Что за название навечерия крещения сочельником или сочевником? Название это заимствуется от названия пищи, предписываемой уставом для употребления в оный день – сочива, т. е. разваренных и подслащенных зерен пшеницы, риса или др. Почему часы, совершаемые накануне Крещения, называются царскими? Потому что древле в Греции, при совершении сих часов, обыкновенно присутствовали императоры; почему в конце их положено многолетие государю. Почему совершается водоосвящение и накануне праздника, и в самый день его? В навечерие праздника водоосвящение совершается потому, что в древности в это время совершалось оно для крещения оглашенных, и вместе, конечно, для воспоминания крещения Христова, при коем Он погружался в водах иорданских; в самый же праздник оно совершается единственно для воспоминания крещения Христова, для чего иерусалимские христиане обыкновенно выходили на реку Иордан. Оттого ход на реку, или колодезь для сего второго водоосвящения и ныне называется ходом на Иордан. Что должно сказать о воде, освящаемой в праздник Крещения? Вода эта – у христиан святыня, почему и называется «агиасма», что с греческого значит «святыня». Особенное видимое свойство ее: не портится она от времени, часто года два, три и более остается свежею и неповрежденною, как о том писал еще св. Златоуст; приемлемая с верою, она служит к уврачеванию телесных болезней, погашению страстей, отгнанию злых духов и разорению всякого зла, направленного против нас со стороны диавола и злых людей. Древле назначали пить ее тем, кои за тяжкие грехи не могли быть допущены до св. причащения. Христиане берут и хранят эту воду в домах для полезного употребления. (Оч. худо и грешно – производить шум, стук, толкотню при взимании сей свят. воды для себя, равно как при разбирании вербы в Вербное Воскресенье, при подхождении к св. кресту за литургиею, к иконе за всенощной в вел. праздники, и ко св. причащению и исповеди.) Для чего священнослужители ходят по домам прихожан с освящ. крещенскою водою? Как называется подобное хождение и когда начало его?

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

В народе праздник Крещения Господня назывался водокрестием, водокрещами (от совокупности двух освящений воды: одного накануне – внутри храмов, другого – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере). Впрочем, нередко этим словом выражалось и более продолжительное время: «от оспожинок до водокрещей минуло», говорит присловица. В народе сохранялось убеждение в том, что в Богоявленскую ночь, перед утреней, открывается небо и требует особенного подъема в молитвенном настроении. Для изгнания бесовского наваждения в часы крещенского сочельника на дверях и окнах хат и надворных строений было принято ставить кресты мелом. В глухих местностях необъятной Руси в Богоявленскую ночь совершали изгнание нечистой силы: толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била метлами и кнутами по всем темным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом. Несмотря на стоящие обыкновенно в это время года лютые морозы «крещенские», благочестивые, но грешные и смелые люди считали своею святою, непременною обязанностью окунуться в прорубь возле «Иордани» и смыть с себя тяжкие грехи святочных игр, ряженья и маски. Ревнители старины, бережно охранявшие суеверные славянские обычаи, малороссы и белорусы, принимали этот мороз за грозную, немилостивую силу природы и умилостивляли его особым жертвоприношением, заимствованным от седой старины. Накануне Крещения, в третью, т. н. «голодную», кутью одну ее ложку бросали за окно и звали «Мороз» прийти разделить трапезу. Если трещали углы в хате – значит, сам мороз зимой уйдет, если нет – стало быть, придет лето и познобит гречку. При этом в Белоруссии сохранялся обычай связать веревкой ножки стола, чтобы лошади не хворали и были в рабочую пору сытыми. Как велико всегда было значение этого праздника на Руси, сопровождаемого освящением воды, видно из слов одного чужеземца, который писал, что число народа, собиравшегося в день Богоявления на Москву-реку, простиралось до 400 тыс. чел. В крещенский сочельник девушки пекли пироги и выходили с ними в морозную ночь кликать суженого, стараясь узнать свою судьбу, кидали сапожки и пр., по сиянию звезд на небе, по погоде, при какой выступил крестный ход, по тому, как высоко поднялась вода на реке в устроенной «Иордани», старались угадать о будущем. Старухи убирали снег со стогов с полною уверенностью, что только он может выбелить всю холстину, бросали его в колодезь в том глубоком убеждении, что только от него может быть спорина и подспорье, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Этим же снегом исцеляли разные немощи. В Белоруссии, кроме того, собирали еловые ветви, поставленные на «Иордани», которую было принято украшать сколь возможно благолепнее, и хранили их около образов, как вербу, чтобы окуривать, для изгнания нечистой силы, свои хаты, бросали по амбарам от крыс и мышей и, настояв ими воду, поили лошадей, чтобы они не надорвались в работе, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1990; Калинский И. П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. М., 1997. Крещение кукушки см.: Кумление. Крещенская коляда см.: Крещенский вечер. Крещенский вечер (навечерие Богоявления) В этот вечер – 5/18 янв. – русские люди, как и на Рождество, постились до первой звезды. Следующая затем трапеза называлась Сочельником, Голодною кутьею или Голодным святым вечером. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные принадлежности хозяйственные, погреба и др. При этом существовал обычай чертить мелом на дверях, окнах и других особенно видных местах зданий кресты. Некоторые верили, что накануне Богоявления, в самую полночь, волнуется вода в ознаменование того, что в это время крестился Иисус Христос. Многие ходили наблюдать это чудное явление с кувшинами, старались захватить в них воды в самую минуту этого чудесного колыхания и благоговейно хранили, считая ее совершенно неспособной к порче и особенно целебной для разных недугов. В Крещенский вечер совершались также обряды, имевшие в своей основе пережитки древних языческих ритуалов Авсеня и носившие название крещенской коляды или щедрого вечера. «Мнози от неразумия, – замечается в Стоглаве, – простая чад православных христиан во градех и селех творят еллинское бесование, различные игры и плясание... в навечерии Богоявления Господня и тем Господа Бога прогневают». Нет никакого сомнения, что это были заключительные святочные игрища, которые начинались с праздника Рождества Христова и продолжались в течение 12 дней до самого Богоявления. Как видно из грамоты царя Алексея Михайловича (1649), в Москве в то же время «кликали плугу», т. е. славили плуг; в этих обычаях было некоторое сходство с указанными выше обрядами Авсеня, потому они и ставились в упомянутой грамоте рядом с ним. Остаток обряда славленья плуга сохранился доселе, но в одних местностях этот обряд совершается накануне Рождества Христова, а в других – накануне Нового года. Малороссы накануне Рождества Христова кладут под стол чересло плуга, а накануне Нового года ходят по домам с плугом. В тот же день щедруют на Червонной Руси и при этом поют. «Ой чий же то плужок так рано выходит. Господарей плужок, Божья худоба».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным относятся: Великий пост, или Святая Четыредесятница; Петровский пост; Успенский пост; Рождественский пост. К однодневным постам относятся: еженедельные посты в среду и пятницу в память предательства и в память страданий и смерти Спасителя. Однако в среды и пятницы некоторых недель поста нет. Это: пасхальная неделя, которая почитается как бы за один светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещения (кроме последнего перед Крещением дня – крещенского сочельника); неделя Мытаря и Фарисея перед Великим постом; масленица, хотя во время нее действует запрет на мясо. Однодневные посты это также: праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября; пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября; крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения, 18 января. Великий пост Великий пост состоит из 40 дней (Четыредесятница); двух праздничных дней, Лазаревой субботы и Вербного воскресения, а также Страстной седмицы. Всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в церковной жизни христианина. Кроме семи недель самого поста, уставом предписываются еще три подготовительные недели к нему. Начинаются они с недели Мытаря и Фарисея. С начала третьей седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся третья седмица называется также сырной, или масляной, в просторечии масленицей , потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр. За три недели до Великого поста, в воскресенье, когда читается на литургии евангельский текст притчи о Мытаре и Фарисее, в богослужении начинают пользоваться Постной Триодью – книгой богослужебных текстов. Именно эта книга определяет особенности богослужения во время Великого поста. 93 Накануне воскресенья, которое получило название “ Неделя о Мытаре и Фарисее ”, на всенощном бдении поют особую покаянную молитву “ Покаяния отверзи ми двери... ”. Это начало подготовки к посту. Это пение продолжается на всех воскресных всенощных по 5-ю Неделю поста включительно. На седмице мытаря и фарисея нет поста в среду и пятницу, дабы мы не уподобились фарисею, который хвалился своим благочестием.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

– Святую воду можно добавлять в пищу для ее освящения, ею можно окропить продукты. 6.16. Что такое агиасма? – Агиасма (в переводе с греческого «святыня») – так называют воду, освященную по особому великому чину в праздник Крещения Господня или в крещенский Сочельник. 6.17. Как употреблять крещенскую воду? – Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят. Святая вода имеет свойство не портиться долгие годы. Из благоговения к святыне обычно употребляют крещенскую воду натощак. Однако при недугах пить ее можно в любое время. Святой водой можно также помазывать больные места и окроплять жилище. 6.18. Можно ли святую воду малого освящения пить в течение дня, или это разрешается только натощак? – Воду малого освящения можно пить в течение дня, предварительно помолившись и с благоговением. 6.19. Чем отличается богоявленская вода от крещенской? – Ничем не отличается. И 18-го, и 19-го января вода освящается одним и тем же Великим чином. Это водоосвящение называется Великим по сравнению с другим, меньшим, совершаемым 1/14 августа в праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, и в другие дни, по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане. Крещение и Богоявление – это два названия одного праздника. Мнение, будто бы это разная вода: вода, которую освящают 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская, является ошибочным. Совершаемое в навечерие Богоявления 18 января водоосвящение служит напоминанием того, что в древности накануне Богоявления совершалось водоосвящение для крещения оглашенных, а потому оно и совершается в храмах, где и крестились оглашенные. После Литургии 19 января водоосвящение совершается в воспоминание Крещения Господа, поэтому бывает торжественное шествие с крестом, Евангелием, светильниками и хоругвями, при колокольном звоне и пении тропаря к водным источникам. Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме и сени смертной» ( Мф. 4:16 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

Закрыть itemscope itemtype="" > От Крещения до воцерковления, или Еще о силе крещенской воды Просьба о молитвенной помощи 22.01.2013 1261 Время на чтение 12 минут В этом году Крещение Господне, как и Рождество Христово, я провела в московском храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках , где 19 января 2013 года причастилась и набрала крещенской воды. Накануне Крещенского сочельника обзвонила всех родных и друзей: «Не забудьте взять в храме Богоявленскую или Крещенскую воду!». Сестру, приехавшую из Белгорода в Харьков ухаживать за больным братом, попросила сразу же отнести воду в больницу, где он лечится от плеврита и множества осложнений сахарного диабета... Уверена, крещенская вода вновь поставит его на ноги быстрее, чем все лекарства, вместе взятые. Крещенская вода особая, иначе очереди за святой водой выстраивались бы у храмов не раз в год, а каждый день. Но почему-то лишь 19 января готовы часами мерзнуть на морозе стоящие в очереди за крещенской водой мужчины и женщины, верующие и не очень верующие, воцерковленные и только начавшие свой путь к Богу... Вот пришла девочка-подросток в ярко-фиолетовой куртке: «Я надела колготки, термобелье и теплые носки», - сообщила она маме, сменив ее на «боевом посту». Вот молодые люди стоят с огромным количеством пустых пятилитровых бутылок... Бабуля с палочкой осторожно поднимается по ступенькам - видно, что без воды она не уйдет... Дети резвятся в сугробе. И так радостно, что в храм пришло столько народа! Крещение! Я успела подать записки, поставить свечи, помолиться, причаститься, приложиться к кресту на Божественной литургии и вновь встать в очередь за водой. Все это время многие люди так и стояли на морозе... Разглядываю лица пожилого мужчины в вязаной шапочке, за которым заняла очередь, женщин разного возраста, молодой беременной женщины на высоких каблуках... Мне интересно, знают ли они уже, какой удивительной силой обладает эта вода, или пришли набрать ее на всякий случай, как я когда-то... «Дай мне еще крещенской воды! Меня впервые не тошнит»

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/23/...

18/I Крещенский сочельник. Часы в 8 ч. и литургия Василия Великого. Служили собором. В течение 30–40 минут был беспорядок при раздаче крещенской святой воды. К будущему году нужно подготовиться, чтобы в церковь за святой водой не заходили. Освящали ещё 2 раза, не хватило воды святой. Вечером всенощная. 19/I 2 Божественных литургии, вечером всенощное бдение. 20/I 1 Божественная литургия, народу много. Нужно 2 Боже­ст­венных литургии обязательно. 20/I Будничная служба. Уехал в отпуск до 29/I шофер. 21/I Будничная служба. 22/I Будничная служба. 23/I Воскресенье. 2 литургии, вечером акафист Божией Мате­ри и беседа о значении праздника Крещения. Служил я. Начали работу по золочению Предтеченского иконостаса. Закончить к Пасхе. 24/I Будничная служба; вечером всенощная под Татьянин день. 25/I Литургии 2. За ранней 80 причастниц. Так и нужно делать на будущее. Захворала чтец Мария Владимировна. Золотая свадьба благочинного о. Александра . Золотая свадьба благочинного протоиерея Александра Григорьевича Скворцова (1880–1965) и его супруги Татьяны Константиновны (1889–1971). 26/I Будничная служба (четверг). 27/I Пятница Святой равноапостольной Нины. 1 божественная Литургия. 28/I (Суббота) 2 ая годовщина смерти о. Стефана . После литургии панихида в храме и на кладбище. Вышел на ранней Павел Петрович. Имеется в виду вторая годовщина смерти настоятеля храма протоиерея Стефана Маркова (†28 января 1954) и панихида на Пятницком кладбище. 29/I Воскресеье. 2 литургии (4 свадьбы) Причастников за ранней 60 человек за поздней 45 человек. Вечером служил вечерню, акафист и проводил беседу. В Знаменском храме существует традиция в воскресенье, после вечерней службы совершать молебен с акафистом перед храмовым образом Божией Матери “Знамение”. 30/I Был в Загорске по приглашению на 25-летнем юбилее патриаршества Антиохийского патриарха Александра . Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Александр III (в миру Александр Тахан) родился в Дамаске 9 мая 1869 г. В 1897 г. для изучения славянского языка он поступает в Киевскую Духовную академию, окончив которую, с 1900 г. в сане иеромонаха настоятельствует в московском Антиохийском подворье и в 1903 г. митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским) возводится в сан архимандрита. В ноябре 1903 г. в Дамасском Патриаршем соборе состоялась его хиротония во епископа. В этом же соборе в 1931 году он был возведён на Патриарший престол как 162-й Патриарх Великой Антиохии.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

В Севастополе за один день выстроят храм Севастополь, 17 января 2015 г. На территории историко-археологического заповедника Херсонес Таврический (г.Севастополь) за один день построят обыденный храм Святого Равноапостольного князя Владимира, сообщает новостной портал ФорПост . Возведение храма начнется в Крещенский сочельник, 18 января. Его планируют завершить перед вечерней службой. По окончании строительства все участники и паломники смогут принять участие в крещенском купании. Также состоится церемония передачи в храм икон из городов России. По информации пресс-службы Правительства Севастополя, мероприятие посетят народная артистка РФ, кинорежиссер Светлана Дружинина, а также член французского общества «Святого князя Владимира», представитель княжеского рода Дмитрий Шаховской (Париж). Акцию благословил митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, а также поддержал губернатор Севастополя Сергей Меняйло. Мероприятие пройдет в рамках проекта «Креститель». Помимо строительства храма, на 18-19 января запланированы выступления музыкантов из Севастополя, Москвы и Санкт-Петербурга, интернет-мосты, выпуск цикла телепередач и запуск производства полнометражного художественного фильма о князе Владимире. Обыденный храм — построенный за один день. Обычно его возводили от рассвета до заката. Такие храмы сооружали в связи с обетами по избавлению села, города или страны от какого-либо бедствия. Также их строили в память важного события или там, где позднее планировалось возвести большой каменный храм. Традицию заложил князь Владимир, который дал обет выстроить храм, если ему удастся благополучно вернуться домой после сражения с печенегами. Победа была одержана, и Владимир выстроил в Киеве церковь. Считается, что это была Десятинная церковь (Х век). Позднее строить храмы за один день стало принято «всем селом». Этот обычай был утрачен после революции. Возрождать его начали в конце ХХ века. Так, в 2011 году православные меценаты провели акцию по единовременному строительству обыденных храмов в семи городах России. 17 января 2015 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/76578.html

— Пост на святках отменяется вплоть до Крещенского сочельника. Но продолжается супружеский пост, венчания совершают уже после Крещения… Почему так? Святки — это период духовной радости, а не плотской. Действительно, заканчивается пост в еде.   Но святки это время особенно интенсивной духовной жизни: она не заканчивается постом, наоборот, пост – это лишь подготовка к встрече праздника Рождества. Поэтому многие стараются и причащаться чаще на святках.   Речь идет о тех людях, кто живет полноценной церковной жизнью. Это правило не распространяется на всех, Важно понимать, что Церковь ничего не навязывает. Церковь, Господь говорит «Если хочешь быть совершенным». С другой стороны   апостол Павел говорит, что муж и жена должны воздерживаться до времени: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (1 Кор. 7). Это очень реально, это учитывает человеческие возможности и не загоняет человека в угол. Значит, если ты можешь это понести, то хорошо. Не можешь – это не значит, что ты неполноценный человек, у каждого своя мера. Одно дело, если ты весишь 150 килограмм, то можешь понести груз в 50 кг , а если ты весишь 45 кг? Заставлять ли такого человека нести 50–килограммовый груз? Святочные гадания   «Святочные гадания, — это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года. Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Христу, отвечу — они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели — в обратном направлении» — диакон Андрей Кураев. Церковь категорически запрещает гадания – будь то святочные или любые другие: «Предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают»» 61 правило VI Вселенского собора.

http://pravmir.ru/kak-provesti-svyatki-2...

Христиане с древности празднуют Рождество Христово. Как они это делали раньше? Современные литургисты считают, что Рождество Христово — один из древнейших христианских праздников, вместе с Благовещением и Пасхой. Оно празднуется ровно через 9 месяцев после Благовещения, 25 декабря по старому стилю. Первоначально оно соединялось с появившимся в III веке праздником Богоявления, и этот общий праздник по-другому назывался Праздник светов. Рождество отделилось от Крещения на Западе. В древнем римском календаре, датируемом 354 годом, под 25 декабря (или 8 календой января) написано: « День Рождения Христа в Вифлееме ». Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит ему исключительное место среди дней литургического года. Это праздник двунадесятый , принадлежащий к разряду важнейших 12 христианских праздников. Обычно перед этими праздниками полагается один день предпразднества, перед Рождеством таких дней пять. Ради Рождества Христова отменяется пост, даже если праздник приходится на еженедельные постные дни – среду и пятницу. После праздника наступают « святки », которые продлятся до крещенского сочельника (18 января). Период святок с точки зрения богослужебного устава представляет собой как бы один день, радостный и ликующий. В святки, впрочем, как и во всякое иное время, а в эти праздничные дни – особенно, люди призываются «святить», освящать праздник добрыми делами. Наша история знает немало примеров истинно христианского провождения святых Рождественских дней. В допетровской Руси благочестивые государи в самую ночь Рождества Христова посещали тюрьмы и освобождали раскаявшихся преступников, своими руками раздавали милостыню, но делали все это так, чтобы царская милость не предавалась огласке. Выходы государя из дворца в эти дни назывались «тайными». Праздник Рождества Христова, пожалуй, как никакой другой, вызвал к жизни множество народных обычаев. Рождественские колядки , славление Богомладенца, устройство вертепов – подобий и изображений Вифлеемской пещеры, — все это непременные признаки праздника, и замечательно, что многие из этих обычаев сегодня возрождаются.

http://pravmir.ru/tradicii-rozhdestva-bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010