Согласитесь, для начала 1950х годов это было необычно. Даже малозначимые предметы, такие, как физкультура и военное дело, преподавали нам если не «антики», то во всяком случае оригиналы. Учителя-«антики» достойны отдельных рассказов. А случайных или чудаковатых педагогов хорошо бы вспомнить — и пожалеть их. Одним из самых выдающихся чудиков СХШ был знаменитый преподаватель по военной подготовке — подполковник Мищенко, по прозвищу Пантели. Вместо часто повторяемого «понимаете ли», он произносил «пантели». Первое, что с ним сотворили сэхэшовцы, — повысили в звании. Объяснив ему, что, как художники-реалисты, мы не понимаем «двухэтажного» звания «подполковник» и не хотим смотреть «под» кого-то, но вполне достойны обращаться прямо к полковнику Мищенко, пантели. После дебатов и семинаров по этому важному, с позиций соцреализма, вопросу, произведённых параллельно во всех классах, где он «пантелил», нам удалось закрепить за ним звание полковника. Этот оригинал — полковник товарищ Пантели — выводил нас на 3ю линию Васильевского острова, выстраивал в шеренгу вдоль ограды Румянцевского сада и командовал: «Равняйсь! Смирно! Направо от меня до следующего столба шагом — арш! Левой, левой! Раз-Два-три! Пантели?» Товарищу полковнику не чужд был юмор, и каждое занятие с нами он старался украсить острой шуткой: «Эх, вы, ху… ху… художники, пантели, сплошное худо. Ха, ха, ха, ха! Раз, два, три — пли на пятый!» «Голых баб рисуете, пантели, як в бане! Ха, ха, ха, ха! Раз, два, три — пли, пантели!» Мы поддерживали и продолжали его «ха, ха, ха» перекатами, передавая эстафету от уставших смехачей следующим смехачам по цепочке, умножая его остроумие и сокращая урок минут на десять-пятнадцать. А он ещё добавлял: «Вот вы смеётесь, а время быстро летит, как снаряд на велосипеде. Раз, два, три — пли!» Большим оригиналом был и учитель физики Павел Семёнович. Он по совместительству руководил где-то струнным оркестром. Мы, как творцы-художники, уважительно соглашались с этим обстоятельством и не мешали развиваться струнным талантам физика за счёт наших уроков.

http://azbyka.ru/fiction/angelova-kukla/

В пустынной теперь части нижнего Египта, на восток от бывшего Пелузийского рукава Нила, по берегам этого рукава встречаются многочисленные развалины городов. Внутри пустыни к северу от вади Тумилат развалин неизвестно, за исключением разве указанных у Le Père в Extrait d " un memoire sur les lacs et les deserts de la basse Égypte (в Description de l " Égypte. Etat modern. t. 11. p. 472) «несколько бугров с развалинами древних жилищ» около южного конца (Ras el – Moyeh) озера Балла; но тем не менее некоторые, хотя и не совсем ясные, указания на орошавшие эту местность каналы сохранились. Так у Страбона, при описании пути из Пелузия к вершине Дельты, приводятся след. слова Артемидора: «Первый канал на пути из Пелузия тот, который наполняет так называемые озера подле болот; озер же этих два, лежат они по левой стороне большой (το μεγλου не переведено у Мищен.) реки выше Пелузия в Аравии. И о других озерах и каналах в тех самых областях вне (ξω) Дельты упоминает еще (разум. Артемидор)… В те же озера вливаются и другие два канала. Есть еще иной канал, впадающий в Красное море и аравийский залив… Начало этого канала, изливающегося в Красное море, находится у деревни Факкусы». Στραβων. Γεωγρ. 804. 805. (XVII, I, 24. 25; Мищенко. 821). Рассматривая это место географии Страбона, Катрмер (Memoires géogr. et hist. sur l " Egypte I, 509) пришел к тому заключению, что Артемидор «под озерами в Аравии», «по левой стороне большой реки», «вне Дельты», «выше Пелузия» разумеет не озеро Мензалэ, лежащее между Пелузийским и Фатмесским рукавами, следоват., внутри Дельты, а болота и озера, находящиеся на самом Суэцком перешейке и известные теперь под названием Балла; эти последние действительно находятся на восток от Пелуз. рукава, разумеющегося под большой рекой у Страбона (ср. 788; XVII, I, 4; Мищенко. 806), след., вне Дельты, выше, т. е. южнее Пелузия; они совершенно правильно указаны на левой стороне реки, так как Страбон описывает путь из Пелузия к вершине Дельты. А если в озера Балла вливались указанные у Страбона каналы, то они были, по всей вероятности, проведены из Пелузийского рукава и во всяком случае должны были орошать пустынную теперь местность к западу от оз. Балла, на южной окраине которых сохранившиеся развалины служат некоторым указанием на прежнее плодородие и обитаемость этой местности. В новейшее время такое направление дает названным у Страбона каналам Шлейден (Landenge. 72; см. здесь же карту II), напрасно только смешивающий их с каналом, берущим начало у Факусы, так как последний назван у Страбона особо (λλη δ…), как впадающий не в озера, а в Красное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Eleonski...

77. Кораксы. За гениохами – народ кораксы. 78. Колика. За кораксами – народ колика. 79. Меланхлены [черноризцы]. За коликою – народ меланхлены, и река у них Метасорис и Эгипий-река 287 . 80. Гелоны. За меланхленами – гелоны. (Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1947. 3. С. 240–242) Полибий Знаменитый греческий историк (ок. 205 – ок. 123 гг. до н. э.), происходивший из влиятельной аркадской семьи, долгое время живший в Риме, написал «Всеобщую историю» в сорока книгах, из которых целиком сохранились лишь первые пять. В «Истории», которая охватывала период между 220 и 146 гг. до н. э., нередки географические экскурсы (он сам объездил полмира, известного в античности), призванные показать место того или иного исторического действия; среди них некоторые касаются черноморского региона. Тексты: Polybius. The Histories/With an English translation by W. R. Paton. Vol. 1–6. London, 1979. Переводы: Полибий. Всеобщая история/Перев. с греч. Ф. Г. Мищенко. Т. СПб., 1994–1995. Литература: Мищенко 1994. С. 35–141; Тыжов 1994. С. 5–33; Cuntz 1902; Lendle 1992. S. 221–234; Meister 1990. S. 153–166; Pédech 1964; Petzold 1969; Sacks 1981; Walbank 1957–1979; Walbank 1979. Всеобщая история III, 38, 2 ...Пространство между Танаисом и Нарбоном 288 , обращенное к северу, неизвестно нам по настоящее время; может быть, со временем мы расскажем об этом на основании разысканий. Нужно полагать, что говорящие или пишущие что-либо об этих странах [сами ничего] не знают и рассказывают басни... IV, 38–42 [Описание Понта Эвксинского] 38.      (3) В Понте есть много полезного для жизни другим народам, и византийцы держат все это в своих руках. (4) Для необходимых жизненных потребностей окружающие Понт страны доставляют нам скот и огромное количество бесспорно отличнейших рабов, а из предметов роскоши доставляют в изобилии мед, воск и соленую рыбу. (5) Получают же они из продуктов, которыми изобилуют наши страны, масло и всякого рода вино; хлебом они обмениваются с [нами], то доставляя его в случае нужды, то получая... 289

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Я вам, право, очень обязана, – говорит она, поправляя ежовскую формочку, когда пыхтящий Мищенко ставит ее на твердую почву. Толпа серо-коричневых теней у каждого вагона. – Разберись по пяти! Приставить ногу! Соловей-разбойник перебегает от вагона к вагону, на ходу делясь с дежурными образчиками фольклора. Немецкие овчарки рвутся из своих ошейников и громко лают. Они тоже застоялись в пути и выглядят облезлыми, похудевшими. – Интересно, какая на них положена норма снабжения водой в этапе? – кротким голосом просто в воздух бросает Нина Гвиниашвили. И стоящий неподалеку Мищенко, не искушенный в оттенках сарказма, отвечает почти добродушно: – От пуза пьют. Скильки влезе… Население всех вагонов выстроено по пяти. Получается длинная, метров на семьдесят, серо-коричневая шевелящаяся лента. Кто-то от свежего воздуха затуманился, осел на землю. – Держись, держись! Одна одну поддерживайте. Падать никому не давать… Конвоиры бегут вместе с собаками, раздраженные тем, что, несмотря на категорический запрет, некоторые все же теряют сознание. – По пяти, по пяти! Ряды не путать! – Хвост, хвост загибай! Передние, приставь ногу! Задние, подтянитесь! Левее, левее! Таня Станковская острит хриплым, срывающимся голосом: – А если левее, то не прибавят за левый уклон по десяточке? – Остроумная была покойница, – шепчет мне на ухо Нина Гвиниашвили. В сиянии раннего летнего утра Таня действительно выглядит настоящим трупом. Голова ее бессильно качается на вытянувшейся шее, как увядший плод на стебле. – Шаг влево, шаг вправо – будет применяться оружие, – предупреждают конвоиры. Раздевалка санпропускника превосходит самые смелые надежды. Простор. Чистота. А зеркало! Полстены! Но все равно оно не вмещает нескольких сот голых женщин с тазами в руках, толкущихся перед ним. Плывут, плывут в синеватом стекле сотни тревожных горьких глаз, ищущих свое отражение. Я узнаю себя только по сходству с мамой. – Павочка, – окликаю я Паву Самойлову, – подумай только: я по маме себя узнала. Больше на нее похожа сейчас, чем на себя. А ты?

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

Ариман — злой дух, в религии Зороастра — олицетворение зла. 177 …Кунакай, путь десяти тысяч греков… — Кунакай, Кунаки, или Кунаке — селение в нескольких милях к северу от Вавилона, возле которого в 401 году до н. э. произошла битва между армией персидского царя Артаксеркса II (годы царствования 405–359 до н. э.) и войсками его брата, Кира Младшего, претендовавшего на персидский трон. Кир в этом сражении был убит, после чего его главные силы частью рассеялись, частью перешли на сторону царя. Однако наемные войска Кира — десять тысяч греков, несмотря на предательское умерщвление военачальников, отсутствие проводников, незнание местности и лишения, не утратили мужества и, совершив поход по вражеской территории до берегов Черного моря, присоединились к своим соотечественникам, В числе вновь избранных вождей этого похода был древнегреческий историк Ксенофонт (ок. 430— 355–354 до н. э.), давший подробное его описание в своей книге «Анабасис». 178 …Гедеон оставил всех пивших пригоршнями, а взял с собой только одних лакавших воду по-песьи — переложение из библии (Книга судей израилевых, гл. VII, ст. 5–7, 8). 179 Гаторовы головы — скульптурные изображения египетской богини Атор, которую греки уподобляли своей богине любви Афродите. 180 — 384. Огонь и вода падают с неба!.. Зенон читал Страбона и сейчас же узнал это явление…— Страбон (р. ок. 63 до н. э., ум. ок. 20 н. э.) — древнегреческий географ и историк, автор «Географии», переведенной на русский язык в 1879 году («География Страбона в семнадцати книгах», пер. с греч. с предисловием и указателем Ф. Г. Мищенко, М., 1879). Описание ливней в Египте см. на стр. 708–709, 806–808 этого издания. Очевидно, именно этим переводом пользовался Лесков, работая над своим произведением, так как фраза «Огонь и вода падают с неба!» является почти цитатой из него (см. стр. 808 с ссылкой на Гомера, у которого Нил, в результате дождей и вызванного ими наводнения, «называется упавшим с неба»). 181 …вспомнил слова Амазиса: тетива на луке слаба…— Подразумевается изречение египетского царя Амазиса, пересказанное в «Истории» Геродота: «Владеющие луком натягивают тетиву, когда имеют нужду в луке, и отпускают ее, когда лук более не нужен; если бы тетива оставалась натянутой все время, лук лопнул бы, и им нельзя было бы воспользоваться в случае нужды. Так и с человеком: если бы человек пожелал заниматься делами непрерывно и совсем не отдыхал бы в забавах, то наверное он незаметно для себя или сошел бы с ума, или совсем отупел бы. Я знаю это и потому отдаю свою долю и труду и забаве». (Геродот. История в девяти книгах, пер, с греч. Ф. Г. Мищенко, т. 1, М., 1888, стр. 210). Это же изречение Амазиса приведено в романе Г. Эберса «Дочь египетского царя». 182

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

За отдельным столиком сестра милосердия Наталья Архипова готовится к завтрашнему объезду многодетных семей Кургана: предстоит развезти комплекты по десяти адресам, сейчас эти наборы формируются. Разумеется, отлаженное функционирование столь затратного объекта не обходится без сторонней финансовой поддержки: центр гуманитарной помощи задействует средства целого набора грантов — как региональных, так и федеральных. А вот к зданию по улице Ястржембского съезжаются добровольческие экипажи, участвующие еще в одном грантовом общеепархиальном проекте под названием «Сквер милосердия», — кормлении бездомных у Пригородного вокзала. «Голодных мы кормили и до получения гранта, но не всегда хватало продуктов для приготовления пищи, — говорит руководитель этого направления Ольга Мищенко. — Общая сумма Президентского гранта, выданного нам до 30 апреля 2022 года, — чуть больше 5 млн рублей при условии софинансирования с нашей стороны на 2 млн рублей. Примерно половина грантовых средств пошла на со­оружение крытого павильона для кормления. Он только что возведен, и с переездом под крышу почва для раздающихся изредка жалоб жителей соседних многоэтажек, надеюсь, исчезнет. Кроме того, на деньги гранта закупили удобные современные столы и легкие табуреты, чтобы раздавать пищу быстрее и цивилизованнее». Под эти слова Ольги Владимировны двое получивших свои порции бузотеров среднего возраста на пустом месте начинают выяснять отношения, быстро переходя от словесной перепалки к кулачным доводам. Пара крепких ребят из числа волонтеров их решительно успокаивает, и те недовольно удаляются. Среди полусотни приходящих за обедом бездомных нет-нет да попадается трое-четверо под хмельком или под воздействием различных веществ, а шума-гама от них как от целой толпы. «Именно поэтому крытый павильон очень востребован: в нем поддерживать порядок ­легче, — продолжает Мищенко. — Что касается экономики процесса, запустить подобный проект под силу любой епархии: целиком один обед в нескольких больших термосах обходится примерно в 2,5 тысячи рублей».

http://patriarchia.ru/db/text/5870774.ht...

Новости 11 декабря, 2012 Пациентские объединения России призвали исключить Максима Мищенко из Общественной палаты Мы просим Генеральную прокуратуру РФ и Следственный комитет провести проверку высказываний члена Общественной палаты Максима Мищенко на предмет наличия в них признаков нарушения законодательства РФ, - говорится в открытом письме крупнейших НКО России. 11 декабря, 2012 Прот. Димитрий Смирнов: О духовнике для министра обороны У нас нет, и по тому положению, которое было с Патриархом, у нас во главе управления по работе с верующими военнослужащими будет стоять светский человек. Он может быть из военных, но он не будет на военной службе. 11 декабря, 2012 Учебники по истории проходят экспертизы, проверка нужна лишь методическим материалам, - Дмитрий Ливанов По словам министра, сейчас действует двойная система экспертизы тех учебников, которые попадают в школы. Проверка необходима лишь для методических материалов. 11 декабря, 2012 Павел Святенков: Учебники не должны быть полем идеологической борьбы Задача - изложить исторические факты так, чтобы они соответствовали действительности, и при этом не очернить историю собственной страны, не оклеветать собственный народ. 11 декабря, 2012 Власти Стамбула дали разрешение на строительство православного храма Разрешение на сооружение новой церкви выдано турецкими властями впервые со времени провозглашения в 1923 г. Турецкой Республики. 11 декабря, 2012 В Общественной палате пройдут слушания, посвященные работе священников в армии По итогам слушаний будут подготовлены рекомендации, которые будут направлены министру обороны Российской Федерации С.К. Шойгу. 10 декабря, 2012 Ливан и Сирия простились с Патриархом Антиохийским Игнатием (+ ВИДЕО) Блаженнейший Патриарх Игнатий был торжественно погребен в усыпальнице Антиохийских Патриархов на территории Успенского Патриаршего собора в исторической части Дамаска. 10 декабря, 2012 Владимир Путин сравнил тело Ленина в Мавзолее с мощами в Киевско-Печерской лавре Даже коммунистическая идеология вышла из постулатов религии, в частности даже Кодекс строителей коммунизма, — сказал Путин. — Говорят, что мавзолей не соответствует традициям. Почему? Посмотрите мощи в Киевско-Печерской лавре, других монастырях.

http://pravmir.ru/category/news/page/472...

Ведь область желаний так велика, а человеческие силы так малы, что мерка эта имеет значение более для характеристики, чем для критики произведений обыкновенного ума человеческого. Если же от того, чего нет в книге проф. Мищенко, обратиться к тому, что есть в ней, то мы должны будем дать о ней самый одобрительный отзыв, как о труде прекрасном, коего главный недостаток состоит только в том, что он был бы еще более превосходным, если бы к нему нельзя было предъявить наших придирчивых требований. Рассматриваемая же с положительной своей стороны, книга проф. Мищенко имеет следующие достоинства: 1) Пользуясь превосходными пособиями иностранных авторов, главным образом Мейер-Вендта, Кнабенбауера и Фельтена, стоящих в полном курсе современной европейской науки богословской, – и совместно руководясь как великими церковными авторитетами, так и общими началами православия, – автор дал, хотя и несколько неполное и одностороннее, но прекрасное и в общем правильное —235— толкование на взятый им отдел книги Деяний Апостольских, если по своим научным основам и частным исследованиям и не везде, то по своим конечным суждениям и общим воззрениям всегда, стоящее на строго научной и в то же время везде вполне православной почве. 2) Русские читатели богословских трудов, даже «дипломные», мало любопытства имеют к кабинетной страде ученых тружеников по разработке научной почвы для известных тем. Да в огромном большинстве и не обладают достаточною для сего подготовкой. А если и обладает кто, то не имеет возможности, вдали от библиотечных хранилищ богословской науки, войти в поле этих работ и самостоятельно в них разобраться при чтении ученых сочинений. Благодаря такому положению научного дела в России, хорошим языком изложенные, от научного балласта свободные и исследовательным аппаратом не снабженные, научно-богословские книги для русских читателей настоящего времени более могут быть полезными, чем многоэтажные и разноязычные справочники и экскурсы в узкоспециальные вопросы и изыскания. Кажется, один уже вид таких книг вызывает превеликое отвращение у русского читателя.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глебов ничего этого не помнил. — И еще, — сказала Соня, — помню порыв любви к тебе… Это было на секунду, но остро, болезненно и как-то сладко, я помню отчетливо… Ты пришел в коричневой курточке вот с таким поясом, она была не новая, но ты в ней никогда не ходил, поэтому я заметила. Вообще я за тобой внимательно наблюдала. И вот когда ты стоял у окна, я увидела на курточке сзади большую, аккуратно поставленную заплату, наверное, с тетрадный лист. Ты не представляешь, как я тебя полюбила в ту секунду! Он был задет. За что же тут полюбить? Но не выказал задетости, лишь пробормотал: — Это бабушка умела гениально ставить заплаты… Соня спросила с пылким интересом: — Ах, это бабушка? А я почему-то думала, что твоя мама такая рукодельница. Глебов замечал потом часто, что Соня горячо интересуется совершеннейшими пустяками из его детства, из жизни с отцом, матерью, расспрашивает о странных, ненужных подробностях его прошлого. Порыв любви к нему, вызванный заплатой на курточке, вылился в сокровенную мечту: раздобыть где-нибудь деньги и купить ему новую курточку с запиской: «От неизвестного друга». И было еще необыкновенно сильное впечатление, связанное с ним: ужас и любовь, слившиеся в одну секунду вместе. Это когда увидела его из окна на своем балконе. Химиус за оградой, над пропастью. А у Глебова такое застывшее, полумертвое лицо. Как будто он уже там, внизу, на тротуаре. Ох, это было страшное мгновение! Помнит ли он? Еще бы, конечно, помнит. Детское безумие — на всю жизнь. — Ну и еще какие-то мелкие страдания, — сказала Соня. — Например, когда ты увлекся этой дурой Тамарой Мищенко… Тут уж он хохотал. Какой Тамарой Мищенко? Той толстой, огромной, похожей на клумбу с цветами? Они веселились. Их тела были мокрые от духоты, и они вытирали друг друга полотенцем. На другой день — было, кажется, воскресенье — приехали Сонины родители с Васеной. Глебов боялся, что непременно догадаются о том, что случилось с их дочкой, и приготовился к худшему. Ему казалось, что тут не нужно особой прозорливости.

http://azbyka.ru/fiction/dom-na-naberezh...

Botte//Sources chrétiennes. 11 bis. Paris, 1968. P. 110. Как отмечает Ф. Мищенко, содержание епископии осуществлялось за счет добровольных приношений перед Евхаристией и агапою: они клались на особый стол или в корзину. В некоторых церквях приносились десятина и начатки, а также существовали ежемесячные взносы в кассу (корван). См.: Мищенко Ф. Церковное устройство христианских общин («парикий») II и III века//Труды Киевской Академии. 1908. 12. С. 570. Именование пророков как ρχιερες восходит, вероятно, к Ветхому Завету. Ср. Исх. 7:1 . 577 П. Древс предполагает, что под «заповедью» здесь подразумевается либо одна из ветхозаветных заповедей, либо неизвестное нам изречение Господа. См.: DreusP. Untersuchungen zur Didache//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 5.1904. S. 63. 578 Выражение κατ κυριακv δ κυρ ον указывает на воскресный день. Это свидетельство «Дидахе», наряду со свидетельствами Деян. 20и Плиния Младшего, еще раз указывает на то особое положение, которое занимает воскресный день в литургической практике первохристианской общины. Ср. свидетельство св. Иустина Мученика о евхаристическом собрании в воскресный день (I Апология, 67). 579 Причастие аориста ( προσεξομολογησμενοι) указывает на совершение исповедания грехов перед Евхаристией. 580 Так, думается, лучше перевести данную фразу ( να μ κοινωθ θυσ α μν). Подразумевается, что в Евхаристии могли участвовать только чистые сердцем, не держащие в себе неприязнь и злобу к брату. 581 Текст этой цитаты из Священного Писания несколько отличается от текста, находящегося в Септуагинте. 582 Глагол χειροτονσατε в данном случае не имеет значения «рукоположение» («хиротония»), которое он приобрел впоследствии. См.: Kreischmar G. Die Ordination im frühen Christentum//Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie. Bd. 22.1975. S. 35–69. Здесь этот глагол имеет значения «выбора, избрания» (епископов и диаконов). Следует отметить и то, что термином χειρστονα в древности «обозначалось народное избрание на общественную должность посредством подачи голосов...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010