Как уже отмечалось, наиболее смертоносными для заключенных были 1942 и 1943 гг. Принимаемые лагерным начальством меры «по улучшению трудового использования заключенных», были направлены не только на усиление эксплуатации лагерников, но и на создание жизненных условий, способствующих снижению смертности и повышению трудоспособности осужденных. Официальная статистика смертности заключенных (в лагерях, колониях и тюрьмах) в годы войны выглядит следующим образом: 1941 г. – умерло 135 864 человека; 1942 г. – 372 348; 1943 г. – 288 599; 1944 г. – 124 725; 1945 г. – 87 903 человека 604 . Общий итог: 1 009 439 человек (без учета расстрелянных). Напомним, что в это число вошли только заключенные. Имена других категорий невольников, а также тех, кого формально освободили, но оставили жить, работать и умирать при лагере, записаны в иных мартирологах. Несмотря на тяжелейшее, если не сказать катастрофическое положение с питанием, обмундированием, медицинской помощью и т.д., ГУЛАГ с первых же дней войны организовал на своих предприятиях выполнение заказов для нужд фронта, перестроив производство всех промышленных колоний на выпуск боеприпасов, спецукупорки, обмундирования и другой военной продукции. 18 февраля 1942 г. в ГУЛАГе был создан специальный отдел военной продукции, на который приказом наркома Л.П. Берия возлагалось организационное и оперативно-техническое руководство всеми предприятиями НКВД, вырабатывающими боеприпасы и спецукупорку. К концу войны ГУЛАГ занимал второе место в Союзе по выпуску осколочно-фугасных мин и спецукупорки для боеприпасов. Кроме выпуска военной продукции на ГУЛАГ возлагалась задача обеспечения рабочей силой важнейших строек НКВД: строительства авиационных заводов в Куйбышеве, металлургических комбинатов в Нижнем Тагиле, Челябинске, Актюбинске, в Закавказье, Норильского и Джидинского комбинатов, Богословского алюминиевого завода, нефтеперегонного завода в Куйбышеве и др. Среди заключенных начали активно выявлять специалистов и квалифицированных рабочих с тем, чтобы отправить их на работу в оборонную промышленность. В годы войны ГУЛАГ обеспечивал рабочей силой 640 предприятий других наркоматов, в то время как до войны заключенных предоставляли только 350 предприятиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Я не считаю, что коммунизм у нас рухнул. Он мимикрировал. Мне тоже до определённого времени казалось, что он рухнул. Потом я понял, что НЕТ! Дело в том, что власть худших (я отнюдь не имею ввиду только государственную власть, я имею ввиду всё общество) не может и не хочет на эти вещи реагировать. Приведу живой пример. Хотели вернуть улице Куйбышева историческое название Большая Дворянская. Бились-бились! А потом на этой улице установили мемориальную доску: «В этом доме жил партийный деятель секретарь Ленинградского Обкома КПСС Григорий Васильевич Романов». Слава Богу, что улица осталась улицей Куйбышева. А если бы она вновь стала Большой Дворянской – как бы это выглядело? Это выглядело, как выглядит наша страна – с двуглавым орлом и с гимном партии большевиков. Есть улица Гороховая. Но на ней не только сохраняется старая мемориальная доска Дзержинскому, но и установлена новая: «В этом здании в Высшей школе МГБ учился выдающийся государственный деятель азербайджанского народа Гейдар Алиевич Алиев». Вы понимаете, что происходит? Большинству наших современников всё равно, КАКИЕ доски украшают здания. У меня в детские годы было странное ощущение, когда я жил в этой коммуналке в центре города на улице Ломоносова (на Чернышевом переулке), где с давних пор жил брат моей бабушки – выпускник Императорского Политехнического института – детища С.Ю. Витте. Несмотря на то, что я жил в большой коммуналке, переделанной из когда-то большой квартиры, у меня было ощущение той жизни, которая была когда-то, ощущение, что я живу в городе, который построен для людей, которых сейчас нет. Сейчас здесь живут какие-то пришельцы. Строго говоря, это было правильно после тех потерь, которые город понёс в Гражданскую войну, после Большого Террора, в Блокаду. Но дело-то даже было не в этом. Когда, допустим, тот же брат моей бабушки, выпускник Царицынского реального училища, приехал поступать в столицу в Императорский Политехнический институт, это была страна, в которой студент из провинции, получив высшее образование, очень легко входил в ту самую дворянскую русскую культуру, продолжательницей которой была русская интеллигенция. Не та образованщина, которая бросала листовки и бомбы, а которая трудилась в России в качестве врачей, инженеров, юристов. Так вот этот слой СНЯЛИ! Ну, какое, например, значение для таджика-дворника – как называется эта улица? К сожалению, таких «таджиков» духовных у нас очень много (я без уничижения употребляю это слово).

http://pravmir.ru/nash-narod-popytalsya-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Освободительный поход Русской армии на Украину Хроника событий. День сто пятьдесят шестой 29.07.2022 738 Время на чтение 32 минут Фото: 9111.ru По итогам 5-й Конференции министров обороны Америки (CDMA), которая прошла в Бразилиа, Аргентина, Бразилия и Мексика отказались присоединиться к позиции американских стран по осуждению конфликта на Украине, сообщает ТАСС. «Аргентина и Бразилия в соответствии с принципами, которыми регулируется их международная политика, признают роль ООН в том, что касается достижения международного мира и безопасности, и считают эту организацию площадкой, обладающей соответствующими полномочиями для решения конфликта на Украине», - объясняется в документе позиция двух стран. Мексика, в свою очередь, полагает, что ситуация на Украине не находится в компетенции CMDA и присоединяется к мнению Аргентины и Бразилии в отношении роли ООН. В представительстве Донецкой Народной Республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня сообщили, что ВС Украины обстреляли из артиллерии Еленовку в ДНР, по населенному пункту было выпущено 12 снарядов калибром 152 мм. Глава МИД Великобритании Лиз Трасс пообещала, что если станет премьер-министром, то первый, кому она позвонит, будет президент Украины Владимир Зеленский.  «Мое послание ему будет очень ясным: Великобритания сделает все, что может, чтобы помочь Украине выиграть битву за ее будущее», - заявила 47-летний политик в интервью газете The Daily Telegraph. В представительстве Донецкой Народной Республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня сообщили, что ВС Украины выпустили две ракеты из РСЗО по Иловайску в ДНР. Представительство Донецкой Народной Республики в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня сообщило, что подразделения Вооруженных сил Украины обстреляли Куйбышевский район Донецка из 152-миллиметровой артиллерии, выпустив восемь снарядов. Подразделения ВСУ обстреляли из 152-миллиметровой артиллерии Кировский, Петровский, Куйбышевский и Киевский районы Донецка, сообщило представительство ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/07/29/os...

 Шла подготовка к наступлению.  Вологодская область.  Видимо, это мама дала мне имя, хотя я всегда думала, что папа.  В письмах нельзя было называть места дислокации. А статуэтка высотой около 30 см, копирующая памятник на Пушкинской площади Москвы, находилась на письменном столе в доме на Первомайской улице до 1964 г. Куда она делась потом – не знаю.  Имеются в виду расположенные недалеко друг от друга города Пушкин (Царское Село) и Слуцк (так с 1918 по 1944 г. назывался Павловск).  Предприятие в Куйбышеве, где папа работал до мобилизации.  Папин командир был поражен смелостью женщины, добиравшейся под пулями, чтобы встретиться с зятем.  В деревню.  Муж Ольги Абрамовны Устиновой лейтенант Константин Яковлевич Марусин служил летчиком-наблюдателем в 121-м скоростном легкобомбардировочном полку 13-й бомбардировочной дивизии Западного особого военного округа. 22 июня 1941 г. вылетел на бомбардировку немецких войск в районе м. Константинов (Польша). Самолет был сбит, лейтенант Марусин попал в плен в районе г. Бяла-Подляска. Находился в ОфлагеХШ D (Oflag 62 Hammelburg), 24 ноября 1941 г. передан гестапо. Предположительно погиб 22 ноября 1942 г. в концентрационном лагере Маутхаузен-Гузен либо расстрелян на полигоне СС Хебертсхаузен (около концлагеря Дахау; его имя выбито там на мемориальной плите С5). Об этом мы узнали только в 2018-м г.  Наташа неосмотрительно была отправлена к родственникам в Донбасс.  Письма из части не пересылали в госпиталь.  Письмо направлено родственникам в деревню Липовку, т.к. папа не знает, где находятся мама с Аликом. 30 мая мама с Аликом была еще в Куйбышеве, а с 1 июля – в Липовке.  У папы наладилась переписка с мамиными сестрами – Олей, Любой, Зиной. А мама с Аликом уже вернулись в Москву.  Папа имеет в виду, что скоро начнется наступление и на их участке фронта.  Речь идет о невозможности получить офицерский аттестат, денежную, а то и продовольственную часть которого можно было бы отсылать семье.  Мама с Аликом опять в Липовке.  Имеются в виду немцы, т.к. Наташа оказалась на оккупированной территории.

http://pravoslavie.ru/139186.html

Уже к концу 1934 года его переводят викарием в Уфимскую епархию. По всей видимости, такое частое удаление архиереев с Ульяновской кафедры проходило не без участия властей. Управлять этой епархией было не безопасным для жизни, что вскоре и обнаружится. В общем-то и служить простым священникам было совсем не безопасно. В 1930-е годы появляется множество так называемых бродячих священников – не имеющих регистрации. По поводу таких священников Куйбышевский архиепископ Ириней (Шульмин), управлявший частью приходов Ульяновской епархии, писал причтам церквей Инзенского и Базарно-Сызганского районов: «В случае обращения к Вам безместных, бесприходных священников с просьбою о снабжении их святыми дарами или святым миром, прошу иметь в виду следующее: каждый священник, по существующим законам, может исполнять свои священнические обязанности только после должной регистрации его местной гражданской властью, без чего всякое совершение церковных треб и обрядов в домах должно рассматриваться как служение тайное, нелегальное, подпольное. Поэтому священник приходской, снабжающий бесприходных священников для их тайного, нелегального служения святыми дарами или святым миром, может оказаться невольным соучастником их незаконных деяний и подлежать вместе с ними законной ответственности. Во избежание всяких могущих быть неприятных и нежелательных последствий прошу Вас при обращении к Вам бесприходных, безместных священников соблюдать всяческую осмотрительность и ни в каком случае не снабжать их ни святым миром, ни святыми дарами» . Безусловно, Куйбышевский владыка просто пытался сохранить остатки духовенства, которое жестоко каралось за связь с «безместными» священниками. А в это время предпринимается очередная неудачная попытка поставить в Ульяновске епископа. Следующим управляющим епархией был назначен епископ Аркадий (Ершов), однако тот был арестован накануне подписания указа. Следующим указом епископом Ульяновским назначается преосвященный Владимир (Горьковский). Владыка Владимир тоже был вынужден управлять своей епархией из Мелекесса.

http://pravoslavie.ru/31328.html

В.В. Виноградов Зря ЗРЯ Наречие зря в значении «наобум, напрасно» носит яркую печать разговорно-фамильярного стиля. Оно своей экспрессивностью выдает свою устно-демократическую природу. В русский литературный язык из народных говоров наречие зря проникло не ранее 30-х годов XIX b. Оно еще не отмечено в словаре 1847 г. Но в «Опыте областного словаря» 1852 г. находим: «зря, нар. Необдуманно, без соображения, по-пустому, напрасно. Он делает все зря. Зря деньги тратить. На него зря насказали. Он зря чертит бумагу. Владим. Муром. Нижегор. Пенз. Наровч. Нижнелом. Саран. Сарат. Симб.» (Опыт обл. влкр. сл., 1, с. 71). Гоголь вносит слово зря в свою записную книжку как народно-областное выражение (Гоголь 1889–1896, 6, с. 469). В словаре Даля круг производных от этого слова расширяется: Зряхово или зря нар. назря; наобум, как ни попало, как глянул или глянулось, бестолково, опрометчиво, без цели и надобности. Этому ремеслу зря не учатся, нужно терпенье и старанье. Он все зря мотает. Зря делом не управишь. Это все зря наврали. Зря, что головою в копну. Слепой хоть ощупью, да бродит, а зря и зрячий спотыкается. Ходит зря, спустя рукава, а подбирает, как рыло утирает. Зрятина, зрячина ж. вздор, бессмыслица, пустяки, околесица.//  Всячина, что ни попало. Он несет зрятину. Его лечили зрятиной, кто во что горазд» (см. сл. Даля 1880, 1, с. 694–695). В Куйбышевск. обл.: з " р " а – «з " р»а хороша лошът» – «очень " » 136 . Ср. в «Дневнике» А. В.  Никитенко (под 28 дек. 1838 г.): «Он [Строев. – В.  В.] долго жил в Париже и, кажется, не принадлежит к числу тех отчизнолюбцев, которые зря громят запад и все, что не отзывает родной поэзией кнута и штыка» (Русск. старина, 1889, октябрь, с. 104). В повести И. С. Тургенева «Бригадир» в речи дворового: «Ну и после, до самой ее кончины, он у ней жил, и, сказывают, помыкала же она им – бригадиром-то – зря; пешком из Москвы в деревню посылала, ей-богу за оброком, значит». У Тургенева же в повести «Степной король Лир»: «И дочери – ничего. Бегают, зря... голосят... Что толку?». Публикуется впервые по рукописи на одном листке ветхой бумаги. В архиве сохранились также два листка с выписками из сочинений Тургенева и из статьи В. А. Малаховского. Эти цитаты включены в текст заметки при ее подготовке к публикации. – В.   П. 136 См. Малаховский В. А. Говоры Новобуянского р-на Куйбышевской области//Уч. зап. Куйбышевск. пед. ин-та. 1942, вып. 5. С. 67. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

С этой целью при Политбюро ЦК РКП(б) были созданы комиссии, которые рассматривали дела, по которым местными судами могли выноситься приговоры к высшей мере наказания, и дела обо всех предполагаемых процессах политического характера. Политбюро 17 апреля 1924 г. запретило местным судам выносить приговоры к высшей мере наказания по политическим делам без предварительной санкции ЦК РКП(б). 5 ноября 1924 г. Политбюро ЦК РКП(б) постановило местные обвинительные заключения предварительно просматривать особой комиссией Политбюро ЦК РКП(б) в составе Д. И. Курского, В. В. Куйбышева и Ф. Э. Дзержинского 64 . 11 декабря 1924 г.Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение избрать заместителями Д. И. Курского, В. В. Куйбышева и Ф. Э. Дзержинского в комиссии по политделам Н. В. Крыленко, М. Ф. Шкиря-това и В. Р. Менжинского 65 . 4 ноября 1925 г. Президиум ЦИК СССР в целях борьбы с преступными сделками на предметы широкого потребления и спекуляции ими законодательно подтвердил право применения административной высылки к лицам без определенных занятий, занимающихся спекуляцией предметами широкого потребления. А также к лицам, занимающимся такой спекуляцией с использованием мошенничества с позиций кооперативных и общественных организаций 66 . 1 апреля 1929 г. Политбюро ЦК поручило ОГПУ арестовать в ближайшие дни 100–150 спекулянтов по Москве, которые, по его мнению, являлись организаторами на рынке потребительских продуктов очередей, и выслать их в дальние края Сибири 67 . В целях решительной борьбы с участившимися случаями хищений и разбазаривания продовольствия и промтоваров в товаропроизводящей сети, наносящими вред системе планового снабжения трудящихся, на места был направлен циркуляр 414 от 10 мая 1932 г., подписанный заместителем председателя ОГПУ Г. Г. Ягодой и прокурором Верховного суда Союза ССР П. А. Красиковым. В нем предлагалось дела о хищениях и разбазаривании продовольствия и промтоваров в товаропроизводящей сети, если установлен сговор должностных лиц товаропроизводящей сети с частниками и крупный размер хищения, систематичность и организованность их, направлять в Коллегию ОГПУ для рассмотрения во внесудебном порядке, квалифицируя преступные действия обвиняемых по 58–7 ст. УК.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В некоторых областях РСФСР пунктов, где проводятся нелегальные молитвенные собрания, имеется большое количество. Так, например: В Рязанской области при наличии 86 зарегистрированных действующих церквей на 1-е января 1949 года выявлено 174 нелегальных молитвенных дома. В Горьковской области при наличии 47 действующих церквей выявлено 37 молитвенных домов и т. д. В таких молитвенных домах регулярно проводятся молитвенные собрания, на которых бывает до несколько сот молящихся. Например: В селе Белбаж, Залесского района, Горьковской области, в доме гр-ки Пастуховой в религиозные праздники собирается до 150–200 человек молящихся. В г Бугульме, Татарской АССР, имеется 3 незарегистрированных молитвенных дома, в одном из них (дом Наумова по Калининской улице) в зимнее время молящихся бывает до 200 чело-//век, а в летнее – до 500 человек. В селе Богдановка, Куйбышевской области, в большие религиозные праздники в молитвенном доме собирается до 300 человек молящихся. И если за деятельностью зарегистрированных молитвенных домов, церквей и священнослужителей Уполномоченные Совета на местах, да и другие местные советские органы, осуществляют наблюдение, то нелегальные молитвенные дома и их священнослужители, не состоя на регистрации, действуют без всякого контроля, беспрепятственно, за исключением случаев, когда их деятельность принимает форму антисоветской работы или агитации и вмешиваются органы МГБ. Деятельность в течение многих лет таких нелегальных молитвенных домов, пещер, тайных избушек и т.п. представляет собою крайне политически вредное явление, так как организаторы этих молитвенных домов и их священнослужители нередко имеют благоприятную почву для своей деятельности, а местные органы, в том числе и административные, не знают, как с ними можно бороться. Не только борьба, но и сам факт выявления деятельности таких нелегалов встречает значительные затруднения. Так, например, председатель Сергиевского Райисполкома Куйбышевской области т. Астахов, работающий в районе несколько лет, в декабре месяце 1948 года сообщал, что совершение церковных служб и религиозных обрядов незарегистрированными священниками и другими лицами на территории района не имело место. При проверке же оказалось, что в ряде сел этого района имеются факты нелегального отправления церковных служб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ходе экстрадиционной проверки установлено, что Самац является гражданином Боснии и Герцеговины. Согласно заключению УФМС России по Курганской области Самац Р. принятым в гражданство Российской Федерации не значится, паспортом гражданина РФ не документировался, на территории Российской Федерации имеет вид на жительство, зарегистрирован по месту жительства в г. Кургане, ул. Куйбышева, 5-60, проживает в г. Кургане, ул. Куйбышева, 5-61. С ходатайством о предоставлении убежища на территории Российской Федерации Самац не обращался. Каких-либо обстоятельств, препятствующих выдаче Самаца судебным органам Боснии и Герцеговины для уголовного преследования за преступление, совершенное на территории Боснии и Герцеговины, на момент рассмотрения данного ходатайства не установлено. Доводы Самаца и его защитника о том, что в отношении Самаца не может быть избрана мера пресечения в виде заключения под стражу по тем основаниям, что он не может скрыться в виду отсутствия у него паспорта личности, не состоятелен. Согласно представленным материалам, Самац скрылся от судебных органов, выехав за пределы Боснии и Герцеговины, объявлен в международный розыск. В течение этого времени проживал в Российской Федерации, а также выезжал за пределы Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что находясь на свободе, он может скрыться от судебных органов. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что избрание обвиняемому Самацу меры пресечения в виде заключения под стражу необходимо для обеспечения решения вопроса о возможной его выдаче в соответствии с положениями международных норм права. Таким образом, суд приходит к выводу о невозможности применения в отношении Самаца Р. иной, более мягкой меры пресечения, и избирает ему меру пресечения в виде заключения под стражу. Каких-либо данных, свидетельствующих о невозможности содержания Самаца под стражей по состоянию здоровья или по иным обстоятельствам, суду не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 97,108 и 466 УПК РФ, ст. 62 Договора между Союзом Советских Социалистических республик и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делами от 24.02.1962 года, ст. 16, 28 Европейской Конвенции о выдаче от 13.12.1957 года.

http://ruskline.ru/analitika/2016/01/20/...

Илья Кузьмин, тридцати двух лет; оставив жену и детей, он с 1930 г. стал странствовать, выдавая себя за пророка Илию по примеру своего дяди, выдававшего себя за Иисуса Христа. Он имел при себе платочек, о котором говорил, что он дан ему с неба, а также писал и распространял «святые письма», которые получавшие их должны были под разными угрозами переписывать в определенном количестве и раздавать другим. В 1931 г. Илья в селе Голодаевке, где был закрыт храм, стал собирать народ и агитировать за открытие храма. В конце концов верующие получили ключи и отправились убирать храм, а часть осталась митинговать перед сельсоветом. Илья в это время сбе­жал. Дело окончилось восстанием против советской власти, которое вско­ре было подавлено. С этого времени Илья, понимая, что его разыскивают как инициатора восстания, перешел на нелегальное положение. 22 октября 1933 г. он пришел в храм в селе Дертеве Телегинского района вместе с пятью женщинами, как бы символизирующими пять мудрых евангельских дев, и, в частности, с Марфой Давыдовой, выдававшей себя за Христову невесту, которые, войдя в храм, в то время как Илья начал «пророчествовать», стали кричать: «Спаситель перед вами! Спаситель! Кланяйтесь ему в ноги! Христос воскресе! Пойте все Христос воскресе!» Вышедший к ним для объяснений священник потребовал прекратить безобразие. На что Марфа Давыдова закричала: «Ты замолчи! Я тебя в тюрьму посажу! Он спаситель! Я его признаю за спасителя!» В конце концов они были выведены из храма и задержаны представителями власти. группы верующих с. Соловцовка Кондольского р-на Куйбышевского края в числе 710 человек верующих в лице уполномоченных Пелагеи Осиповны Герасимовой и  Дмитрия Григор ь евича] Матвеева (адрес: п. о. Кромщино, с. Соловцовка Куйбышевского края) Жалоба Гениальным декретом, имеющим мировое значение, изданным в 1918 г. партией и правительством РСФСР (СУ РСФСР 18 – 1918 г., ст. 263), Цер­ковь отделена от государства и  школы и провозглашена свобода совести и религии. Данным декретом предоставлено „право“ группам верующих разных религиозных общин и  толков – заключать договоры с местной властью на аренду помещений и имущества религиозных культов, каковые могут быть аннулированы лишь только в случаях „нарушения группой обществен­ного порядка и спокойствия“ .

http://fond.ru/kalendar/577/ioann/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010