господь говорит: " Кого люблю того наказую " . И ещё: " бьёт Господь всякого сына, которого любит его же приемлет " . Т.е. бьёт чтоб покаялся, и чтоб принять. А принять Он хочет, потому, что Украина, это исконно православный, русский народ. Это часть святой Руси, которую когда-то переименовали в Малороссию, а потом в " У края " , у края чего? России. Святой Кукша одесский говорил своим чадам: " Держитесь московского патриархата, никакая вы не окраина, вы Россия. " А теперь ещё и Церковный раскол там учинили, а это тяжелейший грех, святые говорят, что даже кровью несмываемый. Человек из народа 23 июля 2020, 23:16 Уважаемый о. Димитрий! Помолитесь с любовью о нас грешных! И.В. 23 июля 2020, 22:51 Руслан, Украина23 июля 2020, 14:09 " Просто вижу, что люди призывали терпеть власть, а теперь жалуются, что им не на что жить, не на что купить лекарства, их детям нет работы (вынуждены ездить работы за границу) " . Руслан, вы о чём вообще? Тех кто у вас призывал " потерпеть власть " слушать не стали. Кого палками забили, кого живьём сожгли, как в Одессе. Власть вы поменяли. Ну что, лучше стало? Чего теперь жаловаться что денег на еду не хватает? Это был ваш выбор. Вы теперь нас к этому подталкиваете? И.В. 23 июля 2020, 22:41 Руслан, Украина23 июля 2020, 18:29 " И тут кто-то либералов упомянул. У нас в стране всё больше молодёжи за либералов. И причина тут в том... " Руслан, при всём моём к вам сочувствии. Вот у меня вопрос. Вы почему про свои беды украинские, на русском сайте всё время пишите? Вот зачем? Вам надо свои проблемы у себя и решать. Возмущались бы существующим у вас в/на Украине положением дел на украинских сайтах. Передовой украинский опыт по организации майданов нам уже известен. Спасибо, не надо.

http://pravoslavie.ru/132786.html

Скачать epub pdf РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ ЦЕРКВИ ОДЕССКОЙ «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господень». ( Лк. 2:10–11 ). От всей души приветствую вас, возлюбленная и благодарованная паства моя, с великим и святым праздником РОЖДЕСТВА Христа Бога Спасителя нашего. Окончились уже продолжительные дни рождественского поста. Ныне слышим мы торжественные напевы священных песнопений: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума», «Дева здесь пресущественного рождает». Ныне звучит умилительнейшая церковная песнь: «Слава в вышних Богу и на земле мир, здесь восприемлет Вифлеем Седящего присно с Отцем, днесь Ангели младенца рожденного боголепно славословят: слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение». Как хотелось бы, возлюбленные, чтобы в сии святые дни и наша душа исполнилась чувствами радости и мира, которые видим у святоносных ангелов, славословивших рожденного Бога младенца: у вифлеемских пастухов, пришедших поклониться Спасителю, у персидских волхвов, принесших Владыке мира злато, ливан и смирну. Приидите же, все, любящие Христа Спасителя, оставим свои житейские думы, настроения и заботы, окружим ясли, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, и поразмыслим: чему поучает нас Богомладенец... Почему в убогом вертепе, а не в богатых палатах, даже не в удобном человеческом жилище, рождается Владыка неба и земли. Пречистая Дева Мария, со старцем Иосифом, хранителем ее девства, прибыла из Назарета в Вифлеем на перепись. Было много народа, по случаю переписи, и все дома оказались занятыми. В Вифлееме наступило для Девы Марии, повествует св. евангелист Лука, время родить. И родила Сына Своего первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице ( Лк. 2:1–7 ). Так просто и кратко говорит о сем св. Евангелист. Но здесь глубокий смысл для нас, братие. Лежащий в убогих Вифлеемских яслях Богомладенец говорит нам о ничтожности всех земных преимуществ: богатства, славы мирской, удобств внешних.

http://azbyka.ru/otechnik/Onufrij_Gagalu...

Беседа в неделю блудного сына, при поминовении раба Божия Александра (поэта Пушкина), по истечении 50-летия по смерти его Архиепископ Никанор (Бровкович) 27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 29 января, в день памяти сщмч. Игнатия Богоносца (11 февраля по н. ст.), он скончался. 50-летняя годовщина гибели поэта пришлась на неделю о блудном сыне. В тот день архиепископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) произнес замечательную проповедь, посвященную возвращению заблудшего поэта в «объятия Отча», сопоставив его многомятежную жизнь и христианскую кончину. Александр Сергеевич Пушкин Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Но Он сказал им следующую притчу: кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии. Еще сказал: у некоторого человека было два сына; (Лк. 15, 1–7, 11) . После чего Господь изрек притчу о блудном сыне. По независящим от нас обстоятельствам пришлось нам поминать заупокойным молением целых трех, самых великих наших писателей в день евангельского блудного сына: сперва Достоевского, затем Аксакова, а теперь вот поминаем раба Божия Александра Пушкина, великого нашего поэта, по исполнении пятидесятилетия со дня его кончины. И прекрасно, что в день блудного сына. Это наводит на знаменательнейшие сближения. Говори о мертвых хорошо или не говори ничего – это языческое, не христианское правило. Да и языческое не всеобщее, а только греко-римское или даже исключительно римское правило, которого, впрочем, и римляне держались не строго; иначе не могло бы быть никакой истории и исторической оценки. А вот глубоко религиозный народ – древние египтяне, так те поступали как раз наоборот. Те по смерти каждого, особенно же важного влиятельного лица, обсуждали его дела особым трибуналом судей-жрецов, в соответствие подобному же суду об умершем пред трибуналом судей загробных, и только после такого суда согласно приговору судей-жрецов удостаивали умершего или же не удостаивали погребальных почестей. Обычай уже весьма близкий по своему духу к духу христианскому.

http://pravoslavie.ru/2917.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010