е. людей взрослых, но подобных детям чистотою своей души. Последнее особенно открывается из непосредственно следующих слов Господа: « Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него » ( Мк.10:15 ). Отсюда смысл вышеприведенных слов Господа должен быть такой: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо дети являются наглядным примером для взрослых, желающих войти в Царство Небесное. Тем не менее, в какой бы степени взрослые люди чистотою души ни уподобились детям, никто не станет доказывать, будто они могут обойтись без крещения. Если же крещение необходимо для взрослых, по душе подобных детям, то равносильно необходимо и для детей. Сверх того, из приведенных слов ( Мк.10:15 ) видно, что здесь под царством Божиим разумеется не столько царство небесное или рай, сколько вера и вступление в состав верующих, к чему дети, а равно и взрослые, имеющие детскую правдивость, способны по преимуществу. 3. Таинство Миропомазания Признавая важную необходимость для христиан в получении Благодатных даров Св. Духа, сектанты тем не менее отвергают таинство миропомазания. По учению сектантов, для. получения христианами. от Бога даров Благодати нет нужды в каком либо особом действии, а также – в особых посредниках между Богом и людьми, каковыми в Церкви являются пастыри. Благодать от Бога, веруют сектанты, сходит на них непосредственно сама собой. В доказательство сектанты приводят следующие места св. Писания: 1) Лк.11:13 . « Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него ». 2) Деян.2:38 . « Петр сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар св. Духа ». 3) 1Ин.4:13 . « Что мы пребываем в Нем и Он – в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа ». 4) 1Фес.4:8 . « Итак, непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Святого ». 5) 1Кор.2:12 . « Ho мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога ».

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Итак, если ты умер в Крещении, оставайся мертвым для греха, потому что всякий умерший не может уже грешить; а если ты грешишь, то уничижаешь тем дар Божий. А если мы умерли со Христом, продолжает апостол, то веруем, что нам и жить с Ним ( Рим.6:8 ). Иметь что-либо общее с Господом без всякого венца само по себе есть уже славнейший венец, замечает Златоуст, объясняя слова апостола. Но я предлагаю тебе иную награду, говорит апостол. Какую же награду? Жизнь вечную. Веруем, что нам и жить с Ним. Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над Ним власти ( Рим. 6:9 ), т. е. Его тридневное воскресение из мертвых открыло и для Него и для нас вечную, никогда нескончаемую бессмертную жизнь, и смерть, Им попранная и умерщвленная, уже не смеет коснуться Его, – не посмеет, значит, коснуться и нас. Ибо что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, а живыми для Бога во Христе Иисусе Господе нашем ( Рим.6:11 ). Христос Сам по Себе не был повинен смерти, как всесвятый и безгрешный, и умер за наш грех , чтобы истребить грех, чтобы отнять от него всю силу. Но вот затем настает для нас иная жизнь, жизнь для Бога, для вечного блаженства, для бесконечного преспеяния в добре, для вечной славы, – жизнь, открытая Его воскресением для нас. Смотрите, говорит апостол, не вдавайтесь опять в грех, считайте себя мертвыми для греха, а живите только для Бога, преуспевайте во всякой добродетели, уготовайте себя для вечной жизни, для вечного блаженства на небе во Христе Иисусе, Господе нашем. Д. Объяснение символических действий, употребляющихся при Таинствах Крещения и Миропомазания. I. Обряды, предшествующие Таинствам Крещения и Миропомазания. а) Наречение имени. Прежде Крещения желающему креститься нарекается новое христианское имя. Это значит, что он вступает в новое общество, и с именем того святого, чье приемлет имя, получает себе в этом лице покровителя и пример для подражания на всю жизнь 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

На поставленный вопрос может быть дан только утвердительный ответ. Так на Господа нашего Иисуса Христа тотчас после Его крещения во Иордане сошел Дух Святой видимым и торжественным образом в виде голубя ( Мк.1:10 , Лк.3:21–22 ); кроме этого высочайшего примера есть еще и другие примеры: так на царедворца эфиопской царицы ( Деян.8:35–40 ) тотчас же по Крещении сошел Дух Святой; на тех 12 человек, которых крестил Павел в Ефесе ( Деян.19:1–6 ), нисшел Дух Святой и тотчас же после Крещения; самаряне, принявшие слово Божие и крестившиеся во имя Господа Иисуса. Христа, тотчас же после Крещения получили Духа Святого ( Деян.8:17 ). В. Историческая справка о происхождении внешней формы Таинства Миропомазания Замена возложения рук помазанием мира в Миропомазании совершилась еще в апостольское время. Что это действительно так, для подтверждения имеются сравнительно ясные свидетельства в самом Священном Писании . В первом послании Иоанна мы читаем: „вы имеете помазание от Святаго и знаете все; помазание, которое вы получили от него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас: то самое сие помазание учит вас всему и оно истинно и не ложно“ ( 1Ин.2:20 ; 1Ин.2:27 ). Подобно этому апостол Павел в Послании к коринфянам говорит: „утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши“ 8 . Употребляемое здесь выражение „χρισμα“ , как известно, в православной и римско-католической догматике относится к Миропомазанию или, по-западному, к конфирмации. Уж одно это дает понять, что в приведенных нами местах Писания идет речь именно о помазании в рассматриваемом Таинстве. Но это более получает вероятия, если обратить внимание на тот факт, что древние отцы и учители Церкви оба приведенные текста объяснили именно в смысле апостольских свидетельств о Миропомазании – в последующей форме его совершения 9 . Правда, нельзя отвергать того, что апостолы говорят здесь преимущественно о внутреннем действии Таинства, чрез которое преподается Дух Святой; но, с другой стороны, вполне естественно думать, что для выражения этого внутреннего действия они, желая быть понятными христианам, употребляли слова, заимствованные от общеизвестного внешнего действия, служившего видимым знаком первого 10 . Последнее предположение тем более возможно, что апостолы говорят здесь о помазании от Святого и запечатлении, как о вещи обыкновенной, всем известной и понятной, не требующей даже объяснения 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

О десятом члене Символа Веры 10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. В десятом члене Символа Веры говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах. Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа», и добавил: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), этим Господь ясно указал на то, что Им установлены и другие таинства. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Св. Православная Церковь содержит семь таинств; крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение . В Символе Веры упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами. Кроме того, в момент составления Символа Веры были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей, как например еретиков, при возвращении их в Церковь , крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершатся над человеком только один раз . Потому и говорится – «исповедую едино крещение». ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ Таинство крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова. Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф.28:19 ). Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь ( Ин.3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

282. Сколько всего Таинств? Таинств – семь: Крещение ; Миропомазание ; Причащение ; Покаяние ; Священство ; Брак ; Елеосвящение . 283. Какую духовную силу имеет каждое из этих Таинств? Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу: в Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную; в Миропомазании получает благодать, содействующую духовному росту и укрепляющую; в Причащении питается духовно; в Покаянии исцеляется от духовных болезней, т. е. от грехов; в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств; в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей; в Елеосвящении врачуется от болезней телесных, посредством исцеления от духовных. 284. Почему в Символе веры не упомянуто обо всех этих Таинствах? В Символе веры упомянуто не обо всех Таинствах, а об одном Крещении потому, что в отношении него было сомнение: не следует ли некоторых людей, например, еретиков, крестить вторично; нужно было решить этот вопрос, что и сделано в Символе, который утвердил едино (одно) крещение . О Крещении 285. Что такое Крещение? Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). 286. Откуда Крещение берёт своё начало? Крещение началось с того, что вначале на Иордане Предтеча Спасов «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» ( Деян. 19:4 ). Затем Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своём Он дал апостолам торжественное повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ( Мф. 28:19 ). 287. Что является главным в священнодействии Крещения? Главное в священнодействии Крещения – троекратное погружение в воду с произнесением слов: « Крещается раб Божий (имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Введение Совершив Искупление людей, Господь Иисус Христос указал путь к усвоению плодов спасения, которое совершается в Церкви и начинается с Крещения: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам ( Мф.28:19 ) и кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Эти слова Спасителя для Православной Церкви являются заповедью и исходя из них в ней непременно совершается Крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа в три погружения тех, кто желает наследовать жизнь вечную. В неопротестантизме 1 – в баптизме, адвентизме, пятидесятничестве, неопятидесятничестве, Международной церкви Христа (МЦХ), Международной христианской церкви (МХЦ), новоапостольской церкви и др. также совершается крещение, но его роль и значение понимается по-иному, чем в Православной Церкви, и оно происходит не в три погружения, а в одно погружение во имя Святой Троицы, и нередко по другой формуле. Несмотря на это некоторые русские неопротестанты настаивают на том, что «Мы – протестанты. Вместе с католиками и православными исповедуем один и тот же Символ веры », в котором они упоминают Церковь «крещенных верующих, объединенных верой в Христа» 2 , а также общей с православными они считают христологию 3 . Хотя некоторые из этих ересей 4 возникли еще в XVII веке, а в России появились в XIX веке и позже, вопрос об отношении к совершенному у них крещению продолжает оставаться на повестке дня русского богословия и сектоведения, в частности 5 . В связи с тем, что отдельные представители этих сект высказывают пожелание присоединиться к Православной Церкви и отречься от своих заблуждений, возникает вопрос, как поступать с крещенными вышеуказанным способом образом? Могут ли православные признать истинным крещение во имя Святой Троицы, но в одно погружение или одно обливание, или окропление? В настоящее время в Русской Православной Церкви отсутствует единообразие в практике приема последователей этих сект в Церковь . Так, на сайте Московской епархии с 2010 г. размещена информация о присоединении баптистов, пятидесятников и адвентистов к Церкви через Миропомазание со ссылкой на «Новую Скрижаль» архиеп. Вениамина и «Настольную книгу для священно-церковнослужителей» С.В. Булгакова . Однако такая рекомендация противоречит подлинной позиции архиеп. Вениамина и С. В. Булгакова считавших, что баптистов надо принимать через Крещение 6 . На сайте Крымской и Симферопольской епархии сообщается, что в 2018 г. группа баптистов после отречения от своих заблуждений «через Таинство Миропомазания была присоединены к Православию» по чину присоединения к Церкви лютеран 7 . И в то же время в епархии г. Москвы по благословению Святейшего Патриарха присоединение неопротестантов совершается через Крещение. Такая же позиция встречается у некоторых современных православных богословов 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/kres...

Хождение крещаемого вокруг купели со светильником служит одним из заключительных действий в таинстве крещения. Оно означает духовное торжество о получении крещенным в таинстве крещения новой духовной жизни и о благодатном просвещении его от воды и Духа. Посему-то при этом действии и поется торжественная песнь: «елицы во Христа креститеся, во Христа облекотеся, Аллилуйя». «Исповедую едино крещение во оставление грехов», – читаем мы в символе веры и тем выражаем также ту истину, что крещение не должно быть повторяемо. Крещение по объяснению катехизиса, есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды. Истина эта основывается на ясном учении Слова Божия. Апостол говорит: «один Господь, одна вера, одно крещение». Таким образом, единство крещения поставляется здесь наряду с единством Господа и единством веры. Для христиан Господь Иисус Христос незаменяем, незаменяемо и учение Его. Подобно этому и крещение не может заменяться другим чем-либо, но только один раз вводит все в общение со Христом. Вот почему издавна в Церкви Христовой существует правило, в силу которого даже крещенные еретиками, если только они были крещены правильно, при вступлении в Православную Церковь , не должны быть перекрещиваемы вновь, а присоединяются к ней через таинство миропомазания. В заключение заметим еще раз, что через крещение человек получает прощение грехов, становится чистым, невинным перед Богом. Это должно побуждать человека к чистой и святой жизни. Крестившийся во Христа обязан и облечься во Христа, то есть обязан следовать заповедям Христовым и подражать Христу. Вот почему о тех, которые грешат после крещения должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещенные – в своих, потому что имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее. О подобных людях апостол говорит: «если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Луше бы им не познать пути правды, нежели познав, возвратиться назад от преданной ими святой заповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна. Потом, по воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф.28:19).    Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь (Ин.3:5).    Для принятия крещения необходимы вера и покаяние.    Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: «Иисус видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» (Марк. 2:5).    Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо «обрезанием нерукотворным» — (Кол.2:11-12); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него.    Сам Господь сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18:16).    Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф.4:4). ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ    Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Для принятия крещения необходимы вера и покаяние. Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Когда он подрастет, они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином. Это священный долг восприемников и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом. А то, что благодатные дарования даются по вере других, нам дано указание в Евангелии, при исцелении расслабленного: «Иисус видя веру их (принесших больного), говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои» ( Марк. 2, 5 ). Сектанты считают, что нельзя крестить младенцев и осуждают православных за совершение таинства над младенцами. Но основанием для крещения младенцев служит то, что крещение заменило ветхозаветное обрезание, которое совершалось над восьмидневными младенцами (христианское крещение названо «обрезанием нерукотворным» – ( Кол.2:11–12 ); и апостолы совершали крещение над целыми семействами, где, несомненно, были и дети. Младенцы, так же как и взрослые, причастны первородному греху и имеют нужду в очищении от него. Сам Господь сказал: «пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Лк.18:16 ). Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и таинство крещения над человеком совершается однажды. «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ Миропомазание есть таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева (т. е. из внутреннего центра, сердца) потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него , ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин.7:38–39 ). Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010