Христос пришел на землю и принес одно истинное Учение. Мое учение не Мое, но Пославшего Меня ( Ин. 7, 16 ) и Он сказал: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). А кто говорит, что Церковь раздробилась, тот делает слова Христа как бы не истинными. А это ведь хула на Бога. Слова же о единстве, сказанные Христом: да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино ( Ин. 17, 21 ). Эти слова не о единении истины с ложью, ибо, что общего у света с тьмою? ( 2 Кор. 6,12 ) Они о единой Истине, принесенной Христом на землю, которую Церковь хранила и будет хранить до скончания века. На пятидесятый день по Вознесении Спасителя, Дух Святой сошел на одну Церковь. Других не было. Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся ( Ин. 20, 22-23 ). Такую власть дал Христос священноначалию Церковному, которой, как вы видите, у баптистов нет. Эта власть остается лишь в Православном Таинстве Исповеди. Не случайно в X веке князь Владимир Красное Солнышко, выбирая веру для себя, остановился на Православии. Некоторые обвиняют его в том, что он, якобы, насильно крестил Русь. Но я читал исторические документы, опровергающие эту клевету, воздвигнутую диаволом на мудрого князя, который крестился сам и весь дом свой крестил. Владимир уверовал сам и крестился в Корсуне, а затем повелел всем своим верным слугам собраться на берегу Днепра. «Кто не придет утром к реке, богатый или убогий, нищий или работник, не друг мне более, говорилось в послании князя Владимира. Слышав это, люди с радостью шли, говоря: если бы это [крещение] было недоброе дело, то не приняли бы его князь и бояре». И вот на глазах у всех были сокрушены идолы. Их рубили и жгли тут же на кострах, а среброголового Перуна по княжескому повелению привязали к хвосту коня и поволокли с горы, а затем бросили в реку. Казалось бы, должен был произойти мятеж в народе, ведь надругательства над своей верой народ не потерпел бы, но вместо мятежа произошло Крещение Руси. Крестился князь Владимир и весь дом его. «Боже, сотворивый небо и землю, горячо молился Владимир, призри на новые люди сии, и даждь им познать Тебя, истинного Бога, как уже познали страны христианские. Утверди веру в них правою и несовратимою, а мне помоги, Господи, на супротивного врага, дабы, надеясь на Тебя, победил бы я его козни». Вот каким было Крещение Руси. А протестантов и баптистов тогда не было еще и в помине. Ну, что скажите, дорогие мои, разве Крещение было совершено насильно?

http://azbyka.ru/way/inok-anastasij-odna...

«Крещенское» язычество Как на Руси праздновали Богоявление? Почему в народной традиции смешалось церковное и языческое? 17 января, 2012 Как на Руси праздновали Богоявление? Почему в народной традиции смешалось церковное и языческое? Празднование события Крещения Господня основано на текстах Священного Писания четырех Евангелистов, согласно которым, Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан перед началом Своего общественного служения и просил крещения у пророка Иоанна. Крещение, совершаемое Предтечей, символизировало очищение грехов через покаяние и веру в грядущего Мессию, но Господь не нуждался в нем, однако пришел на Иордан ради исполнения пророчеств и приобщения человеческой природы и природной стихии Божественному освящению. Поэтому Иоанн Креститель указывает на просьбу Спасителя: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — услышав в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (см.: Мф. 3, 14, 15), допускает Его к водам Иорданским. Когда же Иисус Христос вышел из воды и молился, то отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Фото: Ибрагимов Саид, photosight.ru Голос Бога Отца, явление Духа Святого, и да само присутствие в водах Иорданских, воплощенного человека Слово Божия – Иисуса Христа – явилось истинным Богоявлением. Подлинно неизвестно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в III веке в «Строматах» святителя Климента Александрийского. До IV века праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю и включал в себя воспоминание двух важнейших Евангельских событий – Рождества и Крещения Господня указывая тем самым на то, что Бог был явлен в зримых образах: первом – во плоти, втором – голос Бога Отца и сошествие Духа Святого в виде голубя. Начиная с IV века Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, а Крещение — 6 января. В это же время Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных, для чего особым образом освящалась вода для их крещения.

http://pravmir.ru/kreshhenskoe-yazychest...

Сергей Худиев: «Истина веры и соблазн идеологий» 28.07.2021 14:46:02 28 июля мы празднуем память святого Владимира Крестителя. И в этот же день – Крещение Руси, когда наши далекие предки приняли православное христианство. Это событие уже больше тысячи лет назад определило наше место в истории – и задало ее главный конфликт, в который мы вовлечены и сейчас. Этот конфликт связан с выбором между верностью нашему православному, христианскому наследию и теми или иными идеологическими фантомами, которые обещают «счастье на века» ценой отступничества. Крещение в Священном Писании называется «новым рождением» или «рождением свыше» – это означает, что человек приобретает качественно иную жизнь в общении с Богом. Крещение Руси было рождением целого народа – именно в днепровской купели конгломерат славянских и неславянских племен, не имевших ни общего языка, ни общей культуры, ни общего самосознания, превратился в народ, который мог сказать о себе: мы, от Киева до Новгорода – русские православные люди. Мы – народ, у которого есть место в истории, в существовании которого есть смысл и предназначение. Языческий мир воспринимал историю как бесконечный ряд повторяющихся циклов. Люди видели, как сменяются времена суток, фазы луны, времена года, как за летом всегда приходит осень и зима, и полагали, что история тоже подчинена циклам – только более длительным. Все возвращается на круги своя, и в этом не стоит искать какого-либо смысла. Библейская картина мира была радикально другой – история движется, как драма, от истинного начала к истинному завершению, у нее есть автор – Бог, который действует в судьбах народов и отдельных людей, чтобы привести мироздание к той блаженной эпохе, когда «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:6–9).

http://radonezh.ru/2021/07/28/sergey-hud...

Архив Пн Блаженнейший митрополит Онуфрий: Политики и весь народ должны вернуться к выбору князя Владимира, к той вере, в которой он крестился 26 июля 2019 г. 18:27 Интервью с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием о торжествах по случаю празднования Крещения Руси. — Ваше Блаженство, уже много лет существует традиция начала празднования дня памяти святого равноапостольного князя Владимира и Крещения Руси на Владимирской горке, которую именуют «сердцем Киева», и проведения крестного хода к Киево-Печерской лавре . Причем, с каждым годом число участников крестного хода все возрастает и исчисляется уже сотнями тысяч. Чем это объяснить на фоне крайне тяжелых лет в новейшей истории Украины с войной на Донбассе и новыми церковными расколами, новыми гонениями на каноническую Православную Церковь в Украине? — Действительно, крестные шествия Украинской Православной Церкви , не только в Киеве, но во всех наших епархиях, городах и весях страны, стали свидетельством единства православного народа, свидетельством того, что никакие политические разделения и катаклизмы, в том числе и притеснения и вмешательства в церковную жизнь, не в состоянии разделить Церковь Христову, подчинить ее политическим настроениям. Господь наш Иисус Христос заповедал: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Ин.17:21). И наша каноническая Православная Церковь старается исполнять эту заповедь, свидетельствуя самой жизнью это единство. Хотя у тех, кто не с нами, своя «арифметика» при подсчете участников наших крестных ходов… И не только по отношению к крестным ходам, но и к Церкви в целом. Но Бог видит всех и вся. У Него даже те, кто по старости, немощи и по иных причинах не могут принять участие в нашем молитвенном шествии и стоянии за чистоту святой веры, но сердцем в молитве соединяются с нами (а расстояние для духовного единения и искренней молитвы не помеха!), не останутся без награды... Верная Богу и Святой Церкви наша паства, видя нападения на Православие, духовно объединилась и продолжает идти за Христом, как Его первые ученики. Люди видят, что для преодоления всевозможных кризисов и трудностей, надо смело идти вперед к истокам своей веры и настоящей истории, к самому мудрому и доброму руководителю страны — святому равноапостольному князю Владимиру.

http://patriarchia.ru/db/text/5478205.ht...

Архив Пн Слово архимандрита Ферапонта (Кашина) при наречении во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии 29 марта 2013 г. 19:02 29 марта 2013 года в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Ферапонта (Кашина) во епископа Макарьевского, викария Костромской епархии . При наречении архимандрит Ферапонт обратился к Предстоятелю Русской Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и отец! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, архипастыри Церкви Христовой! Промыслом Божиим, избранием Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода я призываюсь ныне на великое архиерейское служение. Это высокое призвание «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28) вызывает во мне два чувства — радость и трепет. Радость, ибо я призываюсь в сонм архипастырей Святой Церкви, наследников апостолов Христовых, и святой Павел учит, что «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса» (1 Тим. 3:13). Трепет, ибо, как пастырь должен буду, по слову Священного Писания, полагать «душу свою за овец» (Ин. 10:11), а в пакибытии буду «обязан дать отчет» (Евр. 13:17) о вверенной пастве. Оглядываясь сегодня на прошедшие годы моей жизни, вижу, что Всеведущий Бог, по Своей неизреченной милости, направлял мои стопы. Приняв крещение уже в сознательном возрасте, я поступил в один из костромских монастырей и совершал свое церковное служение на Костромской земле, где сейчас призываюсь к продолжению служения уже в сане епископа. Мне довелось быть монастырским послушником, сотрудником епархиального управления, настоятелем прихода, наместником монастыря. Все эти пройденные послушания помогли приобрести опыт, необходимый для предстоящих трудов в должности викарного епископа. Приступая со страхом и ответственностью к архипастырскому служению, сознаю трудность задач, стоящих сегодня перед епископом. В наше время тот мир, в котором «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская» (1 Ин. 2:16) сильнее, чем прежде, увлекает людей от следования по путям Господним. Противостоять мирским соблазнам, донести спасительное учение Христово до каждого сердца, способного принять это учение, дать почувствовать окружающим радость благодатной жизни в Святой Церкви сегодня особенно актуально. Чтобы достичь этого, епископу требуется активизировать катехизаторскую и миссионерскую деятельность, другие виды церковного служения. А для этого нужно привлечь людей, способных нести другим слово Божие, потому что и сегодня, как и два тысячелетия назад, актуальны слова Пастыреначальника Христа: «жатвы много, а делателей мало, итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38). При этом пастырь должен и сам быть образцом для духовных овец, «не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду»(1 Пет. 5:3).

http://patriarchia.ru/db/text/2877670.ht...

В своей работе «Язычество Древней Руси» он пишет про найденный эмалевый образок XIII века с изображением Иисуса Христа и надписью: «ИС ХР Азъ есмь свет». Ученый считает, что данный образок свидетельствует о почитании языческого божества Дажьбога. При этом Рыбаков то ли не знает, то ли специально умалчивает, что слова «Азъ есмь свет», это прямая евангельская цитата ( Ин. 8, 12 ). При чем здесь Дажьбог, если на образке изображен вполне узнаваемый иконописный образ Христа, написано «ИС ХР» и дана краткая евангельская цитата? Однако ответа академик не дает. В той же работе он пишет: «Прекрасным примером христианско-языческого двоеверия являются известные амулеты-змеевики». Но такие амулеты получили распространение лишь после Крещения Руси, как правило, на них было изображение Богородицы, святого или ангела, а на обратной стороне изображение змей, отсюда и возникает их название. Изображение исцеляющего змея – это библейский ветхозаветный образ. «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив» ( Числ. 21, 8–9 ). Что здесь от славянского язычества? Конечно, здесь мы разобрали далеко не все псевдоисторические мифы, однако принцип везде один и тот же. Необходимо просто хорошо знать настоящую, неискаженную историю и на основе исторических фактов оспаривать неоязыческие фантазии. Современные профессиональные историки написали немало книг, которые можно с успехом использовать в полемике с неоязычниками. Псевдолингвистические мифы От слов своих... Неоязыческая псевдолингвистика плавно вытекает из неоязыческой псевдоистории. Цель псевдолингвистических мифов та же, что и в случае с псевдоисторией – обосновать древность и значимость язычества, доказать, что в современном русском языке осталась масса заимствованных со времен многобожия понятий. Неоязыческие авторы пишут псевдолингвистические исследования на тему существования праславянской письменности, а также делают попытки дешифровки сохранившихся надписей на археологических находках.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

В то же время сегодня для нас князь Владимир — это не только историческая личность и почитаемый Церковью святой. В нынешнюю эпоху мнимых и реальных разделений и противостояний, которую переживает историческая Русь, сам его образ глубоко символичен: он объединяет народы, культуры, государства, местные традиции, потому что образ Владимира Святого, прежде всего, напоминает о его судьбоносном деянии — Крещении Руси. Владимирово наследие — фактор единения. Любые попытки присвоить это наследие или раздробить на части противоречат его существу. Ибо главное наследие князя Владимира — вера Христова, свет которой воссиял на Руси. Апостол Павел увещевал римских христиан: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17). Путь к преодолению разделений среди нынешних наследников равноапостольного Владимира — православных христиан в разных странах канонической ответственности Русской Православной Церкви — лежит через обращение к общему и единому духовному истоку: к событию принятия христианства Древней Русью. Говоря о значении этого события для русской истории в целом, следует выделить несколько аспектов. Перед Своим Вознесением от земли Господь Иисус Христос заповедал Своим ученикам и апостолам: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16). Евангелист Марк завершает свое повествование словами: «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк. 16:20). Мы именуем равноапостольными тех святых, которые совершали апостольскую миссию в более поздние времена, отдаленные от раннехристианской эпохи. Святой князь Владимир совершил эту миссию, когда, приняв Святое Крещение сам, стал «свидетелем Христовым» среди своего народа — буквально «на краю земли», по слову Деяний Апостольских (Деян. 1:8). В его время Русь, действительно, была краем христианской ойкумены, но с принятием христианства эта ойкумена расширилась и включила в себя новые обширные земли и живущие на них народы.

http://patriarchia.ru/db/text/4276036.ht...

– Для православной империи характерна веротерпимость? – Конечно. Когда царь Иоанн Грозный взял Казань, не было никакой речи о преследовании мусульман. То же самое и с Астраханским ханством. Пару лет назад я был в Твери, и мне показали мечеть. Ее построил на свои личные деньги император Николай II для татарской общины в Твери, потому что он был отец всех народов, живших на Руси, и должен был заботиться обо всех народах своей империи. А вот когда протестанты высадились в Северной Америке, индейцы были практически уничтожены. Почему такая разница? Разные религии. – Если по Ф.М. Достоевскому, «русский – значит православный», то можем ли мы сказать и обратное: «если не православный, то и не русский»? – Достоевский всегда выражался очень не точно. Например, его знаменитая формулировка «красота спасет мир» допускает множество интерпретаций, в том числе и самые абсурдные. И приведенная вами его фраза требует уточнения. Если определять понятие «православный» как человек, принадлежащий к русской православной цивилизации, то это верно. – Ну, скажем, те же мусульмане в Твери, о которых вы говорили, принадлежат к православной русской цивилизации? – Конечно, принадлежат. Культурная их составляющая такая же, как у нас. Никогда образованного татарина вы не отличите от русского по каким-то культурным моментам. Это повлияло в некоторой мере даже на саму их веру. Ведь одно дело мусульманство казанских татар и совсем другое вера в Саудовской Аравии, где государственная религия – ваххабизм. Вера казанских татар под влиянием нашей культуры смягчилась, там нет, например, русофобии. – «Дело Божественного домостроительства состоит в том, чтобы всегда существовала в мире страна, где господствует полнота спасающей истины, то есть Православие». Вы говорите об этом, подразумевая, что на определенном этапе нашей истории именно Россия стала такой страной. Почему, на ваш взгляд, Господь именно России отвел такую историческую роль? – В книге «Бог в русской истории» в качестве эпиграфа вынесены следующие слова из Деяний святых апостолов: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17: 26–27). Из этих слов апостола ясно, что каждому народу Бог отвел свои пределы, не только территориальные, но и духовные. Функцию хранения полноты истины Он отвел сначала грекам (Византии), а их преемницей стала Россия. Картина движения в сторону России на материале прошлого очевидна. И готовил Господь Россию к этому преемству на протяжении пятисот лет – от Крещения Руси до падения Константинополя. И когда Византия пала в 1453 году, Россия уже стояла на ногах как православное царство. За пять лет до этого Василий Темный стал единоличным правителем русской земли, а Русская Церковь обрела автокефалию.

http://pravoslavie.ru/33369.html

Евангелие от Иоанна 1:29-34: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Однако на Руси этот, как и многие другие православные праздники, приобрели дополнительный смысл и особые традиции. Уже в XVII веке вода освящалась дважды: в храме, накануне праздника, и в ночь над прорубью, у природного водоема. После этого второго, ночного освящения воды в проруби было принято окунаться в ледяную воды. На Крещение влезть в освященную прорубь и тем самым смыть с себя грехи — эта традиция становится все более популярна в современной России и Беларуси. Совершая это экстремальное действо, мы испытываем какую-то сакральную связь с нашими предками-богатырями. Вот раньше русские мужики в ледяной воде купались, грехи смывали, и нам завещали! Так? На самом деле не совсем. Славянские традиции купания в проруби восходят к временам древних народов Руси ещё до христианства, обычай окунания в холодную воду которых имел ритуальный характер. Поэтому в традиции зимних купаний в проруби лежит, прежде всего, древний языческий обычай ритуального очищения водой. Кстати, сказать, в XIX веке Церковь эти самые купания не поддерживала и даже наоборот осуждала. Какое же может быть отпущение грехов, если в прорубь мужики лезут в воду, не зная ни традиций, ни Христа (многие при этом мрут), но простой народ все равно верил, что купание в освященной воде очень полезно и богоугодно. Некоторые православные священники категорично заявляют, что крещенские купания – это не церковная традиция, а народный обычай, к тому же небезопасный. Если в Иордан в праздник Крещения еще можно окунуться без вреда для здоровья, то в средней полосе России с традиционными крещенскими морозами и температурой воды в реках не выше +4 такой заплыв может обернуться трагедией. Многие священники довольно скептически относятся к нырянию в ледяной проруби. И уж тем более критикуют, когда «для храбрости» перед нырянием употребляют горячительные напитки.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/19/ku...

«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Четвертый Ангел – это Ангел Хранитель Церкви Фиатир, которая находилась недалеко от Пергама, в Малой Азии. Она символизирует собой Церковь после эпохи Вселенских Соборов. Существовала во времена Крещения Руси – в исторической науке этот период сейчас называется Средневековьем. Церковь достигла определенного развития, в это время сформировался устоявшийся священный христианский быт. 32 В древней Церкви такого еще не было – благочестивые обычаи только начали активно формироваться. Во время же Вселенских Соборов, особенно последних, быт становится полностью «воцерковленным», то есть связанным с жизнью Церкви. Вся человеческая жизнь делается полностью охваченной Священным Писанием – словом Божиим. Человек начинает жить целиком по-Божии – в плане внешней обрядовости. Однако это не означает, что все люди были святыми. Например, в Московской Руси XV-XVI веков все поголовно ходили в храмы, но при этом в определенный период времени там распространилась ересь жидовствующих. Так что хотя сам этот лад христианского быта очень помогает человеку идти к Богу, но не заменяет самого пути. В средние века считалось, что религия не может быть частным делом человека, религия – это то, что охватывает все сферы человеческой жизни. Современная идея о том, что вера – частное дело каждого, на самом деле является сатанинской уловкой. Ведь получается, что никто не вправе подвергать сомнению верование другого человека, следовательно, каждый должен держать свои религиозные убеждения при себе, скрывать их в себе. 33 И складывается интересная ситуация: вопрос религии – это частное дело, а частную жизнь сейчас пытаются вообще упразднить введением системы глобального контроля. 34 Итак, к Ангелу Хранителю Фиатирской Церкви обращается Господь: «Так говорит Сын Божий, у которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану» ( Откр.2:18 ). Христос показывает, что Он всезнающий, Его глаза видят все происходящее во мраке: Он видит и скрытое добро, и скрытые тайны, которые существовали в то время внутри Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010