К праздничному циклу Пасхи и Пятидесятницы в горной части Вост. Грузии примыкал связанный с днем памяти сщмч. Афиногена (304/11) праздник атенагеноба (вардоба): в одних общинах Хевсурети он праздновался с 1-й субботы июля до понедельника, в других начинался в день святых Петра и Павла либо 13 июля и продолжался неделю; в Пшави так называли все летние праздники (Сероба, Сагмтооба (Спасов день), собственно день сщмч. Афиногена); в Хеви - это непереходящий праздник сщмч. Афиногена (16 июля); в Тушети летние праздники длятся 2 недели. Рождественско-новогодний цикл открывается 40-дневным постом и заканчивается навечерием Рождества (Коркотоба, Чантилоба - сочельник, Кристес сагамо, Кристес цухра - вечер Христа, коркотоба сагамо - вечер кутьи, корбоулоба (от корбоули - хлеб (в Хеви)) - вечер ритуальных хлебов). В сочельник готовят сочиво (кутью) из хлебных злаков (коркоти - толченое зерно, чантили - сочевица), выпекают ритуальные хлебцы - ганатехи (хлеб преломления), табла (хлеб), гвезели (серпообразный хлеб, начиненный сыром и крутым яйцом), корбоули (хлеб Христа), поминают умерших. В сочельник, как и в новогодние праздники, совершают обряды, связанные с урожаем, благополучием хозяйства (напр., обмазывают кутьей деревья). Центральными моментами сочельника считается зажигание рождественского «нового огня» в очаге, а также колядование (алило), получившее название от припева «алило» (от греч. λληλοα), повторяемого после каждого куплета исполнителями (меалилоеби) коляд, как правило молодежью. В сочельник принято посещать крестных матерей. В Некреси (Кахети) сохранился обычай на Рождество закалывать свинью, согласно местному преданию, в память о чудесном избавлении церкви стадом свиней от разорения горцами-иноверцами. На Крещение (Натлоба, Ганцхадеба - Богоявление) существует обычай купаться в реках, кропить крещенской водой дом, хозяйство, могилы. В Хеви зажигают ритуальные костры, чтобы «согреть» умерших, в нек-рых районах так «прижигают хвост» зиме (январю). На Сретение (Миркма - объятие, Лампроба, Лимпариели, Ампариа - день зажженных факелов, Свимоноба - день св. Симеона) жители сел (особенно горных районов) зажигают факелы и бросают их как можно дальше; из дров, принесенных каждым жителем деревни, старейшина зажигает общий костер (обычай освящения сретенских свечей и светильников известен и в др. христ. странах).

http://pravenc.ru/text/168199.html

В Крещенский сочельник Иерусалимский Патриарх освятил воды Иордана 20 января 2009 г. 12:41 Вифавара в иудейской пустыне, близ города Иерихон, место крещения Иисуса Христа, является закрытой пограничной зоной между Израилем и Иорданией. Лишь два раза в году это место открывается для посещения со стороны Израиля — в Великий Четверг на Страстной Седмице и в Крещенский сочельник, накануне праздника Богоявления. В Крещенский сочельник, как и в сам праздник Богоявления, по уставу Православной Церкви полагается совершать великое освящение воды. Следуя многовековой традиции, православные священнослужители приходят на место Крещения Христа, чтобы освятить иорданские воды. На территории Иордании, где высится новый греческий храм, тоже совершается водоосвящение, но в этом году оно было совершено накануне Крещенского сочельника, 17 января. Днем 18 января Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III прибыл в греческий православный монастырь св. Иоанна Предтечи, который стоит недалеко от русла реки Иордан, откуда крестным ходом в сопровождении духовенства проследовал к самой реке. Под специально устроенной сенью Иерусалимский Патриарх совершил Чин великого водоосвящения и спустился к воде, чтобы погрузить крест в иорданские струи. Белый голубь, который выпускается Патриархом в память о евангельском событии Крещения Спасителя, прежде чем взлететь ввысь, посидел на ветке базилика, которую окунал Блаженнейший Феофил в водосвятной чаше. Традиционно на это торжественное богослужение приезжает множество паломников из России, Украины, Греции, Румынии, Сербии и других православных стран. Наряду с паломниками на Иордане молился начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Тихон (Зайцев) вместе с клириками миссии и сестрами Горненского монастыря. На богослужении также присутствовали посол Греции в государстве Израиль, представители Вооруженных сил Израиля, начальники департаментов министерства внутренних дел и министерства туризма, главы религиозного отдела полиции Старого Иерусалима. Сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/533779.htm...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Все материалы - Православные праздники - Двунадесятые праздники - Крещение Господне 2024 Крещение Господне 2024 Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей. Сразу после крещения на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3: 22). Это Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление. Крещение (Богоявление) Господне. Коротко о празднике Крещение Господне или Богоявление — это названия праздника, который Русская Православная Церковь отмечает 19 января. День накануне, 18 января, называется Крещенским сочельником или Навечерием Богоявления. Крещение — двунадесятый (т.е. один из двенадцати важнейших после Пасхи) православный праздник. 18.01.2023 12 вопросов о празднике Богоявления Что хочет сказать Церковь, вспоминая Крещение Господне в Иордане? Какие смыслы она влагает в этот праздник? Что такое святая вода? На вопросы, связанные с праздником Богоявления отвечает теолог Александр Моисеенков. 18.01.2013 Все о крещенской воде По поводу окунания. Это не каноническая традиция, никак не закреплена в уставах церковных, что надо обязательно на Крещение окунаться в прорубь 17.01.2014 4 мифа о крещенской воде В праздник Крещения Господня непременно совершается церковное освящение воды в водоемах с проточной водой – источниках, реках, озерах. Крещенскую воду люди берут домой, где и используют ее в течение всего последующего года. Однако в народе бытует немало суеверий о крещенской воде, которые не имеют никакого обоснования и полностью отрицаются Православной Церковью. 18.01.2019 Крещенский Сочельник — время, когда надо быть в храме

http://foma.ru/stati/pravoslavnyie-prazd...

" Сегодня мы освятили воду, как это делали испокон веков накануне праздника Крещения, потому что всегда в этот день было много желающих креститься. Ради оглашенных совершалось великое освящение воды. Зачерпнем крещенской воды и будем хранить ее дома как величайшую святыню, пить каждый день натощак. Пусть она будет нам во освящение жилищ, тел и душ " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. До V века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало святкам, праздничным дням " от звезды и до воды " , означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово " навечерие " означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В крещенский сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Этот торжественный обряд проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления. ИА " Вода живая " , 18.01.19 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 1:59 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -1:59 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Святого Богоявления 19 января 2006 г. 12:19 Праздник Святого Богоявления, или Крещения Господня, установлен в честь события евангельской истории, описанного всеми четырьмя святыми апостолами-евангелистами. Согласно евангельскому повествованию, Христос Спаситель пришел на берег Иордана («Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1, 28)) и принял от Святого Иоанна Предтечи крещение в водах реки. При этом присутствовавшие люди стали свидетелями явления трех Лиц Святой Троицы: Бог Отец свидетельствовал о Нем голосом с неба («И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9), Бог Сын принимал крещение, Бог Дух Святой снизошел на Христа Спасителя в виде голубя (Мф. 3, 13). Поэтому праздник Крещения получил название Святого Богоявления. По традиции в навечерие (сочельник) Богоявления и в сам день праздника во всех храмах совершается чин великого освящения воды. Иногда это торжественное богослужение совершается на естественных водоемах, где во льду вырубается купель в форме креста (иордань). Вода, освящаемая в эти дни, называется великой агиасмой (по-другому, иорданской или крещенской), и хранится верующими как величайшая святыня. «Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех пользующихся ею. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни». Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему верующие окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой Богоявленской воды. Преподобный Амвросий смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Крещенский сочельник завершает Святки — праздничные дни после Рождества Христова. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/77581.html

Крещенская и Богоявленская вода — это разные названия одной и той воды, освященной чином Великого водосвятия в Крещенский сочельник или в сам день Крещения. Праздник Крещения Господня также называется еще и Богоявление — отсюда два названия воды. Разницы нет. Почему воду освящают два раза? На эту тему долгое время велись споры. Русская Церковь только в 1667 постановила освящать воду дважды — и в Сочельник Крещения (день накануне праздника), и в сам праздник Крещения. Два водосвятия восходят к двум различным церковным традициям. Первая из них связана с раннехристианским обычаем крестить новообращенных накануне Крещения, в Навечерие праздника. Но впоследствии желающих стать христианами стало так много, что несколько дней в году для этого стало недостаточно. Крещения стали совершать и в другие даты. Обычай же освящать воду в Крещенский Сочельник сохранился. Традиция освящать воду второй раз изначально касалась только Иерусалимской Церкви. Там был обычай выходить в день праздника на Иордан для водосвятия в память о крещении самого Спасителя. Оттуда оычай второго освящения воды постепенно распространился по всему христианскому миру. Вода в крещенскую ночь Что происходит с водой в Крещенскую ночь? Принято считать, что в Крещенскую ночь вся вода становится святой. Об этом говорится в одной из стихир праздника: «Днесь вод освящается естество». То есть, освящается вся водная стихия на Земле. Но это однократное проявление Божьей благодати, тогда как вода, набранная после Великого водосвятия, не теряет своих свойств со временем. Существуют свидетельства, как в годы гонений на Церковь в Крещенскую ночь верующие набирали воду где придется, и, несмотря на то, что священник не произносил над ней молитв, вода эта хранилась годами и не портилась. Объяснить это можно лишь как чудо: видя глубокую веру людей и их невозможность оказаться в храме, Господь даровал им Свою благодать. Есть популярная традиция в Крещенскую ночь окунаться в иордань — специально отведенное для этого место на водоеме. Иногда можно услышать мнение, что таким образом можно «смыть с себя все грехи». Но Церковь напоминает нам, что очиститься от грехов помогает не вода, а Господь через таинство покаяния — Исповеди. И делает Он это, видя искреннее желание человека меняться. «Обновиться», окунувшись, выпив или вылив на себя святой воды, невозможно.

http://foma.ru/o-kreshhenskoy-vode.html

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах ( крещенские купания ) является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди) . В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении . Малое и Великое водоосвящение Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое . Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления  (Крещенский сочельник ). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере). Можно ли самому освятить воду? Нет, эти чины (великого и малого воддосвящения) могут совершать только священники или епископы. Крещенская вода в доме христианина Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой после молитвенного правила с благоговением, как святыню. Каждый раз перед принятием святой воды следует совершать молитву на принятие просфоры и святой воды (если в принимаете святую воду без просфоры, то её упоминание можно опустить). Святитель Лука Крымский советовал: “ Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине ”. Преподобный Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Болящим преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет. Важно помнить, что святая вода не является панацеей от болезней, потому что действие освященной воды обусловлено благодатью Божьей, а не самой водой. Неразумно отказываться о приеме жизненно важных препаратов и лечиться только святой водой и маслом, помня о предупреждении Христа: “не искушай Господа Бога твоего”. Где хранить святую воду

http://azbyka.ru/voda-svyataya

Но питомцу Киевской духовной Академии и ее бывшему некоторое время профессору едва ли следовало бы блазниться столь, можно сказать, сравнительно невинным, и притом ради праздника, „ослаблением “на Востоке поста в сочельник. У нас в юго-западном крае, несомненно, под влиянием католической церкви, держится другое, более преступное и даже с прямым нарушением церковного Устава, „ослабление “поста в сочельник пред Рождеством Христовым и Богоявлением – „в дни, определенные для строгого воздержания с утра до вечера “. В эти дни, именуемые в народе (сочельник накавуне Рождества) „голодною кутьею“, и (накануне Богоявления) „сытою или богатою кутьею“, православные люди нашего юго-запада хотя и держат строго постъ, в первом случае „до звезды“, т.е. до позднего вечера, а во втором „до святой воды», когда отойдет литургия и будет совершен чин богоявленского водоосвящения, т.е. опять приблизительно, около вечера, но зато, когда всеми желанный „святой“ вечер наступит, появится на небе ожидаемая рождественская „звезда“ или выпьют святой крещенской воды, то все жители благословенного юга от палат богачей до убогой хаты бедняка, затеплив под образами свечу яраго воску близ кутьи, стоящей на сене, усаживаются со всеми домочадцами и бобылями – знакомыми за сытный ужинъ. В эти „святые“вечера каждая домовитая и урядливая хозяйка печет нескольких сортов пироги, готовит пять–шесть перемен блюд, при чем хотя бы и два–три из них непременно рыбныя (Уставом безусловно запрещенныя: „Рыбы, же не ядим, но со древяномаслием, и сочиво обварено или кутию с медом“) и заключает положенными, по церковному Уставу, традиционными кутьею и взваром из сушеных фрукт, с соблюдением изстари принятых и установленных обычаем обрядов и церемоний. Вино к этому столу подается в большом разнообразии и обильно (по Типикону: „Испиваем же вина в славу Божию, в неимущих же странах пием пиво “), будетъ ли то сытая или богатая кутья, или голодная. Описанный нами обычай держится прочно на нашем юго-западе не только в семьях мирян, но даже духовенства, особенно из местных уроженцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Но если речь идет об откровении Бога как Троицы и о воплощении Сына Божия для спасения людей, то при чем же тут вода? Ведь не просто так водная стихия - а точнее, река Иордан - здесь главное место действия. В Церкви Христовой вода является веществом Таинства Крещения, в котором человек возрождается для новой жизни с Богом, рождается для Церкви и Царства Божия. Сходя в иорданские потоки, Христос благословляет и освящает водное естество и тем самым обновляет творение, очищает его от последствий греха. Не случайно на богослужении в Крещенский сочельник читается самое начало книги Бытия, повествующее о творении мира, в котором вода играла довольно важную роль. Когда-то в древности праздник Крещения Господня и Крещенский сочельник были днями крещения уверовавших людей, желавших стать христианами. Конечно же, ради этого совершалось освящение воды. От этого и берет начало традиция раздачи освященной воды верующим. В своем окончательном варианте чин великого освящения воды был установлен на Руси в 1681 году. В наши дни за крещенской водой в храмы приходит столько людей, что со стороны можно было бы подумать: именно раздача воды, а не Таинство Причащения является основой литургической жизни Церкви. Не могу сказать, что очереди за водой - это плохо. Ведь среди тех, кто ходит в храм сейчас, немало людей начинало с таких «походов» с бутылками и канистрами. Только не стоит возмущаться тем, что «так поздно начинают раздавать крещенскую воду»: это ведь не потому, что лень освятить ее раньше,- просто чин освящения совершается после Литургии, поэтому и раздача воды начинается после службы, а не в начале или во время ее. Что нужно сделать в этот день? Прежде всего, нужно посетить богослужение. Не занимать очередь за водой с утра пораньше, а прийти в храм на Божественную литургию. Ведь именно она и является центром праздника. Если побывать на службе нет возможности, не лишним будет хотя бы еще раз прочитать евангельские тексты, повествующие о Крещении Господа. Затем (необязательно сразу после - в течение всего дня) можно будет набрать воду. Следует помнить, что нет никакого различия между водой, освященной в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. Не стоит стараться набрать как можно больше: если крещенская вода будет заканчиваться, ее можно добавить в воду обычную и употреблять как святыню.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/18/k...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как брать, хранить и использовать святую воду? 3 мин., 17.01.2023 Содержание В слайдах «Фомы» разбираемся, зачем в Церкви освящают воду, в чем заключается особенность крещенской воды, как правильно брать, хранить и использовать святую воду в повседневной жизни. 01 Зачем в Церкви освящают воду? Церковь освящает предметы, которыми мы пользуемся, еду, воду, чтобы через них благодать Святого Духа содействовала самому человеку. Обычай освящать воду очень древний. Свое начало он берет в евангельских событиях: возмущение Ангелом воды в Овчей купели, после чего вода приобретала исцеляющую силу, и Крещение Самого Господа в водах Иордана. В воспоминание этих событий в Православной Церкви установлено два водоосвящения — малое и великое. 02 Когда и где можно набрать святую воду? Малое освящение, во время которого читается евангельский отрывок о чуде в Овчей купели, может совершаться ежедневно, благодаря чему в храмах всегда имеются запасы святой воды. Поэтому набрать святую воду верующие могут в любой день, зайдя в православный храм. 03 Зачем нужно было устанавливать еще и великое освящение воды? Одного малого не хватило? Чин великого освящения совершается всего два раза в год: в сочельник Крещения Господня и в сам праздник, т. е. 18 и 19 января соответственно. Этот чин более торжественен по сравнению с малым освящением: весь его строй напоминает о Крещении Иисуса Христа. Крещенская вода называется Великой агиасмой, т. е. великой святыней. Набрать ее можно после утреннего водосвятного молебна 18 января и до вечера 19 января. В многолюдных храмах раздача воды в эти праздничные дни происходит круглосуточно. 04 Получается, что крещенская вода «сильнее», чем просто святая? Крещенскую воду можно набрать всего два дня в году, поэтому отношение к ней особое. Именно крещенскую воду Церковь определила давать в утешение тем, кто по какой-то причине отлучен от Святого Причастия. Однако прибора, измеряющего святость, не существует, поэтому сказать, что святая вода, освященная чином малого водосвятия, по своим благодатным свойствам чем-то уступает крещенской, мы никак не можем.

http://foma.ru/kak-brat-hranit-i-ispolzo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010