Не от " свободного " Ярополка, старшего брата Владимира, убитого в столкновении за Киевское княжение, а от " робичича " Владимира произошли двенадцать князей нового народа христианского: " Володимеръ же просвещенъ (крещением -А.У.) самъ, и сынове его, и земля его. Бе бо у него сыновъ 12: Вышеславъ, Изяславъ, Ярославъ, Святополкъ, Всеволодъ, Святославъ, Мьстиславъ, Борисъ, Глебъ, Станиславъ, Позвиздъ, Судиславъ. И посади Вышеслава в Новгороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове... И нача ставити городы по Десне, и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. И поча нарубати (набирать - А.У.) муже (людей - А.У.) лучьшие от словень, и от кривичь, и от чюди, и от вятичь, и от сихъ насели грады " (С.54). Но, что важно, летописец подчеркивает, что не язычник Владимир становится родоначальником народа нового , как Измаил, а уже просвещенный крещением, т.е. отошедший от греха, правитель: " По изволению Божиему, человеческое естество совлек тогда государь наш, и с ризами ветхого человека снял тленное, отряхнул прах неверия, и вошел в святую купель, и возродился от Духа и воды, во Христа крестившись, во Христа облачившись. И вышел из купели очищенным, став сыном нетления, сыном Воскресения, имя приняв вечное, почитаемое в поколениях и поколениях - Василий. Им же вписался в Книгу Жизни в Вышнем граде и нетленном Иерусалиме " Вот новый аспект в оценке человека: противопоставление погрязшего в грехах язычника и очистившегося от них крещением и праведной жизнью христианина. На жизненном примере князя Владимира летописец указывает путь ко спасению крещением, недоступном его библейскому прообразу - царю Соломону. Объясняя женолюбство Владимира (5 жен и 800 наложниц) летописец находит " оправдание " ему в подобном пристрастии к женщинам премудрого Соломона: " бе бо, рече, у Соломана женъ 700 , а наложниць 300 " . Но не этим оба снискали себе славу, а служением Богу. Раскаяние в грехе прелюбодеяния и крещение приводит к спасению Владимира , а Соломона не спасает даже строительство храма во имя Господа. И тут являются куда более существенные , чем с наложницами , параллели : Соломон намеревается " построить дом имени Господа, Бога моего " (3 Цар.5.5), князь Владимир " помысли создати церковь Пресвятыя Богородица " (С.54). По окончании работ Соломон " воздвиг руки свои к небу, и сказал: " Господи, Боже Израилев!... Небо и небо небес не вмещают тебя, тем менее храм сей , который я построил имени Твоему. Но призри на молитву раба Твоего... , услышь молитву , которою будет молиться раб Твой на месте сем " (3 Цар.7.51; 8.22-30).

http://pravoslavie.ru/5194.html

Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом; поэтому Церковь и бессильна им помочь. Войдите в Церковь, примите весь чин церковной жизни, и тогда трудности разрешатся сами собой». Украшение Божиего мира Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что на семейном мире «утверждается благосостояние всего мира». «Смотри, — говорит он, — мир состоит из городов, города из семейств, семейства — из мужей и жён. Итак, когда возникнут ссоры между мужами и жёнами, низвратятся города, а затем и весь мир должен наполниться смутами и войнами». Этими словами Святитель возлагает на супругов ответственность за мировые судьбы. Действительно, если люди не могут объединиться в мирной семье, то могут ли они иметь прочное государство, составлять собой народ? Искать семейного согласия и счастья в совокупности тех или иных благ бессмысленно, так же, как и ожидать прихода Царствия Божия от каких-либо внешних условий. «Не придёт Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк. 17:20-21 ). Если внутренний наш мир — это Царствие Божие: сердечный покой, смирение, кротость, долготерпение, милосердие, благость, вера, любовь, — то он обязательно отразится и во внешней жизни, в первую очередь, в семейной. Но если внутренний наш мир — это распря, интрига, себялюбие, гордыня, любоначалие, тщеславие, то он тоже проявится во внешней жизни, и, скорее всего, в семейных горестях. Стремясь к семейному согласию, будем помнить, что это великое благо даёт нам возможность радостной и спокойной жизни, способствует общему согласию и служит нашему спасению. И ещё вспомним слова Священного Писания, что украшение мироздания — это «единомыслие между братьями и любовь между ближними, и жена и муж, согласно живущие между собою» ( Сир. 25:2 ). Крестины Тысячу лет на Руси радость о рождении человека для жизни земной соединялась с радостью о рождении его для Жизни Небесной. В Таинстве крещения чадо земной семьи становилось чадом Церкви и наследовало обетование Вечной Жизни.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Но никак не могла она привести его в истинный разум, к познанию Бога. Всецело отдавшийся военным предприятиям, не хотел Святослав и слышать о святом крещении, но креститься никому не возбранял, а только смеялся над новокрещеными, потому что для неверных, не ведающих славы Господней, вера христианская казалась безумием, по слову апостола: Мы проповедуем Христа Распятого, для иудеев соблазн, для еллинов безумие, потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков (1 Кор. 1, 23, 25). Часто говорила блаженная Ольга князю Святославу: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь духом. Если и ты Его познаешь, и ты радоваться будешь». Но он не хотел внимать матери, продолжая следовать обычаям языческим, и говорил ей: «Что скажет о мне дружина моя, если изменю вере отцов? Она надо мною ругаться будет». Тяжки были такие речи для матери, но она справедливо заметила сыну: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Это была первая в история попытка устроить всеобщее крещение Руси. Святослав не мог возразить и потому, как сказано в летописи, «гневался на мать». Не только боязнь насмешек удерживала его, но и собственное «желание жить по языческим обычаям». Войны, пиры, забавы, далекие походы, жизнь по похотям сердца и плоти — вот что владело душой Святослава. Во всем этом отчаянно храбрый, умный, широкий душой Святослав хотел найти полноту жизни. Но мать знала, что подлинной радости это не принесет его душе, глубоко скорбела о нем и о Русской земле и говаривала: «Да будет воля Божия; если захочет Бог помиловать род сей и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И с теплой верой молилась она день и ночь о сыне и о народе, чтобы просветил их Господь, какими ведает судьбами. А между тем, будучи не в силах умягчить сердце Святослава, она старалась посеять семена христианства в трех своих малолетних внуках — Ярополке, Олеге и Владимире, которых оставлял ей отец-воитель. Святое семя сие в свое время принесло благоприятный плод, укоренившись в сердце юного Владимира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Но первое предписание его состоит в том, чтобы, в продолжение сих сорока дней, мы усердно подвизались в посте, молитве и бдении. Ибо пост умерщвляет телесную похоть; молитва питает благочестивую душу; бдения отражают диавольские козни. И если настоящее время проведено будет в соблюдении сих заповедей; то душа, по крещению, обновляется в силах чрез излияние на нее Святаго Духа, и все, что изсушено в ней жаром различных болезней, освежается росою небесной благодати, а потому, отлагая повреждение ветхого человека, она преобретает вновь свойство юности. И сколь удивительно, что в одном и том же человеке грехи заменяются святостию, беззаконие праведностию, старость младенчеством. В новом образе рождения совсем иным делается человек возрождающийся, хотя он тот же самый который прежде грешил. Илия, после сорокадневного непрерывного поста, удостоился прекратить долговременную и ужасную засуху, бывшую во всем мире и обильным небесным дождем утолить палящую жажду земли А это, как известно, служило прообразованием для нас т.е. что после сорокадневного поста небесный дождь напоит свыше и нашу жаждущую землю духовными каплями крещения, и что струи спасительной купели рязмягчат долговременную сухость в сердцах язычников. Ибо кто не орошен благодатию крещения, тот действительно терпит сухость и зной в душе своей. Проведя в посте сорок дней и ночей, святой Моисей удостоился беседовать и пребывать в одном месте с Богом и принять от руки Его заповеди закона (Исх. 34:28). Ибо хотя человеческое естество отдаляло его от лица Божия, но сила поста приводила его в ближайшее общение с божеством. Частый пост, — это есть доля совершенств в нас Божиих; потому что Сам Бог всегда постился. А в ком усматривает Он более своих дел; к тому наипаче бывает близок, и становится его другом, как говорит Писание: “И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим” (Исх. 33:11). Посему и Господь Иисус Христос прежде, нежели прославил Себя воскресением, провел в посте сорок дней и ночей, дабы показать что жизнь человеческая поддерживается не одним хлебом.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Ну, не знаю, может, Вы и слабы, и мозг ваш не защищен. Вам виднее. А у нас все нормально и становимся только сильнее. А то, что живем в окружении врагов, так это испокон веков со дня Крещения Руси доля такая России - противостоять врагу рода человеческого. Автор, как всегда прав. И боятся нас, Слава Богу, знают, что Россия в итоге побеждала. Поэтому и пытаются нас взорвать изнутри. Теперь под предлогом борьбы с коррупцией. Прекрасный лозунг! Он так дополняет: " Долой самодержавие! Фабрики рабочим! Землю - крестьянам! Превратим империалистическую войну в гражданскую! " Ничего нового. Только вид валюты гонораров для исполнителей этих шлягеров изменился, стал более прогрессивным: перешли с марок и доларей на биткойны. Только вот призывы к гражданской войне в России не пройдут. История учит, что те, кто больше всего призывает к войне, во-первых, сам воевать не будет, о во-вторых, рассчитывает на ней нажиться. То есть подлецы и прохвосты. Но дураков нет. Вернее , есть, но ничтожно малый процент. Украина показала Россию без твердой державной власти, т.е. то, к чему призывает малый либеральный народец. Ну, а если власть не будет справляться, то мы поможем. Так что за нас не переживайте. И мозг у нас нормальный, и здоровьем не обижены и силы, как внутренней так и внешней не занимать. Мы русские - с нами Бог! 04.02.2021 - 10:39 Навальный почти повторил путь : Навальный почти повторил путь, пройденный Иудой: «Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати, и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им» (Лк 22:3-4). «Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать его, сказал: для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали» (Ин 12:3-6).

http://radonezh.ru/2021/01/29/liberalnyy...

Объясняя женолюбство Владимира (5 жен и 800 наложниц), летописец находит «оправдание» ему в подобном пристрастии к женщинам премудрого Соломона: «ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц» (с. 174). Но не этим оба снискали себе славу, а служением Богу. Раскаяние в грехе прелюбодеяния и крещение приводит к спасению Владимира, а Соломона не спасает даже строительство храма во имя Господа. И тут являются куда более существенные, чем с наложницами, параллели: Соломон намеревается «построить дом имени Господа, Бога моего» (3 Цар.5.5), князь Владимир «задумал создать церковь Пресвятой Богородицы» (С. 191). По окончании работ Соломон «воздвиг руки свои к небу, и сказал: «Господи, Боже Израилев!.. Небо и небо небес не вмещают тебя, тем менее храм сей, который я построил имени Твоему. Но призри на молитву раба Твоего… услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем» (3 Цар.7.51; 8.22–30). Аналогичным образом поступает князь Владимир: «Увидел Владимир, что церковь построена, вошел в нее и помолился Богу, говоря так: «Господи Боже! Взгляни с неба и воззри… Взгляни на церковь твою, которую создал я, недостойный раб твой, во имя родившей Тебя Матери Приснодевы Богородицы. Если кто будет молиться в церкви этой, то услышь молитву его, ради молитвы пречистой Богородицы» (с. 192–193). А затем оба устраивают «праздник велик», длящийся по восемь дней: «И сделал Соломон в это время праздник… В восьмой день Соломон отпустил народ. И благословили царя, … радуясь и веселясь в сердце о всем добром, что сделал Господь» (3 Цар.8.65–66). «Праздновал князь (Владимир. – А. У.) восемь дней … устроил великое празднование, сзывая бесчисленное множество народа. Видя же, что люди его – христиане, радовался душой и телом» (с. 193). Подводя итог жизненному пути князя Владимира, летописец находит еще одну историческую аналогию (но уже из новозаветного периода истории) и сравнивает заслуги киевского князя по крещению Руси с деяниями равноапостольного византийского императора Константина: «То новый Константин великого Рима; как тот крестился сам и людей своих крестил, так и этот (т. е. Владимир. – А. У.) поступил подобно ему. Если и пребывал он прежде в скверных похотных желаниях, однако впоследствии усердствовал в покаянии, по слову апостола: «Где умножится грех, там преизобилует благодать». Удивления достойно, сколько он сотворил добра Русской земле, крестив ее». А потому и достоин принять «венец с праведными … и ликование с Авраамом и другими патриархами…» (с. 196).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности. Со времен Крещения Руси слова Спасителя о том, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13), подобно камертону, настраивали мысли и чувства наших предков на служение евангельскому нравственному идеалу. Иван Александрович Ильин, представитель той самой философии, о которой я сказал выше, определял государство исключительно через понятие солидарности, называя его «организованным единением духовно солидарных людей». Эта модель человеческих отношений восходит к тому образу Церкви как тела, который мы находим в посланиях святого апостола Павла: «Членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения… Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:20-25). Слова апостола открывают замысел Бога о человеке и любом человеческом объединении: мы все призваны к братскому сотрудничеству и к заботе друг о друге. Однако в современном мире преобладает иная модель устроения общества — это модель конфликта. В его основу положена система перманентных противостояний, конкуренции и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса. Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание. Святой Сергий Радонежский научает нас «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего». Основой для совместной жизни и совместных действий является фундамент общих, базовых ценностей, в том числе и тех, которые попытался сформулировать XV Всемирный русский народный собор в 2011 году.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-nezhel...

По сему-то сказано душе, воображающей, что она может омыться нитром и мыльною травою: “посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.” Как некоторые язвы излечиваются пластырем, а иные елеем, другим же нужны перевязки, а есть и такие язвы, о коих сказано: “от подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими” (Исаия, 1:6:7): так есть такие грехи, которые марают душу, и для очищения их человек нуждается только в слове, что с мыльным былием. Но есть и такие грехи, которые врачуются иначе, потому что нельзя их сравнить с маранием. Посему Господь скверну сынов и дщерей Сионских, и кровь Иерусалимсую очистит от Среды их духом суда и духом зноя (Исаия, 4:4). Если ты только замарался грехом, то омоет Господь нечистоту твою, как нечистоту сынов и дщерей Сиона; а если грехи у нас смертные, то не можем мы очиститься ни нитром, ни мыльным былием, тогда нам надобен суд, надобен огонь. Посему Иисус крестит, — кстати припоминаю речение, — “Духом святым и огнем” (Лк. 3:16), не всякого Духом Святым и огнем, святого Духом Святым, согрешившаго же после уверования и принятия Духа святого очищает огнем. Блажен, кто крещен Духом Святым и не нуждается в крещении огнем. А нуждающийся в крещении огненном убог. Иисус же имеет то и другое. “И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его” (Исаии, 11:1), жезл для наказуемых грешников, цвет для праведников. Равным образом, Бог есть огонь подающий и свет: огонь для грешников, свет для праведных и святых. Еще: блажен участвующий в воскресении первом, то есть, сохранивший крещение Духа Святого. Но кто спасется во втором воскресении? Крещаемый тем огнем, который испытает его и пожжет дрова, сено и хворост. После всего этого сказанного, прилежно читая слова Писания, сложим их в сердце своем, и потщимся сообразовать с ними жизнь свою пред исходом, сколько можем, и приготовившим дела свои к исходу, будем взяты на небо со святыми, и спасемся о Христе Иисусе, Которому слава и держава во веки веков.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-prop...

Похвала преподобному и богоносному отцу нашему Феодосию, игумену, начальнику иноческого устава в Руси " Когда умножаются праведники, веселится народ " (Прит. 29, 2), говорит премудрый Соломон о преставившихся святых. Ибо - день радости и веселья, когда праведный и преподобный муж приходит к своему последнему дню, ибо окончены труды, и начинается для него покой, отвержены печали, и находит он веселье: оставивши землю, идет на небо; разлученный с людьми и лишенный их временного видения, вселяется с ангелами и сподобляется видеть Бога. В этот день вспоминаем мы, что учитель наш, наставник и пастырь преставился в вечную жизнь - великий во отцах отец Феодосий, неугасающий светильник, трудоположник и чудотворец земли Русской. Где же радость больше той, что мы сподобились видеть отца и учителя нашего отошедшим к Господу и принявшим венец нетления, стоящим всегда у престола Владыки и имеющим дерзновение молить о нас Владыку. Не только сын, но и рабы радуются тому, что господин их приближен к земному царю после многих трудов и побед над врагами царскими. И мы, как сыновья и рабы, ликуем и весело празднуем, зная, что преподобный отец и господин наш получил великую честь у Господа Вседержителя и исходатайствовал многим вечную жизнь. Возвеличим же похвалами подвиги его и победы над духами неприязни. Но кто из земных людей достойно восхвалит или возвеличит этого небесного человека и земного ангела, чиноначальника инокам, ведущим ангельскую жизнь? Мы, люди русские, сидевшие во тьме, увидели свет веры и начало пути к Богу, то есть святое крещение, через апостола, посланного нам от Бога, благоверного князя Владимира, который сам познал Бога, и, указав нам на него, снял покров неведения с глаз наших, и мы были озарены светом Триипостасного Божества. Другой же путь к Богу есть ближайший - это святой ангельский иноческий чин. На него указал Христос ученикам своим, говоря: " Всякий, кто оставит домы или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную " (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1825...

Предвечно от Отца рожденный, , единосопрестольный Отцу, единосущный , как и свет – солнцу, сошел на землю и посетил народ Свой. Не разлучившись и с Отцом, Он воплотился от Девы, чистой, безмужной и непорочной, войдя образом, ведомым Ему Одному. Прияв плоть, Он исшел, как и вошел. Один из Троицы, Он – в двух естествах: Божестве и человечестве, совершенный, а не призрачный Человек – по вочеловечению, но и совершенный Бог – по Божеству. Явивший на земле свойственное Божеству и свойственное человечеству, как человек, Он, возрастая, ширил материнское лоно, – но как Бог исшел , не повредив девства; как человек, Он питался материнским млеком, – но, как Бог , повелел ангелам с пастырями воспевать: «Слава в вышних Богу»; как человек, Он был повит пеленами, – но, как Бог, звездою путеводил волхвов; как человек, Он возлежал в яслях, – но, как Бог, принимал от волхвов дары и поклонение; как человек, Он бежал в Египет, – но, как Богу, поклонились рукотворения египетские; как человек, Он пришел воспринять крещение, – но, как Бога, устрашившись , Иордан обратился вспять; как человек, обнажившись, Он вошел в воду, – но, как Бог, приял свидетельство от Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный»; как человек, Он постился сорок дней и взалкал, – но, как Бог, победил искусителя; как человек, Он пошел на брак в Кане Галилейской, – но, как Бог, претворил воду в вино; как человек, Он спал в корабле, – но, как Бог, запретил ветру и морю – и они повиновались Ему; как человек, Он прослезился, о Лазаре, – но, как Бог, воскресил его из мертвых; как человек, Он воссел на осла, – но, как Богу, возглашали : «Благословен Грядущий во имя Господне!»; как человек, Он был распят, – но, как Бог, Своею властью распятого с Ним ввел в рай; как человек, Он, вкусив оцта, испустил дух, – но, как Бог, помрачил солнце и потряс землю; как человек, Он положен был во гробе, – но, как Бог, разрушил ад и души освободил; как человека, запечатали во гробе, – но, как Бог, Он исшел, целыми печати сохранив; как человека, тщились иудеи утаить воскресение , мздовоздавая страже, – но, как Бога, познанием и ведением исполнились все концы земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010