Закрыть О подготовке ко Святому Причащению 31.03.2016 1368 Время на чтение 14 минут 1. Цель и смысл Причащения Святых Христовых Таин и подготовки к нему Духовная жизнь православного христианина немыслима без причащения Святых Таин. Приобщаясь Святых Тела и Крови Христовых, верующие таинственно соединяются со Христом Спасителем, составляют Его единое Тело - Церковь, получают освящение души и тела. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф. 16, 18). Веруя слову Спасителя, мы верим, что «Церковь Бога Живаго» есть «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15) во все времена своего исторического существования. В основе своей она неизменна, а изменяющееся в ней изменяется под действием Духа Святаго и наиболее соответствует изменившимся условиям жизни. Человек становится членом Церкви через Крещение и Миропомазание. Крещение омывает наши грехи, примиряя нас с Богом, а миропомазание сообщает нам благодать Святаго Духа, дающего нам дар молитвы и силы для преодоления греховных навыков и стяжания добродетелей. В Церкви христианин имеет доступ ко всем дарам Святаго Духа, включая высший из них - Причащение Святых Христовых Таин. Но: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего небесного» (Мф. 7, 21). Есть два пути - спасительный и погибельный - по слову Господа: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7, 13-14). «Жизнь», о которой говорит Спаситель, это восстановление (с огромным избытком) общения человека с Богом, Богообщения, утерянного Адамом в раю. В этом общении жизнь, свет, радость, блаженство вечное. Вне же Богообщения - вечная тоска, непрестающее мучение, то есть, та погибель, о которой предупреждает Господь. В чем же состоит узкий путь? В самоотвержении. «Кто хочет идти за Мной - говорит Христос - отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 17, 21). То есть, это подвиг отсечения своей воли и исполнения воли Божией. Но подвиг должен сообразовываться с возможностями человека. Нужна рассудительность, то есть смиренная расчетливость (см. Лк. 14, 28-32). Нельзя брать на себя подвиг не по силам (на что подмывает нас наша гордость). Но при этом христианин должен себя готовить к тому, что, возможно, придется пожертвовать ради Христа всем своим имуществом и самой жизнью. Тогда, когда жизнь (а через нее сам Господь) поставит нас в такие условия, надо твердо верить, что Он же и даст силы остаться верным Ему.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Часть III. Крещение и Миропомазание Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий Богословские аспекты таинств Крещения и Миропомазания167 Средоточием христианской веры и непоколебимым фундаментом христианской Церкви является исповедание смерти и воскресения Иисуса Христа как спасительных для человеческого рода деяний Божиих. Св. ап. Павел свидетельствует о неизменном содержании христианского благовестия и церковного Предания, которое заключается в том, «что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.15:3–4 ). Возвещение миру смерти и воскресения Христа апостол называет «тайной благовествования» ( Еф.6:19 ). Этим же словом – μυστριον, то есть «таинство» – он именует всю совокупность этапов и всё многообразие аспектов домостроительства спасения Сына Божия: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Церковь также включена в это единое таинство спасения, ибо она есть тайна, «сокрытая от веков и родов, ныне же открытая святым Его, которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей... которая есть Христос в вас» ( Кол.1:26–27 ). Наконец, величайшей тайной Божией – μυστριον το Θεο – является Сам Иисус Христос, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол.2:2 ). Таким образом, в Новом Завете таинство, μυστριον – это, прежде всего, явленный во Христе и осуществляющийся в Церкви спасительный замысел Божий о человечестве, откровение Его непостижимой любви и милосердия. Таинство домостроительства Божия во Христе, бесконечно превосходя человеческое разумение, тем не менее не скрывает, но, напротив, являет дотоле сокровенную Премудрость Божию и открывает всем верующим во Христа доступ к полноте Божественной жизни, «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол.2:9 ). Отцы Церкви, верные учению Господа Иисуса Христа и Его апостолов, согласно учат, что христианин умирает и воскресает со Христом, обретая спасение и вечную жизнь через участие в особых церковных священнодействиях, прежде всего – в Крещении и Евхаристии. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ); «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ) – наставляет Господь своих учеников. А ап. Павел учит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ). Всякий раз, совершая Евхаристию, мы «смерть Господню возвещаем, доколе Он придет» ( 1Кор.11:26 ). В практике древней Церкви Крещение, Миропомазание и Евхаристия совершались подряд, образуя великое таинство христианского Посвящения. Богословие Крещения, Миропомазания и Евхаристии составляет важнейшую часть Священного Предания Церкви. Христологический аспект таинств Крещения и Миропомазания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И для младенца нет другой возможности пережить очищение в Крови Иисуса Христа, как только в Крещении. А далее апостол Петр говорит еще более конкретно: «Ибо вам принадлежит обетование (обетование о прощении грехов через Крещение и о даре Святаго Духа. – прот. О.С. ), и детям вашим…» (Деян. 2: 39). Как видим, причастниками Благодати Крещения и Миропомазания могут быть не только взрослые, но и дети. Конечно, противники детокрещения часто задают резонный вопрос: «В Писании сказано: “Кто будет веровать, и креститься, спасен будет” (Мк. 16: 16). И также сказано в Писании: «…крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести…» (1 Пет. 3: 21). И возникает резонный вопрос: а кто же верует за младенца и кто же за младенца дает обещание Богу доброй совести?» Отвечая на этот вопрос, мы говорим: крестные родители исповедают веру за младенца и дают обещание доброй совести. Возникает вопрос: разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно, и в Библии есть много тому примеров Но тут возникает еще вопрос: а разве Благодать подается одному человеку по вере другого? Конечно (!), и в Библии есть много тому примеров. Например, рассказывается, как к Господу Иисусу Христу пришел сотник, у которого был слуга (кстати, по-гречески он называется «отрок», то есть ребенок), жестоко страдавший, и Иисус Христос, видя веру этого сотника, говорит ему: «Иди, твой слуга здоров» (см.: Мф. 8: 5–13). Другой случай: однажды Иисус находился в доме, а некие люди принесли своего расслабленного друга на постели; они не могли войти в дом, поэтому разобрали крышу и спустили на постели этого человека к ногам Иисуса. И, видя веру их, Господь Иисус сказал этому расслабленному, похоже, не только физически, но и духовно: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (см.: Мк. 2: 3–12). Так что возможно, что по вере одних людей другие получают божественное исцеление, приобщение к Благодати. Тем более что в Священном Писании сказано: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч. 22: 6). Крестные дают обязательство воспитать своих крестников в святой вере. И, следуя словам Христа «Не запрещайте детям приходить ко Мне», мы принимаем в общение с Церковью младенцев, которых приносят их родители и крестные, и по вере родителей и крестных мы совершаем Таинство Святого Крещения и Таинство Миропомазания. И причащаем крещеных младенцев, потому что и в ветхозаветной традиции крещеный, тогда обрезанный, мог принимать участие в ветхозаветной трапезе пасхальной (Исх. 12: 48). А «Пасха наша, Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5: 7).

http://pravoslavie.ru/90815.html

Затем помазание освященным маслом – елеем и само Крещение. Крещаемый входит в купель (или наклоняется над купелью), и священник 3 трижды возливает ему на голову воду со словами: КРЕЩАЕТСЯ РАБ БОЖИЙ (РАБА БОЖИЯ): ВО ИМЯ ОТЦА, АМИНЬ. И СЫНА, АМИНЬ. И СВЯТАГО ДУХА, АМИНЬ. Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?.. – спрашивает ап. Павел. Крещальная купель – это гроб. Погружаясь в воды Крещения, мы умираем для прежней жизни. Тройное погружение означает тридневное пребывание Христа во гробе. Но мы знаем, что произошло потом: через три дня пребывания Христа в лоне смерти – Он воскрес! Так и мы восстаем из крещальной купели возрожденными для новой жизни. Поистине Крещение не только, как мы его назвали, Таинство духовного рождения, оно и Таинство воскресения нашей души! Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения… ( Рим 6, 4-5 ). Именно поэтому в древности крестились на Пасху, причем в Иерусалиме это делалось в храме Воскресения Христова. Печать дара Духа Святаго… Непосредственно после Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания – второе из Таинств Церкви. «После того, как вы вышли из купели священных вод, – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – вам дано было помазание. Не думай, что это простое миро, – нет, видимым миром помазуется тело, а душа освящается Святым и Животворящим Духом». Дух Святой, невидимый и неуловимый, как ветер, с момента Миропомазания становится нашим вечным спутником. Как некогда Он был с Сыном Божиим, так теперь Он с нами, предопределенными быть подобными Сыну Божию (ср. Рим. 8, 29 ). На нас ставится печать Духа Святого. «В ранней Церкви слово сфрагис (печать) имело много значений. Но основное его значение, открываемое в помазании святым миром, очевидно: это отпечаток на нас Того, Кто владеет нами; это печать, которая сохраняет и защищает в нас, как в сосуде, ценное содержимое и его благоухание; это знак нашего высокого призвания» (протопресв. А. Шмеман).

http://azbyka.ru/parkhomenko/roditsya-ot...

Крещаемые в полном возрасте должны быть также сопровождаемы восприемниками и восприемницами, которые суть поручители, перед Церковью, в вере новообращенных. Восточная Церковь соединяет с совершением крещения многие весьма древние обряды, имеющие таинственное, соответствующее самому таинству, значение, а именно: заклинание, крестное знамение и вещественный крест, даваемый каждому крещаемому для ношения, в продолжении всей его жизни, на груди. Хотя уполномоченные на совершение таинства крещения суть собственно епископ и священник, но с первых веков христианства, в случаях необходимости, дозволялось совершать его и простым мирянам. Православная Церковь признает, сверх того, что мученичество заменяет крещение для того, кто не мог его получить прежде, нежели претерпел смертное мучение за Иисуса Христа. Миропомазание или конфирмация Миропомазание есть священнодействие или таинство, установленное Иисусом Христом для сообщения новокрещенным Святого Духа. Восточная Церковь признает это, утверждаясь на следующих словах Священного Писания: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божье, послали к ним Петра и Иоанна которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого». ( Деян. 8:14–17 ). Итак, вскоре по Вознесении Иисуса Христа, Апостолы Его совершали священное действие, заключавшееся в молитве и возложении рук, – которым Святой Дух сообщался новокрещенным. Апостол Павел, прибыв в Ефес, нашел там верных, мало разумевших еще учение Христово и получивших только Иоанново крещение. Они крестились во имя Иисуса Христа и, по возложении рук на них Павлом, Святой Дух низшел на них. ( Деян. 19:5,6 ). В послании Евреям ( Евр. 6:2 ), Апостол Павел, вслед за крещением, упоминает о возложении рук. Возложение рук сопровождалось различными действиями, смотря по тому, что при нем имелось в виду. В миропомазании оно сопровождалось помазыванием Святым миром. Поэтому-то сообщение Святого Духа называется в книгах Священного Писания помазанием. «Впрочем, вы имеете помазание от Святаго, и знаете все... Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает». ( 1Ин. 2:20,27 ). Также выражается и Апостол Павел: «утверждающей нас с вами во Христе, и помазавший нас есть Бог , который и запечатлел нас, и дал залог Духа в сердца наши». ( 2Кор. 1:21–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

«Тем, которые приняли Его (Иисуса Христа), верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими, которые не от крови, не от хотения плоти, не от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1:12–13 ). «Дети! Вы от Бога и победили их (ложных пророков); ибо Тот, Кто в вас, больше того, что в мире» ( Ин.4:4 ). «Если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и Отце» ( 1Ин.2:24 ). «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят, а сей храм – вы» ( 1Кор.3:16–17 ). «Я живу, но уже не я, а живёт во мне Христос» ( Гал.2:20 ). «Соединяющийся (или точнее прилепляющийся ко Господу) с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор.1:17 ). 65. Заключение учения о начале христианской жизни Изложив понятия 1) о возбуждении или призывании естественного человека евангельской благодатью; 2) об образовании в нём, под влиянием этой благодати, свойств покаянной веры до той степени зрелости, на которой она выразилась в решимости призванного дать обет отречься от зла и сочетаться со Христом и, наконец, 3) об оправдании и освящении, которых давший обет удостаивается в силу своей веры в Св. Таинствах Крещения и Миропомазания, изложив понятия об этих трёх моментах возрождения человека, тем самым мы изложили зарождение или начало в нём новой, благодатной или христианской жизни; благодатной потому, что первый и последний момент возрождения (призывание и оправдание с освящением) принадлежат исключительно благодати Божией; христианской потому, что как внутренние действия благодати совершены ею в силу заслуг Христовых, так и внешний акт крещения и миропомазания, совершённый по внутренним побуждениям покаяния и веры, есть первое свободное осуществление человеком заповеди Христа Спасителя о возрождении водой и Духом и вместе есть запечатление обета его отныне жить по образу жизни и по учению Самого Христа, в общении с Ним и с Его же помощью. Положенное в человеке начало христианской религиозной жизни есть вместе с тем и совершившееся фактически начало земного спасения 133 его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Ис.11:2–3 ). «Как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» ( Гал.4:6 ). «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим.5:5 ). «Вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему... в том пребывайте» ( 1Ин.2:20, 27 ). «Помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:21–22 ). Суммирование по содержанию библейских текстов дает в итоге три руководственные мысли к уяснению дара Миропомазания: 1) Миропомазание есть продолжающееся за Крещением восстановление в падшей природе человека благодатной любви, 2) все семь дарований Святого Духа непосредственно влияют на усовершение любви в человеческом естестве, 3) личное раскрытие семи благодатных даров Святого Духа может совершаться безостановочно в зависимости от напряжения человеческой воли. Глава 1 Благодатию помазания святым Миром человек становится, в полном смысле этого слова, христианином, то есть помазанным. «Печать креста» в Таинстве Миропомазания «излучает пресветлые озарения», и «реки дарований в его сияниях напояют всех». В отличие от Крещения, где возрождается лишь природная жизнь человека, Миропомазание эту очищенную природу облагодатствует по изначальной норме ее бытия. Нисхождение здесь Святого Духа на миропомазуемого представляет собою как бы вхождение души в душу, или «вметание огня " (ср. Лк.12:49 ), любви Божественной, в подготовленное Крещением человеческое существо. Святой Дух есть Вдохновитель людей к истинной, деятельной любви. Его силою только и возможно для человеческой природной немощи «удалиться от земных вещей» плотского прельщения и «научиться Божественной жизни». Потому Таинство Миропомазания чудно освящает природные задатки наши к любви. Оно сообщает им крепость и просветление самой внутренней основы их проявлений. Как прилив серебра в расплавленную массу меди и чугуна при литье колокола облагораживает колокольный звон и как прививание к дикой яблоне ветви от яблони уже культивированной изменяет вкус плодов, растущих на привитой яблоне, так совершенно изменяется внутреннее качество настроения и сила воли у крещеного после дарований Святого Миропомазания.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Таинство Миропомазания совершается сейчас же после Крещения, как это бывало в Церкви с самого начала. Пояснения: I. Святое миро, как правило, приготовляет и освящает сам глава Автокефальной Церкви. II. Святое миро в Римской Церкви называется «крижмо». III. Римская Церковь Таинство Миропомазания называет «бирмованием»; однако учение Римской Церкви об этом Таинстве отклоняется от учения Православной Церкви в трех пунктах: а) оно не считает его столь необходимым, как Церковь Православная, вследствие чего некоторые римско-католические христиане остаются вообще без принятия этого Таинства (Таинство не совершается сейчас же после Св. Крещения, но значительно позже); б) в Римской Церкви совершает это Таинство только епископ, и лишь в исключительных случаях может его совершать священник, уполномоченный на это папой. 3. О Таинстве Причащения 646. Что нам подается в Таинстве Причащения? В Таинстве Причащения подается нам под видом хлеба и вина Пречистое Тело и Драгоценная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, для исцеления души и тела и для жизни вечной. 647. Как сокращенно называем мы Пресвятое Тело и Пресвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа? Пресвятое Тело и Пресвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа мы называем сокращенно «Евхаристией», или «Святыми Дарами», или «Вечерей Господней». 648. Когда установил Христос Таинство Причащения? Таинство Причащения Христос установил перед Своими страданиями во время Тайной Вечери. 649. Как установил Христос Таинство Причащения? Христос установил Таинство Причащения так: 1) Он взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» ( Мф.26:26 ); 2) и взяв чашу, благословил вино в чаше, подал им и сказал «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:27–28 ), а затем 3) сказал им: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). 650. Почему установил Христос Таинство Святой Евхаристии? Христос установил Таинство Святой Евхаристии по неизреченной любви к нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои. А день седьмой – суббота Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего ( Втор.5:6–21 ). 4) Основные евангельские заповеди ( ; Ин.13,34 ). 5) Символ веры (см.с.50) 6) Утренние и вечерний молитвы по краткому Молитвослову. 7) Число и значение таинств. Таинство нельзя смешивать с обрядом. Обряд есть любой внешний знак благоговения, выражающий нашу веру. Таинство же – это такое священнодействие, во время которого Церковь призывает Духа Божия и благодать Его нисходит на верующих. С XIII века на Западе, а вскоре и на Востоке среди этих священнодействий выделили семь основных. 1) Крещение – знак вступления человека в Церковь и мистического приобщения его к единству верных во Христе, к «Телу Христову» ( Мф.28:19 ; Мк.16:16 ; Ин.3:5 ). Совершается по вере крещаемого (взрослого) или по вере родителей (младенца). Христос заповедал крещение водой (символ очищения и обновления), но при крайней необходимости могут быть использованы снег или даже песок. Это единственное таинство, которое в случае нужды может совершать не только священник, но и любой христианин. Восприемниками (крёстными) называются те, кто берёт на себя обязанность духовно помогать крестившемуся на первых порах его жизни в Церкви (см. гл. VI). 2) Евхаристия , или Причащение, – участие в Тайной Вечере Господней (см. гл. III). 3) Миропомазание – таинство схождения Духа Божия на члена Церкви ( Ин.3:5; 15:26 ; Деян.10:44; 19:1–7 ). Знаменует посвящённость верных Богу, или их «царственное священство» ( 1Петр.2:9 ). При этом таинстве крещённого человека помазуют миром, благовонным маслом, которое священник получает от епископа (освящает миро Патриарх). В Восточной церкви миропомазание совершается сразу после крещения, в Западной – по достижении сознательного возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   Церковь на земле – средоточие истинной духовной жизни, святыни, правды Божией, премудрости, силы, мира, свободы. Церковь – общество спасаемых, святое и таинственное соединение душ праведных, отошедших к Богу и уже царствующих на небесах, и людей православно верующих, смиренно и радостно несущих крест свой в земной жизни. Они соединены воедино Главою Церкви – Господом нашим Иисусом Христом, а Дух Святой одушевляет, освящает и укрепляет этот союз. Установления, обряды и обычаи Православной Церкви существуют изволением Главы ее – Господа Иисуса Христа и ее Кормчего – Духа Святого. Спаситель, раскрыв в евангельском учении тайну Своих Страстей и Воскресения, даровал возможность созерцать духовные сокровища Церкви, положив в основание ее семь Таинств. По словам Священного Писания, «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» (Притч. 9:1).    Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), так говорит о семи Таинствах Церкви Христовой: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение».    Церковь принимает человека уже от лона матери, и два Таинства приближаются к самой колыбели – одно возрождающее, другое утверждающее – Крещение и Миропомазание. Они, приняв младенца, возвещают, что новорожденному нужны еще иные родители, иные воспитатели, не только по плоти, но и по духу, не только для мира, но и для Христа. Третье Божественное Таинство – Причащение духовно питает и напояет человека, ибо сказал Господь: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:55, 56).    Но младенец растет, и вместе с годами развиваются страсти от злоупотребления свободой воли, дарованной ему Господом, и козней лукавого. Тогда Церковь призывает опять человека на путь добродетели, предлагая ему четвертое Таинство – Покаяние. Оно, подобно Крещению, омывшему его от греха Адамова, очищает человека перед Богом от грехов, соделанных им в жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010