Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святки (святые дни) – период от праздника Рождества Христова до Крещенского  сочельника (7–17 января 2025г. включительно). Они называются также святыми вечерами. Святить период между Рождеством Христовым и Богоявлением Церковь начала с древних времен. Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина , произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также слова св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского . Продолжительность Святок Какова продолжительность Святок? Когда они начинаются и когда заканчиваются? На эти, казалось бы, простые вопросы в церковной литературе даются разные ответы. Фактически существует 4 (!) точки зрения на продолжительность Святок: I. 7–17 января (11 дней). Эта точка зрения отражена на нашем сайте, часто такая продолжительность указывается в календарях как сплошной период, в течение которого нет постных дней. Такая точка зрения лишена недостатков: во все дни периода совершаются богослужения с праздничными особенностями, поста нет. II. 8–19 января (12 дней). В литературе очень популярно утверждение о 12 дней продолжительности Святок; вероятно, это объясняется приверженностью символическому значению числа 12. В частности, известный литургист середины XX века Г. И. Шиманский указывает для Святок период от Собора Богородицы до Крещения Господня. Однако в такой точке зрения два изъяна 1) в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник; 2) почему-то Крещение Господне включается в период Святок, тогда как равный ему по степени торжественности праздник Рождества Христова – нет. III. 7–18 января (12 дней). Эта точка зрения отражается на некоторых электронных ресурсах (как правило, нерелигиозных). Эта точка зрения – фактически вариация предыдущей, имеет те же недостатки: в период Святок включается Крещенский Сочельник, а из двух Господских праздников один (Рождество Христово) считается, тогда как другой – нет. IV. 7–19 января (13 дней). В этом случае Святками считается весь период от Рождества Христова до Богоявления, такая позиция отражена в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) . (Впрочем, сам автор допускает ошибку: говорит о 12 днях Святок, хотя по факту указывает период в 13 дней). В таком подсчете только один недостаток: в Святки включается день строгого поста – Крещенский сочельник. Три периода святок их богослужебные особенности

http://azbyka.ru/svyatki

А сердце тревожно, тревожно!… 9 января Кипячение крещенской воды в Петербурге. — Монахиня Ольга и ее прорицания. — Случай с одним архиепископом. — Слухи о реставрации чудотворной иконы Божией Матери. — Мудрость Старца. — Суд Божий. События, по-видимому, начинают оправдывать мое толкование совершившегося в Оптиной в день Рождества Христова: покров веры отъемлется от стада Христова в великую скорбь овцам и на радость торжествующей стае хищных волков, празднующих близость победы и одоления. В Крещенский сочельник и в самый день Богоявления по представлению санитарной комиссии было сделано распоряжение совершить освящение великой агиасмы в Петербурге на кипяченой воде. Ко всем соборам и церквам, а также на Иордань, на Неву, привезены были бочки с кипятком, и молитвы водоосвящения читались над кипятком, на кипяток призывалась всеосвящающая благодать Святаго Духа… Это ли не погром веры?! Полену дров, нужному для кипячения воды и уничтожения микробов, было оказано больше веры, чем Богу… Вот он, «пожар покрова веры»!… К счастью, не все еще отступили от якоря нашего спасения, и в том же Петербурге Господь сохранил для избранных Своих одного епископа, не согласившегося поступиться своей верой ради мира с врагами Христовой Церкви. Если мои записки когда-либо узрят свет, то пусть они и сохранят имя этого верного слуги Божия и архипастыря в подкрепление веры и благочестия изнемогающих моих братий. Кирилл Гдовский — имя этому епископу. Да будет благословенно имя его в род и род. Мне прислали из Петербурга вырезку из 7го петербургской газеты и в ней статья — «Богоявленское водосвятие в Александро-Невской Лавре». Страшное по своему значению событие это в газете описывается так. «… Вот что произошло в главном соборе Александро-Невской Лавры накануне Крещения, в сочельник. Лаврские сторожа заблаговременно приготовили для водоосвящения громадный дубовый чан в несколько бочек воды, по обыкновению, некипяченой, прямо из-под крана. Полиция местного участка через городового, от имени пристава, приказала приготовить 50 ведер кипяченой воды местному трактирщику г. Евплову, для водосвятия в Александро-Невской Лавре. Кипяток был заказан к 10 часа утра и через час уже был готов, но он не потребовался.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Установлены Святой Церковью в среду и пятницу в течение всего года. Время поста занимают не случайные дни. Пост в среду напоминает нам о предательстве Иудой Господа нашего Иисуса Христа, а в пятницу – о Его Страдании и Распятии. Вспоминая о них, как может христианин не ограничить себя путем воздержания? По словам святителя Афанасия Великого , «человек, разрешающий себе есть скоромное в среду и пяток, так же распинает Господа». Рыба в среду и пятницу разрешается, когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, память апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова, а также в течение всей Пятидесятницы – период от Пасхи до Троицы. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом. Кроме среды и пятницы существуют следующие однодневные строгие посты без рыбы, но в которые разрешается пища с растительным маслом: КРЕЩЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК (навечерие Богоявления) – 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни – агиасмы – крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике. По церковному уставу в этот день предписывается употреблять в пищу сочиво или коливо (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом). Вкушают пищу после литургии, только по принятии освященной воды. УСЕКНОВЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ – 11 сентября. В этот день установлен пост в память великого постника, пророка Иоанна Крестителя, и убийства его Иродом. ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Господь наш Иисус Христос. И потому этот день нужно проводить в молитве и посте. Сплошные седмицы

http://azbyka.ru/o-postax-i-trapezax

Разделы портала «Азбука веры» ( 47  голосов:  4.7 из  5) Оглавление Крещение В крещенский сочельник я подрался с Гришкой. Со слов дедушки я стал рассказывать ему, что сегодня в полночь сойдет с неба ангел и освятит на реке воду, и она запоет: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи”. Гришка не поверил и обозвал меня “баснописцем”. Этого прозвища я не вытерпел и толкнул Гришку в сугроб, а он дал мне по затылку и обсыпал снегом. В слезах пришел домой. Меня спросили: — О чем кувыкаешь? — Гри-и-шка не верит, что вода петь бу-у-дет сегодня ночью! Из моих слов ничего не поняли. — Нагрешник ты, нагрешник, — сказали с упреком, — даже в Христов Сочельник не обойтись тебе без драки! — Да я же ведь за дело Божье вступился, — оправдывался я. Сегодня великое освящение воды. Мы собирались в церковь. Мать сняла с божницы сосудец с остатками прошлогодней святой воды и вылила ее в печь, в пепел, ибо грех выливать ее на места попираемые. Отец спросил меня: — Знаешь, как прозывается по древнему богоявленская вода? Святая агиасма! Я повторил это, как бы огнем вспыхнувшее слово, и мне почему-то представился недавний ночной пожар за рекой и зарево над снежным городом. Почему слово “агиасма” слилось с этим пожаром, объяснить себе не мог. Не оттого ли, что страшное оно? На голубую от крещенского мороза землю падал большими хлопьями снег. Мать сказала: — Вот ежели и завтра Господь пошлет снег, то будет урожайный год. В церковь пришли все заметеленными и румяными от мороза. От замороженных окон стоял особенный снежный свет — точно такой же, как между льдинами, которые недавно привезли с реки на наш двор. Посредине церкви стоял большой ушат воды и рядом парчовый столик, на котором поставлена водосвятная серебряная чаша с тремя белыми свечами по краям. На клиросе читали “пророчества”. Слова их журчали, как многоводные родники в лесу, а в тех местах, где пророки обращаются к людям, звучала набатная медь: “Измойтесь и очиститесь, оставьте лукавство пред Господом: жаждущие, идите к воде живой”… Читали тринадцать паремий. И во всех их струилось и гремело слово “вода”. Мне представлялись ветхозаветные пророки в широких одеждах, осененные молниями, одиноко стоящие среди камней и высоких гор, а над ними янтарное библейское небо, и ветер, развевающий их седые волосы…

http://azbyka.ru/fiction/zavtra-pasxa-go...

Разделы портала «Азбука веры» Традиционные напитки сочельника: узвар, плодово-ягодный кисель 30 30 1 ч. 4 В Избранное ( 2  голоса:  5.0 из  5) Закончилось богослужение Навечерия Крещения Господня, в православных храмах зажгли и вынесли из алтаря свечу — “первую звезду”. Усталые верующие, причастившись святой Крещенской водой, возвращаются домой, где уже ждёт скромный постный стол, приготовленный заботливой хозяйкой. Как хорошо прийти домой с мороза и согреться, испив кружку горячего ароматного узвара или густого киселя! Да, именно эти традиционные напитки издавна подавались на стол накануне праздников Рождества и Крещения Господня. Узвар Узвар (взвар) — напиток, получаемый с помощью кипячения воды с травами, фруктами или ягодами. Название происходит от слова «заваривать», «варить». Обычно слово используется в следующих значениях: Польза узвара Свойства узвара во многом зависят от того, какие плоды были выбраны для его приготовления. Так, например, если в ягоде содержится много витамина А, это вещество никуда не исчезнет. А всё благодаря тому, что готовится узвар без вываривания. Как готовить узвар Строгих правил приготовления узвара не существует. Можно использовать разные сушёные плоды, а для улучшения вкуса, аромата и полезных свойств добавлять любые травы. Количество ингредиентов может быть разным, в зависимости от вкусовых предпочтений. Однако можно дать некоторые общие рекомендации. Узвар “Кубанский” На Кубани узвар готовят из белых слив и ягод. Такой напиток можно употреблять для согревания зимой. Ингредиенты Приготовление Кисель Кисель из сухофруктов с лимоном (узвар) Предлагаем вашему вниманию рецепт киселя из сухофруктов с лимоном. Он прекрасно подойдёт не только в качестве горячего напитка, но и в качестве заправки сочива. Ингредиенты Приготовление Рецепты на Азбуке рецептов: Ключевые слова: постный стол, напитки Категория: блюда из фруктов Другие рецепты О постах и трапезах Популярное Сейчас в разделе 196  чел. Всего просмотров 4.5 млн. Всего записей 3738 ©2024 Азбука рецептов к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/recept/tradiczionnye-na...

" Мы все принимаем крещение, и это начало пути в Царство Божие. Оно начинается в Церкви. Мы должны стать прихожанами и членами Церкви, посещать храм Божий всегда в праздничные дни, жить достойной жизнью, и тогда благодать Божия будет постепенно вводить нас в Царствие Божие, оно будет в нас входить. Сегодня мы все почувствуем благодать, которая бывает только на праздник Крещения, когда Божественные энергии соединяются с водным веществом, и мы получаем живую воду. Она хранится долгое время, мы ею освещаемся, окропляем дома и вещи. Приносим ее домой и относимся к ней как к великой святыне, которую дарует Господь. Желаю вам радостно встретить праздник Богоявления и, впитав в себя благодать, приступить к добрым делам, а в течение года стяжать еще большую благодать Божию через подвиги, молитвы и дела милосердия " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий. Богослужение  транслировалось  в прямом эфире на канале собора в YouTube. До V века было принято вспоминать Рождество и Крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества Рождества Христова на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням " от звезды и до воды " , означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово " навечерие " означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день готовить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Торжественный чин проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

— Ладан употребляют в Церкви при богослужении, а также при отпевании усопших, при освящении жилищ священником. Ладан – это вещество, которое само по себе не имеет благодатной силы. Только молитва священника придаёт ладану благодатный характер, поэтому употребление его мирянами без благословения священнослужителя нецелесообразно. 5. Об освящённом хлебе и святой воде Зачем Церковь освящает воду и хлеб? — Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи. Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зёрен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности её членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению. Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освящённая вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов. Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах. Что такое агиасма? — В переводе с греческого «агиасма» – святыня. Так называют воду, освящённую по особому, Великому, чину, в праздник Крещения. Чем отличается богоявленская вода от крещенской? — Существует ошибочное поверье, будто бы Крещение и Богоявление – не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, – это вода богоявленская, а та, что освящена 19 января, – крещенская. Это суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

6/19 января Православная Церковь вспоминает события Крещения Господа Иисуса Христа во Иордане. Предлагаем читателям сайта Православие.ru богословско-филологический комментарий к песнопению «С нами Бог», которое звучит в день этого праздника на богослужении. Дни церковного года от праздника Рождества Христова до Крещенского сочельника называются Святками. В Древней Церкви праздник Богоявления (Θεοφνια) включал в себя воспоминание как Рождения Иисуса Христа, так и Крещения Его во Иордане. Оба события объединяются общим богословским осмыслением: Бог (θες) являет (φανω) Себя миру. Являет и как Младенец, и как тридцатилетний Муж, вышедший после Крещения на евангельскую проповедь. Со временем единый праздник был разделен на два самостоятельных, а 12 дней между ними стали днями особой радости о явившемся миру Спасителе . Общность этих двух праздников становится ясна не только по богословскому содержанию, но и по тем богослужениям, которые совершаются в означенные дни. Каждому из этих двух праздников предшествуют одинаковые по структуре службы Сочельника, а всенощное бдение обоих праздников начинается с Великого повечерия. Повечерие – богослужение, которое совершается после вечерни и завершает богослужебный день. Само название чинопоследования (Απδειπνον) буквально переводится как «молитва после ужина» . В современной богослужебной практике Великое повечерие, как правило, совершается нечасто. Однако в ряде случаев оно все же служится. Именно такими случаями являются дни Рождества и Крещения Господня. Чинопоследование Великого повечерия включает в себя ряд псалмов, молитвословий, небольшое количество гимнографии, а также песнь «С нами Бог». Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии. Песнопение «С нами Бог» состоит из избранных стихов Книги пророка Исаии Примечательной особенностью данного текста является то, что он представлен не совсем в том виде, в котором мы могли бы прочитать его в Книге пророка. Внимательно проанализировав текст песнопения, мы можем увидеть, что он состоит из отдельных фрагментов библейских стихов.

http://pravoslavie.ru/136738.html

После отпуста перед зажженной свечой были пропеты тропарь и кондак  Крещению Господню . Богослужение транслировалось в прямом эфире  на канале собора в YouTube. Храму была подарена икона святой Живоначальной Троицы. До V века было принято вспоминать Рождество и Крещение Сына Божия в один день - 6 января старого стиля. Назывался этот праздник Феофанией - Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и явлении Святой Троицы в водах Иорданских. После перенесения празднества на 25 декабря (старого стиля) было положено начало Святкам, праздничным дням " от звезды и до воды " , означающим период между праздниками Рождества Христова и Крещения Господня, заканчивающийся навечерием, или сочельником. Слово " навечерие " означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом - сочиво. В сочельник после богослужения в храмах совершается великое освящение воды. Торжественный обряд проникнут воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. По благочестивой традиции в этот день кропят крещенской водой жилище с пением тропаря Богоявления. ИА " Вода живая " , 18.01.21 Поделиться Упоминания в новостях 21 апреля 2024 21 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 10 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 17 апреля 2024 14 апреля 2024 14 апреля 2024 26 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 21 апреля 2024 20 апреля 2024 20 апреля 2024 19 апреля 2024 18 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Рождество начинают праздновать 6 января. Богослужение, которое совершается в этот день утром, — это богослужение, в просторечье именуемое Рождественским сочельником. Слово «сочельник» происходит от слова «сочиво» — постное блюдо, которое вкушали после той самой утренней службы, поскольку она начинает празднование Рождества Христова, но ею не завершается Рождественский пост. Рождественский сочельник — это служба, когда мы празднуем Рождество, когда мы читаем о Рождестве Христовом и когда в храме читаются ветхозаветные отрывки, которые воспринимаются как прообразы Рождества. Затем совершается всенощное бдение, которое на практике обычно длится около трех часов. Это богослужение начинается в пять или в шесть часов вечера, а затем по сложившемуся уже обычаю совершается ночная Литургия. Эта ночная Литургия, которую Патриарх совершает в Храме Христа Спасителя, транслируется нашими центральными телеканалами, вся страна смотрит это богослужение, — является, собственно, главным богослужением Рождества Христова. После этого богослужения в два или в три часа ночи люди возвращаются домой и происходит, опять же, по традиции, разговение, то есть окончание Рождественского поста, когда вся семья собирается за праздничной трапезой. Но Рождество будет продолжаться и дальше — это период так называемых святок, который длится вплоть до праздника Богоявления, Крещенского сочельника. В этот период мы прославляем родившегося Христа и продолжаем праздновать Рождество Христово. Е. Грачева: Владыка, мы говорили с Вами в нашей прошлой программе о том, какие события были главными для Русской Православной Церкви. Мне хотелось бы еще спросить, какие проблемы были главными для Русской Православной Церкви в 2019 году? Какие удалось преодолеть, а с какими внутрицерковными проблемами Русская Православная Церковь входит в 2020 год? Митрополит Иларион: Мне как председателю Отдела внешних церковных связей прежде всего приходится иметь дело не с внутренними, а внешними проблемами. Но я думаю, что все-таки главной проблемой, с которой столкнулась Церковь в прошлом году, была проблема, навязанная нам извне. Это не проблема, выросшая внутри Русской Православной Церкви. А именно — это предоставление так называемой «автокефалии» Константинопольским Патриархом группе украинских раскольников.

http://patriarchia.ru/db/text/5561449.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010