Когда с делами было покончено, внутренний голос шепнул мистеру Свивеллеру о близости обеденного времени, и, не желая расстраивать свое здоровье дальнейшим воздержанием, он отправил посланца в ближайшую кухмистерскую с просьбой немедленно доставить две порции отварной говядины с овощным гарниром. Однако кухмистер, знавший, с кем он имеет дело, отказался выполнить этот заказ и грубо ответил, что если мистеру Свивеллеру захотелось отварной говядины, не будет ли он любезен явиться самолично и съесть ее на месте, а кстати — вместо молитвы перед трапезой пусть погасит небольшой должок, который уже давно за ним числится. Отказ не обескуражил мистера Свивеллера-напротив, его умственные способности и аппетит лишь обострились, и он направил подобное же требование в другую, более отдаленную кухмистерскую, присовокупив к нему в виде дополнительного пункта, что джентльмен, дескать, посылает в такую даль, руководствуясь не только популярностью и славой, которую завоевала их отварная говядина, но и жесткостью этого блюда в ближайшей кухмистерской, что делает его совершенно непригодным для джентльменского стола, да и вообще для человеческого потребления. Благоприятные результаты этого дипломатического хода сказались в молниеносном прибытии небольшой пирамиды, искусно воздвигнутой из судков и тарелок, причем основанием ее служил судок с отварной говядиной, а вершиной — кварта эля с шапкой из пены. Будучи разобрано на составные части, сооружение это явило все, что требуется для сытного обеда, и мистер Свивеллер и его друг приступили к нему с величайшим удовольствием и рвением. — Пусть сей миг будет худшим в нашей жизни! — воскликнул мистер Свивеллер, пронзая вилкой большую шишковатую картофелину. — Мне нравится, что это блюд о принято подавать в мундире. Когда извлекаешь картошку из ее, так сказать, естественного состояния, в этом есть своя особая прелесть, неведомая богачам и сильным мира сего. Ах! «Как мало в жизни нужно человеку, и то лишь на короткий срок!» Это так верно… после того, как пообедаешь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

458 Rossi. Spicil., p. 563. Perret, pl. XIV, 8; Elpis, pl. LIX, 11: В надписи: Flabiae, felicissimae (Perret, pl. LXVI, 10) последнее E очень отставлено от всего слова. 464 Marangoni, A. Victor, p. 151; Becker, 81 (Bold. p. 370; Böckh., p. 687) 82 (Bold., 366; Münter. Tabl. I, 19) 83, 84, 85. 467 Perret, pl. LXII, 15. Имена, Agape и Charitas без символического якоря. Perret, pl. XXVII, 60; pl. XXV, 47; pl. LX, 19. Rossi, Spicil., III, р. 563. 468 1, р. 208, 484 (Bold, р. 81; Maffei. Mus. Veron, p. 281, 10) надо читать: Vincentius qui vi(xit) ann(os) p(lus) m(inus) LX d(epositus) p(r)id(ie) id(us) Ian(uarias), Fl(avio) Sthilcone v(iro) c(larissimo) co(n)s(ule) in pace q(iescat). 471 Münter, Religion d. Karth. (Kopenhagen, 1821) p. 75. Изида на римских надписях встречается под именами: Invictae coelesti, Invictae Caelesti Uraniae, pag. 78, nota 77: „Auch in der angeführten Inschrift (Lupi, Sever, p. 68) im Kircherichen Museo heisst es: Invicite celesti Uranie dono po (suit). Zwei Paar Fusstapfen sind zugleich in den Stein gehauen: wahrscheinlich der zum Tempel der Göttin wallfahrenden und zuruckkerenden“. 472 Letronne, Matériaux pour l’histoiredu christianisme en Egypte et en Nubie, p. 70–72. Raoul-Rochette, l. c., pag. 233–236. Lupi, l. c., p. 68–70. 481 У Perret (IV, pl. XXIII, 21) представлен сосуд, вокруг которого в извёстке видны отпечатки в виде следа, с надписью: Pauli, по середине, ibidem, pl. XI, Boldetti, p. 506, 507. 485 Marini, Iscriz. Alban., p. 189: „Hic quiescit ancilla Dei que de sua omnia possedit domus ista“. 486 Boeckh, 9157, 9161, 9199, 9228, 9229. Кроме слова τπος, мы находим на надписях этой страны следующие выражения в значении гробницы: θκη, 9201), χαμοσριον, вероятно от χαμα и σορς 9219), τμβος 9230), θσις; поставленные, воздвигнутые 9241). 492 Bosio, p. 302, найдена в пещерах свв. Кварта и Квинта на via Latina. Bottar, I, p. 12; Aringhi, II, p. 12, 357; Marchi, Monum., p. 115; Fabretti, p. 552, XX; Mamachi, III, 18 (неправильно) p. 39; Raoul-Rochette, p. 244; Münter, p. 57; Didron, Hist, de Dieu, p. 363 (совершенно неправильно). Rossi, Spicileg. III, p. 549; Inscript, I. p. 210, 489.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я сама слышала. – Вот дурочка! Ну и что же из этого? – Миссис! Неужели хозяин продаст моего Гарри? – И бедняжка откинулась на спинку кресла, не в силах сдержать судорожные рыдания. – Продаст Гарри? Какие глупости! Будто ты не знаешь, что твой хозяин не ведет никаких дел с южными работорговцами и не продает своих слуг, разве только они выйдут из повиновения. Вот дурочка! Да кто захочет купить твоего Гарри? Ах ты глупенькая! Сама в нем души не чаешь и думаешь, что все от него в таком же восторге. Ну, перестань плакать и застегни мне платье. Вот так! А теперь уложи мне волосы, заплети их в косы, как я тебя учила, и не смей больше подслушивать под дверями. – Миссис, а вы не дадите своего согласия, если, если… – Какой вздор! Разумеется, нет! Что это за разговоры! Ведь не стала бы я продавать своих детей! И твоего тоже не продам. Нет, в самом деле, Элиза, ты уж слишком возомнила о Гарри! Стоит только человеку переступить порог, и тебе уж кажется, что он пришел покупать твоего малыша. Успокоенная уверенным тоном хозяйки, Элиза ловко и проворно одела ее, посмеиваясь над своими недавними страхами. Миссис Шелби была женщина незаурядная, наделенная большим умом и сердцем. Доброта и великодушие подкреплялись в ней религиозностью и твердостью убеждений, которым она неукоснительно следовала в жизни. Мистер Шелби, человек безразличный к вопросам религии, тем не менее уважал и ценил твердость взглядов жены и, может быть, даже немного побаивался ее. Он не мешал ей заботиться о слугах, учить их, наставлять добру, хотя сам не принимал в этом никакого участия. Ему, видимо, думалось, что набожности и доброты жены хватит с избытком на них обоих. После разговора с работорговцем его больше всего угнетала мысль, как сообщить жене о заключенной сделке и как отразить горячие возражения и настойчивые просьбы, которые он несомненно встретит с ее стороны. Миссис Шелби не подозревала о денежных затруднениях мужа и, полагаясь только на мягкость его характера, вполне искренне отмела в сторону подозрения Элизы. Больше того: этот разговор даже не заставил ее призадуматься, и, готовясь к поездке в гости, она ни разу не вспомнила о нем. Кентукки – самый северный из рабовладельческих, Южных штатов, расположенный на границе с Северными штатами, где уже начиналось движение за освобождение негров от рабства. Гимн – здесь: церковное песнопение. Квартерон (от латинского слова «кварта» – четверть) – человек по деду или бабушке негритянского происхождения. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2406  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/fiction/hizhina-djadi-t...

(VII – X), семерке – четыре главы (XI – XIV), восьмерке – три главы (XV – XVII). Специально рассматривается число 56, поскольку у Цицерона Сципион Старший предсказывает Сципиону Младшему жизнь в течение семь раз повторенной восьмерки (XVIII). Заметим, что по Макробию, Сципион Младший в свои 56 лет должен не прийти к концу своей жизни, но достигнуть наивысшего могущества и славы (In Somn. scip. I 5, 2). Это, впрочем, не так важно. И, наконец, девяткой автор занимается тоже в специальной главе (XIX), после чего следует краткое заключение (XX). Во всем этом общем учении о числе мы находим вековую, пифагорейско–платоническую традицию, которая, как мы знаем (ИАЭ VII, кн. 1, 218 – 244), яснее всего и подробнее всего зафиксирована в известном трактате Ямвлиха " Теологумены арифметики " . Подробный анализ мог бы обнаружить наличие у Фавония некоторых мелких особенностей характеристик отдельных чисел. Но общий метод характеристики декады, как он дается в пифагорейско–платонической традиции, остается у Фавония тем же самым. г) Гармония сфер. Как сказано, другой основной темой трактата Фавония является учение о гармонии сфер (XXI – XXVII). Тут мы находим все ту же пифагорейско–платоническую традицию. Определяются кварта как отношение 3:4, квинта как отношение 2:3, октава как отношение 1:2 и целый тон как 8:9 (XXIII – XXIV). Это разделение применяется к теории астрономических отношений (XXV). Земля мыслится посредине и неподвижной, почему она и не издает никаких звуков. Она есть как бы раковина или черепаха, на которую натянуты струны, то есть является резонирующим корпусом кифары всего космоса. Расстояние от Земли до Луны расценивается как тон, от Луны до Меркурия – как полутон, от Меркурия до Венеры – как полутон, от Венеры до Солнца – тоже как полутон, от Солнца до Марса – как тон, от Марса до Юпитера – как полутон, от Юпитера до Сатурна – как полутон, от Сатурна до неподвижных звезд – тоже как полутон. Таким образом, небо и земля отделяются друг от друга 6 тонами, или 12 полутонами.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Точно так же при переходе от 2 к 3 само собой возникало и переживание отношения 3:2, как и далее – отношение 4:3. Эти отношения в области первой четверицы были не только первичными и сами собой очевидными, но и наиболее истинными, наиболее красивыми. А так как слух требовал самой высокой гармонической оценки именно квинты и кварты, причем кварта явно была меньше квинты, то и получалось, что уже первичная четверица содержала в себе отношения и октавы, и кварты, и квинты. Тут уже не нужно было производить те или другие эксперименты. Тут нужно было исходить только из двух моментов, а именно, из чисто слуховой оценки музыкальных консонансов и из того абсолютного соотношения чисел, которые содержались уже в первичной тетрактиде. Эти две очевидности, музыкально-слышимая и числовым образом мыслимая, должны были во что бы то ни стало отождествляться. И это ровно без всяких научно поставленных экспериментов. б)  Приведем еще и другой способ теоретико-числового оперирования у пифагорейцев. Довольно подробное представление об этом можно найти у Птолемея . Исходя из представления об октаве как об отношении 2:1 и беря подряд две квинты, получаем тон, который вовсе не давал никакого консонанса с исходным основным тоном. Из этого делали вывод, что и каждая квинта тоже не является консонансом в смысле 2:1. Следовательно, консонансы кварты и квинты в числовом отношении нужно было объяснять иначе, то есть не установлением кратных отношений, но установлением более сложных отношений. Рассуждали так: если число равно самому себе и в этом смысле вполне гармонично само с собою, то к этому числу надо прибавить или от него отнять некую цельную единицу, которая в данном случае трактовалась не просто в виде арифметической единицы, но в виде наличия или отсутствия какого-то еще постороннего элемента. Отсюда и получалось отношение  или  . В сравнении с октавой такого рода отношения тонов, конечно, расценивались значительно ниже, но это не мешало им фигурировать наряду с октавой. Теперь и спрашивали: что же такое квинта при таком новом соотношении тонов, если оставаться в пределах все той же первичной тетрактиды? Вот тут-то и получалось отношение для квинты  ; и для кварты  . Подтверждением этого являлось то обстоятельство, что при умножении 3/2 × 4/3 получалось именно 2/1, то есть 2. Заметим при этом, что речь шла у пифагорейцев именно о перемножении двух дробей, а не об их сложении, поскольку при их сложении получалась бы механическая последовательность интервалов, в то время как при их умножении обе дроби не остаются внешне противопоставленными, но повторяют и развивают одна другую.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

Далее, симметрия и пропорция повелительно требовали найти середину между двумя тонами, составляющими октаву. Такой серединой является тон между квартой и квинтой, потому что от тона до кварты столько же, сколько от квинты до октавы. А отсюда уже само собой возникали физические аналогии. Что у древних было наиболее противоположным в их чувственном опыте? Это – земля и огонь, вполне противоположные и по тяжести (плотности), и по подвижности, и по остроте. Значит, отношение между землей и огнем есть октава. А что является серединой между тоном и октавой? Мы уже сказали, что ею является тон между квартой и квинтой. А что является серединой между землей и огнем? Мы знаем, что это есть расстояние между водой и воздухом. Значит, расстояние между водой и воздухом равно целому тону, а расстояние между землей и водой, как и расстояние между воздухом и огнем, равно кварте. Отсюда само собой вытекает, что расстояние между землей и воздухом, как и расстояние между огнем и водой, равняется квинте. А так как кварта равняется 3:2 и квинта равняется 4:3, то тем самым пропорция 1:4/3:3/2:2 (со всеми арифметически допустимыми здесь перестановками) в прямом и буквальном смысле слова применяется к указанным физическим телам и, соответственно, правильным многогранникам (см. табл.2). Платоновские и пифагорейские материалы, относящиеся к пропорциям, весьма разноречивы. Они имели тысячелетнюю историю и допускают разнообразную интерпретацию в зависимости от точки зрения на предмет. В табл. 2 дана примерная сводная схема, которая может быть представлена и в другом виде; но выбрана она исключительно ради удобства обозрения платоновских материалов, относящихся к пропорциям. Чтобы понять эту схему, надо принять во внимание следующие четыре обстоятельства. Во–первых, отношения, входящие в пропорцию, Платон (как и вся античность) понимает в самом широком смысле слова. Поэтому земля, вода, воздух и огонь вместе с соответствующими многогранниками могут браться у него в самой разнообразной комбинации, как по числу членов отношения, так и по их взаимному расположению. Поэтому, если в космическом плане Платон от земли переходил к воде и дальше – к воздуху и огню, то ничего не стоило ему, в целях установления тех или иных пропорций, переходить также и от земли прямо к воздуху, а уже потом к воде и огню. Каждая такая комбинация, как это вполне естественно, имела свою собственную структуру и свое собственное взаимоотношение элементов.

http://predanie.ru/book/219660-iae-i-ran...

Итак, вот первый результат действия мировой души на мировое тело: космос оказался единораздельным телом, содержащим в себе нерушимую цельность, несмотря на бесконечные различия возможных его проявлений. Разгадка непонятного ряда семи чисел в " Тимее " заключается в том, что он есть символ космоса как трехмерного тела, данного в виде нерушимой единораздельности и целостности. 2. Космические пропорции Идем дальше. И с точки зрения Платона и с точки зрения всей античной эстетики космос не есть просто целое, но еще и пропорциональное целое. Это значит, что везде в космосе мы улавливаем такие соотношения, которые постоянно повторяются и потому делают пропорциональным весь космос. Для этого Платон хочет соответствующим образом заполнить те промежутки, которые у него получились между числами указанного семичлена. Здесь тоже помогли пифагорейцы. Они различали пропорции арифметическую, геометрическую и гармоническую. Как и у нас, арифметическая пропорция представляла у них собою равенство двух разниц или сумм: а - b=с - d (1,1 1/2, 2); геометрическая пропорция тоже, как и у нас, была равенством отношений: а/b=b/с (1, 2, 4). В гармонической пропорции на какую часть своей величины один член превосходит другой, на такую же самую часть третьего члена этот второй член меньше третьего. (1, 1 1/3, 2). Здесь же, и опять из той же пифагорейской традиции, Платон принимает количественные отношения музыкальных тонов, когда октава равняется отношению 1:2, кварта 4:3, квинта 3:4 и один тон 9:8. В применении к своему космическому семичлену Платон поэтому рассуждал так. Если возьмем отношение 1:2, это - октава. Беря отношение следующих двух членов 2:3, или, что то же, 3:2, получаем квинту; а соотношение 3:4 дает кварту. В дальнейшем отношении 4:8 (или 1:2) есть опять октава, отношение 8:9 - тон. И, наконец, отношение 8:27 вычислялось так. Отношение 8:16 есть октава, отношение 16:24 (или 2:3) - квинта. И отношение 24:27 (8:9) - тон. Таким образом, весь космический семичлен состоял из 4 октав и большой сексты. Однако во всей этой музыке Платона интересуют прежде всего пропорциональные отношения. Как же они у него получаются?

http://predanie.ru/book/219661-iae-ii-so...

Земские начальники, их съезды. Административные и судебные права этих учреждений. Обжалование решений земского начальника. Краткое понятие об общих судебных местах и предметах их ведомства. Земство. Цель и значение земских учреждений. Выбор гласных. Избирательные съезды. Уездное земское собрание и его состав. Уездная земская управа. Губернское земское собрание и управа. Продовольственные капиталы. Ссуды и возврат их. Обязательное земское страхование от огня; страховые премии. Противопожарные меры. Страхование скота; меры против заразительных болезней. Подати и повинности – государственные, земские и общественные. Выкупные платежи. Воинская повинность. Права и обязанности крестьян, по существующим законам, в отношении пользования земельными наделами. Пользование крестьян лесом. Крестьянский поземельный банк. Цель учреждения его. Размер ссуд. Как производится покупка земли с помощью банка. Ежегодные платежи по ссудам. Пеня в случае неуплаты и продажа с публичного торга. Аренда казенных земель. О найме на сельские работы. Обязанности нанимателя и рабочего. По Пению. О нотах, о названии и числе нот; о ключах, – изображение и значение различных ключей. Упражнения в разных ключах (в скрипичном, дискантовом, альтовом, теноровом и басовом). О гаммах: о восходящей и нисходящей гамме. Об интервалах: прима, секунда, терция, кварта, квинта и т. д. до ноны. О тоне и полутоне; сложение и вычитание тонов. Деление нот: целая нота, половина, четверть, восьмая и т. д. О потах пунктированных. О паузах. О размере простом и сложном. О знаках изменения (диэзы, бемоли), о двойном диэзе и бемоле. Гаммы мажорные и минорные. Объяснение как легче запомнить тоны. Необходимые музыкальные термины и знаки. О форшлаге, о синкопах и триолях. 8 церковных гласов (на Господи воззвах и на Бог Господь). Обедня Св. Иоанна Златоустог о и Всенощное бдение. О положении корпуса во время пения. О дыхании: диафрагменное и плечевое. О постановке голоса. Положение голосовых органов во время пения. Общие правила для сохранения голоса. Дополнительные ведомости

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

После того как сделаны в достаточной мере упражнения в умении управлять дыханием, вбирать и выпускать из груди воздух и задерживать его по произволу, дети испытываются в уменья попадать в тон и приучаются к тому. Одновременно с этим дети приучаются к такту, его ритмическому делению и счету. Потом следует попадание в тон на разных высотах, общее различение высокого тона от низкого, запоминание тонов; различение интервалов наибольших (как кварта, квинта) с постепенным переходом к интервалам наименьшим (терция, секунда) и заключением на различии тона от полутона. Эти занятия возьмут не менее полугода времени; во второе полугодие начинается изучение молитв простейшего напева 4 с мелодиями гласа 6, 8 и 4 (Бог Господь), затем изучаются мелодии других гласов в их постепенной последовательности и трудности, как «на Бог Господь», так и «на Господи воззвах» поются подобны, ирмосы, прокимны и «Свят Господь». Изученные мелодии служат материалом для усвоения гаммы с ее интервалами, в их систематической последовательности, и графическим изображением. Здесь вступает в свои полные права метод аналитический. Самое пение по нотам, как мелодий обычного напева, так и песнопений самопесных, представляет собою уже приложение обоих методов, аналитического и синтетического вместе – это второй год обучения. Третий и четвертый год обучения представляет собою практическое приложение добытых в два года познаний и уменья петь по слуху и по нотам, в смысле пения нот и мелодий большей трудности и хорового исполнения песнопений, с делением певцов на голосовые партии и участием в пении при богослужении. При двухгодичном курсе этот материал располагается сообразно с учебным временем. § 8. Педагогические правила, приемы преподавания церковного пения и изучение нотописи Общепедагогические правила: изучать предмет в последовательности и постепенности, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, от ближайшего к отдаленному, излагать его общепонятно и наглядно, возбуждая вместе с тем детскую любознательность и самодеятельность, сообщать но одной трудности за один раз, не обременяя детского понимания, не подавляя его способностей, а постепенно их развивая, – суть правила и основательная преподавания церковного пения в народной школе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasili_Metallo...

Нужно быть близоруким, чтобы не видеть тех благотворных перемен в Минской семинарии, которые произвёл о. Афанасий» 29 . Далее Дмитрий Булгаковский с тёплым чувством обрисовывал заслуги покойного перед Минской духовной семинарией, заканчивая свой некролог словами: «Дай Бог , чтобы побольше было таких деятелей в здешнем крае, но дай Бог, чтобы они за свои заслуги получали лучшую благодарность!» 30 Так ученик заступился за своего почившего ректора, отдав ему дань благодарности от лица всех воспитанников. Очень рано в Дмитрии стали пробуждаться писательский талант и тяга к изучению народной жизни – культуры, быта, традиций. Ещё учеником семинарии он опубликовал в «Минских губернских ведомостях» статью «Белорусские песни. Волочебные» 31 , собранные им в Борисовском уезде в бытность преподавателем Зачистского училища. Волочёбными песни назывались потому, что крестьяне пели их, переходя от одной хаты к другой, «волочась» по селу, а сами любители таких песен назывались волочёбниками. Пелись эти песни обыкновенно в первый день Пасхи, после вечерни в продолжение всей ночи, а иногда даже и на другой день праздника, после утрени. Пение волочёбных песен было чем-то вроде рождественских коляд, когда группа селян, не менее 15 человек, ходила от дома к дому, исполняя свои песни за какое-нибудь вознаграждение. Песни пелись под окнами домов, и только в том случае, когда окна не выходили на улицу, во дворе дома. Обычной платой за пение были кварта водки, сыр, несколько яиц и до 15 копеек денег. Водка волочёбниками выпивалась в присутствии хозяев, а остальные даяния забирались с собой и делились поровну уже после окончания хождения. Начавшись на ученической скамье, литературная деятельность Булгаковского впоследствии уже не ослабевала. В июне 1869 года Дмитрий Булгаковский благополучно окончил полный семинарский курс по первому разряду успеваемости с почётным званием студента 32 . Вскоре он подал новому Минскому епископу Александру (Добрынину) прошение о своём желании принять священный сан. «Не ищу и не желаю другой должности, – писал он, – как только должности священника, к которой я с юных лет своей жизни чувствую и призвание, и любовь. Благоволите мне, Преосвященнейший Архипастырь посвятить все силы сему священному служению и честно в нем трудиться» 33 . Вместе с тем он просил владыку выдать ему «билет», то есть разрешение на женитьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010