Оно доставило автору его четвертое место в ряду магистров этого замечательного курса, давшего России многих выдающихся деятелей на различных поприщах церковной и гражданской жизни. Из них было, кроме преосвященного Амвросия, 7 архипастырей, именно: Сергий, митрополит московский († 11 февраля 1898 г.); бывший кишиневский архиепископ Неофит (Неводчиков); епископы: Серафим (Протопопов) – самарский († 1891 г.), Андрей (Поспелов) – муромский († 1868), Платон (Троепольский) – томский († 1876), Петр (Екатериновкий) – также бывший томский († 1889) и Амфилохий (Казанский) – угличский († 1893). Кроме того, было несколько профессоров и писателей, каковы: первый магистр курса – Ип. Мих. Богословский–Платонов, бывший профессором в московской духовной академии и скончавшийся в Москве протоиереем († 1870 г,); Ст. Ив. Зернов, прошедший тот же путь служения († 1886), Серг. Конст. Смирнов бывший в той же академии профессором, инспектором и ректором и скончавшийся в сане протоиерея в 1889 году; Дим. Ив. Кастальский, бывший профессором в казанской духовной академии и скончавшийся протоиереем в Москве (в 1892 г.); известный писатель К. Г. Говоров († 1874); известные московские протоиереи – магистры: Феофилакт Ив. Кротков, Вл. Гр. Назаревский († 1881) и Вас. Ив. Романовский († 1895) и др. В своей речи 10 октября 1882 года профессор московской духовной академии Н.И. Субботин , напомнив преосвященному Амвросию, как воспитаннику московской академии, время его юности, совершенно справедливо заметил, что преосвященный оставил в академии добрую память. Начальствующие и профессора составили об нем мнение как о человеке, весьма богато одаренном от природы, неутомимо трудившемся в течении всего академического курса над собою и своим самообразованием, по поведению совершенно безупречном, в высшей степени почтительном к старшим и миролюбивом в отношении к товарищам и студентам младшего курса; но особенно ценили в нем уже тогда ясно обнаруживавшийся его философский склад ума и несомненный проповеднический талант, способный проложить себе совершенно самостоятельный и оригинальный путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

2727 Имеется в виду юрист и историк искусства Дмитрий Александрович Ровинский (1824–1895), занимавший пост прокурора Московского учебного округа с 4 февраля 1866 г. по 1 марта 1868 г. Ключарев, как можно судить, только слышал фамилию Ровинского, но не видел ее написанной – отсюда его ошибка. 2731 Прот. А. О. Ключарев. См. о нем и об упомянутой его проповеди примеч. 6 на с. 846 и примеч. 1 на с. 848. 2733 1 (14) октября отмечается «недвунадесятый великий» праздник Покрова Божией Матери. В церкви Николы Явленного на Арбате (см. ниже примеч. 13) с начала XVII в. был устроен Покровский придел. 2736 Кассу Братства удобно было хранить в Даниловском монастыре, поскольку им управлял один из распорядителей казны архим. Иаков (Кротков). 2740 Николоявленский – по настоятельству прот. С. И. Зернова (1865–1886) в церкви Николы Явленного на Арбате (церкви Николая Чудотворца), с 1593 г. находившейся на углу Арбата и Серебряного переулка (снесенное в 1933 г. здание было возведено в 1860 г.; ныне здесь школа 73). 2741 Елизавета Петровна Победоносцева (1819–1874) – старшая сестра Победоносцева. Возможно, что упомянутая сумма (1100 рублей) – взнос в братскую казну вел. кн. Елены Павловны, переданный через Победоносцева и его близких. Именно столько она пожертвовала в 1866 г. См. п. 2 (8) и Годичный отчет. 1866. С. 23, паг. 1-я. 2743 О свящ. А. М. Иванцове-Платонове см. примеч. 5 к публ. статьи П. «Странная полемика» (наст. изд., с. 682). 2744 Старостой Николоявленной церкви в тот период был московский купец 2-й гильдии Егор Федорович Шехобалов (см.: Московская памятная книжка, или Адрес-календарь жителей Москвы, на 1869 год. Ч. I. С. 357). 2745 Николай Ильич Козловский (1791–1878) – московский архитектор, автор многих церковных строений, в том числе нового здания храма Николы Явленного на Арбате (1846–1860). 2746 Прогнозы прот. С. И. Зернова не вполне оправдались: Н. И. Козловский и С. Г. Котов согласились быть распорядителями братской казны и только Е. Ф. Шехобалов отказался. 2747 Речь идет об Иоанне Матвеевиче Лебедеве (?–1907), вскоре, в 1867 г., ставшем священником церкви Илии Пророка Обыденного. Его должность называлась: «занимающийся письмоводством по делам Братства» (Годичный отчет. 1869. С. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Иоанникий Руднев 1891–1900. Феогност Лебедев II 1900–1903. Флавиан Городецкий 1903. Каневское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Сильвестр Жалеванский 1885–1906. Иннокентий Ястребов 1906. Чигиринское викариатство, учр. в 1799 г. Епископы (в Киеве): Феофан Шиянов-Чернявский 1800–1807. Ириней Фальвовский 1807–1812, (вторично) 1812–1823. Афанасий Протопопов 1823–1826. Мелетий Леонтович 1826–1828. Кирилл Куницкий 1828–1835. Владимир Алявдин 1835–1836. Иннокентий Борисов 1837–1841. Иеремия Соловьев 1841–1843. Варлаам Успенский 1843–1845. Аполлинарий Вигилянский 1845–1858. Антоний Амфитеатров 1858–1859. Серафим Аретинский 1860–1865. Порфирий Успенский 1865–1877. Иоанн Жданов 1878–1883. Виталий Иосифов 1883–1885. Иероним Экземплярский 1885–1890. Ириней Орда 1890–1892. Иаков Пятницкий 1893–1898. Димитрий Ковальницкий 1898–1902. Платон Рождественский 1902–1907. Агапит Вишневский 1908. Павел Преображенский 1908–1911. Никодим Кротков 1911. Черкасское викариатство, учр. в 1909 г. Епископы (в Киеве): Назарий Блинов 1910. Уманское викариатство, учр. в 1874 г. Епископы (в Киеве): Филарет Филаретов 1874–1877. Михаил Лузин 1878–1883. Поликарп Розанов 1884–1888. Ириней Орда 1888–1890. Анатолий Станкевич 1890–1892. Иаков Пятницкий 1892–1893. Иоанникий Надеждин 1893–1896. Сергий Ланин 1896–1902. Агапит Вишневский 1902–1908. Феодосий Олтаржевский 1908–1910. Димитрий Вербицкий 1910. Костромская, учр. В 1744 г. Кафедра в Костроме Епископы Костромские и Галичские: Симон Тодорский 1745. Сильвестр (Сергий) Кулябка 1745–1750. (Междуархиерейство три года). Геннадий Андреевский 1753–1757. Дамаскин Аскаронский 1758–1769. Симон Лагов 1769–1778. Павел Зернов 1778–1800. Евгений Романов 1800–1811. Сергий Крылов-Платонов 1812–1817. Самуил Запольский-Платонов 1817–1817. Павел Подлинский 1830–1836. Владимир Алявдин 1836–1842. Виталий Щепетов 1842–1845. Иустин Михайлов 1845–1850. Леонид Зарецкий 1850–1853. Филофей Успенский 1853–1857. Платон Фивейский 1857–1877. Архп. с 1868. Игнатий Рождественский 1878–1883.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

825 Писательница, урожд. Кубе. Сконч. в 1868 г. Муж ее, известный писатель–археолог и беллетрист, действ. стат. сов. Александр Фомич Вельтман сконч. в 1870 г. 827 Статья и была напечатана в этом журнале за 1862 г. ч. XXI. стр. 165 и дал. под заглавием: «О первоначальном народном обучении». 828 Под заглавием: «О положении духовенства в отношении к народному образованию». См. Прав. Обозр. за 1862 г. т. VII, 1, стр. 1–9. 831 Срав. об этом подробнее в Собрании мнений и отзывов митроп. Филарета т. V, стран. 182–186 (Москва, 1887), в «Письме митроп. Филарета к Московскому генерал-губернатору П.А. Тучкову». Здесь (стр. 185) можно видеть и ссылку на журнал Светочь. 832 Иаков Кротков с 1855 по 1870 г. архим. Данил. мон. в Москве, потом еписк. Муром. в 1884: г. ув. на покой в Моск. Донск. монаст. Ок. 1 дек. 1885 г. 836 Толкование воскресных чтений из Апостола. На греч. яз., Москва, 1805 г.; в русском переводе. Москва, 1809. 841 «Вашего» в том смысле, что А.В. Горский, по рукоположении в сан священства, причислен был к Московскому Архангельскому собору. 842 Университетов, средних и низших учебных заведений ведомства министерства Народного просвещения Комиссия, делавшая эти «замечания», состояла из архим. Саввы и профессоров И.С. Делицына, А.В. Горского и В.Д. Кудрявцева. 845 Статья А.В. Горского. Напечатана была в Прибавл. к Твор. Св. Отцов за 1862 г. ч. XXI, стр. 133 и дал. 846 Сем. Серг. Владимирскому, после прот. ц. Смолен. Бож. М. († в 1888), заведовавшему изданием академического журнала в Москве. 851 Как видно из одного, выше приведенного письма о. архим. Игнатия, разумеется оставление монастырских и церковных имуществ в ведении Св. Синода согласно мнению митроп. Филарета. 855 А.Н. Муравьев писал крайне неразборчиво, на что жаловался и митрополит Филарет, бывший с ним в переписке. 867 Бухареве, в 1861 году вышедшем из состава Спб. духовно-цензурного Комитета и поселившемся в Никитском монастыре в г. Переяславле, Владимирской губернии, в числе братства. 878 Священнику, духовнику, человеку замечательно высокой жизни и высокочтимому всеми, знавшими его.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Еще года не прошло с тех пор, как Московская Духовная Академия проводила в могилу тело усопшего почетного члена и заслуженного профессора своего Амфитеатрова Е.В., и вот у нее не стало другого почетного же члена, бывшего ее ректора и заслуженного профессора, протоиерея Сергия Константиновича Смирнова, скончавшегося 16 Февраля сего 1889 года. Личные качества почившего о. протоиерея, его известность в учено-литературном мире и его заслуги для Академии, для Церкви и Отечества, вполне заслуживают того, чтобы сказать о них несколько слов, и, особенно, на страницах издания, которое многим обязано почившему. Сын священника церкви Св. Николая, в Ковыльском, в Москве, С. К. Смирнов родился 3 сентября 1818 года. Получив предварительное образование в Москве в духовных училище и семинарии, он из последней, в 1840 году, поступил, для высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию, где и окончил полный курс наук в 1844 году в числе лучших воспитанников ее 14 курса, между которыми почетной известностью пользуются, доселе здравствующие, преосвященнейшие: Сергий Ляпидевский , Архиепископ Кишиневский, Амвросий Ключарев , Архиепископ Харьковский, член Московской Синодальной конторы Петр Екатериновский, бывший Епископ Томский. Серафим Протопопов, Епископ Самарский. Амфилохий Казанский, Епископ Угличский; – протоиереи: Д. И. Кастальский. В. И. Романовский, Ф. И. Кротков (в Москве). Ан. Ал. Никольский (в Симбирске); – смотритель Московского Заиконоспасского духовного училища А. А. Невский и др.; а, из почивших, пользовались особенной известностью преосвященнейшие: Андрей Поспелов, Епископ Муромский (ум. 1868 г.) и Платон Троепольский, Епископ Томский (ум. 1876): – протоиереи: Ипп. Мих. Богословский-Платонов, Ст. Ив. Зернов, Вл. Гр. Назаревский и некоторые другие. По окончании курса наук в Академии, С. К. Смирнов, как один из самых лучших питомцев ее, оставлен был при самой Академии в звании бакалавра по классу русской гражданской истории и греческого языка (по последнему предмету – в низшем отделении).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Если церковно-строительное дело по Полоцкой епархии будет продолжаться таким образом и на будущее время, то немалое еще число церквей придется запечатать и прекратить в них Богослужение, к великому прискорбию Епархиального Начальства и к явному ущербу духовных интересов православных поселян. Но принимая во внимание, с одной стороны, освобождение Витебской губернии от зависимости Виленской Администрации, а с другой – благорасположение к Православной церкви, усматриваемое в новом Начальнике губернии г. Ростовцеве, можно с уверенностию ожидать большей поспешности и больших успехов в деле постройки и исправления церквей по вверенной мне епархии». 233 Щербов Вл. Ив., впослед. настоят. Динабургск. соб., на 55 г. ск. 3 ав. 1887, см. Полоц. вед. 17. 237 Иаков. (Кротков) в послед.­ еп. Муромский, ск. на 74 г. в 1885 г. 1 декабр. см. II т. хрон. стр. 696 и пр. 1 и III т., стр. 176 пр. 6. 240 Юркевич, бывший смотрит. Полоцк.д. училища, ск. в г. Одессе настоятелем Кладбищен. церкви в 1897 г. 243 Александр (Кульчицкий) инсп. сем. с 1866 г.–1871 г., с 1881 г. – Настоят. церкви в Риме, с 1877 г. – еп. Туркестанский; с 1883 г. – Костромской ск. дек. 16 ч. 1888 г. См. Русск. Паломн. 1889 г. 4. 245 Макарий (Нулгаков) с 1868 г. арх­-еп. Литовск., с 1879 г. митр. Москов., ск. 9 июня 1882 года. 248 Подробнее о сем см. в брошюре: «Торжество освящения Кафедрального Николаевского Собора в г. Витебске, – Витебск, 1872 г. стр. 4 и след. 253 200 экземпл. книги, изданной г. Аласиным на свой счет под заглавифм: «Воспоминания и беседы инока Павла Прусского о глаголемом старообрядстве. М. 1868 г. ср. выше, стр. 106, пр. 4. 254 Об учреждении Братства и о препятствиях в учреждении см. Братск. Сл. за 1896 г. т. I стр. 655 и след., 709 и сл. 257 Терновский П. М. прот., докт. истории ск. в 1874 г. См. письма М. Ф. к Высоч. Особ. стр. 209 пр. 2. 261 Пафнутий (Овчинников Поликар. Петров) с 1858 г. лжеепископ Коломфнский, личность замечательная в расколе; в 1882 г. Пафнутий опять ушел в раскол см. очер. Австрийского священства, священник. С. М. Маркова стр. 40–45, 92–96 и стр. 16-ю отчета Братства за 1897 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АККЕРМАНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кишиневской епархии, титулярное. Восстановлено 10 дек. 1868 г. на месте Бендерского викариатства , упраздненного в 1821 г. и входившего в бывш. Молдовлахийский экзархат. Епископ пребывал в Кишиневе. Первым архиереем с 29 мая 1869 г. был еп. Петр (Троицкий), после смерти к-рого 10 окт. 1873 г. А. в. было упразднено. Вновь восстановлено в 1882 г. с назначением еп. Августина (Гуляницкого) . В 1887-1902 гг. епископом Аккерманским был Аркадий (Филонов); в 1907-1911 гг.- сщмч. Никодим (Кротков) ; в 1911-1918 гг.- Гавриил (Чепур) . А. в. просуществовало до 1918 г., когда румын. войска заняли Бессарабию и Кишиневская епархия неканонически была временно включена в юрисдикцию Румынской Церкви . Лит.: Кишиневские ЕВ. 1893. 6; Рункевич С. Кишиневская епархия//ПБЭ. Т. 10. Стб. 533-535. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/82576.html

Священники Крымской митрополии посетили в пунктах временного размещения пострадавших от подтопления в Херсонской области Херсонская обл., 9 июня 2023 г. В зоне затопления в Херсонской области      7 июня 2023 года священники Крымской митрополии, в том числе руководитель специального гуманитарного центра протоиерей Димитрий Кротков, посетили два пункта временного размещения, где находятся пострадавшие от подтопления в Херсонской области. Они пообщались с пострадавшими, выразили им слова поддержки и выяснили, в чем они в первую очередь нуждаются, сообщает Патриархия.ru . «Площадь затопления гигантская, ее сложно оценить на данном этапе. Многие дома ушли практически полностью под воду, люди сидят на крышах: кто-то ждет эвакуации, кто-то не хочет покидать свое жилье. В некоторых местах уровень воды поднялся до 12 метров. Многие эвакуированные не успели даже взять с собой документы: на это просто не было времени. Конечно, людям очень нужна помощь, поэтому наш специальный гуманитарный центр Крымской митрополии сейчас полностью включился в это направление, — рассказал протоиерей Димитрий Кротков. — Мы объявили срочный сбор предметов первой необходимости, волонтеры центра уже начали формировать гуманитарную помощь, первые десять тонн помощи будут доставлены для пострадавших в пункты временного размещения уже в эту субботу. Также мы сейчас заняты поиском подходящей лодки, чтобы можно было на ней развозить питьевую воду и продукты для тех, кто не захотел эвакуироваться и остался в зоне затопления. На этой же лодке при необходимости мы готовы вывозить из зоны бедствия мирных жителей и домашних животных». Эвакуированным семьям сейчас нужны питьевая вода, средства личной гигиены, подгузники для взрослых и детей, бытовая химия, детское питание, корм для животных. Помочь пострадавшим можно, оставив пожертвование на сайте помочьвбеде.рф . 6 июня в Херсонской области ввели режим чрезвычайной ситуации. Из-за обстрела разрушились задвижки Каховской ГЭС, в результате чего стала неконтролируемо сбрасываться вода из водохранилища. В зоне подтопления, по сообщениям ТАСС, оказались 14 населенных пунктов, всего могут быть подтоплены около 80. В зоне бедствия оказались до 40 000 человек.

http://pravoslavie.ru/154159.html

Не раз попадал под минометный обстрел: " Как-то вечерело, приступил к службе, ребята вызвались причащаться. Послышались разрывы. Что делать — молимся и в таких условиях " . У него каска, бронежилет, тактическая аптечка, форма и обувь. И требная сумка, где все необходимое для богослужения. Если позволяет обстановка, надевает подрясник. " Но на " передке " не до этого. Обычно поверх бронежилета — крест. У нас все как у военных, кроме оружия, которое в руки не берем ни при каких обстоятельствах " , — подчеркивает протоиерей. На проповедях отец Святослав призывает к человеколюбию, в том числе по отношению к пленными. " Война идет на духовном, ментальном уровне. И важно не озлобиться, сохранять честь и достоинство " . Протоиерей Святослав Чурканов во время службы © Фото предоставлено отцом Святославом Помощь из Крыма Батюшек в зоне конфликта бывает не так уж и много. Одни поддерживают солдат, другие раздают гумпомощь. Так, протоиерей Дмитрий Кротков, руководитель епархиального отдела по работе с вооруженными силами в Крымской митрополии, регулярно приезжает вместе с волонтерами помогать гражданским и военным. " Мы этим занимаемся с августа 2014-го. За восемь лет больше 30 посещений, передали свыше 200 тонн груза, — рассказывает он. — С прошлого марта были здесь около 60 раз " . Протоиерей Дмитрий Кротков © Фото предоставлено отцом Дмитрием Донецкая, Запорожская, Херсонская области — выбирают места, куда далеко не каждый отважится заглянуть. Груз — не в фурах, а в негабаритных автомобилях. Так меньше шансов привлечь внимание ВСУ. Но без происшествий не обходится. Месяц назад, например, попали под обстрел во Владимировке (Волновахский район). От снарядов укрылись в доме местной жительницы. 1/4 В целях безопасности помощь возят на негабаритных машинах © Фото предоставлено отцом Дмитрием 2/4 Отец Дмитрий помогает гражданским и военным © Фото предоставлено отцом Дмитрием 3/4 Он ездит в Донбасс с 2014 года © Фото предоставлено отцом Дмитрием 4/4 Гуманитарную помощь собирают в Крыму

http://ruskline.ru/opp/2023/01/18/chto_d...

Священники Крымской митрополии посетили в пунктах временного размещения пострадавших от подтопления в Херсонской области 09.06.2023 13:09:04 СИМФЕРОПОЛЬ 7 июня 2023 года священники Крымской митрополии, в том числе руководитель специального гуманитарного центра протоиерей Димитрий Кротков, посетили два пункта временного размещения, где находятся пострадавшие от подтопления в Херсонской области. Они пообщались с пострадавшими, выразили им слова поддержки и выяснили, в чем они в первую очередь нуждаются. «Площадь затопления гигантская, ее сложно оценить на данном этапе. Многие дома ушли практически полностью под воду, люди сидят на крышах: кто-то ждет эвакуации, кто-то не хочет покидать свое жилье. В некоторых местах уровень воды поднялся до 12 метров. Многие эвакуированные не успели даже взять с собой документы: на это просто не было времени. Конечно, людям очень нужна помощь, поэтому наш специальный гуманитарный центр Крымской митрополии сейчас полностью включился в это направление, — рассказал протоиерей Димитрий Кротков. — Мы объявили срочный сбор предметов первой необходимости, волонтеры центра уже начали формировать гуманитарную помощь, первые десять тонн помощи будут доставлены для пострадавших в пункты временного размещения уже в эту субботу. Также мы сейчас заняты поиском подходящей лодки, чтобы можно было на ней развозить питьевую воду и продукты для тех, кто не захотел эвакуироваться и остался в зоне затопления. На этой же лодке при необходимости мы готовы вывозить из зоны бедствия мирных жителей и домашних животных». Эвакуированным семьям сейчас нужны питьевая вода, средства личной гигиены, подгузники для взрослых и детей, бытовая химия, детское питание, корм для животных. Помочь пострадавшим можно, оставив пожертвование на сайте помочьвбеде.рф . 6 июня в Херсонской области ввели режим чрезвычайной ситуации. Из-за обстрела разрушились задвижки Каховской ГЭС, в результате чего стала неконтролируемо сбрасываться вода из водохранилища. В зоне подтопления, по сообщениям ТАСС, оказались 14 населенных пунктов, всего могут быть подтоплены около 80. В зоне бедствия оказались до 40 000 человек.

http://radonezh.ru/2023/06/09/svyashchen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010