Священника в это время не только ограничивали в гражданских правах, но и грабили, обложив, например, его в 1937 году налогом на мясопоставки. Отец Сергий написал жалобу, прося снять в соответствии с законом налог. Ему ответили, что, хотя ему и более шестидесяти лет и в этом случае налог можно было бы снять, жене его пятьдесят один год, и потому в просьбе ему было отказано. В конце 1937 года власти решили закрыть Покровский храм. В конце февраля 1938 года отца Сергия вызвали в НКВД и предупредили о готовящемся закрытии храма, а также намекнули на то, что могут арестовать и его. Перед ним открылась возможность избежать ареста, и он вновь сделал выбор. Придя домой, он сказал близким: «Что ж, прихожане придут молиться, а я окажусь дезертиром, предавшим Бога и паству». И решил никуда не бежать. Последнюю литургию отец Сергий отслужил 2 марта 1938 года. На улице неподалеку от храма его уже ожидал нанятый сотрудниками НКВД извозчик, который довез его до ближайшего отделения НКВД. В некоторой неопределенности он пробыл здесь до конца марта, пока собирались показания лжесвидетелей, а затем начались допросы, на которых он отвечал так, как хотел. От его ответов не зависела его земная участь, разве только вечная. — Следствие располагает данными, что вы вместе с офицерством выступали против красных, — сообщил ему следователь. — Во время восстания генералов наш полк из Бессарабии был двинут против красных войск под Петроград. Я был за генералов, но солдаты скоро обольшевизировались и против красных не пошли. Полк расформировали, и я уехал в Воронежскую губернию, — ответил священник. — Следствие располагает данными, что вы активно вели среди населения контрреволюционную деятельность. — Вся моя контрреволюция заключалась в церковной службе. В религиозной вере я воспитан с малых лет, вера вошла в мою плоть и кровь, и поэтому я — противник партии и правительства и тех мероприятий, которые они проводят. Открыто контрреволюции среди населения я не вел, но недовольство свое советской властью я высказывал среди некоторых верующих. Говорил о тяжелой жизни, о налогах, которые на меня и на других налагают. Другой политики я не касался.

http://foma.ru/cvyashhennomuchenik-sergi...

Как крымский священник помогает жителям освобождённых территорий и военным Юлия Попова Источник: «Крымская газета»      Уже почти 10 лет священник из Крыма протоиерей Дмитрий Кротков возит гуманитарную помощь на Донбасс и в Херсонскую область. Что такое блиндажные храмы, бывают ли атеисты на поле боя и как побороть страх смерти, отец Димитрий рассказал в интервью «Крымской газете». Дома, как в ковше – Отец Димитрий, когда был создан Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии и каковы его задачи? – Центр был создан в прошлом году. До этого была гуманитарная миссия Крымской митрополии. «Специальный», потому что наша деятельность в основном направлена на помощь на территории СВО. Здесь, в Крыму, много благотворительных организаций и фондов, которые могут помочь нуждающимся, а там, в зоне СВО, такая помощь порой нужнее. – Недавно вы вернулись из зоны подтопления в Херсонской области. Какая помощь там сейчас нужна больше всего? – На второй день после того, как началось затопление, мы сразу выехали в Алёшки, Голую Пристань, чтобы оценить ситуацию. Нам благодетели купили лодку, и мы на ней наряду с МЧС занимались эвакуацией людей и животных. Снимали просто с крыш. В Голой Пристани на этой лодке возили гуманитарную помощь людям. Ведь очень многие отказывались от эвакуации, оставались в своих домах. Несколько пятиэтажек были просто «отрезаны» водой. Центр Голой Пристани – это большая низина, в которой вода скапливается, как в ковше. Подвалы затоплены. Есть улицы, где чуть ли не каждый дом полностью разрушен. При содействии Синодального отдела по социальному служению РПЦ мы постоянно закупаем бытовую химию и раздаём людям. Потому что если с продуктами там ещё куда ни шло, то элементарно помыться, что-то постирать очень сложно. Донская митрополия прислала нам новую одежду, продукты питания, пледы, одеяла, подушки, газовые горелки. Ситуация очень сложная, поэтому все ближайшие наши поездки будут в Херсонскую область. Целились в священника – С чего всё начиналось, когда вы приняли решение помогать жителям Донбасса?

http://pravoslavie.ru/154738.html

Никита (Стягов) 6.12.1923 хирот. во еп. Боровичского, вик. Новгородской епархии; с 27.12.1934 в сане архиепископа; † 6.08.1936. Никифор (Богословский) в 1922 г. хирот. во еп. Городнянского, вик. Черниговской епархии; уклонился в обновленческий раскол. Никифор (Ефимов) 21.03.1926 хирот. во еп. Хабаровского; с 25.04.1928 еп. Котельнический, вик. Вятской епархии; с 31.01.1929 еп. Пятигорский; с дек. 1930 г. в заключении; расстрелян 1.09.1937. Никифор (Никольский) 8.06.1931 хирот. во еп. Волоколамского, вик. Московской епархии; с кон. 1931 г. еп. Кимрский, вик. Калининской епархии; с 7.12.1936 архиеп. Калининский; с 1937 г. в заключении; † 9.02.1942. Никифор (Осташевский) 15.09.1924 хирот. во еп. Новосибирского; с 1927 г. в сане архиепископа; с 18.04.1932 митр. Новосибирский и Барнаульский; † 17.04.1937. Никодим (Воскресенский) в 1925 г. упом. как еп. Демянский, вик. Новгородской епархии. Никодим (Гонтаренко) 31.08.1942 хирот. во еп. Краснодарского; † 22.01.1948. Никодим (Кононов) c 15.11.1913 еп. Белгородский, вик. Курской епархии; расстрелян 11.01.1919. Никодим (Кротков) с 16.11.1911 еп. Чигиринский, вик. Киевской епархии; с 1921 г. еп. Таврический и Симферопольский; с 1922 г. в сане архиепископа; с 1922 г. в заключении; с 10.06.1932 архиеп. Костромской; с дек. 1936 г. в заключении; † 21.08.1938 в тюрьме. Никодим (Ротов) 10.07.1960 хирот. во еп. Подольского, вик. Московской епархии; с 23.11.1960 еп. Ярославский и Ростовский; с 10.06.1961 в сане архиепископа; с 3.08.1963 в сане митрополита; с 5.08.1963 митр. Минский и Белорусский; с 9.10.1963 митр. Ленинградский и Ладожский; с 7.10.1967 митр. Ленинградский и Новгородский; † 5.09.1978. Никодим (Руснак) 10.08.1961 хирот. во еп. Костромского и Галичского; с 21.04.1964 еп. Аргентинский и Южноамериканский; с 25.02.1968 в сане архиепископа; 10.04.1970–6.10.1977 экзарх Центральной и Южной Америки; с 2.07.1970 на покое; с 1.12.1970 архиеп. Харьковский и Богодуховский; с 23.11.1983 архиеп. Львовский и Тернопольский, с 9.04.1985 в сане митрополита; с 30.12.1988 митр. Львовский и Дрогобычский; с 13.09.1989 митр. Харьковский и Богодуховский.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Авось удастся. Ждите до 19-го Апр. Если не получите, пишите аминь или анафему над моим Иудою. Придется Вам ограничиться какою-нибудь статейкой. А потом в дополнение к следующему тому приложите и мою статью» 1211 . 22 апреля 1906 г. Муретов извещает, что «Иуду» закончит к августу, но затем откладывает вновь и вновь. Меж тем печатание VII тома, начавшееся 24 июня 1906 г., было приостановлено 16 сентября из-за отсутствия статьи Муретова, обещавшего ее вот-вот закончить. В конце сентября печатание тома было продолжено, статью Муретова предполагалось поместить не по алфавиту, а в конце тома. Спустя три месяца, 7 января 1907 г., Муретов пишет: «Набор Иуды подержите еще, скоро вышлю окончание» 1212 . Однако статья Муретова об Иуде в ПБЭ так и не появилась. Либо он не успел закончить ее, либо (что вероятнее) в последний момент она все-таки была отклонена из-за своего содержания. В VII томе в стб. 517 (где должна быть помещена статья), указано: «Иуда предатель см. «Энц.» VIII». А в VIII томе (в разделе «дополнения») помещена статья «Иуда-предатель» Д. И. Богдашевского. Статья была срочно заказана ему, по-видимому, в первых числах сентября 1907 г. 7 сентября он писал Глубоковскому: «С заметкою об Иуде поспешу» 1213 . Спустя два дня, 9 сентября, сообщал, что статья закончена, а 13 сентября выслал ее Глубоковскому: «Посылаю Вам заметку об Иуде предателе, окружающем нас со всех сторон, но не желающем удавиться. Простите, если не написал так, как следует. Кажется, все главное и существенное сказал» 1214 . Из С.-Петербургской академической корпорации в числе наиболее активных сотрудников Энциклопедии состояли А. А. Бронзов (45), С. М. Зарин (27+21 н/о), И. И. Соколов (93+7 н/о), помощник библиотекаря А. П. Кротков (6+45 н/о), библиотекарь А. С. Родосский (15+26 н/о), И. С. Пальмов (20+2 н/о), А. И. Пономарев (свыше 200), П. С. Смирнов (16), Г. В. Прохоров (4+45 н/о); от случая к случаю писали: о. В. М. Верюжский (5), А. П. Дьяконов (8), Ф. Г. Елеонский (2), П. Н. Жукович (3), И. А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Мы ехали тихо. На душе нашей было грустно; но эта грусть имела какой-то тихий, святой характер. Первое действие наше, когда мы уселись хорошенько на телеге, было перекреститься; первое движение воли – предаться безусловно водительству Промысла. Первые минуты мы были безмолвны. Потом мало-помалу начали мы говорить. Речь невольно коснулась теперешнего нашего положения. Перед Бухаревым я стал развивать ту мысль, что в этом самом отправлении нашем видна особенная к нам благость Божия. Как будто нарочно устроил так Господь, что нам первым приходилось ехать в академию, которая так близко. Родители наши так уж стары; мы к ним можем приезжать на каждые каникулы и утешать их; «Даже с тобой, друг мой, ехать – и то для меня благо. Мы с тобой с самых ранних лет вместе учились, жили на одной квартире, друг друга любим, как братья. Предадим себя вполне в волю Божию: верно, Он поведет нас к нашему счастью». На Бухарева весьма подействовала речь моя. Он схватил мою руку, сжал ее крепко, крепко и потом поцеловал меня. Впоследствии Бухарев любил меня до пристрастия. Мы приехали в лавру утром в Успеньев день; явились к инспектору Агафангелу и, по его распоряжению, поселились в «Лапландии», т.е. в самом мрачном номере. Батюшка дал мне денег – рублей 100 ассигн. По приезде в академию мы опять стали трусить; как нам выдержать экзамен? Земляков у нас никого не было, потому что мы первые вытребованы в академию. Но Господь не оставил нас Своей милостью. Вскоре и в академии мы нашли друзей, из числа которых были на старшем курсе Феофилакт Иванович Кротков, Яков Петрович Бурлуцкий, Алексей Осипович – забыл фамилию; на младшем Федор Ильич Кушит и другие. Началась жизнь академическая. Мы поступили в академию в 1842 г. Писано 9 октября 1852 г. V Я рано стал говорить проповеди. Едва я выслушал в риторике правила церковного красноречия и сделал первый опыт в классе, я по приезде домой в Юрьевское (это было во время Масленицы) на первой же неделе говорил проповедь перед причащением св. Таин. У батюшки, бывало, на первой неделе в субботу и воскресенье говеет весь приход, человек до 800, и потому времени перед самым причащением остается довольно много. Вместо того, чтоб тянуть по-козлиному причастный стих я выходил на кафедру и говорил к народу поучение. Я был тогда очень молод – лет 17 или 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

Узнав об этом, начальник секретного отдела Симферопольского управления ОГПУ Т. М. Малли 17 нояб. 1923 г. отправил в Москву начальнику 6-го («церковного) отд-ния Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкову следующее послание: «По имеющимся у нас сведениям в Москве в настоящее время находится освобожденный по амнистии из Нижегородского исправдома быв. Таврический Архиепископ Никодим Кротков, ярый тихоновец и черносотенец. В недалеком будущем Никодим предполагает приехать в Симферополь, а потому в интересах развития церковно-обновленческого движения в Крыму и ослабления черносотенной деятельности реакционных церковников, просим принять меры к устранению возможности возвращения Никодима в Крым» (ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31086. Л. 6). 14 янв. 1924 г. Н., вызванный повесткой в здание ОГПУ на Лубянке, был арестован и отправлен в Бутырскую тюрьму. 28 марта 1924 г. Комиссия НКВД по адм. высылкам постановила выслать его на 2 года в Туркестан. Отбывал срок ссылки в г. Красноводске (ныне Туркменбаши, Туркмения). 22 мая 1926 г., по истечении срока ссылки, Н. вернулся в Симферополь, однако уже на следующий день его вызвали в Симферопольское управление ОГПУ и предписали немедленно покинуть территорию Крымской АССР. Н. выехал в Харьков, но и там местный отдел ОГПУ потребовал от него покинуть пределы Украинской ССР. 19 июня Н. прибыл в Москву, а 14 июля был вновь вызван повесткой на Лубянку, арестован и помещен в Бутырскую тюрьму. 27 авг. 1926 г. особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на 3 года в Казахстан. Он был отправлен по этапу и некоторое время находился в тюрьме в г. Кзыл-Орда (ныне Кызылорда). С окт. 1926 г. отбывал ссылку в г. Турткуль (ныне в Каракалпакии). Согласно постановлению особого совещания при Коллегии ОГПУ от 5 июня 1929 г., по освобождении из ссылки был лишен права проживания в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и Украинской ССР с «прикреплением к определенному местожительству» сроком на 3 года. Выбрал для проживания бывш. с. Тезино (вошедшее в состав образованного в 1925 города Вичуга), где он служил в 1890-1896 гг.

http://pravenc.ru/text/2565562.html

«Ни тепла, ни света у них не будет»: после наводнения в Херсонской области люди не готовы к зиме Илья Агафонов Источник: Милосердие.Ru В регионе до сих пор есть проблемы с электричеством, плохо работают аптеки и продуктовые магазины. Запасов на зиму жители сделать не успели: огороды с посадками смыло водой. Очевидцы называют происходящее в Херсонской области настоящей катастрофой, о которой мало кто говорит Фото: Алексей Коновалов/ТАСС; Телеграм-канал гуманитарного центра Крымской митрополии t.me/krgumortodox      С момента подрыва плотины Каховской ГЭС прошло уже более пяти месяцев, и новость давно ушла из актуальной повестки – ее заслонили другие происшествия и международные военные конфликты. Вода, вызвавшая сильнейшее наводнение в Херсонской области, схлынула еще летом, дно бывшего водохранилища даже успело зарасти травой. Но пострадавшие районы – в зону затопления попало 35 населенных пунктов – по-прежнему нуждаются в помощи. Они совершенно беззащитны перед последствиями стихийного бедствия и не готовы к надвигающимся холодам. «Там происходит катастрофа. Если не видеть масштаб проблем воочию, его трудно представить», – говорит руководитель Специального гуманитарного центра Крымской митрополии протоиерей Димитрий Кротков. Отец Димитрий регулярно доставляет гуманитарные грузы в регион, пострадавший от наводнения. Мы поговорили со священником о том, что происходит сейчас на этих территориях, и о том, какая помощь актуальна для жителей херсонских городов и сел накануне зимы. Публикуем его рассказ. Нет электричества, смыло картошку и все, что было в огородах Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии раз в две недели привозит и выдает помощь. Фото: Телеграм-канал гуманитарного центра Крымской митрополии t.me/krgumortodox      «В Херсонской области разрушены дома, в том числе и там, где обстрелов не было. Надвигаются холода, но свет мало где есть, нет газа – во время наводнения пострадали подстанции, газопроводы. Дороги восстанавливают, но объем того, что нужно починить, колоссальный, так что работы завершат очень нескоро.

http://pravoslavie.ru/156686.html

1-й батальон Копорского полка, оставленный в с. Павла для охраны Главной квартиры Наследника Цесаревича, прибыл в Белу и по приказанию Его Величества расположился бивуаком на высоте юго-восточной стороны города. 12-е июля. Ночью Император чувствовал лихорадочное состояние, но проснулся довольно бодрым. Сегодня Его Величество телеграфировал Великой Княгине Екатерине Михайловне: «Четвертая стрелковая бригада покрылась славою во всех сражениях, под начальством генерала Гурко, в Балканских горах. Я выбрал Пейкера передать Мое спасибо и георгиевские кресты. Ты поймешь какое чувство внушило Мне выбрать именно его. Я не забываю Того, кому стрелки наши одолжены своею превосходною организацией». Флигель-адъютант Пейкер, был адъютантом покойного герцога Георга Мекленбургского, инспектора стрелковых батальонов. Погода продолжала стоять жаркая и Государь ездил с военным министром в деревню Обертеник, Главную квартиру Наследника Цесаревича, для свидания с Его Высочеством и Великими Князьям Владимиром и Сергием Александровичем. 2-е июля. Телеграмма из Севастополя возвестила о подвиге капитана Баранова, командира парохода «Веста», бывшего в крейсерстве у Румелийского берега. 11-го июля, в 8 ч. утра, находясь вблизи Кюстенджи, Баранов встретился с турецким броненосцем и вступил в бой, который затем длился в продолжение пяти часов. «Веста» сильно пострадала, получив несколько пробоин в корпусе и кроме того, две бомбы лопнули на палубе и произвели пожар над пороховым погребом, который, однако, быстро потушили. В неприятеля попало, не считая пуль и мелких снарядов, три мортирных бомбы; одна разорвалась в кормовой части, другая заглохла, а третья лопнула в башне и решила бой. Броненосец бежал, а «Веста» вернулась в Севастополь 12-го числа с рассветом. Офицеры, команда и волонтеры вели себя с необыкновенным геройством; убиты артиллерии подполковник Чернов, прапорщик Яковлев и 9 человек команды; очень тяжело ранены: лейтенант Михаил Перелешин, лейтенант Кротков, мичман Петров и 4 матроса; легко ранены: командир Баранов, лейтенант Владимир Перелешин, юнкер Яковлев и 11 чел. команды.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Указом Президиума ВС РСФСР от 1 февр. 1963 г. вместо 28 существовавших районов образованы 13 сельских (Башмаковский, Белинский, Городищенский, Земетчинский, Каменский, Колышлейский, Кузнецкий, Лунинский, Мокшанский, Нижнеломовский, Пензенский, Сердобский и Шемышейский) и 2 промышленных (Нижнеломовский и Терновский) района. Указом Президиума ВС РСФСР от 3 марта 1964 г. в П. о. образованы еще 2 сельских района (Беднодемьяновский и Никольский). Указом Президиума ВС РСФСР от 12 янв. 1965 г. все сельские районы преобразованы в обычные районы; промышленные районы упразднены; дополнительно образованы Бековский, Камешкирский, Кондольский, Лопатинский, Наровчатский, Неверкинский, Пачелмский и Сосновоборский районы. Указами Президиума ВС РСФСР в П. о. образованы Вадинский, Иссинский и Тамалинский районы (30 дек. 1966), Малосердобинский р-н (11 дек. 1970), Бессоновский р-н (20 окт. 1980). П. о. стала делиться на 28 районов. Законом П. о. от 1 марта 2004 г. статусом городского округа наделены Пенза, Кузнецк и ЗАТО г. Заречный. Федеральным законом от 12 окт. 2005 г. г. Беднодемьяновску возвращено историческое название Спасск, Беднодемьяновский р-н переименован в Спасский район. 14 июня 2006 г. Пензенский и Кондольский районы были объединены в Пензенский р-н с центром в с. Кондоль. А. П. П. Лит.: Поволостные и алфавитный списки населенных мест Пензенской губернии. Пенза, 1914; Хвощёв А. Л. Очерки по истории Пензенского края. Пенза, 1922; Гвоздев Б. Н. Некоторые сведения о промышленности Пензенского края в 18 в. Пенза, 1925; Кротков А. А. К вопросу о сев. улусах золотоордынского ханства//Изв. Об-ва обследования и изуч. Азербайджана. Баку, 1928. 5. С. 71-79; Рыков П. С. Культура древних финнов в р-не р. Узы. Саратов, 1930; Список населенных пунктов Средне-Волжского края. Самара, 1931; Алихова А. Е. Старосотенский могильник//Археол. сб. Саранск, 1948. Вып. 1. С. 212-258; она же. Мавзолеи города Мохши - Наровчата//Сов. Арх. 1973. 2. С. 226-237; она же. Постройки древнего города Мохши//Там же.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Наиболее распространенным и испытанным способом являлось хождение священника по дворам прихожан как в праздничные, так и в другие, обусловленные обычаем, дни для сбора подаяний (более всего натурой – в Петровки, Покров, в дни сбора урожая, «льнованья» и пр.). На этой почве обычно и складывались неприязненные отношения между сельским причтом и прихожанами. Крестьяне нередко в открытой и весьма неприятной для священника форме выражали недовольство его стяжательством и вымогательством. Другими причинами недовольства прихожан своими церковными наставниками были и факты формального отношения священников к своим пастырским обязанностям, недостойного их поведения в быту. Вот характерные ответы корреспондентов Этнографического бюро В.Н. Тенишева на пункты анкеты о взаимоотношениях прихожан со своими сельскими пастырями. «Отношение крестьян к священникам весьма недружелюбное, – писал, например, корреспондент из Орловской губернии сельский учитель А.И. Кротков, – правда, в глаза священника уважают, отдают почтение и постоянно подходят под благословение, за глаза же почти всегда духовных ругают, называя «гривастый, обжора, оглод, побирушка» и проч., и некоторые не прочь и в глаза ругнуть». Видя обходящего дворы священника, крестьяне стараются от него скрыться. Автор пишет, как он сам был свидетелем препирательства прихожан со священником. Прихожане укоряли его в том, что ему «всё мало», а они «куска хлеба досыта не едят». Священник разразился бранью: «Хамы, сукины дети, град бы вас побил», пожилых крестьянок обозвал «ведьмами» и «старыми чертовками». В ответ услышал: «Паралик лохматый, а еще ты называешься наш наставник, а говоришь неподобные слова» 47 . Корреспондентка из той же Орловской губернии учительница М.И. Михеева писала в ответе на анкету, что в ее местности «некоторые крестьяне, не желая платить священнику за молебны во время обхода им дворов, запирают хаты и уходят к соседям, у которых уже побывал священник, а то прячутся в хате, а на двор повесят замок». Здесь существовал обычай посыпать солью стол, за которым в избе сидел священник, «чтобы больше не иметь с ним дела» 48 . Рязанский корреспондент В.В. Чепурин сообщал: «Народ на духовенство смотрит вообще недружелюбно, говоря, что они дерут с живого и мертвого... В некоторых селениях отношения крестьян к причту настолько обостряются, что приходится лишь удивляться и в недоумении разводить руками» 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010