В. был назначен епископом Омским и Тюменским, часто посещал приходы Зап. Сибири, сумел воспрепятствовать разрушению собора и ансамбля архиерейского дома в Тобольске, пожертвовав на их реставрацию деньги из епархиальных средств. 20 февр. 1958 г. возведен в сан архиепископа. 21 февр. 1958 г. переведен на Иркутскую и Читинскую кафедру с поручением временного управления Владивостокской и Хабаровской епархией, пытался противостоять усилению антирелиг. кампании (см. ст. Хрущёв Н. С.). 11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке, в 1966 г.- орденом св. Владимира 1-й степени. В 1970 г. являлся членом Комиссии Свящ. Синода по подготовке Поместного Собора РПЦ 1971 г ., внес предложение о пересмотре решений Архиерейского Собора РПЦ 18 июля 1961 г ., лишавших настоятелей права самостоятельного управления приходами. Несмотря на противодействие органов власти, много ездил по епархии, часто служил, уделяя большое внимание формированию хоров и благолепию богослужений. В кон. 60-х гг., во время очередного объезда епархии, подвергся радиоактивному облучению, после чего у В. началась лучевая болезнь. 31 мая 1973 г. был назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским. Превозмогая тяжелое состояние здоровья, на новой кафедре В. продолжал активную деятельность, его стараниями был отреставрирован кафедральный Введенский собор, приобретен дом для Чебоксарского ЕУ, во всех приходах епархии замещены вакантные священнические места. Отпевание В. 18 окт. 1976 г. возглавил архиеп. Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычёв) . Погребен у левого клироса во Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары. Арх.: Архив Московской Патриархии. Личн. дело; Архив УСБУ Тернопольской обл. Д. 13922-П. Соч.: Трагические страницы истории Церкви на оккупированной территории: Из восп. очевидца//ЖМП. 1975. 7. С. 12-13; Слово в день Рождества Христова//Там же. 1977. 1. С. 40-42; Слово на Великий пост//Там же. 3. С. 26-28. Лит.: Архиеп. Чебоксарский и Чувашский Вениамин: (Некролог)//ЖМП. 1977. 1. С. 18-21; Василий (Кривошеин), архиеп. Из восп. о Соборе 1971 г.//Вестн. РХД. 1986. 147. С. 210-235; Браславский Л. Ю. Правосл. храмы Чувашии. Чебоксары, 1995; Шкаровский М. В. Нацистская Германия и Правосл. Церковь. М., 2002. С. 509. Е. В. Липаков Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/150303.html

Erlangen, 1979—1989. 6 т.; Иоанн (Снычев). Топография архиерейских кафедр русской православной церкви периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963 (машинопись); Общий алфавитный список православных и раскольнических епархий 1917—1946 гг.//Губонин М. Е. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти 1917—1943. М., 1994.; Иоанн (Снычев), митр. Состав Российской Православной Церковной иерархии. 1962—1994. Куйбышев; СПб., 1973—1994. Отсутствие данных о служении и гибели части епископата за 1920—1940-е гг. обусловлено современным состоянием исследования и публикации архивных материалов и следственных дел репрессированных священнослужителей. В наст. список не включены лица, получившие хиротонию в раскольничьих или схизматических группировках, а также в других православных Церквах (кроме случаев, когда они воссоединялись с Московской Патриархией). В данном списке приняты следующие специальные сокращения: Конст. П.— Константинопольский Патриархат; МП — Московская Патриархия; РПЦ — Русская Православная Церковь (Московский Патриархат); РПЦЗ — Русская Православная Церковь за рубежом (карловацкий раскол); ПАЦ — Польская Автокефальная Церковь (неканоническая до 22.06.1948). Тихон (Белавин) с 13.08.1917 митр. Московский и Коломенский; с 21.11.1917 Патриарх Московский и всея России; с 16.05.1922 по 15.06.1923 в заключении; † 7.04.1925. Сергий (Страгородский) с 10.08.1917 архиеп. Владимирский и Шуйский; с 28.11.1917 в сане митрополита; с 16.06.1922 в обновленческом расколе; 27.08.1923 принес публичное покаяние; с 18.03.1924 митр. Нижегородский; с 10.12.1925 Заместитель патриаршего Местоблюстителя; с 30.11.1926 в заключении; с 27.03.1927 вновь вступил в права Заместителя патриаршего Местоблюстителя; с 27.04.1934 Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский; с 11.09.1943 Патриарх Московский и всея Руси; † 15.05.1944. Алексий (Симанский) 28.04.1913 хирот. во еп. Тихвинского, вик. Новгородской епархии; с февр.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Владыка отошел ко Господу в возрасте 76–ти лет. В монашестве он провел 49 лет своей земной жизни. В архиерейском сане – 35 лет. Хиротонисан в архиереи был в Луцке в 1941 году митрополитами Николаем (Ярушевичем) и Поликарпом (Сикорским), до ухода последнего в раскол. Церкви начал служить на территории Польши в 1921 году, когда официально стал псаломщиком в храме. Двенадцать лет провел во узах на Колыме, где потерял здоровье, но вопреки всем обстоятельствам выжил. Вся его жизнь была посвящена Церкви с самого детства, поскольку возрастал он в церковной семье белорусского приходского священника Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы. А затем прошел серьезную монашескую и духовную школу в Свято–Успенской Почаевской Лавре. Из «Журнала Московской Патриархии» мы узнаем, что п олучив известие о кончине Владыки Вениамина, святейший Патриарх Пимен направил в епархию телеграмму со словами: «Вечная память почившему архиепископу Вениамину. Прошу передать мое соболезнование пастве и родственникам покойного. Патриарх Пимен». Отпевание почившего архиепископа Вениамина было поручено Святейшим Патриархом архиепископу Куйбышевскому и Сызранскому Иоанну (Снычеву). В отпевании Владыки и похоронах участвовало сорок священников и шесть диаконов из Чебоксарской, Ивановской, Казанской, Иркутской, Московской и Архангельской епархий. Прибыли и его ученики, известно что в эти дни в Чебоксарах были архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и преподаватель МДА Борис Пушкарь, будущий митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин. Архиепископ Вениамин был погребен в Введенском кафедральном соборе Чебоксар у северной стены. Тогда епархии был доступен лишь главный четверик Собора, приделы были заняты фондами музея. У северной стены был уже захоронен в 1951 году архиепископ Чебоксарский Иларий (Ильин; 1946– 1951). И вот, в 1976 году появилась могила архиепископа Вениамина (Новицкого). Северная стена собора, где расположили могилы архиереев, расписана сюжетами кондаков и икосов из Акафиста Божией Матери. Свой монашеский путь Владыка начинал в обители Богородицы – Свято–Успенской Почаевской Лавре, завершил служение в древнем соборе Введения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы и погребен был в храме Божией Матери. На Колыме с ним была маленькая иконка Царицы Небесной, напечатанная на папиросной бумаге. Владыка был исповедником Христа и мучеником страшного бурного, восставшего в своем безумии на Бога двадцатого века. Все смертельно опасные пути и испытания этого века он прошел с именем Господа и Богородицы на устах.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Об этом ярко свидетельствует история посещения патриархом Пименом Чебоксар 28 июня 1976 года. Участником этой истории был Владыка Вениамин. Путешествие Патриарха по городам Волги окружили тайной, и лишь один Чебоксарский архиерей не убоялся и попытался встретить Предстоятеля. Об этой истории красноречиво написал в своих воспоминаниях приближенный в свое время к Святейшему Патриарху Пимену епископ Новосибирский и Бердский Сергий (Соколов). В 1990–е годы он вспоминал: «Однажды у Святейшего Патриарха появилась, казалось бы, уникальная возможность посетить епархии, расположенные на берегу Волги. Верующие Углича, Ярославля, Костромы, Ульяновска, Чебоксар, Куйбышева, Волгограда и Астрахани могли бы получить первосвятительское благословение. Но не тут–то было! ...было сделано все со стороны его светских «помощников», чтобы он не встретился с паствой...» По линии МВД Патриарху в этих городах предоставлялись автомобиль и светский гид, навязывались для посещения «ленинские места» и памятники вождю, в Ульяновске ему даже запретили посетить православный собор. «Несомненно, в путешествии по Волге, – вспоминает епископ Сергий – были и другие интересные случаи, о которых, к сожалению, теперь вряд ли кто знает. Я же слышал, что архиепископу Чебоксарскому и Чувашскому Вениамину, Владыке, известному своей глубокой духовностью и истинно христианским смирением, пришлось пережить немало неприятностей от властей за то, что он, узнав о проплывающем мимо Патриархе, поспешил выйти ему навстречу». К счастью, в Чебоксарах Патриарху не запретили посетить кафедральный Введенский собор, которому тогда исполнилось 325 лет. Тем более, храм был только что отреставрирован. Но Владыка Вениамин, случайно узнавший о таком значительном событии и срочно прибывший на речной вокзал для встречи Патриарха, обрел большие проблемы со стороны светских властей. Владыка Вениамин в одном из чувашских сельских приходов Владыка беседует со своим родственником, приехавшим в гости «Ну а ты, отрок, что знаешь?» Направление в семинарию

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Феодорит (Воробьев), архимандрит ЦИА ПСТГУ Будущий архимандрит Феодорит (в миру Федор Иванович Воробьев) родился 15 декабря 1899 г. в Москве, в семье торговца скобяными товарами. Окончил московское Коммерческое училище, по окончании которого в 1918 г. был призван в Красную армию, нес службу в нестроевых частях. В 1920 г. был демобилизован, поступил в Коммерческий институт им. К. Маркса, где проучился два года. В 1932 г. был осужден по ст. 58–10 УК, приговорен к 3 годам заключения и отправлен в Белбалтлаг. Через год и 11 месяцев освобожден. Проживал в д. Борщевня Петушинского р-на Московской обл. Работал в совхозе в с. Петушки, затем в Петушинском отделении Госбанка. 9 декабря 1937 г. Был осужден по ложному обвинению, находился в заключении в лагере на Дальнем Востоке. 4 декабря 1947 г. освобожден 825 . По благословению епископа Афанасия поступил в Троице-Сергиеву лавру, принял монашеский постриг и прожил в лавре 17 лет, был благочинным 826 . Возведен в сан архимандрита. Скончался 23 января 1973 г. 1. 22 июня 1956 г. Здравствуйте, дорогой о Господе владыка. Сообщаю Вам, что в день Вознесения Господня в трапезном храме была хиротония архимандрита Доната 827 во епископа гор. Бийска, викария Новосибирской епархии, который до этого был священнослужителем в Елоховском соборе в течение нескольких лет. Наречение было накануне праздника. Хиротонию совершал Святейший в сослужении епископов: Иеронима 828 Орловского и Брянского, Митрофана 829 Куйбышевского и Сызранского и Гермогена 830 Ташкентского. За Патриаршими службами мне было поручено читать паремии, кафизмы и часы. О[тцу] Наместнику сообщил свое согласие поступить так, как он найдет нужным в отношении меня, чем он был весьма доволен. О хиротонии вновь постриженного иеромонаха пока ничего неизвестно, да он уже и уехал из Лавры, так что, может быть, хиротония будет где-то в другом месте. Более никаких новостей нет. Прошу Ваших молитв и святительского благословения. Многогрешный послушник Феодор. Д. 16. Л. 13–13 об. Подлинник. Автограф. 2. 31 августа 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Но во время войны служение епископа Вениамина не было по достоинству оценено. В 1944 году он был вызван из Почаева в Киев и здесь арестован по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. Епископ Вениамин был неправедно осужден, приговорен к десяти годам заключения, которое отбывал в тяжких условиях на Колыме. Но по освобождении в 1956 году он был сразу же возведен в сан архиепископа и назначен на Омскую кафедру. Власти не позволяли заслуженному архиерею вернуться в родные края, где его помнили и почитали, как исповедника. Разрешалось только назначать его на отдаленные восточные кафедры. В 1958 году он был переведен на Иркутскую кафедру, кроме того, во временное управление архиепископу Вениамину поручалась и еще и огромная территория Хабаровской и Владивостокской епархии. Здесь во время поездки по епархии владыка Вениамин попал под сильное облучение, в результате которого он сильно пострадал. У него выпали все волосы, искривилась шея, но он, к удивлению врачей, не только остался жив, но и продолжил свой подвиг архипастырского служения. 15 лет пребывал архиепископ Вениамин на Иркутской кафедре. Церковь, как могла в те годы господствующего государственного атеизма, отмечала великие заслуги архипастыря-страдальца. Крест для ношения на клобуке, орден Св. Владимира I степени – вот те награды, которые свидетельствуют, что архиепископ Вениамин не был забыт, о нем помнили и его великий подвиг Церковь высоко ценила. Лишь в 1973 году удалось перевести уже престарелого владыку с Дальнего Востока в центральную Россию, на Чебоксарскую кафедру. Посрамляя все прогнозы врачей, архиепископ Вениамин не умер вскоре. Несмотря на подорванное здоровье, он не прервал свой архипастырский труд, не уходил на покой, продолжал служение до самой своей кончины 14 октября 1976 года (на Праздник Покрова Божией Матери). Его отпевал архиепископ Куйбышевский Иоанн (Снычев), будущий митрополит Петербургский. Погребен архиепископ Вениамин (Новицкий) в Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары. Имя архиепископа Вениамина (Новицкого) должно светится в нашей благодарной памяти среди имен тех иерархов, кто отстоял независимость нашей Церкви в условиях оккупации, кто укреплял свою паству в верности Матери-Церкви и Отечеству. Литература

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

31 мая 1973 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским . Превозмогая тяжелое состояние здоровья, на новой кафедре он продолжал активную деятельность, его стараниями был отреставрирован кафедральный Введенский собор , приобретен дом для Чебоксарского епархиального управления, во всех приходах епархии замещены вакантные священнические места. 7 октября 1976 года у него случился сердечный приступ. Затем некоторое время он чувствовал себя лучше. Скончался 14 октября 1976 года. На праздник Покрова Божией Матери (14 октября) он собирался ехать в храм, но, чувствуя себя неважно, остался дома. После чтения акафиста Покрову Пресвятой Богородицы он почувствовал себя лучше, но вечером, в самом начале девятого часа, приступ повторился, и он тихо скончался на руках родной сестры Анастасии. Отпевание архиеп. Вениамина по благословению патриарха Пимена было совершено 18 октября архиепископом Куйбышевским и Сызранским Иоанном (Снычёвым) в сослужении 40 священников и 6 диаконов. После обнесения гроба вокруг собора он был опущен в могилу, вырытую во Введенском кафедральном соборе  у левого клироса. Погребение совершено, согласно его просьбе, по чину архиерейского отпевания, составленного митрополитом Мануилом (Лемешевским) . Архиепископ Вениамин (Новицкий). Лето 1976 года, Чебоксары. Фото с сайта Церковно-исторического музея " Христианское просвещение чувашского народа " Архиепископ Вениамин был незаурядным архиереем Русской Православной Церкви. Он отличался кипучей энергией. Большую часть жизни он посвящал молитвенному подвигу дома и в храме и церковным делам. К себе он был очень строгим. Избегал роскоши, в пище всегда был воздержанным. Вина почти не употреблял. В торжественные дни, когда предлагалось " велие утешение " на трапезе, даже в дни своих именин, владыка дозволял налить каждому гостю только по одной рюмке сухого вина. Вместо вина употреблялись фруктовые напитки. Не имел пристрастия к деньгам. Все свои денежные средства раздавал нуждающимся. Ежемесячно он посылал около 20 переводов бедным.

http://drevo-info.ru/articles/12302.html

С 20 марта 1969 года — епископ Куйбышевский и Сызранский. Отпевал архиепископа Чебоксарского и Чувашского Николая (Феодосьева) († 22.09.1972) и с 22 сентября 1972 по 31 мая 1973 года временно управлял Чебоксарской епархией. С 3 мая по 25 июля 1975 года временно управлял Уфимской епархией. 9 сентября 1976 года возведён в сан архиепископа. В 1978—1980 годах под руководством архиепископа Иоанна осуществлялся капитальный внутренний ремонт кафедрального Покровского собора, подожжённого на праздник «60-летия октября» (7 ноября 1977 года) брошенной в окно алтаря бутылкой с зажигательной смесью. За труды по восстановлению собора награждён орденом преп. Сергия Радонежского II степени. В 1988 году за прочитанные для корпорации Ленинградской духовной академии лекции по истории Русской Православной Церкви 1920-х годов получил звание доктора церковной истории. 13 сентября 1989 года постановлением Священного Синода освобождён от порученного временного управления Ульяновской епархией. С 20 июля 1990 года — митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода (по кафедре). С 25 сентября 1991 года в связи с переименованием города Ленинграда в Санкт-Петербург, впредь именуется «Санкт-Петербургский и Ладожский». С февраля 1992 года — председатель Синодальной богослужебной комиссии. За этот период были подготовлены и утверждены: тропари и кондаки Собору новомучеников и исповедников Российских (с молитвой), преподобным Кириллу и Марии Радонежским, святителю Филарету (Дроздову), (с молитвой), священномученику Иоанну Кочурову, священномученику Александру Хотовицкому, преподобному Варнаве Гефсиманскому (с молитвой), преподобному Роману Сладкопевцу, акафисты преподобным Кириллу и Марии Радонежским, мученику Вонифатию, пресвятой Богородице в честь иконы «Целительница»; молитва на освящение святого мира. 2 ноября 1995 года скончался на банкете в честь 5-летия банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» в Санкт-Петербурге. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2015/10/17/20...

Пустынь закрыта в 1919, но богослужения в ней продолжались еще более десяти лет. Хотя братия была в основном разогнана, в 1930, когда было уничтожено кладбище, в пустыни еще оставалось " около десятка монахов-стариков " . Они жили среди воспитанников детской трудовой колонии, которую в 1930-е сменила школа переподготовки начсостава им. Куйбышева. В 1931 монастырь окончил свое существование. В 1964 в нем расположилась Школа милиции, уничтожившая остатки кладбища и ряд зданий. В 1973 старинный комплекс был поставлен под государственную охрану, а 29 марта 1993 принято решение о его поэтапной передаче епархии (этот процесс завершился в мае 2001).  http://www.encspb.ru/object/2855713632?lc=ru Монастырь основан в 1734 году настоятелем Троице-Сергиевой лавры архимандритом Варлаамом (в миру - Василий Высоцкий). Обитель строилась в 19 верстах от Петербурга, на берегу Финского залива, на землях, переданных монастырю императрицей Анной Иоанновной. Монастырь занимал почти квадратный участок со стороной около 140 м и был обнесен деревянной оградой с наугольными башнями. В ноябре того же года императрица разрешила перевезти деревянную церковь Успения Божьей Матери из загородного дома царицы Параскевы Фёдоровны на Фонтанке и повелела освятить ее престол во имя Преподобного Сергия чудотворца Радонежского. Церковь находилась на центральной площади монастыря. По обеим сторонам церкви располагались деревянные монашеские кельи и каменный флигель для настоятеля. По указу Анны " для поддержания обители в хозяйственном отношении " монастырю было передано 219 десятин земли и приписано три деревни с крепостными крестьянами. Освящение обители состоялось 12 мая 1735 года. В июне 1735 году императрица посетила пустынь и пожаловала в храм богослужебные книги. В первое время пустынь не имела особого штата монахов. Для совершения богослужения сюда присылались лица из числа братии Троице-Сергиевой лавры. Жизнь и деятельность братии находилась также под наблюдением и руководством Лавры. Новая обитель в первые годы своего существования называлась Приморской Троице-Сергиева монастыря дачей и существовала на средства Троице-Сергиевой Лавры. Императрица Анна Иоанновна именным указом от 30 января 1738 года повелела описать пустынь. После этого церковь стала официально считаться приписанной Троице-Сергиевой Лавре. Архимандрит Варлаам скончался в июле 1737 года и по своему завещанию погребен в основанной им обители. Над его могилой была воздвигнута деревянная часовня Тихвинской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=00734

Вениамин (Новицкий), архиепископ Чебоксарский. Фотография. Кон. 60-х гг. XX в. – А как оказались в Чебоксарах? – Туда в мае 1973 года перевели из Иркутска владыку Вениамина, и я поехал с ним в новую епархию как его келейник. Первая служба владыки в Чебоксарах была на Троицу. В 1974 году меня рукоположили в диакона в день памяти князя Владимира. Продолжая служить диаконом, заочно учился в Московской духовной семинарии. В 1976 году на Покров Божией Матери Господь призвал владыку Вениамина в Царство Небесное. Он прошел сталинские лагеря и ссылки, пострадав за веру православную. Слава Богу, милостью Божией живой вернулся, и Господь меня к нему привел. После кончины владыки Вениамина на Чебоксарскую кафедру временно был назначен владыка Иоанн (Снычев) . Он предложил мне поехать с ним в Куйбышев в качестве келейника и секретаря. Но через два месяца его освободили и назначили нового владыку. Чебоксарское епархиальное управление возглавил владыка Варнава – ныне митрополит Чебоксарский и Чувашский. И я попал к нему. Так что мы предполагаем, а Бог располагает. Афон – Пригодились вам знания, полученные в строительном техникуме? – Конечно, мне это пригодилось, когда я занимался реставрацией нашего Свято-Пантелеимонского монастыря на Афоне. Греческое правительство выделяло деньги, организовало компанию «КЕДАК» по реставрации афонских монастырей. Некоторые греческие инженеры учились в России и знали русский язык. Когда их назначили в наш монастырь, они удивлялись: как так – монах и вдруг инженер-конструктор? И вот мы вместе с ними разрабатывали проект реставрации нашего монастыря. Греческие инженеры удивлялись: как так – монах и вдруг инженер-конструктор! – Вам очень хотелось жить на Святой Горе, на этом «острове молитвы»? – Об этом мечтают не только монахи. Чтобы на Афон попасть, надо усиленно молиться Божией Матери – Игумении Афонской Горы. Афон – это колыбель, в которой я начинал монашескую жизнь. Прожил на Святой Горе 20 лет – и хотел бы всегда там пребывать и окончить в том месте свой земной путь. Если будет благословение вернуться туда, я с радостью поеду и проведу на Афоне остаток дней в трудах и молитве. Сейчас езжу на Святую Гору два раза в год на неделю, потому что на больше не отпускают: после Пасхи и после Покрова.

http://pravoslavie.ru/107740.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010